Во исполнение Федерального закона от 14 июля 1997 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (СЗ 1997 г. N 29, ст.3500), в целях обеспечения необходимого уровня организации защиты растений в Российской Федерации, предотвращения отрицательного воздействия деятельности в области защиты растений на здоровье людей, сельскохозяйственных животных и окружающую природную среду приказываю:
1. Утвердить "Методические рекомендации по наложению штрафов за нарушения в области защиты растений".
2. Отменить приказы Минсельхозпрода России от 14 мая 1998 г. N 281 "Об утверждении Правил наложения штрафов в области защиты растений" и от 29 июня 1999 г. N 509 "Об изменении приказа Минсельхозпрода России от 14 мая 1998 г. N 281 "Об утверждении Правил наложения штрафов в области защиты растений".
Министр |
А.B.Гордеев |
Методические рекомендации
по наложению штрафов за нарушения в области защиты растений
(утв. приказом Минсельхозпрода РФ от 16 марта 2000 г. N 198)
1. Правовое регулирование при наложении штрафов за нарушения в области защиты растений осуществляется на основании Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Об административной ответственности за нарушения в области защиты растений см. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
Данные рекомендации (далее - Рекомендации) приводят положения Кодекса, наиболее часто используемые при производстве по делам об административных правонарушениях в области защиты растений. Рекомендации призваны облегчить поиск необходимых статей Кодекса.
Производство по делом об административных правонарушениях производится только на основании статей Кодекса. Использование ссылок на настоящие методические рекомендации не допускается.
Пояснения ко всем статьям Кодекса дает "Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях".
2. Административные правонарушения в области защиты растений, предусмотренные статьями 99, 99.3, 99.4, 99.5 Кодекса влекут предупреждение или наложение штрафа на граждан и должностных лиц.
3. Денежный штраф, указанный в п.2 настоящих Рекомендаций, налагается:
1) за непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками (после непринятия мер по борьбе с сорняками в течение года после предупреждения): на граждан - в размере одна десятая минимального месячного размера оплата труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения, но не ниже 25 рублей; на должностных лиц - одна третья минимального размера оплаты труда (но не ниже 50 рублей); за злостное непринятие мер по борьбе с сорняками: на граждан - в размере одной третьей минимального размера оплаты труда (но не ниже 50 рублей) и на должностных лиц - до одной второй минимального размера оплаты труда, но не ниже одной десятой минимального размера оплаты труда;
2) за невыполнение законных предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции обеспечения государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных актов и проведением мероприятий по защите растений, о проведении мероприятий по защите растений от вредителей и болезней растений на территориях сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, а также городских и иных поселений: на граждан - в размере до семи минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
3) за нарушение правил хранения, перевозки и применения пестицидов: на граждан - в размере от одного до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
4) за воспрепятствование осуществлению должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции обеспечения государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных актов и проведением мероприятий по защите растений возложенных на них полномочий: на граждан - в размере от одного до семи минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда.
4. В соответствии со статьей 216.1 Кодекса рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 99, 99.3, 99.4, 99.5 Кодекса, налагать административные взыскания от имени федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции обеспечения государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных актов и проведением мероприятий по защите растений, вправе:
1) главный государственный инспектор по защите растений Российской Федерации и его заместители - штраф в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
2) главные государственные инспекторы по защите растений субъектов Российской Федерации и их заместители - штраф в размере до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
3) государственные инспекторы по защите растений городской, межрайонной и районной станции защиты растений - штраф в размере до трех минимальных размеров оплаты труда.
5. Постановлением Совета Министров СССР "Об улучшении организации защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней" от 10 февраля 1969 г. N 113 установлено:
1) главным государственным инспектором по защите растений РСФСР является по должности начальник Главного управления или управления защиты растений Министерства сельского хозяйства РСФСР. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. N 962 "О департаментах Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации" образован Департамент растениеводства, химизации и защиты растений;
2) главным государственным инспектором по защите растений республики в составе РФ, края, области является по должности начальник станции защиты растений республики в составе РФ, краевой, областной станции защиты растений;
3) государственным инспектором по защите растений района является по должности начальник районной станции защиты растений, а в тех районах, где таких станций нет, главный (старший) специалист зональной или межрайонной станции защиты растений.
6. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 216.1 Кодекса), могут налагать предусмотренные Особенной частью Кодекса (статьи 99, 99.3, 99.4, 99.5 Кодекса) административные взыскания в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполнении служебных обязанностей*(1).
7. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении*(2).
8. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств:
1) отсутствие события и состава административного правонарушения;
2) недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
3) невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие;
4) действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
5) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;
6) отмена акта, устанавливающего административную ответственность;
7) истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 38 Кодекса (п.7 Рекомендаций)
8) наличие no тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела;
9) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу*(3).
9. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности*(4).
10. О совершении административного правонарушения составляется протокол уполномоченным на то должностным лицом либо представителем общественной организации или органа общественной самодеятельности.
В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.
В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса, о чем делается отметка в протоколе*(5).
11. Статья 247 Кодекса установила, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствии этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
12. Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, рассматривающего данное дело.
Должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение*(6).
13. Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо выносит постановление по делу.
Постановление должно содержать: наименование должностного лица, вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение.
Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, рассматривающим дело*(7).
14. Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо выносит одно из следующих постановлений:
1) o наложении административного взыскания;
2) о прекращении дела производством.
Постановление о прекращении дела производством выносится при объявлении устного замечания, передаче материалов прокурору, органу предварительного следствия или дознания, а также при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 227 Кодекса*(8) (п.8 Рекомендаций).
15. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
Копия постановления вручается под расписку. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле*(9).
16. Должностные лица, которым предоставлено право наложения штрафов в административном порядке, вправе вместо наложения штрафа сделать нарушителю предупреждение*(10).
17. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим: о наложении штрафа - вышестоящему должностному лицу или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным; о вынесении предупреждения - вышестоящему должностному лицу, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным*(11).
18. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлено органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.
Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением постановлений о применении меры взыскания в виде предупреждения... Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста*(12).
19. Жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в десятидневный срок со дня их поступления.
Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении принимает одно из следующих решений:
1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;
2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;
3) отменяет постановление и прекращает дело;
4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.
Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать данное дело, то такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).
Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору*(13).
20. Отмена постановления с прекращением дела об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм*(14)...
21. Вопросы, связанные с исполнением постановления о наложении административного взыскания, разрешаются должностным лицом, вынесшим постановление.
Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о наложении административного взыскания возлагается на должностное лицо, вынесшее постановление.
He подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. В случае приостановления исполнения постановления в соответствии со статьей 270 Кодекса (п.17 Рекомендаций) течение давностного срока приостанавливается до рассмотрения жалобы или протеста. В случае отсрочки исполнения постановления в соответствии со статьей 280 Кодекса течение давностного срока приостанавливается до истечения срока отсрочки.
Статья 280 установила, что при наличии обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение постановления в виде ... штрафа невозможно, должностное лицо, вынесшее постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца*(15).
22. Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.
Штраф, наложенный за совершения административного правонарушения, вносится нарушителем в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации*(16).
23. В случае неуплаты нарушителем в срок, установленный статьей 285 Кодекса (п.21 Рекомендаций), постановление о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.
Если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии нарушителя невозможно по другим причинам, взыскание штрафа производится на основании постановления должностного лица о наложении штрафа судебным исполнителем путем обращения взыскания на личное имущество нарушителя, а также на его долю в общей собственности.
Взыскание штрафа не может быть обращено на имущество, на которое в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено взыскание по исполнительным документам*(17).
24. Постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа произведено полностью, с пометкой об исполнении возвращается должностному лицу, вынесшему постановление*(18).
25. Контроль за правильностью действий главных государственных инспекторов по защите растений и государственных инспекторов по защите растений проводится государственными органами Российской Федерации в соответствии с нормами действующего законодательства.
26. При производстве по делам об административных правонарушениях строго руководствоваться Кодексом, законодательными актами Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
------------------------------
*(1) - статья 198 Кодекса.
*(2) - статья 38 Кодекса.
*(3) - статья 227 Кодекса.
*(4) - статья 15 Кодекса.
*(5) - статьи 234, 235 Кодекса.
*(6) - статья 258 Кодекса.
*(7) - из статьи 261 Кодекса.
*(8) - статья 262 Кодекса.
*(9) - из статьи 263 Кодекса.
*(10) - нормы статьей 99.3, 99.4, 99.5 Кодекса.
*(11) - нормы статьей 99, 99.3, 99.4, 99.5, 216.1, 266, 267 Кодекса.
*(12) - нормы статьей 99, 99.3, 99.4, 99.5, 268, 270 Кодекса.
*(13) - статьи 271 и 273 Кодекса.
*(14) - из статьи 276 Кодекса.
*(15) - статьи и нормы из статьи 216.1, 280, 282, 283 Кодекса.
*(16) - статья 285 Кодекса.
*(17) - статья 286 Кодекса.
*(18) - статья 288 Кодекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минсельхозпрода РФ от 16 марта 2000 г. N 198 "О методических рекомендациях по наложению штрафов за нарушения в области защиты растений"
Текст приказа официально опубликован не был