Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу МПР РФ
от 2 апреля 1998 г. N 95
Основные положения аудита недропользования
Общие положения
Создание и внедрение системы аудита недропользования диктуется спецификой горного производства, связанного с опасностью жизнедеятельности как на уровне ландшафтов, так и в подземных условиях. Аудит недропользования направлен на выработку решений, которые обеспечивали бы экономическую эффективность функционирования объектов недропользования, безопасность жизнедеятельности населения в районах ведения горных работ при соблюдении норм и правил недропользования.
Аудит недропользования осуществляется при разработке проектов комплексного развития промышленных зон и технико-экономических обоснований (ТЭО) на создание, реконструкцию, перепрофилирование или закрытие предприятий недропользователей, проверке проектов на соответствие нормативным документам, регламентируемым по разделу "Недра", оценке принимаемых технических решений.
Аудит недропользования является инструментом контроля и оказания содействия в наиболее эффективном использовании потенциальных возможностей недропользования, в том числе осуществления контроля за исполнением лицензионных условий на недропользование, в части недопущения незаконной переуступки лицензий, безлицензионного (самовольного) пользования недрами, своевременного и правильного внесения платежей за право пользования недрами и на воспроизводство МСБ.
Аудит недропользования может быть проведен отдельно, или в рамках общего аудита предприятия, включающего финансовый аудит, энергоаудит, экоаудит.
"Основные положения аудита недропользования" необходимы для определения общих направлений деятельности МПР России и его территориальных органов по созданию системы аудита недропользования. На базе этого документа, который определяет концептуальные позиции аудита недропользования, должны разрабатываться нормативно-методические документы, применительно к отдельным направлениям и объектам аудита недропользования.
1. Цели и задачи аудита недропользования
Цель аудита недропользования - анализ достоверности информации и разработка рекомендаций, необходимых для рационального использования недр и природных ресурсов при разработке полезных ископаемых, обеспечения использования подземного пространства в рамках существующих норм и правил, соблюдения безопасности жизнедеятельности населения в районах горных работ; осуществление контроля за исполнением лицензионных условий на недропользование, в части недопущения незаконной переуступки лицензий, безлицензионного (самовольного) пользования недрами, своевременного и правильного внесения платежей за право пользования недрами и на воспроизводство МСБ.
Основные задачи аудита недропользования:
- определение направлений повышения рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны недр;
- контроль за выполнением условий соглашений (договоров) о разделе продукции в части поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения на стадиях процессов заключения, исполнения и прекращения соглашений (договоров) о разделе продукции;
- контроль за исполнением лицензионных условий на недропользование, в части недопущения незаконной переуступки лицензий, безлицензионного (самовольного) пользования недрами, своевременного и правильного внесения платежей за право пользования недрами и на воспроизводство МСБ;
- снижение отрицательного воздействия недропользования на окружающую природную среду, на здоровье населения и персонала предприятий недропользователей;
- подготовка рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности субъектов недропользования.
2. Основание для осуществления аудита недропользования
2.1. Законы и нормативно-правовые акты РФ в области управления качеством природными ресурсами, окружающей среды и охраны природных ресурсов: Законы РФ "О недрах", "Об охране окружающей природной среды", Водный кодекс, "Соглашение о разделе продукции", "О континентальном шельфе", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Указ Президента РФ от 22.12.93 г. N 2263; Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" (от 02.02.98 N 132), "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" (от 20 ноября 1995 г. N 1124).
2.2. Проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации.
2.3. Проект Концепции государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (одобрен в основном Правительством РФ 31.07.97 г., в документе отмечена необходимость развития аудита в области природопользования).
2.4. Протокол совещания у заместителя Председателя Правительства РФ В.Б.Булгака 14 июля 1997 г. N БВ-П1-34пр (МПР России было поручено "ввести систему аудита с задачей проведения не реже, чем 1 раз в один - два года анализа выполнения недропользователями условий лицензионных соглашений").
2.5. Приказ Министра природных ресурсов N 139 от 25.08.97 "О проверке реализации выданных лицензий на право пользования недрами" (была определена необходимость разработки предложений и проектов нормативных актов по поэтапному введению горного аудита).
2.6. Существующие международные стандарты, правила и процедуры в области управления природными ресурсами и аудита.
3. Основные положения
3.1. Определение аудита недропользования
Аудит недропользования - процедура проверки деятельности недропользователей на соответствие нормативным актам в сфере недропользования и охраны окружающей среды и выработке рекомендаций по повышению эффективности использования ресурсов недр.
Аудирование проводится независимыми аудиторскими фирмами и аудиторами в интересах заказчика и осуществляющими свою деятельность на основе государственной лицензии. Результаты аудита учитываются территориальными органами МПР России и службами геолконтроля.
3.2. Объекты аудита недропользования:
- предприятия по добыче полезных ископаемых на стадии разведки, опытной и промышленной эксплуатации, консервации, включая систему транспортировки сырья и продукции и управления горно-геологическими отходами;
- предприятия, использующие шахты, тоннели, бункеры, резервуары и иные подземные сооружения для переработки, транспортировки, хранения сырья и продукции;
- специальные транспортные подземные сооружения (метрополитены и пр.);
- системы подземных коммуникаций, используемые для транспортировки и передачи воды, различных энергоносителей, электроэнергии;
- подземные полигоны отходов, в т.ч. радиоактивных, на стадии оборудования, эксплуатации и консервации, включая систему транспортировки отходов и их производных.
3.3. Субъекты аудита недропользования:
Министерство природных ресурсов России (МПР России) с участием других заинтересованных ведомств:
- разрабатывает нормативно-правовые документы;
- утверждает нормативно-методические документы;
- организует и проводит аттестацию аудиторов и аудиторских фирм;
- организует систему тренинга по аудиту;
- является заказчиком аудита;
- организует и проводит контроль в системе аудита.
Аудиторские фирмы:
- разрабатывают методические документы;
- проводят тренинг по аудиту;
- проводят аудит;
- участвуют в рассмотрении заявок на получение лицензий и контроле аудиторской деятельности.
Независимые аудиторы:
- участвуют в разработке нормативно-методических документов;
- участвуют в проведении тренинга по аудиту;
- участвуют в проведении аудита;
- участвуют в рассмотрении заявок на получение лицензий и контроле аудиторской деятельности.
3.4. Финансирование аудита недропользования производится за счет средств его заказчика.
Начальник Управления |
А.В.Шевчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.