Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству совместно с МПР России, ФПС России, МВД России и МИД России рассмотрел вопрос о необходимых конкретных мерах по повышению эффективности воспроизводства, рационального использования и охраны осетровых рыб в Каспийском и Азовском морях и в дополнение к письму от 10.01.2001 N 02-2/30 докладывает.
Осетровые виды рыб наряду с другими ценными видами рыб Каспийского и Азовского морей всегда имели особое значение в рыбохозяйственном комплексе страны. Рыба исторически была одним из важных источников питания населения и предметом пристального внимания органов управления рыбным хозяйством.
Указом Президента Российской Федерации от 29.08.97 N 950 "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.98 N 90 о реализации данного Указа государственная охрана водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Каспийского и Азовского морей временно, до определения их правового статуса, возложена на ФПС России.
Однако анализ состояния охраны осетровых видов рыб в Каспийском и Азовском морях свидетельствует, что такое решение не повлекло за собой каких-либо реальных сдвигов в деле охраны осетровых видов, поскольку объемы легального их изъятия ежегодно снижаются, а масштабы нелегального изъятия, их контрабандного вывоза и незаконной торговли приняли массовый характер. Торговля ими осуществляется стихийно на рынках, железнодорожных вокзалах и других общественных местах.
В этих условиях необходима консолидация сил и средств органов охраны ФПС России и органов рыбоохраны Госкомрыболовства России, а также наделение в законодательном порядке органов рыбоохраны правами по выявлению, пресечению и рассмотрению правонарушений в этих регионах в полном объеме.
Госкомрыболовством России и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан проведена необходимая работа по разработке проекта Соглашения о взаимодействии рыбоохранных органов России и Республики Казахстан и Плана мероприятий по проведению в 2001 году международной акции "Осетр".
Необходимо отметить, что одним из определяющих факторов, способствующим браконьерству является неурегулированность в правовом плане торговли продукцией из осетровых видов рыб.
Принимаемые субъектами Российской Федерации меры по этому вопросу недостаточно эффективны. Так, правилами торговли дикими живыми животными в городе Москве, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 19.08.97 N 630 установлено, что торговля осетровыми видами рыб и продукцией из них должна осуществляться только через сеть специализированных торговых организаций, которым предоставлено право торговать объектами животного мира. Однако торговля продукцией и икрой осетровых видов рыб производится практически на всех рынках.
По-прежнему, центрами сбыта контрабандной продукции остаются экономически развитые города страны, такие как Москва, Астрахань, Махачкала, Волгоград и другие.
Следует отметить, что подразделения Госкомрыболовства России неоднократно вносили предложения в администрации субъектов Российской Федерации о необходимости упорядочения торговли рыбой. Однако кардинальных изменений в упорядочении торговли не происходит.
В целях сохранения запасов осетровых видов рыб Госкомрыболовством России предпринимаются значительные меры по их воспроизводству. Наряду с действующими предприятиями по воспроизводству осетровых в 1998 - 2000 гг. построена первая очередь Донского осетрового завода в Ростовской области, проводится реконструкция Волгоградского осетрового завода, Икрянинского осетрового завода, а также строительство бассейновых комплексов на Кизанском, Бертюльском, Александровском осетровых заводах Астраханской области. В 2000 году для организации вывоза молоди в дельтовые участки северного Каспия начато строительство живорыбного судна, что позволит повысить выживаемость молоди осетровых.
Необходимо отметить, что между Госкомрыболовством России и природоохранными ведомствами Республик Казахстан, Азербайджан наметились позитивные сдвиги в вопросах разработки единых Правил рыболовства на Каспии и укрепления совместного сотрудничества в области воспроизводства и охраны рыбных запасов в Каспийском море.
По мнению Госкомрыболовства России, МПР России, ФПС России, МВД России и МИД России для сохранения и восстановления запасов осетровых видов рыб необходимо осуществить комплекс конкретных мер на уровне законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
В этой связи полагаем необходимым поручить:
Госкомрыболовству России совместно с ФПС России и Минюстом России рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.98 N 90 в части возложения на Госкомрыболовство России наряду с ФПС России функций по охране водных биоресурсов в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах;
Госкомрыболовству России активизировать работу с Федеральным Собранием Российской Федерации, направленную на скорейшее принятие Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов";
МИДу России совместно с Госкомрыболовством России, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации продолжить усилия по продвижению проекта межправительственного соглашения "О сохранении и использовании биологических ресурсов Каспийского моря", добиваясь его принятия и подписания всеми пятью прикаспийскими странами в безотлагательном, первоочередном порядке;
МИДу России, МПР России, Госкомрыболовству России, другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти проработать вопрос о создании Российско-Казахского природного заповедника в северной части Каспийского моря;
Госкомрыболовству России с участием МИД России, МПР России, ФПС России и МВД России проработать с соответствующими ведомствами Республик Казахстан, Азербайджан и Туркменистан вопрос о заключении на двусторонней основе Соглашений о взаимодействии рыбоохранных и природоохранных структур прикаспийских государств по охране осетровых видов рыб в Каспийском бассейне;
Минэкономразвития России, ГТК России, МПР России, Госкомрыболовству России, другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти рассмотреть вопрос об установлении государственной монополии на все виды использования осетровых видов рыб и продукции из них;
Минюсту России, совместно с МВД России, Госкомрыболовством России подготовить предложения по уточнению ст.256 УК Российской Федерации, в части усиления ответственности за незаконную добычу и переработку осетровых видов рыб;
Правительствам Москвы, Краснодарского края, Республик Адыгея, Дагестан, Калмыкия, администрациям Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей принять конкретные меры, направленные на прекращение несанкционированной торговли водными биоресурсами, прежде всего осетровыми видами рыб и продукцией из них.
Председатель Комитета |
Е.Наздратенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госкомрыболовства РФ от 21 марта 2001 г. N 02-2/305 "О мерах по повышению эффективности воспроизводства, рационального использования и охраны осетровых рыб в Каспийском и Азовском морях"
Текст письма официально опубликован не был