В связи с поступающими запросами об организации обучения детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, Минобразование России информирует.
Детям из семей кочевников с традиционным образом жизни и укладом хозяйствования государство обязано обеспечить реализацию их прав образования и воспитания на родном языке, в традициях национальной культуры и истории своего народа.
Организацию учебно-воспитательного процесса с детьми от 3 до 10 лет, ведущими с родителями кочевой образ жизни, целесообразно осуществлять в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.97 N 1204).
Для проведения занятий должны комплектоваться группы. Однако в силу их малочисленности следует руководствоваться теми позициями вышеназванного Типового положения, где говорится, что наполняемость групп и классов малокомплектного учреждения, расположенного в сельской местности, определяется исходя из потребностей населения. При организации процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.97 N 179).
При этом следует помнить, что режим работы и штатное расписание образовательные учреждения вправе определять самостоятельно. В условиях кочевья они могут быть структурными подразделениями ближайших стационарных школ и иметь полномочия юридического лица, что и предоставит возможность самим решать вопросы режима работы, штатного расписания и др.
В зависимости от климатических условий и хозяйственной деятельности кочевья варьируется и цикл учебного года. Например, он может быть с середины августа до середины мая с каникулами в январе и летом. Возможен иной цикл: первая четверть начинается в феврале и длится до конца апреля, в это время оленеводы живут оседло в связи со свободным выпасом оленей на зимних пастбищах; после первой четверти дети находятся на двухнедельных каникулах; начиная со 2-й четверти и до конца четвертой (май - октябрь), занятия проходят в условиях кочевья; а "большие" каникулы приходятся на период с ноября по январь.
Основной задачей при обучении и воспитании детей от 3 до 6 лет является подготовка их к школе.
Учебный план и план занятий также имеют соответствующую специфику и составляются с учетом уклада жизни кочевых семей и индивидуального развития детей.
При наличии приспособленного для занятий помещения, например балка, занятия проводятся по классно-урочной системе. В иных случаях план занятий составляется, исходя из имеющихся условий.
В местах кочевий оленеводов и рыболовецких бригад следует уже с 3 лет готовить ребенка к школьному обучению с помощью старших братьев, сестер, учителя, постепенно вовлекая в эту работу и самих родителей. Дети должны получить первоначальные навыки обучения на родном и русском языках, рисовать цветными карандашами, работать с бумагой, пластилином, клеем и другими материалами, играть в сюжетно-ролевые и подвижные игры. Определенных положительных результатов можно достичь и в обучении детей разговорной речи на русском языке.
С 1-го класса ребенок должен все активнее познавать окружающую жизнь, поэтому в план могут быть включены такие занятия: школа жизни, звери и птицы нашего края, пастушество, охота. Цель этих занятий - осознанное восприятие привычной среды, а также открытие для себя нового, интересного под руководством родителей, учителя.
Занятия по таким предметам, как родной, русский языки, математика, знакомство с национальной культурой, проводятся по классно-урочной системе. Ежедневно рекомендуется 2 - 3 урока (до и после обеда) продолжительностью от 30 до 45 минут. В зависимости от местных условий и уровня подготовки детей следует искать варианты и в перечне предметов, и в системе занятий. Предметы "природоведение", "ознакомление с окружающим миром" должны быть тесно связаны с реальной жизнью данного региона. Занятия по труду основываются на традиционной культуре.
Желательно, чтобы детям-северянам 7 - 10-летнего возраста все предметы преподавались одним учителем.
Острой проблемой в условиях кочевья является обеспечение учебного процесса программами, учебниками, раздаточным материалом, методическими и наглядными пособиями. Здесь огромную роль должны играть муниципальные органы управления образованием, которые должны оказывать всестороннюю, в том числе и финансовую, поддержку данным образовательным учреждениям.
Без сомнения, определенную нагрузку по удовлетворению повседневных нужд кочевой школы должны нести и члены общины. Это транспортировка приспособленного помещения (балка, яранги) по местам кочевья, освещение и отопление.
Следует искать такие формы обучения, которые помогут детям до 10 лет оставаться в семье и привычных для них условиях, приобщаться к культуре, обычаям, традициям своего народа, приобретать трудовые навыки в процессе совместного повседневного общения с родителями.
Органам управления образованием Крайнего Севера следует уделить должное внимание материальной базе образовательных учреждений в условиях кочевья (архитектурные конструкции с благоустройством, новое поколение учебно-методических пособий на родных языках), обеспечению кадрами, знающими родной язык и знакомыми с условиями труда оленеводов, охотников, рыболовов.
Одна из важных задач институтов повышения квалификации регионов - создание методических рекомендаций для учителей, работающих в особых условиях обучения детей, проведение целенаправленной подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в условиях кочевья.
Первый заместитель |
А.Ф.Киселев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 24 февраля 2000 г. N 349/11-13 "Об организации обучения детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни"
Текст письма опубликован в журнале "Образование в документах. Межведомственный информационный бюллетень", N 21, ноябрь 2001 г.