Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Решению Думы г.Иркутска
от 31 августа 2007 г. N 004-20-400606/7
Программа
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства
в г.Иркутске на 2008 - 2012 годы"
Паспорт Программы
Наименование программы |
Программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске на 2008 - 2012 годы" (далее - Программа) |
||||||
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения |
п.86 Комплексного плана администрации г.Иркутска по основным направлениям деятельности на 2007 г., утвержденного распоряжением мэра г.Иркутска от 31.01.2007 г. N 031-10-75/7 |
||||||
Муниципаль- ный заказчик |
Комитет по экономике и финансам администрации г.Иркутска |
||||||
Основные разработчики программы |
Комитет по экономике и финансам администрации г.Иркутска |
||||||
Зам. директора по научной работе Иркутского института международного туризма - филиала Российской международной академии туризма |
Колпакиди Н.Н. | ||||||
Директор АНО "Иркутское агентство развития бизнеса" |
Снегирев В.И. | ||||||
Цель: Улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске, способствующих: - устойчивому росту уровня социально-экономического развития города и благосостояния граждан; - формированию экономически активного среднего класса; - ускорению развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных для г.Иркутска сферах деятельности; - занятости и самозанятости населения Задачи: - совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства; - организация эффективного взаимодействия с организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и создание условий для их дальнейшего развития; - развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для СМиСП. Содействие повышению уровня квалификации руководящего и кадрового состава СМиСП; - совершенствование системы получения СМиСП организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса; - обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития г.Иркутска; - содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства, обеспечению безопасности предпринимателей; - развитие системы финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Содействие повышению финансовой культуры предпринимательства; - стимулирование межрегиональной и международной экономической активности малых и средних предприятий г.Иркутска. |
|||||||
Важнейшие целевые показатели |
1) Количество МП на 1000 жителей; 2) Доля занятых на МП в общей численности занятых на крупных, средних и малых предприятиях; 3) Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в собственных доходах бюджета г.Иркутска; 4) Уровень среднемесячной заработной платы на МП; 5) Удельный вес инвестиций в основной капитал МП в общем объеме инвестиций по г.Иркутску; 6) Удельный вес предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, ЖКХ) в общей численности МП; 7) Доля отгруженной МП продукции, выполненных работ, оказанных услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг крупными, средними и МП по г.Иркутску |
||||||
Сроки и этапы реализации программы |
2008 - 2012 годы | ||||||
Объемы и источники финансирова- ния и пока- затели соци- ально-эконо- мической активности |
Источники финансирова- ния |
Финансирование (тыс. руб.) | |||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Всего: | ||
Бюджет города |
6520 | 6590 | 7135 | 7010 | 7290 | 34545 | |
Иные источники |
24350 | 24890 | 25020 | 25030 | 25040 | 124330 | |
Итого: | 30870 | 31480 | 32155 | 32040 | 32330 | 158875 | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально- экономичес- кой эффек- тивности |
1) Показатели социально-экономической эффективности: - увеличение количества МП на 1000 жителей до 15; - увеличение доли занятых на МП в общей численности занятых на крупных, средних и малых предприятиях до 21%; - увеличение среднемесячной заработной платы на МП до 15000 руб.; - увеличение удельного веса инвестиций в основной капитал МП в общем объеме инвестиций до 6%; - увеличение удельного веса малых предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, ЖКХ) в общей численности МП до 32%; - доля отгруженной МП продукции, выполненной работы, оказанных услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг крупными, средними и МП до 48%. 2) Показатели бюджетной эффективности: Увеличение доли налоговых поступлений от СМП в собственных доходах бюджета города до 23 - 25%. |
||||||
Приоритеты в оказании поддержки СМиСП |
1. Производство конкурентоспособной продукции; 2. Строительство и производство строительных материалов. 3. Инновационная деятельность. 4. Коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда. 5. Бытовое обслуживание населения, оказание сервисных услуг. 6. Въездной и внутренний туризм, гостиничный комплекс, общественное питание. 7. Здравоохранение и социальная сфера, защита окружающей среды |
1. Анализ развития малого предпринимательства в г.Иркутске.
Характеристика проблемы
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем. Президент Российской Федерации В.В.Путин в Послании Президента Федеральному Собранию 2007 года особо отметил малое предпринимательство, как важный сегмент экономики, при развитии которого будет меняться структура общества, расти средний класс.
Настоящая программа разработана на этапе перехода от государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства к государственной политике развития малого и среднего предпринимательства, в связи с введением в действие с 1 января 2008 года нового Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Выделение среднего предпринимательства в отдельную категорию потребует изменения подходов в проведении статистических обследований, внесения изменений как в федеральные и региональные, так и муниципальные нормативные акты по развитию предпринимательства.
Малое и среднее предпринимательство - с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой - сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст.34 Конституции Российской Федерации). Малый и средний бизнес в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов, является наиболее незащищенным сектором экономики от внешних воздействий. В то же время, он должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.
Исходя из социальной значимости малого и среднего предпринимательства, муниципальная политика в отношении данного сектора экономики должна быть направлена на решение следующих задач:
- формирование благоприятных условий для обеспечения занятости и самозанятости населения на основе личной творческой и финансовой инициативы, как средства повышения материального благосостояния и возможности самореализации граждан;
- включение максимально широкого круга экономически активной части населения из различных социальных слоев общества в процесс социально-экономических реформ на основе приобретения практического опыта в бизнесе, развития правовой культуры и этики деловых отношений;
- увеличение числа мелких и средних собственников недвижимого имущества среди представителей малого и среднего бизнеса за счет приватизации государственного и муниципального имущества;
- насыщение отдельных, неперспективных для крупного бизнеса, сегментов рынка товарами и услугами. Поиск новых сегментов рынка, развитие инфраструктуры рынка товаров и услуг на основе потенциальной способности субъектов малого и среднего предпринимательства гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры;
- привлечение частных инвестиций и личных накоплений граждан в реальный сектор экономики;
- стимулирование инициативы и творчества граждан в научно-технической сфере через систему развития малых и средних инновационных предприятий и венчурного финансирования, обеспечения сопровождения промышленного внедрения инновационных разработок малых и средних предприятий;
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от малых и средних предприятий за счет обеспечения прозрачности бизнеса.
В практической деятельности органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства можно выделить два основных направления:
1. Защита интересов малого и среднего предпринимательства
2. Создание общих благоприятных условий для его развития.
Для реализации перечисленных задач и разработки эффективных программ развития этого сектора экономики, прежде всего, необходимо более точно определить критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Критерии отнесения к малому и среднему предприятию для целей статистического наблюдения, экономического анализа, налогообложения, должны быть едиными. Однако, прерогатива определения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства остается за федеральными органами государственной власти.
Для развития системы развития малого и среднего предпринимательства требуется более глубокая дифференциация предприятий, основанная на качественных параметрах их финансово-хозяйственной деятельности.
Сегодня малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала, значительным объемом привлеченных ресурсов, и другими показателями, определяющими его "экономическую неустойчивость".
Все это позволяет охарактеризовать малый и средний бизнес как особую категорию предприятий. К данной категории предприятий можно отнести начинающих предпринимателей, предпринимателей испытывающих по объективным причинам временные финансовые трудности и развивающийся инновационный, творческий и нетрадиционный бизнес (предприятия, использующие труд инвалидов, женское предпринимательство, молодежный бизнес, ремесленники и т.д.).
Подобный подход позволяет переориентировать политику органов местного самоуправления на создание и реализацию адресных программ развития отдельных категорий малых и средних предприятий, что позволит целенаправленно и эффективно использовать бюджетные средства и оказать реальную поддержку предпринимателям.
Опыт реализации предыдущих Программ "Поддержки и развития малого предпринимательства в г.Иркутске" показывает, что эффективными могут быть только меры комплексной поддержки.
Система комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне местного самоуправления должна включать следующие обязательные элементы:
необходимую нормативно-правовую базу, в том числе программу развития малого и среднего предпринимательства;
развитую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
- обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;
- содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;
- надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
- взаимодействие между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;
- благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.
Создание комплексной системы развития малого и среднего предпринимательства - задача долговременная. Для ее реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но определенный уровень предпринимательского сообщества и общества в целом, который характеризуется весом малого и среднего предпринимательства в экономике конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще, к малому и среднему бизнесу в частности.
Приоритетные направления поддержки малого и среднего бизнеса необходимо определять исходя из сложившейся социально-экономической ситуации на территории г.Иркутска, финансовых возможностей, достигнутых результатов и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, определенных в Комплексной программе социально-экономического развития города Иркутска на период до 2020 года.
Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в г.Иркутске за 2002-2006 годы, можно оценить по показателям, представленным в таблице 1 (по данным Иркутскстата). При этом необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений:
Таблица 1
Наименование показателей |
Ед. изм. | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Число малых предприятий |
единиц | 3851 | 4456 | 4966 | 5447 | 7166 |
Число индивидуальных предпринимателей (по данным ФНС) |
человек | 27133 | 27893 | 22304 | 16360 | 15900 |
Численность работающих на МП |
человек | 40675 | 41408 | 36987 | 42391 | 43810 |
Объем выпуска продукции МП |
млн. руб. | 8746 | 12535 | 15894 | 12197 | 20662 |
Фонд оплаты труда МП | млн. руб. | 849,3 | 1408 | 1554 | 1227 | 3062 |
Среднемесячная зарплата на МП |
руб. | 2327 | 2833 | 3583 | 4170 | 6180,7 |
Выручка от реализации на МП |
млн. руб. | 40969 | 40448 | 46921 | 40213 | 132159 |
Инвестиции в основной капитал МП |
млн. руб. | 72,3 | 91,2 | 294,3 | 161,5 | 301,3 |
Доля налоговых поступлений от СМП в собственных доходах бюджета города |
% | 8,8 | 7,5 | 12,2 | 18,3 | 20,1 |
Общие данные, характеризующие развитие малого предпринимательства в Иркутске, свидетельствуют о позитивных тенденциях в его развитии. Так, объем выпуска продукции и выручка от ее реализации в 2006 году по отношению к 2002 году увеличились в 2,4 и 4 раза соответственно. Приток инвестиций в основной капитал увеличился 4,2 раза#. Наблюдается увеличение заработной платы работников малых предприятий, которое подтверждает общую картину роста заработной платы во всех сферах экономики России. В настоящее время в г.Иркутске плотность малых предприятий на тысячу населения почти в 2 раза превосходит данный показатель по России и характеризуется положительной динамикой.
Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в малом бизнесе. За период 2002 - 2006 годы, в общем количестве малых предприятий предприятия оптовой и розничной торговли занимают наибольший удельный вес (диапазон от 48 до 53 %). Вторыми место по удельному весу в структуре по видам экономической деятельности следуют организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (13 - 15%). Строительные организации составляют около 13%, предприятия обрабатывающего производства - 7%.
Положительные тенденции отмечены в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства. Следует отметить, что, согласно выводам сделанным по итогам "Мониторинга действующей ситуации в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства", существующие системы налогообложения в целом устраивают порядка 70% СМП.
В части ранжирования сложности для СМП основных налогов, уплачиваемых по различным системам налогообложения, были названы налоги, дающие в совокупности наибольшую налоговую нагрузку и расчет которых наиболее сложен. Субъекты всех систем налогообложения в числе наиболее сложных указали: налог на прибыль, НДС и ЕСН.
То есть, введение единого налога на вмененный доход заменило для малого бизнеса ведение учета по наиболее сложным для уплаты предпринимателями налогам. Из вышеназванных (налог на прибыль, НДС и ЕСН), все налоги вошли в единые, установленные законодательством.
В качестве наиболее значимых упрощений для работы по любой из существующих систем налогообложения СМП по результатам мониторинга были названы:
- освобождение от обязанности заполнения многочисленных форм налоговой отчетности.
- отмена авансовых платежей.
- освобождение от обязанности применения контрольно-кассовых машин.
Но при этом, и на уровне предприятия необходима грамотная организация бухгалтерского и налогового учета, непрерывный мониторинг законодательства, оценка налоговых последствий сделок не только с точки зрения налогового, но и смежных отраслей законодательства.
С 2002 года налоговые поступления от малых предприятий в бюджет города Иркутска выросли в 2,3 раза. В 2006 году оценочно доходы в бюджет составили 20 % от всех доходов, поступающих в бюджет Иркутска.
Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства в г.Иркутске, существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:
- недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;
- нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;
- административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов. Фактическая незащищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих организаций (милиция, налоговые органы, органы Роспотребнадзора, пожарного надзора и др.);
- нехватка квалифицированных кадров;
- низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления);
- недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;
- недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и городских властей по защите экономических прав предпринимателей;
- недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;
- сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и прочие;
- дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.
Наиболее острыми проблемами, связанными с налоговой политикой, предпринимателями отмечаются:
- частые изменения и корректировки в налоговом законодательстве, в процедурах уплаты и формах отчетности;
- сложность, нечеткость, двусмысленность формулировок в налоговом законодательстве, документах налоговой отчетности;
- сложность оспаривания решений налоговых органов по наложению штрафных санкций и взысканий.
Необходимо отметить, что эффективность применения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход снижается в связи с достаточно высокой финансовой нагрузкой от косвенных платежей (арендные, коммунальные, услуги других организаций и др.).
Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малым и средним предприятиям является отсутствие или недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность.
Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
В настоящее время в городе инфраструктура поддержки действует в различных направлениях, основными из которых можно назвать:
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
- проведение маркетинговых исследований;
- информационное обеспечение;
- консалтинговые услуги;
- помощь в регистрации предприятий;
- юридические услуги;
- аудиторские услуги;
- сдача в аренду (на льготных условиях) помещений;
- содействие в получении инвестиций и кредитов;
- предоставление оборудования в лизинг и др.
Однако, существующих объектов инфраструктуры поддержки недостаточно для полного и комплексного удовлетворения потребностей предпринимателей, в том числе в информационном обеспечении, проведении маркетинговых исследований, в офисных и производственных помещениях.
Успешное развитие малого и среднего бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников финансового рынка.
Основным источником финансирования текущей деятельности предприятий и средствами на развитие по-прежнему остаются личные сбережения предпринимателей. Привлечение заемных и кредитных ресурсов остается для предпринимателей достаточно проблематичным.
В этих условиях показала свою жизнеспособность и безусловную полезность программа микрофинансирования малых предприятий Фонда поддержки малого предпринимательства Иркутской области. Используя механизмы микрокредитования, многие предприниматели, располагая небольшими средствами, смогли начать свое дело.
Проводимая администрацией города Иркутска работа по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства была направлена в первую очередь на решение выше обозначенных проблем. В связи с чем основными направлениями в рамках реализации третьей программы "Поддержки и развития малого предпринимательства в г.Иркутске" (2004 год - 1 полугодие 2007 года) было решение вопросов:
- дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и оказания консультационной помощи предпринимателям;
- обучения и подготовки кадров;
- проведения мониторинга деятельности малых предприятий в различных сферах;
- информационного обеспечения (издание информационно-справочной литературы, проведение обучающих семинаров, конференций, круглых столов);
- инвестиционно-финансовой поддержки СМП через механизм компенсации процентных ставок по банковским кредитам в рамках реализации программ кредитования малого бизнеса коммерческими банками, микрокредитования через Фонд поддержки малого предпринимательства Иркутской области.
Отмеченный процесс стабилизации и позитивного развития малого предпринимательства в г.Иркутске определяется, в том числе, и уровнем подготовки, практическими знаниями и навыками, полученными предпринимателями в процессе реализации "Координационной образовательной программы по подготовке кадров для предпринимательских структур г.Иркутска".
В реализованных программных мероприятиях приняло участие более 3000 предпринимателей, руководителей, специалистов малых предприятий и городской инфраструктуры поддержки предпринимательства. Сформировано, эффективно работает и постоянно совершенствуется "единое образовательное поле", в рамках которого ведется подготовка кадров для малого бизнеса, в состав которого вошли 10 ведущих ВУЗов и учебных центров города. Использование механизма открытых конкурсов на проведение обучения предпринимателей обеспечило тщательный отбор на конкурсной основе лучших учебных программ.
В процессе реализации мероприятий Программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства" по обучению, подготовке и повышению квалификации кадров в городе в целом создана разветвленная система непрерывного образования кадров для предпринимательских структур города, в которую органично включены средние общеобразовательные учреждения, учреждения начального и среднего профессионального образования, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров. Однако отдельные звенья данной структуры все еще развиты неравномерно.
Главная задача профессионального образования и подготовки кадров для сферы малого и среднего предпринимательства состоит в достижении соответствия результатов деятельности государственных учебных заведений и негосударственных образовательных центров потребностям рыночной экономики, в создании в г.Иркутске единого образовательного поля, в рамках которого каждый предприниматель и гражданин, планирующий начать собственный бизнес, найдет свою образовательную нишу.
На решение этой задачи должны быть направлены усилия Комитета по экономике и финансам администрации г.Иркутска совместно с образовательными структурами города, инфраструктурой поддержки малого и среднего бизнеса и предпринимательской общественностью в рамках реализации мероприятий настоящей Программы.
В "Координационной образовательной программе по подготовке кадров для предпринимательских структур г.Иркутска на 2008 - 2012 годы", являющейся составной частью программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске на 2008 - 2012 годы", разработан комплекс конкретных мероприятий, реализация которых позволит структурировать процесс подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства. В состав мероприятий органично включены цикл круглых столов и семинаров, тематики которых определены, исходя из направлений развития малого и среднего бизнеса в России, регионе и городе, а также потребностей самих предпринимателей, которые были выявлены в процессе проведенных опросов. Самые насущные проблемы ведения предпринимательской деятельности должны найти отражение в создании специализированной печатной информационно-учебной продукции для СМиСП.
Администрацией города Иркутска оказывается поддержка предпринимателям через предоставление образовательных, консалтинговых и других услуг, необходимых для развития малого бизнеса. Выбор организаций по предоставлению консалтинговых услуг проводится на конкурсной основе. Данный вид поддержки остается достаточно востребованным предпринимателями (за 2004 год - 1 полугодие 2007 года было проконсультировано на бесплатной основе более 7000 человек).
Как эффективный инструмент в области оказания инвестиционно-финансовой поддержки зарекомендовали себя мероприятия по микрокредитованию и компенсации процентов по банковским кредитам предприятиям малого бизнеса.
Расширение международного сотрудничества играет важную роль в формировании развитой экономики, как города, так и всего региона. Администрация г.Иркутска оказывает посильную помощь в организации и реализации мероприятий, способствующих продвижению иркутских предпринимателей на международный уровень.
С целью снижения существующих административных барьеров с 2004 года администрацией города была организована работа "горячей линии для предпринимателей". Постоянную работу с предпринимателями по вопросам связанным с административными барьерами проводит Антикризисный центр защиты прав предпринимателей (за 4 года работы телефона "горячей линии" было проконсультировано 7100 предпринимателей).
Содействие развитию предпринимательства осуществляется через расширение возможностей доступа малых предприятий к участию в конкурсах, проводимых администрацией города по размещению муниципального заказа. Необходимо отметить, что в системе мер поддержки малого предпринимательства участие последних в выполнении муниципального заказа решает не одну, а целый комплекс экономических и социальных проблем.
Прежде всего, это дает возможность, в пределах уже имеющихся бюджетных расходов, предоставить среде малого предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать рост малого бизнеса, его инвестиции и прочее. Кроме того, муниципальный заказ способен содействовать позитивной реструктуризации малого бизнеса, то есть его переходу из торгово-посреднической деятельности в направлении сближения с реальным сектором экономики, активного проникновения в сферу производства и инновационной деятельности.
Одним из основных инструментов анализа развития малого предпринимательства, с целью отслеживания тенденций и выявления проблем, является мониторинг. В рамках Программы ежегодно проводится мониторинг, как в разрезе отраслей, так и по общим вопросам и проблемам развития малого бизнеса. Выявленные по результатам мониторинга проблемы обсуждаются на круглых столах с целью определения оптимальных путей их решения.
Несмотря на достигнутые успехи в работе по поддержке малого бизнеса, большая часть предпринимателей все же информирована о программных мероприятиях весьма поверхностно. Полученные результаты мониторингов в большей степени свидетельствуют об отсутствии четкого понимания предпринимателями, в рамках каких проектов осуществлялись те или иные мероприятия. Соответственно, одной из задач администрации города Иркутска при планировании Программы на 2008 - 2012 гг. является более полное и масштабное информирование предпринимателей о Программе и реализуемых в ее рамках проектах.
Необходимость разработки Программы на предстоящий период 2008 - 2012 гг. и решения задач по развитию предпринимательства именно программно-целевым методом обусловлено рядом объективных факторов:
- масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей для решения проблем предпринимателей;
- имеющимся положительным опытом реализации предыдущих муниципальных целевых программ "Поддержки и развития малого предпринимательства в г.Иркутске".
Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблемы:
Экономика страны и города находится на подъеме, улучшаются показатели социально-экономического развития, активно развивается предпринимательский сектор. В сложившихся условиях риски, связанные с использованием программных методов для решения проблемы, минимальны. Тем не менее, определенные трудности могут возникнуть, из-за:
Возможные риски | Способы минимизации |
1) Изменения федерального и регионального законодательства в части вопросов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и предметов ведения органов местного самоуправления |
Мониторинг планируемых изменений и минимизация последствий в период подготовки проектов нормативно-правовых документов |
2) Недостаточность получаемой информации (от органов Росстата, по результатам проводимых мониторингов, исследований и др.) |
Разработка методик и изучение опыта других территорий по оценке развития СМиСП в условиях неопределенности информации |
3) Недофинансирование мероприятий программы |
Определение приоритетов для первоочередного финансирования. Оценка эффективности бюджетных вложений |
4) Утеря актуальности мероприятий Программы |
Анализ эффективности проводимых мероприятий Программы. Перераспределение средств внутри разделов Программы. |
5) Недоверие СМиСП к полезности и доступности мероприятий Программы |
Постоянное информирование СМиСП об осуществляемых мероприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации. Пропаганда успешных проектов и начинаний |
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы
реализации Программы, целевые показатели.
Цель:
Улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске, способствующих:
- устойчивому росту уровня социально-экономического развития города и благосостояния граждан;
- формированию экономически активного среднего класса;
- ускорению развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных для г.Иркутска сферах деятельности;
- занятости и самозанятости населения.
Задачи:
- совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- организация эффективного взаимодействия с субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и создание условий для их дальнейшего развития;
- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для СМиСП. Содействие повышению уровня квалификации руководящего и кадрового состава СМиСП;
- совершенствование системы получения СМиСП организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса;
- обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития г.Иркутска;
- содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства, обеспечению безопасности предпринимателей;
- развитие системы финансовой и имущественной поддержки СМиСП. Содействие повышению финансовой культуры предпринимательства;
- стимулирование межрегиональной и международной экономической активности малых и средних предприятий г. Иркутска.
Период реализации программы - 2008 - 2012 годы.
Важнейшие целевые показатели, отражающие характер развития малого предпринимательства на территории г.Иркутска:
- количество МП на 1000 жителей;
- доля занятых на МП в общей численности занятых на крупных, средних и малых предприятиях;
- доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в собственных доходах бюджета города;
- уровень среднемесячной заработной платы на МП;
- удельный вес инвестиций в основной капитал МП в общем объеме инвестиций по г.Иркутску;
- удельный вес предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, ЖКХ) в общей численности МП;
- доля отгруженной МП продукции, выполненных работ, оказанных услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг крупными, средними и МП по г.Иркутску
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий, призванных обеспечить решение поставленных выше задач через механизмы реализации Программы, представлен в Таблице 2.
Таблица 2
Перечень мероприятий программы
N п/п |
Содержание мероприятия | Ответственный исполнитель и соисполнители |
Срок исполне- ния, годы |
1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение | |||
1.1. | Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы развития малого и среднего предпринимательства г.Иркутска |
КЭФ, Совет по малому предпринимательст- ву при мэре г.Иркутска |
Весь период |
1.2. | Разработка нормативно-правовых документов с целью совершенствования реализации мероприятий Программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске |
КЭФ | Весь период |
1.3. | Координация работы Советов по малому предпринимательству при Комитетах по управлению округами администрации г.Иркутска |
КЭФ; Совет по малому предпринимательст- ву при мэре г.Иркутска |
Весь период |
1.4. | Разработка программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске на 2013 - 2017 годы" |
КЭФ | 2012 |
1.5. | Взаимодействие со структурными подразделениями администрации Иркутской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства |
КЭФ | Весь период |
1.6. | Содействие созданию и развитию ассоциаций и объединений предпринимателей, в том числе отраслевых |
КЭФ; структурные подразделения администрации г.Иркутска, общественные организации и объединения малых предприятий и предпринимателей (по договоренности) |
Весь период |
1.7. | яКоординация# работы и взаимодействие с отраслевыми и территориальными организациями предпринимателей по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства |
КЭФ; общественные организации и объединения малых и средних предприятий и предпринимателей (по договоренности) |
Весь период |
2. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства |
|||
2.1. | Оказание информационно-консуль- тационных услуг для СМиСП по различным направлениям общепредпринимательской деятельности |
КЭФ; исполнители на конкурсной основе |
Весь период |
2.2. | Участие в работе Иркутского областного инновационного бизнес-инкубатора |
КЭФ | Весь период |
2.3. | Формирование и ведение реестра организаций, составляющих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства |
КЭФ | Весь период |
2.4. | Содействие созданию и развитию сети объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске |
КЭФ | Весь период |
3. Обучение и переподготовка кадров для малого и среднего предпринимательства |
|||
3.1. | Подготовка и проведение семинаров по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности |
КЭФ, структурные подразделения администрации г.Иркутска, привлеченные организации |
Весь период |
3.2. | Проведение тренингов для персонала СМиСП |
КЭФ, привлеченные организации (на договорной основе) |
Весь период |
3.3. | Проведение специализированных семинаров для учителей общеобразовательных средних школ г.Иркутска, преподающих предметы, в которых содержатся сведения об основах организации предпринимательской деятельности |
КЭФ; Комитет по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска, ВУЗы (на договорной основе) |
Весь период |
3.4. | Обучение СМиСП основам ведения предпринимательской деятельности |
КЭФ; исполнители на конкурсной основе |
Весь период |
3.5. | Повышение квалификации муниципальных служащих, занимающихся вопросами поддержки малого и среднего бизнеса и персонала инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства |
КЭФ | Весь период |
3.6. | Подготовка образовательного раздела Web-сайта "Малый бизнес города Иркутска" |
КЭФ; Управление по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации г.Иркутска |
2008 |
3.7. | Организация и проведение совместно с ОГУ ЦЗН г.Иркутска мероприятий по вовлечению в предпринимательскую деятельность безработных граждан |
КЭФ; ОГУ ЦЗН г.Иркутска (по договоренности) |
Весь период |
3.8. | Реализация Координационной образовательной программы по подготовке кадров для предпринимательских структур г.Иркутска на 2008 - 2012 годы |
КЭФ, исполнители на конкурсной основе |
Весь период |
3.9 | Разработка Координационной образовательной программы по подготовке кадров для предпринимательских структур г.Иркутска на 2013 - 2017 годы |
КЭФ; исполнители на конкурсной основе |
2012 |
4. Информационно-методическое обеспечение и пропаганда предпринимательской деятельности |
|||
4.1. | Подготовка информационных материалов для СМИ, освещающих вопросы развития малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске и направленных на формирование позитивного образа предпринимателя |
КЭФ; Управление по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации г.Иркутска |
Весь период |
4.2. | Создание специализированной информационно-печатной продукции для СМиСП |
КЭФ | Весь период |
4.3. | Распространение в муниципальных библиотеках, библиотеках школ и ВУЗов г.Иркутска информационно-методиче- ской литературы по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (издаваемой в рамках Программ "Поддержки и развития предпринимательства в г.Иркутске") |
КЭФ; Комитет по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска; ВУЗы г.Иркутска (по договоренности) |
Весь период |
4.4. | Участие администрации г.Иркутска, в региональных, межрегиональных и международных выставках и ярмарках по вопросам малого и среднего предпринимательства |
КЭФ | Весь период |
4.5. | Информационное наполнение WеЬ-сайта "Малый бизнес г.Иркутска" в Интернете и сайта администрации г.Иркутска по разделу "Развитие малого и среднего бизнеса" |
КЭФ; Управление по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации г.Иркутска |
Весь период |
4.6. | Проведение информационно-рекламных акций |
КЭФ | Весь период |
4.7. | Изготовление и распространение аудио, видео, печатных курсов обучения по основным аспектам предпринимательской деятельности |
КЭФ; исполнители на конкурсной основе |
|
5. Организация работы дискуссионных площадок и обмен опытом работы |
|||
5.1. | Развитие сотрудничества и партнерских связей с городами России, городами-побратимами и партнерами, по обмену опытом в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства |
КЭФ | Весь период |
5.2. | Организация работы круглых столов по основным проблемам малого и среднего бизнеса |
КЭФ | Весь период |
6. Организация проведения конкурсов | |||
6.1. | Проведение конкурса среди журналистов на лучшую публикацию о малом и среднем бизнесе |
Управление по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации г.Иркутска; КЭФ |
ежегодно |
6.2. | Проведение совместно со структурными подразделениями администрации конкурсов среди СМиСП по отраслевой направленности |
КЭФ; Комитет по потребительскому рынку администрации г.Иркутска; Комитет по ЖКХ администрации г.Иркутска; Управление по стратегическому развитию и инновационной политике администрации г.Иркутска |
ежегодно |
6.3. | Организация и проведение конкурса "Лучший студенческий предпринимательский проект в городе Иркутске" с выделением грантов |
КЭФ; ВУЗы г.Иркутска |
ежегодно |
6.4. | Организация и проведение конкурса "Лучший предприниматель г.Иркутска" |
КЭФ | ежегодно |
6.5. | Привлечение СМиСП к участию в конкурсах "100 лучших товаров России", "Всероссийская марка. Знак качества 21 век" и местных конкурсах с целью продвижения иркутской символики |
Комитет по потребительскому рынку администрации г.Иркутска; КЭФ |
Весь период |
7. Инвестиционно-финансовая поддержка | |||
7.1. | Совместная работа с финансово-кредитными организациями города по развитию системы оказания финансово-кредитной поддержки СМиСП |
КЭФ; финансово-кредит- ные организации города (по договоренности) |
Весь период |
7.2. | Субсидирование СМиСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМиСП по компенсации затрат на арендные платежи |
КЭФ | Весь период |
7.3. | Субсидирование СМиСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМиСП по компенсации процентной ставки по привлеченным кредитам, займам и лизинговым платежам |
КЭФ | Весь период |
7.4. | Субсидирование СМиСП по компенсации затрат на разработку и экспертизу бизнес-планов, инвестиционных проектов |
КЭФ | Весь период |
7.5. | Субсидирование СМиСП по компенсации затрат на прохождение сертификации по международным стандартам |
КЭФ | Весь период |
7.6. | Создание и пополнение реестра инвестиционных проектов сферы малого и среднего предпринимательства на территории г.Иркутска |
КЭФ, Управление по стратегическому развитию и инновационной политике администрации г.Иркутска |
Весь период |
7.7. | Развитие системы микрокредитования малого и среднего бизнеса |
Фонд поддержки малого предпринимательст- ва Иркутской области (на договорной основе); КЭФ |
Весь период |
7.8. | Имущественная поддержка СМиСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
КЭФ; Комитет по управлению муниципальным имуществом |
Весь период |
8. Сокращение административных барьеров в развитии малого и среднего предпринимательства |
|||
8.1. | Оказание информационно-консуль- тационных услуг для СМиСП по вопросам защиты прав предпринимателей |
КЭФ, исполнители на конкурсной основе |
Весь период |
8.2. | Обеспечение работы "горячей линии" для предпринимателей |
КЭФ, привлеченные организации (на договорной основе) |
Весь период |
9. Расширение деловых возможностей и международное сотрудничество |
|||
9.1. | Организационная и консультационная помощь СМиСП по участию в региональных, межрегиональных, международных выставочно-ярмарочных мероприятиях |
КЭФ | Весь период |
9.2. | Оказание содействия СМиСП по участию в проектах международных организаций по поддержке предпринимательства |
КЭФ | Весь период |
9.3. | Субсидирование части затрат СМиСП, общественных организаций предпринимателей на участие в региональных, межрегиональных, международных конференциях, семинарах, выставках, ярмарках, программах обмена опытом. |
КЭФ | Весь период |
10. Мониторинг развития малого и среднего предпринимательства |
|||
10.1. | Мониторинг развития малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске |
КЭФ | Весь период |
10.2. | Мониторинг проектов международных организаций по развитию малого и среднего предпринимательства |
КЭФ | Весь период |
10.3. | Проведение социологических опросов среди населения города с целью определения общественного мнения о малом и среднем бизнесе и его роли в социально-экономическом развитии города |
КЭФ; Управление по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации г.Иркутска |
Весь период |
4. Обоснование ресурсного обеспечения
реализации Программы
На реализацию мероприятий Программы предполагается направить средства из бюджетных и внебюджетных источников (Таблица 3).
Бюджетные источники: бюджет города Иркутска.
Иные источники:
1) средства организаций - соисполнителей Программы;
2) собственные средства предпринимателей.
Реализация программных мероприятий будет достигнута путем заключения муниципальных контрактов, договоров и договоренности с исполнителями, соисполнителями мероприятий.
Таблица 3
Ресурсное обеспечение программы
N п/п |
Наименование раздела |
Источники финансирова- ния |
Ресурсное обеспечение программы, тыс. руб. |
||||
2008 год | 2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Нормативно-пра- вовое и организационное обеспечение |
Средства бюджета |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Иные источники |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
2 | Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринима- тельства |
Средства бюджета |
700 | 820 | 840 | 860 | 880 |
Иные источники |
600 | 800 | 800 | 800 | 800 | ||
3 | Обучение и переподготовка кадров для малого и среднего предпринима- тельства |
Средства бюджета |
770 | 825 | 910 | 960 | 1165 |
Иные источники |
100 | 380 | 500 | 500 | 500 | ||
4 | Информационно- методическое обеспечение и пропаганда предпринима- тельской деятельности |
Средства бюджета |
910 | 720 | 1040 | 790 | 820 |
Иные источники |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
5 | Организация работы дискуссионных площадок и обмен опытом работы |
Средства бюджета |
70 | 70 | 85 | 85 | 85 |
Иные источники |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
6 | Организация проведения конкурсов |
Средства бюджета |
630 | 635 | 700 | 705 | 710 |
Иные источники |
|||||||
7 | Инвестиционно- финансовая поддержка |
Средства бюджета |
2780 | 2840 | 2850 | 2880 | 2870 |
Иные источники |
23550 | 23610 | 23620 | 23630 | 23640 | ||
8 | Сокращение административных барьеров в развитии малого и среднего предпринима- тельства |
Средства бюджета |
160 | 160 | 160 | 160 | 160 |
Иные источники |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
9 | Расширение деловых возможностей и международное сотрудничество |
Средства бюджета |
300 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Иные источники |
100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||
10 | Мониторинг развития малого и среднего предпринима- тельства |
Средства бюджета |
200 | 220 | 250 | 270 | 300 |
Иные источники |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
11 | Итого: | Средства бюджета |
6520 | 6590 | 7135 | 7010 | 7290 |
Иные источники |
24350 | 24890 | 25020 | 25030 | 25040 | ||
12 | Всего: | 30870 | 31480 | 32155 | 32040 | 32330 |
5. Механизм реализации Программы
Решение поставленных в Программе задач, с учетом сложившейся положительной динамики развития малого предпринимательства города и успешного опыта реализации предыдущих программ ("Поддержки и развития малого предпринимательства") предполагается решать через следующие механизмы:
1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение
2. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
3. Обучение и переподготовку кадров для малого и среднего предпринимательства
4. Информационно-методическое обеспечение и пропаганду предпринимательской деятельности
5. Организацию работы дискуссионных площадок и обмен опытом работы
6. Организацию проведения конкурсов
7. Инвестиционно-финансовая поддержку
8. Сокращение административных барьеров, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства
9. Расширение деловых возможностей и международное сотрудничество
10. Мониторинг развития малого и среднего предпринимательства#
Условия и порядок оказания поддержки СМиСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМиСП устанавливаются нормативными правовыми актами города Иркутска.
Реализация программы осуществляется посредством взаимодействия органов городского самоуправления г.Иркутска и органов государственной власти; коммерческих и некоммерческих организаций, объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, общественных объединений и ассоциаций малого и среднего предпринимательства, ВУЗов г.Иркутска, ОГУ Центр занятости населения г.Иркутска.
Для обеспечения мониторинга реализации Программы, муниципальный заказчик Программы - Комитет по экономике и финансам администрации г.Иркутска, ежегодно, в установленном порядке, подготавливает отчет о ходе ее реализации.
6. Оценка социально-экономической
эффективности программы
В результате реализации мероприятий программы в последующей среднесрочной перспективе до 2012 года будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития малого предпринимательства в г.Иркутске:
1) Показатели социально-экономической эффективности:
- увеличение количества МП на 1000 жителей до 15;
- увеличение доли занятых на МП в общей численности занятых на крупных, средних и малых предприятиях до 21%;
- увеличение среднемесячной заработной платы на МП до 15000 руб.;
- увеличение удельного веса инвестиций в основной капитал МП в общем объеме инвестиций до 6%;
- увеличение удельного веса малых предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, ЖКХ) в общей численности МП до 32%;
- доля отгруженной МП продукции, выполненной работы, оказанных услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг крупными, средними и МП до 48%.
2) Показатели бюджетной эффективности:
Увеличение доли налоговых поступлений от СМП в собственных доходах бюджета города до 23 - 25%.
Достигнутые количественные показатели развития малого предпринимательства позволят получить качественные социальные результаты:
- развитие самозанятости населения и сокращение безработицы, снижение социальной напряженности;
- гармонизацию общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками;
- насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами, обеспечение конкурентоспособности продукции местных предприятии;#
- укрепление социального статуса, повышение имиджа предпринимательства.
Список используемых сокращений:
СМП | Субъект малого предпринимательства |
СМиСП | Субъект малого и среднего предпринимательства |
МП | Малое предприятие |
АНО | Автономная некоммерческая организация |
ЖКХ | Жилищно-коммунальное хозяйство |
ФНС | Федеральная налоговая служба |
НДС | Налог на добавленную стоимость |
ЕСН | Единый социальный налог |
УСН | Упрощенная система налогообложения |
ЕНВД | Единый налог на вмененный доход |
ИрГТУ | Иркутский государственный технический университет |
ГАСИС | Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы |
ОГУ ЦЗН | Областное государственное учреждение Центр занятости населения |
ВУЗ | Высшее учебное заведение |
ООО | Общество с ограниченной ответственностью |
ККМ | Контрольно-кассовая машина |
КЭФ | Комитет по экономике и финансам администрации г.Иркутска |
СМИ | Средства массовой информации |
Первый заместитель главы администрации - |
Г.Д.Зюбр |
Зам. начальника главного экономического управления |
М.Л.Еремеева |
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы города Иркутска от 31 августа 2007 г. N 004-20-400606/7 "Об утверждении муниципальной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.