Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3.
Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления
населением местного самоуправления и участия населения
в осуществлении местного самоуправления
Статья 13. Местный референдум
1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения на территории Шелеховского района проводится местный референдум.
Инициатива проведения местного референдума, назначение, подготовка, проведение и определение результатов местного референдума осуществляются в соответствии с федеральным и областным законодательством.
2. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить федеральному и областному законодательству.
3. Местный референдум проводится по инициативе:
- Думы района и мэра района, выдвинутой совместно и оформленной правовыми актами Думы и мэра;
- граждан, имеющих право на участие в местном референдуме;
- избирательных объединений, иных общественных объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом.
4. В поддержку инициативы граждан и общественных объединений проведения местного референдума должны быть собраны подписи количество которых устанавливается законом Иркутской области от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального района в соответствии с федеральным законом.
5. Решение о назначении местного референдума принимается Думой района в порядке, установленном федеральным законом.
6. Местный референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума.
Решение по вынесенному на местном референдуме вопросу считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Результаты местного референдума признаются недействительными по основаниям, установленным федеральным законодательством.
7. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
8. Решение, принятое на местном референдуме, обязательно для исполнения и не нуждается в дополнительном утверждении.
9. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган либо должностное лицо местного самоуправления Шелеховского района, в компетенцию которых входит принятие (издание) правового акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного правового акта.
Если решение по вынесенному на местный референдум вопросу не принято, повторное вынесение этого же вопроса или с такой же по смыслу формулировкой на местный референдум допускается не ранее чем через два года со дня официального опубликования результатов референдума.
Статья 14. Муниципальные выборы
1. Муниципальные выборы на территории Шелеховского района проводятся в целях избрания мэра района, депутатов Думы района на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Муниципальные выборы депутатов проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства, за исключением случаев, предусмотренных законом Иркутской области.
Муниципальные выборы депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам.
Муниципальные выборы мэра района проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства.
2. Муниципальные выборы назначаются Думой района в сроки, установленными в соответствии с федеральными законами и законами Иркутской области. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией или судом.
3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки и проведения, установление итогов определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральными и областными законами.
4. Итоги голосования и результаты муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
О муниципальных выборах в Иркутской области см. Закон Иркутской области от 11 декабря 2003 г. N 72-ОЗ
Статья 15. Голосование по отзыву мэра района, депутата Думы района
1. Отзыв мэра района, депутата Думы района - это досрочное прекращение полномочий указанных выборных лиц по решению избирателей на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
2. Основаниями отзыва мэра района, депутата Думы района может быть только виновное неоднократное нарушение мэром, депутатами федерального и областного законодательства, настоящего Устава и иных муниципальных правовых актов при осуществлении ими полномочий, выразившееся в издании конкретных противоправных решений, в совершении конкретных противоправных действий (в бездействии), факт противоправности которых подтвержден в судебном порядке.
3. Голосование по отзыву мэра, депутата Думы района проводится по инициативе избирателей в порядке, установленном федеральными законами, законом Иркутской области для проведения местного референдума.
4. Отзываемому лицу обеспечивается возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.
5. Мэр, депутат Думы района считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в соответствующем избирательном округе.
Статья 16. Правотворческая инициатива граждан
1. Население района вправе выступить с правотворческой инициативой по вопросам местного значения, отнесенным к предметам ведения муниципального района настоящим Уставом.
2. Правотворческая инициатива реализуется в форме внесения инициативной группой граждан на рассмотрение Думы, мэра района проектов правовых актов по вопросам их компетенции.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом Думы района, регулирующим порядок реализации правотворческой инициативы граждан, и не может превышать 3 процентов от числа жителей Шелеховского района, обладающих избирательным правом.
3. Необходимым условием внесения проекта правового акта на рассмотрение Думы района является представление вместе с текстом проекта правового акта экспертного заключения администрации района.
Иные условия и порядок реализации правотворческой инициативы граждан определяются нормативным правовым актом Думы района в соответствии с настоящим Уставом.
4. Проект правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы в Думу района, подлежит обязательному рассмотрению и обсуждению на открытом заседании Думы в присутствии представителей инициативной группы граждан.
5. По результатам рассмотрения проекта правового акта Дума, мэр района вправе принять одно из следующих мотивированных решений;
5.1. Принять правовой акт в предложенной редакции.
5.2. Принять правовой акт с учетом поправок.
5.3. Доработать проект правового акта.
5.4. Отклонить проект правового акта.
6. Мотивированное решение, принятое Думой, мэром района по результатам рассмотрения проекта правового акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы граждан, официально в письменной форме доводится до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Статья 17. Публичные слушания
1. В целях выявления мнения жителей района по проектам муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, отнесенным к ведению муниципального района настоящим Уставом, могут проводиться публичные слушания.
Порядок организации и проведения публичных слушаний, обобщения предложений, высказанных на слушаниях, определяется нормативным правовым актом Думы района.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Думы района или мэра района.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Думы района, назначаются Думой, по инициативе мэра района - мэром.
3. На публичные слушания должны выноситься:
1) проект Устава района, а также проекты решений Думы района о внесении изменений и дополнений в Устав;
2) проект районного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития района, проекты планировки территории района и иные вопросы в соответствии с законодательством;
4) вопросы о преобразовании района.
4. Информация о теме публичных слушаний, времени и месте их проведения, проект правового акта публикуются или доводятся до сведения населения через средства массовой информации не позднее чем за три дня до начала слушаний.
5. Жители Шелеховского района вправе присутствовать и выступить на публичных слушаниях или передать (направить) свои предложения по выносимому на слушания вопросу в порядке, установленном нормативным правовым актом Думы района о публичных слушаниях.
Мнения, высказанные на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер и учитываются при принятии соответствующих решений.
6. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (обнародованию).
Статья 18. Собрания и конференции (собрание делегатов) граждан
1. Для обсуждения вопросов местного значения, относящихся к ведению муниципального района, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления Шелеховского района могут проводиться собрания и конференции граждан.
2. Собрания, конференции граждан могут проводиться по инициативе населения, Думы района, мэра района.
Собрание, конференция граждан, проводимые по инициативе населения или Думы района, назначаются Думой.
Собрание, конференция граждан, проводимые по инициативе мэра, назначаются мэром района.
3. Обращения, принятые собранием или конференцией граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
4. Порядок назначения и проведения собрания, конференции граждан, а также полномочия собрания, конференции граждан определяются нормативными правовыми актами Думы района о собраниях, конференциях граждан.
5. Итоги собрания, конференции граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 19. Опрос граждан
1. Опрос граждан проводится на всей территории или на части территории муниципального района для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления Шелеховского района, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативным правовым актом Думы района.
2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального района, обладающие избирательным правом.
3. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) Думы или мэра района - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти Иркутской области - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального района для объектов регионального и межрегионального значения.
4. Решение о назначении опроса граждан принимается Думой. В решении о назначении опроса указываются дата и сроки проведения опроса, формулировка вопроса, выносимого на обсуждение, методика проведения опроса, минимальная численность граждан - участников опроса и иные сведения о порядке проведения опроса в соответствии с федеральным законом и нормативным правовым актом Думы районы# о проведении опроса.
5. Информация о проведении опроса доводится до сведения жителей муниципального района не менее чем за 10 дней до его проведения.
6. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств районного бюджета - при проведении его по инициативе Думы и мэра района;
2) за счет средств областного бюджета - при проведении его по инициативе органов государственной власти Иркутской области.
См. Примерное положение о порядке проведения местного опроса в форме выборочного (социологического) опроса
Статья 20. Обращения граждан в органы и к должностным лицам местного самоуправления
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные устные и письменные обращения в органы местного самоуправления и к депутатам Думы района для решения вопросов экономического, социального, общественно-политического и иного характера, относящихся к ведению Шелеховского района в соответствии с настоящим Уставом.
2. Должностные лица органов местного самоуправления и депутаты Думы района несут ответственность за своевременное, полное и объективное рассмотрение обращений граждан, а также за своевременное и полное исполнение решений, принятых по обращениям граждан, в соответствии с компетенцией.
3. Должностные лица местного самоуправления и депутаты Думы района обязаны дать ответ по существу обращения граждан в течение 30 дней. Сроки рассмотрения обращений граждан могут быть изменены в порядке, установленном федеральным законодательством.
4. Рассмотрение устных обращений граждан осуществляется мэром района, должностными лицами органов местного самоуправления и депутатами Думы района в соответствии с графиками приема граждан.
5. Порядок и сроки рассмотрения поступивших в органы местного самоуправления обращений граждан определяются нормативными правовыми актами Думы района в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.