Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Думы г.Иркутска от 31 августа 2007 г. N 004-20-400616/7 в Приложение N 1 настоящего Решения внесены изменения
Приложение N 1
к Решению Думы г.Иркутска
от 30 октября 2006 г. N 004-20-300442/6
Муниципальная целевая программа
"Развитие общественных инициатив
в г.Иркутске" на 2007 - 2009 годы
31 августа 2007 г.
См. Отчет о реализации программы в 2007 г.
Паспорт
муниципальной целевой программы
"Развитие общественных инициатив в г.Иркутске"
на 2007 - 2009 годы
/--------------------------------------------------------------------------------------\
|Наименование программы|Муниципальная целевая программа "Развитие общественных |
| |инициатив в г.Иркутске" на 2007 - 2009 годы |
|----------------------+---------------------------------------------------------------|
|Дата принятия решения |Распоряжение мэра г.Иркутска от 29.05.2006 N 031-10-694/6 "О |
|о разработке |разработке прогноза социально-экономического развития города |
|программы, дата ее |на 2007 год и на период до 2009 года и составлении проекта |
|утверждения |бюджета города на 2007 год" |
|(наименование и номер | |
|соответствующего | |
|нормативного акта) | |
|----------------------+---------------------------------------------------------------|
|Муниципальный Заказчик|Управление по информационной политике, связям со СМИ и |
|программы |общественностью администрации г.Иркутска |
|----------------------+---------------------------------------------------------------|
|Основные разработчики |Иркутская областная общественная организация "Байкальский |
| |региональный союз женщин "Ангара" (руководитель - Широбокова |
| |Альбина Анатольевна, директор Центра новых |
| |экономических, социальных и гражданских технологий ИрГТУ, |
| |доцент кафедры "Социальная работа" ИрГТУ, к.э.н., профессор, |
| |эксперт Программы ООН РФ по гендерным вопросам, вице-президент|
| |Общероссийской общественной организации "Ассоциация |
| |женщин-предпринимателей России") |
| |Отдел по связям с общественностью Управления по |
| |информационной политике, связям со СМИ и общественностью|
| |администрации г.Иркутска |
|----------------------+---------------------------------------------------------------|
|Цель |Формирование и совершенствование механизмов взаимодействия |
| |органов городского самоуправления и населения Иркутска, |
| |развитие институтов гражданского общества в г.Иркутске для |
| |решения вопросов местного значения |
|----------------------+---------------------------------------------------------------|
|Задачи |- Нормативно-правовое обеспечение системы по работе |
| |с общественными инициативами |
| |- Организационная, финансовая и материально-техническая |
| |поддержка деятельности НКО, ТОС, инициативных групп |
| |граждан |
| |- Информационное обеспечение деятельности НКО, ТОС, |
| |инициативных групп граждан |
| |- Научно-методическое обеспечение развития общественных|
| |инициатив |
| |- Совершенствование работы по взаимодействию органов |
| |городского самоуправления с НКО, ТОС и инициативными группами |
| |граждан |
|----------------------+---------------------------------------------------------------|
|Важнейшие целевые |- повышение уровня социальной культуры населения |
|показатели |- формирование активной гражданской позиции населения |
| |г.Иркутска |
| |- количество коммерческих и некоммерческих организаций, |
| |средств массовой информации, горожан, вовлеченных в |
| |процессы управления городом, решение социальных проблем |
|----------------------+---------------------------------------------------------------|
|Сроки и этапы |Январь 2007 г. - декабрь 2009 г. |
|реализации | |
|----------------------+--------------------------------------------------------------|
|Ожидаемые конечные |Качественное развитие НКО г.Иркутска, развитие всех форм |
|результаты реализации |территориального общественного самоуправления, активное |
|и показатели |участие населения в решении социально-экономических |
|социально-экономичес- |проблем города Иркутска. |
|кой эффективности |Повышение общественного самосознания и гражданской |
| |активности населения г.Иркутска. |
| |Снижение социальной напряженности в обществе в результате |
| |вовлечения жителей города в управление городским хозяйством (в|
| |том числе жилищным фондом), появления новых рабочих мест в |
| |некоммерческом секторе экономики города, улучшения |
| |качества подготовки кадрового потенциала и |
| |формирования кадрового резерва. |
| |Укрепление основ взаимодействия органов городского самоуправ-|
| |ления, коммерческих и некоммерческих организаций, жителей |
| |города. |
| |Улучшение имиджа г.Иркутска среди городов Российской |
| |Федерации, повышение доверия населения к деятельности органов |
| |городского самоуправления |
|----------------------+---------------------------------------------------------------|
|Объемы и источники |- Финансирование программы осуществляется за счет |
|финансирования |средств бюджета города и привлеченных ресурсов. |
| |- Объем финансирования из бюджета города составляет 10 028 тыс.|
| |рублей, из них: |
| |в 2007 году - 2 186 тыс. рублей, |
| |в 2008 году - 3 821 тыс. рублей, |
| |в 2009 году - 4 021 тыс. рублей. |
\--------------------------------------------------------------------------------------/
Понятия, термины
и сокращения, используемые в Программе
Общественная инициатива - форма проявления общественной активности, совокупность действий по выдвижению, утверждению, распространению и практической реализации общественно значимых идей, самостоятельно и добровольно осуществляемых НКО, ТОС, инициативными группами граждан.
НКО - некоммерческая организация
ТОС - территориальное общественное самоуправление
МБФ ВЗС - Молодежный благотворительный фонд "Возрождение земли сибирской"
Совет НКО - Объединенный Совет некоммерческих общественных организаций г.Иркутска и Иркутской области
ОМСУ - органы местного самоуправления
МСУ - местное самоуправление
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство
СМИ - средства массовой информации
ОСО - отдел по связям с общественностью Управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации г.Иркутска
КУМИ - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Иркутска
КСПК - Комитет по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска
УПКР - Управление правовой и кадровой работы аппарата мэра
КЭФ - Комитет экономики и финансов администрации г.Иркутска
1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в России, затрагивая все слои населения, стимулируют горожан на проявление инициативы в решении вопросов местного значения, самоорганизацию и самоуправление. Активно в проявлении общественных инициатив, представленных в виде проектов и программ участвуют НКО и ТОС г.Иркутска, активные граждане, инициативные группы жителей.
Практика показала, многие серьезные социальные проблемы города и его жителей можно решать более качественно и эффективно, объединяя усилия органов государственной власти и органов городского самоуправления с усилиями и инициативой НКО, ТОС и заинтересованных жителей.
Развитие общественного самоуправления как системы общественных инициатив характеризует зрелость гражданского общества. Уже сегодня в социальную практику Иркутска прочно вошли акции и реализуемые силами НКО, ТОС программы, направленные на профилактику наркомании, беспризорности и безнадзорности, улучшение качества проживания горожан. ТОС проводит культурно-массовые и спортивные мероприятия по месту жительства, оказывает помощь пожилым людям, инвалидам, участвует в охране общественного порядка. Растет его опыт, профессионализм, а также развивается коалиционное взаимодействие с другими организациями, органами государственной власти и органами городского самоуправления, коммерческими организациями.
Развитие общественной инициативы, самоорганизации и самоуправления граждан становится ключевым фактором развития муниципальных образований, поэтому в условиях реформы местного самоуправления роль НКО, ТОС и инициативных групп граждан будет неуклонно возрастать. В системе взаимодействия органов городского самоуправления и НКО все шире используется распределение бюджетных финансовых ресурсов на конкурсной основе для решения социально-экономических проблем города. Закладываются основы для выполнения муниципального заказа силами НКО. Мобилизация активности жителей на решение проблем местного значения - одна из стратегических задач устойчивого развития города.
Происходящая реформа местного самоуправления, предполагает непосредственное вовлечение жителей в принятие решений по вопросам местного значения, коллективную ответственность за совместно выработанные способы решения указанных вопросов. Поэтому создание и развитие ТОС, как одной из форм самоорганизации граждан по месту жительства, стало эффективной практикой развития гражданских инициатив, в том числе и в Иркутске.
Уже не один год органы ТОС решают жизненно важные проблемы во многих городах Сибирского региона: создание рабочих мест, участие в формировании общественных органов правопорядка, оказание реальных социально-бытовых и жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и озеленение микрорайонов, решение экологических проблем, работа с детьми и престарелыми по месту жительства, организация досуга населения, социальная защита нуждающихся.
Инициативы, реализуемые жителями города по месту жительства, позволяют использовать богатейший ресурс добрососедских отношений, ресурс семьи, профессиональный и социальный опыт пенсионеров, являющиеся основой деятельности ТОС. Это ведет к экономии бюджетных средств и развитию инициативных групп, деятельность которых опирается в основном на собственные ресурсы.
Опыт показывает, что результативность деятельности органов ТОС в значительной степени зависит от отношения к ним органов городского самоуправления: там, где выстраиваются взаимовыгодные партнерские отношения, - улучшается социальный климат, снижается количество жалоб и обращений граждан. ТОС может участвовать в процессе осуществления реформы ЖКХ. Призванные работать непосредственно с жителями города, эти формы самоуправления граждан, наиболее эффективно реализуют инициативу населения, направляя ее в социально полезное русло. Задача органов городского самоуправления - максимально использовать инициативу населения, богатейший ресурс творческих возможностей и взрастить действительно народное самоуправление.
Самодеятельность населения, направленная на решение жизненно важных проблем нуждается в организационной и финансовой поддержке со стороны органов МСУ. Это связано с тем, что масштаб и сложность деятельности НКО и инициативных групп граждан увеличивается гораздо быстрее, чем становятся доступными финансовые и организационные ресурсы. Поэтому активно действующие НКО и инициативные группы граждан вынуждены искать нетрадиционные формы организации своей деятельности, развивать и активизировать профессиональные навыки и местные особенности, овладевать новыми информационными, образовательными и организационными технологиями.
Реализация общественных инициатив непосредственно осуществляется через НКО, ТОС и инициативные группы граждан. По данным Главного управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, в первой половине 2006 года в Иркутске зарегистрировано 894 общественных объединения. Несмотря на разнообразие организационно-правовых форм и статус этих организаций (областные, городские, региональные и т.д.), практически все они реализуют значительную часть своих проектов в интересах города и его жителей. В соответствии с законодательством возможно создание общественных объединений без образования юридического лица, их количество на сегодня неизвестно. Особенно широкое распространение в Иркутске получили клубы по месту жительства и органы ТОС, в виде института старших по домам и подъездам.
Сфера деятельности НКО достаточно разнообразна и многопрофильна. Работа с социально незащищенными и малообеспеченными категориями населения (ветеранами, инвалидами, социальными сиротами, беспризорными и безнадзорными детьми, пожилыми людьми и пенсионерами), защита прав граждан, развитие физкультуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни, научно-просветительская, творческая и культурная составляющая, организация досуга населения, работа с детьми и молодежью, - основные направления работы НКО, определяющие степень их включенности в развитие социальной инфраструктуры города.
Большое число активистов и волонтеров, работающих в этих организациях, оказывают социальную, информационную, юридическую, образовательную, материальную помощь и другие виды поддержки жителям г.Иркутска. Поэтому деятельность органов МСУ является более эффективной, когда в дополнение к ресурсам бюджета города используются общественные инициативы НКО, ТОС и активных жителей, направленные на решение вопросов местного значения и на социально-экономическое развитие города.
Развитие НКО, ТОС и инициативных групп в современных условиях требует специальных знаний, специализированных форм поддержки со стороны органов государственной власти и ОМСУ, навыков социального партнерства. Основные проблемы, сдерживающие развитие общественных инициатив в городе Иркутске:
- сохранение иждивенческих настроений со стороны населения;
- отсутствие знаний и навыков у жителей города в решении новых социальных и экономических проблем;
- недостаточное кадровое обеспечение процессов развития общественных инициатив;
- потенциал НКО не в полной мере используется органами городского самоуправления для решения проблем города;
- недостаточная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность некоммерческих организаций в разных сферах деятельности;
- не применяются в полной мере современные механизмы вовлечения населения в общественную жизнь города;
- не отработаны механизмы взаимодействия между органами городского самоуправления и НКО;
- недостаточная информированность населения о работе НКО;
- отсутствие помещений для работы НКО по решению социальных проблем местного сообщества и развитию взаимодействия с органами государственной власти, органами городского самоуправления и социально ответственными коммерческими организациями;
- недостаточная координация действий между НКО, коммерческими организациями и органами городского самоуправления;
- неравномерное развитие НКО и инициативных групп;
- отсутствие системы учета и оценки развития общественных инициатив;
- низкий уровень социальной ответственности у коммерческих организаций;
- не отработаны формы взаимодействия и социального партнерства НКО между собой.
2. Основные цели
и задачи Программы
Главной целью Программы является формирование и совершенствование механизмов взаимодействия органов городского самоуправления и населения Иркутска, развитие институтов гражданского общества в г.Иркутске для решения вопросов местного значения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
/------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
|N п/п| Задачи | Основные этапы и сроки реализации |Прогнозируемые значения целевых |
| | | | показателей |
|-----+---------------------+-----------------------------------------------+--------------------------------|
|1 |Нормативно-правовое |1. Формирование и ведение банка данных |Принятие муниципальных правовых |
| |обеспечение системы |региональных нормативных правовых актов, |актов г.Иркутска, направленных |
| |по работе с |регулирующих взаимодействие НКО с органами |на развитие общественных |
| |общественными |государственной власти, органами местного |инициатив в городе Иркутске |
| |инициативами |самоуправления (2007) | |
| | |2. Формирование рабочей группы: по определению | |
| | |эффективных механизмов реализации федеральных | |
| | |законов (2007) | |
| | |3. Анализ муниципальных правовых актов | |
| | |г.Иркутска (Весь период) | |
| | |4. Разработка и принятие дополнительных | |
| | |муниципальных правовых актов г.Иркутска, | |
| | |регулирующих взаимодействие НКО, ТОС и органов | |
| | |городского самоуправления (2008 - 2009) | |
| | |5. Разработка муниципальных правовых актов | |
| | |г.Иркутска в сфере поощрения благотворительной | |
| | |деятельности в г.Иркутске (2008 - 2009) | |
|-----+---------------------+-----------------------------------------------+--------------------------------|
|2 |Организационная, |1. Обобщение информации о формах и объемах |1. Не менее 50 НКО и |
| |финансовая и |финансирования общественных инициатив органами |инициативных групп граждан в год|
| |материально-техничес-|городского самоуправления г.Иркутска (Весь |получат финансовую и ресурсную |
| |кая поддержка |период) |поддержку из бюджета г.Иркутска |
| |деятельности НКО, |2. Сбор и обобщение информации о формах и |и иных источников на реализацию |
| |ТОС, инициативных |объемах финансирования общественных инициатив |проектов, направленных на |
| |групп граждан |из прочих источников (Весь период) |развитие г.Иркутска |
| | |3. Анализ информации о нежилых помещениях, |2. Создание как минимум 1 |
| | |находящихся в муниципальной собственности, |Ресурсного центра в год, |
| | |предоставленных для деятельности НКО (Ежегодно)|способствующего развитию |
| | |4. Инициирование и поддержка деятельности |профессионализма активистов НКО |
| | |коммерческих организаций, оказывающих |и улучшению качества |
| | |содействие НКО, ТОС и инициативным группам |взаимодействия между органами |
| | |граждан (Весь период) |городского самоуправления и |
| | |5. Содействие НКО, ТОС, инициативным группам |общественностью |
| | |граждан в обеспечении мест, помещений для |3. Оценка вклада НКО, ТОС, |
| | |проведения плановых мероприятий (Весь период) |инициативных групп граждан в |
| | |6. Проведение Конкурса общественно полезных |социально-экономическое развитие|
| | |проектов и программ на соискание грантов |г.Иркутска |
| | |органов городского самоуправления г.Иркутска и | |
| | |организация его сопровождения (Ежегодно) | |
| | |7. Организация сети Ресурсных центров | |
| | |обеспечивающих информационную и | |
| | |научно-методическую поддержку создающимся и | |
| | |действующим НКО г.Иркутска (2008 - 2009) | |
|-----+---------------------+-----------------------------------------------+--------------------------------|
|3 |Информационное |1. Налаживание оперативного обмена информацией|1. Еженедельный выпуск полосы |
| |обеспечение |между органами государственной власти, органами|"Общественные инициативы" в |
| |деятельности НКО, |городского самоуправления, НКО, ТОС и |газете "Иркутск" (40 полос в |
| |ТОС, инициативных |инициативными группами граждан (Весь период) |год) |
| |групп граждан |2. Формирование и ведение базы данных об НКО, |2. Ежегодный выпуск информацион-|
| | |ТОС, инициативных группах граждан, работающих |ного сборника-справочника о ра- |
| | |на территории г.Иркутска (Весь период) |боте НКО, ТОС, активных жителях |
| | |3. Создание информационного банка лучших |г.Иркутска |
| | |программ, проектов, реализуемых НКО, их |3. Издание информационного |
| | |передовых технологий и методик, применяемых в |бюллетеня "Конкурса |
| | |работе (Весь период) |общественно полезных проектов и |
| | |4. Разработка и издание ежегодных |программ на соискание грантов |
| | |специализированных информационных сборников, |органов городского |
| | |справочников о деятельности НКО г.Иркутска |самоуправления г.Иркутска" |
| | |(Весь период) |3. Своевременное и полное |
| | |5. Организация серии публикаций о деятельности |информирование населения о |
| | |НКО, ТОС, инициативных групп граждан, активных |деятельности НКО и роли органов |
| | |жителей г.Иркутска в газете "Иркутск", передач |городского самоуправления в |
| | |на радио и телевидении (Весь период) |развитии гражданского общества |
| | |6. Учреждение системы поощрения (премий, |4. Повышение уровня социальной |
| | |грантов, званий) участников конкурса "Золотая |культуры населения |
| | |запятая" за лучшее освещение деятельности НКО, |5. Формирование активной |
| | |ТОС, инициативных групп граждан, активных |гражданской позиции населения |
| | |иркутян в СМИ (Ежегодно) |г.Иркутска |
| | | |6. Привлечение внимания и |
| | | |вовлечение жителей города в |
| | | |социально полезную работу НКО |
|-----+---------------------+-----------------------------------------------+--------------------------------|
|4 |Научно-методическое |1. Организация и проведение городских |1. Научно-методическое и |
| |обеспечение развития |научно-практических, учебно-методических |исследовательское сопровождение |
| |общественных |семинаров, конференций, фестивалей по обмену |Программы |
| |инициатив |опытом работы НКО (Весь период) |2. Проведение как минимум двух |
| | |2. Организация и проведение семинаров по обмену|конференций, 5-6 круглых столов,|
| | |опытом реализации программ поддержки НКО, ТОС, |5-6 общественных обсуждений в |
| | |инициативных групп граждан и активных жителей |год, в которых примут участие в |
| | |(Весь период) |общей сложности до 1000 горожан |
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
| | |4. Проведение научно-практических конференций, |3. Повышение уровня |
| | |семинаров по проблемам научно-методического |научно-методической, |
| | |обеспечения НКО (Весь период) |содержательной проработанности |
| | |5. Организация и проведение Конкурса |программ и проектов общественных|
| | |студенческих научно-исследовательских работ по |объединений, эффективности их |
| | |проблемам развития общественных инициатив в |реализации и включение в |
| | |г.Иркутске (2008 - 2009) |комплекс программных мероприятий|
| | |6. Сбор информации о действующих в Иркутске |органов городского |
| | |научно-исследовательских центрах, занимающихся |самоуправления |
| | |изучением НКО (2007) |4. Осуществление системной |
| | |7. Проведение социологических исследований, |подготовки кадров для сферы |
| | |мониторингов с целью изучения динамики развития|социального взаимодействия из |
| | |НКО, ТОС, общественных инициатив в городе |числа активных горожан и |
| | |(Ежегодно) |муниципальных служащих органов |
| | |8. Организация и проведение семинаров по |городского самоуправления |
| | |вопросам участия НКО, ТОС в выполнении |г.Иркутска |
| | |муниципального заказа в г.Иркутске (Весь |5. Повышение качества работы и |
| | |период) |профессионализма НКО, ТОС, |
| | | |инициативных групп граждан, |
| | | |муниципальных служащих органов |
| | | |городского самоуправления |
| | | |г.Иркутска |
|-----+---------------------+-----------------------------------------------+--------------------------------|
|5 |Совершенствование |1. Содействие в создании совместных |1. Формирование кадрового |
| |работы по |совещательных и вспомогательных органов при |потенциала НКО |
| |взаимодействию |администрации г.Иркутска, способствующих |2. Отработка наиболее |
| |органов городского |развитию деятельности НКО и активизации |эффективных методов и механизмов|
| |самоуправления с НКО,|населения в решении проблем местного значения |подготовки граждан, из числа |
| |ТОС, инициативными |(Весь период) |активистов НКО, ТОС, |
| |группами граждан |2. Проведение тренинговых программ, семинаров |инициативных групп граждан, |
| | |для участников НКО, ТОС, общественно активных |участвующих в решении городских |
| | |граждан (Весь период) |проблем |
| | | |3. Популяризация работы НКО, |
| | | |ТОС, инициативных групп граждан,|
| | | |повышение их статуса в |
| | | |общественном мнении |
\------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
3. Перечень программных мероприятий
N | Название мероприятия | Сроки реализации |
Исполнители | Источники финансирования за счет бюджета города тыс. рублей |
Прочие источники финансирования |
||
2007 | 2008 | 2009 | |||||
1. Правовое обеспечение системы по работе с общественными инициативами | |||||||
1.1 | Разработка положения о порядке ведения реестра НКО, ТОС, инициативных групп граждан г.Иркутска |
2009 | ОСО | - | - | - | - |
1.2 | Формирование и ведение банка данных региональных и муниципальных правовых актов, регулирующих взаимодействие НКО, ТОС, инициативных групп граждан с органами государственной власти, ОМСУ |
Весь период | Совет НКО, ОСО | ||||
1.3 | Разработка или внесение изменений в муниципальные правовые акты г.Иркутска, регулирующие взаимодействие органов городского самоуправления г.Иркутска, ТОС, НКО, инициативных групп граждан по месту жительства: а) Разработка правового акта или внесение изменений в муниципальные правовые акты г.Иркутска по вопросам взаимодействия ТОС и органов городского самоуправления; б) Методика поощрения представителей НКО, ТОС, инициативных групп граждан |
2008 2007 |
ОСО | ||||
1.4 | Разработка муниципальных правовых актов г.Иркутска о стимулировании органами городского самоуправления г.Иркутска благотворительной деятельности в г.Иркутске |
2009 | ОСО, КСПК, КЭФ | - | - | - | - |
1.5 | Разработка и принятие Положе- ния о Конкурсе студенческих научно-исследовательских работ по проблемам развития общественных инициатив в г.Иркутске |
2008 - 2009 | ОСО | - | - | - | - |
Итого по разделу: | - | - | - | ||||
2. Организационная, финансовая и материально-техническая поддержка деятельности НКО, ТОС, инициативных групп граждан | |||||||
2.1 | Разработка механизма поощрения активистов и волонтеров НКО, которые внесли значительный вклад в социально- экономическое развитие города: а) Премирование активистов ТОС; б) Конкурс "Социальная звезда"; в) Конкурс профессионального мастерства для лидеров (руководителей и менеджеров) НКО в г.Иркутске |
2007 с 2008 г. 2008 |
ОСО, КСПК ОСО, КСПК, совместно с МБФ "ВЗС" ОСО, КСПК, сов- местно с Иркут- ской обществен- ной организацией "Байкальский ре- гиональный Союз женщин "Ангара" |
80 |
120 50 50 |
120 50 50 |
Возможно привлечение ресурсов НКО и коммерческих органи- заций |
2.2 | Проведение встреч клуба неформального общения для инициативных жителей города "Инициатива" |
Ежемесячно |
ОСО, совместно с Комитетами по управлению окру- гами администра- ции г.Иркутска |
6 | 6 | 6 | Возможно привлечение ресурсов Управляющих компаний, работающих на территории г.Иркутска |
2.3 | Обобщение информации о формах и объемах финансирования общественных инициатив органами городского самоуправления г.Иркутска |
Весь период | ОСО | - | - | - | |
2.4 | Сбор и обобщение информации о формах и объемах финансирования общественных инициатив из прочих источников |
Весь период | ОСО | - | - | - | |
2.5 | Анализ информации о нежилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности, предоставленных для деятельности НКО |
Ежегодно | ОСО, КУМИ | - | - | - | |
2.6 | Содействие НКО, ТОС, инициативным группам граждан в обеспечении мест, помещений для проведения плановых мероприятий |
Весь период | ОСО | - | - | - | |
2.7 | Проведение Конкурса общественно полезных проектов и программ на соискание грантов органов городского самоуправления г.Иркутска и организация его сопровождения |
Весь период | ОСО | 850 | 1600 | 1800 | Возможно привлечение дополнительных ресур- сов (коммерческих организаций) |
2.8 | Проведение Презентации общественных инициатив г.Иркутска |
2007, 2009 | ОСО, Совет НКО | 100 | - | 100 | Использование ресурсов НКО |
2.9 | Проведение Творческого отчета НКО о работе в городе |
2008 | ОСО, Совет НКО | - | 100 | - | Использование ресурсов НКО |
2.10 | Проведение смотра-конкурса "Праздничное оформление фасадов, витрин, торговых залов с символикой, посвященной Новому году" |
Ежегодно | Комитет по потребительскому рынку администра- ции г.Иркутска |
100 | 100 | 100 | Возможно привлечение ресурсов коммерческих организаций |
2.11 | Обеспечение участия в областном конкурсе "Лучшее муниципальное образование в Иркутской области" по направлению деятельности администрации г.Иркутска - организация взаимодействия органов местного само- управления с населением |
Ежегодно | ОСО | - | - | - | |
2.12 | Организация сети ресурсных центров, обеспечивающих информационную и научно-методическую поддержку создающимся и действующим в г.Иркутске НКО, ТОС, инициативным группам граждан |
С 2008 г. | ОСО | - | 600 | 600 | |
Итого по разделу: | 1136 | 2026 | 2226 | ||||
3. Информационное обеспечение деятельности НКО, ТОС, инициативных групп граждан | |||||||
3.1 | Ежегодный выпуск информационного сборника- справочника "Некоммерческий мир Иркутска" |
Июнь каждого года |
ОСО, Совет НКО | 140 | 140 | 140 | Возможно привлечение ресурсов НКО |
3.2 | Информирование населения о планируемых и осуществляемых мероприятиях в сфере реализации городской политики взаимодействия с НКО, ТОС, инициативными группами граждан, активными иркутянами |
Весь период | Управление по информационной политике, связям со СМИ и общественностью |
- | - | - | - |
3.3 | Информирование некоммерческими организациями органов городского самоуправления, жителей города о своей деятельности |
Весь период |
НКО, ОСО, отдел по связям со СМИ администрации г.Иркутска |
- | - | - | - |
3.4 | Организация серии публикаций о деятельности НКО, ТОС, инициативных групп граждан г.Иркутска в газете "Иркутск", передач на радио и телевидении |
Весь период |
ОСО, отдел по связям со СМИ администрации г.Иркутска |
- | - | - | - |
3.5 | Учреждение системы поощрения (премий, грантов, званий) участников конкурса "Золотая запятая" за лучшее освещение деятельности НКО, ТОС, инициативных групп граждан, активных иркутян в СМИ |
С 2008 г. | Управление по информационной политике, связям со СМИ и общественностью |
- | - | - | - |
3.6 | Ежегодное издание бюллетеня Конкурса общественно-полезных проектов и программ на соискание грантов органов городского самоуправления |
Ежегодно | ОСО | 50 | 50 | 50 | - |
Итого по разделу: | 190 | 190 | 190 | ||||
4. Научно-методическое обеспечение развития общественных инициатив | |||||||
4.1 | Конференция по проблемам развития территориального общественного самоуправления в г.Иркутске |
Ежегодно (декабрь) |
ОСО совместно с комитетами по управлению окру- гами администра- ции г.Иркутска |
30 | 30 | 30 | Ресурсы Управляющих компаний, работающих на территории г.Иркутска |
4.2 | Конференция по проблемам развития общественных инициатив в г.Иркутске |
Ежегодно (апрель - май) |
ОСО, КСПК | 200 | 200 | 200 | Возможно привлечение дополнительных ресурсов |
4.3 | Тематические семинары, круглые столы в рамках обсуждения стратегических направлений работы администрации г.Иркутска "На пути к 350-летию г.Иркутска" |
Весь период | Все структурные подразделения администрации г.Иркутска |
- | - | - | - |
4.4 | Подготовка аналитического доклада мэру г.Иркутска о развитии НКО, ТОС, инициативных групп граждан в г.Иркутске |
Ежегодно | ОСО | - | - | - | - |
4.5 | Проведение Конкурса студенче- ских научно-исследовательских работ по проблемам развития общественных инициатив в г.Иркутске |
Ежегодно с 2008 г. |
ОСО, ВУЗы г.Иркутска, МБФ "ВЗС" "Союз женщин "Ангара" |
5 | 5 | Ресурсы ВУЗов, НКО | |
4.6 | Организация и проведение мониторинга развития НКО, ТОС, инициативных групп граждан в г.Иркутске |
Ежегодно |
ОСО, аналитиче- ский отдел Управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью |
50 | 50 | 50 | - |
Итого по разделу: | 280 | 285 | 285 | ||||
5. Совершенствование работы по взаимодействию органов городского самоуправления с НКО, ТОС, инициативными группами граждан, активными жителями |
|||||||
5.1 | Обучающие семинары по вопросам работы с населением для сотрудников администрации и представителей НКО, ТОС, инициативных групп граждан |
Ежегодно | ОСО | 80 | 120 | 120 | Использование ресурсов НКО, возможно привлечение ресурсов областного бюджета |
5.2 | Школа активных граждан | Ежегодно с 2007 |
ОСО | 500 | 500 | 500 | Возможно привлечение ресурсов НКО, коммерческих органи- заций |
5.3 | Пополнение базы данных об НКО, ТОС, инициативных группах граждан и активных жителях г.Иркутска |
Весь период |
ОСО, Совет НКО, Управление информатизации аппарата мэра |
- | - | - | - |
5.4 | Создание совместных совещательных и вспомогательных структур (Советов, Ассоциаций и пр.), способствующих взаимодействию органов городского самоуправления и населения в решении вопросов местного значения |
С 2008 г. |
ОСО, структурные подразделения администрации г.Иркутска |
- | - | - | |
5.5 | Командировки в целях повышения уровня квалификации муниципальных служащих, заимствования и обмена позитивным опытом работы с НКО, ТОС, инициативными группами граждан |
С 2008 г. | ОСО | - | 100 | 100 | Возможно привлечение ресурсов НКО, коммерческих органи- заций, принимающей стороны |
Итого по разделу: | 580 | 720 | 720 | ||||
Итого: | 2 186 | 3 821 | 4 021 |
4. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основывается на принципах согласования интересов всех участников процесса развития общественных инициатив: органов городского самоуправления г.Иркутска, коммерческих и некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм, территориального общественного самоуправления, а также жителей города. Реализация Программы предусматривает использование всех имеющихся инструментов развития общественных инициатив и институтов гражданского общества: федерального и регионального законодательства, участие в муниципальных, региональных и федеральных целевых программах, участие в конкурсном распределении средств на различных уровнях, взаимодействие с органами государственной власти и органами городского самоуправления.
Механизм реализации Программы включает совокупность общих и частных (в зависимости от задачи и мероприятия) механизмов:
- организационно-правового (своевременное принятие или внесение изменений в муниципальные правовые акты г.Иркутска);
- социально-экономического (создание социально-инновационного климата, благотворительной, спонсорской и административной поддержки);
- организационно-управленческого (создание многообразных и благоприятных условий для социального партнерства органов государственной власти, органов городского самоуправления г.Иркутска, коммерческих и некоммерческих организаций).
Особое место в организационно-функциональной структуре управления занимает отработка механизма управления процессом реализации Программы, который предполагает:
1) системную, последовательную и своевременную разработку:
- прогнозов развития общественных инициатив (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные);
- механизмов изменения программных мероприятий согласно мониторингу развития НКО, ТОС, инициативных групп граждан в г.Иркутске и прогнозов развития общественных инициатив;
- планов первоочередных мероприятий по реализации Программы на очередной финансовый год, с уточнением сроков и объемов финансирования;
2) мониторинг развития общественных инициатив в Иркутске и их влияния на социально-экономическое развитие города;
3) разработку единой системы экономических и социальных индикаторов, отражающих и характеризующих развитие общественных инициатив и их влияние на социально-экономическое развитие города;
4) оценку:
а) экономической эффективности и социальной значимости программных мероприятий и мер в рамках Программы;
б) эффективности расходования финансовых средств;
в) динамики развития общественных инициатив в г.Иркутске.
Важную роль в механизме реализации Программы играет формирование ресурсных центров. Основным направлением работы в данной сфере является повышение общественной активности жителей города и снижение риска социальной напряженности путем содействия созданию реальной возможности общественного участия в процессах социально-экономического развития города и использования человеческого потенциала иркутян. Кроме этого, приоритетом Программы является развитие образовательного направления, призванного повысить информированность органов городского самоуправления г.Иркутска, коммерческих организаций, населения города о возможностях использования инструментов социального партнерства для устойчивого социально-экономического развития города и его жителей.
Механизм реализации Программы обеспечивается следующими организационными, экономическими мерами и мерами снижения рисков:
Организационные меры:
1. Совершенствование муниципальных правовых актов г.Иркутска в сфере формирования благоприятной среды для реализации общественных инициатив в приоритетных направлениях социально-экономического развития города.
2. Проведение совместно с федеральными и региональными органами государственной власти согласованных действий по решению на различных уровнях власти и городского самоуправления общих для них проблем развития общественных инициатив.
3. Внедрение единой системы индикаторов развития общественных инициатив в городе Иркутске.
4. Организация и обеспечение мероприятий, ресурсной поддержки общественных инициатив, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие города.
Экономические меры:
1. Системный мониторинг развития общественных инициатив горожан на основе единой системы индикаторов развития общественных инициатив.
2. Систематическая разработка краткосрочных прогнозов развития общественных инициатив с рекомендациями по планированию и проведению необходимых программных мероприятий.
3. Отбор на основе экспертизы или конкурса на принципах экономической эффективности и социальной результативности программных мероприятий НКО, в том числе и новых, претендующих на использование средств бюджета города, для включения в Программу.
4. Привлечение НКО к участию в конкурсных программах, реализуемых на территории г.Иркутска органами федеральной и региональной государственной власти, органами городского самоуправления и организациями.
5. Заключение муниципальных контрактов на выполнение мероприятий Программы.
6. Ежегодное уточнение объемов и направленности бюджетного финансирования в разрезе Программы.
7. Взаимодействие между органами государственной власти области и органами городского самоуправления, направленное на социально-экономическое развитие города и области.
Меры снижения рисков:
1. Открытость Программы для внесения корректировок по целям, задачам, этапам и мероприятиям в силу появления новых внешних и внутренних обстоятельств.
2. Формирование системного информационного потока о развитии общественных инициатив в г.Иркутске.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1. Формирование системы поддержки и развития общественных инициатив.
2. Формирование условий общественного участия в социально-экономическом развитии города.
Программа представляет собой комплексную систему задач и мероприятий, направленную на формирование и совершенствование механизмов взаимодействия органов городского самоуправления и населения г.Иркутска, содействие развитию и функционированию институтов гражданского общества на территории г.Иркутска для решения вопросов местного значения.
Управление Программой, в том числе текущий контроль за ее реализацией, осуществляет отдел по связям с общественностью управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации г.Иркутска. Текущий финансовый контроль использования средств бюджета города осуществляется Комитетом по экономике и финансам администрации г.Иркутска.
На основе изложенных в Программе мероприятий в направлении развития общественных инициатив, структурные подразделения администрации г.Иркутска реализуют выполнение запланированных мероприятий в пределах своих полномочий.
5. Оценка
социально-экономической эффективности
Программы и обоснование
ресурсного обеспечения Программы
В результате реализации Программы ожидаются следующие социально-экономические эффекты:
- улучшение условий для взаимодействия всех участников общественной жизни города - органов государственной власти, органов городского самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, населения г.Иркутска;
- расширение участия местных сообществ в решении социально-экономических проблем города;
- повышение эффективности использования бюджетных средств;
- привлечение интеллектуальных и материальных ресурсов коммерческих и некоммерческих организаций к решению различных социально-экономических проблем, что стабилизирует позитивные тенденции конструктивного сотрудничества населения города и органов городского самоуправления и создает условия для эффективного развития города;
- расширение партнерских отношений НКО, реализующих свои программы в социальной сфере, с органами городского самоуправления и коммерческими организациями;
- усиление влияния населения на такие процессы, как использование средств бюджета города на территории проживания, адресное решение социальных вопросов, правовая защита, разработка муниципальных программ г.Иркутска и пр.;
- повышение уровня развития человеческого потенциала.
Для оценки эффективности мероприятий и мер Программы разработаны приблизительные показатели развития общественных инициатив, которые по мере реализации Программы могут быть изменены и дополнены:
Индикаторы оценки эффективности Программы
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год |
1. Количество Ресурсных центров поддержки общественных инициатив (ед.) 2. Периодичность выхода в СМИ и других информационных источниках материалов о деятельности НКО, ТОС, инициативных групп граждан, активных жителях Иркутска 3. Отзыв населения о работе НКО, органов городского самоуправления, Программы 4. Количество НКО и граждан, участвующих в проектной деятельности (участие в грантовых конкурсах) 5. Количество НКО, вовлеченных в Программу 6. Динамика роста количества новых НКО 7. Количество структурных подразделений администрации г.Иркутска, использующих систему грантового распределения средств для решения городских проблем 8. Количество структурных подразделений администрации г.Иркутска, участвующих в Программе 9. Количество организованных ТОС 10. Количество участников проведенных тренингов и семинаров (количество обученных людей) 11. Количество средств, привлеченных НКО из различных источников для реализации Программы 12. Количество проектов, реализованных силами НКО 13. Количество НКО, участвующих в размещении муниципального заказа |
Финансирование мероприятий Программы предполагается производить за счет:
- бюджета г.Иркутска (потребность в финансировании сформирована, исходя из опыта работы структурных подразделений администрации г.Иркутска и существующих потребностей в развитии общественных инициатив (затраты, связанные с формированием и деятельностью совещательных рабочих органов, в т.ч. Общественного Совета г.Иркутска, с созданием Ресурсных центров развития и поддержки общественных инициатив населения, проведением обучающих программ для специалистов органов городского самоуправления, представителей НКО, населения г.Иркутска по овладению новыми социальными технологиями; организации конкурсного распределения средств на поддержку НКО и т.д.);
- средств и ресурсов НКО, ТОС, инициативных групп граждан и активных жителей, участвующих в решении вопросов местного значения;
- средств коммерческих организаций;
- иных источников.
Несмотря на то, что в ходе реализации Программы, финансовых поступлений в бюджет г.Иркутска не планируется, предполагается получение социально-экономического эффекта, выражающегося в увеличении количества и качества социальных услуг, оказываемых некоммерческими организациями, в динамике роста процента населения, вовлеченного в решение вопросов местного значения.
Начальник управления
по информационной политике,
связям со СМИ и общественностью |
И.В.Леньшина |
Начальник отдела
по связям с общественностью |
Г.В.Гедвило |
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы города Иркутска от 30 октября 2006 г. N 004-20-300442/6 "О муниципальной целевой программе "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.