Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению Думы г.Иркутска
от 29 октября 2004 г. N 004-20-040027/4
Целевая Программа
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
в г.Иркутске на 2004 - 2010 гг."
Паспорт
Целевой Программы
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
в г.Иркутске на 2004 - 2010 гг."
Наименование Программы | Целевая Программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г.Иркутске на 2004-2010 гг." (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 30.10.2003 N 31/7-ЗС "Об областной целевой программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области на период до 2010 года". |
Цель и задачи Программы | Основными целями Программы являются: обеспечение жильем граждан, проживающих в домах (жилых помещениях) жилищного фонда г.Иркутска, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, ликвидация и (или) реконструкция до 2010 г. включительно существующего в настоящее время ветхого и аварийного жилищного фонда г.Иркутска, признанного таковым на 1 января 2003 года. Основными задачами Программы являются: подготовка условий и реализация механизма переселения граждан из жилищного фонда г.Иркутска, непригодного для проживания; градостроительное развитие территорий г.Иркутска, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания; привлечение внебюджетных ресурсов, частных инвестиций в жилищное строительство. |
Разработчик Программы | Администрация г.Иркутска |
Сроки реализации Программы | 2004-2010 годы: первый этап - 2004-2006 годы; второй этап - 2007-2010 годы. |
Исполнители Программы | Комитет по городскому обустройству администрации г.Иркутска, Комитет по экономике и финансам администрации г.Иркутска, Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска, Комитеты по управлению округами администрации г.Иркутска. |
Объемы и источники финанси- рования Программы |
Прогнозируемый объем финансирования Программы (в ценах 2004 г.) составляет 5400 млн руб., в том числе: средства федерального бюджета - 393,5 млн руб.; средства бюджета Иркутской области - 786,9 млн.руб.; средства бюджета муниципального образования г.Иркутск - 2059,6 млн руб.; внебюджетные источники - 2160,0 млн руб. |
Ожидаемые конечные результа- ты реализации Программы |
Обеспечение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде г.Иркутска, благоустроенными жилыми помещениями и ликвидация и (или) реконструкция на территории г.Иркутска ветхого и аварийного жилищного фонда г.Иркутска, признанного таковым на 01.01.2003 г. |
Организация контроля за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется администрацией г.Иркутска и Думой города Иркутска в соответствии с Уставом города Иркутска. |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы является проблема ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. Его наличие не только ухудшает внешний облик, понижает инвестиционную привлекательность города и сдерживает развитие городской инфраструктуры, но и создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, повышает социальную напряженность в обществе.
В течение последних лет, ввиду неудовлетворительного финансирования, объемы проводимых капитальных работ были недостаточны для поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии, что, в конечном счете, обусловило его неуклонное ветшание.
В городе Иркутске по состоянию на 01.01.2003 г. жилищный фонд (жилые помещения) общей площадью 367,3 тыс. кв. метров является ветхим и аварийным.
Ветхое и аварийное жилье составляет около 5% муниципального жилищного фонда г.Иркутска и в нем проживает около 20 тыс. граждан.
Наибольшую долю ветхого и аварийного фонда составляет малоэтажное (до 3 этажей) жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной собственностью г.Иркутска. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше 3 этажей) жилые здания.
Суммарная площадь аварийных и ветхих жилых помещений более чем в 3 раза превышает объем годового ввода в эксплуатацию жилых домов в г.Иркутске, построенных за счет средств различных источников финансирования.
Ветхий жилищный фонд исторического центра г.Иркутска сочетает в себе два полярно противоположных качества - высокую культурно-историческую ценность и плохое физическое состояние. Это сочетание может повлечь угрозу утраты исторического, культурного и художественно-эстетического облика города, поскольку имеет место недостаточная прочность зданий, изношенность инженерных сетей.
Основными причинами большого количества ветхого и аварийного жилищного фонда в г.Иркутске являются:
а) естественное старение зданий в центральной части города;
б) экстремальные условия формирования жилищного фонда в годы индустриализации, военного и послевоенного периода;
в) хроническое недовложение средств в капитальный ремонт и текущее содержание жилищного фонда;
г) сложившиеся неблагоприятные гидрогеологические условия застройки после создания Иркутского водохранилища.
Сегодня в условиях рыночной экономики особенно важна социальная направленность предлагаемых мер. Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Программа является комплексной программой реализации конституционных прав жителей города на жилище, возрождения исторического центра города, достойного столицы Восточной Сибири.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования всех уровней и привлечения внебюджетных ресурсов.
Программа разработана администрацией г.Иркутска на основании:
Конституции Российской Федерации;
Земельного кодекса Российской Федерации;
Градостроительного кодекса Российской Федерации;
См. также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Жилищного кодекса РСФСР;
Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики";
Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы";
Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы";
Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 552 "Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания";
Постановления Госстроя Российской Федерации от 20.02.2004 N 10 "Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных";
Постановления Законодательного собрания Иркутской области от 30.10.2003 N 31/7-ЗС "Об областной целевой программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области на период до 2010 года".
Нумерация и текст разделов приводятся в соответствии с источником
2. Основные цели и задачи программы
Основными целями Программы являются:
- обеспечение жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для проживания, в домах (жилых помещениях) жилищного фонда г.Иркутска;
- ликвидация и (или) реконструкция до 2010 года 367,3 тыс. кв. метров ветхого жилья, признанного в установленном порядке таковым до 01.01.2003.
Для решения проблемы переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания, необходимо создание нормативных, финансовых и организационных механизмов, которые позволят решить поставленную задачу наиболее эффективно.
Для достижения поставленных целей необходимо предусмотреть выполнение следующих задач:
- обследование жилищного фонда, отнесенного к категории ветхого и аварийного;
- решение вопросов социально-экономического и градостроительного развития территории г.Иркутска (земельных участков, на которых расположены аварийные и ветхие жилые дома,) формирование концепции застройки районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда;
- формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
- получение финансовой поддержки реализации Программы путем привлечения ресурсов федерального бюджета, бюджета субъекта федерации - Иркутской области, консолидация бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
- эффективное управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и внебюджетными средствами.
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на реализацию комплекса мероприятий в течение 2004 - 2010 годов.
Реализация Программы будет проходить в два этапа.
На первом этапе (2004 - 2006 годы) будут созданы необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации следующих основных задач Программы:
уточнение объемов аварийного и ветхого жилищного фонда, подлежащего ликвидации и численности проживающего в нем населения;
уточнение реестра ветхих и аварийных жилых строений (домов) и подготовка другой необходимой документации;
установление очередности ликвидации и (или) реконструкции аварийного и ветхого жилищного фонда, а также переселения граждан;
создание условий для привлечения дополнительных финансовых ресурсов для реализации Программы;
подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа на конкурсной основе;
проведение экспериментальных конкурсов на реконструкцию застроенных территорий;
привлечение и аккумулирование дополнительных финансовых ресурсов для реализации Программы;
определение возможных ресурсов площади муниципального жилищного фонда г.Иркутска для переселения граждан.
На втором этапе (2007 - 2010 годы) намечается:
подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их коммерческое использование (в том числе продажа на конкурсной основе);
привлечение и аккумулирование средств, поступающих от коммерческого использования земельных участков;
формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих ликвидации;
уточнение очередности ликвидации ветхих и аварийных строений;
поэтапное переселение жильцов и ликвидация и (или) реконструкция аварийного и ветхого жилищного фонда.
Мероприятия по реализации Программы ежегодно уточняются после утверждения в установленном порядке бюджета Иркутской области, бюджета г.Иркутска на очередной финансовый год в пределах средств, предусмотренных указанными бюджетами на реализацию Программы.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя работу по трем направлениям:
- правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде г.Иркутска;
- финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда г.Иркутска в благоустроенное жилье;
- перспективное планирование развития территорий г.Иркутска, занятых жильем, непригодным для проживания.
Формирование реестра ветхих и аварийных жилых строений
Формирование реестра ветхих и аварийных жилых строений ведется в соответствии с Положением о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 552 и критериями и техническими условиями отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных, установленными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 20.02.2004 N 10. Вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственной комиссией, создаваемой администрацией Иркутской области в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
Механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан
Жильем, предоставляемым на условиях социального найма гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилья, может являться:
а) жилье, освободившееся в результате прекращения предыдущего договора найма;
б) жилье, приобретенное на вторичном рынке недвижимости;
в) жилье, построенное за счет средств бюджета г.Иркутска в качестве жилищного фонда социального использования.
Главным критерием выбора варианта предоставления жилья гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилья на условиях социального найма является стоимость жилья, которая должна быть минимальной при соблюдении определенных законом гарантий по его размеру и качеству.
Финансовое обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.
Использование бюджетных ресурсов для переселения
граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Бюджетными ресурсами, используемыми в целях реализации Программы являются, средства федерального бюджета, бюджета Иркутской области и бюджета г.Иркутска, направленные на финансирование мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Бюджетные ресурсы являются основными финансовыми источниками на первом этапе реализации Программы, их доля в финансировании Программы будет изменяться в зависимости от объемов внебюджетных средств.
Привлечение внебюджетных ресурсов для переселения
граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся:
кредиты банков;
облигационные займы;
средства предприятий, заинтересованных в реализации областной и муниципальной программ;
свободные денежные средства населения.
Обеспечение развития территорий г.Иркутска, на которых
ликвидирован ветхий и аварийный жилищный фонд
Для привлечения потенциальных инвесторов в развитие территорий г.Иркутска, на которых ликвидирован ветхий и аварийный жилищный фонд, необходимо:
1. Создание базы данных о земельных участках, на которых сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд, с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ.
2. Разработка градостроительной концепции застройки районов г.Иркутска, в которых сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд, в соответствии с правилами регулирования застройки и землепользования.
3. Привлечение инвестиций для развития инженерной инфраструктуры земельных участков, высвобождающихся после сноса ветхого и аварийного жилищного фонда г.Иркутска, повышение продажной стоимости участков.
4. Разработка специальных финансовых схем привлечения внебюджетных средств на финансирование работ по строительству и реконструкции инженерной инфраструктуры земельных участков, высвобождающихся после ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
Источниками инвестиционных ресурсов в среднесрочной перспективе должны стать:
кредиты банков;
муниципальные облигационные займы;
капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов городской инженерной инфраструктуры.
Привлечение дополнительных ресурсов (средств частных инвесторов) для
переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Возросший в последние годы спрос на предоставление земельных участков для строительства в городе Иркутске свидетельствует о том, что привлечение средств частных инвесторов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в настоящее время в городе возможно.
Цель концепции привлечения средств частных инвесторов в реконструкцию застроенных территорий - ввести в хозяйственный оборот инвестиционно привлекательные земельные участки, на которых расположен ветхий жилищный фонд, на основе публичных конкурсных процедур.
Высвобождение земельных участков для коммерческого использования осуществляется при проведении реконструкции застроенных городских территорий с учетом комплексного решения всех аспектов развития реконструируемых территорий в рамках реализации градостроительной документации, правил землепользования и застройки, градостроительных разделов государственных и муниципальных программ, включая:
а) обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду;
б) приведение в соответствие с градостроительным регламентом земельных участков, иных объектов недвижимости;
в) гармонизацию городской среды, создание достойного архитектурного облика города, упорядочение застройки и доведение плотности застройки до нормативных показателей, повышение эффективности использования городских земель;
г) ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда г.Иркутска;
д) развитие и модернизацию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
е) благоустройство территорий общего пользования;
Базовые принципы привлечения средств частных инвесторов в реконструкцию застроенных кварталов:
1) публичное предъявление экономического (инвестиционно-строительного) потенциала городской земли исходя из возможностей перспективного использования земельных участков в соответствии с градостроительными регламентами, установленными правилами землепользования и застройки;
2) возможность заблаговременной (до начала разработки проектной документации) подготовки администрацией г.Иркутска обобщенных инвестиционных планов с оценкой прибыльности планируемых проектов реконструкции;
3) публичность и правовая гарантированность осуществляемых администрацией г.Иркутска и инвестором действий.
Оценка инвестиционно-строительного потенциала городской земли производится в следующем порядке:
а) выявление тех участков городской территории, реконструкция которых будет прибыльной для частных инвесторов;
б) определение для указанных участков размеров поступлений, которые может получить город от инвесторов (в качестве оплаты за земельные участки, высвобождаемые при реконструкции застроенных территорий) для направления этих поступлений на решение социальных задач, включая задачу расселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Все расчеты прибыльности проектов реконструкции производятся администрацией г.Иркутска на вариантной основе применительно к каждому конкретному земельному участку. Это относится как к моделированию использования земельного участка, так и к исчислению затрат, поступлений, процента прибыли и прочих показателей. Оптимальный вариант расчетной прибыльности администрация города предлагает инвесторам в составе комплекта исходных данных для проведения конкурса и использует в качестве критерия для оценки предложений инвесторов. При этом инвесторам обеспечивается достаточно широкая степень свободы в построении их собственных инвестиционных планов и проявлении инвестиционной инициативы.
Мероприятия по реализации целевой Программы
"Переселение граждан
из ветхого и аварийного жилищного фонда
в г.Иркутска на 2004 - 2010 гг."
Таблица 1
N п/п |
Наименование мероприятий по реализации Программы |
Исполнитель | Сроки выполнения |
Обследование жилищного фонда, отнесенного к категории ветхого и аварийного | |||
1. | Формирование реестра ветхих и аварийных жилых домов (жилых помещений) с указанием проживающих лиц и количества семей, владельцев (собственников), вида собственности, отнесения жилых домов к памятникам историко-культурного наследия, основания признания жилья непригод- ным для постоянного проживания, информации о том, состоит ли на уче- те нуждающихся в улучшении жилищных условий семья, даты постановки на учет. |
Комитеты по управлению округами администрации г.Иркутска Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска МУП "Бюро технической инвентаризации г.Иркутс- ка" Отдел учета и распреде- ления жилья аппарата мэра админист- рации г.Иркутска |
2004 - 2005 гг. |
Формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для реализации Программы | |||
2. | Разработка схем и механизмов привлечения внебюджетных ресурсов; привлечение бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации Программы. |
Комитет по экономике и финансам администрации г.Иркутска Комитет по городскому обустройству админист- рации г.Иркутска |
2004 - 2009 гг. |
Обеспечение социально-экономического и градостроительного развития территорий г.Иркутска, на которых расположен ветхий и аварийный жилищный фонд г.Иркутска |
|||
3. | Утверждение генерального плана застройки территории г.Иркутска, с учетом градостроительной концепции застройки районов, в которых расположен ветхий и аварийный жилищный фонд г.Иркутска |
Комитет по городскому обустройству админист- рации г.Иркутска |
2005 г. |
4. | Разработка и утверждение плана реализации земельных участков, подлежащих высвобождению после ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда г.Иркутска |
Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска Комитет по городскому обустройству админист- рации г.Иркутска |
2005 г. |
5. | Поэтапное переселение жильцов и ликвидация и (или) реконструкция ветхого и аварийного жилищного фонда г.Иркутска, непригодного для проживания. |
Комитеты по управлению округами администрации г.Иркутска Комитет по городскому обустройству админист- рации г.Иркутска МУП УКС г.Иркутска |
2005 - 2010 гг. |
6. | Разработка и утверждение титульных списков строек, возводимых для расселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда г.Иркутска |
МУП УКС г.Иркутска Комитет по городскому обустройству админист- рации г.Иркутска |
2005 - 2007 гг. |
7. | Разработка и утверждение проектно- сметной документации на строительст- во жилья для расселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда г.Иркутска |
МУП УКС г.Иркутска Комитет по городскому обустройству админист- рации г.Иркутска |
2005 - 2007 гг. |
8. | Проведение межведомственной экспер- тизы проектов на строительство жилья для расселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда г.Иркутс- ка |
МУП УКС г.Иркутска | 2005 - 2008 гг. |
5. Ресурсное обеспечение программы
Объем капитальных вложений, направляемых на реализацию Программы на 2004 - 2010 годы, составит 5400 млн рублей. Объем капитальных вложений рассчитан в соответствии с приложением N 2 к областной целевой Программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области на период до 2010 года", с приложением N 1 к Приказу Госстроя РФ от 25.12.2002 N 309 "О реализации в 2003 году подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" в составе федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Прогнозируемыми источниками финансирования Программы являются:
- средства федерального бюджета (субвенции) - 393,5 млн руб.;
- средства бюджета Иркутской области (субвенции) - 786,9 млн руб.;
- средства бюджета г.Иркутска - 2059,6 млн руб.;
- внебюджетные средства - 2160 млн руб.
Конкретные объемы финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета Иркутской области и бюджета г.Иркутска будут устанавливаться при их формировании на соответствующий год.
Таблица 2
(млн. рублей)
Прогнозируемые источники финансирования |
Финансовые средства - всего |
В том числе | |
2005 - 2006 гг. | 2007 - 2010 гг. | ||
Средства федерального бюджета | 393,5 | 31,5 | 362,0 |
Средства бюджета Иркутской области |
786,9 | 63,0 | 723,9 |
Средства бюджета г.Иркутска | 2059,6 | 164,7 | 1894,9 |
Внебюджетные средства | 2160,0 | 172,8 | 1987,2 |
Итого | 5400,0 | 432,0 | 4968,0 |
Программа предусматривает использование средств федерального бюджета, бюджета Иркутской области в качестве источника софинансирования реализации Программы.
6. Оценка эффективности социально-экономических последствий
от реализации программы
Первым критерием эффективности реализации Программы будет являться количество граждан, переселенных из ветхого и аварийного жилищного фонда г.Иркутска.
В результате реализации Программы (к концу 2010 года) все граждане, проживающие на 1 января 2003 г. в ветхом и аварийном муниципальном жилищном фонде г.Иркутска, должны быть переселены.
Будет ликвидировано и (или) реконструировано 367,3 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе:
в 2005 - 2006 году - 10 тыс. кв. метров;
в 2007 - 2010 годах - 357,3 тыс. кв. метров.
Реализация Программы обеспечит:
выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в непригодных для постоянного проживания условиях;
создание благоприятных условий на территории г.Иркутска для ежегодного роста объемов нового жилищного строительства;
снижение социальной напряженности в обществе;
создание дополнительных рабочих мест;
улучшение демографической ситуации;
улучшение состояния здоровья населения.
Вторым критерием эффективности реализации Программы станет размер привлекаемых внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда г.Иркутска.
Результатом привлечения внебюджетных ресурсов к реализации Программы станет не только решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда г.Иркутска, но и улучшение городской среды за счет комплексного освоения территорий после ликвидации и (или) реконструкции ветхого и аварийного жилищного фонда г.Иркутска.
Председатель Комитета по городскому обустройству |
О.И.Шандрук |
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы города Иркутска от 29 октября 2004 г. N 004-20-040027/4 "Об утверждении целевой Программы "Переселение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.