Территориальное землеустройство является обязательным комплексом мероприятий по образованию новых и упорядочению существующих земельных участков и установлению их границ на местности. При проведении территориального землеустройства необходимо понимать, что для государства важен сам факт наличия земельного участка, его местоположение, правовой режим, площадь и другие сведения о земельном участке, описывающие его, прежде всего, как объект налогообложения. Поэтому источниками сведений о земельном участке (местоположение, площадь, границы земельного участка) как об объекте налогообложения могут быть и материалы межевания, и картографический материал, численный масштаб которого позволяет идентифицировать местоположение и границы земельного участка.
Задачей территориального землеустройства является обеспечение идентификации местоположения и границ земельного участка на местности с целью защиты прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Надежность идентификации местоположения и границ земельного участка на местности в значительной степени зависит от точности сведений о местоположении и границах земельного участка, получаемых при проведении землеустройства. Наиболее точно границы описываются на основе материалов межевания земельного участка и с меньшей точностью - на основе картографических материалов или материалов дистанционного зондирования. Учитывая, что речь идет о гарантиях прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, то соответственно они вправе сами выбирать: более дорогие работы - межевание и точное описание границ земельных участков или менее дорогие работы и менее точные - на основе картографических материалов или материалов дистанционного зондирования. При этом заказчик землеустройства принимает на себя ответственность за точность идентификации границ земельного участка, в рамках которой будут гарантироваться его права как правообладателя земельного участка. Однако здесь следует отметить, что межевание земельного участка, как мероприятие по установлению на местности границ земельных участков, является необходимым и обязательным в том случае, если без его проведения невозможно идентифицировать положение земельного участка и его границ на местности, а следовательно невозможно его использование без нарушения прав собственников смежных с ним земельных участков.
Вышесказанное закреплено в положениях статьи 20 Федерального закона "О землеустройстве", которыми определено, что карта (план) объекта землеустройства (в том числе земельного участка) составляется с использованием сведений государственного земельного кадастра, имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съемке объектов землеустройства на местности или при его межевании. Карта (план) объекта землеустройства составляется как при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства на основе имеющегося картографического материала или материалов дистанционного зондирования, так и при межевании объектов землеустройства на основе измерений на местности.
Исходя из вышеизложенного, к землеустроительной документации, на основании которой могут оформляться документы о межевании, представляемые в органы кадастрового учета, относятся:
- материалы межевания земельных участков и составленная на их основе карта (план) земельного участка;
- карта (план) земельного участка, составленная на основе проекта территориального землеустройства и (или) имеющегося картографического материала или материалов дистанционного зондирования;
- материалы инвентаризации земель, утвержденные Росземкадастром или его территориальными органами;
- проект границ земельного участка (проект территориального землеустройства) при проведении землеустройства с целью разграничения государственной собственности на землю.
О проверке документов, представляемых для государственного кадастрового учета земельных участков см. письмо Росземкадастра от 11 апреля 2003 г. N СС/272
Технические условия и требования проведения территориального землеустройства изложены в Методических рекомендациях по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства и Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 г., Методических указаниях по проведению землеустройства и подготовке документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю, утвержденных Росземкадастром 02.07.2002 г., и дополнительному утверждению территориальными органами Росземкадастра не подлежат. Выдача технических условий и требований на проведение территориального землеустройства должна осуществляться путем размещения указанных документов на стендах по месту выдачи кадастровых планов земельных участков для проведения территориального землеустройства, а также в рай (гор)комземах.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутых Методических рекомендаций следует читать "18.04.2003"
Следует обратить особое внимание на то, что проведение территориального землеустройства не допускается без получения кадастровых планов земельных участков, из которых образуют новые участки или сведения о которых уточняются при межевании.
Руководитель |
С.И.Сай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Росземкадастра от 10 апреля 2003 г. N СС/270 "О проведении территориального землеустройства"
Текст письма официально опубликован не был