1. Общие положения
В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. При этом условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, а вопросы владения, пользования и распоряжения ею находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Арендные отношения являются одной из эффективных форм использования земельных ресурсов. Соединяя в арендаторе права пользователя земельного участка и собственника результатов производства, аренда активизирует предпринимательскую деятельность, упрощает и удешевляет процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффективного хозяйствования, позволяет сохранить за собственником функции регулирования эффективного и рационального землепользования.
В настоящее время арендные отношения на землю в Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении" и от 29.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако перечисленных законодательных актов явно не достаточно для всестороннего и полного регулирования этой сферы.
Отсутствие единства регионального законодательства порождает обилие разрозненных законов и норм на уровне муниципальных образований, которые пытаются устранить пробелы в регламентации и регулировании арендных отношений на землю. В частности, по вопросам определения полномочий местных органов власти по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, установления сроков аренды, расчета арендной платы и т.д.
2. Основные цели и задачи реформирования и регулирования арендных отношений на землю
В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 N 910-р, целью государственной политики в сфере земли и иной недвижимости является существенное расширение правовых основ для развития рынка недвижимости, обеспечения условий для эффективного использования земельных участков и иных объектов недвижимости всех форм собственности.
Согласно статьям 136 и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации доходы от использования собственности, в том числе арендная плата, поступают собственнику. Таким образом, после разграничения государственной собственности на землю доходы от арендной платы за земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, подлежат зачислению в бюджеты соответствующих уровней в полном объеме. В этой связи вопросы правового и экономического регулирования арендных отношений при предоставлении в пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают особую актуальность.
В настоящее время порядок определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю" расчет размера арендной платы за указанные земли производится на основании утверждаемых соответствующими органами базовых размеров арендной платы, что на практике приводит к разнообразным нарушениям. В результате отсутствия единых принципов определения базовых размеров арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на местах широко распространена практика искусственного занижения размеров арендной платы с одновременным введением различных целевых муниципальных сборов, что сокращает доходы федерального бюджета. Льготы по земельному налогу, установленные статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", как правило, распространяются на арендаторов земельных участков, вследствие чего доля арендной платы, собираемой в бюджеты всех уровней, существенно ниже потенциально возможной.
Кроме того, нормативный подход к определению базовых размеров арендной платы на основе ставок земельного налога, установленных в 1991 году, не отвечает принципам рыночной экономики и не позволяет учитывать при их определении изменение конъюнктуры земельного рынка. Несмотря на то, что в последние годы поступление арендной платы за землю в доход федерального бюджет постоянно увеличивается (в 1999 году арендная плата составила 1,58 млрд. руб., в 2000 году - 3,13 млрд. руб., в 2001 году - 3,92 млрд. руб., бюджетное задание на 2002 год - 4,39 млрд. руб.), этот рост, в основном, обусловлен ежегодно проводимой индексацией базовых ставок арендной платы и лишь частично мерами организационного характера. Отсутствие в законодательстве Российской Федерации четко определенных принципов установления размеров арендной платы не отвечает ни интересам государства в части получения полноценных доходов от аренды земли, ни интересам арендаторов, которые лишены возможности планировать свою коммерческую деятельность.
В этой связи одним из приоритетных направлений в области государственной земельной политики в настоящее время является реформирование и регулирование арендных отношений на землю в целях повышения эффективности управления и распоряжения находящимися в государственной собственности земельными участками.
Данные преобразования должны быть проведены по трем основным направлениям:
1) реформирование земельных правоотношений;
2) совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей арендные отношения;
3) усиление экономических методов управления арендными отношениями на землю.
Реформирование правоотношений в сфере земли предусматривает, прежде всего, проведение крупномасштабной работы по разграничению государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Результатом этой работы станет то, что государственные земли обретут конкретных собственников в лице Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые централизуют все функции по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, в том числе и функции арендодателя земельных участков.
Совершенствование нормативной правовой базы приведет к четкой регламентации арендных отношений на землю, а усиление экономических методов регулирования этими процессами создаст условия для эффективного использования земельных участков, находящихся в государственной собственности.
3. Действующая система поступления доходов от арендной платы за землю в федеральный бюджет
Действующий порядок взимания и перечисления арендной платы за землю установлен Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Статьей 21 указанного закона определено, что размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
В большинстве субъектов Российской Федерации базовые ставки арендной платы за землю установлены на основе действующих ставок земельного налога, дифференцированных по категориям земель, целевому использованию и категориям арендаторов. При этом средние размеры арендной платы за использование государственных земель в России за 2001 год составили от 0,9 (земли под объектами промышленности, транспорта и связи вне населенных пунктов) до 65,7 рублей за кв.м (высоколиквидные земли для предпринимательской деятельности на землях поселений).
Следует признать, что существующая система установления базовых ставок арендной платы не стимулирует рациональное использование земель и не способствует переходу земли к эффективным владельцам и пользователям. К основным методологическим недостаткам этой системы в первую очередь следует отнести отсутствие общего подхода к определению базовых ставок арендной платы на основе учета рентообразующих факторов и рыночной стоимости земли.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средства от арендной платы перечисляются на бюджетные счета органов федерального казначейства. Порядок распределения средств от арендной платы по уровням бюджетной системы Российской Федерации устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
Статьей 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено распределение средств от арендной платы за земли двух категорий - земли поселений и земли сельскохозяйственного назначения.
Плательщики арендной платы за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений по следующим нормативам:
федеральный бюджет - 15 процентов;
бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 35 процентов;
бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых административно - территориальных образований - 85 процентов;
бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50 процентов.
При этом само распределение платежей по уровням бюджетной системы относится к компетенции органов федерального казначейства Минфина России.
Арендная плата за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в настоящее время не распределяется. В настоящее время вопрос о едином распределении средств от арендной платы за государственные и муниципальные земли по уровням бюджетной системы Российской Федерации решается в установленном порядке. Минимуществом России внесены предложения в проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год".
Плательщики арендной платы за сельскохозяйственные угодья перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, равными долям, установленным статьей 5 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", и нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Арендная плата за земли, находящиеся в государственной собственности, не облагается налогом на добавленную стоимость (глава 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, приказ МНС России от 22.05.2001 N БГ-3-03/156).
Индексирование ставок арендной платы осуществляется централизованно, с учетом прогнозируемого уровня инфляции на основании законов о федеральном бюджете на соответствующий год.
Самостоятельная индексация ставок арендной платы за землю регионами или муниципальными образованиями является нарушением законодательства Российской Федерации.
В федеральном бюджете на 2002 год отдельной строкой установлено бюджетное задание по сбору арендной платы за землю в размере 4,39 млрд. руб. Ранее арендная плата за землю указывалась в составе доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности.
Следует также отметить, что федеральными законами о соответствующих бюджетах с 2000 года по настоящее время приостановлено действие статьи 24 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" в части целевого использования средств арендной платы на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга и охраны земель, компенсацию затрат землепользователей и пр.
В целях установления единого порядка ведения учета доходов федерального бюджета арендная плата за землю зачисляется органами федерального казначейства Минфина России согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации (Федеральный закон от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") по следующим кодам:
код 2010201 - арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения;
код 2010202 - арендная плата за земли городов и поселков;
код 2010203 - арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения.
Для учета поступления и распределения доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации и учета доходов федерального бюджета органами федерального казначейства Минфина России в кредитных организациях открываются счета N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства" (далее - счет N 40101) и N 40102 "Доходы федерального бюджета" (далее - счет N 40102). Основанием для открытия указанных счетов являются совместные указания Центрального банка Российской Федерации, Минфина России и МНС России.
Счет N 40101 предназначен для учета доходов, которые подлежат распределению органами федерального казначейства Минфина России между бюджетами всех уровней по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации.
Счет N 40102 предназначен для учета доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, поступающих как непосредственно от плательщиков налогов (сборов) и других обязательных платежей, так и со счета N 40101.
Органы федерального казначейства Минфина России доводят до налоговых органов реквизиты счетов N 40101 и N 40102 не позднее дня, следующего за днем их открытия или днем внесения в них изменений.
До плательщиков арендной платы за землю реквизиты счетов N 40101 и N 40102, открытых органами федерального казначейства Минфина России, доводят налоговые органы (приказ Минфина России от 14.12.99 N 91н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации").
Ввиду того, что процесс разграничения государственной собственности на землю будет осуществляться поэтапно, в переходный период арендные платежи от использования не разграниченных земель, находящихся в государственной собственности, будут распределяться по уровням бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Арендная плата от разграниченных по уровням собственности земель в полном объеме будут поступать в доходы бюджетов соответствующих уровней.
4. Система мероприятий по увеличению поступления доходов в федеральный бюджет от арендной платы за землю
Главной целью совершенствования земельных арендных отношений является увеличение поступления доходов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации от арендной платы за землю, а также стимулирование эффективного и рационального использования государственных земель.
На федеральном уровне основными направлениями совершенствования системы арендных отношений на землю являются:
1. Проведение разграничения государственной собственности на землю и законодательное закрепление функций арендодателя федеральных земель за Минимуществом России.
2. Создание системы контроля за поступлением арендной платы за землю в доход федерального бюджета.
3. Организация и централизация претензионно-исковой работы.
4. Разработка, апробация и внедрение единой методики установления арендной платы за федеральные земли различных категорий.
5. Осуществление контроля за целевым и рациональным использованием земель, расширение практики использования земельных участков на условиях аренды.
6. Создание и внедрение автоматизированной системы информационного обеспечения процессов регулирования арендных отношений на землю.
Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации (ст. 214) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью. При этом права арендодателя земельных участков от имени Российской Федерации могут осуществлять органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125). Арендодателями земельных участков могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать данное имущество в аренду (статья 608).
В настоящее время полномочия арендодателя государственных земель до разграничения государственной собственности на землю предоставлены органам местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2002 N 377 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации" функции арендодателя федеральных земель переданы Минимуществу России.
Другим важнейшим направлением повышения доходов федерального бюджета является создание системы контроля за поступлением арендной платы за землю, обеспечивающей координацию действий всех регулирующих эту сферу министерств и ведомств.
С целью организации данной работы был выпущен совместный приказ Минимущества России, МНС России, Минфина России и Росземкадастра от 23.04.2001 N 87/БГ-3-04/130/109/П/77 "О проведении совместных мероприятий по обеспечению поступления доходов от арендной платы за землю в федеральный бюджет Российской Федерации".
Данный приказ установил порядок взаимодействия этих министерств и ведомств по обеспечению выполнения бюджетных заданий по арендной плате за землю. При этом главными организаторами и координаторами этой работы были определены территориальные органы Минимущества России и Росземкадастра, которым было предписано:
- расширить практику использования земельных участков на условиях аренды;
- принять меры к установлению на уровне субъектов Российской Федерации экономически эффективных базовых размеров арендной платы за землю;
- обеспечить составление и ведение списков плательщиков арендной платы за землю и списков арендаторов, имеющих задолженность по перечислению арендной платы в доход федерального бюджета, с указанием размеров недоимок;
- организовать ведение арендодателями претензионно-исковой работы, направленной на взимание недоимок и пени с арендаторов-должников;
- исключить практику взаимозачетов по арендной плате за землю;
- обеспечить контроль за начислением арендной платы в соответствии с требованиями, установленными законодательством субъекта Российской Федерации;
- применять к арендаторам-должникам санкции, включая наложение штрафов в порядке ведения государственного контроля за использованием и охраной земель, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- усилить контроль за целевым и эффективным использованием сданных в аренду земель;
- проводить анализ законодательных и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области арендной платы за землю и принять меры к устранению противоречий с законодательством Российской Федерации.
На территориальные органы Росземкадастра и их структурные подразделения в муниципальных образованиях была возложена обязанность по представлению сведений о количестве заключенных договоров аренды земельных участков, начисленной арендной плате, организациях, имеющих задолженность по арендной плате и пени, работе по предъявлении и удовлетворении претензий и исков к должникам, штрафах, наложенных в порядке государственного контроля за использованием и охраной земель.
Территориальным органам федерального казначейства Минфина России и МНС России было поручено представлять сведения о фактически перечисленных и зачисленных в доход федерального бюджета объемах средств от арендной платы за землю.
В связи с изменением 19.04.2002 приказа МНС России от 19.10.2001 N БГ-3-10/431 сведения о поступлении арендной платы за землю из налоговой отчетности, начиная с отчета по состоянию на 01.05.2002 исключены. Таким образом, МНС России сняло с себя обязательства по выполнению указанного совместного приказа в одностороннем порядке.
Во исполнение норм Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Минфином России утвержден приказ от 29.03.2002 N 61 "Об утверждении Порядка предоставления органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации территориальным органам Министерства имущественных отношений Российской Федерации информации о поступлении доходов от уплаты земельного налога, арендной платы за земли городов и поселков". Во исполнение норм указанного приказа Минимуществом России подготовлено и в установленном порядке проходит процедуру согласования Соглашение об информационном взаимодействии между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации. Кроме того, в рамках федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" реализуется подпрограмма "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений", в рамках которой предусмотрено создание программного обеспечения, позволяющего вести учет и контроль за платежами каждого из земельных участков, арендуемых из государственной, а после разграничения и федеральной собственности. Данная работа проводится в увязке с вышеназванным Соглашением.
Согласно совместному приказу, основными элементами всей создаваемой системы контроля должны стать комиссии по контролю за поступлением арендной платы за землю в доход федерального бюджета на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Конкретные функции и полномочия данных комиссий определяются соответствующими положениями, а в качестве основных задач их деятельности должны входить:
- осуществление контроля и координации работ за исполнением заданий по поступлению арендной платы за землю в доход федерального бюджета;
- организация ведения мониторинга заключения и выполнения условий договоров аренды земельных участков;
- общий контроль за организацией и ведением претензионно-исковой работы по выявлению и взысканию задолженности по арендной плате за землю, в том числе организация работы с неплательщиками;
- контроль за соответствием законодательства субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области арендных отношений на землю федеральному законодательству.
Исходя из этого, в состав комиссий целесообразно включать представителей территориальных органов Минимущества России, МНС России, Минфина России, Росземкадастра, а также по согласованию представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и других контролирующих органов в соответствии с их компетенцией.
В настоящее время работа по созданию комиссий завершена практически во всех субъектах Российской Федерации. Необходимо ввести в практику работы комиссий, образованных в КУГИ, заслушивание глав муниципальных образований по вопросам арендных платежей и недоимок (2 раза в месяц), поскольку муниципалитеты как публичные собственники несут ответственность за наполнение бюджетов всех уровней от аренды неразграниченных земель.
Для надлежащего исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" необходимо осуществить увеличение ставок арендной платы, действовавших в 2001 году, в два раза, и провести соответствующий перерасчет по каждому договору аренды.
В целях ускорения работы по инвентаризации земель необходимо выявлять земельные участки, подлежащие отнесению к федеральной собственности, на которые не оформлены или оформлены ненадлежащим образом правоустанавливающие (решения, распоряжения о предоставлении) или правоудостоверяющие документы (договора аренды, государственные акты и т.д.), неиспользуемые или используемые не по целевому назначению земельные участки. Кроме того, выявленные в результате этой работы земельные участки подлежат переоформлению в установленном порядке в аренду.
Необходимо также вести работу с органами прокуратуры по фактам нарушений земельного законодательства для принятия соответствующих мер прокурорского реагирования.
Еще одним из важных направлений совершенствования системы земельных арендных отношений является организация претензионно-исковой работы.
Анализ образовавшейся задолженности по арендной плате за землю показал, что на данный момент она является основным резервом повышения поступлений доходов в федеральный бюджет от аренды земель. В России по состоянию на начало 2002 года общая задолженность составила 2,4 млрд. рублей, или 56% бюджетного задания на 2002 год.
В сложившейся ситуации только четко организованная претензионно-исковая работа способна качественно сократить размер недоимки и количество неплательщиков.
Территориальные органы Минимущества России должны владеть полной информацией об арендаторах-должниках: их наименовании и реквизитах, сроках платежа, дате возникновения задолженности, сумме недоимки, сумме начисленной пени и т.д. Для решения этой задачи необходимо:
- вести оперативный учет неплатежей по арендной плате за землю;
- проводить регулярный анализ структуры недоимки;
- регулярно заслушивать на комиссиях арендаторов-должников о причинах неплатежей, при этом крупнейших неплательщиков - на региональных комиссиях;
- применять меры, стимулирующие выплату задолженности по арендной плате;
- организовать контроль за целевым и рациональным использованием земель арендаторами-должниками (необходима работа с главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для эффективного взаимодействия с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству);
- исключить практику взаимозачетов по арендной плате за землю.
Претензионно-исковая работа должна выстраиваться по следующей схеме: "своевременное предъявление претензии" - "своевременное предъявление иска" - "участие в судебном заседании и получение судебного решения о взыскании задолженности с арендатора" - "исполнение судебного решения при участии судебных приставов". Данная работа должна вестись в постоянном режиме и координироваться территориальными органами Минимущества России.
Повышению доходов федерального бюджета будет способствовать и единая методика определения арендной платы при аренде государственных и муниципальных земель.
Анализ существующей практики определения размеров арендных платежей за землю показал, что большинство субъектов Российской Федерации в настоящее время при расчете базовых ставок арендной платы за землю используют ставки земельного налога и повышающие или понижающие коэффициенты к ним. При этом коэффициенты определяются экспертным путем по принципу максимального размера для наиболее доходных видов деятельности, без учета реальной рыночной стоимости земли.
Такой подход к расчету арендной платы за землю не позволяет получать максимальные сборы, а также не создает равные условия для свободной конкуренции различных видов деятельности и не способствует экономическим методам регулирования предпринимательства.
В этой связи, в целях повышения доходов федерального бюджета от арендных платежей за землю во II квартале 2002 года Минимуществом России будет внесен в Правительство Российской Федерации соответствующий законопроект, которым утверждаются Положение об общих началах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы при аренде застроенных и предназначенных для застройки земельных участков и Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы при аренде земельных участков сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с нормами законодательства, в том числе статьи 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации арендная плата должна рассчитываться как процентная доля от рыночной стоимости земельных участков.
Кроме того, проектом предусмотрено помесячное внесение арендной платы.
В целях установления единообразия договоров аренды Минимуществом России разработан и в ближайшее время будет утвержден типовой договор аренды земельного участка.
Проект постановления Правительства Российской Федерации, утверждающий положение об организации и проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков будет внесен в Правительство Российской Федерации в конце июня 2002 года.
Во многих субъектах Российской Федерации большое количество предприятий (как приватизированных, так и унитарных) используют свои земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В общей стратегии развития земельных отношений, заложенной в Земельном кодексе Российской Федерации, определено, что право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки должно закрепляться только за государственными и муниципальными учреждениями, федеральными казенными предприятиями, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В этой связи Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривается, что все остальные юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды либо выкупить земельный участок в собственность до 1 января 2004 года. Тем самым количество земельных участков, используемых на условиях аренды, существенно возрастет.
Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 192-ФЗ срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретения их в собственность продлен до 1 января 2008 г.
Увеличению количества арендуемых земельных участков должно способствовать и осуществление планового контроля со стороны территориальных органов Минимущества России и Росземкадастра за целевым и рациональным использованием земель. При этом основное внимание при проведении проверок необходимо уделять самовольному занятию земель, уклонению землепользователей от оформления прав на землю, несвоевременности внесения земельных платежей, привлечению нарушителей к ответственности и компенсации причиненного ущерба, в том числе по основаниям, установленным статьями 170, 254 Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Земельные участки (или их части), используемые не по назначению или с нарушениями законодательства, должны изыматься и передаваться в аренду или собственность другим, более эффективным землепользователям в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, а договоры аренды, не прошедшие государственную регистрацию, должны быть зарегистрированы в установленном порядке. Данную работу необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с судебными приставами, поскольку судебные решения по конкретным землепользователям зачастую не содержат полной информации, необходимой для исполнения судебного решения и взыскания средств. Это будет способствовать не только увеличению арендных платежей, но и более рациональному и эффективному использованию земель.
В рамках взаимодействия с МТУ и аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации необходимо ежеквартально направлять им информацию о мерах, принимаемых для обеспечения поступления доходов от арендной платы за землю в федеральный бюджет, в том числе о претензионно-исковой работе, перерасчете арендных платежей по договорам, результатах работы региональных комиссий.
Дальнейшее увеличение численности органов по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, наделенных полномочиями территориальных органов Минимущества России, должно производиться за счет средств субъектов Российской Федерации ввиду того, что в результате работы по увеличению поступлений в федеральный бюджет соответственно увеличивается доходная часть региональных и местных бюджетов.
Комплексная реализация всех рассмотренных выше мероприятий позволит организовать системную работу в сфере земельных арендных отношений, что в конечном итоге приведет к увеличению поступлений в федеральный бюджет от арендной платы за землю и гарантированному выполнению соответствующих бюджетных заданий.
5. Порядок представления информации и форм отчетности
С целью обеспечения автоматизированного анализа представляемых в Департамент управления земельными ресурсами Минимущества России (далее - Департамент) отчетных данных в соответствии с совместным приказом Минимущества России, МНС России, Минфина России и Росземкадастра от 23.04.2001 N 87/БГ-3-04/130/109/П/77 "О проведении совместных мероприятий по обеспечению поступления доходов от арендной платы за землю в федеральный бюджет Российской Федерации" необходимо унифицировать заполнение форм ежемесячной отчетности "Сведения о перечислении арендной платы за землю в доход федерального бюджета" (приложение 1 совместного приказа) и "Сведения о мерах по взысканию задолженности по арендной плате за землю" (приложение 2 совместного приказа).
Формы ежемесячной отчетности "Сведения о перечислении арендной платы за землю в доход федерального бюджета" (далее - Форма 1) и "Сведения о мерах по взысканию задолженности по арендной плате за землю" (далее - Форма 2) заполняются территориальными органами Минимущества России нарастающим итогом на основании сведений, полученных от арендодателей земельных участков, территориальных органов МНС России (по возможности), Минфина России и Росземкадастра, и направляются в электронном виде в Департамент не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.
При заполнении отчетных форм территориальные органы Минимущества России руководствуются федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", приказами и распоряжениями Минимущества России.
В регионах, в которых согласно Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" установлено нулевое перечисление арендной платы за сельскохозяйственные угодья в доход федерального бюджета, в Форме 1 строку "Сельскохозяйственные угодья" следует заполнять только по графам, относящимся к средствам, поступающим в бюджеты всех уровней (графы 2, 3, 4, 7, 10, 12, 16 Формы 1).
Заполнение граф Формы 1, за исключением граф 6 и 9, производится нарастающим итогом путем суммирования по строкам "Земли городов и поселков" и "Сельскохозяйственные угодья" в следующем порядке.
Графа 2. Заключено договоров всего, количество.
Указывается общее количество заключенных договоров аренды по состоянию на отчетную дату.
Графа 3. Заключено договоров из них вновь, количество.
Указывается количество договоров аренды, заключенных в течение текущего календарного года нарастающим итогом.
Графа 4. Начислено арендной платы по договорам всего, тыс. руб.
Указывается начисленная арендная плата по заключенным договорам аренды, данных в графе 2.
Графа 5. Начислено арендной платы по договорам аренды в доход федерального бюджета, тыс. руб.
Вносятся сведения в части начисленной арендной платы, подлежащей поступлению в федеральный бюджет, по заключенным договорам аренды.
Графа 6. Начислено арендной платы по договорам в доход федерального бюджета (в % к заданию).
Заполняется только в строке "Итого" в процентном отношении начисленной арендной платы по договорам (графа 5) к годовому заданию поступления арендной платы в доход федерального бюджета, устанавливаемого приказом Минимущества России на соответствующий период.
Графы 7, 8. Перечислено арендной платы по данным территориальных органов МНС России в бюджеты всех уровней, в том числе в федеральный бюджет, тыс. руб.
Заполняется по данным, поступившим от территориальных органов МНС России, при условии, что территориальные органы МНС России не отказали в передаче таких данных в связи с изменением 19.04.2002 приказа МНС России от 19.10.2001 N БГ-3-10/431.
Графа 9. Перечислено арендной платы по данным территориальных органов МНС России, в доход федерального бюджета (в % к заданию).
Заполняется по данным, поступившим от территориальных органов МНС России, при условии, что территориальные органы МНС России не отказали в передаче таких данных в связи с изменением 19.04.2002 приказа МНС России от 19.10.2001 N БГ-3-10/431.
Заполняется только в строке "Итого" в процентном отношении фактически перечисленной арендной платы по договорам (графа 8) к годовому заданию поступления арендной платы в доход федерального бюджета, устанавливаемого приказом Минимущества России на соответствующий период.
Графы 10 и 11. Поступило арендной платы на счета органов федерального казначейства Минфина России, тыс. руб.
Заполняется по данным, поступившим от органов федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации согласно кодам бюджетной классификации Российской Федерации: код 2010201 (арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения), код 2010202 (арендная плата за земли городов и поселков) и код 2010203 (арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения).
Графа 12. Задолженность по арендной плате и пени, всего, тыс. руб.
Учитывается задолженность по арендной плате и пени перед бюджетами всех уровней по заключенным договорам аренды, указанным в графе 2, по состоянию на отчетную дату (нарастающим итогом, а не по итогам месяца).
Графа 13. Задолженность по арендной плате и пени перед федеральным бюджетом, тыс. руб.
Графа 13 = Графа 14 + Графа 15.
Графы 14 и 15. Задолженность по арендной плате и пени, перед федеральным бюджетом, из них по арендной плате и пени, тыс. руб.
Указывается задолженность перед федеральным бюджетом раздельно по арендной плате и пени по заключенным договорам аренды, указанным в графе 2, по состоянию на отчетную дату. Занесение суммы текущих данных и данных за прошлый год не допускается.
По графам 12-15. Занесение в таблицу отрицательных сумм не допускается.
Графа 16. Из общей суммы задолженности по арендной плате и пени невозможно к взысканию, всего, тыс. руб.
Указываются данные о суммарной задолженности бюджетов всех уровней, которую невозможно взыскать, в связи с исключением должников из государственного реестра юридических лиц или смертью физических и юридических лиц. При этом следует учитывать, что срок исковой давности по договорам аренды земельных участков не ограничен.
Графа 17. Из общей суммы задолженности по арендной плате и пени невозможно к взысканию, в том числе в федеральный бюджет, тыс. руб.
Указываются данные о суммарной задолженности федерального бюджета, которую невозможно взыскать, в связи с исключением должников из государственного реестра юридических лиц или смертью физических и юридических лиц. При этом следует учитывать, что срок исковой давности по договорам аренды земельных участков не ограничен.
Заполнение граф Формы 2 производится нарастающим итогом путем суммирования строк "Земли городов и поселков" и "Сельскохозяйственные угодья". В том числе в графу 14 вносятся суммарные сведения о поступлении арендной платы и пени в результате претензионно-исковой работы в федеральный бюджет.
В графах 3, 5, 7, 9, 11, 13, 14 указываются данные только по федеральному бюджету.
В графах 5, 13 указываются данные о средствах, фактически перечисленных на счета органов федерального казначейства Минфина России.
Кроме того, по заполнению таблиц в целом следует обратить особое внимание на следующие важные вопросы:
при предоставлении неполной информации (в случаях, когда отдельными муниципальными образованиями информация не представлена в срок) необходимо указывать на причины такой задержки с перечнем муниципальных образований, присылающих информацию с задержкой срока;
при предоставлении уточненных данных с нарушением сроков, установленных совместным приказом, необходимо указывать на это прямым образом;
суммы значений по столбцам, равно как и по строкам, должна совпадать с соответствующими итоговыми значениями; кроме того, разрядность чисел (знаков после запятой) должна быть одинакова с итоговыми значениями.
Для унифицированного представления в Департамент отчетных данных в соответствии с письмом Минимущества России от 13.08.2001 N 09-31 необходимо обратить внимание также на следующее.
Отчетные формы 1, 2 и 3 приложения 2 письма Минимущества России от 13.08.2001 N 09-31 (далее - Формы 1, 2 и 3) заполняются территориальными органами Минимущества России нарастающим итогом и направляются в Департамент в рабочем порядке.
Рабочий порядок предусматривает направление еженедельной информации в электронном виде или согласование изменений показателей за неделю между ответственными сотрудниками Департамента и территориального органа Минимущества России. При этом не требуется официального письменного уведомления руководства Минимущества России и Департамента.
В графах 6 и 7 Формы 1, графах 8 и 9 Формы 3 указывается сумма задолженности и пени, подлежащая зачислению в федеральный бюджет.
В Формах 1 и 2 самостоятельное изменение структуры, добавление столбцов или иные изменения не допускаются. Вся дополнительная информация должна быть представлена в аналитической записке.
Руководитель Департамента |
А.А.Алпатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационно-инструктивный материал Департамента управления земельными ресурсами Минимущества РФ от 1 января 2002 г. "По обеспечению поступления доходов от арендной платы за землю в федеральный бюджет"
Текст документа размещен на сайте Министерства имущественных отношений РФ в Internet (http://www.mgi.ru)