Письмо Министерства природных ресурсов РФ от 6 мая 2003 г. N ИО-13-54/2858
"О Концепции международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды"
В целях повышения эффективности реализации единой государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды, усиления позиции России на международной арене и улучшения взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти Межведомственной рабочей группой разработан проект Концепции международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.
Проект Концепции согласован со следующими федеральными органами исполнительной власти: Минатом России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России, МИД России, Минэнерго России, Росгидромет.
Рассмотрите и представьте в десятидневный срок в МПР России предложения по плану реализации Концепции.
Приложение: проект Концепции на 15л. в 1 экз.
Заместитель Министра |
И.Е.Осокина |
Проект Концепции
международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды
Рост глобальной зависимости мировой экономики от интенсивно возрастающего потребления природных ресурсов, неизбежное соперничество на мировом природно-ресурсном рынке, обострение проблем сохранения благоприятной окружающей среды требуют укрепления международного компонента экологической и природно-ресурсной безопасности Российской Федерации.
Настоящая Концепция международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды на среднесрочную перспективу (далее - Концепция) подготовлена в рамках, определенных Концепцией национальной безопасности и Концепцией внешней политики Российской Федерации.
Концепция исходит из важности международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельного блока активной внешнеполитической деятельности российского государства, учитывает особое значение и ответственность России, обладающей природно-ресурсным и стабилизационным экологическим потенциалом общемирового значения,
отвечает потребностям национального развития и основополагающим решениям ООН по устойчивому развитию,
нацелена на повышение роли Российской Федерации в мировом природно-ресурсном и природоохранном сотрудничестве.
1. Общие положения
Концепция определяет общие принципы, приоритетные направления и регионы, стратегические цели и конкретные задачи, важнейших партнеров международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, а также основные механизмы этого сотрудничества на среднесрочную перспективу.
Международное сотрудничество, осуществляемое Российской Федерацией в области природопользования и охраны окружающей среды, призвано содействовать решению задачи обеспечения устойчивого развития страны в условиях глобализации и быть направленным на расширение эффективного участия в природно-ресурсных и природоохранных соглашениях.
Концепция предназначена для обеспечения формирования и эффективного функционирования системы международной деятельности, соответствующей государственной политике Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.
Концепция представляет общегосударственные подходы к координации деятельности российских участников международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
1.1 Природные ресурсы, экологическая политика и национальные интересы
Российской Федерации
Российская Федерация располагает природными ресурсами мирового значения. Экосистемы России вносят существенный вклад в стабилизацию состояния окружающей среды Евразии и всей планеты.
Природно-ресурсный потенциал России является важнейшим фактором устойчивого развития на национальном уровне и существенным резервом глобальной стабильности мировой экономики и общества.
Минерально-сырьевые ресурсы, особенно в части энергетического сырья занимают ведущее место в мире и тем самым оказывают принципиальное влияние на весь ход глобального ресурсопотребления.
Регуляторная способность российских экосистем является одним из важнейших природных ресурсов страны, способным стать действенным фактором международных отношений.
В настоящее время необходима экологическая оптимизация и соответствующая экономическая рационализация действующих режимов природопользования путем формирования эффективных экономических механизмов и установления параметров использования природных ресурсов, исходя из учета возможных рисков их освоения для сохранения устойчивости экосистем.
Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды - важнейшая составная часть национальной экологической политики Российской Федерации.
Необходимость международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды связана с задачами обеспечения внешних условий устойчивого развития Российской Федерации через активное влияние на процессы глобализации, путем оптимизации участия в международных природно-ресурсных и природоохранных соглашениях и обеспечения выполнения взятых на себя международных обязательств.
1.2 Правовая основа и организация международного сотрудничества
Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды
Международное сотрудничество базируется на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации в области природопользовании# и охраны окружающей среды, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Международное природно-ресурсное и природоохранное сотрудничество осуществляется в соответствии с общими целями и задачами внешней политики Российской Федерации.
Общую координацию международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды выполняет федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Международное сотрудничество Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, заключение в установленном порядке международных договоров, организация и координация выполнения обязательств, вытекающих из участия России в международных договорах и членства в международных организациях по указанной проблематике, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в пределах установленной компетенции и во взаимодействии с органами государственного управления субъектов Российской Федерации.
1.3 Принципы международного сотрудничества Российской Федерации
в области природопользования и охраны окружающей среды
Концепция основана на императивах общего международного права и международного права окружающей среды, а также на кардинальном принципе, сформулированном Стокгольмской Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды, об основных правах человека на свободу, равенство и должные условия жизни на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно.
Исходя из обобщающего принципа охраны (защиты) окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений, Концепция базируется на следующих специальных принципах международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды:
- неотъемлемого суверенитета государств над национальными природными ресурсами;
- недопустимости нанесения трансграничного ущерба окружающей среде;
- запрещения военных или любых иных враждебных средств воздействия на природную среду;
- предварительного уведомления и обмена информацией;
- предосторожности;
- взаимных консультаций;
- минимизации воздействия на окружающую среду.
Концепция учитывает:
- целесообразность расширения участия России в глобальных и региональных природоохранных международных инициативах;
- совпадение национальных интересов государств в области глобальной оптимизации состояния окружающей среды и экологически безопасного природопользования как исходной базы развития регионального и межрегионального сотрудничества;
- возможности использования положения Российской Федерации в международных организациях для обеспечения национальных интересов и приоритетов в природно-ресурсной и природоохранной деятельности.
1.4 Приоритеты международного сотрудничества Российской Федерации в
области природопользования и охраны окружающей среды
Приоритеты международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды определены необходимостью обеспечения условий экологически безопасного устойчивого развития Российской Федерации на глобальном, региональном межгосударственном, федеральном, субъектов Федерации и местном уровнях.
К приоритетам международного сотрудничества относятся:
- гармонизация российских и международных подходов к природно-ресурсной и природоохранной деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации;
- выполнение обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в международных договорах и членства в международных организациях в области природопользования и охраны окружающей среды;
- развитие международного рынка экологических услуг, обеспечивающее устойчивое развитие регионов, имеющих глобального значения;
- гармонизация направлений и содержания международных исследований в области экологически безопасного устойчивого освоения природных ресурсов;
- обеспечение активного участия Российской Федерации в глобальных и региональных системах мониторинга окружающей среды и контроля освоения природных ресурсов, в разработке международной системы оценки экологических рисков;
- разработка и создание эффективной системы природопользования и управления окружающей средой приграничных районов, бассейнов и прибрежных морских зон, с учетом трансграничного контекста;
- эффективное использование возможностей международных организаций, международного опыта в природно-ресурсной и природоохранной деятельности, включая взаимодействие по предотвращению и ликвидации последствий экологического терроризма.
Развитие международного сотрудничества предусматривает:
- эффективное участие Российской Федерации в деятельности международных организаций системы ООН и других всемирных объединений, организаций Европейского Союза, Азиатско-тихоокеанского сотрудничества, СНГ и других региональных объединений по природоохранной и природно-ресурсной тематике, использование финансовых возможностей международных доноров, международного опыта, политической и технической поддержки международных организаций;
- содействие созданию структур природно-ресурсного и природоохранного сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза, становлению и координации сотрудничества Российской Федерации с НАТО в рамках научных программ НАТО, Комитета НАТО по вызовам современного общества и др.;
- охрану окружающей природной среды Арктики (в рамках Программы действий Арктического совета), Каспийского, Балтийского, Черного и Азовского морей, северо-западной части Тихого океана, трансграничных водотоков (бассейнов), а также озера Байкал;
- разработку межгосударственных программ сотрудничества в области фундаментальных и прикладных наук, учреждение международных научных центров, развитие двустороннего научно-технического сотрудничества, активизацию обмена научно-технической информацией в области природопользования и охраны окружающей среды с государствами - участниками СНГ;
- привлечение общественности, неправительственных организаций, национального и зарубежного бизнеса к осуществлению международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
2. Цели и задачи международного сотрудничества в области
природопользования и охраны окружающей среды
Международное сотрудничество Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды предусматривает концентрацию сил и средств для:
- продвижения национальных интересов Российской Федерации в указанной области международной деятельности;
- создания условий экологически безопасного и обеспеченного природными ресурсами перехода Российской Федерации к устойчивому развитию через содействие устойчивому глобальному развитию;
- обеспечения постоянного анализа эффективности участия Российской Федерации в международных природно-ресурсных и природоохранных соглашениях, а также в деятельности международных организаций для оптимизации форм и механизмов сотрудничества.
Основной целью международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды является достижение совместными с другими странами усилиями приемлемого качества окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на глобальном и региональном уровнях.
Достижение поставленной цели возможно только в условиях интенсивного экономического развития Российской Федерации на основе:
технологического прогресса и экологизации экономики,
оптимизации внешних заимствований,
приемлемых условий вхождения в мировую финансово-экономическую систему,
сохранения суверенитета над имеющими общемировое значение минеральными, биологическими и стабилизационными экологическими ресурсами России.
Достижение указанной цели требует также решения комплекса взаимно увязанных задач по становлению эффективных форм сотрудничества, включающего:
- укрепление институциональных основ международного сотрудничества, организацию достаточной координации и адекватного информационного обеспечения сотрудничества;
- обеспечение эффективности международного вклада в проведение единой государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды;
- учет национальных интересов Российской Федерации в процессе формирования глобальной экологической и природно-ресурсной политики, а также глобального и региональных рынков природных ресурсов и услуг;
- использование принципов экологической оптимизации природопользования как основы международного сотрудничества в указанной области;
- обеспечение природно-ресурсной и экологической безопасности страны во внешнеэкономической деятельности;
- участие в международных программах по проблематике устойчивого развития и разработке мер по обеспечению природно-ресурсной и экологической безопасности, включая нормализацию антропогенных воздействий на биосферу;
- повышение эффективности участия Российской Федерации в деятельности международных организаций по природно-ресурсной и природоохранной тематике;
- разработку механизмов, обеспечивающих выполнение международных обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях и участия в международных договорах в области природопользования и охраны окружающей среды;
- взаимодействие с международными финансовыми организациями по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование необходимых условий для создания благоприятного инвестиционного климата в сфере освоения, рационального использования и воспроизводства национального природно-ресурсного комплекса и охраны окружающей среды;
- стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;
- участие в разработке и реализации конверсионных операций по части долговых обязательств России и зарубежных стран перед Россией путем реализации эффективных проектов по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
- изучение минерально-сырьевых ресурсов зарубежных стран с целью обеспечения возможностей покрытия дефицита отдельных видов природных ресурсов в России;
- участие в совершенствовании международного права в области природопользования и охраны окружающей среды;
- развитие международного сотрудничества по оценке влияния на окружающую среду различных типов и источников энергии, включая новые и нетрадиционные;
- гармонизацию законодательства, национальных и международных процедур, критериев и нормативов оценки качества окружающей среды и разработку международной системы нормирования;
- участие в развитии международной правовой основы и эффективных экономических механизмов для формирования инновационной природосберегающей экономики и обеспечения перехода Российской Федерации к устойчивому развитию;
- международную унификацию и стандартизацию методов и средств аналитического контроля и форматов обмена данными в области природопользования и охраны окружающей среды;
- участие в мировом информационном процессе по вопросам мониторинга природных ресурсов и состояния окружающей среды;
- участие в создании трансграничных систем мониторинга и управления природными ресурсами и состоянием окружающей среды береговых зон с использованием средств дистанционного зондирования и современных информационных технологий;
- сотрудничество в области обмена данными и информацией по состоянию окружающей среды и чрезвычайным ситуациям;
- формирование эффективных механизмов межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ;
- обеспечение экологически безопасного обращения с токсичными химическими веществами, опасными и радиоактивными отходами, уничтожения химического оружия, реабилитация территорий, пострадавших в ходе испытания ядерного оружия в Российской Федерации;
- обеспечение экологической безопасности трансграничной хозяйственной деятельности для Российской Федерации;
- противодействие экологическому терроризму;
- расширение двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды с государствами - участниками СНГ, а также в других приоритетных регионах, расширение межгосударственного информационного обмена в приоритетных регионах;
- обеспечение достойного участия Российской Федерации в рациональном освоении природных ресурсов Мирового океана, развитии экологически безопасного природопользования в береговых зонах.
3. Основные направления международного сотрудничества в различных
отраслях природно-ресурсного комплекса
В настоящее время и в обозримом будущем, важнейшее значение имеет сотрудничество с программами и организациями системы ООН. К их числу в первую очередь относятся: Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП); Программа развития ООН (ПРООН); Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО); Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ); Форум ООН по лесам (ФЛООН); Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН).
Приоритетными международными партнерами сотрудничества также являются Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); Совет Европы и Программа Европейского Союза ТАСИС; Организация Азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС); координирующие природопользование и экологическую политику органы СНГ и других региональных объединений.
Важнейшее значение имеет развитие сотрудничества с такими международными институтами как Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) и Международный союз охраны природы (МСОП); Международный комитет научных исследований (ИКСУ); Международный геологический конгресс и Мировой нефтяной конгресс; Глобальный центр по мониторингу лесных пожаров (Фрайбург, Германия); Международный орган по морскому дну и др.
Принципиальное значение имеет взаимодействие по проблематике природопользования и охраны окружающей среды с международными финансовыми организациями: Глобальным экологическим фондом (ГЭФ), Всемирным банком и др.
Действенной формой международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды является участие в соответствующих глобальных и региональных конвенциях.
3.1 Международное сотрудничество по изучению, воспроизводству и
использованию минерально-сырьевых ресурсов
Международное сотрудничество в этой области включает:
- создание условий для обеспечения доступа российских компаний к недрам государств-продуцентов минерального сырья, прежде всего государств, имеющих задолженность перед Россией;
- геолого-экономическую оценку минерально-сырьевой базы России с учетом зарубежного опыта, условий рыночной экономики и мировой конъюнктуры;
- обеспечение принятия внешнеполитических решений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдение национальной безопасности России, достижение оптимальных уровней рационального и сбалансированного потребления и охраны минерально-сырьевого комплекса в условиях глобализации;
- привлечение инвестиций и расширение взаимодействия по созданию совместных предприятий для освоения и охраны минерально-сырьевых ресурсов, в том числе континентального шельфа и Мирового океана;
- вовлечение в сферу международного сотрудничества новых и нетрадиционных видов минерального сырья, а также использование инновационных технологий поиска и разработки минерально-сырьевых ресурсов;
- обобщение и адаптацию к национальным условиям мирового опыта экологизации недропользования, защиты окружающей природной среды и разрешения конфликтов интересов при эксплуатации минерально-сырьевых и биологических ресурсов.
3.2 Международное сотрудничество по сохранению и использованию водных
ресурсов, включая международные, и взаимодействие по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов
Деятельность в указанной области включает следующие направления:
- освоение и охрана ресурсов Мирового океана;
- внедрение водоохранных и водосберегающих технологий;
- удовлетворение потребностей населения в приграничных регионах России в качественной питьевой воде, увеличение использования подземных вод для этих целей;
- обеспечение эффектной защиты приграничных водных источников от антропогенного и техногенного загрязнения;
- охрана и восстановление приграничных рек.
- разработка и осуществление межгосударственных целевых программ по вопросам водного хозяйства, использования и охраны трансграничных водных объектов.
3.3 Международное сотрудничество по охране, защите, воспроизводству и
рациональному использованию лесных ресурсов
Международное сотрудничество в области совершенствования управления лесами, организации лесопользования, лесовосстановления и предотвращения негативных последствий лесных пожаров требует расширения масштабов участия России в мировом лесосырьевом рынке с реализацией в полном объеме мероприятий по сохранению и восстановлению лесов, по борьбе с нелегальным оборотом древесины и включает:
- разработку критериев и индикаторов устойчивого управления лесами и устойчивым лесопользованием,
- выявление роли экологических факторов в системах инвентаризации лесов,
- инвентаризацию и сохранение девственных лесов,
- создание национальной системы сертификации лесных ресурсов, соответствующей международным требованиям.
- лесную сертификацию.
- предотвращение международной торговли незаконно добытой древесиной и другими лесными ресурсами,
- разработку и проведение совместных международных мероприятий по организации борьбы с нелегальным оборотом древесины,
- сохранение генетических ресурсов лесов,
- обмен передовыми методами и технологиями в области лесовосстановления, лесоразведения, лесной генетики и семеноводства,
- защиту леса от вредителей и болезней,
- совместное изучение, разработку и использование новых эффективных методов биологической борьбы с вредителями и болезнями леса с использованием полезных насекомых и микробиологических препаратов,
- создание единой информационной базы данных о распространении особо опасных, в том числе карантинных видов вредителей и болезней леса и борьбы с ними,
- интеграцию лесопатологического мониторинга России в систему международных мониторинговых сетей,
- сотрудничество по охране и организации мониторинга численности животных, обитающих в пограничных лесах сопредельных государств,
- международный обмен лесопожарной информацией и передовыми технологиями тушения лесных пожаров,
- организацию международной помощи при возникновении чрезвычайных лесопожарных положений и совместной охраны приграничных лесов сопредельных государств,
- исследования влияния лесных пожаров на окружающую среду, включая глобальное, а также роли пожаров для лесохозяйственного комплекса,
- заключение межправительственных соглашений о совместных действиях по снижению последствий лесных пожаров на окружающую среду, по ликвидации чрезвычайных пожарных ситуаций и по совместной охране приграничных лесов сопредельных государств (в том числе - перезаключение договоров по совместной охране приграничных лесов с КНР, Монголией и Финляндией).
3.4 Международное сотрудничество по охране окружающей среды, сохранению
биологического разнообразия и формированию трансграничных и международных систем особо охраняемых природных территорий, а также по обеспечению экологической безопасности
Международное сотрудничество по охране окружающей среды, сохранению биологического разнообразия и формированию трансграничных и международных систем особо охраняемых природных территорий и акваторий, а также по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
- сохранение устойчивости экосистем, биологического и ландшафтного разнообразия, предотвращение глобальных изменений климата и сокращения ресурсов пресных вод, борьба с опустыниванием и другими экологически опасными процессами;
- участие в консолидации усилий мирового сообщества по сохранению окружающей среды, в разработке и выполнении международных договоров по ее охране;
- совершенствование международного экологического права и действующей системы международных соглашений по защите окружающей среды и рациональному природопользованию;
- совершенствование национального законодательства и его гармонизация с международным законодательством в области природопользования и охраны окружающей среды;
- обеспечение выполнения положений заключенных международных соглашений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- упреждающее воздействие на процессы глобализации путем активного участия в международных взаимодействиях и переговорах по использованию природных ресурсов, трансграничному перемещению потенциально опасных для населения и окружающей среды технологий, товаров, услуг и отходов;
- обеспечение экологической безопасности Российской Федерации, включая предотвращение трансграничного переноса загрязняющих веществ на территорию и акватории Российской Федерации;
- обеспечение экологической безопасности обращения с токсичными химическими веществами, опасными и радиоактивными отходами, а также уничтожения химического и ядерного оружия;
- обеспечение обязательной экологической экспертизы и экологического контроля всех международных программ и проектов хозяйственной деятельности, реализуемых на территории и акваториях России;
- сотрудничество по экологической проблематике в рамках СНГ, Европейского Союза, АТЭС и других приоритетных региональных объединениях;
- активное участие в деятельности международных экологических организаций, в том числе входящих в систему ООН;
- формирование адекватной международно-правовой базы устойчивой эксплуатации и управления биологическими ресурсами международных вод на основе сохранения биологического разнообразия, формирования систем особо охраняемых акваторий и др.;
- учет положительного зарубежного опыта сочетания экономического развития с сохранением устойчивости экосистем в Канаде и в государствах Северной Европы, а также в таких странах как США, Австралия и Бразилия;
- формирование и выполнение международных природоохранных проектов и программ по определенным выше приоритетным тематическим направлениям, комплексных программ и проектов в приоритетных регионах, а также участие в глобальных программах;
- сотрудничество в области обмена данными и информацией по состоянию окружающей среды.
Приоритетным партнером сотрудничества по охране окружающей среды является ЮНЕП, взаимодействие с которой развивается по таким тематическим направлениям, как:
- мониторинг и оценка состояния окружающей среды;
- своевременное выявление экологических угроз (экологических рисков);
- помощь государствам в решении их природоохранных проблем в увязке с хозяйственной деятельностью;
- совершенствование международного экологического права и оказание содействия государствам в выполнении международных природоохранных конвенций;
- формирование национального законодательства в экологической области;
- проблемы пресноводных ресурсов и защиты морей от наземных источников загрязнения.
Важнейшим механизмом международного сотрудничества по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Российской Федерации, исходя из международно-признанного рыночного статуса ее экономики, является расширение участия в важнейших глобальных и региональных конвенциях по охране окружающей среды, имеющих обязательный для выполнения международно-правовой статус. Развитие такой деятельности, в частности, требует участия:
- в формировании действенной системы международных соглашений в области природопользования и охраны окружающей среды, как необходимых общих рамок устойчивого развития;
- в совершенствовании международного экологического и "ресурсного" права как основы глобального рынка экологических услуг и компенсационных механизмов;
- в формировании общих подходов к окружающей природной среде и ее компонентам как к основополагающему ресурсу устойчивого развития, гарантирующему сохранение необходимых естественных условий для регенерации и восстановления способности глобальной экосистемы к саморегуляции.
Развитие международного сотрудничества по охране окружающей среды, сохранению биологического разнообразия и формированию трансграничных и международных систем особо охраняемых природных территорий и акваторий, а также по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации также требует:
- формирования научных основ в рамках парадигмы взаимной обусловленности планетарных абиотических, биотических и социальных процессов;
- разработки международных экономических механизмов сохранения глобальных экостабилизационных ресурсов;
- адекватного информационного сопровождения;
- взаимодействия с транснациональными корпорациями по проблематике охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в процессе эксплуатации природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности;
- взаимодействия с российским бизнесом по проблематике экологизации природопользования и содействия формированию объединений хозяйствующих субъектов, использующих международный опыт экологизации производства;
- опоры на независимые от финансирования из зарубежных источников формы общественного экологического движения.
3.5 Взаимодействие органов государственного контроля в области
природопользования и охраны окружающей среды Российской Федерации с соответствующими национальными, межнациональными и международными органами и формированиями
К основным задачам соответствующих органов в международном плане относятся обеспечение экологической безопасности Российской Федерации в трансграничном контексте, особенно в части предотвращения биологических опасностей и загрязнения от различных источников.
Расширение взаимодействия между национальными контрольно-надзорными органами в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества требует:
- улучшения информированности о выполнении дву- и многостороннего сотрудничества,
- привлечения контрольно-надзорных органов к формированию межгосударственного сотрудничества,
- привлечения международного содействия для совершенствования деятельности распорядительно-разрешительных и контрольных органов,
- усиления взаимодействия на оперативном уровне в виде совместных рейдов, организации общих контрольных створов на трансграничных объектах, развития информационного взаимодействия экологических инспекторов СНГ и других сопредельных государств для обеспечения выполнения положений ратифицированных соглашений и конвенций.
4. Формирование и осуществление планов международного сотрудничества
в области природопользования и охраны окружающей среды
4.1 Планирование международного сотрудничества на федеральном уровне
Подходы к планированию деятельности по подготовке и осуществлению международного сотрудничества на федеральном уровне включают:
- тесное взаимодействие и межведомственную координацию российских участников международного сотрудничества в целом и по тематическим направлениям;
- системное использование природно-ресурсной и природоохранной информации для обеспечения межведомственной координации сотрудничества;
- анализ базовых идей международной природно-ресурсной и природоохранной деятельности на близкую и отдаленную перспективу, накопленного опыта сотрудничества и обязательств, накладываемых действующими международными соглашениями;
- прогноз последствий намечаемой деятельности и оценку планируемых результатов с позиций общих задач внешнеполитической деятельности Российской Федерации;
- обеспечение информационной безопасности и защиты национальных интересов в процессе международной деятельности;
- обеспечение достаточными материальными и финансовыми ресурсами;
- обеспечение соответствующим научно-информационным сопровождением;
- учет международного компонента в рамках федеральных целевых, отраслевых и иных программ, стратегий и планов действий в области природопользования и охраны окружающей среды;
- укрепление организационных структур сотрудничества;
- информирование общественности о целях, задачах и реальной эффективности осуществляемых международных мероприятий.
4.2 Планирование международного сотрудничества на уровне субъектов
Российской Федерации
Конкретная деятельность в рамках международного сотрудничества осуществляется в соответствующем регионе Российской Федерации при координации и необходимой поддержке со стороны ответственных федеральных органов исполнительной власти.
Подходы к планированию деятельности по подготовке и осуществлению международного сотрудничества на уровне субъектов Российской Федерации требуют:
- формирования гармоничных, устойчивых взаимоотношений между ответственными органами государственной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Федерации;
- обеспечения необходимой координации международной деятельности нескольких субъектов федерации исходя из принципов системного подхода, в первую очередь применительно к трансграничным бассейнам, прибрежно-морским зонам и другим крупным международным регионам;
- учета соответствующего международного компонента при формировании планов и программ социально-экономического развития субъектов Федерации;
- информирования общественности о возможностях и преимуществах реализации международных проектов и программ для субъектов Федерации.
5. Укрепление институциональной основы и повышение эффективности
международного сотрудничества
Укрепление институциональной основы международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды требует:
- оптимизации организационных механизмов сотрудничества, необходимого межведомственного и межрегионального взаимодействия;
- укрепления организационной и координирующей роли федерального органа исполнительной власти (и его территориальных органов), уполномоченного в рамках установленной компетенции осуществлять международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды;
- формирования системы информационного обеспечения межведомственной координации сотрудничества;
- формирования системы нормативно-правового и организационного обеспечения выполнения обязательств, принятых в рамках действующих международных соглашений;
- обеспечения контроля национальными средствами получаемых от международных партнеров данных о ключевых параметрах глобального и регионального состояния окружающей среды;
- содействия федеральных органов исполнительной власти субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
- формирования агентств содействия международному сотрудничеству в приоритетных регионах.
Совершенствование международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды предусматривает:
- "мониторинг" процессов международного сотрудничества;
- оценку качества правовой базы и эффективности механизмов международной природоохранной деятельности на федеральном и местном уровнях;
- выявление общегосударственных, местных и локальных приоритетов сотрудничества, их согласование и включение международного компонента в процесс управления состоянием окружающей среды;
- развитие взаимодействия с неправительственными организациями в международном сотрудничестве в России и за ее рубежами;
- информирование общественности о целях, ходе и результатах сотрудничества по конкретным проблемам и объектам;
- подготовку квалифицированных кадров сотрудничества.
Повышение эффективности международного природно-ресурсного и природоохранного сотрудничества Российской Федерации предполагает:
- внедрение современных форм и методов системного управления и контроля, целевой межведомственной и межрегиональной координации;
- корреляцию с иными направлениями внешней политики Российской Федерации и ее внешнеэкономической деятельности;
- согласование общих целей, задач и ожидаемых результатов по конкретным видам международного сотрудничества на федеральном и региональном уровнях;
- установление приоритетов и критериев эффективности сотрудничества в соответствии с национальными интересами Российской Федерации (с учетом региональных и местных интересов);
- формулирование четких приоритетов в международных проектах и программах, выполняемых с российским участием, эффективный контроль результатов;
- включение проблематики международного сотрудничества в систему образования и профессиональной подготовки кадров;
- использование потенциала гражданского общества, возможностей неправительственных организаций и общественных объединений.
Общие критерии эффективности международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды включают:
- соответствие выявленным приоритетам, целям и задачам сотрудничества;
- содействие выполнению международных обязательств Российской Федерации;
- вхождение в качестве компонента в национальные и региональные программы и планы развития;
- привлечение международного опыта и возможностей обучения российского персонала;
- обеспечение контроля российской стороны за информацией, формируемой в рамках международных программ и проектов с ее участием;
- привлечение зарубежных финансовых и технико-технологических ресурсов;
- финансово-экономическую целесообразность;
- содействие становлению благоприятного инвестиционного климата.
6. Механизмы и этапы реализации Концепции
Реализация международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации на основе развиваемой нормативно-правовой базы, через участие в деятельности международных организаций и соглашений, выполнение соответствующих разделов целевых и тематических программ, планов действий федерального и регионального уровня, национального компонента международных программ и проектов.
Участие в деятельности международных организаций и в реализации положений глобальных и региональных конвенций осуществляется с целью учета российских интересов в приоритетах международного сотрудничества.
Осуществление сотрудничества предусматривает:
- консолидацию средств и усилий на приоритетных направлениях сотрудничества и участия в деятельности ведущих международных организаций;
- выполнение финансовых обязательств Российской Федерации по участию в международном сотрудничестве;
- преимущественную целевую реализацию взносов Российской Федерации в фонды международных организаций на российской территории, а также в приоритетных регионах, для решения задач и развития направлений сотрудничества, определенных Концепцией;
- оптимизацию нормативно-правовой базы сотрудничества;
- управление информационными и финансовыми потоками, обеспечивающими различные формы природоохранного сотрудничества на федеральном и местном уровнях;
- развитие информационных аспектов и соответствующих технологий сотрудничества, обеспечивающих информационную безопасность и иные государственные интересы в процессе такого сотрудничества;
- организацию постоянно действующих международных информационных систем экологической оценки, контроля и прогноза состояния окружающей среды.
Реализация Концепции осуществляется в два этапа: подготовительный (2002 - 2004 гг.) и основной (2004 - 2010 гг.). В 2010 году подводятся итоги реализации Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства природных ресурсов РФ от 6 мая 2003 г. N ИО-13-54/2858 "О Концепции международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды"
Текст письма официально опубликован не был