Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 12 марта 2004 г. N 271
"Об итогах работы государственной лесной службы по борьбе с лесными пожарами в 2003 году и организации работы по тушению лесных пожаров в 2004 году"
На территории лесного фонда Российской Федерации в 2003 году зарегистрировано 27,9 тысяч лесных пожаров, при этом лесная площадь, пройденная пожарами, составила 2112,8 тыс. гектаров. Количество возникших пожаров в лесном фонде Российской Федерации меньше аналогичного показателя 2002 года в 1,3 раза, однако площадь, пройденная огнем, возросла в 1,6 раза.
Территориальными органами МПР России в субъектах Российской Федерации, лесхозами, базами авиационной охраны лесов от пожаров, национальными парками и государственными природными заповедниками в 2003 году проведен комплекс работ, направленных на профилактику, предупреждение, своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, однако принятые меры не позволили уменьшить среднюю площадь одного пожара, которая увеличилась с 35,6 га до 75,9 га.
Основная доля (97,8%) от площади, пройденной огнем, выпала на Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Основной причиной установления высокого уровня горимости указанных территорий, явились аномальные погодные условия (высокие температуры, отсутствие осадков, сильные ветра).
Сложная пожароопасная обстановка наблюдалась в Республике Бурятия, Хабаровском, Красноярском, Приморском краях, Читинской, Камчатской, Иркутской, Амурской, Магаданской, Челябинской областях, Ханты- Мансийском АО.
Фактические затраты на тушение лесных пожаров в 2003 году превысили установленные лимиты бюджетных обязательств, что привело к образованию несанкционированной кредиторской задолженности.
Об утверждении Временных порядков использования средств федерального бюджета на профилактику и тушение лесных пожаров см. приказ МПР РФ от 13 апреля 2004 г. N 342
Проведенный анализ работы свидетельствует о низком уровне подготовки к пожароопасному сезону, в том числе и проведения противопожарной пропаганды.
Территориальными органами недостаточно активно проводилась работа по выявлению нарушителей Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации и привлечению к ответственности виновников возникновения лесных пожаров. Здесь нет должного взаимодействия с МВД России, МЧС России. Только в республиках Карелия, Башкортостан, Алтайском крае, Московской и Воронежской областях ведется активная работа в этом направлении.
Не контролируется работа no противопожарному обустройству полос отвода газопроводов, железных и автомобильных дорог с организациями, владельцами этих объектов. Полосы отвода находятся в пожароопасном состоянии, захламлены. Органы МЧС России, которые должны осуществлять пожарный надзор за состоянием этих объектов, практически устранились от этой работы. Подобная безответственность привела к возникновению крупных лесных пожаров вблизи автомобильных и железных дорог, рек в начале пожароопасного сезона на территории Читинской, Иркутской областей, Республики Бурятия.
Причиной лесных пожаром зачастую являются неконтролируемые сельхозналы. Территориальные органы не ставят жестко вопрос перед органами местного самоуправления по организованному проведению сельхозналов, пустили эту работу на самотек, что повлекло серьезные последствия. В частности, в лесхозах Саратовской области из 31 пожара 11 возникло по причине сельхозналов (35%), Карачаево-Черкесской Республики из 16 - 10 (62,5%).
Кроме сложных погодных условий, нарушений Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации физическими и юридическими лицами, основной причиной возникновения и распространения пожаров на больших площадях, стала недостаточная работа по привлечению дополнительных сил и средств пожаротушения на ликвидацию пожаров в соответствии с действующими оперативными планами.
Территориальными органами МПР России по Карачаево-Черкесской Республике, Мурманской области, Ханты-Мансийскому АО слабо осуществлялся контроль за исполнением оперативных планов борьбы с лесными пожарами.
Искаженная информация в СМИ о лесных пожарах говорит об упущениях в этом направлении.
В целях устранения недостатков в охране лесов от пожаров и своевременной подготовки к пожароопасному сезону 2004 года приказываю:
1. Утвердить План мероприятии по организации работы по предупреждению и тушению лесных пожаров в пожароопасном сезоне 2004 года (приложение 1).
2. Руководителям Главных управлений (Управлений) природных ресурсов и охраны окружающей природной среды МПР России в субъектах Российской Федерации:
рассмотреть итоги пожароопасного сезона 2003 года с приглашением представителей администраций, территориальных органов МЧС России, МИД России, Минсельхоза России, принять меры по устранению недостатков в организации работ по предупреждению и тушению пожаров;
заключить договоры с региональными базами авиационной охраны лесов на выполнение авиалесоохранных работ в объемах, определенных производственным заданием по авиационной охране лесов Государственной лесной службы МПР России на 2004 год за счет внебюджетных и прочих источников;
до начала пожароопасного сезона обеспечить укомплектование необходимой противопожарной техникой и оборудованием в соответствии с нормативами имеющихся пожарно-химические# станций, пунктов сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря, создать необходимый запас продуктов питания, химикатов, взрывчатых веществ, обеспечить лесопожарные формирования средствами индивидуальной защиты: создать на местах резервные склады ГСМ, авиаГСМ для обеспечения бесперебойной работы техники на профилактике и тушении лесных пожаров;
обратить внимание на недопустимость создания крупных массивов чистых хвойных молодняков без разделения их на блоки схемами противопожарных пожаров;
обеспечить действенный контроль за выполнением очистки мест рубок от порубочных остатков одновременно с заготовкой леса. Обязать лесозаготовителей закончить весеннюю доочистку лесосек до начала пожароопасного сезона;
организовать до 1 мая 2004 года в порядке осуществления государственного пожарного надзора проверку готовности к пожароопасному сезону лесопользователей и других юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на участках лесного фонда и примечающих к нему землях, в государственных природных заповедниках, национальных парках, а также в лесах, не входящих в лесной фонд Российской Федерации;
разработать до 1 апреля 2004 г. систему мер материального поощрения должностных лиц государственной лесной охраны Российской Федерации за активные действия по выявлению нарушителей Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, своевременное обнаружение и оперативное тушение лесных пожаров;
обеспечить в лесхозах разработку ежедневных планов действий в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.03 N 794 и с учетом классификации чрезвычайных ситуаций;
повысить персональную ответственность руководителей лесхозов за организацию деятельности государственной лесной охраны в полном соответствии с установленной регламентацией ее работы в течение пожароопасного сезона;
организовать проведение служебных расследований причин возникновения и распространения каждого крупного лесного пожара и привлечена к ответственности виновных в них лиц;
обеспечить необходимый уровень охраны лесов от пожаров в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
ежемесячно не позднее 10 числа месяца, последующего за отчетным, представлять в Управление охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда (Дорошин) информацию о ходе реализации Плана мероприятий по организации работы по предупреждению и тушению лесных пожаров в пожароопасном сезоне 2001 года согласно приложению 2.
О представлении информации о лесных пожарах в 2004 г. см. письмо Государственной лесной службы МПР РФ от 1 апреля 2004 г. N 38-54/2412
3. Департаменту особо охраняемых природных территорий (Яловенко) обеспечить контроль за заключением договоров с региональными базами авиационной охраны лесов на выполнение авиалесоохранных работ на территориях национальных парков и заповедников;
4. ФГУ "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" (Ковалев) обеспечить своевременную подготовку региональных баз авиационной охраны лесов к пожароопасному сезону 2004 года.
5. Управлению по связям с общественностью и средствами массовой информации (Клейменова), Управлению охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда (Дорошин) обеспечить в течение пожароопасного сезона 2004 года широкое информирование населения о лесопожарной ситуации в стране и мерах, принимаемых МПР России по ликвидации лесных пожаров.
6. Управлению охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда (Дорошин), Управлению лесного хозяйства (Гагарин) совместно с Финансовым управлением (Виноградова) обеспечить обобщение материалов по затратам, произведенным на тушение лесных пожаров во время пожароопасного сезона 2004 года.
7. Финансовому управлению (Виноградова) предусмотреть в 1 квартале т.г. выделение необходимого финансирования мероприятий по профилактике и подготовке к тушению лесных пожаров в соответствии с утвержденной сметой расходов по 226 виду расходов;
обеспечить своевременное выделение финансирования по затратам на тушение лесных пожаров 2004 года.
8. Управлению охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда (Дорошин) обеспечить контроль за ходом подготовки территориальных органов МПР России и баз авиационной охраны лесов к пожароопасному сезону 2004 года.
9. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель Государственной лесной службы - |
В.П.Рощупкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 12 марта 2004 г. N 271 "Об итогах работы государственной лесной службы по борьбе с лесными пожарами в 2003 году и организации работы по тушению лесных пожаров в 2004 году"
Текст приказа официально опубликован не был