Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации г.Иркутска от 17 февраля 2012 г. N 031-06-189/12 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к Постановлению мэра г.Иркутска
от 23 июня 2009 г. N 031-06-2149/9
Концепция и основные мероприятия
в сфере управления муниципальным
имуществом и земельными ресурсами г.Иркутска
на 2009 - 2015 годы
15 октября 2010 г., 17 февраля 2012 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящая Концепция и основные мероприятия разработаны в соответствии с действующим законодательством РФ и определяет основные цели, задачи и принципы политики органов местного самоуправления города Иркутска, а также основные мероприятия в сфере управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами на 2009 - 2015 годы.
Основной целью настоящей Концепции и основных мероприятий в сфере управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами на 2009 - 2015 годы (далее - Концепция) является формирование механизма принятия решений органами местного самоуправления города Иркутска, обеспечивающего выработку оптимальной стратегии управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами г.Иркутска.
Основными задачами в сфере управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами на настоящем этапе являются:
- разграничение имущества с целью обеспечения полномочий органов местного самоуправления города Иркутска в свете требований Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- увеличение доходов бюджета города Иркутска в результате повышения эффективности управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами;
- разработка муниципальных правовых актов города Иркутска по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами;
- выполнение законодательства РФ и муниципальных правовых актов города Иркутска по обеспечению учета и государственной регистрации муниципального имущества и земельных ресурсов;
- создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске;
- разработка стратегии управления, ориентированной на повышение роли муниципального имущества и земельных ресурсов при решении социально-экономических задач;
- вовлечение максимального количества объектов муниципальной собственности в процесс управления.
Реализация поставленных задач должна быть направлена на повышение качества жизни граждан.
Данные задачи реализуются с учетом следующих принципов управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами:
"Принципы управления имуществом и земельными ресурсами города"
2. Требования законодательства к составу муниципального имущества
2.1. В целях настоящей Концепции под муниципальным имуществом г.Иркутска понимаются следующие виды объектов:
- муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, как имущественный комплекс, включая имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления - за муниципальными учреждениями;
- акции (доли, вклады) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ, иные ценные бумаги, принадлежащие муниципальному образованию город Иркутск на праве собственности;
- имущество, составляющее муниципальную казну г.Иркутска, в том числе нежилые здания и помещения, земельные участки, объекты внешнего благоустройства, инженерные сооружения и коммуникации, движимое имущество и т.п.
По состоянию на 01.01.2009 года в муниципальной собственности г.Иркутска находилось:
Муниципальные учреждения
N пп |
Вид деятельности (наименование) |
Количество |
1. |
Здравоохранение |
31 |
2 |
Культура |
21 |
3 |
Образование |
210 |
4 |
МАУ "Комбинат питания г.Иркутска" |
1 |
5. |
Централизованные бухгалтерии |
5 |
6. |
МУ "Дом Европы" |
1 |
7. |
МУ "Городской спортивно-методический центр" г.Иркутска |
1 |
8. |
Муниципальные учреждения по управлению торговыми имущественными комплексами |
1 |
9. |
МУ "Аварийно-спасательная служба г.Иркутска" |
1 |
10. |
МУ г.Иркутска "Управление капитального строительства города Иркутска" |
1 |
|
Итого: |
273 |
Муниципальные предприятия
N пп |
Отрасль |
Количество |
1. |
Предприятия жилищного хозяйства |
6 |
2. |
Предприятия коммунального хозяйства |
8 |
3. |
Фармацевтические предприятия |
6 |
4. |
Предприятия бытового обслуживания |
1 |
5. |
Предприятия торговли |
1 |
6. |
Предприятия городского хозяйства и градостроительства |
6 |
7. |
Предприятия транспорта |
2 |
8. |
Прочие предприятия |
3 |
|
Итого: |
33 |
Пакеты акций акционерных обществ
|
на 01.01.2009 |
Количество обществ, в уставном капитале которых имеется доля г.Иркутска |
8 |
Общая номинальная стоимость пакета акций, тыс.руб. |
41990,3 |
Количество закрепленных акций, шт. |
653122 |
Объекты муниципальной казны
N пп |
Вид объекта |
Количество |
1. |
Нежилые здания и помещения |
1773 |
2. |
Объекты внешнего благоустройства |
1492 |
3. |
Монументы и сооружения |
32 |
4. |
Инженерные сети и коммуникации |
320 |
5. |
Квартиры |
43557 |
6. |
Движимое имущество |
17387 |
2.2. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в муниципальной собственности может находиться:
- имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в установленном законом порядке;
- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
- имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
- имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В том числе:
- имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц;
- автомобильные дороги местного значения в границах города Иркутска, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;
- жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городе Иркутске и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;
- пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах города Иркутска;
- имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Иркутска;
- имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;
- имущество библиотек;
- имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей города Иркутска услугами организаций культуры;
- объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- имущество, предназначенное для развития на территории города Иркутска физической культуры и массового спорта;
- имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории города Иркутска, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
- имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
- имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории города Иркутска;
- имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
- земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности города Иркутска в соответствии с федеральными законами;
- пруды, обводненные карьеры, расположенные на территории города Иркутска;
- имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории города Иркутска;
- имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории города Иркутска от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;
- имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
- имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории города Иркутска;
- имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории города Иркутска;
- архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
- имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории города Иркутска.
В собственности муниципального образования город Иркутск может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
В случае возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не попадающее в вышеуказанный перечень, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения), либо отчуждению в порядке и сроки, установленные федеральным законом.
3. Муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения г.Иркутска
3.1. Основными задачами органов местного самоуправления города Иркутска в части управления муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями являются:
- оптимизация количества муниципальных унитарных предприятий г.Иркутска и муниципальных учреждений г.Иркутска в свете требований Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- увеличение поступлений в бюджет города Иркутска от использования муниципального имущества, передаваемого муниципальным унитарным предприятиям в аренду;
- повышение эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий г.Иркутска и муниципальных учреждений г.Иркутска, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества.
3.2. Для реализации вышеуказанных задач, определения вида и количества муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений г.Иркутска, необходимых для выполнения полномочий органов местного самоуправления города Иркутска, отраслевым комитетам администрации города Иркутска, выполняющим функции учредителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, необходимо проводить мониторинг деятельности подведомственных предприятий и учреждений, обосновать необходимость использования именно этой организационно-правовой формы. Деятельность каждого муниципального унитарного предприятия и муниципального учреждения должна анализироваться на необходимость его сохранения в муниципальной собственности г.Иркутска. Основные критерии оценки - актуальность (необходимость) деятельности предприятия (учреждения), степень реализации поставленных целей и задач, соответствие направления деятельности требованиям законодательства о местном самоуправлении, эффективность и прибыльность работы, доходы бюджета города от муниципальных унитарных предприятий. Для проведения данной оценки по всем муниципальным унитарным предприятиям должны быть разработаны инвестиционные программы, где необходимо отразить анализ деятельности предприятия и перспективы его развития.
В случае несоответствия деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений г.Иркутска вышеуказанным критериям необходимо принятие решения об их реорганизации (перепрофилировании), ликвидации, отчуждении (приватизации), либо о смене руководителя предприятия.
При решении вопроса о создании новых муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений г.Иркутска учредитель должен обосновать необходимость создания такого предприятия (учреждения), определить цели и предмет его деятельности, а также подтвердить соответствие данного предприятия (учреждения) требованиям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3.3. По состоянию на 01.01.2009 года в муниципальной собственности г.Иркутска находилось 33 муниципальных унитарных предприятия.
Из них на момент утверждения настоящей Концепции находятся в стадии банкротства 4 муниципальных унитарных предприятия, в том числе:
- МУП "РЭУ "Центральный";
- МУП ДЭЗ N 1;
- МУП жилищного хозяйства г.Иркутска;
- МПТП "Иркутсктеплоэнерго".
Исходя из требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", из оставшихся 29 муниципальных унитарных предприятий целесообразно:
а) сохранить в муниципальной собственности 28 муниципальных унитарных предприятий, обеспечивающих решение вопросов местного значения, в том числе:
- предприятия, осуществляющие электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом (МУП "ПУ ВКХ" г.Иркутска, МУП "Теплоэнергосервис");
- предприятия, осуществляющие обслуживание и содержание автомобильных дорог, мостов и иных транспортных сооружений в границах города (МУП "Иркутскавтодор", МУП "Спецавтотранс", МУП "Служба эксплуатации мостов" г.Иркутска);
- предприятия, осуществляющие транспортное обслуживание населения (МУП "Иркутскавтотранс" г.Иркутска, МУП "Иркутскгорэлектротранс" г.Иркутска);
- фармацевтические предприятия, обеспечивающие производство лекарственных форм для муниципальных учреждений здравоохранения, а также реализацию психотропных и наркотических средств (6 предприятий);
- предприятия, осуществляющие предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Муниципальное унитарное аварийно-ремонтное предприятие Правобережного округа г.Иркутска, Муниципальное аварийно-техническое предприятие г.Иркутска, Муниципальное унитарное аварийно-ремонтное предприятие Октябрьского района);
- предприятия, осуществляющие сбор и вывоз бытовых отходов и мусора (МУП "Спецавтохозяйство");
- предприятия, осуществляющие организацию благоустройства и озеленения территории города (МУП "Управление капитального строительства города Иркутска", МУП "Горзеленхоз", МУП "Иркутская компания по управлению недвижимостью", МУП "Городской инженерно-геодезический центр", МУП "Асфальто-бетонный завод");
- предприятие, осуществляющее организацию ритуальных услуг и содержания мест захоронения (МУП "Ритуал");
- предприятие, осуществляющее хранение архивных фондов, включая кадастр землеустроительной и градостроительной документации (МУП "Бюро технической инвентаризации" г.Иркутска);
- предприятие, обеспечивающее деятельность органов местного самоуправления города Иркутска (МУП "Сервисно-регистрационный центр" г.Иркутска);
- предприятие, обеспечивающее создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства (МУП "Центральный рынок");
- предприятия, предназначенные для создания условий для обеспечения жителей города услугами бытового обслуживания (МУП "Здоровье" г.Иркутска, МУП "Бытовик" г.Иркутска).
б) ликвидировать муниципальное унитарное предприятие жилищного хозяйства (МУП ДЭЗ N 11).
в) создать муниципальное унитарное предприятие "Городская аварийная служба" путем слияния Муниципального унитарного аварийно-ремонтного предприятия Правобережного округа г.Иркутска, Муниципального унитарного аварийно-ремонтного предприятия Октябрьского района и МУП "Теплоэнергосервис".
3.4. По состоянию на 01.01.2009 года в муниципальной собственности г.Иркутска находилось 273 муниципальных учреждения, в том числе 3 автономных учреждения.
Из них на момент утверждения настоящей Концепции ликвидировано муниципальное учреждение по управлению муниципальными торговыми имущественными комплексами Октябрьского района г.Иркутска, находится в стадии ликвидации МУЗ "Наркологический реабилитационный центр "Сибирь".
Оставшееся 271 муниципальное учреждение соответствуют требованиям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и должны быть сохранены в муниципальной собственности г.Иркутска.
На момент утверждения настоящей Концепции сбор и анализ статистической информации, касающейся показателей здоровья населения, экологических факторов влияния внешней среды на здоровье человека, эпидемиологических и демографических явлений, а также качества оказываемой медицинской помощи, осуществляется в различных структурах, входящих, как в администрацию города Иркутска, так и в организации иных организационно-правовых форм. Для полноценного мониторинга и анализа ситуации в г.Иркутске необходима концентрация всей информации в единой базе данных. Для выполнения данной работы также планируется создать муниципальное автономное учреждение "Медицинский информационно-аналитический центр".
4. Пакеты акций, закрепленные в муниципальной собственности г.Иркутска
4.1. Основными задачами органов местного самоуправления города Иркутска в сфере управления пакетами акций, закрепленными в муниципальной собственности г.Иркутска являются:
- оптимизация состава и структуры пакетов акций, закрепленных в муниципальной собственности г.Иркутска, в соответствие# с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, пакеты акций которых закреплены в муниципальной собственности г.Иркутска;
- назначение представителей муниципального образования город Иркутск в хозяйственные товарищества и общества в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Иркутска.
4.2. По состоянию на 01.01.2009 года в муниципальной собственности г.Иркутска закреплено 7 пакетов акций акционерных обществ, в том числе:
N |
Наименование |
Пакет акций, закрепленный в муниципальной собственности г.Иркутска |
||
Количество акций |
Стоимость 1 акции |
Доля в общем пакете акций, % |
||
1. |
ОАО "Сибэкспоцентр" |
9000 |
1000 руб. |
37,6 |
2. |
ЗАО Курорт "Ангара" |
200 |
2 руб. 50 коп. |
5 |
3. |
ОАО "МАСКИ" |
22019 |
1470 руб. |
97 |
4. |
ОАО "Южное управление ЖКС" |
88750 |
1 руб. |
25 |
5. |
ОАО "Северное управление ЖКС" |
88750 |
1 руб. |
25 |
6. |
ОАО "Западное управление ЖКС" |
88750 |
1 руб. |
25 |
7. |
ОАО "Восточное управление ЖКС" |
355000 |
1 руб. |
100 |
соответствуют требованиям действующего законодательства и должны быть сохранены в муниципальной собственности г.Иркутска. В соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" решение по ряду вопросов, отнесенным# к компетенции годового общего собрания акционеров, принимаются общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании акционеров, в связи с чем пакеты акций оставшихся 6 акционерных обществ (25 % от пакета акций и более) могут позволить влиять на принятие таких решений, как внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация и ликвидация общества и др.
5. Учет и государственная регистрация муниципального имущества
Реестр муниципального имущества г.Иркутска по состоянию на 01.01.2009 года включает:
"Реестр муниципального имущества г.Иркутска по состоянию на 01.01.2009"
Для повышения уровня полноты и достоверности информации о муниципальном имуществе и в целях создания условий для принятия эффективных решений в отношении объектов муниципальной собственности ведется автоматизированная система учета муниципального имущества, которая включает в себя систематизированные данные обо всех объектах муниципальной собственности, включая экономические показатели его использования. Эти данные и показатели являются основой ведения Реестра муниципального имущества г.Иркутска.
Порядок ведения Реестра муниципального имущества г.Иркутска определен решением Думы города Иркутска от 25.06.2010 N 005-20-120156/10 "Об утверждении Положения об учете муниципального имущества города Иркутска".
Одной из задач в области учета муниципального имущества является анализ и уточнение данных Реестра муниципального имущества г.Иркутска, формирование Реестра с целью получения полных данных об объекте (собственно об объекте, земельном участке под объектом, историю использования объекта, принадлежность объекта к памятникам истории и культуры, данных о балансодержателе и пользователях объектов, стоимость объекта и других данных), обеспечение соответствия данных Реестра действительному положению дел (поддержание Реестра в актуальном состоянии), совершенствование автоматизированной системы учета муниципального имущества с целью оперативного получения полных, достоверных данных об объектах учета.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательной государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество, подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На момент утверждения настоящей Концепции осуществлена государственная регистрация права муниципальной собственности г.Иркутска на 2221 объект недвижимости, что составляет 33% от общего количества объектов.
Для решения указанной задачи постановлением мэра г.Иркутска от 19.02.2009 N 031-06-518/9 утвержден План мероприятий по осуществлению паспортизации и государственной регистрации прав муниципального образования город Иркутск на муниципальные объекты недвижимости на 2009 - 2012 гг. в соответствии с которым предусматривается проведение паспортизации и государственной регистрации 6472 объектов муниципальной собственности г.Иркутска, в том числе:
N пп |
Назначение объектов |
Количество объектов |
1. |
Нежилые здания и помещения: |
|
|
Объекты муниципальной казны |
487 |
|
Объекты водоснабжения и теплоснабжения (ВНС, ТНС, КНС и т.п.), находящиеся на балансе МУП "ПУ ВКХ" г.Иркутска и в муниципальной казне |
190 |
2. |
Инженерные сети и коммуникации: |
|
|
Сети водоснабжения и канализации |
4742 |
|
Сети теплоснабжения |
112 |
3. |
Объекты внешнего благоустройства: |
|
|
Линейные объекты: дороги, улицы, переулки, тракты, ливневые канализации и прочие объекты |
565 |
|
Сооружения: лестницы, подземные переходы, пешеходные мостики и прочие объекты |
376 |
Указанный план был сформирован с учетом приоритетов первоочередности. В первую очередь, паспортизация и государственная регистрация проводится:
- по объектам, включаемым в прогнозный план приватизации муниципального имущества;
- по объектам, в отношении которых планируется проведение конкурсов на право заключения концессионных, инвестиционных и иных соглашений;
- по объектам, передаваемым во временное пользование (аренду) и т.п.
По иным объектам паспортизация и государственная регистрация производится исходя из размера средств, предназначенных для этих целей в бюджете города Иркутска.
6. Объекты муниципального нежилого фонда г.Иркутска
6.1. Муниципальный нежилой фонд г.Иркутска представлен следующими площадями:
"Муниципальный нежилой фонд"
6.2. Основными задачами органов местного самоуправления города Иркутска в части управления объектами муниципального нежилого фонда являются:
- получение в бюджет города стабильных доходов от использования объектов муниципального нежилого фонда;
- обеспечение деятельности органов местного самоуправления города Иркутска, муниципальных организаций;
- осуществление контроля за сохранностью и использованием объектов муниципального нежилого фонда;
- создание необходимых условий для привлечения инвестиций в объекты муниципального нежилого фонда с целью их реконструкции и капитального ремонта;
- оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории г.Иркутска и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки.
6.3. По состоянию на 01.01.2009 г. общая площадь объектов муниципального нежилого фонда г.Иркутска, переданных в аренду и в безвозмездное пользование составляет 411,8 тыс.кв.м.
Из них:
а) общая площадь объектов муниципального нежилого фонда, переданных в аренду, составляет 383,3 тыс.кв.м., в том числе: 345,7 тыс.кв.м. составляют объекты муниципальной казны г.Иркутска, 37,5 тыс.кв.м. составляют временно неиспользуемые объекты, закрепленные на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) за муниципальными предприятиями и учреждениями. |
01.01.2008 г. |
01.01.2009 г. |
Общая площадь объектов, тыс.кв.м. |
287,3 |
383,3 |
Поступление арендной платы, млн.руб. |
269,1 |
346,1 |
Количество договоров аренды |
1283 |
1412 |
В целях выработки оптимальной стратегии использования объектов муниципального нежилого фонда г.Иркутска необходим постоянный анализ данных объектов с точки зрения целесообразности их использования по таким направлениям, как:
- объекты, предназначенные для размещения структурных подразделений администрации города Иркутска, Думы города Иркутска, Избирательной комиссии города Иркутска, Контрольно-Счетной# палаты города Иркутска;
- объекты, предназначенные для размещения муниципальных учреждений;
- объекты, предназначенные для размещения муниципальных унитарных предприятий города;
- объекты, предлагаемые для приватизации в 2009 - 2015 гг.;
- объекты, необходимые для муниципальных нужд;
- объекты, предназначенные для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМиСП).
Во исполнение Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" решением Думы города Иркутска от 22.10.08. N 004-20-540916/8 утверждено "Положение об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в виде передачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда города Иркутска". Решением Думы города Иркутска от 27.11.2008 N 004-20-550942/8 утвержден "Перечень объектов муниципального нежилого фонда г.Иркутска, предназначенных для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства".
На дату утверждения перечень содержал 227 объектов недвижимости, общей площадью 64,8 тыс.кв.м., включающих объекты свободные от прав третьих лиц или используемые субъектами малого или среднего предпринимательства. Критериями включения объектов в Перечень являлись: удовлетворительное состояние объектов, размещение их в разных частях города. Объекты, включенные в данный Перечень, не подлежат приватизации.
С целью определения принципиальных подходов к решению вопросов приватизации муниципального имущества или его использования путем передачи в аренду планируется проанализировать перечень объектов муниципального нежилого фонда г.Иркутска в целях выявления объектов, использование которых дает стабильные высокие доходы в бюджет города, которые экономически невыгодно продавать, а также объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в отношении которых целесообразно принятие решений об их приватизации.
В соответствии с федеральным законом "О защите конкуренции", муниципальными правовыми актами города Иркутска, проводятся конкурсы и аукционы на право заключения договоров аренды нежилых помещений.
Основными задачами при этом являются: своевременное проведение конкурсов или аукционов с целью недопущения не использования# муниципальных площадей и получения стабильных доходов от арендной платы, соблюдение условий прозрачности проводимых процедур при решении вопросов предоставления муниципальных помещений в пользование, обеспечение равенства прав участников конкурсов и аукционов.
При проведении конкурсов на право заключения договоров аренды нежилых помещений могут предусматриваться следующие конкурсные условия:
1) реконструкция или капитальный ремонт объектов. Такие условия предполагается предусматривать в отношении объектов, не включенных в Перечень объектов муниципального нежилого фонда г.Иркутска, предназначенных для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, находящихся в неудовлетворительном состоянии, памятников истории и культуры с целью их восстановления и сохранения;
2) использование объектов под социально-значимые цели. Например, под имеющие "пошаговую доступность" к месту жительства объекты торговли продуктами, аптеки, школы раннего развития детей, объекты для работы по внешкольной занятости детей и подростков, под спортивные клубы, клубы по интересам. Такие объекты должны быть удобно расположены (по месту жительства), иметь транспортный доступ, дороги с освещением и т.п.
Одним из направлений деятельности является совершенствование Методики расчета арендной платы. Основными критериями при определении стоимости арендной платы за муниципальные нежилые помещения являются получение стабильных доходов в бюджет города, повышение их уровня, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства города, в том числе, в области инноваций и промышленного производства, создание условий для развития бытовых услуг, общественного питания, использование объектов под социальные цели: дошкольное дополнительное образование, для внешкольной занятости детей и подростков, частной медицины, психологических центров, спортивных клубов, общественных туалетов (стационарные и мобильные) и т.д.
Для этого осуществляется мониторинг рыночной стоимости арендной платы и учитывается экономическая ситуация в стране. Например, арендная плата в г.Иркутске за муниципальные помещения на 2009 год не увеличена и сохранена на уровне 2008 года. В дальнейшем после стабилизации экономической ситуации в стране планируется введение рыночной стоимости арендной платы за использование муниципальных объектов, расположенных в наиболее истребуемых частях города, например, в центре города, в местах торговли (Урицкого, и др.)
б) общая площадь объектов муниципального нежилого фонда, переданных в безвозмездное пользование составляет 66,1 тыс.кв.м.
Структура распределения площадей, переданных в безвозмездное пользование:
|
Подразделения администрации г.Иркутска и муниципальные учреждения |
Помещения для общественных организаций |
Иные соц. значимые по решению Думы г.Иркутска |
Федеральные структуры |
Областные структуры |
Площадь, тыс.кв.м. |
16,4 |
8,7 |
6,1 |
26,5 |
8,4 |
С учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях оптимизации использования объектов муниципального нежилого фонда предполагается уменьшение количества договоров безвозмездного пользования объектами муниципального нежилого фонда. С общественными объединениями города предполагается заключение договоров аренды. В расчете арендной платы применять понижающие коэффициенты, что позволит установить оптимальную арендную плату для указанной категории пользователей. Также предполагается заключение договоров аренды с органами и организациям областного и федерального подчинения, занимавших муниципальные помещения безвозмездно. Согласно ст.85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. федеральных законов от 12.10.2005 N 129-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ) такие организации вправе использовать имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации безвозмездно только со дня вступления в силу решения о передаче указанного имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации до возникновения права собственности на передаваемое имущество.
7. Приватизация муниципального имущества г.Иркутска
7.1. Политика приватизации муниципального имущества г.Иркутска основывается на следующих основных принципах:
- решение о целесообразности приватизации муниципального имущества разрабатывается Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска совместно с заинтересованными структурными подразделениями администрации города Иркутска с позиций повышения эффективности его использования;
- способ и условия приватизации каждого объекта муниципальной собственности определяются комиссией по приватизации, созданной распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г.Иркутска, в состав которой включаются представители: Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска, соответствующего отраслевого Комитета администрации г.Иркутска, соответствующего Комитета по управлению округом администрации г.Иркутска, комитета по бюджетной политике и финансам администрации города Иркутска, депутата Думы города Иркутска, приватизируемого предприятия;
- нормативная правовая база, режим и методы регулирования процессов приватизации должны соответствовать федеральному законодательству.
7.2. В сфере реализации политики приватизации муниципального имущества необходимо решение следующих основных задач:
- вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов муниципальной собственности;
- оптимизация количества пакетов акций, находящихся в муниципальной собственности г.Иркутска;
- привлечение инвестиций в объекты приватизации;
Приватизация должна рассматриваться как часть единой политики управления муниципальным имуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения отечественного рынка товарами и услугами российских товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования всего хозяйственного комплекса.
7.3. Основными направлениями политики в области приватизации должны стать:
1) в отношении муниципальных унитарных предприятий города Иркутска:
- определение их состава и оптимального количества в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- проведение приватизации неиспользуемых для муниципальных нужд зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства, а также неиспользуемого оборудования.
При принятии решений о приватизации необходимо учитывать сроки и способы приватизации, необходимость пополнения бюджета и перспективы развития приватизируемого предприятия;
2) в отношении пакетов акций, находящихся в муниципальной собственности:
- проведение приватизации пакетов акций, по которым не выплачиваются или выплачиваются незначительные дивиденды и участие в которых не представляет для города экономического интереса;
- в случае признания аукциона по продаже акций несостоявшимся - проведение продажи акций посредством публичного предложения, а затем продажи акций без объявления цены;
3) в отношении муниципальных объектов недвижимости:
- обеспечение организационных условий для приватизации объектов недвижимости вместе с земельными участками, а также возможности внесения земельных участков в уставный капитал хозяйственных обществ;
- проведение приватизации излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
- привлечение инвесторов к участию в деятельности по сохранению памятников истории и культуры, осуществление при этом контроля за сохранностью, реставрацией и реконструкцией при использовании указанных объектов.
7.4. Основными мерами, призванными обеспечить решение задач муниципальной политики в области приватизации, должны стать:
- осуществление приватизации преимущественно в тех случаях, когда поступления в бюджет города Иркутска от отчуждения объекта существенно превышают прогнозные поступления от иных механизмов его возмездного использования;
- сохранение в муниципальной собственности имущества, муниципальных унитарных предприятий и пакетов акций высокоэффективных хозяйственных обществ, при условии соответствия их требованиям Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- реализация Федерального закона РФ N 159-ФЗ от 22.07.2008 г. "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации" в соответствии с которым субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на выкуп арендуемых объектов.
8. Участие в инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений
в муниципальное имущество
8.1. Участие органов местного самоуправления города Иркутска в инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в муниципальное имущество осуществляется путем вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и иных объектов муниципальной собственности с целью реализации социально- значимых проектов в г.Иркутске, привлечения частных инвестиций в реконструкцию (завершение строительства) муниципальных объектов недвижимости, обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности города Иркутска.
Участие органов местного самоуправления города Иркутска в указанной форме инвестиционной деятельности должно основываться на принципах:
- законности;
- участия в отношениях, связанных с заключением и исполнением соглашений, в том числе концессионных, на равных началах с участниками этих отношений;
- соблюдения прав и законных интересов участников соглашений;
- добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон соглашений.
8.2. Участие органов местного самоуправления города Иркутска в инвестиционной деятельности путем вовлечения в инвестиционный процесс объектов, находящихся в муниципальной собственности г.Иркутска, может осуществляться в следующих формах:
1) Путем заключения концессионных соглашений.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения. Заключение концессионных соглашений может осуществляться в целях создания (реконструкции) и (или) эксплуатации следующих целевых (функциональных) назначений муниципального имущества:
- инженерных сооружений транспортной инфраструктуры и транспорта;
- объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии;
- объектов коммунальной инфраструктуры, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации бытовых отходов и другое имущество.
Порядок заключения концессионных соглашений по объектам муниципальной собственности г.Иркутска утвержден Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г.Иркутска решение городской Думы города Иркутска от 21.06.2000 N 524-50гД(2).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Текст "решение городской Думы города Иркутска от 21.06.2000 N 524-50гД(2)" следует читать как "(решение городской Думы города Иркутска от 21.06.2000 N 524-50гД(2)"
2) Путем заключения инвестиционных договоров на реконструкцию (завершение строительства) муниципальных объектов недвижимости.
По инвестиционному договору, заключенному между Администрацией г.Иркутска и юридическим или физическим лицом (инвестором), предусматривается проведение реконструкции (завершения строительства) муниципального объекта недвижимости за счет средств инвестора с возникновением права общей долевой собственности муниципального образования г.Иркутск и инвестора на объект инвестирования после завершения работ, предусмотренных данным договором, в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г.Иркутска.
Заключение инвестиционных договоров на реконструкцию (завершение строительства) целесообразно осуществлять в отношении административных объектов, объектов культуры и спорта и иных объектов социально-культурного и социально-бытового назначения.
Порядок заключения инвестиционных договоров установлен Положением об инвестициях в муниципальные объекты недвижимости г.Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 27.06.2008 N 004-20-510826/8.
В 2009 году планируется провести конкурс на право заключения инвестиционных договоров на реконструкцию 3 муниципальных объектов (кинотеатр "Орион", кинотеатр "Россия", памятник "Курбатовские бани" по ул. Гаврилова, 2).
9. Разграничение имущества на федеральную, государственную областную
и муниципальную собственность
9.1. Целями и условиями разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности г.Иркутска, являются:
- материальное обеспечение исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, возложенных на органы местного самоуправления;
- разграничение полномочий по решению вопросов местного значения, установленных федеральным законодательством РФ;
- соответствие целевого назначения имущества перечню вопросов местного значения городского округа.
Разграничение имущества между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской федерации и органами местного самоуправления должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с положениями данного закона:
- органы местного самоуправления обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
- федеральные органы государственной власти, осуществляющие полномочия собственника имущества, и уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия собственника имущества, обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность федерального и областного имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения.
Порядок передачи имущества установлен положениями п.11 ст.154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты РФ...".
9.2. За 2006 - 2008 годы во исполнение положений вышеуказанных законов органами местного самоуправления города Иркутска осуществлена передача:
а) в государственную собственность Иркутской области:
- 29 муниципальных учреждений образования и здравоохранения, включая находящееся на их балансе имущество и объекты недвижимости;
- нежилого помещения по ул. Карла Маркса, 37 для размещения областных структур социальной защиты;
- объекта незавершенного строительством "Ледовый дворец";
- здания по ул. Богдана Хмельницкого, 3-е для размещения музея Вампилова.
б) в федеральную собственность:
- здания по ул. Дальневосточная, 67 для размещения Института ортопедии РАМН.
в) в муниципальную собственность из государственной собственности Иркутской области:
- нежилого помещения по ул. Рабочего Штаба, 30 для размещения МОК "Централизованная библиотечная система".
По состоянию на 01.04.2009 года:
а) количество федеральных и областных объектов недвижимости, занимаемых муниципальными структурами, составляет:
- 13 федеральных объектов недвижимости, общей площадью 30,4 тыс.кв.м.;
- 2 областных объекта недвижимости, общей площадью 2,7 тыс.кв.м.
б) количество муниципальных объектов недвижимости, занимаемых структурами федерального и областного подчинения, составляет:
- 40 объектов недвижимости, общей площадью 33,2 тыс.кв.м., переданных во временное владение (пользование) структурам федерального подчинения;
- 20 объектов недвижимости, общей площадью 10,5 тыс.кв.м., переданных во временное владение (пользование) структурам областного подчинения. В связи с этим необходимо продолжить работу по дальнейшему разграничению имущества между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
10. Реклама
Основными задачами в сфере наружной рекламы являются:
1. Формирование целостного архитектурно-художественного облика города Иркутска, соответствующего облику областного центра, в части органичного "включения" наружной отдельно стоящей рекламы в историческую, промышленную и жилую застройку города.
2. Увеличение и обеспечение на стабильной основе поступлений в бюджет города средств от размещения наружной рекламы на территории г.Иркутска, от размещения рекламы на муниципальном пассажирском транспорте г.Иркутска, путем эффективного использования мест под установку и эксплуатацию рекламных объектов.
3. Совершенствование муниципальных правовых актов города Иркутска, регулирующих размещение наружной рекламы на территории г.Иркутска и рекламы на муниципальном общественном пассажирском транспорте г.Иркутска;
4. Выполнение норм и требований законодательства и муниципальных правовых актов г.Иркутска в области рекламы.
5. Осуществление контроля за размещением рекламных конструкций на территории города Иркутска, рекламы на муниципальном пассажирском транспорте г.Иркутска.
На момент утверждения настоящей Концепции во исполнение указанных задач:
- разработаны и утверждены решением Думы города Иркутска N 004-20-270387/6 от 11.07.2006 г. "Правила распространения наружной рекламы на территории г.Иркутска";
- одобрена постановлением мэра г.Иркутска N 031-06-1400/8 от 27.06.2008 г. Концепция размещения отдельно стоящих рекламных конструкций на территории г.Иркутска, а также утвержден Перечень рекомендуемых мест размещения отдельно стоящих рекламных конструкций на территории г.Иркутска;
- подготовлена конкурсная документация по проведению торгов по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных установок с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности г.Иркутска;
- постановлением мэра г.Иркутска N 031-06-2555/7 от 13.12.2007 г. утвержден Порядок определения размера платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Иркутска;
- направлены в Законодательное Собрание Иркутской области законодательные предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Основными направлениями на 2009 - 2015 гг. в отрасли наружной рекламы являются:
работа в соответствии с утвержденной Концепцией размещения рекламных конструкций на территории города Иркутска, в части сокращения отдельно стоящих рекламных конструкций на центральных улицах города и перенос большеформатных рекламных конструкций с центральной части города в места с неразвитой рекламной сетью, установление приоритетными - современные типы рекламных конструкций (высокотехнологичные РК), что позволит улучшить архитектурно-художественный облик г.Иркутска. В 2009 году планируется проведение указанной работы по следующим районам: м/н Солнечный; ул.ул. Сурнова, Байкальская, Советская, Ленина, К.Маркса и другие улицы, относящиеся к историческому центру города (Кировский, Куйбышевский и Октябрьский районы г.Иркутска); Свердловский район г.Иркутска; Ленинский район г.Иркутска;
работа по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций на территории г.Иркутска и устранению неудовлетворительного санитарно- технического состояния рекламных конструкций;
работа по подготовке города к праздничным и иным общественно-значимым мероприятиям в части организации изготовления и размещения на существующих рекламных конструкциях социальной рекламы;
подготовка города Иркутска к празднованию 350-летия г.Иркутска в части праздничного оформления города, размещения социальной рекламы, поздравительных плакатов, щитов с картой-планом города;
подготовка и проведение торгов по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных установок с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности г.Иркутска.
11. Развитие земельных отношений в городе Иркутске
Основной задачей развития земельных отношений в городе Иркутске является определение целей и приоритетов развития земельных отношений, а также стратегии органов местного самоуправления города Иркутска по созданию благоприятных условий, обеспечивающих эффективное управление и развитие земельных отношений, во взаимодействии с иными уполномоченными органами власти на основе принципов земельного законодательства при соблюдении требований рационального и платного пользования земельными ресурсами, повышение доходов от их использования, а также сохранение их ресурсного, рекреационного и экологического потенциала.
11.1. Состав и структура земельных ресурсов города Иркутска
В связи с изменением границ муниципального образования город Иркутск согласно Закона# Иркутской области от 16.12.2004 N 88-оз "О статусе и границах муниципального образования "Город Иркутск" Иркутской области" общая площадь города Иркутска составляет 27998 га.
Земельные ресурсы города Иркутска представлены следующими территориальными зонами:
N п/п |
Вид использования земель |
площадь, га |
% |
1. |
Земли жилой застройки, из них |
2216 |
8,1 |
1.1. |
Многоэтажной |
1042 |
3,8 |
1.2. |
Индивидуальной |
978 |
3,6 |
2. |
Земли общественно-деловой застройки |
1925 |
7,1 |
3. |
Земли промышленности |
1420 |
5,2 |
4. |
Земли общего пользования |
4375 |
16,1 |
5. |
Земли транспорта, связи инженерных коммуникаций, из них |
1771 |
6,5 |
5.1. |
Железнодорожного транспорта |
728 |
2,7 |
5.2. |
Автомобильного транспорта |
48 |
0,2 |
5.3. |
Водного транспорта |
9 |
- |
5.4. |
Воздушного транспорта |
754 |
2,8 |
5.5. |
Иного транспорта |
232 |
0,9 |
6. |
Земли сельскохозяйственного использования, из них занятые: |
2175 |
8,0 |
6.1. |
Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами |
14 |
0,1 |
6.2. |
Предприятиями, занимающимися сельскохозяйственным производством |
489 |
1,8 |
6.3. |
Садоводческими объединениями и индивидуальными садами |
837 |
3,1 |
6.4. |
Огородническими объединениями и индивидуальными огородниками |
392 |
1,1 |
6.5. |
Для других целей |
443 |
1,6 |
7. |
Земли особо охраняемых территорий и объектов, из них: |
2314 |
8,5 |
7.1. |
Земли особо охраняемых природных территорий, в том числе: |
92 |
0,3 |
7.1.1 |
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов |
76 |
0,3 |
7.2 |
Земли рекреационного значения, в том числе: |
2222 |
8,2 |
7.2.1. |
Городские леса |
2222 |
8,2 |
8. |
Земли лесного фонда |
4775 |
17,5 |
9. |
Земли водного фонда |
2740 |
10,1 |
10. |
Прочие земли |
3495 |
12,9 |
Итого земель в пределах городской черты |
27206 |
100 |
11.2. Цели развития земельных отношений
Основными целями развития земельных отношений в городе Иркутске являются:
- охрана земли как основной составляющей окружающей среды;
- обеспечение эффективного использования земель, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска;
- создание условий для реализации муниципальным образованием город Иркутск полномочий собственника земельных участков;
- обеспечение единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости - как единого объекта налогообложения;
- стимулирование привлечения инвестиций в развитие рынка недвижимости;
- разграничение государственной собственности на землю, в том числе в качестве первоочередной задачи - отнесение к муниципальной собственности г.Иркутска земельных участков, необходимых для реализации органами местного самоуправления задач и функций, установленных законодательством Российской Федерации и Иркутской области;
- повышение неналоговых доходов бюджета города от земельных платежей;
- координация деятельности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, участвующих в предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам в рамках системы "Единое окно".
11.3. Доходы от использования земельных участков
Поступления от земельных платежей (земельного налога, арендной платы за землю и поступлений от продажи земельных участков) в 2008 г. увеличились на 10 % по сравнению с 2007 г. и составили в бюджет города 1544 млн.руб. Прогнозные показатели на 2 года позволяют сделать вывод о том, что поступления от земельных платежей к 2011 г. составят в г.Иркутске не менее 2 млрд.руб.
За последние годы наблюдается систематический рост арендной платы за земельные участки: в частности последние два года рост составляет более 30 % (и составит к 2010 г. - 869 млн.руб.).
"Сводная диаграмма по поступлениям земельных платежей в г.Иркутске, млн.руб."
В целях пополнения доходной части бюджета г.Иркутска в 2009 году Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска будут проведены торги:
- по продаже права на заключение договора аренды земельного участка по ул. Байкальской, кадастровый N 38:36:000034:1398, площадью 7743 кв.м., под строительство объектов административного и торгового назначения, начальный размер арендной платы составляет 52 711 тыс.руб. (в т.ч. 17 570 тыс.руб. - годовой размер арендной платы);
- по продаже права на заключение договоров аренды по 89 земельным участкам для размещения остановочных комплексов "нового образца";
- по продаже 7 земельных участков в собственность для целей, не связанных со строительством (на которые зарегистрировано право муниципальной собственности г.Иркутска).
Постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области, которые применяются, как для целей налогообложения, так и для определения арендной платы за земельные участки с 01.01.2009 года. Поэтому поступления от земельного налога в бюджет города в 2009 г. должны составить не менее 800 млн.руб.
Администрация города Иркутска продолжает взаимодействовать с Управлением федеральной налоговой службы по Иркутской области по работе с задолжниками по земельному налогу:
- 02.04.2009 г. заключено Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене администрации г.Иркутска и Управления федеральной налоговой службы по Иркутской области;
- проведено совещание с Управлением федеральной налоговой службы по Иркутской области о взаимодействии по взысканию земельного налога, на котором обсуждались вопросы организации проведения комиссий по взысканию земельного налога, а также принципы подготовки и передачи информации о должниках;
- проведены в марте 2009 года 4 заседания рабочей группы (совместно с Инспекциями ФНС по округам) по истребованию задолженности по земельному налогу на общую сумму 5,6 млн.руб.
Установление федеральным законодательством льготных условий для выкупа земельных участков, на которых были приватизированы объекты из государственной и муниципальной собственности, не позволяет существенным образом увеличить поступления от продажи земельных участков до 2010 г., так поступления от приватизации земельных участков снизились в 2008 г. на 10 % (соответственно, в 2008 г. - 126 млн.руб., в 2007 г. - 141 млн.руб. в местный бюджет).
11.4. Предоставление земельных участков юридическим и физическим лицам
В соответствии с решением Думы города Иркутска от 28.06.2007 N 004-20-390585/7 "Об утверждении порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г.Иркутска" комитетом подготовлено и согласовано 1718 проектов постановлений мэра г.Иркутска, 2050 проектов распоряжений заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска.
В связи с делегированием постановлением мэра г.Иркутска от 24.07.2007 N 031-06-1365/7 "О регулировании некоторых вопросов в сфере управления земельными ресурсами на территории города Иркутска" комитету по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска полномочий по изменению вида разрешенного использования земельных участков обеспечена подготовка и согласование 138 проектов распоряжений заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска.
По сравнению с 2007 годом за отчетный период увеличился объем подготовленных документов на 1048 единиц (39 %).
Вместе с тем, обеспечено согласование 253 проектов постановлений мэра г.Иркутска "О предоставлении в аренду земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов", а также проектов постановлений мэра г.Иркутска "О предварительном согласовании места размещения объектов", что по сравнению с показателями 2007 года меньше на 54 единицы (18 %).
Уменьшение данных показателей связано с вступлением в силу Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области". В соответствии с данным законом распоряжение земельными участками для строительства, заявления о предоставлении которых поступили в администрацию г.Иркутска после 01.01.2007 г., осуществляет Правительство Иркутской области.
С целью обеспечения защиты прав и законных интересов муниципального образования город Иркутск в области землеустройства в случаях, когда в процессе землеустройства были затронуты права органов местного самоуправления города Иркутска в 2008 году проведены выездные проверки на земельные участки. Всего в течение года проведено 802 таких проверки, что на 380 проверок превышает показатели 2007 года. Рассмотрено 1575 обращений юридических и физических лиц, депутатов, что соответствует данному показателю за 2007 год.
Сравнительный анализ показателей оформления прав на земельные участки за 2008 год представлен в следующей таблице:
N п/п |
Наименование документа, вида работ |
Количество за 2007 г. |
Количество за 2008 г. |
Отношение 2008/2007 гг. |
1 |
Постановления о предоставлении земельных участков, в том числе: |
1204 |
1718 |
1,4 |
в аренду |
20 |
11 |
- |
|
в собственность |
1079 |
1248 |
1,2 |
|
в собственность в садоводческих некоммерческих товариществах |
56 |
420 |
7,5 |
|
прочие |
49 |
39 |
- |
|
2 |
Распоряжения, в том числе: |
1516 |
2050 |
1,4 |
об утверждении проектов границ земельных участков |
1431 |
1863 |
1,3 |
|
об изменении вида разрешенного использования земельного участка |
49 |
138 |
2,8 |
|
прочие |
36 |
49 |
1,4 |
|
3 |
Согласование проектов постановлений мэра (предварительное согласование места размещения объектов, о предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство) |
307 |
253 |
0,82 |
4 |
Количество выездов на земельные участки |
422 |
802 |
1,9 |
5 |
Рассмотрено писем, обращений |
1560 |
1575 |
- |
В связи с внедрением системы работы по принципу "Одно окно" в 2009 году отмечается рост объема документооборота при оформлении прав на земельные участки. Прием документов осуществляется ежедневно в течение рабочего дня. Данная система внедрена с использованием соответствующего информационного обеспечения: выдача расписки о принятии документов, осуществление системы координат земельного участка и строений и ведения электронной системы контроля сроков прохождения документов.
В целях оптимизации работы системы "Одно окно" в здании по адресу: г.Иркутск, ул.Поленова, 1 размещены специалисты Управления Роснедвижимости по Иркутской области, осуществляющие прием документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков и выдачу сведений из государственного земельного кадастра, а также специалисты МУП БТИ г.Иркутска, осуществляющие прием документов на проведение технической инвентаризации объектов недвижимости и землеустроительных работ. Указанные мероприятия направлены на оказание комплексной услуги населению и сокращение сроков по оформлению документов на земельные участки.
Как ранее было отмечено, установление федеральным законодательством льготных условий для выкупа земельных участков, на которых были приватизированы объекты из государственной и муниципальной собственности, не позволят существенным образом увеличить поступления от продажи земельных участков до 2010 г., поэтому основной задачей при оформлении земельных участков становится увеличение количества предоставленных земельных участков, в том числе на праве собственности (как в количественных, так и в площадных характеристиках). Рост количества оформленных комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска земельных участков должен составлять не менее 20 % в год и составить к 2010 г. не менее 2500 земельных участков в год (предоставленных в собственность под существующими объектами недвижимости).
Очень важной задачей является завершение к 1 июля 2012 г. процесса переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретение земельных участков в собственность.
На момент утверждения настоящей Концепции по данным статистической отчетности Территориального отдела по г.Иркутску Федерального агентства кадастра o6ъектов недвижимости на территории г.Иркутска насчитывается 82 садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Земельные участки закреплены за садоводческими объединениями граждан на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также на праве аренды. Принимая во внимание, что площадь земельных участков, занятых садоводческими объединениями граждан на территории г.Иркутска значительна (составляет 869 га), вопрос о приватизации земельных участков в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан становится особенно актуальным.
Учитывая возросшее количество обращений граждан по вопросам оформления земельных участков в садоводствах, садоводческих некоммерческих объединениях, можно сделать вывод, что большинство из 82 садоводств будет оформлено к 2015 году.
Одной из важнейших задач, включаемой в ежегодные Планы по землеустройству и землепользованию в г.Иркутске, является постановка земельных участков под многоквартирными домами на кадастровый учет.
Формирование земельных участков под многоквартирными домами позволит обеспечить реализацию прав собственников помещений в многоквартирных домах, исполнение требований действующего жилищного и гражданского законодательства РФ.
После подготовки проектов межевания территорий под многоквартирными домами на территории г.Иркутска увеличение доходов бюджета города Иркутска за счет земельного налога ожидается более чем на 50 млн.руб.
К 2015 году большая часть земельных участков под многоквартирными домами будет поставлена на кадастровый учет (сдерживающим фактором является отсутствие проектов детальной планировки округов).
11.5. Совершенствование земельного контроля на территории г.Иркутска
В соответствии с решением городской Думы г.Иркутска от 30.01.2004 N 466-38гД(3) "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории г.Иркутска" комитетом по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г.Иркутска осуществляется координация действий по контролю за использованием земельных участков в городской черте, в том числе:
- проведение плановых и внеплановых проверок земельных участков на территории г.Иркутска (в 2008 г. - 1030 проверок);
- направление материалов в органы, уполномоченные привлекать к административной ответственности (за 2008 г. - 184);
- выявление и снос самовольно построенных объектов, в том числе без правоустанавливающих документов на земельные участки;
- взыскание платежей за фактическое пользование земельных участков (за 2008 г. - 104 млн.руб.);
- формирование электронной карты города Иркутска.
11.6. Основные направления политики администрации г.Иркутска в области земельных отношений
Основными направлениями дальнейшей работы администрации г.Иркутска в области земельных отношений являются:
1) сокращение сроков оформления земельных участков;
2) проведение информационной политики среди населения г.Иркутска о правах и обязанностях участников рынка земли;
3) повышение роста земельных платежей: арендной платы за земельные участки, земельного налога, поступлений от продажи земельных участков;
4) развитие подсистемы муниципальной геоинформационной системы (МГИС) по учету недвижимости;
5) активизация процесса обеспечения правоустанавливающими документами на землю юридических и физических лиц;
6) разработка проектов межеваний территорий по всему городу до 2011 года для получения налогооблагаемой базы по земельному налогу с собственников помещений в многоквартирных жилых домах;
7) усиление роли муниципального земельного контроля в области использования земельных участков.
Реализация данных направлений позволит провести целый ряд комплексных мероприятий в сфере регулирования земельных отношений. В то же время, если эти мероприятия будут проведены эффективно и при полноценном финансировании, реализация Концепции позволит обеспечить:
- формирование муниципальной собственности г.Иркутска на земельные участки;
- увеличение оборота земельных участков;
- оценку экономического потенциала земельных ресурсов в г.Иркутске;
- эффективный экономический механизм пользования земельными участками в г.Иркутске;
- эффективное взаимодействие между органами государственной власти Иркутской области и органами местного самоуправления г.Иркутска в сфере регулирования земельных отношений, а также соблюдение прав и законных интересов Российской Федерации, Иркутской области и г.Иркутска, юридических и физических лиц;
- увеличение поступлений налоговых и неналоговых платежей от использования земельных участков на территории г.Иркутска в бюджеты всех уровней;
- совершенствование правовых основ регулирования земельных отношений.
12. Заключительные положения
Предлагаемая Концепция разработана в связи с необходимостью приведения состава муниципального имущества г.Иркутска с требованиями законодательства РФ, активизации работы органов местного самоуправления города Иркутска в направлении эффективного управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, включая увеличение поступлений доходов в бюджет города Иркутска.
В Концепции сформулированы основные направления и задачи, которые должны применяться при подготовке конкретных целевых программ, планов мероприятий, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления г.Иркутска на период до 31 декабря 2015 года..
Зам. мэра, председатель комитета |
А.В.Танкичева |
Начальник отдела управления |
О.В.Тарасова |
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэра города Иркутска от 23 июня 2009 г. N 031-06-2149/9 "Об утверждении Концепции и основных мероприятий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.