Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция
научного обеспечения развития агропромышленного комплекса
Российской Федерации на период до 2010 г.
1. Введение
В концепции изложены принципы и основные направления развития системы научного обеспечения агропромышленного производства Российской Федерации на период до 2010 г. Целью концепции является анализ состояния и определение основных направлений укрепления научно-методической базы, формирование принципов и механизмов системы научного обеспечения развития агропромышленного производства Российской Федерации в условиях перехода страны к социально ориентированной рыночной экономике.
При подготовке концепции учтены положения Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями), Указов Президента Российской Федерации от 13.06.96 г. N 884 "О доктрине развития российской науки" (с изменениями и дополнениями), от 30.01.92 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" (с изменениями и дополнениями), утвержденных Правительственной комиссией по научно-технической политике от 21.07.96 N 2727П-П8 "Приоритетных направлений развития науки и техники", Федерального закона от 14.07.97 N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" и "Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг.", одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 27.06.00 (протокол N 25), Основных направлений государственной научно-технической политики Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды (Минпромнауки России, 2000 г.), Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу, одобренных решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20.03.02.
2. Современное агропромышленное производство и роль науки в его развитии
Современное состояние агропромышленного комплекса характеризуется продолжением кризисных процессов, происходящих в аграрном секторе страны с начала девяностых годов. В годы реформ оставалась неблагоприятной макроэкономическая ситуация, происходило ухудшение межотраслевых экономических отношений, крайне медленно и локально развивались процессы интеграции и кооперации, происходило устойчивое сокращение и качественное ухудшение основных фондов сельского хозяйства, снижение плодородия почв, генетического потенциала, сокращение посевных площадей, поголовья продуктивных животных. Сельское хозяйство не имело приоритета в бюджетной сфере. Законодательные акты без достаточного финансового обеспечения отрасли, реальных механизмов исполнения и политической воли не срабатывали.
Удельный вес сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте страны сократился за десятилетие в 2,4 раза, на 37% произошло снижение валовой продукции сельского хозяйства. Противоречивость происшедших за 90-е годы преобразований состояли в провозглашении многоукладности в аграрном секторе, что определялось объективной необходимостью, но при практически полном устранении государства от регулирования экономических отношений; в переходе к рыночным принципам производства продукции, что предоставило сельским товаропроизводителям свободу выбора каналов и условий ее реализации и в то же время лишило их гарантий сбыта и защиты от импорта, привело к вытеснению отечественной продукции с внутреннего рынка; во введении свободного рынка материально-технических ресурсов.
Однако ориентация государства на мировые цены на энергоносители и другие средства производства, отказ от эффективного регулирования рынка и монополизм производителей ресурсов вызвали малоуправляемый рост внутренних цен на них, многократный диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), резкое падение покупательной способности сельских товаропроизводителей. Это послужило одной из главных причин разрушения производственного потенциала сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг, работающих на АПК.
В агропромышленном комплексе России в настоящее время занято около 30% всех работающих в сфере материального производства, сосредоточено более четверти основных фондов страны. В ходе реформ в АПК происходят глубокие социально-экономические изменения. Осуществлена земельная реформа, сформирован многоукладный сектор экономики с различными формами собственности и хозяйствования. Укрепляется рыночная инфраструктура, вырабатываются новые методы организации производства и управления.
Однако реформирование аграрного сектора не сопровождается повышением эффективности производства. В связи с резким снижением производства собственных продуктов российский рынок заполняется импортными товарами. За годы реформ значительно снизились производственный потенциал и его материально-техническая база. Сведены к минимуму работы по сохранению и повышению плодородия почв, мелиорации земель, социальному развитию и обустройству сельских поселений и территорий. Капитальные вложения в агропромышленный комплекс резко сокращены, что ведет к его разрушению и усилению социальной напряженности в сельской местности.
Кризисная ситуация в аграрном секторе в значительной степени обусловила низкую востребованность научно-технических достижений в производстве, снизила влияние научно-технического прогресса на его развитие. Бюджетное финансирование научных учреждений на крайне низком уровне привело к резкому сокращению численности научных работников, ослаблению материально-технической базы НИУ, опытных хозяйств, свертыванию исследований по целому ряду важнейших научных направлений в АПК. Тяжелым финансовым бременем лежат затраты на коммунальное хозяйство и социальные объекты. Крайне отрицательно сказывается низкий уровень государственного регулирования в сельском хозяйстве, характерного для всех государств с рыночной экономикой, а также ослабление роли Минсельхоза России в регламентации и координации работ в области карантина, семеноводства, сортоиспытания.
В условиях острой кризисной ситуации, сложившейся в агропромышленном комплексе, и перехода к рыночной экономике исключительно большое значение имеет разработка мер, реализация которых позволит вначале стабилизировать, а затем обеспечить развитие этой жизненно важной для общества сферы производства. Правительством Российской Федерации 27 июля 2000 г. одобрены "Основные направления агропродовольственной политики на 2001-2010 гг." с целью вывода аграрной экономики из кризисного состояния, увеличения выпуска сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышения экономической эффективности агропромышленного производства, социального обновления сельских поселений. Решение этих сложных задач должно осуществляться на основе широкого привлечения научного потенциала, созданного в аграрной сфере, использования новейших достижений науки в производстве.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что наука, наукоемкие технологии, активная инновационная деятельность являются исходной движущей силой всей хозяйственной жизни, и преимущественный прирост сельскохозяйственного производства обеспечивается за счет реализации научно-технических достижений. Специфика и объективные трудности в научном обеспечении АПК России связаны с необычайным разнообразием и сложностью сельской демографической ситуации в стране, почвенно-климатических условий в основных земледельческих зонах, а также значительными деформациями в размещении производительных сил, сельскохозяйственных культур, необоснованной распашкой сенокосов и пастбищ, резким сокращением государственной поддержки АПК.
Научное обеспечение стабилизации и развития АПК в рыночных условиях - это выработка и реализация приоритетных направлений исследований и повышение роли науки, сохранение и развитие научно-технического потенциала страны, переориентация агропромышленного производства на инновационный, наукоемкий путь. Роль науки в сложившихся кризисных условиях заключается в выявлении и выработке мер по устранению негативных тенденций в функционировании отрасли, выработке государственной стратегии развития агропромышленного комплекса и мер по активизации аграрной политики государства, получении результатов научных исследований в соответствии с потребностями производства, инновационной деятельности на основе научно-технических достижений. Наука является важнейшим ресурсом национальной и продовольственной безопасности, фактором влияния на технологический уровень развития агропромышленного производства.
3. Состояние потенциала аграрной науки
Научное обеспечение агропромышленного производства Российской Федерации осуществляют свыше 300 научно-исследовательских учреждений Россельхозакадемии, Минсельхоза России, других министерств и ведомств, а также 13 научно-исследовательских институтов, один научно-производственный центр и 62 научно-исследовательские части высших учебных заведений. В научных учреждениях Россельхозакадемии и Минсельхоза России около 20 тыс. научных работников, в том числе свыше 8 тыс. докторов и кандидатов наук. В вузах занято более 20 тыс. научно-педагогических работников, из них свыше 11 тыс. докторов и кандидатов наук, более 1,8 тыс. штатных сотрудников, работающих непосредственно в научно-исследовательских учреждениях и других научных формированиях вузов. Наиболее квалифицированное ядро аграрной науки составляют действительные члены (академики) и члены-корреспонденты Россельхозакадемии.
Для производственной проверки эффективности научных разработок, выращивания семян сельскохозяйственных культур высших репродукций, высококлассных племенных животных и птицы различных пород, создания и выпуска промышленной продукции в системе Россельхозакадемии действуют 398 опытно-производственных хозяйств, производственных подразделений и 61 экспериментально-промышленное предприятие. В этих же целях и для обучения студентов прогрессивным методам ведения сельского хозяйства в высших учебных заведениях Минсельхоза России имеется 62 учебных хозяйства.
За 1997 - 2001 гг. научными учреждениями Россельхозакадемии, учеными сельскохозяйственных вузов по заказам Минсельхоза России на контрактно-договорной основе создано и передано для освоения в производстве 1392 новых сорта и гибрида различных сельскохозяйственных культур; 71 порода, тип и линия животных, кроссов птицы; 325 видов вакцин, сывороток, лечебных препаратов; 975 наименований машин, приборов, различного оборудования; 2180 технологий, отраслевых стандартов, регламентов и технических условий.
В порядке законодательной инициативы подготовлены и представлены в Госдуму, Совет Федерации и Правительство России 14 проектов законов Российской Федерации, а также другие нормативные и методические материалы. В ходе реализации Федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 гг." достигнуты определенные успехи в интеграции академической, отраслевой, вузовской науки и агропромышленного производства.
Наряду с этим, оценивая состояние аграрной науки в целом, следует отметить имеющиеся существенные недостатки. Определенное отставание от требований эффективного развития АПК допущено в исследованиях в области экономики и земельных отношений по проблемам формирования и развития социально-ориентированных рыночных отношений в АПК России, разработке механизма паритетных экономических отношений сельского хозяйства с другими отраслями экономики, эквивалентных межотраслевых связей, бюджетно-налогового регулирования рынка, формирования финансово-кредитного рынка, социального развития и комплексного обустройства сельских поселений и территорий.
В исследованиях по земледелию не обеспечивается комплексность с мелиорацией, агролесомелиорацией и другими смежными науками, недостаточно решаются научные проблемы борьбы с деградацией почв и повышения их плодородия, совершенствования технологий обработки почвы и возделывания сельскохозяйственных культур, разработки систем земледелия нового поколения с учетом многоукладности производства и местных почвенно-климатических условий (агроландшафтов). В области научного обеспечения земледелия слабым звеном по-прежнему является отсутствие необходимой интеграции достижений смежных аграрных наук при создании современных агротехнологий, проектов землеустройства на ландшафтной основе, не создана система подтверждения соответствия (сертификация, декларация) инновационных разработок современным требованиям сельскохозяйственного производства; снижается уровень теоретических разработок ввиду слабой материальной и аналитической базы НИУ; необходимо формирование работ в области создания единой базовой методики моделирования адаптивно-ландшафтных систем земледелия, методик природно-хозяйственного районирования, инвентаризации сельхозугодий и организации агроландшафтов, решение проблемы деградации почв и почвенного покрова России на основе проведения комплексных мероприятий.
Необходимым условием эффективной инновационной деятельности в области мелиорации, водного и лесного хозяйства является обеспечение четкой координации работ по формированию государственной агротехнологической политики, законодательной базы, концепций освоения достижений научно-технического прогресса на основе экспериментальной базы Россельхозакадемии и научно-исследовательских организаций Минсельхоза России. Необходимо поднять уровень деятельности опытно-производственных хозяйств, сделать их базовыми по реализации законченных разработок, прежде всего по совершенствованию эффективных технологий строительства, реконструкции и эксплуатации мелиоративных систем.
В растениеводстве не преодолено отставание в селекции сельскохозяйственных культур на комплексную устойчивость новых сортов и гибридов к болезням, вредителям, сорнякам и стрессовым факторам среды, отстают исследования по иммунитету растений. Разрабатываемые технологии возделывания растений не в полной мере адаптированы к местным природным условиям и требованиям производства. Биотехнологические исследования длительное время не доходят до решения практических задач.
В растениеводстве имеется отставание в решении проблем энергетических ресурсов, сокращения биоразнообразия, нарушения экологического равновесия в агроэкосистемах, высокой зависимости межгодовой вариабельности величины качества урожая от капризов природы. Высокая потенциальная урожайность при генетической однородности и экологической уязвимости требует активно решать проблемы эффективного использования имеющихся природных ресурсов каждого конкретного региона, в том числе разработки фундаментальных направлений интродукции мировых генетических ресурсов сельскохозяйственных, лекарственных, технических и ароматических растений; создания современных методов длительного хранения генетических ресурсов в живом виде и новых технологий селекционного процесса; разработки системы молекулярных маркеров для сортовой идентификации, подготовки новых технологий управления продукционным и средообразующим потенциалом агроэкосистем и агроландшафтов.
В области защиты растений допущено отставание по мониторингу особо опасных болезней и вредителей, оптимизации фитосанитарного состояния агроэкосистем.
В зоотехнии и ветеринарной медицине требуется усиление исследований по сохранению имеющихся генетических ресурсов, созданию ценных, высокопродуктивных и устойчивых к болезням новых пород, типов, линий животных и кроссов птицы на основе современных методов генной инженерии и биотехнологии, разработке ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий производства животноводческой продукции, получению новых высокоэффективных вакцин и препаратов.
В области механизации, электрификации и автоматизации агропромышленного производства недостаточно внимания уделяется исследованиям по созданию высокопроизводительной техники нового поколения с использованием микропроцессорных устройств, электроники, а также зональных систем машин и технологий, адаптированных к конкретным природно-экономическим условиям и формам хозяйствования.
В сфере хранения и переработки сельскохозяйственной продукции предстоит усилить фундаментальные и приоритетные прикладные исследования по созданию конкурентоспособных продуктов питания повышенного качества, особенно лечебно-профилактического назначения, высокой степени кулинарной готовности, длительного хранения и в удобной для потребителя упаковке.
Указанные и другие недостатки в осуществлении приоритетных исследований свидетельствуют о неполном использовании имеющегося мощного потенциала аграрной науки, что отрицательно сказывается на ходе аграрной реформы и развитии агропромышленного производства Российской Федерации. Одновременно многие высокоэффективные научные разработки, выполненные и рекомендованные научными учреждениями производству, не вовлечены в хозяйственный оборот, не находят широкого использования в практике. Основными причинами этого являются:
финансовая и организационно-экономическая слабость современных товаропроизводителей (акционерных обществ, крестьянских хозяйств и др.), невостребованность ими научных разработок;
несоответствие сложившейся системы научного обеспечения новым рыночным условиям и многоукладности сельского хозяйства;
отсутствие отлаженного механизма реализации научных разработок в производстве;
неразвитость информационно-сервисной сферы в районах, хозяйствах и на предприятиях.
В связи с этим назрела необходимость совершенствования системы научного обеспечения АПК, особенно на уровне районов и предприятий (хозяйств), принятия экстренных мер по улучшению финансирования исследований. Должен быть задействован весь потенциал аграрной науки независимо от ведомственной принадлежности и обеспечены условия его эффективной работы.
4. Основные направления совершенствования научного обеспечения
агропромышленного производства
4.1. Управление системой научных учреждений и координация работ
Ключевым элементом реформирования системы управления сферой науки, согласно п. 7 раздела II "Доктрины развития российской науки", одобренной Указом Президента Российской Федерации от 13.06.96 N 884, является совершенствование механизмов финансирования и организации научных исследований. Современная сеть научных учреждений АПК Российской Федерации формировалась, начиная с 1992 г., из бывших союзных и республиканских отраслевых и комплексных региональных институтов и опытных станций, большинство из которых в настоящее время находится в системе Россельхозакадемии. Часть научных учреждений находится в ведении Минсельхоза России, других министерств и ведомств. Функции научно-исследовательских учреждений распределены в зависимости от их специализации, направления работы и зоны деятельности.
Научные учреждения федерального уровня призваны осуществлять разработку фундаментальных и приоритетных прикладных проблем, имеющих важнейшее значение для развития АПК, страны в целом и его отраслей. К выполнению этих исследований могут привлекаться ученые научных учреждений Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, других академий, министерств и ведомств. Результаты фундаментальных исследований - научная основа для всего спектра прикладных исследований и разработок. Важнейшими направлениями работы отраслевой и вузовской науки являются развитие инновационной деятельности, вовлечение результатов фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в хозяйственный оборот, активизация информационно-консультационных служб в АПК. Научно-исследовательские учреждения регионального уровня Россельхозакадемии и Минсельхоза России осуществляют разработку наиболее значимых проблем АПК соответствующих регионов с привлечением научных учреждений других ведомств, расположенных на этих территориях.
Областные, краевые и республиканские научные учреждения по заказам субъектов Российской Федерации выполняют прикладные исследования по разработке проектов реформирования хозяйств и создания базовых объектов, эффективно работающих в рыночных условиях, систем ведения агропромышленного производства (земледелие, растениеводство, кормопроизводство, животноводство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции), селекции и семеноводству, племенному делу, ветеринарии и другим отраслям науки.
Разработку конкретных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, применения удобрений, других средств химизации, содержания животных и птицы, наряду с зональными научно-исследовательскими институтами, осуществляют опытные и проектно-изыскательские станции, районные центры научного обеспечения и проектно-технологические учреждения Россельхозакадемии, Минсельхоза России, иных ведомств по договорам за счет местных товаропроизводителей.
Россельхозакадемией совместно с Минсельхозом России во исполнение соответствующих постановлений ведется работа по совершенствованию системы управления научными учреждениями АПК России, их специализации и реорганизации. В систему Россельхозакадемии принято 28 научных учреждений из других министерств и ведомств, передано в состав ведущих отраслевых институтов академии 11 ранее самостоятельных научных учреждений с соответствующей их реорганизацией. Осуществлена передача 14 филиалов, отделов и станций в другие научные учреждения с целью повышения эффективности их работы, 8 научных учреждений ликвидировано, в 13 научных учреждениях изменены направления исследований. Северо-Западный научный центр (г. Санкт-Петербург) преобразован в Северо-Западный научно-методический центр, созданы Северо-Восточный научно-методический центр (г. Киров) и Дальневосточный научно-методический центр академии. Работу по дальнейшему совершенствованию сети научных учреждений и предприятий необходимо продолжить, при этом в системе Россельхозакадемии сосредоточить научно-исследовательские учреждения, выполняющие в основном фундаментальные и приоритетные прикладные исследования.
В ведении Минсельхоза России находятся научно-исследовательские учреждения и предприятия, выполняющие государственные контрольные, информационно-консультационные и внедренческие функции, а также сельскохозяйственные высшие учебные заведения, техникумы и институты (школы) повышения квалификации. Следует рассмотреть возможность и целесообразность передачи в ведение сельскохозяйственных органов субъектов Российской Федерации местных научно-исследовательских, опытно-конструкторских учреждений, учебных и опытно-производственных хозяйств с решением вопросов их финансирования.
Необходимо уточнить функции каждого научного учреждения, четко определить правовой статус, задачи и направления исследований, предусматривающие устранение параллелизма и дублирования в научной деятельности. Для этих целей определить единого координатора НИОКР в регионе, осуществить меры по улучшению научного обеспечения АПК на отраслевом и региональном уровнях, интеграции научно-исследовательских институтов и сельскохозяйственных вузов, преобразования неэффективных научных учреждений.
В условиях крайне ограниченных ресурсов для сохранения и развития научно-технического потенциала основными принципами организации НИОКР следует считать определение актуальной тематики, выдачу заказов на конкурсной основе, приемку и организацию экспериментально-производственного освоения завершенной научно-технической продукции. В этих целях изданы приказы Минсельхоза России: от 21.01.02 N 21 "О проведении открытых конкурсов при осуществлении Минсельхозом России закупок для государственных нужд", от 03.04.02 N 341 "Об утверждении пакета конкурсной документации для проведения открытых конкурсов по размещению государственного заказа на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для нужд агропромышленного комплекса с привлечением средств федерального бюджета"; разработано положение о формировании тематики заказов, порядке проведения конкурсов, приемке и производственной проверке научно-технических разработок.
4.2. Задачи по развитию фундаментальных и приоритетных прикладных
научных исследований
Совместным приказом Миннауки и технологий России, Минсельхозпрода России и Россельхозакадемии от 30 декабря 1999 года N 295/892/111 утвержден перечень следующих приоритетных направлений развития науки и техники в сфере производства сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на период до 2005 года:
- организационно-экономический механизм функционирования АПК и обустройство сельских территорий;
- земельные отношения и формы земельной собственности;
- организационно-экономические основы развития системы инновационно-консультационной службы в АПК;
- системы воспроизводства плодородия почв, предотвращение всех видов их деградации;
- мобилизация, сохранение и использование генофонда растений, животных и микроорганизмов;
- управление продукционным и средоулучшающим потенциалом агроэкосистем и агроландшафтов;
- трансгенные формы растений, животных и микроорганизмов;
- новые генотипы растений и животных с хозяйственно ценными признаками и устойчивостью к стрессовым факторам и экстремальным условиям;
- биологические средства защиты растений и животных;
- системы агроэкологического мониторинга и санитарного прогнозирования;
- энергообеспечение и ресурсосбережение;
- интенсификация машинных технологий и энергонасыщенная техника для производства основных групп продовольствия;
- безопасность и контроль за качеством сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов;
- биотехнологические процессы переработки сельскохозяйственного сырья;
- белковые препараты, композиты и биологические активные добавки с заданными свойствами;
- технологии производства продуктов лечебно-профилактического назначения и детского питания;
- современные технологии хранения и транспортировки продовольственного сырья и пищевых продуктов.
На совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 30 марта 2002 г. утверждены следующие приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации: информационно-телекоммуникационные технологии и электроника; космические и авиационные технологии; новые материалы и химические технологии; новые транспортные технологии; перспективные вооружения, военная и специальная техника; производственные технологии; технологии живых систем; экология и рациональное природопользование; энергосберегающие технологии. В указанные приоритетные направления составной частью входят приоритеты, утвержденные вышеназванным совместным приказом Миннауки и технологий России, Минсельхозпрода России и Россельхозакадемии от 30 декабря 1999 г. N 295/892/111.
С учетом этого, основными задачами научных исследований должны быть:
В области экономики и земельных отношений
фундаментальные исследования по разработке научно обоснованной стратегии восстановления и устойчивого развития АПК; научных основ формирования и развития аграрного рынка и рыночной инфраструктуры в условиях выхода АПК из кризиса; организационно-экономического механизма функционирования АПК в условиях многоукладной экономики; рационального использования производственного потенциала, ресурсосбережения и экологизации в АПК; управления и информационного обеспечения АПК; развития инновационных процессов; социально-демографической политики на селе; регулирования земельных отношений;
приоритетные прикладные исследования, направленные на экономические, организационные, институциональные, инвестиционные, инновационные, структурные и социальные преобразования в АПК; сочетание социально-ориентированных рыночных отношений и активной роли государства в их формировании и регулировании, устранение ценового диспаритета, создание эквивалентных межотраслевых связей в сфере АПК, формирование системы бюджетно-налогового регулирования агропромышленного производства, создание доступной финансово-кредитной системы; формирование маркетинговых служб и информационного обеспечения АПК; регулирование внешнеэкономической деятельности АПК; формирование системы страхования производителей АПК; функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм сельскохозяйственного производства; рациональное использование производственного потенциала на основе разработки систем ведения агропромышленного производства; социальное развитие и комплексное обустройство сельских поселений и территорий; совершенствование нормативно-правовой базы развития АПК; регулирование земельных отношений.
разработка федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
В области земледелия
На базе новой парадигмы природопользования (устойчивое развитие) и современной экономической политики в предстоящий период необходимо создание моделей оптимизации использования земельных ресурсов в АПК, предусмотрев:
формирование научно-технических программ дальнейшего реформирования земельной службы;
проведение инвентаризации земельных ресурсов и создание моделей оптимального их использования;
создание земельной службы, интегрирующей деятельность почвенной, землеустроительной и агрохимической служб.
Необходимо дальнейшее теоретическое обоснование формирования и методологии проектирования новых систем земледелия на ландшафтной основе, для этого требуется:
разработать систему агроэкологического районирования территории России;
развивать новые фундаментальные и прикладные разработки по формированию систем земледелия;
создать методологию проектирования с пакетом документов по проектированию систем земледелия на ландшафтной основе;
подготовить методические руководства по разработке систем земледелия нового поколения по регионам России.
Приоритетные прикладные исследования по сохранению и повышению устойчивости почв к естественным и антропогенным воздействиям должны быть направлены на выполнение Федеральной целевой программы "Повышение плодородия почв России на 2002 - 2005 гг.", утвержденной постановлением Правительства от 08.11.01 N 780 и научное обеспечение мероприятий по ее выполнению.
В области научного обеспечения химизации земледелия разработать:
концепцию развития агрохимии и агрохимического обслуживания до 2010 г.;
методологию ликвидации диспаритета в производстве и применении промышленных минеральных удобрений и определения потребности рынка в минеральных удобрениях;
системы эффективного агрохимического обслуживания сельхозтоваропроизводителей различных форм собственности.
В научном и прикладном плане крупные резервы имеются в освоении высоких агротехнологий возделывания сельскохозяйственных культур в системе адаптивно-ландшафтного земледелия и обоснование новой технологической политики в АПК РФ, для чего предусматривается:
подготовить научно-техническую программу разработки новых агротехнологий;
создать систему государственной политики поддержки агротехнологий и разработать проект федерального закона "О технологической политике РФ";
подготовить региональные регистры агротехнологий.
Создание условий для освоения современных агротехнологий и государственного регулирования инновационной деятельности в АПК при условии принятия разработанного федерального закона "О государственной поддержке инновационной деятельности" предусматривает:
создание федеральной службы освоения достижений научно-технического прогресса в АПК;
формирование и выполнение научно-технической программы совершенствования научного обеспечения АПК;
новый порядок формирования интегральных программ НИУ;
совершенствование экспериментальной базы;
интеграцию и координацию отраслевых научно-технических программ;
формирование сети научно-технологических центров;
создание новой системы подготовки специалистов - агротехников на основе интеграции вузов и НИУ;
разработку новых образовательных программ и эффективной производственной базы подготовки агротехнологов.
В области мелиорации, водного и лесного хозяйства
Фундаментальные и приоритетные прикладные исследования по следующим проблемам:
создание систем нового поколения комплексной мелиорации земель, максимально учитывающих особенности ландшафтов в различных регионах страны;
совершенствование и создание технологий, приемов формирования благоприятного водного и питательного режимов для сельскохозяйственных культур в мелиоративных системах;
разработка мелиоративных технологий по восстановлению плодородия почв, подвергшихся интенсивному антропогенному воздействию (засоление, подтопление, опустынивание, загрязнение и др.);
разработка нормативов рационального водопользования в сочетании с экологически безопасным водоотведением, создание наукоемких технологий по строительству, эксплуатации и реконструкции мелиоративных систем;
разработка и реализация эффективных, экологически безопасных мелиоративных систем в агроландшафтах;
создание технологий управления системами комплексных мелиораций, реализующих современные принципы рационального природопользования и зональный (региональный) подход к выбору и размещению комплекса мелиоративных мероприятий;
создание новых технологий и технических средств мелиорации земель на основе модулей многоцелевого использования.
Главные направления фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в лесном хозяйстве и защитном лесоразведении:
разработка и реализация системы неистощительного ведения лесного хозяйства в рыночных условиях;
создание перспективных моделей ландшафтно-адаптированных агролесокомплексов для различных регионов России;
разработка схемы лесомелиоративного обустройства агросферы России с учетом ее зональных и геоморфоструктурных особенностей;
создание агролесомелиоративных систем, технологий.и приемов по восстановлению опустыненных и других деградированных территорий;
разработка теоретических основ и технологий формирования агролесоландшафтов, обеспечивающих устойчивое развитие и экологическую безопасность сельскохозяйственного производства в условиях засухи и возрастающих техногенных нагрузок;
подготовка правовых и законодательных документов, регламентирующих ведение лесомелиоративного обустройства сельскохозяйственных угодий при различных формах собственности на землю.
В области растениеводства
Фундаментальные исследования, ориентированные на разработку ресурсоэнергоэкономных, экологически безопасных и экономически оправданных технологий возделывания сельскохозяйственных культур путем мобилизации генетических ресурсов растений, использования новейших методов селекции, конструирования адаптивных агроэкосистем и агроландшафтов на основе:
совершенствования стратегии интродукции и мобилизации генетических ресурсов сельскохозяйственных, лекарственных и ароматических растений и их сородичей;
разработки современных технологий и методов длительного хранения генетических ресурсов культурных растений и их диких сородичей, сохранения гермоплазмы растений для обеспечения продовольственной безопасности России;
разработки теории и методологии создания новых эффективных технологий селекции сельскохозяйственных, лекарственных и ароматических культур по количественным признакам продуктивности, устойчивости, качества и на этой базе создание высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, обладающих комплексной устойчивостью к вредителям и болезням;
использования методов генной, хромосомной и клеточной инженерии для создания новых форм и линий культурных растений, обладающих повышенной устойчивостью к абиотическим и биотическим факторам среды;
разработки новых технологий управления продукционным и средообразующим потенциалом агроэкосистем и агроландшафтов путем дифференцированного использования ресурсов (природных, биологических, техногенных) и применения средств дистанционного и позиционного зондирования;
применения ресурсоэнергоэкономных, экологически, безопасных и экономически оправданных зональных технологий возделывания, уборки и послеуборочной обработки сельскохозяйственных культур с использованием современных высокопродуктивных сортов и гибридов, энергосберегающих средств комплексной механизации;
разработки научных основ семеноводства сортов и гибридов растений нового поколения с комплексом ресурсосберегающих технологий выращивания высоких урожаев семян в процессе репродуцирования;
оптимизации структуры зернофуража и белковых добавок по регионам России.
В области защиты растений
В России при резком ухудшении фитосанитарного состояния сельскохозяйственных угодий в результате массового распространения вредителей и сорняков, возбудителей болезней культурных растений, в частности особо опасных, вызывающих на уровне крупных сельскохозяйственных регионов и страны чрезвычайные ситуации, потери урожая в пересчете на зерно в среднем ежегодно свыше 100 млн. т, программы фундаментальных и приоритетных прикладных исследований ориентированы на решение проблемы стабилизации фитосанитарного состояния агроэкосистем на основе новых интегрированных систем защиты растений по следующим направлениям:
- прецизионные технологии фитосанитарной диагностики полезных и вредных организмов, их внутрипопуляционных структур с широким использованием новых высокоточных химических, иммуноферментных и геннодиагностических методов анализа, а также компьютерных диагностических систем с визуализацией организмов;
- новые методы фитосанитарного мониторинга агроэкоценозов, вредных и полезных организмов с использованием дистанционных методов их выявления, геоинформационных систем (ГИС), глобальных позиционных систем (ГПС), новых сетевых и информационных технологий и сети Интернет, компьютеризированных систем сбора, хранения и обработки баз данных определения динамики, тенденций и закономерностей изменения фитосанитарного состояния агроэкосистем, разработки и использования для прогнозирования опасных фитосанитарных ситуаций с целью упреждения их по регионам и в целом в стране;
- иммуногенетические основы создания сортов и гибридов сельскохозяйственных культур с групповой и комплексной устойчивостью к вредным организмам, с толерантностью к пестицидам методами традиционной селекции и с использованием новых методов биотехнологии трансгенных растений, в частности ДНК-технологий;
- теоретические основы оптимизации биотических механизмов саморегуляции, антропогенной регуляции и стабилизации фитосанитарного и экологического состояния агроэкосистем, основанных на новых методах поддержания их биоразнообразия, активизации и насыщения их полезной биотой (энтомофаги, микроорганизмы, растения с измененными свойствами);
- фундаментальные разработки эколого-токсикологических и социально-экономических принципов регуляции популяций вредных и полезных организмов, упреждения и снижения чрезвычайных ситуаций биогенного характера, вызываемых опасными вредителями, возбудителями болезней и сорными растениями в растениеводстве; использования экологически безопасных веществ с не биоцидной активностью, стимулирующих иммунные системы культурных растений к биотическим и абиотическим стрессам; пестицидов новых поколений, активных в граммовых и микрограммовых гектарных нормах; технических средств для ультрамалообъемного и контролируемого нанесением капель на целевые объекты и технологий точного и точечного их применения;
- теоретическое обоснование и разработка автоматизированных систем управления фитосанитарным состоянием агроценозов в разных регионах и при различных формах собственности и земледелия (ландшафтное земледелие, адаптивное растениеводство, точечное земледелие, формы органического земледелия), обеспечивающие фитосанитарную стабилизацию и природоохранность агроэкосистем, решение задач устойчивого развития агропромышленного комплекса и продовольственную безопасность России.
В области зоотехнии
Предусматривается сосредоточить усилия научно-исследовательских коллективов на следующих направлениях:
повышение генетического потенциала сельскохозяйственных животных и птицы на основе сочетания мирового и отечественного генофондов, создание новых пород, типов, линий и кроссов, сохранение уникальных генетических ресурсов;
совершенствование методов клеточной и генной инженерии сельскохозяйственных животных, создание трансгенных типов животных повышенной продуктивности с высоким качеством продукции и устойчивых к заболеваниям, животных-продуцентов биологически активных веществ для медицины и технологии переработки продуктов животноводства;
разработка систем наиболее полной реализации генетического потенциала продуктивности на основе совершенствования технологий кормления, воспроизводства, содержания и эксплуатации животных;
создание технологий производства продуктов животноводства и птицеводства, характеризующихся высокой производительностью, экологической безопасностью, экономным расходом ресурсов, конкурентоспособных в условиях рыночной экономики;
оптимизация структуры животноводства в соответствии с природно-климатическим потенциалом регионов страны, разработка систем ведения животноводства.
В области ветеринарной медицины
- фундаментальные исследования будут направлены на изучение генетических молекулярных и биологических свойств возбудителей инфекционных и паразитарных болезней и селекции перспективных штаммов; разработку современных методов надежной защиты животных от болезней, особенно общих болезней для человека и животных; создание новых генно-инженерных конструкций, гибридных и генетически трансформированных культур для получения биологически активных веществ; создание и развитие диагностической системы организаций, учреждений, обеспечивающих разработку средств и методов диагностики, промышленное производство диагностических препаратов и осуществляющих функции реферанс-лабораторий; создание современной системы эколого-диагностического мониторинга особо опасных болезней животных и контроля качества и безопасности животноводческой продукции в Российской Федерации; обеспечение ветеринарной службы новыми эффективными средствами и методами индикации токсичных веществ и радионуклидов, а также разработка новых средств профилактики и лечения животных при поражении экотоксикантами (токсические и радиоактивные вещества);
- приоритетные прикладные исследования - на создание новых вакцин, сывороток, диагностикумов и лекарственных препаратов, систем мониторинга состояния здоровья животных; решение проблем хронических инфекций (туберкулез, бруцеллез, лейкоз), медленных инфекций (губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота и другие прионные инфекции), массовых болезней молодняка; разработку современных методов и технологий ветеринарно-санитарного и зоогигиенического обслуживания животноводства в хозяйствах различных товаропроизводителей; изыскание новых эффективных средств и методов дезинфекции, дезинсекции, дератизации; разработку экспресс-методов оценки качества кормов, сырья и продуктов животного происхождения, а также технологий реабилитации окружающей среды от загрязнений отходами животноводства и техногенных воздействий.
В области механизации, электрификации и автоматизации
Материально-техническая база АПК будет оставаться одним из главных ограничивающих факторов развития производства. Активные фонды выведены из производства на 55% к уровню 1990 г., а используемые проаммортизировались более чем на 60%. Научно-конструкторская база машиностроения для АПК не позволяет по всем направлениям системы машин поддерживать высокий технический уровень продукции. Технологический уровень машиностроения и его основные фонды для производства конкурентной техники требует высоких вложений капитала. В этих условиях для формирования наукоемкой инженерно-технической сферы будущего эффективного агропромышленного производства необходимо:
- развивать новые фундаментальные и прикладные разработки с приоритетом создания конкурентных машинных технологий производства продовольствия на базе наукоемкой техники и энергетики нового поколения;
- парк машин для АПК переоснастить техникой нового поколения, обеспечивающей рост единичной производительности в 2 и более раза выше имеющегося уровня; за счет этого количественно машино-тракторный парк может быть сокращен на 20 - 30% к уровню 1990 г., что позволит эффективнее использовать кадровые ресурсы;
- осуществить действенную интеграцию транснациональных агромашиностроительных фирм с созданием совместных производств техники в России;
- в научном и прикладном плане крупные преобразования связаны с совершенствованием, развитием "национальной системы технологий производства продовольствия" и "национальной системы использования техники" и ее освоением практикой;
- наукоемкое энергетическое обеспечение АПК с действенной экономией ресурсов с целью приближения затрат энергии и труда к мировым достижениям.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:
- выступает государственным заказчиком и осуществляет мероприятия по размещению в установленном порядке государственного заказа на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вопросам агропромышленного комплекса, разработку и внедрение нормативной документации, новейших технологий и оборудования;
оказывает содействие в освоении передовых технологий и методов хозяйствования, а также в техническом перевооружении организаций агропромышленного комплекса;
осуществляет в установленном порядке работы по сертификации продукции агропромышленного комплекса.
В области хранения и переработки сельскохозяйственной продукции
Основные исследования необходимо сосредоточить на разработке научных основ технологического обеспечения хранения и комплексной переработки сельскохозяйственного сырья при производстве экологически безопасных конкурентоспособных пищевых продуктов общего и специального назначения, соответствующих положениям концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации и требованиям Федерального закона от 02.01.00 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Основой теоретических разработок в данном направлении должно стать формирование новой системы знаний о взаимовлиянии физических, химических и биологических факторов на комплекс технологических и трофологических свойств сельскохозяйственного сырья как объекта промышленного хранения и переработки.
Актуальными направлениями фундаментальных и прикладных исследований являются:
- создание системы ресурсосберегающих технологических процессов и машин, стабилизирующих показатели технологической адекватности и экологической безопасности пищевого сырья и готовой продукции;
- создание ресурсосберегающих биотехнологических методов интенсификации технологических процессов переработки пищевого сырья и производства готовых продуктов питания;
- разработка методологии проектирования продуктов нового поколения для ординарного, профилактического, лечебного и реабилитационного питания различных возрастных групп населения и спецконтингента;
- подготовка высокоэффективных процессов производства и применения белковых препаратов, композитов и биологически активных добавок с заданными функциональными свойствами, формирующих качество продуктов переработки сельскохозяйственного сырья;
- разработка и проектирование технологий нового поколения продуктов питания, способствующих улучшению состояния здоровья детей;
- разработка биотехнологических методов повышения эффективности процессов промышленной переработки сельскохозяйственного сырья с учетом реабилитации окружающей среды, пострадавшей от техногенных воздействий;
- совершенствование нормативно-методической базы контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- разработка научных основ технологий и машин для пищевых и перерабатывающих отраслей АПК на базе положений системологии и исследований технологических потоков пищевых производств;
- создание новых технологических процессов и упаковочных материалов для хранения сырья и готовой продукции при отрицательных температурах, в среде инертных газов, при гипо- и гипербарических условиях;
- развитие стандартизации и сертификации как важнейшего фактора обеспечения качества и безопасности растительного сырья;
- разработка адаптивных, гибких технологий консервирования и хранения кормов с учетом обеспечения высокой сохранности питательных веществ;
- разработка способов конверсии труднодоступных питательных веществ кормов в легкодоступные, а также взаимодействия отдельных компонентов корма на усвояемость.
Фундаментальные и приоритетные прикладные исследования должны базироваться на современных методологических представлениях, теоретических, экспериментальных методах и практических достижениях физической и биологической химии; микробиологии, ферментологии, гидро- и термодинамики, системологии, информатики и других основополагающих наук.
Приоритетными задачами реализации результатов научного обеспечения пищевых и перерабатывающих отраслей АПК являются:
- создание отечественного производства витаминов, минеральных веществ, микроэлементов и других пищевых добавок в объемах, достаточных для полного обеспечения населения, в том числе путем обогащения ими пищевых продуктов массового повседневного потребления;
- организация крупнотоннажного производства пищевого белка и белковых препаратов, предназначенных для повышения биологической ценности пищевых продуктов;
- совершенствование систем хранения продовольствия на всем пути продвижения сырья и готовой продукции от поля, фермы до потребителя, обеспечивающих сохранение качества и устранение потерь полезной продукции.
В области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и охраны природы
- разработка системы оценок и прогнозирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций с целью смягчения их последствий и повышения устойчивости агропромышленного производства;
- разработка и реализация отраслевой научно-технической программы по снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий в АПК России;
- разработка и внедрение региональных программ защиты агропромышленного производства от чрезвычайных ситуаций природного и биолого-социального характера;
- совершенствование и внедрение методов прижизненного контроля содержания радиоактивных веществ у сельскохозяйственных животных;
- разработка технологий и организация производства продуктов питания с лечебно-профилактическими свойствами для населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях и в регионах размещения объектов ядерно-топливного цикла;
- разработка комплексов сорбентов, кормовых добавок, препаратов-активаторов выведения радионуклидов из организма сельскохозяйственных животных и технологий их применения;
- оптимизация системы радиационного контроля на территориях, подвергшихся загрязнению в отдаленный период после аварии на Чернобыльской АЭС;
- научно-техническое обоснование мероприятий по реабилитации и возвращение в хозяйственное использование сельскохозяйственных угодий, временно выведенных из землепользования;
- обоснование стратегий проведения защитных и реабилитационных мероприятий в личных подсобных хозяйствах граждан в отдаленный период после аварии на ЧАЭС;
- разработка нормативной и методической базы для обеспечения радиационной безопасности землепользования в условиях сельских поселений и сельскохозяйственных угодий;
- разработка нормативно-методических документов, регламентирующих ведение сельского хозяйства в регионах размещения радиационно-опасных объектов;
- внедрение адаптивно-ландшафтных систем земледелия;
- развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий;
- сохранение и восстановление естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения;
- поддержание традиционной экологически сбалансированной хозяйственной деятельности;
- внедрение комплексного природопользования в целях устойчивого развития, включая экологически обоснованные методы использования земельных и водных ресурсов;
- разработка системы подтверждения соответствия оздоровления земель в районах радиоактивного загрязнения согласно установленным требованиям в АПК.
4.3. Формирование научных и научно-технических программ
и их финансирование
Научные программы подразделяются на поисковые, исследовательские и реализационные, т.е. на программы получения качественно новых знаний и программы реализации их результатов в производстве с целью получения определенных (конкретных) практических результатов. В соответствии с поставленной задачей исследовательская программа может быть как фундаментального, так и прикладного уровня или представлять собой различное сочетание этих направлений. Содержание программ должно тесно увязываться с различными источниками их финансирования. Сочетание отраслевого и территориального планирования научных исследований (с учетом огромных региональных различий в стране) требует сохранения многофункциональной, разноуровневой структуры научных учреждений и адаптации ее к рыночным условиям.
Фундаментальные исследования, направленные на получение новых знаний и решение крупных стратегических задач развития отраслей агропромышленного производства или совершенствования его экономических основ, в получении которых заинтересована страна в целом, финансируются из федерального бюджета. При этом осуществляется приоритетная финансовая поддержка ведущим научным школам и ученым. Наряду с совершенствованием системы финансирования необходимо повысить теоретический уровень, фундаментальность всех научных исследований.
К выполнению программ прикладных исследований, результаты которых широко используются в производстве, привлекаются специалисты местных сельхозорганов, пищевых и перерабатывающих предприятий. Эти работы финансируются, в основном, из бюджетов субъектов Российской Федерации и частично из федерального бюджета.
Базой для разработки научных программ являются современное состояние и прогноз развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на краткосрочную и долгосрочную перспективу, утвержденные приоритеты научных исследований, имеющийся научный задел и прогрессивные достижения отечественных и зарубежных научных школ, выдающихся ученых. Программы, связанные с развитием АПК в целом, и отраслевые программы Минсельхоза России, Минпромнауки России, других министерств и ведомств Российской Федерации могут быть основой отдельных проектов как самостоятельного значения, так и являться составной частью федеральной программы фундаментальных и приоритетных прикладных исследований по научному обеспечению АПК Российской Федерации. Формирование научных и научно-технических программ различного уровня и целей осуществляется компетентными научными и государственными структурами с учетом государственных заказов на конкурсной основе.
В конкурсах на выполнение предусмотренных программами работ могут участвовать все научные организации и учреждения, независимо от их ведомственной подчиненности, а также временные творческие коллективы и отдельные ученые на условиях заказчика. Победители конкурса по своей инициативе формируют состав соисполнителей, необходимых для обеспечения всего комплекса работ по программам на условиях субподряда. Всю ответственность за выполнение программ на установленных в договорах условиях перед заказчиком несут головные исполнители.
Реализационные научные программы, особенно программы первоочередного достижения конкретных производственных целей на основе использования уже имеющихся (или разрабатываемых) результатов исследований, в зависимости от актуальности и масштабов решаемой задачи финансируются как из федерального бюджета, так и за счет собственных средств заинтересованных заказчиков с привлечением в необходимых случаях других источников. По завершении работ и их конкретной оценки научная продукция (экономические и технологические разработки, проекты, предложения, другие виды продукции) становится интеллектуальной собственностью заказчика и используется для реализации в производстве на установленных им условиях.
Заказчиками фундаментальных и приоритетных прикладных научных исследований, отраслевых научно-технических программ, опытно-конструкторских работ, технологий в растениеводстве и животноводстве, хранении и переработке сельхозсырья, производстве семян сельскохозяйственных культур высших репродукций, племенного скота и птицы, как определено правительственными решениями, являются Минсельхоз России, Российская академия сельскохозяйственных наук, Министерство экономического развития и торговли России, Министерство промышленности, науки и технологий России, другие ведомства. Они же осуществляют финансирование соответствующих научных и опытно-конструкторских работ. Процесс изменений в системе управления в рыночной экономике связан с созданием кооперативных объединений, финансово-промышленно-торговых групп и других организаций, которые также могут стать заказчиками научной продукции.
Для обеспечения необходимых объемов финансирования и реализации комплексных целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ целесообразно создание отраслевых, межотраслевых и региональных внебюджетных фондов, а распределение средств по проектам осуществлять на конкурсной основе.
Исследования в области региональных приоритетных прикладных проблем необходимо финансировать за счет средств бюджетов субъектов РФ и частично федерального бюджета. Финансирование исследований по местной тематике осуществляется в основном за счет бюджетов органов местного самоуправления, договоров с товаропроизводителями и другими структурами АПК.
Требуют совершенствования правовая основа освоения и использования научных достижений, взаимоотношений сторон в процессе выполнения работ, определения характера и уровня ответственности за качество полученной продукции и полноту расчетов за нее, а также формы гарантии за объявленные технологические и экономические показатели.
5. Принципы реализации в производстве достижений
научно-технического прогресса
Перечень завершенных научно-технических разработок, рекомендованных к освоению в производстве после их апробации, передается Министерству сельского хозяйства Российской Федерации для использования при формировании программ их реализации в хозяйствах (предприятиях) с различной формой собственности. Освоение разработок в производстве осуществляется за счет федерального и регионального бюджетов (субъекты Российской Федерации), а также путем заключения договоров с товаропроизводителями различных форм собственности. Механизм освоения научно-технической продукции в производстве включает ежегодную передачу Россельхозакадемией Минсельхозу России каталога научно-технической продукции, где излагаются все основополагающие научные достижения аграрной науки, что дает возможность органам государственного управления, информационно-консультационной и другим службам Минсельхоза России при непосредственном научно-методическом сопровождении научно-исследовательских учреждений Россельхозакадемии, других министерств и ведомств Российской Федерации осуществлять внедрение научных разработок в хозяйствах с различной формой собственности на договорной основе. Для успешного проведения этой работы необходимы система мер государственного протекционизма, соответствующий экономический механизм развития материально-технической базы хозяйств (предприятий), а также правовые основы взаимоотношения государственных органов и товаропроизводителей с различной формой собственности, обеспечивающие их высокую восприимчивость и заинтересованность в освоении результатов научных исследований.
В целях создания благоприятных финансово-экономических условий для развития товарного производства в АПК России необходим переход на реализацию инновационных программ силами различных инвестиционных структур с использованием местного (регионального) бюджета на консолидируемой основе совместно с федеральными средствами и ресурсами предприятий. Для ускорения реализации достижений науки в производство создаются различные информационные, инновационные, сервисные структуры.
Инновационный процесс будет осуществляться совместно НИУ, консалтинговыми организациями и инновационными фондами, а также производственными предприятиями в соответствии с Концепцией инновационной политики по развитию науки в Российской Федерации на краткосрочную и долгосрочную перспективу, в случае ее принятия.
Требуется уточнение функций служб Минсельхоза России (сортоиспытание, семенная инспекция и др.) с тем, чтобы их главной задачей стало освоение в производстве достижений научно-технического прогресса. Контроль и ответственность за внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, ресурсное обеспечение осуществляют соответствующие подразделения (департаменты) Минсельхоза России, органов управления сельским хозяйством субъектов Федерации, и служб с участием товаропроизводителей и разработчиков научной продукции.
6. Направления государственной кадровой политики в аграрной науке
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.06.96 N 884 "О доктрине развития российской науки" государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны.
Центральной проблемой формирования потенциала аграрной науки является подготовка кадров, создание и развитие новых научных школ. Важная задача - повышение уровня подготовки, а также совершенствование всей системы организации научной деятельности коллективов, создание условий интеллектуального труда, разработка прогнозов развития научно-технического прогресса как решающего условия развития АПК.
Средний возраст научных сотрудников в НИУ АПК в настоящее время составляет 48 лет, доля сотрудников в возрасте менее 29 лет - всего 5%, кандидатов и докторов наук - 30% (при среднем возрасте 54 года). Необходимы неотложные меры по формированию полноценной научной смены и разработке нормативных документов, регламентирующих и стимулирующих развитие кадрового потенциала науки. С этой целью научным и образовательным учреждениям, имеющим аспирантуру и докторантуру, необходимо предусматривать соответствующее финансирование на подготовку научных кадров.
Эта работа должна быть тесно увязана со всей системой подготовки кадров для АПК, так как трансформация научных достижений в эффективный производственный результат в условиях рынка может осуществляться только через высокообразованные кадры ученых и специалистов. В связи с этим необходимо развивать и совершенствовать подготовку научных кадров, отраслевые системы образования всех уровней, повышения квалификации специалистов, а также обеспечить широкой консалтинговой и маркетинговой службой на местах. Неотложной задачей является повышение уровня оплаты труда работникам НИУ, социальной защищенности, обеспечение престижности их деятельности, стимулирование использования результатов научных работ.
* * *
Реализация настоящей концепции позволит сформировать эффективную систему научного обеспечения развития агропромышленного производства Российской Федерации на перспективу с целью дальнейшего укрепления АПК, достижения продовольственной безопасности страны в новых условиях хозяйствования.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минсельхоза РФ и Россельхозакадемии от 27 июня 2002 г. N 584/44 "Об утверждении Концепции научного обеспечения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.