Положение о Департаменте по чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий радиационных аварий и гражданской обороне
(утв. Минсельхозом РФ 30 декабря 2000 г.)
Настоящее Положение фактически прекратило действие
Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 455 постановление Правительства РФ от 20 июля 2000 г. N 543, на основании которого создан Департамент, признано утратившим силу
1. Общие положения
1.1. Департамент по чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий радиационных аварий и гражданской обороне, далее "Департамент", организован на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2000 г. N 543 "О департаментах Министерства сельского хозяйства Российской Федерации" приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31 июля 2000 года N 119-к "О структурных изменениях центрального аппарата Министерства" и является самостоятельным структурным подразделением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, далее "Министерство".
1.2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, другими нормативными правовыми актами, постановлениями коллегии, приказами, распоряжениями, указаниями Министерства и настоящим Положением.
1.3. Структура и численность Департамента определяются его штатным расписанием, утвержденным в установленном порядке.
1.4. Департамент является рабочим органом Комиссии по чрезвычайным ситуациям Минсельхоза России по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, возможным применением противником современных средств поражения. Имеет в непосредственном подчинении Центры химизации и сельскохозяйственной радиологии, Брянскую ветеринарную радиологическую лабораторию, Федеральное государственное унитарное предприятие Российский научно-технический центр по чрезвычайным ситуациям в агропромышленном комплексе (ФГУП "РосНТЦагроЧС").
2. Основные задачи
Основными задачами Департамента являются:
2.1. Обеспечение в агропромышленном комплексе России единой политики по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выполнению мероприятий по охране окружающей природной среды, проведению реабилитационных работ и обеспечению производства нормативно чистой продукции на радиоактивно загрязненных территориях.
2.2. Организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и во взаимодействии с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий работы по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в агропромышленном комплексе.
2.3. Подготовка предложений в Правительство Российской Федерации по выделению средств на проведение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в агропромышленном комплексе России.
2.4. Участие в организации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработки, экспертизы и реализации федеральных целевых, межгосударственных целевых программ по чрезвычайным ситуациям, защиты населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской аварии и других радиационных катастроф, а также экологических программ.
2.5. Разработка и реализация мероприятий по реабилитации радиоактивно загрязненных территорий и обеспечению производства нормативно чистой продукции, охране окружающей природной среды, контроль за их выполнением.
2.6. Руководство функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в состав Минсельхоза России".
2.7. Обеспечение оперативного получения, обработки и выдачи для сельскохозяйственного производства информации о чрезвычайных ситуациях, ведение радиационного мониторинга на радиоактивно загрязненных территориях.
2.8. Осуществление научно-методического руководства государственными центрами и станциями агрохимической службы, центрами химизации и сельскохозяйственной радиологии, другими учреждениями Министерства по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
2.9. В установленном порядке финансирование за счет средств федерального бюджета реабилитационных мероприятий, выполняемых на радиационно загрязненных территориях. Под готовка предложений по финансированию научно-исследовательских и других разработок по прогнозированию, ликвидации последствий радиационных аварий и чрезвычайных ситуаций, снижению негативного воздействия сельскохозяйственного и промышленного производства на окружающую природную среду.
2.10. Организация, планирование, координация и контроль за осуществлением мероприятий по делам гражданской обороны и мобилизационной подготовке в системе Министерства, а также в составе подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства.
2.11. Организация круглосуточного дежурства в Министерстве по приему сигналов оповещения, а также распоряжений, сообщений и сведений от вышестоящих органов и органов взаимодействия.
2.12. Осуществление мероприятий по созданию и поддержанию в постоянной готовности запасных пунктов управления Министерства, системы управления, оповещения и связи.
3. Функции
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами:
3.1. Координирует деятельность функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и подразделений Министерства, органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации по выполнению мероприятий, направленных на упреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, последствий радиационных аварий и стихийных бедствий; решению задач гражданской обороны и мобилизационной подготовки; природоохранных мероприятий.
3.2. Готовит необходимые материалы для рассмотрения на заседаниях Коллегии и Комиссии по чрезвычайным ситуациям Министерства, Межведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Организует совместно с другими подразделениями центрального аппарата Министерства контроль за выполнением их решений.
3.3. В установленном порядке представляет интересы Министерства в законодательных и исполнительных органах власти при разработке и рассмотрении проектов документов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
3.4. Участвует в подготовке согласованных с другими ведомствами предложений о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 810) на ликвидацию чрезвычайных ситуаций; распределении бюджетных ассигнований, выделяемых на ликвидацию последствий радиационных аварий, проведении крупных природоохранных мероприятий и представляет их на утверждение руководству Министерства.
3.5. Координирует подготовку обоснований, подтверждающих наступление страхового случая при обеспеченном государственной поддержкой страхований сельскохозяйственных культур и обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) в агропромышленном комплексе России.
3.6. Обеспечивает оперативное получение, обработку и выдачу необходимой для сельскохозяйственного производства информации о стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
3.7. Участвует в разработке нормативных документов по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций, оценке ущерба, ведения сельскохозяйственного производства в условиях радиоактивного загрязнения территорий и в экологически опасных регионах, гражданской обороны и мобилизационной подготовки.
3.8. Организует выполнение работ по реализации Федеральных целевых программ: "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации", "По защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы до 2000 года", "Дети Чернобыля", "Возрождение Волги" и других.
3.9. Составляет отчетность о расходовании полученных бюджетных целевых средств и другую утвержденную отчетность, представляет ее в установленные сроки в установленном порядке.
3.10. Готовит материалы о состоянии защиты населения и территорий агропромышленного комплекса России от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны и мобилизационной подготовки, охраны окружающей природной среды, проводимых работах по реабилитации загрязненных радионуклидами земель для ежегодных государственных докладов по этим вопросам.
3.11. Организует в установленном порядке проведение семинаров, учебно-методических сборов, совещаний, конференций, учений и тренировок гражданской обороны, переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов государственных служб и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса.
3.12. Участвует в разработке предложений по созданию но вой аппаратуры и оборудования, спецмашин, решающих проблему выявления низких уровней радиационного загрязнения среды обитания, продуктов питания цезием, а также альфа-, бета-активными изотопами.
3.13. Совместно со специалистами департаментов растениеводства, науки и технического прогресса, животноводства, ветеринарии, пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания с привлекаемыми научно-исследовательскими институтами и другими организациями участвует в разработке мероприятий, экологически безопасных технологий, обеспечивающих производство нормативно чистой сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.
3.14. Вносит предложения по организации и совершенствованию Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки в сельскохозяйственном производстве на территории Российской Федерации, а также Единой государственной системы экологического мониторинга.
3.15. Осуществляет оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в агропромышленном комплексе и подготавливает предложения по проведению природоохранных и природовосстановительных мероприятий. Совместно с другими подразделениями Министерства обеспечивает подготовку мате риалов по выполнению международных Конвенций по вопросам охраны окружающей природной среды.
3.16. Вносит предложения в Реестр объектов федеральной собственности по организационно-структурным изменениям подведомственных организаций, принимает участие в оформлении этих изменений в установленном порядке. Разрабатывает проекты уставов подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений для утверждения их в установленном порядке, рассматривает и представляет руководству Министерства предложения для назначения на должность кандидатуры руководителей подведомственных федеральных организаций.
3.17. Устанавливает в пределах своей компетенции взаимодействие с зарубежными фирмами и компаниями по экспорту и импорту технологических решений, специального оборудования и приборов, а также по вопросам, связанным с охраной окружающей природной среды.
3.18. Разрабатывает планы гражданской обороны системы Министерства на военное время, своевременно их корректирует; готовит указания и рекомендации по разработке планов гражданской обороны в органах управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации, в структурных подразделениях центрального аппарата Министерства.
3.19. Осуществляет методическое руководство и контроль за выполнением мероприятий гражданской обороны в органах управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации, структурных подразделениях центрального аппарата Министерства и взаимодействующих организациях агропромышленного комплекса.
3.20. Разрабатывает проекты приказов, распоряжений и указаний начальника гражданской обороны Министерства по вопросам гражданской обороны; осуществляет разработку ведомственных положений, инструкций, методических указаний и различных нормативных документов по вопросам гражданской обороны в системе органов управления агропромышленным комплексом Российской Федерации.
3.21. Осуществляет контроль за накоплением фонда защитных сооружений и их содержанием в системе Министерства, накоплением фонда средств индивидуальной защиты, специального имущества и техники гражданской обороны, приборов радиационной и химической разведки, дозиметрических приборов, средств связи на объектах агропромышленного комплекса Российской Федерации, их состоянием и хранением. В особый период организует работу в соответствии с планом гражданской обороны на военное время.
3.22. Осуществляет контроль за планированием и организацией проведения эвакуационных мероприятий в центральном аппарате Министерства, органах управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации.
3.23. Участвует в разработке мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений, продуктов животноводства и растениеводства, источников водоснабжения от всех видов заражения.
3.24. Осуществляет контроль за созданием гражданских организаций гражданской обороны на объектах агропромышленного комплекса Российской Федерации, их подготовкой, укомплектованностью личным составом и оснащением техникой, специальным имуществом и материально-техническими средствами.
3.25. Участвует в разработке планов по мероприятиям гражданской обороны, по подготовке и выдаче исходных данных по этим вопросам структурным подразделениям центрального аппарата Министерства, органам управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации.
3.26. Разрабатывает план мероприятий по подготовке гражданской обороны системы Министерства и указания по подготовке руководящего состава, гражданских организаций гражданской обороны, обучению сельскохозяйственных товаропроизводителей по гражданской обороне на очередной учебный год в соответствии с организационными указаниями МЧС России.
3.27. Организует подготовку руководящего состава цен трального аппарата Министерства к действиям по гражданской обороне, в чрезвычайных ситуациях. Готовит и проводит учебно-методические сборы с работниками центрального аппарата Министерства.
3.28. Организует контроль за поддержанием запасных пунктов управления Министерства в постоянной готовности к работе и осуществляет финансирование их содержания.
3.29. Организует службу ответственных дежурных по Министерству, круглосуточный прием сигналов и оповещение руководящего состава, оперативных групп и сотрудников Министерства, а также оповещение и информирование Комиссии о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
3.30. Организует и проводит проверки состояния гражданской обороны в органах управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации, структурных подразделениях центрального аппарата Министерства, оказание им помощи в решении вопросов гражданской обороны.
3.31. Ведет учет и контроль проводимых мероприятий по гражданской обороне в системе агропромышленного комплекса Российской Федерации и разрабатывает сводные отчеты согласно табелю срочных донесений.
3.32. Организует, разрабатывает и доводит до органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации мобилизационные документы и основные показатели для обеспечения управления отраслью в военное время и перевода отраслевых региональных структур на работу в условиях военного времени.
3.33. Совместно со структурными подразделениями Министерства: разрабатывает и доводит до органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации планы на расчетный год по производству продукции пищевой, перерабатывающей и медицинской промышленности; продукции хлебопекарной, мукомольно-крупяной, макаронной, комбикормовой промышленности, элеваторов; изделий оборонного предназначения; гражданской машиностроительной продукции; капитальному ремонту автотранспортной техники; поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд; формированию колонн войскового типа; организации специальных формирований; разрабатывает и согласовывает план по созданию, развитию и сохранению мобилизационных мощностей по производству продукции специального назначения и доводит его до органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации и отдельных предприятий. Контролирует выполнение заданий по сохранению мощностей, принимает меры по устранению недостатков в соответствии с проверочными документами.
3.34. Разрабатывает и согласовывает номенклатуру, сроки и объемы накопления материальных ценностей мобилизационного резерва. Обеспечивает создание, накопление, сохранение и обновление материальных ценностей мобилизационного резерва в установленных сроках и объемах. Рассматривает и согласовывает с Росрезервом ходатайства организаций о заимствовании и разбронировании материалов из мобилизационного резерва и направляет решение по этим вопросам.
3.35. Обеспечивает при участии Департамента технической политики содержание автомобильных колонн войскового типа, формируемых на предприятиях отрасли, в полной готовности к передаче в состав Вооруженных Сил Российской Федерации при объявлении мобилизации и принимает меры к устранению отмеченных при проверках готовности недостатков. Рассматривает и представляет на утверждение руководству Министерства договоры о выполнении автотранспортными и авторемонтными колоннами войскового типа мероприятий мобилизационной подготовки.
3.36. Осуществляет в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации финансирование мероприятий мобилизационной подготовки предприятий и учреждений системы Министерства. Контролирует правильность расходования выделяемых средств, представляет соответствующие отчеты в Минэкономразвития России и Минфин России.
3.37. Осуществляет учет и бронирование военнообязанных сотрудников центрального аппарата Министерства и системы Министерства и ежегодно сводный материал по этому вопросу представляет в Межведомственную комиссию по бронированию Минэкономразвития России.
3.38. Разрабатывает и подготавливает предложения по проектам нормативных правовых актов мобилизационной подготовки на мирное время и на особый период. Определяет порядок введения в действие отраслевых нормативных правовых актов в особый период. Подготавливает мероприятия по обеспечению перевода отрасли на работу в условиях особого периода. Осуществляет координацию и контроль подготовки к работе в особый период предприятий и учреждений системы Министерства.
3.39. Осуществляет анализ состояния мобилизационной подготовки региональных структур агропромышленного комплекса Российской Федерации и предприятий, представляет годовые отчетные данные о подготовке отрасли в Правительство Российской Федерации, Минэкономразвития России, Росрезерв, Минфин России, Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.
3.40. Ведет оперативный учет в разрезе организаций о со стоянии мобилизационной подготовки и выполнении мобилизационных заданий в системе Министерства.
4. Права
4.1. Департамент осуществляет координацию деятельности, научно-методическое руководство государственными центрами и станциями агрохимической службы, центрами химизации и сельскохозяйственной радиологии, другими учреждениями и предприятиями Министерства по вопросам, относящимися к компетенции Департамента.
4.2. Осуществляет методическое руководство и контроль за выполнением мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в органах управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации, структурных подразделениях центрального аппарата Министерства и взаимодействующих организациях агропромышленного комплекса.
4.3. Осуществляет контроль за соблюдением нормативных правовых актов, связанных с направлением деятельности Департамента.
4.4. Принимает участие в подготовке проектов постановлений, приказов, инструкций, указаний, связанных с направлением деятельности Департамента.
4.5. Получает необходимую информацию от структурных подразделений центрального аппарата Министерства, органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации, а также организаций, подведомственных Департаменту.
4.6. Проводит совещания и привлекает для участия в их работе специалистов Министерства, органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации, а также организаций, подведомственных Департаменту.
4.7. Разрабатывает и представляет руководству Министерства проекты решений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
4.8. Вносит предложения о назначении и освобождении от должности руководителей подведомственных учреждений и предприятий, организует заключение, изменение и расторжение контрактов с ними.
5. Организация работы
5.1. Департамент возглавляет руководитель Департамента, который назначается и освобождается от должности Министром сельского хозяйства Российской Федерации. Руководитель Департамента подчиняется непосредственно заместителю Министра согласно распределению обязанностей.
5.2. Департамент проводит свою работу по планам (перспективным, годовым, квартальным), утвержденным в установленном порядке.
5.3. Работа Департамента проводится совместно с подразделениями центрального аппарата Министерства в соответствии с настоящим Положением.
5.4. Руководитель Департамента:
5.4.1. На основе единоначалия организует его работу, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций, координирует его работу с департаментами, управлениями, самостоятельными отделами Министерства.
5.4.2. Распределяет обязанности между заместителями руководителя Департамента, устанавливает степень их ответственности, а также ответственность начальников отделов и других работников за своевременное и эффективное выполнение возложенных на Департамент задач и обязанностей, правильную организацию работы сотрудников и состояние трудовой дисциплины.
5.4.3. Утверждает положения об отделах Департамента, планы их работы и должностные обязанности заместителей руководителя Департамента, начальников отделов и специалистов.
5.4.4. Вносит предложения руководству Министерства о назначении и увольнении работников, руководителей учреждений и предприятий, подведомственных Департаменту. В установленном порядке вносит предложения или решает вопросы назначения и увольнения работников и наложения на них дисциплинарных взысканий.
5.4.5. В установленном порядке представительствует в министерствах, ведомствах и других организациях по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.5. Департамент имеет гербовую печать с обозначением своего наименования и штамп.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о Департаменте по чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий радиационных аварий и гражданской обороне (утв. Минсельхозом РФ 30 декабря 2000 г.)
Текст положения размещен на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в Internet (http://www.mcx.ru)
Настоящее Положение фактически прекратило действие
Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 455 постановление Правительства РФ от 20 июля 2000 г. N 543, на основании которого создан Департамент, признано утратившим силу