Принят Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 мая 2000 г. N 41/4-ЗС
Раздел I. Организация Уставного суда Иркутской области. Статус судей
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 12)
Глава 2. Статус судей Уставного суда (ст.ст. 13 - 22)
Глава 3. Организация деятельности Уставного суда (ст.ст. 23 - 27)
Раздел II. Порядок деятельности Уставного суда
Глава 4. Обращение в Уставный суд (ст.ст. 28 - 35)
Глава 5. Рассмотрение обращений в Уставном суде (ст.ст. 36 - 44)
Глава 6. Решения Уставного суда (ст.ст. 45 - 54)
Глава 7. Заключительные и переходные положения (ст. - 55)
Законодательное собрание Иркутской области,
стремясь обеспечить действие Устава Иркутской области как акта высшей юридической силы в нормативно-правовой системе области,
в целях укрепления статуса Иркутской области как равноправного субъекта Российской Федерации,
руководствуясь принципом разделения государственной власти
на законодательную, исполнительную и судебную, на основании части 2 статьи 11, части 2 статьи 66, статьи 73 и части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации, а также части 8 статьи 13, части 2 статьи 17 и статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"
принимает настоящий Закон.
Раздел I. Организация Уставного суда Иркутской области.
Статус судей
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Уставный суд Иркутской области - судебный орган уставного контроля
Уставный суд Иркутской области (далее - Уставный суд) является судебным органом уставного контроля Иркутской области (далее - область), самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством уставного судопроизводства.
Статья 2. Правовая основа деятельности Уставного суда
Уставный суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами и федеральными законами, Уставом Иркутской области, договорами, заключенными в соответствии с Уставом Иркутской области, и настоящим Законом.
Статья 3. Основные принципы деятельности Уставного суда
Основными принципами деятельности Уставного суда являются самостоятельность, независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Статья 4. Самостоятельность Уставного суда и независимость судей
1. Уставный судебный контроль в области осуществляется только Уставным судом.
2. Судьи Уставного суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Иркутской области и настоящим Законом.
Если в ходе рассмотрения дела Уставный суд придет к выводу о том, что примененное или подлежащее применению в данном деле положение Устава Иркутской области не соответствует Конституции Российской Федерации, он обязан в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого положения. В период с момента вынесения определения Уставного суда об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и до принятия по этому обращению решения Конституционного Суда Российской Федерации производство по делу в Уставном суде приостанавливается.
3. В области не могут издаваться законы и иные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность Уставного суда, правовой статус, гарантии и независимость судей.
4. Лица, препятствующие деятельности Уставного суда, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, а также в ином вмешательстве в деятельность Уставного суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статья 5. Гласность в деятельности Уставного суда
1. Заседания Уставного суда проходят открыто. Решения, принятые Уставным судом, провозглашаются публично.
2. Решения Уставного суда не позднее чем в недельный срок со дня их подписания направляются Губернатору области, в Законодательное собрание области, сторонам, в областной суд, Арбитражный суд области, прокуратуру области.
Решения Уставного суда могут быть также направлены другим областным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам. Деятельность Уставного суда открыта для средств массовой информации.
3. Решения Уставного суда подлежат официальному опубликованию.
Статья 6. Компетенция Уставного суда
1. В целях обеспечения государственной защиты Устава Иркутской области Уставный суд:
1) разрешает дела о соответствии Уставу Иркутской области:
а) законов области, иных областных нормативных правовых актов, уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
б) договоров (соглашений), заключенных от имени области и не вступивших в силу в предусмотренном законом области порядке;
2) дает толкование Устава Иркутской области, в том числе в части установления компетенции органов государственной власти области и органов местного самоуправления;
3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Губернатора области в совершении тяжкого преступления.
2. Уставный суд может принять к производству дела, вытекающие из содержания договора (соглашения) между органами государственной власти области и органами государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
3. Уставному суду принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.
4. Уставный суд решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Уставный суд не решает политические вопросы и не вмешивается в политические отношения.
Статья 7. Последствия решений Уставного суда о признании законов области и иных областных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также договоров (соглашений), заключенных от имени области и не вступивших в силу в предусмотренном законом области порядке, не соответствующими Уставу Иркутской области, а также о толковании Устава Иркутской области
1. Законы области, иные областные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, их отдельные положения, признанные Уставным судом не соответствующими Уставу Иркутской области, утрачивают силу.
Договоры (соглашения), заключенные от имени области, их отдельные положения, признанные Уставным судом не соответствующими Уставу Иркутской области, не подлежат введению в действие и применению.
2. Признание нормативного правового акта, договора (соглашения), заключенного от имени области и не вступившего в силу в предусмотренном законом области порядке, либо отдельных их положений не соответствующими Уставу Иркутской области является основанием для отмены в установленном порядке положений других правовых актов, основанных на нормативном правовом акте, признанном не соответствующим Уставу Иркутской области, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, которые были предметом обращения. Положения этих правовых актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
3. Решение Уставного суда по делу о толковании положений Устава Иркутской области является основанием для отмены или изменения в установленном порядке положений законов области, иных областных нормативных правовых актов, уставов муниципальных образований, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, договоров (соглашений), заключенных от имени области, а также областных нормативных правовых актов и актов органов местного самоуправления, не являющихся нормативными, которые не соответствуют данным положениям Устава Иркутской области. Положения этих правовых актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Статья 8. Обязательность акта Уставного суда
1. Решения Уставного суда, а также его распоряжения, поручения, запросы и другие акты, принятые в соответствии с компетенцией Уставного суда, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, иных физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории области.
2. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Уставного суда влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
3. Решение Уставного суда о признании нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими Уставу Иркутской области не может быть преодолено повторным принятием того же акта (тех же положений).
Статья 9. Состав и срок полномочий Уставного суда
1. Уставный суд состоит из пяти судей.
2. Уставный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех судей.
3. Уставный суд является постоянно действующим органом. Срок полномочий Уставного суда не ограничен.
Статья 10. Гарантии деятельности Уставного суда
1. Уставный суд в пределах, определенных настоящим Законом, самостоятелен и независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов.
2. Финансирование Уставного суда производится за счет средств областного бюджета. Финансирование Уставного суда может производиться через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по специальному соглашению.
3. Имущество, необходимое Уставному суду для осуществления деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является областной государственной собственностью.
4. Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Уставного суда, установленных настоящим Законом, не допускается.
5. Уставный суд является юридическим лицом.
Статья 11. Символы государственной власти в Уставном суде
1. В зале заседаний Уставного суда помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также флаг и изображение герба области.
2. В судебном заседании судьи имеют отличительный знак своей должности, описание которого утверждается Губернатором области.
Статья 12. Местонахождение Уставного суда
Местом постоянного нахождения Уставного суда является город Иркутск. Заседания Уставного суда проводятся в месте его постоянного нахождения. Уставный суд может провести заседание в другом месте, когда сочтет это необходимым.
Глава 2. Статус судей Уставного суда
Статья 13. Правовое положение судьи Уставного суда
1. Судья Уставного суда в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" обладает единым статусом судей Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
2. Судья Уставного суда - лицо, замещающее областную государственную должность категории "А" и осуществляющее в соответствии с Уставом Иркутской области и настоящим Законом государственные полномочия уставного судебного контроля.
3. Полномочия судьи Уставного суда подтверждаются удостоверением, образец которого утверждается Губернатором области.
Статья 14. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Уставного суда
Судьей Уставного суда может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков и обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Статья 15. Порядок отбора кандидатов на должности судей Уставного суда
1. Предложения о кандидатах на должности судей Уставного суда могут вноситься Губернатору области:
а) депутатами Законодательного собрания области;
б) судами и органами судейского сообщества, расположенными на территории области;
в) юридическими высшими учебными заведениями и юридическими структурными подразделениями высших учебных заведений, расположенными на территории области;
г) органами местного самоуправления;
д) главным управлением юстиции области, прокурором области;
е) гражданами в порядке самовыдвижения.
2. В целях выработки для Губернатора области предложений по внесению в Законодательное собрание области кандидатур для назначения на должности судей Уставного суда образуется конкурсная комиссия, состоящая из представителей расположенных на территории области судов, юридических высших учебных заведений (юридических структурных подразделений высших учебных заведений) и иных лиц, назначаемых Губернатором области.
Порядок деятельности конкурсной комиссии устанавливается положением, утверждаемым Губернатором области.
Статья 16. Порядок назначения на должность судьи Уставного суда
Каждый судья Уставного суда назначается на должность Законодательным собранием области в индивидуальном порядке тайным голосованием по представлению Губернатора области.
Статья 17. Присяга судьи Уставного суда
1. Лицо, назначенное на должность судьи Уставного суда, приводится к присяге председателем Законодательного собрания области на сессии Законодательного собрания области в торжественной обстановке.
2. Судья Уставного суда при вступлении в должность произносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Уставного суда Иркутской области, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, федеральному закону, Уставу Иркутской области, ничему и никому более".
Статья 18. Деятельность, не совместимая с должностью судьи Уставного суда
1. Судья Уставного суда не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Законодательного собрания области и представительных органов местного самоуправления, не может замещать иные государственные и муниципальные должности, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
2. Судья Уставного суда не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства в суде, Арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
3. Судья Уставного суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в федеральные и областные органы государственной власти и органы местного самоуправления, заниматься иной политической деятельностью.
4. Судья Уставного суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение по вопросу, который изучается или принят к рассмотрению Уставным судом, до принятия по нему решения, а также по вопросу, который может стать предметом рассмотрения в Уставном суде.
5. Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдумах.
Статья 19. Срок полномочий судьи Уставного суда
1. Судья Уставного суда назначается на должность сроком на 8 лет. Назначение на должность судьи Уставного суда на второй срок не допускается.
Судья Уставного суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 65 лет.
2. В случае выбытия судьи из состава Уставного суда представление о назначении другого лица на вакантную должность вносится в Законодательное собрание области Губернатором области не позднее чем через месяц со дня открытия вакансии.
Статья 20. Гарантии статуса судей Уставного суда
1. На судей Уставного суда распространяются гарантии независимости судей, их государственной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.
2. Денежное вознаграждение и иные материальные и социальные гарантии деятельности судей Уставного суда устанавливаются в соответствии с Кодексом областных государственных должностей Иркутской области.
Статья 21. Приостановление полномочий судьи Уставного суда
1. Полномочия судьи Уставного суда приостанавливаются решением Законодательного собрания области, принятым по представлению Губернатора области, в случаях:
1) признания его безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
2) привлечения его к уголовной ответственности или заключения его под стражу;
3) участия его в избирательной кампании в качестве кандидата.
2. Приостановление полномочий судьи Уставного суда, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье Уставного суда, а если он признан безвестно отсутствующим, - его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи Уставного суда, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключение под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения.
3. Законодательное собрание области принимает решение о возобновлении полномочий судьи Уставного суда при отпадении оснований к их приостановлению.
Статья 22. Прекращение полномочий судьи Уставного суда
Полномочия судьи Уставного суда прекращаются решением Законодательного собрания области в случаях:
1) истечения срока его полномочий;
2) подачи им письменного заявления об отставке;
3) подачи им письменного заявления о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение четырех месяцев исполнять обязанности судьи.
Законодательное собрание области может прекратить полномочия судьи Уставного суда по этим основаниям, однако он не вправе принять такое решение, если судья Уставного суда вернулся к исполнению своих обязанностей;
5) прекращения гражданства Российской Федерации;
6) совершения им поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
7) занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи Уставного суда;
8) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
9) вступления в законную силу решения суда об ограничении его дееспособности либо о признании его недееспособным;
10) объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу;
11) достижения им 65-летнего возраста;
12) его смерти.
Глава 3. Организация деятельности Уставного суда
Статья 23. Избрание председателя, судьи-секретаря Уставного суда
1. Председатель, судья-секретарь Уставного суда избираются тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей сроком на 3 года.
2. Председатель, судья-секретарь Уставного суда по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.
3. Губернатор области и председатель Законодательного собрания области вправе присутствовать на первом заседании Уставного суда и предлагать кандидатуры на должности председателя, судьи-секретаря Уставного суда.
4. Председатель, судья-секретарь Уставного суда могут по личному письменному заявлению сложить с себя полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Уставного суда.
5. По инициативе не менее двух судей Уставного суда, считающих, что председатель, судья-секретарь Уставного суда недобросовестно исполняют свои обязанности либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос о досрочном освобождении их от должности. Вопрос о досрочном освобождении от должности председателя, судьи-секретаря Уставного суда решается тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей.
6. В случае, если должность председателя или судьи-секретаря Уставного суда окажется вакантной, новые выборы проводятся не позднее чем через один месяц со дня открытия вакансии в порядке, установленном настоящей статьей. До проведения новых выборов указанные должностные лица продолжают исполнять свои обязанности.
Статья 24. Председатель Уставного суда
1. Председатель Уставного суда:
а) представляет Уставный суд в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями, выступает с заявлениями от имени Уставного суда;
б) руководит подготовкой заседаний Уставного суда, созывает их и председательствует на них;
в) осуществляет общее руководство аппаратом Уставного суда в порядке, установленном Регламентом Уставного суда;
г) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Уставного суда.
2. Во всех случаях, когда председатель Уставного суда не в состоянии исполнять свои обязанности, временное исполнение этих обязанностей последовательно переходит к судье-секретарю Уставного суда, к старшему по возрасту из оставшихся судей, к оставшемуся судье.
Статья 25. Судья-секретарь Уставного суда
Судья-секретарь Уставного суда:
1) осуществляет по уполномочию председателя Уставного суда отдельные его функции;
2) осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Уставного суда в порядке, установленном Регламентом Уставного суда;
3) доводит до сведения соответствующих органов и лиц решения Уставного суда и информирует Уставный суд об их исполнении;
4) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Уставного суда.
Статья 26. Аппарат Уставного суда
1. Обеспечение деятельности Уставного суда осуществляет его аппарат. Численность аппарата Уставного суда определяется им самостоятельно в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете.
2. Порядок функционирования аппарата Уставного суда регулируется Регламентом Уставного суда. Аппарат осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уставного суда.
Статья 27. Регламент Уставного суда
Вопросы организации деятельности Уставного суда, процедура избрания председателя, судьи-секретаря Уставного суда, распределение обязанностей между судьями Уставного суда, процедурные правила заседаний определяются Регламентом Уставного суда.
Раздел II. Порядок деятельности Уставного суда
Глава 4. Обращение в Уставный суд
Статья 28. Поводы и основания к рассмотрению дела в Уставном суде
1. Поводом к рассмотрению дела в Уставном суде является обращение в Уставный суд в форме запроса, отвечающего требованиям настоящего Закона.
2. Основанием к рассмотрению дела в Уставном суде является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Иркутской области закон области, иной областной нормативный правовой акт, нормативный правовой акт органа местного самоуправления, договор (соглашение), заключенный от имени области и не вступивший в силу в предусмотренном законом области порядке, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Устава Иркутской области, в том числе по вопросам компетенции органов государственной власти области, органов местного самоуправления, или выдвижение Законодательным собранием области обвинения против Губернатора области в совершении им тяжкого преступления.
Статья 29. Право на обращение в Уставный суд
Правом на обращение в Уставный суд обладают:
а) по вопросу о проверке соответствия Уставу Иркутской области законов области, иных областных нормативных правовых актов, уставов муниципальных образований, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, договоров (соглашений), заключенных от имени области и не вступивших в силу в предусмотренном законом области порядке, - Губернатор области, депутаты Законодательного собрания области, областной суд, Арбитражный суд области, прокурор области, представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований;
б) по вопросу дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Губернатора области - Законодательное собрание области;
в) по вопросу о толковании Устава Иркутской области - Губернатор области, депутаты Законодательного собрания области, областной суд, Арбитражный суд области, прокурор области, представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований.
Статья 30. Допустимость обращения
1. Запрос в Уставный суд о проверке соответствия Уставу Иркутской области закона области, иного областного нормативного правового акта, нормативного правового акта органов местного самоуправления, договоров (соглашений), заключенных от имени области и не вступивших в силу в предусмотренном законом области порядке, либо их отдельных положений допустим, если заявитель считает, что данные акты не соответствуют Уставу Иркутской области (в том числе в связи с нарушением установленной Уставом Иркутской области компетенции органов государственной власти области, органов местного самоуправления) либо должны действовать вопреки официально принятому решению областных органов государственной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц об отказе применять или исполнять их как не соответствующие Уставу Иркутской области.
2. Обращение с запросом о возможности отрешения Губернатора области от должности допустимо при наличии оснований, предусмотренных Уставом Иркутской области.
3. Обращение с запросом о толковании Устава Иркутской области допустимо, если обнаружена неопределенность в понимании его отдельных положений.
Статья 31. Общие требования к обращению
1. Обращение направляется в Уставный суд в письменной форме и подписывается правомочным лицом.
2. В обращении должны быть указаны:
а) Уставный суд в качестве органа, в который направляется обращение;
б) наименование заявителя, адрес и другие данные о заявителе;
в) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочиях за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
г) конкретные, указанные в настоящем Законе, основания к рассмотрению обращения в Уставном суде;
д) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Устава Иркутской области;
е) требование, обращенное в связи с запросом в Уставный суд;
ж) перечень прилагаемых к обращению документов.
3. В обращении по вопросу о соответствии Уставу Иркутской области законов области, иных областных нормативных правовых актов, уставов муниципальных образований, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления дополнительно указываются:
а) наименование и адрес государственного органа, органа местного самоуправления, издавшего нормативный правовой акт, который подлежит проверке;
б) нормы Устава Иркутской области и настоящего Закона, дающие право на обращение в Уставный суд;
в) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке правовом акте.
Статья 32. Документы, прилагаемые к обращению
1. К направляемому в Уставный суд обращению прилагаются:
а) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Уставном суде в качестве представителя;
б) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
2. К обращению могут быть приложены списки лиц, которых предлагается пригласить на заседание Уставного суда.
3. По вопросам соответствия законов области и иных областных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов органов местного самоуправления Уставу Иркутской области или дачи толкования Устава Иркутской области дополнительно прилагается текст акта, подлежащего проверке, или положения Устава Иркутской области, по которому требуется заключение Уставного суда о толковании Устава Иркутской области.
4. По вопросу о выдвижении Законодательным собранием области обвинения против Губернатора области в совершении им тяжкого преступления прилагается соответствующее постановление Законодательного собрания области.
Статья 33. Принятие обращений Уставным судом
1. Обращения, поступившие в Уставный суд, подлежат обязательной регистрации.
2. Уставный суд в течение семи дней уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Закона в случаях, если обращение:
а) не относится к компетенции Уставного суда;
в) исходит от органа или лица, неправомочного подавать обращение.
3. Заявитель после устранения недостатков, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Уставный суд.
Статья 34. Отказ в принятии обращения к рассмотрению
1. Уставный суд принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях:
а) если разрешение вопроса, поставленного в обращении, не относится к компетенции Уставного суда или подано ненадлежащим субъектом;
в) если Уставным судом ранее было вынесено решение по предмету обращения.
2. В случае, если акт, соответствие которого Уставу Иркутской области оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Уставным судом производство может быть прекращено.
Статья 35. Отзыв обращения
Обращение в Уставный суд может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела Уставным судом. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.
Глава 5. Рассмотрение обращений в Уставном суде
Статья 36. Подготовка дела к рассмотрению Уставным судом
1. Для предварительного изучения обращения, подготовки дела к рассмотрению, составления проекта решения, а также изложения материалов на заседании Уставного суда председатель Уставного суда назначает одного или нескольких судей-докладчиков.
2. При изучении обращения и подготовке дела к рассмотрению судья (судьи) вправе требовать представления дополнительных материалов.
3. Уставный суд определяет круг лиц, подлежащих вызову на заседание, дает распоряжение о месте и времени заседания, а также о направлении участникам заседания необходимых материалов.
Статья 37. Участники заседания Уставного суда
Участниками заседания Уставного суда являются стороны, их представители, иные приглашенные лица.
Статья 38. Стороны и их представители
1. Сторонами являются:
а) заявители - органы или лица, направившие обращение в Уставный суд;
б) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, соответствие которого Уставу Иркутской области подлежит проверке.
2. Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судей Уставного суда. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.
3. Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель государственного органа, органа местного самоуправления, подписавший обращение в Уставный суд, руководитель государственного органа, органа местного самоуправления, издавшего оспариваемый акт, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт. Иные представители сторон участвуют в уставном судопроизводстве по доверенности.
4. Стороны и их представители обязаны явиться по вызову Уставного суда, представить необходимые материалы, дать объяснения и ответить на вопросы.
Неявка стороны на заседание Уставного суда не препятствует рассмотрению дела за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.
Статья 39. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела
1. При наличии обстоятельств, позволяющих усомниться в беспристрастности судьи Уставного суда, последнему по заявлению любой из сторон может быть заявлен отвод.
2. Судья Уставного суда отстраняется от участия в рассмотрении дела в случаях:
а) если он ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;
б) если его объективность в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон.
3. Судья Уставного суда при наличии обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2 настоящей статьи, обязан заявить самоотвод до начала рассмотрения дела Уставным судом.
4. Отстранение судьи Уставного суда от участия в рассмотрении дела производится решением Уставного суда, принимаемым большинством голосов от числа присутствующих судей, после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого подлежит рассмотрению.
Статья 40. Председательствующий на заседании
1. Председательствующим на заседании Уставного суда является председатель Уставного суда либо любой из судей, осуществляющий функции председательствующего по поручению председателя Уставного суда.
2. Председательствующий осуществляет свои полномочия в соответствии с Регламентом Уставного суда.
Статья 41. Дисциплина в ходе судебного производства
1. Участники процесса и лица, присутствующие в зале заседания, обязаны уважительно относиться к Уставному суду и принятым им правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего.
2. Лицо, нарушающее порядок в зале заседания или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть по решению Уставного суда удалено из зала заседания.
Статья 42. Порядок рассмотрения дела
1. Рассмотрение дела на заседании Уставного суда начинается с сообщения судьи-докладчика о существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, принятых при подготовке дела к рассмотрению.
2. По окончании выступления судьи-докладчика Уставного суда заслушиваются предложения участников заседания и принимается решение о порядке исследования вопроса.
3. Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Уставный суд сочтет его недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении. В этом случае Уставный суд назначает дату, на которую переносится заседание.
4. В соответствии с порядком, установленным Регламентом Уставного суда и решением Уставного суда, участники заседания вправе давать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и приводить правовые аргументы в обоснование своей позиции.
Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Уставном суде для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительные высказывания в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, общественных объединений, участников заседания Уставного суда.
После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы.
5. На заседании Уставного суда по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены представленные документы. Документы, подлинность которых вызывает сомнение, оглашению не подлежат.
6. По окончании исследования обстоятельств дела заслушиваются заключительные выступления сторон. Уставный суд может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.
Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, которые не были исследованы Уставным судом.
Статья 43. Пределы проверки
1. Уставный суд устанавливает соответствие Уставу Иркутской области законов области, иных областных нормативных правовых актов, уставов муниципальных образований, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также договоров (соглашений), заключенных от имени области и не вступивших в силу в предусмотренном законом области порядке:
а) по содержанию норм;
б) по форме правового акта или договора (соглашения);
в) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие, а также ратификации и денонсации договоров, заключенных от имени области;
г) с точки зрения конституционного (уставного) принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
д) с точки зрения установленной Уставом Иркутской области компетенции органов государственной власти области, органов местного самоуправления;
е) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти области и органами государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, установленных Уставом Иркутской области, Уставом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, договорами (соглашениями).
Статья 44. Совещание судей Уставного суда по принятию решения
1. Решение по рассматриваемому делу принимается судьями Уставного суда на закрытом совещании.
В совещании участвуют только судьи Уставного суда, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники аппарата Уставного суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.
Порядок совещания определяется Регламентом Уставного суда.
2. Судьи Уставного суда и другие лица, присутствующие на закрытом совещании, не вправе разглашать результаты и содержание дискуссии.
Глава 6. Решения Уставного суда
Статья 45. Виды решений Уставного суда
1. Итоговое решение Уставного суда по существу любого из вопросов, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 (за исключением подпункта 3) настоящего Закона, именуется постановлением.
2. Итоговое решение Уставного суда по запросу соблюдения установленного порядка выдвижения Законодательным собранием области обвинения против Губернатора области именуется заключением.
3. Все иные решения Уставного суда, принимаемые в ходе уставного судопроизводства, именуются определением.
4. По вопросам организации деятельности Уставного суда судьи принимают соответствующие решения, а в соответствии с Регламентом Уставного суда - и иные акты.
Статья 46. Принятие решения Уставного суда
1. Решение Уставного суда принимается открытым голосованием. Решение Уставного суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей.
Судья Уставного суда не вправе воздержаться или уклониться от голосования.
2. Порядок принятия решения по вопросам организации деятельности Уставного суда определяется Регламентом Уставного суда.
Статья 47. Изложение решения Уставного суда
Решение Уставного суда излагается в письменном виде и подписывается всеми судьями, участвующими в голосовании, в том числе и судьей, оставшимся при особом мнении.
Статья 48. Содержание решения Уставного суда
1. В решении Уставного суда в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:
1) наименование решения, дата и место его принятия;
2) персональный состав Уставного суда, принявший решение;
3) необходимые данные о сторонах;
4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;
5) нормы Устава Иркутской области и настоящего Закона, в соответствии с которыми Уставный суд вправе рассматривать данный вопрос;
6) требования, содержащиеся в обращении;
7) фактические и иные обстоятельства, установленные Уставным судом;
8) нормы Устава Иркутской области и настоящего Закона, которыми руководствовался Уставный суд при принятии решения;
9) доводы в пользу принятого Уставным судом решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;
10) формулировка решения;
11) указание на обязательность решения;
12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.
2. Уставный суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и только в отношении той части акта, соответствие которой Уставу Иркутской области подвергается сомнению.
3. При принятии решения по делу Уставный суд не связан доводами и правовыми позициями, содержащимися в обращении.
4. Уставный суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
Статья 49. Особое мнение судьи Уставного суда
1. Судья, не согласный с решением Уставного суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи Уставного суда приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с соответствующим решением Уставного суда.
2. Судья Уставного суда, голосовавший за принятие решения по существу рассматриваемого Уставным судом вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или мотивировке решения Уставного суда, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей Уставного суда, которое также приобщается к материалам дела.
Статья 50. Провозглашение решения Уставного суда
Решение Уставного суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании Уставного суда немедленно после его подписания.
Статья 51. Юридическая сила решения Уставного суда
1. Решение Уставного суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
2. Решение Уставного суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Решение Уставного суда вступает в силу немедленно после его провозглашения и подлежит незамедлительному официальному опубликованию.
Статья 52. Срок исполнения решения Уставного суда
Решение Уставного суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.
Статья 53. Разъяснение решения Уставного суда
1. Решение Уставного суда по ходатайству субъектов, имеющих право на обращение, других органов и лиц, которым оно направлено, может быть официально разъяснено самим Уставным судом в судебном заседании в присутствии заявителя, в связи с обращением которого вынесено решение, а также органов и лиц, выступавших в качестве участников процесса по рассматриваемому делу.
2. О разъяснении решения Уставного суда выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа. Определение подлежит опубликованию в тех изданиях, в которых было опубликовано само решение.
Статья 54. Пересмотр решений Уставного суда
1. Вступившие в силу постановления, определения и заключения Уставного суда могут быть пересмотрены Уставным судом.
2. Основаниями для пересмотра решений Уставного суда являются:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были известны сторонам или их представителям;
2) установленная вступившим в законную силу приговором суда подложность документов, послуживших основанием к вынесению решения Уставного суда;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия лиц, участвующих в деле, или судей Уставного суда, совершенные при рассмотрении данного дела;
4) отмена или изменение правового акта, послужившего основанием для вынесения данного решения;
5) неправильное применение или толкование Уставным судом норм материального или процессуального права, которое привело к ошибочному разрешению дела.
3. Заявление о пересмотре решения может быть подано сторонами или их представителями в Уставный суд в течение одного месяца со дня установления обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра решения.
Заявление о пересмотре решения по основаниям, указанным в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, может быть подано сторонами или их представителями в Уставный суд в течение десяти дней после провозглашения решения.
4. Заявление о пересмотре решения Уставного суда рассматривается Уставным судом в полном составе в порядке, установленном главой 5 настоящего Закона.
5. Уставный суд, рассмотрев заявление о пересмотре решения, либо отменяет постановление, определение или заключение и выносит новое решение, либо отказывает в пересмотре.
Решение Уставного суда о пересмотре решения именуется постановлением и принимается судьями Уставного суда единогласно.
Глава 7. Заключительные и переходные положения
Статья 55. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
2. Полный состав Уставного суда должен быть сформирован в течение трех месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.
3. Предложить Губернатору области не позднее чем через 3 месяца со дня вступления настоящего Закона в силу подготовить и внести на рассмотрение в Законодательное собрание области проект закона области о внесении изменений и дополнений в Кодекс областных государственных должностей Иркутской области.
Губернатор Иркутской области |
Б.А.Говорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Иркутской области от 1 июня 2000 г. N 32-ОЗ "Об Уставном суде Иркутской области"
Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования
Текст настоящего Закона опубликован:
- в газете "Восточно-Сибирская правда" от 22 июня 2000 г. N 124-125(23752-23753)
- в Ведомостях Законодательного собрания Иркутской области от 12 июля 2000 г. N 41
Законом Иркутской области от 2 июня 2006 г. N 26-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу со дня официального опубликования названного Закона
В настоящий Закон внесены изменения следующими документами:
Закон Иркутской области от 1 апреля 2004 г. N 11-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Иркутской области от 2 марта 2001 г. N 15-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона