Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Общие положения
Статья 1. Задачи советского лесного законодательства
Задачами советского лесного законодательства являются регулирование лесных отношений в целях обеспечения рационального использования лесов, их охраны и защиты, воспроизводства и повышения продуктивности для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в древесине, другой лесной продукции и усиления водоохранных, защитных, климаторегулирующих, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов, а также охрана прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепление законности в области лесных отношений.
Статья 2. Лесное законодательство Союза ССР и союзных республик
Лесные отношения в СССР регулируются настоящими Основами и издаваемыми в соответствии с ними другими актами лесного законодательства Союза ССР, лесными кодексами и иными актами лесного законодательства союзных республик.
Земельные, водные и горные отношения регулируются соответствующим законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 3. Государственная (общенародная) собственность на леса в СССР
В соответствии с Конституцией СССР леса в Союзе Советских Социалистических Республик являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа*(1). (в редакции Указа Президиума ВС СССР от 16 ноября 1979 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1979 г., N 47, ст. 786)
Леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
Статья 5. Древесно-кустарниковые насаждения, не входящие в государственный лесной фонд
В государственный лесной фонд не входят:
деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов;
деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не занятых городскими лесами;
деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Создание указанных насаждений, уход за ними и использование осуществляются в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 7. Компетенция союзных республик в области регулирования лесных отношений
Ведению союзной республики в области регулирования лесных отношений вне пределов компетенции Союза ССР подлежат: распоряжение единым государственным лесным фондом на территории республики; установление порядка пользования лесами, воспроизводства, повышения продуктивности, охраны и защиты лесов; установление перспективных планов развития лесного хозяйства, использования лесных ресурсов и полезных природных свойств леса; планирование республиканских мероприятий в области рационального использования, воспроизводства, повышения продуктивности, охраны и защиты лесов; осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, а также регулирование лесных отношений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.
Статья 8. Государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов
Государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляется Советом Министров СССР, Советами Министров союзных республик, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также государственными органами лесного хозяйства и иными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 9. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов
Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами установленного порядка пользования лесами, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства лесов, их учета и охраны, а также иных правил и норм, предусмотренных лесным законодательством.
Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой всех лесов осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, а также государственными органами лесного хозяйства и иными специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.
Статья 10. Участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в осуществлении мероприятий по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов
Профессиональные союзы, организации молодежи, общества охраны природы, научные общества и другие общественные организации, трудовые коллективы, а также граждане оказывают содействие государственным органам и колхозам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов.
Общественные организации и трудовые коллективы принимают участие в деятельности, направленной на обеспечение рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик, а также с уставами (положениями) общественных организаций.
Государственные органы обязаны всемерно учитывать предложения общественных организаций, трудовых коллективов и граждан при осуществлении мероприятий по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов*(3). (в редакции Указа Президиума ВС СССР от 8 июня 1984 г. N 340-XI)
Статья 11. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства
Государственные органы, предприятия, организации и учреждения, осуществляющие планирование, организацию и ведение лесного хозяйства, использование лесных ресурсов, с учетом народнохозяйственного значения лесов и природных условий обязаны обеспечивать:
усиление водоохранных, защитных, климаторегулирующих, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья людей, улучшения окружающей среды и развития народного хозяйства;
непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесом для планомерного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в древесине и другой лесной продукции;
расширенное воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности;
сбережение лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредителей и болезней;
рациональное использование земель государственного лесного фонда и других земель, занятых лесами;
повышение эффективности лесохозяйственного производства на основе единой технической политики, достижений науки и техники.
Уход за лесом, а также защита его от вредителей и болезней должны осуществляться способами и методами, не наносящими вреда человеку и окружающей среде.
Мероприятия по ведению лесного хозяйства предусматриваются в государственных планах экономического и социального развития с расчетом на длительную перспективу и осуществляются соответствующими министерствами, государственными комитетами и ведомствами и лесохозяйственными предприятиями.
Статья 12. Права и обязанности государственных органов лесного хозяйства в области использования и охраны земель
Государственные органы лесного хозяйства и подведомственные им лесохозяйственные предприятия организуют использование по целевому назначению и обеспечивают охрану земель, имеющихся в пользовании этих предприятий, определяют площади, на которых должны осуществляться различные виды лесных пользований и проводиться мероприятия по воспроизводству лесов и уходу за лесом, предоставляют в соответствии с частью второй статьи 22 настоящих Основ земельные участки для осуществления лесных пользований и связанных с этим нужд, выделяют участки для организации лесных питомников, плантаций и т.п., а также могут иметь иные права и обязанности в области использования и охраны указанных земель в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
Права и обязанности, предусмотренные частью первой настоящей статьи, распространяются также на иные предприятия, организации и учреждения, ведущие лесное хозяйство, и их вышестоящие органы.
Государственные органы лесного хозяйства Союза ССР и союзных республик осуществляют контроль за использованием земель государственного лесного фонда в соответствии с их целевым назначением и за охраной этих земель в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.
Статья 13. Ведение лесного хозяйства в лесах государственного значения
Ведение лесного хозяйства в лесах государственного значения возлагается:
на лесохозяйственные предприятия государственных органов лесного хозяйства (кроме городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников);
в городских лесах - на лесохозяйственные и другие предприятия, организации, учреждения исполнительных комитетов городских, районных (в городах) Советов народных депутатов. Лесное хозяйство в городских лесах может вестись совместно с лесохозяйственными предприятиями государственных органов лесного хозяйства;
в закрепленных лесах - на лесохозяйственные и другие предприятия, организации, учреждения министерств, государственных комитетов и ведомств, за которыми закреплены эти леса;
в лесах заповедников - на заповедники.
На предприятия, организации и учреждения, ведущие лесное хозяйство в лесах государственного значения, возлагаются воспроизводство, охрана, защита и улучшение санитарного состояния лесов, уход за ними, повышение продуктивности лесов и плодородия лесных почв, организация лесных пользований, учет лесов и другие обязанности по ведению лесного хозяйства, устанавливаемые законодательством Союза ССР и союзных республик.
Правила, инструкции и указания государственных органов лесного хозяйства Союза ССР и союзных республик в пределах прав, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик, обязательны для министерств, государственных комитетов и ведомств, предприятий, организаций и учреждений, на которые возложено ведение лесного хозяйства, для лесопользователей, а также для предприятий, организаций, учреждений и граждан, проводящих в лесах и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, работы, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований.
Указания предприятий, организаций и учреждений, ведущих лесное хозяйство в лесах государственного значения, в пределах прав, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик, обязательны для всех лесопользователей, а также для предприятий, организаций, учреждений и граждан, проводящих в этих лесах и на соответствующих землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, работы, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований.
Предприятия, организации и учреждения, ведущие лесное хозяйство в лесах государственного значения, могут в установленном порядке осуществлять лесные пользования, предусмотренные статьей 21 настоящих Основ.
Статья 14. Ведение лесного хозяйства в колхозных лесах
Леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, признаются колхозными лесами.
Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов.
Ведение лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами в соответствии с Положением о колхозных лесах, утверждаемым Советом Министров СССР. Колхозы могут вести лесное хозяйство совместно с другими колхозами, совхозами и иными предприятиями, организациями и учреждениями в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и союзных республик.
Руководство организацией и ведением лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется государственными органами сельского хозяйства.
Государственные органы лесного хозяйства оказывают колхозам помощь в планировании и организации ведения лесного хозяйства, а в случае необходимости организуют выполнение подведомственными им предприятиями по договорам с колхозами (организациями, ведущими лесное хозяйство в колхозных лесах) лесохозяйственных, лесокультурных и лесозащитных работ.
Статья 15. Деление лесов на группы
В соответствии с народнохозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями устанавливается деление лесов на группы. Леса государственного значения разделяются на первую, вторую и третью группы, а колхозные леса - на первую и вторую группы.
К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно следующие функции:
водоохранные (запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, включая запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб);
защитные (леса противоэрозионные, в том числе участки леса на крутых горных склонах; защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог общегосударственного, республиканского и областного значения; особо ценные лесные массивы, государственные защитные лесные полосы, байрачные леса; ленточные боры, степные колки и другие леса в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных районах, имеющие важное значение для защиты окружающей среды)*(4); (в редакции Указа Президиума ВС СССР от 16 ноября 1979 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1979 г., N 47, ст. 786)
санитарно-гигиенические и оздоровительные (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов).
К первой группе относятся также леса заповедников, национальных и природных парков, заповедные лесные участки, леса, имеющие научное или историческое значение, природные памятники, лесопарки, леса орехопромысловых зон, лесоплодовые насаждения, притундровые и субальпийские леса.
Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение, а также леса с недостаточными лесосырьевыми ресурсами, для сохранения защитных функций которых, непрерывности и неистощительности пользования ими требуется более строгий режим лесопользования.
Ко второй группе относятся также все колхозные леса, не вошедшие в состав первой группы.
К третьей группе относятся леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для защитных свойств этих лесов.
Леса третьей группы подразделяются на освоенные и резервные.
Резервными признаются леса, которые не вовлечены в эксплуатацию вследствие их удаленности от транспортных путей и по другим причинам.
При отнесении лесов к соответствующим группам одновременно определяются границы земель, занятых лесами каждой группы. В зависимости от группы лесов устанавливается порядок ведения хозяйства в них, использования лесов и соответствующих земель, а также порядок изъятия этих земель для государственных или общественных нужд.
В лесах первой и второй групп и в горных лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования.
Отнесение лесов к группам и категориям защитности, включая определение ширины запретных и защитных полос, и отнесение участков леса на крутых горных склонах к защитным, перевод лесов из одной группы в другую, а также выделение особо защитных участков леса производятся исходя из народнохозяйственного значения лесов, их местоположения, выполняемых функций и экономического обоснования в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР. Перевод лесов из одной группы в другую и отнесение лесов к категориям защитности в связи со строительством крупных народнохозяйственных объектов осуществляются до начала строительства объекта*(5). (в редакции Указа Президиума ВС СССР от 16 ноября 1979 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1979 г., N 47, ст. 786)
Статья 16. Перевод лесных площадей в нелесные
В составе земель государственного лесного фонда выделяются:
лесные площади (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - необлесившиеся лесосеки, гари, редины, прогалины, пустыри и т.п.);
нелесные площади (сельскохозяйственные угодья, дороги, просеки и т.п.).
Перевод лесных площадей в нелесные площади для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производится:
в лесах первой группы - в исключительных случаях по постановлению Совета Министров союзной республики;
в лесах второй и третьей групп - в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик.
При изъятии земельных участков, занятых лесами, для государственных или общественных нужд государственные органы, принимающие решения об изъятии, одновременно решают вопрос о сохранении или вырубке леса и о порядке использования получаемой при этом древесины.
Статья 17. Использование земель для возведения производственных объектов, связанных с ведением лесного хозяйства
Предприятия, организации и учреждения, ведущие лесное хозяйство в лесах государственного значения, могут возводить в установленном порядке в лесах и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, производственные объекты, связанные с ведением лесного хозяйства, с переводом в необходимых случаях (с разрешения органов, в подчинении которых находятся эти предприятия, организации и учреждения) лесных площадей в нелесные.
Колхозы, в пользовании которых находятся леса, могут возводить на предоставленных им в бессрочное пользование землях государственного лесного фонда производственные объекты, связанные с ведением лесного хозяйства, с разрешения исполнительных комитетов районных или городских Советов народных депутатов.
Статья 18. Размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов
При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов.
Определение мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовывается с исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, государственными органами лесного хозяйства и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Проекты строительства указанных предприятий, сооружений и других объектов подлежат согласованию с государственными органами лесного хозяйства и другими органами в случаях и порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР.
Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов.
Статья 19. Порядок производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований
Строительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых, прокладка кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, буровые и другие работы в лесах, а также на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производятся по согласованию с исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, государственными органами лесного хозяйства и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
Указанные работы должны осуществляться способами, не вызывающими ухудшения противопожарного и санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.