Методические рекомендации
по проведению физической инвентаризации ядерных материалов на ядерных установках и пунктах хранения ядерных материалов
РБ-026-04
(утв. постановлением Федеральной службы по атомному надзору от 29 марта 2004 г. N 1)
Настоящие Методические рекомендации фактически прекратил действие
Приказом Ростехнадзора от 9 ноября 2011 г. N 629 постановление Федеральной службы по атомному надзору от 29 марта 2004 г. N 1 признано не подлежащим применению
Введено в действие с 5 июля 2004 г.
Перечень сокращений
ЗБМ - зона баланса материалов
МБО - материально-балансовый отчет
МБП - межбалансовый период
РИК - рабочая инвентаризационная комиссия
СНК - список наличного количества ядерных материалов
СФНК - список фактически наличного количества ядерных материалов
ЦИК - центральная инвентаризационная комиссия
ЯМ - ядерные материалы
Термины и определения
Аномалия в учете и контроле ядерных материалов - недостача (излишек) ядерных материалов, ошибки в учетных и отчетных документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к ядерным материалам, нарушения порядка производства, использования, передач ядерных материалов.
Атрибутивные признаки - признаки, однозначно подтверждающие наличие или отсутствие какого-либо атрибута предмета. Примеры атрибутивных признаков:
- учетная единица с данным идентификатором находится в заданном месте или нет;
- устройство индикации вмешательства подтверждает отсутствие несанкционированного доступа к ядерному материалу или нет;
- учетная единица с данным идентификатором имеет заявленное содержание изотопа(ов) в пределах погрешности измерений или нет;
- учетная единица с данным идентификатором имеет заявленную брутто-массу в пределах погрешности измерений или нет.
Баланс ядерных материалов - сравнительный итог зарегистрированного и имеющегося в наличии количества ядерных материалов.
Балк-форма - ядерный материал в виде газа, жидкости, порошка или большого количества твердых предметов, не имеющих индивидуальных номеров или других идентификаторов.
Вид ядерного материала - ядерные материалы, изотопный состав которых находится в пределах заданного интервала величин. Виды ядерных материалов устанавливаются регламентирующими документами органа управления использованием атомной энергии, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне.
Выборочный контроль ядерных материалов - контроль ядерных материалов, при котором вероятностный вывод о состоянии большого количества учетных единиц делается по результатам контрольных процедур, осуществленных на основе состоятельной случайной выборки из общего количества учетных единиц.
Допустимое значение инвентаризационной разницы - интервал, в который может попадать ее значение при многократной реализации процесса нахождения инвентаризационной разницы с заданной вероятностью.
Зона баланса материалов - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период времени.
Инвентаризационная разница - разница между фактически наличным и документально зарегистрированным количеством ядерного материала. Инвентаризационная разница данного ядерного материала в зоне баланса материалов определяется с помощью уравнения:
ИР = КК - ДК = КК - УВ + УМ - НК,
где КК - фактически наличное количество ядерного материала в зоне
баланса материалов, определенное в результате данной
физической инвентаризации;
ДК - документально зарегистрированное количество ядерного
материала в зоне баланса материалов на начало
инвентаризации;
УВ - определенное и документально зарегистрированное увеличение
количества ядерного материала в зоне баланса материалов за
данный межбалансовый период в результате всех поступлений,
наработок и т.д.;
УМ - определенное и документально зарегистрированное уменьшение
количества ядерного материала в зоне баланса материалов за
данный межбалансовый период в результате всех отправок из
зоны баланса материалов, ядерных превращений, потерь и
т.д.;
НК - наличное количество ядерного материала в зоне баланса
материалов, определенное и документально зарегистрированное
на начало данного межбалансового периода.
Категория ядерного материала - количественная характеристика значимости ядерного материала с точки зрения учета и контроля ядерных материалов, определяемая в соответствии с Основными правилами учета и контроля ядерных материалов.
Ключевая точка измерений - место, где ядерные материалы могут быть измерены для определения их потока или наличного количества.
Компоненты материального баланса - составляющие уравнения материального баланса для данной зоны баланса материалов за отчетный межбалансовый период.
Контрольные проверки ядерных материалов - проверки наличия ядерных материалов в форме учетных единиц по атрибутивным признакам.
Масса нетто ядерного материала - суммарная масса химических элементов, примесей, добавок, присадок и т.п., определяющих химический состав ядерного материала.
Материально-балансовый отчет - составленный по установленной форме отчет о наличии и балансе ядерных материалов за межбалансовый период.
Материально ответственное лицо - лицо из числа работников организации, обращающейся с ядерными материалами, на которое специальным приказом и (или) по договору возложена ответственность за учет и сохранность ядерных материалов и специальных неядерных материалов, а также контроль за их перемещением в зоне баланса материалов.
Межбалансовый период - период времени между двумя последовательными физическими инвентаризациями.
Оперативно-технический учет ядерных материалов - процедуры, осуществляемые в процессе выполнения технологических операций, обеспечивающие учет и контроль ядерных материалов.
Отчет об изменении инвентарного количества - отчет о произошедших изменениях документально зарегистрированного количества ядерных материалов, составленный по установленной форме.
Партия материала (партия) - некоторое количество материала, количественный или качественный состав которого определен на основании единого набора данных и результатов измерений, зарегистрированных в учетных документах.
Первичная физическая инвентаризация - инвентаризация, проводимая в тех зонах баланса материалов, где физические инвентаризации в системе государственного учета и контроля ядерных материалов не проводились. Она предназначена для определения исходных фактически наличных количеств ядерных материалов, необходимых для подведения баланса при периодических инвентаризациях.
Подтверждающие измерения - измерения, результаты которых используются для подтверждения всех или некоторых количественных характеристик и (или) атрибутивных признаков ядерных материалов, учетных единиц, продуктов.
Разница в данных отправителя/получателя ядерных материалов - установленное несоответствие между количеством ядерных материалов, измеренным при поступлении в зону баланса материалов, и тем, которое указано в сопроводительной документации.
Система учета и контроля ядерных материалов - совокупность организационных, административных и правовых мер, инженерных, технических средств и программного обеспечения, а также методов обработки информации и действий персонала, обеспечивающих своевременное получение информации о наличии, местонахождении, количестве, использовании, о составе и массе ядерных материалов, а также своевременного установления потери, хищения или несанкционированного использования ядерных материалов.
Список наличного количества ядерных материалов - перечень наличных ядерных материалов с указанием их количества, составленный на основании учетных данных.
Список фактически наличного количества ядерных материалов - перечень фактически наличных ядерных материалов с указанием их количества, определенный в результате физической инвентаризации.
Средства контроля доступа - технические средства, предназначенные для обнаружения несанкционированных изъятия, использования, перемещения ядерных материалов, проникновения в зону ограниченного доступа. Подразделяются на системы наблюдения и устройства индикации вмешательства. Страта - группа отдельных учетных единиц или партий, полученная в процессе стратификации.
Стратификация - группирование отдельных учетных единиц или партий с одинаковыми или близкими в пределах технологического допуска физическими и химическими характеристиками и изотопным составом в целях облегчения статистического взятия проб и при проведении анализа для определения или проверки баланса ядерных материалов в зоне баланса материалов.
Упаковка - контейнер с помещенным в нем ядерным материалом или отходами ядерных материалов, подготовленный для транспортирования, хранения или захоронения.
Устройство индикации вмешательства - техническое устройство, имеющее индивидуальный номер или другой идентификатор, защищенное от возможности снятия и повторного использования без нарушения его целостности или изменения одного (нескольких) поддающихся регистрации параметров и предназначенное для обнаружения несанкционированного доступа к ядерным материалам.
Учет ядерных материалов - определение количества ядерных материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов.
Учетные документы - документы, содержащие данные о наличии, количестве, составе, местонахождении и состоянии ядерных материалов, с помощью которых осуществляется их учет (инвентаризационные описи, журналы учета в зоне баланса материалов, бухгалтерские журналы учета, базы данных в электронном виде и т.д.).
Учетная единица - поддающийся идентификации предмет, содержащий ядерные материалы (имеющий индивидуальный номер или другой идентификатор), целостность которого остается неизменной в течение установленного периода времени.
Учетные измерения - измерения количественных характеристик ядерных материалов, продуктов, результаты которых вносятся в учетные документы.
Учетная характеристика ядерного материала - совокупность индивидуальных признаков ядерного материала (или учетных единиц), используемых при учете и контроле ядерного материала.
Физическая инвентаризация - определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в зоне баланса материалов.
Хранилище ядерных материалов - специально оборудованное помещение (совокупность помещений) или здание, в котором осуществляется хранение ядерных материалов.
Ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.
1. Назначение и область применения
1.1. Руководство по безопасности "Методические рекомендации по проведению физической инвентаризации ядерных материалов на ядерных установках и пунктах хранения ядерных материалов" содержит приемлемые для Федеральной службы по атомному надзору способы и методы выполнения требований Основных правил учета и контроля ядерных материалов по процедурам проведения физической инвентаризации ЯМ на ядерных установках и в пунктах хранения ЯМ.
1.2. Действие настоящего Руководства распространяется на ядерные установки и пункты хранения ЯМ.
1.3. Если для выполнения требований Основных правил учета и контроля ядерных материалов организация, осуществляющая деятельность в области использования атомной энергии, намерена использовать иные способы и методы, отличающиеся от определенных в настоящем Руководстве, она должна представить в Федеральную службу по атомному надзору обоснование правильности выбранных способов и методов.
2. Общие положения
2.1. Физическая инвентаризация проводятся# в целях:
- определения фактически наличного количества ядерных материалов в ЗБМ;
- установления соответствия фактических параметров учетных единиц существующим учетным данным;
- подведения баланса ЯМ, определения инвентаризационной разницы и ее погрешности;
- установления недостатков и нарушений в учете и контроле ЯМ.
2.2. Процедуры физической инвентаризации должны осуществляться в соответствии с методиками, разрабатываемыми эксплуатирующей организацией, организацией.
2.3. Физические инвентаризации в ЗБМ подразделяются на первичные, плановые (очередные) и внеплановые.
2.4. Первичные физические инвентаризации в ЗБМ проводятся в тех из них, где инвентаризации в системе государственного учета и контроля ядерных материалов до этого не проводились. Они предназначены для определения исходных фактически наличных количеств ядерных материалов, необходимых для подведения баланса при периодических инвентаризациях. При первичных физических инвентаризациях измерениям и идентификации подлежат все ЯМ, находящиеся в ЗБМ.
2.5. Плановые физические инвентаризации проводятся по планам, разрабатываемым эксплуатирующей организацией, организацией на каждый предстоящий год.
2.6. Внеплановые физические инвентаризации проводятся:
- при смене материально-ответственного лица;
- при коллективной (бригадной) материальной ответственности, а именно при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию хотя бы одного члена коллектива;
- по решению руководителя эксплуатирующей организации, организации;
- при выявлении факта несанкционированного использования (хищения) ЯМ;
- при обнаружении аномалии;
- при ликвидации (реорганизации со сменой материально-ответственного лица) организации (подразделения);
- при ликвидации или реорганизации ЗБМ;
- при чрезвычайных ситуациях, следствием которых может быть появление аномалии в учете и контроле ЯМ;
- по решению вышестоящей организации.
Решение о проведении внеплановой физической инвентаризации принимается руководителем эксплуатирующей организации, организации либо органом управления использованием атомной энергии, осуществляющим учет и контроль ЯМ на федеральном уровне.
2.7. Плановые физические инвентаризации ядерных материалов в ЗБМ проводятся с периодичностью, установленной Основными правилами учета и контроля ядерных материалов.
2.8. Частота физических инвентаризаций может быть изменена совместным решением органа управления использованием атомной энергии, осуществляющим учет и контроль ЯМ на федеральном уровне, и органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. При этом эксплуатирующая организация, организация представляет в указанные органы обоснования по изменению межбалансового периода с обязательным изложением принятых дополнительных мер контроля доступа к ЯМ.
3. Рекомендации по организации проведения физической инвентаризации
3.1. Организационные основы физической инвентаризации
3.1.1. Основанием для проведения физической инвентаризации в ЗБМ и в эксплуатирующей организации, организации является организационно-распорядительный документ ее руководителя (приказ, распоряжение), регламентирующий сроки подготовки и проведения физической инвентаризации, персональный состав инвентаризационной комиссии, порядок подготовки и представления отчетности о результатах физической инвентаризации, перечень и сроки подготовки документов по ее результатам.
3.1.2. Создаваемые в эксплуатирующей организации, организации инвентаризационные комиссии могут быть двух типов: ЦИК в организации в целом и РИК по ЗБМ.
По решению руководителя эксплуатирующей организации, организации допускается создание одной инвентаризационной комиссии, объединяющей функции центральной и рабочей комиссии (в этом случае ЦИК).
3.1.3. Численный состав инвентаризационных комиссий определяется приказом (распоряжением) руководителя эксплуатирующей организации, организации в количестве не менее трех человек. При необходимости численность комиссии может быть увеличена, а ее персональный состав изменен приказом (распоряжением) руководителя эксплуатирующей организации, организации.
3.1.4. В состав ЦИК рекомендуется назначать:
- председателем комиссии - главного инженера эксплуатирующей организации, организации или его заместителя;
- членами комиссии - главного бухгалтера или его заместителя, представителя службы учета и контроля ЯМ.
При необходимости в состав ЦИК могут быть назначены:
- специалисты по компьютерному учету ЯМ, измерениям, статистике;
- представители службы безопасности, отдела технического контроля;
- другие специалисты.
3.1.5. На ЦИК возлагаются следующие функции:
- организация проведения физической инвентаризации во всех ЗБМ эксплуатирующей организации, организации, сбор данных об инвентаризациях по ЗБМ, их обработка в установленном формате и представление руководителю эксплуатирующей организации, организации сводных отчетных документов физической инвентаризации во всех ЗБМ организации;
- методическое руководство проведением физической инвентаризации в ЗБМ;
- контроль правильности и единообразия применения в практической деятельности РИК положений нормативных документов по проведению физической инвентаризации;
- контроль правильности оформления и своевременности представления в ЦИК актов инвентаризации по ЗБМ;
- контроль выполнения решений центральной инвентаризационной комиссии для РИК.
3.1.6. В состав РИК рекомендуется назначать:
- председателем комиссии - руководителя подразделения, в котором находится ЗБМ, или его заместителя;
- членами комиссии - представителей контрольно-методической группы или других специалистов по учету и контролю.
При необходимости в состав РИК могут быть назначены:
- специалисты по компьютерному учету ЯМ;
- специалисты по измерениям и статистике;
- представитель ЦИК;
- представитель службы безопасности;
- представитель отдела технического контроля;
- другие специалисты.
3.1.7. Материально ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не включаются. Они присутствуют при работе комиссии.
3.1.8. На РИК по зоне баланса материалов возлагаются следующие функции:
- проведение физической инвентаризации ЯМ в установленные сроки в соответствии с требованиями нормативных документов по учету и контролю ЯМ эксплуатирующей организации, организации;
- регистрация и доведение до руководства эксплуатирующей организации, организации сведений обо всех недостатках, допущенных при обращении с ЯМ, учете и контроле в ЗБМ за межбалансовый период.
3.1.9. Перед началом физической инвентаризации рекомендуется проверить выполнение комплекса мероприятий по обеспечению радиационной безопасности членов инвентаризационных комиссий при работе с ЯМ в зоне баланса материалов.
3.1.10. Радиационная безопасность членов инвентаризационных комиссий при проведении физической инвентаризации в ЗБМ обеспечивается:
- ограничением допуска к работе с источниками излучения по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения и другим показателям;
- знанием и соблюдением правил работы с источниками излучения;
- достаточностью защитных барьеров, экранов и расстояния от источников излучения, а также ограничением времени работы с источниками излучения;
- созданием условий труда, отвечающих требованиям Норм радиационной безопасности и Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности;
- применением индивидуальных средств защиты;
- соблюдением установленных контрольных уровней облучения;
- организацией радиационного контроля;
- организацией системы информации о радиационной обстановке;
- проведением эффективных мероприятий по защите членов комиссии при планировании повышенного облучения в случае угрозы и возникновении аварии.
3.1.11. В состав РИК по зоне баланса материалов включаются подготовленные сотрудники подразделения не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний правил безопасности ведения работ и действующих в организации инструкций, получившие оформленный в установленном порядке допуск к работам с ЯМ, учетной, сопроводительной и другой технической документацией на ЯМ и оборудованием, используемым при проведении физической инвентаризации.
3.2. Рекомендации по составу процедур физической инвентаризации
В состав процедур физической инвентаризации в ЗБМ рекомендуется включать:
- подготовку к физической инвентаризации;
- планирование проведения физической инвентаризации;
- составление СНК;
- сверку устройств индикации вмешательства с данными учетных документов;
- сверку данных СНК по учетным единицам с данными документов по учетным единицам;
- планирование объема измерений для составления СФНК;
- проведение учетных и подтверждающих измерений фактически наличного количества ЯМ;
- составление СФНК;
- составление МБО (при плановых и внеочередных физических инвентаризациях);
- оформление акта физической инвентаризации.
3.3. Состав документов, представляемых на физическую инвентаризацию в зоне баланса материалов
3.3.1. Полнота информации о ЯМ, технических средствах и методах их измерений, оборудовании для обращения с ЯМ и их транспортирования, а также о нормах и правилах проведения физической инвентаризации обеспечивается следующими документами, представляемыми на физическую инвентаризацию в ЗБМ:
- организационно-распорядительными документами (приказ или распоряжение руководителя организации на проведение физической инвентаризации, план подготовки и проведения физической инвентаризации, подготовленный инвентаризационной комиссией и утвержденный руководителем организации, и т.д.);
- нормативными документами, определяющими процедуры проведения физической инвентаризации в ЗБМ (стандарты, руководства, инструкции, методики и т.д.), включая документы, определяющие процедуры измерений количества и состава ЯМ, а также правила пользования подъемно-транспортным оборудованием, используемым при проведении физической инвентаризации;
- учетными документами с данными о наличии, расположении и перемещениях ядерных материалов в ЗБМ и между ЗБМ, подготовленными и сверенными материально-ответственным лицом (приходно-расходные журналы, журналы лицевых счетов, паспорта и формуляры, документы перевода ЯМ в другую физическую или химическую форму, изменения концентрации или обогащения, документы перевода изменения концентрации или обогащения ЯМ в отходы, карты-схемы размещения ЯМ в активной зоне реактора, бассейне выдержки отработавшего топлива или в исследовательском стенде, журналы установки и снятия устройств индикации вмешательства и т.п.);
- отчетными документами предыдущей физической инвентаризации ЯМ, отчетами об изменении инвентарного количества (при плановых и внеочередных физических инвентаризациях);
- эксплуатационными и сопроводительными документами на ЯМ (инструкции, паспорта, формуляры, сертификаты, акты поверки и калибровки технических средств измерения ЯМ и т.д.).
3.3.2. Кроме документов, указанных в пункте 3.3.1, рекомендуется для каждой ЗБМ разрабатывать и предъявлять на физическую инвентаризацию их перечень.
3.3.3. До начала работы комиссии рекомендуется подготовить для проверки все документы, которые используются в ЗБМ для организации и проведения учета и контроля ЯМ.
3.4. Порядок подготовки ядерных материалов для предъявления на физическую инвентаризацию
3.4.1. До начала работы комиссии ядерные материалы в ЗБМ следует привести в состояние, удобное для проверки наличия учетных единиц, их целостности, считывания их идентификационных номеров, а также проверки наличия и состояния номеров устройств индикации вмешательства, установленных на контейнерах с ЯМ.
В эксплуатирующих организациях, организациях, где ЯМ используются в производственном цикле в виде балк-формы, следует провести зачистку технологического оборудования. Продукты зачистки к моменту начала инвентаризации помещают в отдельные емкости, и сведения о них как об учетных единицах на время проведения физической инвентаризации вносят в учетные документы. Указываются все необходимые атрибуты и характеристики ЯМ. По ядерным материалам, использующимся в производственном цикле и не поддающимся зачистке, представляются технически обоснованные расчетные данные об их количествах. Эти данные включают в список наличного количества ЯМ.
3.4.2. Все ЯМ, находящиеся в местах их длительного или временного хранения, за исключением крупногабаритных и отработавших тепловыделяющих сборок, размещенных в бассейнах выдержки, а также содержащих ЯМ крупногабаритных неразбираемых изделий, имеющих свой идентификатор (заводской номер), следует помещать в специальные контейнеры (упаковки) с установленными на них устройствами индикации вмешательства и имеющими индивидуальные идентификаторы.
Для учетных единиц в виде изделий с ЯМ, не помещенных в контейнер, идентификационным номером является нанесенный на изделие заводской (серийный) номер.
Все ЯМ в балк-форме, представляемые на физическую инвентаризацию в ЗБМ, рекомендуется перевести в учетные единицы (поместить в контейнеры) и необходимые данные по ним занести в учетную документацию.
Если контейнер, содержащий ядерные материалы в балк-форме, одновременно является единственной тарой для ЯМ, то он укомплектовывается биркой.
3.4.3. Учетные единицы ЯМ, находящиеся в хранилищах или в местах временного хранения в ЗБМ, рекомендуется группировать по категориям, видам, стратам и поставочным партиям. Ядерные материалы следует размещать на специально выделенных площадках, стеллажах или в шкафах сейфового типа (сейфах). Для облегчения идентификации места нахождения каждой учетной единицы ЯМ на видном месте рекомендуется наносить нумерацию. Размещение каждой учетной единицы в хранилище документально регистрируется в учетных документах и в компьютерной базе данных системы учета и контроля ЯМ эксплуатирующей организации, организации.
3.4.4. Места в ЗБМ, содержащие большое количество различных ЯМ, для удобства проведения физической инвентаризации рекомендуется разделять физическими барьерами (металлическими решетками) на отдельные участки. Входы на эти участки защищаются запорными устройствами и средствами контроля доступа.
3.4.5. Для каждого хранилища (места временного хранения ЯМ) составляется карта-схема с указанием идентификационных номеров учетных единиц и мест их размещения (номер стеллажа, место на стеллаже, номер сейфа и т.п.) на момент начала проведения физической инвентаризации.
4. Подготовка к проведению физической инвентаризации в зоне баланса материалов
4.1. Планирование проведения физической инвентаризации
Перед началом проведения физической инвентаризации инвентаризационной комиссии следует оценить объем работ и при необходимости разработать план проведения инвентаризации, согласовав его с руководителем проверяемого подразделения (ЗБМ).
В плане проведения физической инвентаризации рекомендуется указать:
- перечень и последовательность проведения работ по физической инвентаризации;
- время производства работ;
- ответственных за проведение работ;
- место проведения работ по физической инвентаризации.
4.2. Подготовка документов для проведения физической инвентаризации в зоне баланса материалов
Подготовка документов заключается:
- в проверке членами РИК состава и состояния представленных документов на проведение физической инвентаризации;
- в оформлении РИК протокола готовности документов к физической инвентаризации.
В состав документов следует включать:
- организационно-распорядительные документы на проведение физической инвентаризации в данной ЗБМ;
- документы, определяющие порядок, объем и правила измерений (стандарты, руководства, инструкции, методики, методические рекомендации);
- документы, определяющие размещение ядерных материалов в ЗБМ по ключевым точкам измерений и предписанные перемещения ядерных материалов внутри ЗБМ и в смежные ЗБМ (инструкции, карты, схемы);
- документы на оборудование, используемое при проведении физической инвентаризации (инструкции, паспорта, формуляры и т.д.).
В состав представляемых документов на ЯМ рекомендуется включать:
- СФНК предшествующей физической инвентаризации (при плановых и внеочередных физических инвентаризациях);
- все отчеты об изменении инвентарного количества за межбалансовый период для данной ЗБМ (при плановых и внеочередных физических инвентаризациях);
- комплект учетных документов на ЯМ;
- паспорта, формуляры, этикетки, сертификаты на все учетные единицы, зарегистрированные в учетных документах, а также на учетные единицы, создаваемые из материала в балк-форме для проведения данной физической инвентаризации;
- список наличного количества ядерных материалов.
4.3. Составление списка наличного количества ядерных материалов
4.3.1. Список наличного количества ядерных материалов составляется материально ответственным лицом и должен содержать учетные данные о каждой учетной единице в ЗБМ, приведенные в учетных документах ЗБМ (журналах учета ЯМ, учетных картах и т.д.) на начало физической инвентаризации.
4.3.2. Учетные единицы, включаемые в СНК, рекомендуется группировать по видам, стратам, партиям.
4.3.3. Ядерные материалы, находящиеся в ЗБМ на ответственном хранении и не принадлежащие данной ЗБМ вносятся в СНК отдельной группой с указанием этого обстоятельства.
4.3.4. Ядерные материалы, принадлежащие данной ЗБМ и переданные к началу физической инвентаризации на время в другие ЗБМ, оформляются отчетами об изменении инвентарного количества и в СНК данной зоны баланса материалов не включаются.
4.3.5. Составленный СНК служит исходным документом для проведения дальнейших процедур физической инвентаризации. Он подписывается ответственным за учет и контроль ядерных материалов в ЗБМ и представляется в РИК.
4.4. Подготовка ядерных материалов к проведению физической инвентаризации в зоне баланса материалов
Подготовка ЯМ к проведению физической инвентаризации заключается:
- в прекращении любых перемещений или преобразований ЯМ (кроме участков разделительных и радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки ЯМ) на период физической инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправление и получение ЯМ;
- во внесении всех необходимых данных в учетные документы;
- в проведении мероприятий и проверок исполнения положений пункта 3.4. относительно ЯМ, предъявляемых к физической инвентаризации;
- в оформлении и предъявлении РИК протоколов этих проверок.
4.5. Подготовка оборудования и измерительных средств к проведению физической инвентаризации в зоне баланса материалов
4.5.1. Подготовка оборудования к проведению физической инвентаризации заключается:
- в зачистке технологического оборудования от ЯМ;
- в подготовке подъемно-транспортного оборудования, необходимого для проведения физической инвентаризации;
- в проверке наличия, состояния и соответствия требованиям существующих норм и правил эксплуатационной документации на оборудование;
- в проверке наличия и сроков последней аттестации оборудования;
- в оформлении и предъявлении РИК протоколов этих проверок и готовности оборудования к проведению физической инвентаризации.
4.5.2. Подготовка измерительных средств к проведению физической инвентаризации заключается:
- в проведении проверки выполнения рекомендаций согласно пункту 5.4 относительно технических средств измерения ЯМ;
- в оформлении и предъявлении РИК протоколов этих проверок и готовности технических средств измерения ЯМ.
4.6. Оформление акта завершения подготовки к физической инвентаризации в зоне баланса материалов
После выполнения всех работ, приведенных в пунктах 4.2 - 4.5, оформляется акт о завершении подготовки к физической инвентаризации. Протоколы проверок по этим пунктам включаются в акт в качестве приложения. Акт является основанием для начала физической инвентаризации в ЗБМ.
5. Проведение физической инвентаризации в зоне баланса материалов
5.1. Сверка устройств индикации вмешательства с данными учетной документации
Целями сверки являются:
- проверка наличия, целостности и считываемости устройств индикации вмешательства;
- получение исходных данных для планирования объема выборок при определении путем измерений фактического количества и состава ЯМ в стратах на момент начала физической инвентаризации.
5.1.1. В промежутках между инвентаризациями проводится выборочная проверка устройств индикации вмешательства в ЗБМ. При определении объема случайной выборки необходимо исходить из требования подтверждения с доверительной вероятностью, равной 0,95, нахождения устройств индикации вмешательства в надлежащем состоянии.
5.1.2. Сверку рекомендуется проводить путем визуального или инструментального сличения маркировки устройств индикации вмешательства на учетных единицах с данными устройств исключения вмешательства, приведенными в учетной документации.
5.1.3. Сверка заканчивается оформлением документов, определяемых программой применения устройств индикации вмешательства, разрабатываемой эксплуатирующей организацией, организацией. В них обязательно должны быть указаны количество дефектных устройств индикации вмешательства, результаты проверки других средств контроля доступа и представлены рекомендации по объемам измерений количества и состава ЯМ.
Результаты проверки устройств индикации вмешательства отражаются в акте инвентаризации.
5.2. Сверка данных учетных единиц в списке наличного количества ядерных материалов
Целью сверки является выявление неточностей в записях, пропусков и других ошибок, возникающих при заполнении документов.
5.2.1. Сверку рекомендуется проводить путем считывания и сравнения атрибутивных признаков учетных единиц, указанных в СНК по каждой учетной единице, с данными учетных единиц, приведенными в СФНК предшествующей инвентаризации, с данными учетных единиц, приведенными в отчетах об изменении инвентарного количества за прошедший МБП, и с данными эксплуатационной документации на ядерные материалы (паспорт, формуляр, этикетка, сертификат) по ЗБМ.
5.2.2. Сверка заканчивается оформлением документов, определяемых инструкциями по проведению физической инвентаризации. Результаты сверки с обязательным указанием замечаний и рекомендаций РИК по их устранению отражаются в акте инвентаризации.
5.3. Рекомендации по определению объема подтверждающих измерений
5.3.1. Количество ЯМ, находящихся в каждой ЗБМ, определяется путем измерения количества и состава ЯМ в учетных единицах в ключевых точках измерений, контролируется путем оперативно-технического учета и контрольных проверок ЯМ, периодических сверок с данными учетных документов и проверяется путем проведения физической инвентаризации.
Примечание. Если в течение МБП и в процессе проведения физической инвентаризации учетные измерения данного ЯМ не выполнялись, а достоверность результатов предыдущих учетных измерений была обеспечена применением средств контроля доступа (устройств индикации вмешательства), то в учетные и отчетные документы следует вносить данные, полученные от изготовителя (например, для свежих тепловыделяющих сборок) или полученные расчетным путем (например, для облученных, отработавших тепловыделяющих сборок) с использованием введенных в действие эксплуатирующей организацией, организацией расчетных методик. В этом случае инвентаризационная разница должна быть равна нулю.
5.3.2. При физической инвентаризации определяются значения массы нетто ЯМ (суммарной массы химических элементов, примесей, добавок, присадок и т.п., определяющих химический состав материала), а также масс учитываемых элементов и изотопов, содержащихся в учетных единицах, значения погрешности их измерения при доверительной вероятности, равной 0,95. Значения этих масс, а также значения погрешностей их измерения регистрируются в учетных и отчетных документах.
5.3.3. Значения параметров учетных единиц ЯМ по пункту 5.3.2, полученные при ранее выполненных учетных процедурах (физической инвентаризации, передачах ЯМ и т.д.), могут использоваться при проведении учетных процедур текущей физической инвентаризации, причем только в тех случаях, если их достоверность с момента определения до момента использования может быть гарантирована надлежащим состоянием примененных устройств индикации вмешательства. При этом необходимо предусматривать проведение подтверждающих измерений.
5.3.4. При проведении подтверждающих измерений их объем определяется в зависимости от объема применения и результатов проверки состояния устройств индикации вмешательства (в соответствии с требованиями пункта 6.4.3 Основных правил учета и контроля ядерных материалов).
5.3.5. При выполнении физической инвентаризации допускается использование выборочных методов в планировании объема измерений для определения фактически наличного количества ЯМ.
Объем измерений для составления СФНК рекомендуется планировать исходя из величины
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по проведению физической инвентаризации ядерных материалов на ядерных установках и пунктах хранения ядерных материалов РБ-026-04 (утв. постановлением Федеральной службы по атомному надзору от 29 марта 2004 г. N 1)
Текст методических рекомендаций опубликован в "Вестнике Госатомнадзора России", 2004 г., N 3
Настоящее руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по атомному надзору по способам и методам проведения физических инвентаризаций ядерных материалов на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов
При разработке руководства использованы: Федеральный закон "Об использовании атомной энергии", Концепция системы государственного учета и контроля ядерных материалов (постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1205), Правила организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов (постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. N 746), Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов (постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 962), Основные правила учета и контроля ядерных материалов (постановление Госатомнадзора России от 9 июля 2001 г. N 7), стандарт отрасли "Физическая инвентаризация ядерных материалов" ОСТ 95 10560-2001, Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности СП 2.6.1.799-99.
Выпускается впервые.
Руководство разработано авторским коллективом Научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности Федеральной службы по атомному надзору в составе Андрюшина Н.Ф., Воронцовой А.Н., Кирсанова B.C., Кушневского Л.Н.
Настоящие Методические рекомендации фактически прекратил действие
Приказом Ростехнадзора от 9 ноября 2011 г. N 629 постановление Федеральной службы по атомному надзору от 29 марта 2004 г. N 1 признано не подлежащим применению