Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
Допуски на механические повреждения основных элементов и узлов подъемника
1. Общие положения
2. Допуски на механические повреждения
3. Нормы отбраковки канатов подъемников
1. Общие положения
Узел (элемент) металлоконструкции подъемника подлежит ремонту (выбраковке) при наличии:
резкого изгиба в месте деформации элемента, состоящего из отдельных профилей (уголков, швеллеров и пр.);
трещин в полках или надрывов в результате аварии;
усталостных трещин в элементах несущих узлов;
технологических трещин после ремонта;
мест металлоконструкций, потерявших в результате коррозии более 10% площади первоначального сечения.
Узел (элемент) металлоконструкций подлежит выбраковке, если:
несущая способность после ремонта восстанавливается частично;
выполнен из кипящей и (или) плохо свариваемой стали при наличии в нем дефектов, устранимых только с помощью сварки.
2. Допуски на механические повреждения
Допуски на механические повреждения основных металлоконструкций подъемника даны в табл. 4.1.
Допустимые отклонения формы основных элементов металлоконструкций подъемника даны в табл. 4.2.
Характерные дефекты деталей механизмов и узлов подъемника приведены в табл. 4.3.
Методы замера величин износа деталей и их предельные значения даны в табл. 4.4.
3. Нормы отбраковки канатов подъемников
Отбраковка канатов подъемников, находящихся в эксплуатации, должна проводиться согласно инструкции по эксплуатации подъемника, составленной с учетом требований к стальным канатам, изложенных в Правилах безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных Госгортехнадзором России 14.12.92 г. При отсутствии в инструкции по эксплуатации соответствующего раздела браковку канатов подъемника проводят согласно настоящему приложению. Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:
характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
разрыв прядей; поверхностный и внутренний износ;
поверхностная и внутренняя коррозия;
местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
деформация в виде волнистости, выпуклости, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
Отбраковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, следует проводить, если:
одна из прядей каната оборвана или вдавлена;
канат деформирован (вытянут или сплющен) и его первоначальный диаметр уменьшился на 25% и более;
число оборванных проволок на шаге свивки каната диаметром до 20 мм составляет более 5%, а на канате диаметром свыше 20 мм - более 10% от числа проволок в наружных прядях;
на канате имеется скрутка "жучок";
в результате износа диаметр проволоки уменьшился на 40% и более;
на канате имеются следы пребывания в условиях высокой температуры (цвета побежалости, окалина) или короткого электрического замыкания (оплавление от электрической дуги);
коэффициент запаса прочности не соответствует указанному значению в п. 1.7.2 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности.
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: коррозионной деформации, выдавливания сердечника, выдавливания или расслоения прядей, местного увеличения диаметра каната, местного уменьшения диаметра каната, раздавленных участков, повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
Таблица 4.1
Допуски на механические повреждения основных металлоконструкций подъемника
N п/п |
Повреждения | Предельные | Метод измерения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Кривизна дельта_Н мачты высотой H, мм |
H --- 700 |
Измерение в двух перпендикулярных плоскостях с помощью теодолита и реек |
2 | Кривизна дельта_L мачты высотой L, мм |
L --- 700 |
Измерение (в двух перпендикулярных плоскостях) проводится с помощью струны, закрепленной в основании и оголовке мачты и линейки |
3 | Неперпендикулярность дельта_С оси мачты к оси шарнира, рад |
С --- 400 |
Неперпендикулярность определяется как разность (сумма) углов наклона максимально поднятой мачты (из плоскости). Измерения проводятся с помощью теодолита |
4 | Разность диагоналей поперечного сечения мачты (d_1 - d_2), мм |
Непосредственное измерение, В - размер ширины поперечного сечения мачты |
|
1) в месте шарнирного соединения, рис. 1 |
В +- --- 700 |
||
2) в других сечениях | В +- --- 200 |
||
5 | Изменение размеров высоты и ширины поперечного сечения мачты, мм |
В --- 350 |
Непосредственное измерение |
6 | Смещение осевых линий элементов решетки от проектной геометрической схемы, мм, рис. 2 |
+-5 | Непосредственное измерение |
7 | Кривизна элемента дельта решетки длиной L между узлами, мм, рис. 3 |
L --- 600 |
Непосредственное измерение |
8 | Вмятины в тонкостенных элементах металлоконструкций, толщиной дельта, мм, рис. 3 |
Непосредственное измерение | |
глубина | 0,5 дельта | ||
длина | 3 дельта |
Таблица 4.2
Допустимые отклонения формы основных элементов металлоконструкций подъемника
Таблица 4.3
Характерные дефекты деталей механизмов и узлов подъемника
Наименование | Наименование дефектов, при наличии которых детали выбраковываются |
Примечание |
1 | 2 | 3 |
Подшипники | 1. Ощутимые радиальные и осевые люфты 2. Выкрашивание, шелушение усталостного характера на беговых дорожках, шариках или роликах 3. Раковины, чешуйчатые отслоения коррозионного характера 4. Трещины, изломы 5. Цвета побежалости на беговых дорожках колец, шариках или роликах 6. Отрывы головок заклепок сепараторов, вмятины на сепараторах, затруднительное вращение шариков или роликов, поломка сепараторов 7. Выступы рабочих поверхностей роликов за торцы наружных колец подшипников |
|
Шестерни, зубчатые колеса и муфты |
1. Облом зубьев 2. Трещины любых размеров и расположений 3. Износы зубьев по толщине, заметные при осмотре 4. Выкрашивание более чем на 30% рабочей поверхности при глубине более 10% толщины зуба |
Норму износа зубьев см. табл. 4.4 |
Червячное колесо | Износ зуба у вершины до толщины менее 1 мм |
|
Детали со шлицами | 1. Сдвиг, смятие и обломы шлицев 2. Скручивание шлицев |
|
Детали со шпоночными пазами и шпонки |
Смятие и сдвиги боковых поверхностей, заметные при осмотрах |
|
Валы и оси | 1. Трещины любых размеров и расположений 2. Износ посадочных поверхностей под подшипники 3. Изгибы, заметные при осмотре 4. Вышеуказанные дефекты зубьев (вал шестерни), шлицев, шпоночных пазов и резьб |
Посадочная поверхность признается изношенной в случае возможности прокручивания рукой внутреннего кольца подшипника относительно поверхности вала или ощутимого люфта при покачивании подшипника на валу |
Детали с резьбой | 1. Срывы более 2 ниток; сдвиги ниток 2. Значительные износы ниток, заметные при осмотрах 3. Износ граней под ключ |
|
Тормозные шкивы | 1. Трещины и обломы, выходящие на рабочие и посадочные поверхности 2. Износы рабочих поверхностей глубиной более 2 мм и риски длиной более 5 мм 3. Радиальное биение шкива более 0,1 мм |
|
Тормозные накладки (колодки) |
1. Трещины и обломы, выходящие к отверстиям под заклепки 2. Износы по толщине до головок заклепок |
Минимальная толщина накладки в средней части не менее половины номинальной, трещины по краям не менее 2,5 мм |
Корпуса редукторов |
1. Трещины любых размеров и расположений, выходящие на поверхности разъемов, посадочные поверхности отверстий и масляной ванны 2. Износ отверстий под подшипник |
Отверстие признается изношенным в случае возможности прокручивания рукой наружного кольца подшипника в отверстии |
Кабина, кожухи | Сквозная коррозия стенок | |
Пружинные шайбы, стопорная проволока, шплинты |
Выбраковываются независимо от технического состояния в случаях снятия при разборке |
|
Неметаллические прокладки и уплотнения |
Выбраковываются независимо от технического состояния |
При удовлетворительном техническом состоянии допускается повторное использование манжетных уплотнений |
Пружины | 1. Изломы, трещины и расслоения 2. Остаточные деформации, нарушающие работоспособность сборочной единицы |
|
Барабаны основной, тартальной и вспомогательной лебедок |
1. Трещины любого характера и расположения 2. Срез или износ гребня канавки по высоте не более 1/3 витка 3. Износ ручья по профилю и глубине более 2 мм |
|
Блоки (талевые, крюкоблоки, кронблоки) |
1. Износ ручья по глубине более чем на 40% радиуса ручья 2. Частичные обломы реборд 3. Трещины |
|
Канаты | 1. Обрывы одной и более прядей 2. Обрывы проволок 3. Износ каната |
|
Грузоподъемные крюки |
1. Трещины, надрывы и волосовины на поверхности у хвостовика (в месте перехода к нерезьбовой части) 2. Увеличение ширины зева более чем на 12% проектной ширины 3. Уменьшение высот изнашиваемых частей более чем на 10% проектных высот |
|
Штропы эксплуатационные |
1. Трещины, надрывы 2. Уменьшение высоты изнашиваемой части более чем на 10% проектной высоты 3. Увеличение длины штропа более чем на 3% |
|
Элеваторы | 1. Трещины, задиры, остаточная деформация 2. Износ торцевой поверхности под замок более 2 мм 3. Уменьшение высоты проушины в месте соприкосновения со штропом более чем на 10% проектной высоты |
|
Вертлюг | 1. Трещины, надрывы, раковины 2. Толщина стенки отвода изношена более чем на 10% |
|
Механизм для крепления неподвижной ветви талевого каната |
1. Трещины 2. Износ 3. Ослабление крепления 4. Вмятины, прогибы, искривления |
Остальные детали отбраковываются по признакам, влияющим на работоспособность.
Таблица 4.4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.