Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению Думы г.Иркутска
от 22 октября 2008 г. N 004-20-540920/8
Муниципальная целевая программа
"Развитие инновационной деятельности в городе Иркутске на 2009 - 2012 годы"
1 октября, 23 декабря 2009 г., 6 октября 2010 г., 27 мая, 1 ноября 2011 г., 2 марта 2012 г.
Решением Думы г.Иркутска от 1 ноября 2011 г. N 005-20-270419/1 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в городе Иркутске на 2009 - 2012 годы" (далее Программа) |
|||||
Основание для разработки Программы |
П. 5.2.18 Программы комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2008 - 2020 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 28.09.2007 N 004-20-410627/7 |
|||||
Муниципальный заказчик Программы |
Комитет по экономике администрации г.Иркутска |
|||||
Основные разработчики Программы |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутский государственный технический университет" |
|||||
Цели Программы |
Создание экономических, правовых и организационных условий для развития инновационной деятельности на территории города Иркутска, обеспечивающих формирование благоприятной деловой среды для функционирования малого и среднего инновационного предпринимательства, направленного на эффективное использование научно-технического потенциала при решении задач социально-экономического развития города Иркутска |
|||||
Задачи Программы |
1. Формирование благоприятной деловой среды для создания и развития малых и средних инновационных компаний, инновационной финансовой системы, построенной на развитой сети банков, кредитных, страховых организаций, частных инвесторов, а также специализированных институтов венчурных и прямых инвестиций. 2. Создание условий для эффективной деятельности организаций, осуществляющих поддержку малого и среднего инновационного предпринимательства и внедрение инноваций на предприятиях города. 3.Создание благоприятной информационной среды для привлечения в город инновационных инвесторов (венчурных фондов, фондов прямых инвестиций и т.д.). 4. Разработка и принятие муниципальных правовых актов города Иркутска, стимулирующих деятельность в инновационной сфере. 5.Организация и проведение венчурных ярмарок и венчурных форумов, способствующих трансферу технологий и обмену передовым опытом в сфере инновационного предпринимательства |
|||||
Исполнители Программы |
Комитет по экономике администрации г.Иркутска |
|||||
Сроки реализации Программы |
2009 - 2012 гг. |
|||||
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования Программы в 2009 - 2012 годах - 71260 тыс. рублей |
|||||
Источники финансирования |
Финансирование, тыс. руб. |
|||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Всего: |
||
Средства бюджета города Иркутска |
1 700 |
1 700 |
6060 |
24 300 |
33760 |
|
Иные источники |
0 |
0 |
0 |
37500 |
37500 |
|
Итого |
1 700 |
1 700 |
6060 |
61800 |
71260 |
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Доля инновационных компаний, участвующих в муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства; 2. Доля привлеченных средств в общем объеме капитала инновационных компаний; 3. Доля инновационных компаний, имеющих защищенную интеллектуальную собственность; 4. Количество инновационных компаний на 1000 жителей; 5. Численность работников, занятых инновационной деятельностью; 6. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции. |
|||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Увеличение доли инновационных компаний, участвующих в муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства до 54 %; 2. Увеличение доли привлеченных средств в общем объеме капитала инновационных компаний до 35 %; 3. Увеличение доли инновационных компаний, имеющих защищенную интеллектуальную собственность до 74 %; 4. Увеличение количества инновационных компаний на 1000 жителей до 0,45%; 5. Увеличение численности работников, занятых инновационной деятельностью до 810; 6. Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции до 2,94 %. |
|||||
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль и координацию деятельности по исполнению Программы осуществляет Комитет по экономике администрации г.Иркутска |
|||||
Приоритетные сферы для оказания поддержки |
1. Муниципальное управление 2. Жилищно-коммунальное хозяйство 3. Здравоохранение 4. Образование 5. Градостроительство и архитектура 6. Промышленность 7. Туризм 8. Сфера услуг Конкретные направления оказания поддержки формируются исходя из системы экспертиз инновационных проектов, приоритетных для реализации на территории г.Иркутска, обозначенной в блоке "Экспертное обеспечение инновационной деятельности" |
Решением Думы г.Иркутска от 1 ноября 2011 г. N 005-20-270419/1 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Основные понятия, используемые в Программе
В настоящей Программе используются следующие понятия:
- бизнес-ангелы - это частные инвесторы, финансирующие инновационные проекты ранних стадий. Такие инвестиции рассчитаны на большой срок окупаемости и не требуют залогового обеспечения. Бизнес-ангелы привносят в компанию не только денежные средства, но и знания, организаторские способности, деловые связи и принимают активное участие в формировании компании. Именно бизнес-ангелы, инвестирующие часть собственных средств в инновационные компании самых ранних стадий развития предоставляют разработчикам огромные возможности для развития инновационных бизнесов и являются предшественниками венчурных фондов разных стадий инвестирования;
- бизнес-инкубатор - организация, предоставляющая свои ресурсы перспективным инновационным и высокотехнологическим компаниям с целью внедрения современных технологий и использования научно-технического потенциала;
- венчурный фонд - фонд, аккумулирующий финансовые средства для инвестирования в высокорисковые высокотехнологичные инновационные проекты.
Фонд вкладывает средства путем приобретения акций или долей новой компании на ограниченный срок (до тех пор, пока рынок не будет способен вернуть вложенный капитал с существенной прибылью, но обычно не более чем на 7 лет). Продажу своей доли компании фонд осуществляет, когда коммерциализация компании позволяет ей выйти на пик рыночной стоимости, и, следовательно, дать фонду максимально возможную прибыль;
- инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
- инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с ним дополнительные научные исследования и разработки;
- инновационная организация - организация, осуществляющая инновационную деятельность;
- инновационная политика - определение органами государственной власти РФ органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;
- инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая и т.д.) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций (нововведений);
- инновационная продукция (работы, услуги) - результаты инновационной деятельности, по поводу которых возникают экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности;
- инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой политики в области развития инновационной системы;
- инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;
- инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности;
- инновационный проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического процесса, а также мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры с целью получения прибыли или иного полезного эффекта и отраженных в документации, содержащей технико-экономическое, правовое и организационное обоснование инновационной деятельности, сведения о целях, объемах финансирования и исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта;
- инновационно-технологический центр - имущественный комплекс, предназначенный для оптимального функционирования и развития субъектов инновационной деятельности, а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферу материального производства и в сферу услуг;
- инновационная инфраструктура - субъекты малого и среднего предпринимательства, способствующие инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации);
- субъекты инновационной деятельности - субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие инновационную деятельность на территории г.Иркутска в соответствии с действующим законодательством, а также организации инновационной инфраструктуры;
- технопарк - объединение предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, имеющее целью создание общей системы экономико-правового и технического обслуживания, а также общей системы инвестирования и ведения инновационной деятельности;
- центр трансфера технологий - организация, содействующая субъектам инновационной деятельности в продвижении инновационного продукта на рынки сбыта и обеспечивающая доступ к информационным ресурсам (каталоги, базы данных и т.д.);
- венчурный партнер - субъект малого и среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность по поиску и подготовке инновационных проектов к инвестированию за счет средств Фонда посевных инвестиций Российской венчурной компании, а также прошедший процедуру регистрации венчурного партнера в порядке, установленном Положением о системе венчурных партнеров Фонда посевных инвестиций Российской венчурной компании и порядке их регистрации;
- Аллея инноваций - участок улицы Фридриха Энгельса города Иркутска, представляющий собой экспериментальную площадку, предназначенную для практической реализации инновационных проектов субъектов инновационной деятельности города Иркутска в малых объемах.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Создание в России национальной инновационной системы является приоритетом не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Коммерциализация технологий является частью целостного механизма создания и реализации нововведений в рамках национальной инновационной системы.
Государство принимает активное участие в создании национальной инновационной системы. Это и реализация федеральных национальных проектов и целевых программ, и создание новых финансовых механизмов, включая предоставление субсидий, и создание венчурных фондов ранних стадий развития с государственным участием для инвестирования во вновь создаваемые малые и средние наукоемкие компании, и поддержка создания и развития инновационной инфраструктуры, в частности, центров трансфера технологий, центров коллективного пользования научным оборудованием и многое другое.
В среднесрочной перспективе в развитии научно-технической и инновационной сфер РФ ожидаются позитивные сдвиги, связанные с повышением ее конкурентоспособности и эффективности. Активная государственная научно-техническая политика будет во многом способствовать повышению инновационной активности частного сектора.
Ожидается, что удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции повысится с 5,5% в 2007 году до 6,5-6,7% в 2011 году. Более чем вдвое поднимется уровень изобретательской активности, а доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет с 8,5% в 2007 году до 15% в 2011 году. Улучшение интегральных показателей инновационного развития предполагается при сокращении численности научных организаций и научно-технического персонала с одной стороны, и повышении оплаты труда и фондовооруженности работников, занятых исследования# и разработками, с другой.
Иркутская область занимает стратегически важное экономико-географическое положение в центре азиатской части России на пересечении торговых путей из центральных регионов России к странам Азиатско-Тихоокеанского бассейна. В Иркутской области действуют мощные промышленные комплексы: топливно-энергетический, горнодобывающий, лесопромышленный, нефтехимический; особое развитие получила алюминиевая промышленность; высока роль машиностроения.
Иркутск является административным центром Иркутской области, столицей одного из наиболее важных по своему экономическому и геополитическому значению регионов Сибири.
Иркутск является муниципальным образованием с высоким уровнем социально-экономического развития, характеризуется относительно сбалансированными показателями.
Так, в городе Иркутске проживает 22.8 % населения области, из которых 78 % являются экономически активными. Доля города Иркутска в общем объеме инвестиций в основной капитал в области составляет 29.91 %, а доля в региональном обороте розничной торговли превышает 45 %.
Одним из основных показателей деятельности предприятий и организаций города является оборот по видам экономической деятельности, который включает в себя стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг крупных и средних организаций и выручку от продажи ранее приобретенных на стороне товаров.
По итогам 2007 г. оборот крупных и средних организаций города по основным видам деятельности составил 141,3 млрд. рублей или 141,3% к 2006 г. Наибольший удельный вес в объеме оборота организаций - 35,8%, приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 30,4 % - на промышленные виды деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды), 12,9% - на транспорт и связь, 8,2% - на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг.
Производством и отгрузкой товаров собственного производства, выполнением работ и оказанием услуг в городе Иркутске занимаются 66 крупных и средних предприятий промышленности. В течение 2007 г. отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг в фактических отпускных ценах на 43,1 млрд. руб. По сравнению с 2006 г. объем отгруженных товаров увеличился на 45,8%. Наибольшая доля - 85,4% от объема отгруженных товаров вида деятельности "Обрабатывающие производства" приходится на "Производство пищевых продуктов" и "Производство транспортных средств и оборудования". Высокие темпы роста отмечены на предприятиях, производящих химическую продукцию, транспортные средства и оборудование, готовые металлические изделия, обувь, издательскую и полиграфическую продукцию.
Позитивные сдвиги в производственной сфере позволили предприятиям более активно заниматься вопросами реконструкции, технического перевооружения и модернизации производства.
На протяжении нескольких лет в городе Иркутске наблюдается увеличение объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям. В 2007 г. крупными и средними предприятиями города Иркутска осуществлены инвестиции на сумму 24,6 млрд. руб., что на 39,3 % больше уровня прошлого года. Структура инвестиций по сравнению с прошлым годом изменилась незначительно. На долю финансовых вложений приходится 15,2 % инвестиций, соответственно удельный вес инвестиций в нефинансовые активы составил 84,8%.
Приток иностранного капитала в город Иркутск в 2007 г. составил 39,6 млн. долл. США, что на 4,3% выше, чем в 2006 г. Поступление рублевых инвестиций из-за рубежа составило 4 138,6 млн. руб., что в сравнении с предыдущим годом меньше на 27%. Сумма накопленных иностранных инвестиций по состоянию на 1 января 2008 года составила 125,8 млн. долл. США и 10 769,7 млн. руб. Долларовые инвестиции распределились следующим образом: прямые инвестиции - 34,6%, портфельные - 26,0%, прочие - 39,4%.
Большую роль в экономике города играет малый бизнес. Количество малых предприятий в 2007 году по сравнению с 2006 выросло на 3,4 % и составило 7 409 ед. (при увеличении численности работающих на 2,8 тыс. человек).
В городе функционируют высокотехнологичные промышленные комплексы, что способствует освоению наукоемкой конкурентоспособной продукции и требует подготовки высококвалифицированных кадров. Основными в ряду индустриальных предприятий города Иркутска являются Иркутский авиационный завод - филиал НПК "Иркут", ОАО "Иркутский релейный завод", ОАО "Радиан" и др., которые сохранили материально-техническую базу для производства современной продукции, отвечающей требованиям мировых стандартов, и с появлением благоприятных условий имеют возможность удовлетворить ее спрос на внешнем и внутреннем рынке.
В городе Иркутске сосредоточен один из самых крупных в восточных регионах РФ научный, научно-технический и образовательный потенциал. Так, на город Иркутск приходится порядка 90 % инновационного потенциала Иркутской области.
Научный потенциал города Иркутска включает 9 академических институтов Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (далее ИНЦ СО РАН), 5 институтов Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (далее ВСНЦ СО РАМН), 3 научно-исследовательские организации сельскохозяйственного направления, более 20 прикладных научно-исследовательских и проектных институтов.
Общая численность сотрудников учреждений Иркутского научного центра составляет на конец 2006 г. 3573 чел., в том числе 1077 научных сотрудника, 229 докторов и 648 кандидатов наук (Таблица 1).
Таблица 1
Общая численность сотрудников
и количество научных публикаций
Наименование показателя / годы |
2002 г |
2003 г |
2004 г |
2005 г |
2006 г |
Численность научных сотрудников ИНЦ СО РАН, чел. |
1139 |
1134 |
1153 |
1132 |
1077 |
Рейтинговых публикаций, всего шт. |
1017 |
912 |
910 |
1018 |
895 |
Монографий, шт. |
53 |
51 |
53 |
58 |
49 |
Статей в рецензируемых отечественных журналах, шт. |
682 |
654 |
627 |
704 |
628 |
Статей в рецензируемых зарубежных журналах, шт. |
282 |
207 |
230 |
256 |
218 |
ВСНЦ СО РАМН - это крупный научный медицинский комплекс, институты которого выполняют важные исследования, связанные с обеспечением здоровья человека.
Общая численность сотрудников учреждений ВСНЦ СО РАМН составляет около 1200 человек, в том числе около 300 научных сотрудников.
В двух научных центрах (научный центр медицинской экологии и научный центр реконструктивной и восстановительной хирургии) ВСНЦ СО РАМН работают 2 академика РАМН, 4 члена-корреспондента РАМН, 44 доктора и более 100 кандидатов наук.
Организации, представляющие в городе Иркутске и области сельскохозяйственную науку, входят в состав Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) и осуществляют координацию научных исследований в агропромышленном комплексе.
Общая численность сотрудников научно-исследовательских организаций сельскохозяйственного направления составляет около 600 человек, в том числе более 80 научных сотрудников, из них 2 доктора и 15 кандидатов наук.
В составе основных прикладных научно-исследовательских институтов города Иркутска, создание которых было вызвано бурным развитием различных отраслей промышленности Сибири, работает около 2000 человек, в том числе 15 докторов и около 140 кандидатов наук.
В городе Иркутске подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляют 23 вуза и филиала вузов, в которых обучается 105,1 тыс. студентов, из них 61,1 тыс. человек - на дневных отделениях. Подготовка специалистов в вузах Иркутской области осуществляется по более чем 200 специальностям технического, экономического, естественно-научного и гуманитарного профилей.
Подготовку кадров для инновационной деятельности ведут 4 вуза (Иркутский государственный университет, Байкальский государственный университет экономики и права, Иркутский государственный технический университет и Иркутский государственный университет путей сообщения). Кроме этого, постоянно действует Региональная школа инновационного менеджмента.
В результате исследования инновационного потенциала города Иркутска: поиска, отбора и инвентаризации объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической деятельности (РНТД), по оценке возможности и необходимости защиты объектов интеллектуальной собственности было выявлено 844 РНТД. Из них потенциально охраноспособные РНТД - 213 ед. (23,7%), количество РНТД, имеющих правовую защиту - 315 ед. (35% от общего числа), рекомендуемых для коммерциализации 438 ед. (48,7% от общего числа).
Согласно данным Иркутского областного комитета государственной статистики, в 1999 году в Иркутской области и городе Иркутске инновационной деятельностью занимались 20 организаций различных отраслей экономики, в 2000 году - 14, в 2001 году - 22, в 2002 году - 29, в 2003 году - 35 организаций, в 2004 году - 31, в 2005 году - 41, в 2006 году - 47. В 2007 году научными исследованиями и разработками в области занимались 62 организаций#. Это акционерные общества "Ангарская нефтехимическая компания", "Иркутскэнерго", "Иркутский релейный завод", "Иркутскэнергоремонт", "Усть-Илимский ЛПК", "Ангарский завод катализаторов и органического синтеза", "Иркутская маслосырбаза", Иркутский авиационный завод и другие. Объем отгруженной инновационной продукции из общего объема в 2007 году составил 2, 260 млн. руб. (Таблица 2).
Основная часть нововведений была проведена в целях улучшения качества, расширения ассортимента продукции, видов услуг, сохранения и расширения традиционных рынков сбыта.
Таблица 2
Объем отгруженной инновационной продукции из общего объема
|
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г |
2006 г. |
2007 г. |
Общий объем отгруженной продукции, млн. руб. |
51485 |
52951 |
67142 |
61068 |
102788 |
121,802 |
Из него инновационной, млн. руб. |
9387 |
10865 |
9137 |
355 |
1060,8 |
2,260 |
в процентах |
18,23% |
20,52% |
13,61% |
0,6% |
1,0% |
1,9% |
В 2007 году увеличилось по сравнению с 2006 годом количество поданных организациями заявок на патенты: на изобретения - 17 против 7 в 2006 году.
В 2007 году 18 предприятий области и города Иркутска приобрели новые технологии, в том числе 8 из них приобрели новые технологии за пределами Российской Федерации. Двенадцать предприятий участвовали в разработке совместных проектов по выполнению исследований и разработок (в 2006 году - 9 предприятий). Ими было выполнено 53 совместных проекта (в 2006 году - 57) . В силу различных экономических и производственных факторов были задержаны, остановлены и даже не начаты 57 инновационных проектов (в 2006 г. - 74 проекта).
Затраты на технологические инновации составили 3637 млн. рублей (2006 -3796 млн. руб.), из них 36% (2006 - 59%) - на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями.
Как и в прошлые годы, затраты производились в основном за счет собственных средств предприятий (96% в 2007 против 91% в 2006 г.).
В городе Иркутске постоянно растет уровень инновационной активности предприятий, по данным исследований она выросла с 3% в 1999 году до 10,2% в 2006 году (в России - 9,7% и в СФО - 7,7%). Вместе с тем, инновационная деятельность в городе развивается недостаточно активно. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки ниже российского уровня и составляют 0,48% к внутреннему региональному продукту.
Наиболее восприимчивыми к инновациям являются малые и средние предприятия. В городе Иркутске выстроена система поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, решением Думы города Иркутска от 31.08.2007 N 004-20-400606/7 утверждена муниципальная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске" на 2008 - 2012 годы, оказывается содействие участию в конференциях и семинарах, проводятся бесплатные консультации предпринимателям, курсы повышения квалификации для предпринимателей и менеджеров малых предприятий, компенсируются затраты по участию субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Одним из приоритетов в оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в программе обозначена инновационная деятельность. Однако, отдельная программа поддержки инновационного предпринимательства разрабатывается впервые.
По мнению руководителей и специалистов предприятий города Иркутска и Иркутской области основными факторами, препятствующими инновациям, являются недостаток собственных денежных средств, слабая финансовая поддержка со стороны государства, высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости инноваций, неопределенность экономической выгоды от использования.
Одной из проблем развития инновационной деятельности наряду с экономической спецификой является недостаток нормативно-правовых документов на федеральном уровне, обеспечивающих поддержку инновационной деятельности.
Поддержка и регулирование инновационной деятельности в городе Иркутске осуществляется в соответствии с принятыми на областном уровне: Законом Иркутской области "Об областной государственной поддержке инновационной деятельности" от 05.05.2004 N 21-оз, Положением о проведении конкурса инновационных проектов, утвержденным постановлением Администрации Иркутской области от 14.04.2008 N 104-па, в соответствии с которыми из областного бюджета выделяются субсидии (9,35 млн.руб. в 2007 г.) для реализации наиболее перспективных проектов.
В 2008 году на заседании Думы города Иркутска была одобрена Концепция инновационной деятельности в городе Иркутске на 2008 - 2020 годы. Концепция определяет цели и задачи формирования политики органов местного самоуправления города Иркутска в сфере инновационной деятельности, дает оценку текущему состоянию экономики и предполагает наиболее эффективные варианты развития на долгосрочный период с учетом достижения комплексной стратегической цели социально-экономического развития города Иркутска - значительного повышения уровня и качества жизни населения.
В городе расположены 12 общеобластных элементов инновационной инфраструктуры, в том числе Областной технопарк, Региональный центр развития инновационной деятельности, Иркутский инновационный бизнес-инкубатор, Региональная школа инновационного менеджмента, Технопарк ИрГТУ, Байкальский центр трансфера технологий, Байкальский коучинг-центр по венчурному предпринимательству и др.
Вместе с тем следует отметить, что единой муниципальной инновационной системы к настоящему времени не сложилось. Есть лишь отдельные элементы, которые являются одновременно элементами региональной инновационной системы. В состав инфраструктуры должны быть вовлечены не только уже существующие областные и университетские технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и коучинг-центры, но и созданы исключительно муниципальные элементы.
В сентябре 2006 г. в структуре администрации города Иркутска было создано Комитет по экономике администрации г.Иркутска.
В 2008 году был создан Координационный научно-экономический совет при мэре города. В него вошли представители науки, образования, бизнеса и администрации города. Координационный научно-экономический совет при мэре города обеспечивает активное участие научной общественности и бизнес-структур в процессах формирования и эффективной реализации научно-технических программ города Иркутска, направленных на решение экономических и социальных проблем города, координацию деятельности научных организаций и бизнес-сообществ, проведение научной и научно-технической экспертизы программ и проектов.
Вопрос финансирования инновационной деятельности играет важнейшую роль в развитии инновационной деятельности в городе Иркутске.
Так как малые инновационные компании ранних стадий развития могут получить инвестиционные ресурсы только в специализированных инвестиционных институтах - у бизнес-ангелов, в фондах венчурных и прямых инвестиций на первый план выходит проблема отсутствия в городе Иркутске указанных источников.
Вместе с тем, необходимо учесть сложившуюся практику инвестирования в инновационные проекты венчурными фондами, зарегистрированными в других субъектах Российской Федерации. Как правило, факт инвестирования в проект, предлагаемый для реализации на территории одного субъекта Российской Федерации, со стороны фонда, действующего на территории другого субъекта Российской Федерации, становится возможным только в случае переноса реализации этого инновационного проекта на территорию регистрации и работы указанного венчурного фонда. Это обстоятельство делает риск ухода наукоемких разработок из города Иркутска достаточно существенным. Таким образом, город может лишиться тех разработок, которыми обладает уже сегодня.
В связи с этим, актуальным становится вопрос создания в городе Иркутске или области инвестиционных институтов, деятельность которых была бы сосредоточена в основном в городе.
Поэтому городу необходимо самым активным образом оказывать содействие по созданию венчурных фондов на территории города Иркутска.
Настоящая Программа является одним из инструментов реализации Программы комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2008 - 2020 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 28.09.2007 N 004-20-410627/7 и разработана в соответствии с Концепцией инновационной деятельности в городе Иркутске на 2008 - 2020 годы.
Среди ключевых проблем, требующих программного решения на муниципальном уровне, целесообразно выделить следующие:
1. Общие факторы
- Отсутствие муниципальных программ, содействующих приоритетному использованию уже внедренных инноваций для повышения качества жизни горожан.
- Недостаточность нормативно-правовых актов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность.
- Отсутствие муниципального заказа на инновации.
2. Отсутствие координации в инновационной деятельности научных институтов ИНЦ СО РАН, ВУЗовской науки и администрации города Иркутска.
- Отсутствие единой скоординированной системы трансфера технологий в институтах ИНЦ СО РАН и ВУЗах.
- Выбор направлений академических исследований без учета конкретных потребностей города и рыночного спроса.
- Отсутствие координации взаимодействия между институтами ИНЦ СО РАН, ВУЗами и органами местного самоуправления города Иркутска в реализации инновационных разработок в интересах города.
3. Низкие темпы развития трансфера технологий
- Слабая информированность разработчиков и предпринимателей о возможностях сетей трансфера технологий.
4. Неразвитость финансовых институтов поддержки инноваций
- В настоящее время в городе Иркутске слабо представлены компоненты кредитно-финансовой и инвестиционной инфраструктуры инновационной системы, фактически они находятся в зачаточном состоянии.
- В городе Иркутске отсутствуют институты инвестирования в инновационные компании, находящиеся на ранних стадиях развития (венчурные фонды).
- В городе Иркутске не институциализирована инвестиционная деятельность "бизнес-ангелов".
5. Неразвитость инновационной инфраструктуры
- Отсутствие специализированных городских элементов инновационной инфраструктуры. Созданные в настоящее время элементы ориентированы в основном на решение проблем области.
6. Слабое кадровое обеспечение инновационной системы
- Иркутск является крупнейшим образовательным центром, однако сохраняется высокий дефицит квалифицированных инженерных кадров для инновационных предприятий.
- ВУЗы города Иркутска практически не готовят специалистов-менеджеров для сферы инновационно-технологического бизнеса (включая подготовку инновационных брокеров, а также специалистов управления инновационными бизнесами и венчурными фондами).
- Отсутствие специалистов по внедрению организационных инноваций - разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной стратегии, внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления, реализация мер по развитию персонала, аутсорсинг и др. Указанные выше проблемы необходимо решать в соответствии с программно-целевым подходом, что обеспечит концентрацию ресурсов на решении ключевых проблем в инновационной сфере, обеспечит сбалансированность и последовательность решения стоящих задач, запустит механизмы саморазвития инновационной системы. Требуется масштабное вовлечение реального бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов инновационного развития. Роль органов местного самоуправления города Иркутска состоит в том, чтобы скоординировать деятельность субъектов инновационной системы, организовать развитие соответствующей инфраструктуры, создать стимулы к инновационной деятельности.
Возможные риски реализации Программы связаны с изменением федерального и регионального законодательства в части вопросов государственной и муниципальной поддержки инновационной деятельности, а также с недостатком финансирования мероприятий программы. Основными способами минимизации указанных рисков является регулярный мониторинг изменений в законодательстве и определение приоритетных направлений для финансирования.
3. Цели и задачи Программ
Цель Программы: Создание экономических, правовых и организационных условий для развития инновационной деятельности на территории города Иркутска, обеспечивающих формирование благоприятной деловой среды для функционирования малого и среднего инновационного предпринимательства, направленного на эффективное использование научно-технического потенциала при решении задач социально-экономического развития города Иркутска.
Эта цель обусловливает необходимость решения следующих основных задач:
1. Формирование благоприятной деловой среды для создания и развития малых и средних инновационных компаний, инновационной финансовой системы, построенной на развитой сети банков, кредитных, страховых организаций, частных инвесторов, а также специализированных институтов венчурных и прямых инвестиций.
2. Создание условий для эффективной деятельности организаций, осуществляющих поддержку малого и среднего инновационного предпринимательства и внедрение инноваций на предприятиях города.
3. Создание благоприятной информационной среды для привлечения в город инновационных инвесторов (венчурных фондов, фондов прямых инвестиций и т.д.).
4. Разработка и принятие муниципальных правовых актов города Иркутска, стимулирующих деятельность в инновационной сфере.
5. Организация и проведение венчурных ярмарок и венчурных форумов, способствующих трансферу технологий и обмену передовым опытом в сфере инновационного предпринимательства.
Период реализации Программы - 2009 - 2012 гг.
Важнейшие целевые показатели, отражающие характер развития инновационной деятельности на территории города Иркутска:
1. Доля инновационных компаний, участвующих в муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства;
2. Доля привлеченных средств в общем объеме капитала инновационных компаний;
3. Доля инновационных компаний, имеющих защищенную интеллектуальную собственность;
4. Количество инновационных компаний на 1000 жителей;
5. Численность работников, занятых инновационной деятельностью;
6. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции.
Решением Думы г.Иркутска от 2 марта 2012 г. N 005-20-310495/2 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Перечень программных мероприятий
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий. Система мероприятий Программы (Таблица 3) строится в соответствии со следующими принципами:
- комплексность, под которой понимается максимальная широта охвата и согласованность использования муниципальной поддержки инновационного процесса. В рамках Программы обеспечиваются поддержка перспективных исследований и разработок на всех стадиях инновационного процесса, а также формирование дополнительных стимулов к проведению собственных прикладных разработок и внедрению передовых технологий во всех секторах муниципального хозяйства, созданию и развитию наиболее важных элементов инновационной инфраструктуры;
- концентрация ресурсов на приоритетных для реализации инноваций отраслях городского хозяйства, включая реализацию значимых для экономики города инновационных проектов и обеспечение демонстрационного эффекта от их реализации для бизнес-сообщества, ускоренное создание и достройку тех элементов инновационной системы, отсутствие которых определяет недостаточную эффективность функционирования муниципальной инновационной системы в целом;
- софинансирование и привлечение внебюджетных ресурсов для выполнения мероприятий Программы, которые могут иметь коммерческую направленность;
- распределение бюджетных средств на конкурсной основе.
Структурообразующими функциональными элементами Программы являются следующие блоки мероприятий:
- блок "Экспертное обеспечение инновационной деятельности";
- блок "Организационно-просветительские мероприятия";
- блок "Оказание содействия инновационной инфраструктуре города Иркутска";
- блок "Выставочно-ярмарочные мероприятия";
- блок "Стимулирование развития инновационной деятельности на территории города Иркутска".
Таблица 3
Мероприятия Программы
Решением Думы г.Иркутска от 1 ноября 2011 г. N 005-20-270419/1 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
На реализацию мероприятий Программы предполагается направить средства из бюджетных и внебюджетных источников (Таблица 4). Бюджетные источники:
- бюджет города Иркутска.
Иные источники:
- средства организаций.
Реализация программных мероприятий будет достигнута путем заключения муниципальных контрактов, договоров и договоренности с исполнителями, соисполнителями мероприятий в рамках действующего законодательства.
Таблица 4
Ресурсное обеспечение Программы
N |
Наименование раздела |
Источники финансирования |
Ресурсное обеспечение Программы, тыс. руб. |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Итого |
|||
1 |
Экспертное обеспечение инновационной деятельности |
Средства бюджета города Иркутска |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Иные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
2 |
Организационно-просветительские мероприятия |
Средства бюджета города Иркутска |
200 |
50 |
100 |
700 |
1050 |
Иные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
3 |
Оказание содействия инновационной инфраструктуре города Иркутска |
Средства бюджета города Иркутска |
700 |
550 |
2400 |
13500 |
17150 |
Иные источники |
0 |
0 |
|
37500 |
37500 |
||
4 |
Выставочно-ярмарочные мероприятия |
Средства бюджета города Иркутска |
0 |
0 |
800 |
2400 |
3200 |
Иные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
5 |
Стимулирование развития инновационной деятельности на территории города Иркутска |
Средства бюджета города Иркутска |
800 |
1100 |
2760 |
7700 |
12360 |
Иные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
|
Итого |
Бюджет города Иркутска |
1700 |
1700 |
6060 |
24300 |
33760 |
Иные источники |
0 |
0 |
0 |
37500 |
37500 |
||
|
Всего |
|
1700 |
1700 |
6060 |
61800 |
71260 |
6. Механизмы реализации Программы
Решение поставленных в Программе задач предполагается решать через следующие механизмы:
- "Экспертное обеспечение инновационной деятельности";
- "Организационно-просветительские мероприятия";
- "Оказание содействия инновационной инфраструктуре города Иркутска";
- "Выставочно-ярмарочные мероприятия";
- "Стимулирование развития инновационной деятельности на территории города Иркутска";
Реализация Программы осуществляется посредством взаимодействия органов местного самоуправления города Иркутска и органов государственной власти; коммерческих и некоммерческих организаций, объектов инновационной инфраструктуры, научных организаций и ВУЗов города Иркутска.
Для обеспечения мониторинга и контроля реализации Программы муниципальный заказчик Программы - Комитет по экономике администрации г.Иркутска ежегодно в установленном порядке подготавливает отчет о ходе ее реализации.
На основе отчета вырабатываются рекомендации по корректировке программных мероприятий в виде ежегодно принимаемого Плана мероприятий реализации программы на следующий год.
Решением Думы г.Иркутска от 1 ноября 2011 г. N 005-20-270419/1 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты следующие социально-экономические показатели:
1. Увеличение доли инновационных компаний, участвующих в муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства до 54 %;
2. Увеличение доли привлеченных средств в общем объеме капитала инновационных компаний до 35%;
3. Увеличение доли инновационных компаний, имеющих защищенную интеллектуальную собственность до 74 %;
4. Увеличение количества инновационных компаний на 1000 жителей до 0,45;
5. Увеличение численности работников, занятых инновационной деятельностью до 810;
6. Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции до 2,94 %
Начальник управления по стратегическому |
Е.Ю.Семенов |
<< Назад |
Приложение >> N 1. Показатели эффективности Программы |
|
Содержание Решение Думы города Иркутска от 22 октября 2008 г. N 004-20-540920/8 "Об утверждении муниципальной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.