Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости на обращения территориальных органов о разъяснении их полномочий в части регулирования проведения землеустройства и оформлении землеустроительной документации разъясняет.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Из этого следует, что на деятельность Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в области землеустройства распространяются положения ранее принятых нормативных правовых актов.
Учитывая, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свою деятельность, как непосредственно, так и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 г N 418), полномочия в сфере землеустройства Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов, определенные в Положении о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, регламентированы:
- статьями 68 и 69 Земельного кодекса Российской Федерации;
- Федеральным законом "О землеустройстве";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 г N 214 "Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2002 г N 273 "Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 г N 396 "Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г N 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".
Технические условия и требования проведения территориального землеустройства, определенные ранее Росземкадастром, изложены:
- в Методических указаниях по проведению землеустройства и подготовке документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю, утвержденных Росземкадастром 2 июля 2002 года;
- в Методических рекомендациях по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 10 февраля 2003 года;
- в Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 10 февраля 2003 года;
- а также Инструкции по межеванию земель (1996 г), применяемой в части, не противоречащей нормативным правовым актам в области землеустройства.
В указанных методических рекомендациях и инструкции дается описание состава и содержания работ, состава, содержания и оформления землеустроительной документации при проведении землеустройства.
Кроме того, в письме от 10.04.2003 года N СС/270 в адрес своих территориальных органов Росземкадастр (читай Роснедвижимость) обращал внимание на то, что технические условия и требования проведения территориального землеустройства, изложенные в вышеуказанных документах, дополнительному утверждению территориальными органами не подлежат и их выдача должна осуществляться путем размещения данных документов на стендах по месту выдачи кадастровых планов земельных участков для проведения территориального землеустройства, а также в рай(гор)комземах.
В тоже время согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" функции преобразованной Федеральной службы земельного кадастра России по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Минэкономразвития России, что нашло отражение в Положении о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 г N 418. Так в пункте 7 Положения указано, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функций по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Из этого следует, что Роснедвижимость не вправе издавать нормативные правовые акты, а именно: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения (данный перечень установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации") в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере землеустройства.
Одновременно обращаем внимание, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г N 1009 (в редакции от 30.09.2002 г N 715) и в соответствии с пунктом 3 приказа Минюста России от 14.07.1999 года N 217 "Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
Однако, как указано выше, функции по контролю и надзору исполняются Роснедвижимостью в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. В сфере землеустройства функции по контролю и надзору осуществляются по основаниям постановлений Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 г N 214 "Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации"; от 26.04.2002 г N 273 "Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства"; от 11.07.2002 г N 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".
Заместитель руководителя |
А.В. Мальков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Руководителям территориальных органов Роснедвижимости и Росприроднадзора по субъектам РФ следует разработать и утвердить квартальные и годовые планы совместных проверок соблюдения земельного законодательства, требований по охране и использованию земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.
Планы необходимо утвердить не позднее, чем за 10 дней до планируемого периода.
Для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений или в случае получения информации, указывающей на наличие нарушений земельного законодательства, необходимо проводить совместные внеплановые проверки на основании совместных решений Росприроднадзора и Роснедвижимости или их территориальных органов.
При выявлении нарушений земельного законодательства следует принимать меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии законодательством РФ.
Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 30 сентября 2004 г. N АМ/69 "О полномочиях территориальных органов в сфере землеустройства"
Текст письма размещен на сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в Internet (http://www.kadastr.ru)