В соответствии с постановлением администрации Иркутской области от 19 февраля 2008 года N 26-па "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", руководствуясь подпунктом 1 пункта 7, пунктом 9 Положения о министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2010 года N 174-пп, приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Онкология" на 2011 - 2013 годы (прилагается).
2. Настоящий приказ вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Министр |
Г.М.Гайдаров |
Паспорт
ведомственной целевой программы
"Онкология" на 2011 - 2013 гг.
Наименование исполнительного органа государственной власти Иркутской области |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
Наименование программы |
"Онкология" на 2011 - 2013 годы |
Дата, номер, наименование правового акта, утвердившего программу |
Приказ министерства здравоохранения Иркутской области от 22.10.2010 г. N 320-мпр "О ведомственной целевой программе "Онкология" на 2011 - 2013 годы" |
Номер и дата учета программы в реестре ведомственных целевых программ |
|
Цели и задачи программы |
Цель: 1. Снижение инвалидности и смертности при злокачественных новообразованиях. Задачи: 1. Повышение эффективности и качества диагностических мероприятий. 2. Ежемесячный мониторинг реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению Иркутской области. 3. Своевременная диагностика онкологических заболеваний и правильное определение тактики ведения больного. |
Целевые индикаторы и показатели |
1. Доля больных с визуальными локализациями, выявленных на I - II стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухоли, впервые взятых на учет. 2. Летальность на первом году с момента установления диагноза. 3. Смертность от злокачественных новообразований на 100 000 населения (мужчины, женщины). |
Характеристика программных мероприятий |
- Разработка и организационно-методическое обеспечение мероприятий, направленных на раннее выявление онкологических и предопухолевых заболеваний, осуществляемых на территории Иркутской области. - Повышение квалификации кадров. - Организация мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению в Иркутской области. - Повышение качества и эффективности медицинской помощи онкологическим больным. |
Сроки реализации программы |
- 2011 - 2013 годы В Программе предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий по диагностике и раннему выявлению злокачественных опухолей. |
Объемы и источники финансирования программы - всего, в том числе по годам: |
10 590,0 тыс. руб. 2011 г. - 3 530 тыс. рублей; 2012 г. - 3 530 тыс. рублей; 2013 г. - 3 530 тыс. рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности (в количественно измеряемых показателях) |
- Оценка эффективности реализации Программы будет проводиться в сравнении с 2005 годом с учетом следующих показателей: - Увеличение доли больных с визуальными локализациями, выявленных на I - II стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухоли, впервые взятых на учет 2011 - 65,3%; 2012 - 65,4%; 2013 - 65,5. - Снижение летальности на первом году с момента установления диагноза 2011 - 28,2%; 2012 - 28,2%; 2013 - 28,2. -Снижение смертности от злокачественных новообразований У женщин - 2011-90,1 случая на 100 тыс. населения, 2012 - 90,0; 2013 - 90,0 У мужчин - 2011-174,0 случая на 100 тыс. населения, 2012 - 173,8; 2013-173,8. |
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программным методом
В Иркутской области в 2003 - 2008 годах осуществлялась реализация областной государственной социальной программы "О мерах по развитию онкологической помощи населению Иркутской области" на 2003 - 2008 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Иркутской области 26.09.2002 г. N 21/35-ЗС, общий объем планируемого финансирования, который составил 104340,0 тысяч рублей из средств областного бюджета, фактический объем финансирования составил 98940,0 тысяч рублей (94,86%). Постановлением Законодательного собрания Иркутской области 22.06.2005 г. N 10/29-ЗС были утверждены изменения в областной государственной социальной программе "О мерах по развитию онкологической помощи населению Иркутской области" на 2003 - 2008 годы.
Несмотря на сокращение финансирования, были созданы условия для разработки и внедрения современных технологий по ранней диагностике и лечению больных злокачественными новообразованиями. Усовершенствована система санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике онкологических заболеваний среди населения. Разработаны и ежегодно издаются новые брошюры по ранней диагностике злокачественных опухолей основных локализаций. Разработан и издается журнал "Будь здоров дома, на работе и на отдыхе". Проводятся выступления во всех средствах массовой информации.
В соответствии с Постановлением администрации Иркутской области от 19 февраля 2008 г. N 26-па "О разработке, утверждений и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", приказом министерства здравоохранения от 01.07.2009 г. N 868-мпр "О ведомственной целевой программе "Онкология" на 2009 - 2010 гг." программа пролонгирована.
За пять лет увеличилось количество больных с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования с 7687 в 2004 г. до 8266 в 2009 году, темп прироста 7,5%. Увеличилось количество больных, выявленных на ранней стадии заболевания с 3154 до 3386, темп прироста 7,4%. Увеличилось количество больных с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования визуальных локализаций на ранней стадии заболевания с 1572 до 1870, темп прироста 18,9%. Увеличилось количество больных, выявленных на профилактических осмотрах с 152 до 796, темп прироста 423%.
Динамика основных показателей онкологической помощи
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
количество больных впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования |
7687 |
7916 |
8023 |
7996 |
8092 |
8266 |
количество больных, выявленных на ранней стадии заболевания |
3154 |
3318 |
3301 |
3350 |
3385 |
3386 |
количество больных с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования визуальных локализаций |
2420 |
2532 |
2626 |
2743 |
2863 |
2864 |
количество больных с визуальными локализациями, выявленных на ранних стадиях заболевания |
1572 |
1652 |
1681 |
1779 |
1869 |
1870 |
количество больных, выявленных на профилактических осмотрах |
152 |
771 |
802 |
558 |
751 |
796 |
За счет областной государственной социальной программы "О мерах по развитию онкологической помощи населению Иркутской области" на 2003 - 2008 годы внедрены современные технологии по эндохирургии, органосохранные операции при злокачественных новообразованиях желудка, кишечника, легких. Внедрены современные морфологические методы диагностики при злокачественных новообразованиях молочной железы, мягких тканей, костей, лимфом. Автоматические компьютерные технологии позволили значительно улучшить диспансеризацию онкологических больных взрослых и детей. Созданы новые программы анализа основных показателей онкологической службы. За счет областной программы открыта лаборатория по созданию инновационных технологий в лечении больных со злокачественными новообразованиями, первичными и метастатическими поражениями костей.
В то же время показатели смертности остаются на высоком уровне и имеют нестабильный характер. Основной причиной ранней инвалидизации и смертности больных злокачественными новообразованиями являются отсутствие первичной профилактики рака, диспансеризации населения, выявление больных злокачественными новообразованиями в поздних стадиях заболевания.
Учитывая протяженность области при недостаточной укомплектованности врачебными кадрами необходимо продолжить внедрение новых форм организации специализированной консультативной помощи в отдаленных районах и продолжить активную работу постоянно действующей выездной бригады специалистов, осуществить ее дополнительное оснащение необходимым оборудованием.
Анализ показателей оказания онкологической помощи населению Иркутской области свидетельствует о недостаточной работе по раннему выявлению злокачественных опухолей в учреждениях общей лечебной сети муниципальных образований. Приказом Минздравсоцразвития России от 03.12.2009 г. N 944н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях" указанным порядком отведена большая роль первичному медицинскому звену (ФАП, участковые врачи-терапевты, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-хирурги) по определению групп риска развития онкологических заболеваний и формированию диспансерной группы (фоновых заболеваний, факультативных предраковых состояний). Онкологические кабинеты МУЗ отвечают за пациента с подозрением или выявленным опухолевым образованием и его маршрут в лечебно-профилактические учреждения.
Программа разработана в целях реализации положений подпункта 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09 октября 2007 года N 1351.
Реализация программы рассчитана на три года.
Финансирование программы предполагается осуществлять в полном объеме.
Основные цели и задачи программы
Целью программы является:
Снижение инвалидности и смертности при злокачественных новообразованиях.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Совершенствование методов диагностики раннего выявления онкологических и предопухолевых заболеваний;
2. Внедрение разработанной компьютерной программы "РИСК" и алгоритма диагностики ЗНО, отражающего маршрут населения в лечебно-профилактические учреждения.
3. Организация мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению Иркутской области, анализ и оценка результатов.
4. Повышение качества и эффективности медицинской помощи онкологическим больным.
Ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы
Реализация мероприятий программы по внедрению компьютерной программы "РИСК", и определения маршрута пациента по лечебно-профилактическим учреждениям позволит сформировать группы больных и здоровых, группы риска развития ЗНО, тем самым сузить круг лиц, подлежащих более углубленному обследованию, обеспечить своевременное обследование и лечение, экономить время врача и диагностические средства, что целесообразно в экономическом отношении.
Повышение квалификации кадров поможет избежать многих диагностических ошибок при первом контакте онкологического больного с врачом и, следовательно, сократить сроки от появления первых симптомов до установления диагноза на 15%.
Совершенствование системы государственного регистра больных, страдающих злокачественными новообразованиями, сформировать группу больных с фоновыми и предопухолевыми заболеваниями, что позволит получить оперативную информацию о реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению. Провести анализ и оценить результаты реализации мероприятий. Выявить проблемы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению, с последующей разработкой предложений по их решению.
Проведение скрининговых программ, с применением онкомаркеров и моноклональных антител (рак предстательной железы, рак яичников, рак молочной железы) позволит контролировать течение заболевания и оценивать эффективность проводимой терапии.
Ранняя диагностика злокачественных новообразований обуславливает возможность проведения радикального лечения большого числа онкологических больных, сохранения их трудоспособности, увеличения продолжительности жизни, следовательно:
- Увеличение доли больных с визуальными локализациями, выявленных на I - II стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухоли, впервые взятых на учет 2011 - 65,3%; 2012 - 65,4%; 2013 - 65,5.
- Снижение летальности на первом году с момента установления диагноза 2011 - 28,2%; 2012 - 28,2%; 2013 - 28,2.
- Снижение смертности от злокачественных новообразований
У женщин - 2011-90,1 случая на 100 тыс. населения, 2012 - 90,0; 2013 - 90,0
У мужчин - 2011-174,0 случая на 100 тыс. населения, 2012 - 173,8; 2013-173,8.
Оценка реализации областной государственной программы "Онкология" будет осуществляться по следующим целевым индикаторам и показателям (Приложение N 1):
1. Доля больных с визуальными локализациями, выявленных на I - II стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухоли, впервые взятых на учет.
2. Летальность на первом году с момента установления диагноза.
3. Смертность от злокачественных новообразований на 100 000 населения (мужчины, женщины).
Перечень и описание программных мероприятий
В Программе предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий по повышению эффективности и качества диагностических мероприятий на протяжении всего срока действия Программы, в связи с чем, отдельные этапы ее реализации не выделяются.
Мероприятие 1. Разработка и организационно-методическое обеспечение мероприятий, направленных на раннее выявление онкологических и предопухолевых заболеваний, осуществляемых на территории Иркутской области.
Цель - повышение эффективности и качества диагностических мероприятий ФГС, цитологический скрининг рака шейки матки, маммографические исследования.
Особого внимания заслуживает методика проведения обследования для выявления предраковых и фоновых состояний и ранних форм рака, которая в современных экономических условиях внедряется в практическую деятельность с большим трудом и требует дифференцированного подхода к тактике осмотров неорганизованного населения и работающих на предприятиях и в организациях негосударственной формы собственности.
Учитывая высокую запущенность рака молочной железы (40,5%), рака желудка (49,8%), рака шейки матки (56,9%) населения Иркутской области мероприятием предусматриваются: внедрение разработанной компьютерной программы "РИСК" для оценки индивидуального риска и формирования групп повышенного риска в смотровых кабинетах лечебно-профилактических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктах с целью раннего выявления рака молочной железы. Проведение мамологического скрининга с применением передвижной мамологической установки. Использование цитологического скрининга для раннего выявления рака шейки матки в смотровых кабинетах, женских консультациях муниципальных учреждений здравоохранения Иркутской области. Для активного выявления предопухолевых заболеваний желудка и ранних форм рака желудка населения Иркутской области внедрение разработанного алгоритма диагностики рака желудка в учреждениях первичного медицинского звена. Внедрение новых форм организации специализированной консультативной помощи, выезд бригады специалистов в отдаленные территории.
Реализация мероприятия позволит сформировать группы больных и здоровых, группы риска развития рака желудка и рака молочной железы, тем самым сузить круг лиц, подлежащих более углубленному обследованию, обеспечить своевременное обследование и лечение, экономить время врача и диагностические средства, что целесообразно в экономическом отношении.
Мероприятие 2. Повышение квалификации кадров.
Цель - повышение эффективности и качества профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных мероприятий.
Эффективность лечения онкологических больных зависит в первую очередь от своевременной диагностики. В настоящее время сроки от появления первых симптомов заболевания до постановки диагноза в среднем составляют от 6 месяцев до 1,5 лет, что обусловлено недостаточной онкологической грамотностью врачей и средних медработников общей лечебной сети, к которым на первом этапе обращаются пациенты.
В процессе выявления онкологических заболеваний задействованы врачи всех специальностей.
Развитие научных знаний и практических навыков, основанных на высоких медицинских технологиях, требует совершенствования системы подготовки, как онкологов, так и врачей общей лечебной сети и среднего медицинского персонала в области онкологии.
Мероприятием предусматриваются организация и проведение тематических циклов для терапевтов, хирургов, стоматологов, гинекологов, цитологов, акушерок смотровых кабинетов, выездные циклы в районы области для врачей и средних медицинских работников; издание учебно-методических пособий и методических писем по анализу диагностики и лечения, основных качественных показателей онкологической службы совместно с кафедрой онкологии ГИУВа.
Планируется изучение ошибок диагностики и лечения онкологических больных в общей больничной сети на всех уровнях.
Реализация данного мероприятия позволит избежать многих диагностических ошибок при первом контакте онкологического больного с врачом и, следовательно, сократить сроки от появления первых симптомов до установления диагноза на 15%. Существует настоятельная необходимость проведения областных, международных научно-практических конференций (не реже 2 раз в год) с приглашением ведущих онкологов из головных онкологических институтов на договорной основе.
Для снижения процента запущенных больных желудочно-кишечного тракта необходимо продолжение проведения российско-японских симпозиумов. Также крайне необходимо усовершенствование онкологов на центральных базах по общим вопросам онкологии, на рабочих местах по овладению новейшими медицинскими технологиями для повышения качества и эффективности медицинской помощи.
Реализация мероприятия позволит избежать многих диагностических ошибок, сократить сроки от появления первых симптомов до установления диагноза, увеличить долю больных с визуальными локализациями злокачественных новообразований, выявленных в I и II стадиях процесса, до 65,5%, уменьшить показатель одногодичной летальности до 28,2%.
Мероприятие 3. Организация мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению в Иркутской области.
Цель - проведение ежемесячного мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению Иркутской области.
Мероприятием предусмотрена модернизация существующего онкорегистра для вхождения в общероссийский государственный регистр больных, страдающих злокачественными новообразованиями. Информация, полученная посредством регистра, позволит принимать оперативные и целенаправленные управленческие решения по совершенствованию онкологической службы.
Мероприятием предусмотрено получение сведений об основных целевых показателях деятельности учреждений здравоохранения общемедицинской сети и онкологической службы в целом. Совершенствование и внедрение телекоммуникационных технологий.
Реализация мероприятия позволит получить оперативную информацию о реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению. Провести анализ и оценить результаты реализации мероприятий. Выявить проблемы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению, с последующей разработкой предложений по их решению.
Мероприятие 4. Повышение качества и эффективности медицинской помощи онкологическим больным.
Мероприятием предусмотрено выявление заболеваний или оценка риска его возникновения у относительно здоровых лиц, помощь врачу в постановке больному правильного диагноза, определение прогностических выводов при помощи онкомаркеров и моноклональных антител (рак предстательной железы, рак яичников, рак молочной железы).
Реализация мероприятия позволит контролировать течение заболевания и оценивать эффективность проводимой терапии.
Срок реализации
Срок реализации программы - 2011 - 2013 годы
Описание социальных, экономических и иных последствий реализации ВЦП,
оценка рисков ее реализации
Прогресс в борьбе со злокачественными новообразованиями, достигнутый в ряде развитых стран, объясняется ростом осведомленности населения о ранних симптомах рака, общими достижениями в медицинской практике, включая оказание высококвалифицированной специализированной помощи и реализацию скрининговых программ.
Злокачественные новообразования являются серьезной проблемой современности, включающей медицинские, социальные, биологические, демографические, технические, экономические и другие аспекты, прямо или косвенно связанные с возникновением у населения злокачественных опухолей.
Риск развития злокачественных заболеваний, которому подвергся бы человек в течение жизни до 75 лет, при условии отсутствия всех других причин смерти составляет 22,3%.
Разработка и внедрение современных методов диагностики, совершенствование методов повышения квалификации медицинского и иного персонала специализированных медицинских учреждений; совершенствование системы мониторинга и прогнозирования заболеваемости и инвалидности, позволит:
1. Увеличить долю больных, имеющих I - II стадию заболевания, в общем числе больных с впервые в жизни установленным диагнозом ежегодно на 0,8% - 42 больных (за 2 года - 1,6% - 84) это снижение суммарного экономического ущерба на лечение больных в годовом исчислении в среднем на 107,4 млн. рублей.
Методика расчета: Учебное руководство "Методы экономической оценки программ и проектов в сфере здравоохранения".
1.1. Метод экономического анализа затраты - выгода
84 х 183 715,0 = 15 432 060 руб. (I и II стадия заболевания)
84 х 1 462 480 = 122 848 320 руб. (III и IV стадия заболевания)
2. Снизить летальность на первом году с момента установления диагноза с 35,3% (2825 больных) до 30,2% (2443)
Методика расчета: Методические рекомендации "Информативность показателей состояния онкологической помощи, рассчитанных по данным статистической отчетности"
2.1. Отношение числа умерших на первом году с момента установления диагноза к соответствующему числу больных с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования (в%):
(ф.35, табл. 2200, гр.5)х100_________
Ф.35, табл. 2100, гр.4 предыдущ. Года
2.2. 2825: 7996 х100 = 35,3%
2.3. 2443:8092 х100 = 30,2%
2.4. 2825 - 2443 = 382 (больных)
Таким образом дополнительные затраты по программе позволят дополнительно сохранить 382 жизни.
3. Снизить смертность населения от злокачественных заболеваний на 2 % - это снижение экономических потерь за год, связанных с недопроизводством ВВП (внутреннего валового продукта на 512,7 млн. рублей.
3.1. Валовый региональный продукт (ВРП) в 2008 году составил 467,8 млрд. руб., т.е. 1 трудоспособный житель заработал 292,49 тыс. руб.
3.2. Два процента сохраненных жизней в трудоспособном возрасте 1753 чел, это снижение экономических потерь за год, связанных с недопроизводством ВВП (внутреннего валового продукта на 512, 73 млн. рублей).
4. Увеличить долю больных с морфологической верификацией труднодиагностируемых опухолей, ежегодно на 0,7%.
Оценка рисков реализации ВЦП
Внутренние риски реализации ВЦП |
1. Низкий уровень организации работы амбулаторно-поликлинического звена муниципальных учреждений здравоохранения |
2. Низкая укомплектованность медицинскими кадрами (укомплектованность поликлиник врачами - 56%). | |
Внешние риски реализации ВЦП |
1. Финансовое обеспечение реализации программы сопряжено с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита. |
Возможные последствия реализации ВЦП |
1. Финансовое обеспечение реализации программы в полном объеме позволит достигнуть поставленной цели. 2. Финансирование программы от 50 до 80% заявленного объема будет сосредоточено на наиболее эффективных мероприятиях, обеспечивающих стабилизацию основных показателей, а так же на мероприятиях, требующих относительно небольших объемов финансирования. Данный вариант не предусматривает принципов реализации программы, не позволяет объективно выявлять имеющиеся тенденции и вырабатывать новые технологии диагностики и лечения онкологических заболеваний. Поэтому реализация программы сопряжена с риском разобщенности комплекса взаимоувязанных мероприятий по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации при онкологических заболеваниях на протяжении всего срока действия Программы. |
Решение проблемы без использования программно-целевого метода приведет: к росту инвалидности и смертности, ухудшению демографической ситуации в Иркутской области, к росту экономического ущерба, связанного с инвалидностью и смертностью.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Проведение и совершенствование мероприятий по профилактике онкологических заболеваний, создание постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики рака, за счет издания и распространения более 8 000 экземпляров брошюр, 500 шт. экземпляров журнала "Будь здоров дома, на работе и на отдыхе" ежегодно, позволило повысить санитарную грамотность населения и добиться стабилизации показателя по ранней диагностике злокачественных новообразований (доля больных, имеющих I - II стадию заболевания 41,9% (2005 г.) 42,1% (2008 г.). Стоимость лечения таких пациентов в 1,5-2 раза ниже стоимости лечения пациентов с запущенными формами рака.
Ранняя диагностика злокачественных новообразований обуславливает возможность проведения радикального лечения большого числа онкологических больных, сохранения их трудоспособности, увеличения продолжительности жизни, следовательно, снижения смертности от рака, что отвечает основной цели ведомственной целевой программы.
Непосредственные расходы на лечение онкологических больных в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях при раке молочной железы I и II стадии заболевания - 649 652 руб., при III и IV стадии - 2 199 618 руб. При раке легкого I и II стадии заболевания - 341 638 руб., при III и IV стадии - 1 663 808 руб. (в ценах 2008 года).
Суммарные прямые затраты на лечение, оплату дней нетрудоспособности, выплату пособий лицам, вышедшим на инвалидность составляют за год при раке молочной железы - более 62 млн. руб., при раке легкого - более 92 млн. руб.
Если в 2005 году на лечение III-IV стадии заболевания рака молочных желез было потрачено - 217 851 035 рублей, то в 2007 г. в результате снижения удельного веса больных, выявленных в III-IV стадии заболевания, потрачено 204 796 292 рубля.
Приобретение медицинского оборудования позволило освоить и внедрить новые операции на органах мочеполовой системы, головного мозга, позвоночнике, костно-мышечной системы с сосудистым компонентом.
Лечение больных посредством внедрения новейших медицинских технологий позволило обеспечить современный уровень лечения и реабилитации онкологических больных. Более 50% больных с диагнозом злокачественного новообразования возвращаются к труду и полноценной жизни, продолжительность жизни таких больных составляет 5 и более лет.
Методика оценки эффективности программы
Среди задач противораковой борьбы, сформулированных ВОЗ, профилактика и раннее выявление онкологической заболеваемости стоит в ряду наиболее приоритетных. В мировой практике на профилактику выделяется 30% финансовых затрат, на лечение 50%, на реабилитацию - 20%.
В России из средств обязательного медицинского страхования (ОМС) на профилактику расходуется 6%, на лечение 94%, на реабилитацию - 0%. В Иркутской области на профилактику - 1%, лечение - 64%, реабилитацию - 0%.
Расходы на лечение онкологических больных составляют 10% всех затрат на здравоохранение, из них 61% средств, приходится на лечение больных в течение последних 6 мес. их жизни. При этом уровень затрат на лекарственные средства для одного жителя России значительно меньше, чем в развитых странах: в 30 раз по сравнению с США, в 40 раз - с Японией.
Повышение эффективности и качества диагностических мероприятий позволит увеличить долю больных с визуальными локализациями злокачественных новообразований, выявленных в I и II стадиях процесса, до 65,5%, уменьшить показатель одногодичной летальности до 28,2%.
Стоимость лечения пациентов, выявленных на начальных стадиях заболевания, в 1,5-2 раза ниже стоимости лечения пациентов с запущенными стадиями.
Методика оценки эффективности реализации программы основывается на данных анализа фактически достигнутых показателей, характеризующих состояние онкологической помощи населению Иркутской области.
Для анализа используется "Отчет о заболеваниях злокачественными новообразованиями" (отчетная форма N 7), "Сведения о больных злокачественными новообразованиями" (отчетная форма N 35), утвержденные Постановлением Госкомстата России от 29.06.99 N 49.
Расчет основных показателей ранней диагностики (доля больных, имеющих I-II стадию заболевания), летальность на первом году с момента установления диагноза, смертность от злокачественных новообразований на 100 000 населения, осуществляется с использованием материалов работы "Информативность показателей состояния онкологической помощи, рассчитанных по данным статистической отчетности" Двойрин В.В., Бармина Н.М., Зайченко Н.М., Москва ОНЦ РАМН, 1995.
Для изучения показателей в динамике по периодам, годам и т.д. применяются динамические ряды. Динамический ряд не только дает возможность проанализировать динамику развития какого-либо явления, но и выявить рост и снижение его, отдельные "всплески", пики с анализом их причин, что важно для планирования и эффективной работы службы. В работе используется учебно-методическое пособие "Основы медицинской статистики", разработанные ГОУ ВПО "Иркутский государственный медицинский университет" МЗ РФ, кафедра общественного здоровья и здравоохранения.
В работе используется учебно-методическое пособие "Эффективность в здравоохранении", разработанные ГОУ ВПО "Иркутский государственный медицинский университет" МЗ РФ, кафедра общественного здоровья и здравоохранения.
Эффективность медицинской помощи, которая выражает степень достижения конкретных результатов при определенных затратах, и зависит прежде всего, от выбора медицинских технологий и их соблюдения, т.е. от качества медицинской помощи. А качество медицинской помощи зависит от качества подготовки кадров. Стажировки, семинары и конференции предполагают обучение новым технологиям не единичных, а определенной массы врачей.
Динамика заданных показателей за три года (с 2006 г. по 2008 г.)
|
2007 |
2008 |
2009 |
Доля больных с визуальными локализациями, выявленных на I - II стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухоли, впервые взятых на учет |
64,9% |
65,3% |
65,3 |
Летальность на первом году с момента установления диагноза (%) |
34,2% |
34,9% |
34,8% |
Смертность от злокачественных новообразований на 100 тыс. населения у мужчин |
188,47 |
182,67 |
182,66 |
у женщин |
97,65 |
96,26 |
96,25 |
Реализация мероприятий программы позволит продолжить совершенствование онкологической службы и к 2013 году достичь следующих социально - экономических результатов:
1. Увеличить долю больных, имеющих I - II стадию заболевания, в общем числе больных с впервые в жизни установленным диагнозом ежегодно на 0,8% (за 2 года - 1,6%) это снижение суммарного экономического ущерба на лечение больных в годовом исчислении в среднем на 230,32 млн. рублей.
2. Снизить летальность на первом году с момента установления диагноза до 28,2%
3. Снизить смертность населения от злокачественных заболеваний на 2 % - это снижение экономических потерь за год, связанных с недопроизводством ВВП (внутреннего валового продукта на 723,5 млн. рублей.
Реализация ведомственной целевой программы "Онкология" позволит снизить суммарный экономический ущерб на 19,12 млрд. рублей, в том числе, прямая стоимость "груза болезни" составит 4,78 млрд. рублей, непрямая - 14,32 млрд. рублей, за счет снижения затрат на лечение ранних форм злокачественных новообразований и снижения инвалидизации.
Методика определения коэффициента экономической эффективности
1. Определение удельной экономии (на 1 случай) от снижения затрат на врачебные посещения:
Эа = М(А1 - А2 ),
где
М - средняя стоимость одного посещения врача онколога;
А1 и А2 - среднее число посещений при сравниваемых методах лечения (I - II стадиях и III -IV).
2. Определение удельной экономии от сокращения продолжительности пребывания в стационаре:
Эх = К (Х1 - Х2 ),
где
К - средняя стоимость пребывания больного в стационаре в течение суток;
Х1 и Х2 - средние сроки продолжительности пребывания в стационаре.
3. Определение удельной экономии от сокращения потерь национального дохода в результате снижения временной нетрудоспособности:
Эд = Д (t1 - t2 ),
где
Д- средний размер национального дохода производимого 1 работником за 1 рабочий день;
t1 и t2 - средняя длительность 1 случая (суммарно амбулаторное и стационарное лечение, рабочие дни).
4. Определение удельной экономии от снижения потерь от временной нетрудоспособности:
Эб = Б (t1 - t2 ),
где
Б - средний размер пособия по временной утрате нетрудоспособности.
5. Определение общей удельной экономии:
Эо =Эа + Эх + Эд + Эб
6. Определение среднегодовой экономии в расчете на планируемое число больных в год:
Эгод = Эо х С2 ,
где
С2 - планируемое число больных в год
7. Определение коэффициента экономической эффективности:
Кэ= Эгод : затраты.
Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Источником финансирования ведомственной программы являются средства областного бюджета. Объем расходов по ведомственной программе составляет
10 590,0 тыс. рублей, в том числе:
2011 г. - 3 530 тыс. рублей;
2012 г. - 3 530 тыс. рублей;
2013 г. - 3 530 тыс. рублей;
Объемы и доли финансирования мероприятий, направленных на достижение:
задачи 1. "Совершенствование методов диагностики раннего выявления онкологических и предопухолевых заболеваний" от общего объема расходов по ведомственной программе составляют 6 990,0 тыс. рублей или 66,6%;
задачи 1.2. "Ежемесячный мониторинг реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению Иркутской области" от общего объема расходов по Ведомственной программе составляют 1 800,0 тыс. рублей или 16,7%;
задачи 1.3. "Своевременная диагностика онкологических заболеваний и правильное определение тактики ведения больного" от общего объема расходов по Ведомственной программе составляют 1 800 тыс. рублей или 16,7%.
В Программе предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий по повышению эффективности и качества диагностических мероприятий на протяжении всего срока действия Программы. В случае недостаточного финансирования произойдет разобщенность комплекса взаимоувязанных мероприятий по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации при онкологических заболеваниях, что приведет к снижению эффективности медицинской помощи, к нарушению реализации намеченных мероприятий, что отразится на достижении целевых индикаторов.
Механизм реализации и система организации контроля исполнения.
Ответственным исполнителем и исполнителем основных мероприятий программы является министерство здравоохранения Иркутской области.
Финансирование программы за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Приобретение товаров, работ (услуг) в рамках реализации программы осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых в установленном законодательством порядке.
Приобретенное в рамках реализации программы имущество передается в государственную и муниципальную собственность в установленном порядке.
Контроль исполнения программы осуществляется органами государственной власти области в пределах компетенции и в установленном порядке.
Министр здравоохранения |
Г.М.Гайдаров |
Перечень и описание
программных мероприятий ВЦП
"Окология" на 2011 - 2013 гг.
Начало таблицы. См. окончание
N |
Наименование мероприятия |
Содержание мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Ответственный исполнитель (Ф.И.О., должность) |
Организация, ответственная за реализацию мероприятия |
Перечень организаций, участвующих в реализации мероприятия (помимо ответственной организации) или порядок их отбора |
|
с (месяц/год) |
с (месяц/год) |
||||||
Задача N 1 Совершенствование методов диагностики раннего выявления онкологических и предопухолевых заболеваний | |||||||
1. |
Разработка и организационно-методическое обеспечение мероприятии, направленных на раннее выявление онкологических и предопухолевых заболеваний, осуществляемых на территории Иркутской области |
Внедрение разработанной компьютерной программы "РИСК", внедрение разработанного алгоритма диагностики раннего рака в учреждениях первичного медицинского звена Проведение цитологического скрининга рака шейки матки в смотровых кабинетах и женских консультациях муниципальных учреждений здравоохранения. Специализированная консультативная помощь выездными бригадами онкологов. |
01.01.2011 г. |
31.12.2013 г. |
Пономарева Р.С. |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
ГУЗ "Областной онкологический диспансер" |
2. |
Повышение квалификации кадров |
Организация и проведение тематических циклов для терапевтов, хирургов, стоматологов, гинекологов, цитологов, акушерок смотровых кабинетов. Выездные циклы в районы области для врачей и средних медицинских работников. Проведение российско-японского симпозиума. Усовершенствование онкологов на центральных базах по общим вопросам онкологии, на рабочих метах по овладению новейшими медицинскими технологиями. |
01.01.2011 г. |
31.12.2013 г. |
Пономарева Р.С. |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
ГУЗ "Областной онкологический диспансер" |
|
Задача N 2 Ежемесячный мониторинг реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению Иркутской области. |
||||||
|
Организация мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению Иркутской области |
Модернизация существующего онкорегистра для вхождения в общероссийский государственный регистр больных, страдающих злокачественными новообразованиями. Совершенствование и внедрение телекоммуникационных технологий. Онкологический диспансер, онкологические кабинеты МУЗ. |
01.01.2011 г. |
31.12.2013 г. |
Пономарева Р.С. |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
ГУЗ "Областной онкологический диспансер" |
|
Задача N 3 Своевременная диагностика онкологических заболеваний и правильное определение тактики ведения больного. |
||||||
2. |
Повышение качества и эффективности медицинской помощи онкологическим больным |
Выявление заболеваний или оценка риска его возникновения у относительно здоровых лиц, помощь врачу в постановке больному правильного диагноза, определение прогностических выводов при помощи онкомаркеров и моноклональных антител (рак предстательной железы, рак яичников, рак молочной железы) |
01.01.2011 г. |
31.12.2013 г. |
Пономарева Р.С. |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
- ГУЗ "Областной онкологический диспансер" |
|
|
|
|
|
|
|
|
Окончание таблицы См. начало
N |
Наименование мероприятия |
Расходы на мероприятие (тыс. руб.) |
Целевые индикаторы реализации мероприятия |
|||||
(в случае необходимости с разбивкой по источникам финансирования) | ||||||||
Первый год реализации |
Второй год реализации |
Третий год реализации |
Наименование целевого индикатора |
Плановое значение в первый год реализации |
Плановое значение во второй год реализации |
Плановое значение в третий год реализации |
||
|
Задача N 1 Совершенствование методов диагностики раннего выявления онкологических и предопухолевых заболеваний |
|||||||
1. |
Разработка и организационно-методическое обеспечение мероприятии, направленных на раннее выявление онкологических и предопухолевых заболеваний, осуществляемых на территории Иркутской области |
1930,0 |
1930,0 |
1930,0 |
Доля больных с визуальными локализациями, выявленных на 1-2 стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухоли, впервые взятых на учет |
65,3% |
65,4% |
65,5% |
2. |
Повышение квалификации кадров |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
Летальность на первом году с момента установления диагноза |
28,2% |
28,2% |
28,20% |
|
Задача N 2 Ежемесячный мониторинг реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению Иркутской области. |
|||||||
|
Организация мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению Иркутской области |
600,0 |
600,0 |
600,0 |
Смертность от злокачественных новообразований на 100 000 населения мужчины женщины |
|
|
|
|
|
|
|
|
мужчин |
174,0 |
173,8 |
173,8 |
|
|
|
|
|
женщин |
90,1 |
90,0 |
90,0 |
|
Задача N 3 Своевременная диагностика онкологических заболеваний и правильное определение тактики ведения больного. |
|||||||
2. |
Повышение качества и эффективности медицинской помощи онкологическим больным |
600,0 |
600,0 |
600,0 |
Смертность от злокачественных новообразований на 100 000 населения мужчины женщины |
|
|
|
мужчин |
174,0 |
173,8 |
173,8 |
|||||
женщин |
90,1 |
90,0 |
90,0 |
|||||
|
|
3530,0 |
3530,0 |
3530,0 |
|
|
|
|
Индикаторы результативности реализации ведомственной целевой
программы "Онкология" на 2011 - 2013 гг.
Начало таблицы. См. окончание
N п/п |
Цели, задачи |
Наименование индикатора |
ед. изм. |
Фактическое значение индикатора |
|||
Значение индикатора на момент разработки |
Значение на 01.01.2010 года |
Значение на 01.01.2011 года |
Значение на 01.01.2012 года |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Снижение инвалидности и смертности при злокачественных новообразованиях. |
||||||
1 |
Задача N 1 Совершенствование методов диагностики раннего выявления онкологических и предопухолевых заболеваний |
Доля больных с визуальными локализациями, выявленных на 1-2 стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухоли, впервые взятых на учет |
% (процент) |
65,3% |
73,1% |
73,5% |
73,8% |
Летальность на первом году с момента установления диагноза |
% (процент) |
34,9% |
27,8% |
27,5% |
27,10% |
||
2 |
Задача N 2 Ежемесячный мониторинг реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению Иркутской области. |
Смертность от злокачественных новообразований |
число случаев |
мужчины - 182,67 на 100 000 мужского населения |
мужчины - 171,6 на 100 000 мужского населения |
мужчины - 169,1 на 100 000 мужского населения |
мужчины - 166,7 на 100 000 мужского населения |
женщины - 96,26 на 100 000 женского населения |
женщины - 90,1 на 100 000 женского населения |
женщины - 89,6 на 100 000 женского населения |
женщины - 89,1 на 100 000 женского населения |
||||
3 |
Задача N 3 Своевременная диагностика онкологических заболеваний и правильное определение тактики ведения больного. |
Смертность от злокачественных новообразований |
число случаев |
мужчины - 182,67 на 100 000 мужского населения |
мужчины - 171,6 на 100 000 мужского населения |
мужчины - 169,1 на 100 000 мужского населения |
мужчины - 166,7 на 100 000 мужского населения |
женщины - 96,26 на 100 000 женского населения |
женщины - 90,1 на 100 000 женского населения |
женщины - 89,6 на 100 000 женского населения |
женщины - 89,1 на 100 000 женского населения |
Окончание таблицы. См. начало
N п/п |
Цели, задачи |
Наименование индикатора |
Порядок (формула) расчета индикатора |
Источники данных для расчета индикатора |
Периодичность расчета индикатора |
1 |
2 |
3 |
9 |
10 |
11 |
Снижение инвалидности и смертности при злокачественных новообразованиях. | |||||
1 |
Задача N 1 Совершенствование методов диагностики раннего выявления онкологических и предопухолевых заболеваний |
Доля больных с визуальными локализациями, выявленных на 1-2 стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухоли, впервые взятых на учет |
Отношение числа больных с визуальными локализациями, выявленных на I-II стадиях к общему числу больных с визуальными локализациями опухоли, впервые взятых на учет |
Государственный регистр больных со злокачественными новообразованиями. |
1 раз в год, после сдачи годовых отчетов. |
Летальность на первом году с момента установления диагноза |
Отношение числа умерших на первом году с момента установления диагноза к соответствующему числу больных с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования в предыдущем году (в %) |
Государственный регистр больных со злокачественными новообразованиями. |
1 раз в год, после сдачи годовых отчетов. |
||
2 |
Задача N 2 Ежемесячный мониторинг реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению Иркутской области. |
Смертность от злокачественных новообразований |
Число больных, умерших от злокачественного новообразования на конец года, на 100 000 населения |
Государственный регистр больных со злокачественными новообразованиями. |
1 раз в год, после сдачи годовых отчетов. |
3 |
Задача N 3 Своевременная диагностика онкологических заболеваний и правильное определение тактики ведения больного. |
Смертность от злокачественных новообразований |
Число больных, умерших от злокачественного новообразования на конец года, на 100 000 населения |
Государственный регистр больных со злокачественными новообразованиями. |
1 раз в год, после сдачи годовых отчетов. |
Направления и объемы финансирования ведомственной программы
"Онкология" на 2011 - 2013 гг.
N |
Мероприятия программы |
Общий объем финансирования, тыс.руб. |
Объем финансирования, тыс.руб. |
|||||
раздел, подраздел |
целевая статья |
Вид расходов |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Снижение инвалидности и смертности при злокачественных новообразованиях. |
|||||||
|
Задача N 1 Совершенствование методов диагностики раннего выявления онкологических и предопухолевых заболеваний |
|||||||
1. |
Разработка и организационно-методическое обеспечение мероприятии, направленных на раннее выявление онкологических и предопухолевых заболеваний, осуществляемых на территории Иркутской области |
0910 |
4859700 |
012 |
5790,0 |
1930,0 |
1930,0 |
1930,0 |
2. |
Повышение квалификации кадров |
0910 |
4859700 |
012 |
1200,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
|
Задача N 2 Ежемесячный мониторинг реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению Иркутской области. |
|||||||
1. |
Организация мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению Иркутской области |
0910 |
4859700 |
012 |
1800,0 |
600,0 |
600,0 |
600,0 |
|
Задача N 3 Своевременная диагностика онкологических заболеваний и правильное определение тактики ведения больного. |
|||||||
1 |
Повышение качества и эффективности медицинской помощи онкологическим больным |
0910 |
4859700 |
012 |
1800,0 |
600,0 |
600,0 |
600,0 |
|
|
|
|
|
10590,0 |
3530,0 |
3530,0 |
3530,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения Иркутской области от 22 октября 2010 г. N 320-МПР "О ведомственной целевой программе "Онкология" на 2011 - 2013 годы"
Настоящий приказ вступает в силу на следующий день после его официального опубликования
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства здравоохранения Иркутской области от 19 августа 2013 г. N 133-МПР
Приказ Министерства здравоохранения Иркутской области от 2 декабря 2011 г. N 141-МПР