Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV
Перечень мероприятий
Реализация Программы осуществляется выполнением комплекса основных мероприятий в муниципальных учреждениях социальной сферы, жилищном фонде и коммунальном хозяйстве города Иркутска.
При реализации мероприятий Программы ожидаются конкретные результаты в повышении эффективности использования всех видов энергетических ресурсов при производстве, распределении и потреблении за счет:
- внедрения повсеместного учета потребления энергетических ресурсов;
- проведения обязательных энергетических обследований;
- проведения программных мероприятий по внедрению энергосервисных услуг;
- сокращения удельных показателей потребляемых энергетических ресурсов;
- развития рынка энергосервисных услуг;
- вовлечения в процесс энергосбережения всей инфраструктуры города в целом за счет активизации пропаганды и формирования реального механизма стимулирования энергосбережения.
Перечень основных мероприятий Программы с указанием сроков исполнения, объемов, источников финансирования и ответственных исполнителей приведен в Приложении N 1 к настоящей Программе.
Основными мероприятиями Программы являются:
1. Учет потребляемых (используемых) энергетических ресурсов
В соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных, полученных в результате их количественного измерения с помощью приборов учета используемых энергетических ресурсов на уровне производства, передачи и потребления.
В силу технологических особенностей организации, обеспечивающие теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и электроснабжение занимают фактически монопольное положение на обслуживаемой ими территории и имеют возможность навязывать потребителям условия поставки энергетических ресурсов. По этой причине важной задачей становится регулирование взаимоотношений между производителями и потребителями энергетических ресурсов.
Оснащение потребителей энергетических ресурсов приборами учета этих ресурсов, является отправным пунктом для всех энергосберегающих мероприятий. Только после преимущественного оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов всех потребителей энергетических ресурсов появится реальная возможность оценить фактическое потребление коммунальных ресурсов, а затем и возможность управлять их потреблением и энергосбережением.
Установка приборов учета используемых энергетических ресурсов позволит не только сэкономить часть финансовых средств, но и выявить участки с повышенными потерями, контролировать результаты внедрения энергосберегающих мероприятий, создать условия для внедрения механизмов материального стимулирования по энергосбережению всех участников процесса производства и потребления энергии.
Административные здания, занимаемые структурными подразделениями администрации г.Иркутска, оборудованы приборами учета используемых энергетических ресурсов на 100 %.
Оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов муниципальных учреждений социальной сферы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование отрасли |
Тепло |
Вода |
Электрическая энергия |
Здравоохранение |
86 % |
93 % |
99 % |
Образование |
82 % |
19 % |
100 % |
Культура |
25 % |
31 % |
96 % |
Спорт |
100 % |
100 % |
100 % |
В настоящую Программу включены мероприятия по переходу на отпуск энергетических ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета для МКД без учета индивидуального частного жилого сектора, а также установка коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов в МКД, все помещения в которых находятся в собственности города Иркутска.
На территории города Иркутска находится 94 МКД, все помещения которых находятся в собственности города Иркутска. Из них, центральным отоплением оборудованы 18 МКД, холодным водоснабжением - 17 МКД, горячим водоснабжением - 16 МКД. Только в одном МКД установлены коллективные (общедомовые) счетчики потребления тепла, горячего и холодного водоснабжения. Поэтому потребность в установке коллективных (общедомовых) приборов учета в МКД, все помещения которых находятся в собственности города Иркутска, следующая:
- на теплоснабжение - 17 приборов;
- горячее водоснабжение - 15 приборов;
- холодное водоснабжение - 16 приборов.
Решение задачи обеспечения системами приборного учета используемых энергетических ресурсов и регулирования всех видов энергетических ресурсов при их потреблении, обеспечивается за счет реализации мероприятий Программы, приведенных в Приложении N 1 к настоящей Программе.
2. Снижение потребления (использования) энергетических ресурсов, сокращение потерь при их потреблении и транспортировке (передаче)
В городе Иркутске существует значительный потенциал энергосбережения в МКД, зданиях школ, больниц, детских садов, а также в административных зданиях.
Данный потенциал энергосбережения по предварительной оценке может достигать 20-30 процентов. Для обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов необходимо комплексно и системно подходить к решению финансовых, организационно-методических, технических вопросов.
В настоящее время в городе Иркутске действует 263 муниципальных учреждения социальной сферы.
Расходы бюджета города Иркутска на содержание муниципальных учреждений социальной сферы составляют значительную часть от всех расходов. В 2009 году расход электроэнергии муниципальными учреждениями социальной сферы города Иркутска составил 37 773 838 кВт.ч, тепловой энергии - 361 498 Гкал, водопотребления - 3 669 359 куб.м.
В связи с этим одной из приоритетных задач в области энергосбережения является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов за счет проведения мероприятий по повышению энергетической эффективности зданий, объектов, технологических процессов муниципальных учреждений социальной сферы. Перечень мероприятий приведен в Приложении N 1 к настоящей Программе.
Жилищный фонд города Иркутска относится к наиболее капиталоемким отраслям экономики города. Общая площадь жилищного фонда в городе Иркутске по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 12056,5 тыс. кв.м, из них оборудовано центральным отоплением 92 %, водопроводом - 91 %, горячим водоснабжением - 83 %.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде города Иркутска обеспечивается за счет реализации мероприятий Программы, приведенных в Приложении N 1 к настоящей Программе.
Потребление основных видов энергетических ресурсов на территории города Иркутска характеризуется данными, приведенными в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Виды ресурсов |
Потребление по годам |
||
2007 год (факт) |
2008 год (факт) |
2009 год (факт) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Электрическая энергия, тыс. кВт.ч |
2 597 004 |
2 970 442 |
2 807 604 |
2. |
Тепловая энергия, тыс.Гкал |
4 472 |
5 184 |
5 669 |
3. |
Вода, тыс.куб.м |
100 085 |
103 411 |
101 370 |
Коммунальный комплекс является важнейшей инфраструктурной отраслью города Иркутска, определяющей показатели и условия энергообеспечения его экономики, социальной сферы и населения.
Снижение неэффективных затрат коммунального комплекса в настоящее время является приоритетным не только в вопросах ценообразования и снижения расходов на услуги коммунального комплекса, вопросах экологической безопасности населения, но и в вопросах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Снижение потерь тепла и затрат электрической энергии при транспортировке тепла от теплоисточника до потребителя обеспечивается реконструкцией тепловых сетей. В совокупности эти мероприятия позволят сократить теплопотери в тепловых сетях на 20 - 40 %. Кроме того, примерно такое же относительное снижение расхода электрической энергии даст сокращение объемов перекачки теплоносителя сетевыми насосами.
Состав мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности основного поставщика холодной воды - МУП ПУ ВКХ следующий:
- установка частотно-регулируемых приводов на водопроводных насосных станциях;
- установка устройств плавного пуска на канализационных насосных станциях;
- реконструкция котельной канализационных очистных сооружений левого берега с переводом котлов в водогрейный режим;
- мероприятия по снижению потерь воды.
В настоящее время производственные здания канализационных очистных сооружений левого берега г.Иркутска отапливаются собственной угольной котельной, а для обеспечения отопления канализационных насосных станций используются электрообогреватели.
Применение тепловых насосов с использованием высокопотенциальных канализационных стоков способно обеспечить нужды отопления на указанных объектах. Установка тепловых насосов является мероприятием по использованию в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов.
Процесс получения и преобразования тепловой энергии в тепловых насосах не оказывает никакого влияния на окружающую среду, экономическая эффективность использования такого оборудования не вызывает сомнения - для выработки и передачи в систему отопления 1 Гкал тепловой энергии установке необходимо затратить всего 0,2-0,35 кВт.ч электроэнергии. Все системы функционируют в замкнутых контурах и практически не требуют эксплуатационных затрат, кроме затрат на электроэнергию, обеспечивающую работу оборудования.
Еще одним преимуществом тепловых насосов является возможность переключения с режима отопления зимой на режим кондиционирования летом - просто вместо радиаторов к внешнему контуру подключаются вентиляторы охлаждения.
Снижение потерь при транспортировке воды от водозаборов до потребителя должно обеспечиваться реконструкцией изношенных сетей водоснабжения.
Потребителями значительной части электрической энергии в жилищно-коммунальном комплексе являются системы наружного освещения. Доля затрат, которая приходится на наружное освещение улиц, составляет существенную часть бюджета города Иркутска. Качество и уровень энергоэффективности уличного освещения часто не соответствует современным требованиям. КПД светильников составляет не более 40-50 %. Вследствие полного износа светильников и использования низкоэффективных электрических ламп накаливания (светоотдача 15 Лм/Вт) или ртутных ламп ДРЛ (50 Лм/Вт) затраты на эксплуатацию уличного освещения неоправданно велики. Для снижения затрат на электроэнергию и эксплуатацию необходимо реконструировать систему уличного освещения города с использованием энергоэффективных светильников (КПД более 70 %) светодиодными лампами (110 Лм/Вт и более). Данные лампы имеют высокую светоотдачу, существенно превышающую установленную для ртутных ламп ДРЛ, наряду с этим эксплуатационный срок службы значительно больше ртутных и натриевых.
Мощное и современное уличное светодиодное освещение не требовательно в обслуживании, а энергосбережение, обеспечиваемое уличными светодиодными светильниками, позволяет быстро окупить их при активной эксплуатации. Светодиодные лампы являются эффективной заменой традиционным источникам света, например, электрических лампам накаливания, благодаря большому ресурсу, отсутствию затрат на обслуживание и высокой световой отдаче.
Все вышеизложенные преимущества светодиодных светильников позволяют утверждать, что для городского бюджета эксплуатация светодиодных светильников и светодиодного уличного освещения поможет сэкономить финансовые средства в значительных объемах.
Отсутствие эффективных систем управления наружным освещением может свести к минимуму эффект от реализации мероприятий по замене ламп на энергосберегающие. Несоблюдение режимов работы систем уличного освещения приводит к тому, что зачастую светильники работают и в светлое время суток, что является крайне недопустимым. В связи с этим для повышения энергетической эффективности наружного освещения и сокращения энергетических издержек необходимо внедрение автоматизированных систем управления наружным освещением (АСУ) с применением современных средств телеметрии.
Для успешного решения задачи повышения эффективности передачи электрической энергии, тепловой энергии и воды предлагается реализация мероприятий Программы, представленных в Приложении N 1 к настоящей Программе.
3. Формирование организационных основ и информационного поля распространения идеологии энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Формирование организационных основ в сфере энергосбережения заключается в реализации требований Федерального закона "Об энергосбережении" и обеспечивается реализацией следующих мероприятий Программы:
1) стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;
а) информирование руководителей муниципальных учреждений социальной сферы о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения;
б) заключение энергосервисных договоров (контрактов), обеспечивающих снижение объема используемых в МКД энергетических ресурсов;
2) обеспечение размещения муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
Широкомасштабное распространение энергосервисных контрактов позволит, в свою очередь, снизить финансовую нагрузку на конечных потребителей, в том числе и на бюджеты всех уровней, связанную с реализацией энергосберегающих мероприятий. Реализация энергосервисных услуг должна базироваться на результатах энергетических обследований, проведение которых является обязательным в рамках реализации государственной политики энергосбережения для: органов местного самоуправления, организаций с участием муниципального образования, организаций осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Важным мероприятием по энергоресурсосбережению является:
- выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи электрической и тепловой энергии, воды;
- организация постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
- организация порядка управления (эксплуатации) бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи электрической и тепловой энергии, воды, с момента выявления таких объектов.
Для формирования общественного сознания по эффективному использованию энергетических ресурсов необходимо проведение постоянной кампании в средствах массовой информации, которая должна сформировать в сознании руководителей и работников предприятий и учреждений, в сознании всего населения города Иркутска энергосберегающее поведение.
Для этого необходимо:
а) проводить информирование населения через местные газеты, телевидение и радио об возможностях и требованиях Федерального закона "Об энергосбережении" и об эффективности мероприятий по энергосбережению в быту и на производстве;
б) организовывать конференции, круглые столы, семинары по обмену опытом в сфере энергосбережения.
Для своевременного проведения мониторинга реализации программных мероприятий необходимо создание единого информационного пространства, которое соединит в себе информацию по энергосбережению и повышению энергетической эффективности ресурсоснабжающих организаций, потребителей энергетических ресурсов, управляющих компаний, органов местного самоуправления города Иркутска.
Коммунальный комплекс является важнейшей инфраструктурной отраслью города Иркутска, определяющей показатели и условия энергообеспечения его экономики, социальной сферы и населения.
Снижение неэффективных затрат коммунального комплекса в настоящее время является приоритетным не только в вопросах ценообразования и снижения расходов на услуги коммунального комплекса, вопросах экологической безопасности населения, но и в вопросах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.