Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению мэра г.Иркутска
от 22 октября 2008 г. N 031-06-2395/8
(с изменениями от 10 декабря 2008 г., 23 января,
25 мая, 19 июня, 15, 30 сентября, 29 октября 2009 г.,
8 февраля, 22 марта, 28 июня, 28 сентября, 9 ноября 2010 г.,
15 февраля, 5 апреля, 27 апреля, 13 мая, 29 июня,
7 сентября, 14 октября, 8 ноября 2011 г.,
27 февраля, 11 марта, 26 апреля, 10 июля 2012 г.)
Постановлением администрации г.Иркутска от 10 июля 2012 г. N 031-06-1498/12 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт Ведомственной целевой программы
"Благоустройство, содержание и обеспечение экологической
безопасности на территории г.Иркутска на 2009 - 2012 годы"
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г.Иркутска |
Наименование Программы |
"Благоустройство, содержание и обеспечение экологической безопасности на территории г.Иркутска на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа) |
Перечень подпрограмм |
1. Подпрограмма "Озеленение и благоустройство территории г.Иркутска" 2. Подпрограмма "Реализация комплексной схемы санитарной очистки территории г.Иркутска" 3. Подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности населения г.Иркутска" |
Цели и задачи Программы |
Цель: - повышение уровня внешнего благоустройства, санитарного содержания и экологической обстановки на территории г.Иркутска. Задачи: - сохранение существующих и создание новых озелененных территорий; - обустройство территории города детскими и спортивными площадками; - содержание фонтанов; - улучшение санитарно-эпидемиологической ситуации и совершенствование системы управления отходами на территории г.Иркутска; - улучшение качества жизни населения г.Иркутска; - оздоровление экологической обстановки в г.Иркутске. |
Важнейшие целевые показатели |
Целевые показатели подпрограммы "Озеленение и благоустройство территории г.Иркутска": - строительство и обустройство детских и спортивных площадок; - повышение обеспеченности жителей г.Иркутска зелеными насаждениями; - повышение обеспеченности г.Иркутска лесопитомниками. Целевые показатели подпрограммы "Реализация комплексной схемы санитарной очистки территории г.Иркутска": - улучшение санитарного состояния территории города Иркутска и рекреационных зон; - сокращение площади земель, отчуждаемых под полигон, путем уменьшения объема твердых бытовых отходов для захоронения за счет увеличения доли извлекаемых вторичных ресурсов. Целевые показатели подпрограммы "Обеспечение экологической безопасности населения г.Иркутска": - соблюдение установленных нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) предприятий; - снижение индекса загрязнения атмосферы; - увеличение числа традиционных экологических акций и мероприятий; - увеличение числа участников традиционных экологических акций и мероприятий. |
Сроки реализации Программы |
Программа реализуется в 2009 - 2012 годы. |
Характеристика программных мероприятий |
Мероприятия, обозначенные в Программе, представляют собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение тактических задач с учетом прогнозируемых показателей по четырем основным направлениям: - сохранение существующих и создание новых озелененных территорий; - создание новых детских и спортивных площадок; - содержание фонтанов; - улучшение санитарно-эпидемиологической ситуации и совершенствование системы управления отходами на территории г.Иркутска; - улучшение экологической обстановки в г.Иркутске. |
Объемы и источники финансирования Программы |
1. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города Иркутска общим объемом 1 135 783 тыс. рублей, из них по годам: 2009 г. - 234478,3 тыс. руб.; 2010 г. - 340384 тыс. руб.; 2011 г. - 309683,7 тыс. руб.; 2012 г. - 251237 тыс. руб.; 1.1. Подпрограмма "Озеленение и благоустройство территории г.Иркутска": 970 279,8 тыс. руб., из них по годам: 2009 г. - 204998,3 тыс. руб.; 2010 г. - 290384 тыс. руб.; 2011 г. - 278438,5 тыс. руб.; 2012 г. - 196459 тыс. руб.; 1.2. Подпрограмма "Реализация комплексной схемы санитарной очистки территории г.Иркутска": 104 391,4 тыс. руб., из них по годам: 2009 г. - 17330 тыс. руб.; 2010 г. - 35850 тыс. руб.; 2011 г. - 12929,4 тыс. руб.; 2012 г. - 38282 тыс. руб.; 1.3. Подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности населения г.Иркутска": 61 111,8 тыс. руб., из них по годам: 2009 г. - 12150 тыс. руб.; 2010 г. - 14150 тыс. руб.; 2011 г. - 18315,8 тыс. руб.; 2012 г. - 16496 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- строительство детских и спортивных площадок не менее 273 ед.; - увеличение площади озелененных территорий на 60,85 га; - увеличение площади цветников на 13592,89 кв. м; - уменьшение объемов отходов, вывозимых на полигон г.Иркутска, на 6%; - улучшение санитарного состояния территории города Иркутска и рекреационных зон до показателя 2,9 балла; - сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (снижение индекса загрязнения атмосферы до 17), соблюдение установленных нормативов предельно допустимых выбросов предприятий; - увеличение количества традиционных экологических акций и мероприятий до 14 в год; - увеличение числа участников традиционных экологических акций и мероприятий до 15000 в год. |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
1) Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Проблема благоустройства городской территории является одной из насущных, требующей каждодневного внимания и эффективного решения.
Право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности закреплено в основном Законе государства - Конституции Российской Федерации, в связи с чем создание благоприятной для проживания и хозяйствования среды является одной из социально значимых задач, на успешное решение которой должны быть направлены совместные усилия органов государственной власти и местного самоуправления при деятельном участии в ее решении городского населения.
Состояние благоустройства г.Иркутска далеко от совершенства: недостаточна обеспеченность зелеными насаждениями, недостаточно количество детских и спортивных площадок, фонтанов и скверов, санитарное состояние города не соответствует санитарно-гигиеническим нормативам, недостаточно высок уровень экологической культуры.
На протяжении ряда лет в г.Иркутске в достаточной мере не производились работы по озеленению городской территории, кронированию и валке сухостойных деревьев. Все это отрицательно сказывается на привлекательности города.
Постановлением администрации г.Иркутска от 22 марта 2010 г. N 031-06-804/10 в подраздел 2 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2) Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
"Озеленение и благоустройство территории г.Иркутска"
Подпрограмма "Озеленение и благоустройство территории г.Иркутска" направлена на решение проблем неудовлетворительного состояния большинства зеленых насаждений города Иркутска, в том числе детских спортивных площадок, парков и скверов города Иркутска. Во многом сложившаяся ситуация объясняется отсутствием научно обоснованной схемы озеленения и благоустройства города Иркутска, учитывающей современную экологическую ситуацию, что не позволяет системно планировать ежегодные объемы озеленительных работ, наращивать их темпы и производственные мощности отрасли, а также нехваткой денежных средств.
Так, на капитальный ремонт зеленых насаждений в 2003 году выделялось из бюджета г.Иркутска 2214 тыс. рублей, 2004 году - 2214 тыс. рублей, 2005 году - 1500 тыс. рублей, в 2006 году - 11738 тыс. рублей, в 2007 году - 47507 тыс.рублей, тем не менее выделяемых денежных средств не хватает для решения проблемы в полном объеме.
Сложившаяся ситуация обусловлена не только изначальной непродуманностью проектов озеленения, но и слабой организацией культурно-развлекательного обслуживания населения г.Иркутска, способного привлечь людей (в парках, скверах не предусмотрен прокат спортивного снаряжения, отсутствуют спортивные площадки, не проводятся культурные мероприятия и др.). Вечером в неосвещенном парке бывает опасно находиться. На огромных открытых пространствах человек не чувствует комфорта. Необходимо превращать парковую среду в пространство с познавательным содержанием, услугами отдыха и развлечения для детей и взрослых, повышать эстетическую ценность парковых зон.
Уплотнение застройки в Правобережном и Октябрьских округах города создало значительный дефицит свободных площадок для размещения крупных объектов отдыха, спорта и развлечений. В настоящее время в городе Иркутске действуют следующие крупные парки:
- "ЦПКиО", общей площадью 19,6 га;
- "Городской ", общей площадью 8,7 га;
- парк "Парижской Коммуны", общей площадью 8,2 га.
Отставание материально-технической базы и уровня благоустройства, а также несоответствие функционального назначения данных территорий для развлечений ("ЦПКиО" расположен на территории Городского Иерусалимского кладбища, а парк "Парижской Коммуны" расположен на территории могильника эпохи раннего неолита и двух могильников ранней бронзы) привели к тому, что парки мало посещаются жителями города Иркутска. Для решения возникшей проблемы необходимо создать Главный парк г.Иркутска, предназначенный для отдыха всего населения города Иркутска и районные парки, предназначенные для равномерного распределения озелененных территорий по г.Иркутску, обеспечивающих рациональное предоставление эпизодических рекреационных (досуговых) услуг жителям города.
Резервом для развития Главного парка г.Иркутска являются участки берегов и островные системы. Строительство нового мостового перехода в створе "Студгородок-Телецентр" дает сильный стимул к созданию крупного парка на о. Конный-Юность. Значительные площади и объединяющая система водных проток позволяют рассматривать их в качестве центральных зон, пригодных для размещения первоочередных объектов отдыха, спорта и развлечений, в том числе Главного парка города Иркутска, оснащенного современными развлекательными комплексами.
Ныне существующие зеленые зоны, скверы - неисчерпаемый источник творчества для ландшафтных дизайнеров и архитекторов.
Создание тематических скверов и фонтанов, сквера городов-побратимов и городов-партнеров г.Иркутска, садов и парков позволит привлечь дополнительный поток туристов и местного населения, увлекающихся ландшафтно-парковым строительством, а установка указателей на территории парков, скверов на русском языке с дублированием в латинской транслитерации позволит туристам быстро ориентироваться на территории города Иркутска.
Озелененные территории общего пользования в г.Иркутске в настоящее время занимают площадь 360,4 га, что в среднем составляет 6,2 м на 1 человека при норме, предусмотренной СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78, с изменениями от 13 июля 1990 г., 23 декабря 1992 г., 22 июля 1993 г. (далее - СНиП 2.07.01-89), 10 м2 на человека, таким образом, необходимо создать новые озелененные территории на площади 235.6 га. Соответственно площадь озелененных территорий общего пользования с учетом существующих должна составлять не менее 596 га, без учета озеленения жилых микрорайонов, территорий специального назначения и ограниченного пользования.
Для обеспечения потребности в озеленении и реконструкции существующих зеленых насаждений необходимо развивать лесные питомники. В настоящее время площадь питомника, состоящего из двух отделений ("Рабочее", "Ерши"), составляет 117 га. Общая площадь городского питомника "Рабочее" 89,3 га, из них 14 га заболочены и не пригодны для выращивания декоративных и плодовых культур. Второе отделение лесного питомника "Ерши", составляет 27,9 га. Продуцирующая площадь лесного питомника составляет 103,2 га, что не позволяет в полном объеме обеспечивать потребности города в посадочном материале для выполнения работ по созданию новых озелененных территорий и реконструкции существующих парков и скверов. На основании СНИП 2.07.01-89 площадь питомников принимают из расчета 3-5 кв.м. на человека, для города Иркутска указанная площадь должна составлять 310 га.
Цветочное оформление г.Иркутска в настоящее время не получило широкого развития и площадь, занятая под цветники, составляет 9000 м2. Небольшие объемы цветочных устройств теряются на фоне остальных элементов озеленения и зрительно почти не воспринимаются. Цветы являются неотъемлемым элементом городского ландшафта, т.к. располагают неисчерпаемыми возможностями в части улучшения вида городской застройки и ее архитектурной выразительности. Потребность в цветниках с однолетними цветами с учетом существующих цветников составляет 159820 м2, в том числе:
- в садах и парках 76870 м2 (при норме 80 м2 на 1 га);
- в скверах 32980 м2 (при норме 200 м2 на 1 га);
- на бульварах 14900 м2 (при норме 150 м2 на 1 га);
- на внутриквартальной застройке 35070 м2 (при норме 70 м2 на 1 га).
В соответствии с существующей и планируемой площадями цветников потребность в цветочной рассаде составляет 7991 тыс. штук.
В городе Иркутске существует всего 550 детских площадок на территории муниципальных образовательных учреждений и на придомовой территории микрорайонов города, что в настоящее время не соответствует реальной потребности, в связи с чем актуальны обустройство новых комплексных детских и спортивных площадок, ремонт и установка новых малых архитектурных форм.
3) Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
"Реализация комплексной схемы санитарной очистки территории г.Иркутска"
Город Иркутск - крупный индустриальный центр развивающегося мегаполиса. В настоящее время в городе активно проводится работа по освоению новых и реконструкции старых территорий под жилую и нежилую застройку. Вместе с этим возникают проблемы, связанные с эксплуатацией этих земель и, прежде всего, с образованием разного вида отходов производства и потребления. Полученные результаты уже сейчас показывают активный рост объемов твердых бытовых отходов (далее - ТБО) города. С одной стороны это связано с активным развитием жилых территорий, с другой - индустриализацией народного хозяйства, развитием и усложнением инфраструктуры города. В настоящее время наиболее активно развивающиеся территории Свердловского, Ленинского районов и части Правобережного округа превзошли годовую норму накопления отходов как за счет жилого сектора, так и за счет предприятий торговли и общественного питания.
Эффективное функционирование городского хозяйства в современных условиях зависит от стратегического управления социально-экономическим комплексом муниципального образования, который включает программы развития всех сфер его деятельности.
Одной из наиболее важных сфер в системе городского хозяйства является жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе санитарное состояние территории.
Масштабы и динамика образующихся твердых бытовых отходов на селитебной территории, их способность оказывать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека выдвигает эту проблему в качестве приоритетной.
Размещение отходов на полигонах и свалках в России и других странах СНГ обусловлено, главным образом, уровнем экономического развития, отсутствием отечественных профильных производств, экономической нерентабельностью переработки мусора, а также несовершенством законодательной базы в области обращения с отходами. Призывы к сокращению образования отходов не находят отклика, а вопросы утилизации решаются технически сложно и требуют значительных капиталовложений. При этом обществом недостаточно осознана реальная и потенциальная опасность твердых бытовых отходов, необходимость изменения системы.
Согласно международной классификации (Базельская конвенция, 1989 г.) отходы, собираемые из жилищ, и остатки, образующиеся в результате сжигания бытовых отходов, отнесены к категории опасных отходов, требующих особого рассмотрения. При отсутствии селективного сбора и специализированного сбора опасные отходы могут содержать значительное количество токсичных химических веществ. Это прежде всего тяжелые металлы - кадмий, никель, ртуть, содержащиеся в батарейках (их утилизируется в год до 1 млрд.) радиоэлектронной и электротехнической продукции, бытовой электронике, пластиках, красках и др.
До 40% ТБО составляет использованная упаковка, половина которой приходится на полимерную часть. На полигонах полимерная фракция при традиционном захоронении отходов разлагается крайне медленно (от 50 до 100 лет).
В процессе утилизации отходов значительная часть металлов (Zn, Cu, Ni, Cd) находится в виде подвижных соединений и может легко вымываться водными потоками.
Сбор твердых бытовых отходов в основном осуществляется при помощи мусоропроводов, дворовых и уличных мусоросборников-контейнеров. Вывоз ТБО осуществляется без замены контейнеров на планово-регулярной основе, состоящей из комплекса мероприятий: организации сбора и временного хранения отходов в местах их образования, удаления с территории домовладения, обезвреживания и утилизации, согласно заключенным договорам. Все мероприятия взаимообусловлены, поэтому планируются и осуществляются комплексно. Система используется не одно десятилетие и небезуспешно, однако, на современном этапе требует серьезных корректив.
В некоторых густонаселенных районах города применяется бесконтейнерная (планово-поквартирная) система сбора и вывоза ТБО спецавтотранспортом.
Удаление жидких отходов и частично твердых в канализованной части г.Иркутска осуществляется посредством сплавной системы канализации и поступления на канализационные очистные сооружения правого и левого берега р.Ангары.
На территории частного сектора города сбор твердых отходов осуществляется в индивидуальные емкости с последующим сжиганием или вывозом в ближайшие контейнеры. Специально отведенного места или площадок для сбора отходов в индивидуальном секторе, как правило, не предусмотрено. Несмотря на увеличение охвата санитарной очисткой частного сектора, часть жилищ частного домовладения пока остается вне планово-регулярной санитарной очистки, что приводит к образованию несанкционированных свалок ТБО, которые ликвидируются в ходе санитарных месячников.
В коттеджной застройке уборкой и благоустройством придомовых территорий жители коттеджей занимаются самостоятельно. При строительстве коттеджей проектом предусмотрены выгребные ямы, откуда жидкие отходы удаляются специальным транспортом частных предприятий на городские канализационные очистные сооружения (далее - КОС) на договорной основе.
Вывоз ТБО осуществляется мусоровозами, закрепленными за предприятиями-перевозчиками, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. В настоящее время отходы производства и потребления доставляются на полигон в основном тремя категориями перевозчиков:
- муниципальное унитарное предприятие "Спецавтохозяйство";
- частные компании "Петр и компания", "Чистый город", "Сибэкотранс", "Структура";
- перевозчики, доставляющие ТБО самовывозом.
Первые две категории перевозчиков оснащены специализированным транспортом вместимостью от 20 до 60 м3, оснащенным манипуляторами для автоматической погрузки ТБО. Третья категория перевозчиков доставляет отходы обычным автотранспортом. Вывоз до 67% (по данным 2006 г.) объема твердых бытовых отходов осуществляет МУП "Спецавтохозяйство".
Предприятиями-перевозчиками твердых бытовых отходов ежегодно разрабатываются маршрутные графики удаления отходов с объектов временного хранения отходов с указанием периодичности их удаления. Графики разрабатываются с учетом санитарных норм и количества пользователей контейнерными площадками.
Удаление отходов с территорий частного сектора г.Иркутска является наболевшей проблемой. Люди не хотят добровольно заключать договоры со специализированными организациями, осуществляющими вывоз твердых бытовых отходов. В итоге образуются несанкционированные свалки мусора, что приводит к неудовлетворительному санитарному состоянию территории округа. Такой же проблемой является образование строительного мусора при ремонте и перепланировке квартир, в результате чего мусор складируется гражданами на контейнерные площадки, либо остается в мешках на дворовых территориях. В результате происходит захламление контейнерных площадок, дворовых территорий.
В общем комплексе мероприятий по благоустройству городов важное значение имеют работы по сбору и вывозу отходов, нерегулярное удаление которых нарушает внешний вид жилого массива и санитарно-гигиенические нормы.
Существующий полигон ТБО площадью 42 га остается единственным санкционированным местом размещения муниципальных отходов и имеет соответствующую лицензию до 15.04.2009. Его эксплуатация возможна еще в течение 7-9 лет. На расчетный срок возможно расширение полигона, для чего необходимо проведение работ по инженерно-геологическим изысканиям, оформлению правоустанавливающих документов на землю. Других площадок под размещение нового полигона в районе города нет.
В настоящее время из общей площади полигона около 16 га заполнено, в 2005 г. проведены работы по дополнительному отводу земельного участка площадью 6 га под расширение полигона в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, где в настоящее время и производится размещение отходов. С 2001 г. на городском полигоне установлены электронные весы и камера, с помощью которых учитываются виды и объемы принимаемых отходов от специализированных предприятий-перевозчиков, а также отдельных природопользователей, самостоятельно вывозящих отходы на полигон.
В соответствии с "Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов СП 2.1.7.1038-01", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16, поступающий массив отходов слоем 2 м разравнивается бульдозерами и ежедневно засыпается промежуточным слоем, чаще золошлаками, толщина которого составляет 20 см. Прием твердых отходов на полигон производится приемщиком, все данные по массе отходов заносятся в информационную базу данных компьютера.
На городском полигоне ТБО на 01.01.2006 г. захоронено (депонировано) более 8 млн. тонн ТБО и приравненных к ним отходов (8 050,20 тыс. т).
Пока лишь незначительная часть учтенных городских ТБО (до 1 %) поступает в качестве сырья на вторичную переработку. По видовому составу собираемые вторичные материальные ресурсы г.Иркутска очень ограничены: макулатура, вторичный текстиль, полимерные отходы и ртутьсодержащие отходы. Преимущественно три организации осуществляют заготовку бытового вторсырья: ОАО "Вторма-Байкал" (макулатура, вторичный текстиль), ИП Митюгин (ртутьсодержащие отходы, полимерные отходы) и ООО "СибЭкоТранс" (картон, полимерные материалы).
Для оценки состава и удельного веса отходов, поступающих на городской полигон, за период с 1991 по 2007 г.г. проведена инвентаризация ТБО (Таблица 1).
Таблица 1
Динамика средних значений компонентного состава
ТБО осенних сезонов (весовые, в %)
Компоненты |
1991 |
1996 |
1998 |
2006 (расчетный способ) |
2007 |
Стекло |
4,2 |
11,0 |
10,6 |
13,8 |
11,4 |
Полимерные материалы |
3,3 |
4,6 |
6,2 |
17,6 |
13,8 |
Картон, бумага |
24,6 |
12,6 |
16,2 |
21,4 |
21,3 |
Металл |
8,8 |
6,0 |
3,8 |
4,1 |
2,8 |
Текстиль |
5,5 |
3,0 |
3,8 |
5,2 |
6,7 |
Древесина |
3,3 |
1,8 |
0,8 |
3,9 |
0,6 |
Кожа, резина |
0,8 |
1,3 |
0,6 |
0,7 |
2,3 |
Органические отходы |
40,1 |
56,4 |
48,7 |
30,3 |
34,2 |
Прочее |
10,3 |
3,3 |
9,3 |
3,0 |
6,9 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Сравнение реальных весовых показателей покомпонентного состава за четыре инвентаризации (1991, 1996, 1998 и 2007 г.г.) можно сформулировать позиционно:
- самое высокое увеличение в весовом объеме по полимерным материалам - в 4,6 раза (с 3,0 до 13,8 %), при этом более чем двукратное увеличение за десятилетие в 90-х годах и почти двукратное за последнее десятилетие;
- почти трехкратное увеличение доли стекла (с 4,2 до 11,4 %);
- существенное уменьшение (почти трехкратное) доли отходов металла (с 8,1 до 2,8%);
- заметное снижение доли органических отходов - в 1,6 раза (максимально зафиксированное значение 56,4 %, по данным инвентаризации 2007 г. - 34,2 %).
Изменение состава ТБО в г.Иркутске - следствие происходящих перемен городского социума при переходе к другому социально-экономическому укладу, который пока выражается в увеличении потока упаковочной продукции, увеличении недорогих и некачественных вещей, преимущественно из КНР.
Сравнительный анализ средних значений покомпонентного состава ТБО за 16 лет позволяет сделать следующие общие выводы:
- прослеживается тенденция к сокращению удельного веса органических отходов;
- возрастает доля полимерных материалов;
- сокращается удельный вес металлоотходов;
- остается значимой доля картонно-бумажных отходов.
Анализ параметров физико-химических свойств ТБО выполнен базовым отделом лабораторного анализа и технических измерений Центра лабораторного анализа и технических измерений по Восточно-Сибирскому региону ФГУ "Центра лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому ФО" и аккредитованной санитарной лабораторией ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.511781 от 09.03.2004 г., срок действия до 21.05.2009 г.).
Средний показатель влажности составил 35,4 % при средней доле органического вещества - 56,0 %. Значение теплоты сгорания усредненных образцов - 2500-2700 ккал/кг, то есть сравнимо с теплотой сгорания бурых углей. Зольность (массовая доля золы) проанализированных проб (после удаления негорючих элементов) - 22,6 %. В неорганическом веществе ТБО отмечается увеличение содержания таких тяжелых металлов как железо, кадмий, свинец, медь. Указанная динамика позволяет сделать вывод о том, что отходы стали более токсичными.
Результаты визуальной оценки морфологического состава ТБО позволяют дать следующую дополнительную предварительную оценку качественно-количественного его состава:
- объемы крупногабаритных отходов в мусоровозах в среднем составляют 7-9 % (преобладает по компонентам: бумажно-картонная упаковка, строительные отходы от ремонта жилых и прочих помещений, в том числе сантехника, морально устаревшая и отработавшая бытовая и вычислительная техника);
- во всех случайно выбранных для детального морфологического анализа ТБО, привезенных на полигон, фиксировали наличие медицинских отходов в коробках, мусорных мешках, предметно (шприцы, использованные медикаментозные средства и прочее);
- в каждой второй спецмашине фиксировали отработанные легковые шины (до 4-х штук);
- регулярно встречалась объемная ветошь, в каждой третьей машине (носильные вещи или верхняя одежда, старые матрацы, напольно-ковровые предметы и т.п.);
- металл преимущественно представлен алюминиевыми банками из-под напитков, баллончиками косметического характера (фиксаторы для укладки волос, дезодоранты и др.), тарой от лакокрасочной использованной продукции, тубы из-под строительной пены;
- во всех случайно выбранных для детального морфологического анализа ТБО, привезенных на полигон (20 спецмашин), фиксировали наличие одноразовой пластиковой посуды.
4) Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
"Обеспечение экологической безопасности населения г.Иркутска"
Острота проблемы экологической безопасности населения обусловлена неблагоприятными для человека и живой природы изменениями в состоянии окружающей природной среды: ее загрязнением, истощением используемых ресурсов, разрушением многих жизненно важных природных процессов и циклов, в то время как Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42 Конституции Российской Федерации).
Загрязнение окружающей среды (воздуха, воды и почвы) химическими соединениями техногенного происхождения, обладающими токсическим или канцерогенным действием, в настоящее время рассматривается как "бомба замедленного действия", угрожающая стабильности биосферы в целом и среде обитания человека. Суммарное действие неблагоприятных факторов физической и химической природы может привести не только к заболеваниям отдельных систем организма человека (дыхательной, пищеварительной, иммунной и т.д.), но и к нарушению естественных процессов старения и к сокращению, таким образом, жизни человека.
Вопросы экологической безопасности населения рассматриваются сегодня не только в контексте модернизации предприятий металлургии, химии, топливно-энергетического комплекса, транспорта, объектов водного хозяйства, но и с позиции влияния агрессивной окружающей среды на здоровье населения, согласно гигиенической оценке техногенно-обусловленных# рисков. Если мероприятия по снижению концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, почве, продуктах питания, а также перспективы градостроительства и другие являются долгосрочными, то вопросы реабилитации здоровья населения (в первую очередь, детского), проживающего на промышленно развитых территориях, следует считать неотложными.
Текущее антропогенное воздействие городской деятельности на окружающую среду и соответствующее влияние на здоровье человека рассматриваются в рамках средового подхода, выделяющего определенные виды загрязнений, попадающие в тот или иной сегмент окружающей природной среды города (атмосферный воздух, вода, почвы и т.д.), и предлагающего соответствующие механизмы воздействия городского управления на состояние этих сред. Экологическое состояние городской среды обусловлено не только текущим антропогенным воздействием, но и влиянием прошлого периода, результатами которого являются:
- особенности планировочной структуры, нередко способствующие накоплению и застаиванию загрязнителей в атмосферном воздухе;
- современное состояние озеленения и сохранения естественных ландшафтов;
- уровень накопления загрязнений в почвах и донных отложениях на отдельных участках;
- современный уровень развития производства и транспортной инфраструктуры, организация промышленных зон и пр.;
- снижение возможностей регенерации среды пропорционально длительности существования города.
В результате длительного развития и изменения городская среда состоит из совокупности мест с различными факторами и видами антропогенного воздействия, им свойственными. Именно это формирует неравномерность в загрязнении городской среды как на макро-, так и на микроуровне.
Тенденции развития города проявляются в расширении городской застройки, интенсивном росте пригородов в направлении радиальных межгородских связей, усложнении функционального зонирования территории, росте индустриально-производственных и коммунально-складских зон, что неизбежно сопровождается негативными изменениями природной среды.
Устойчивым источником антропогенного воздействия первого порядка можно назвать коммунально-бытовые источники, на всех этапах развития города создающие общий фон загрязнения в результате, прежде всего, сжигания топлива. Для Иркутска как для сибирского города характерна длительность отопительного сезона. Постепенно на фоне коммунально-бытового загрязнения формируется фактор второго порядка, интенсивность которого зависит от тренда развития местной экономики - промышленное воздействие, которое начинается с промышленных зон и приводит к нарастанию плотности и внутренней дифференциации, увеличению разнообразия отраслей и технологических процессов и, как следствие, росту масштабов и токсичности загрязнений.
Однако в последние два десятилетия на первый план выходит транспортное воздействие, создающее высокую плотность и токсичность загрязнения. В определенном смысле автомобильный транспорт становится "выравнивающим" фактором экологической напряженности городской среды.
По состоянию воздушной среды город Иркутск входит в список 45 городов России с высоким средним уровнем загрязнения атмосферы. Оценка состояния атмосферного воздуха на территории г.Иркутска требует учесть как физико-географические и климатические особенности территории, так и многообразие и взаимодействие источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Для источников загрязнения атмосферы на территории города Иркутска характерен большой валовой выброс продуктов сжигания топлива и значительные приземные концентрации этих веществ.
В городе Иркутске на 01.01.2008 г. насчитывается более 3000 стационарных источников выбросов. Ежегодно от этих источников в атмосферу города поступает 125 загрязняющих веществ, в том числе, 6 основных продуктов сгорания топлива (окись углерода, двуокись азота, сернистый ангидрид, бенз(а)пирен, зола угольная, зола мазутная), составляющих 94 % от валового количества, выбрасываемого всеми стационарными источниками г.Иркутска в год. Ведущую роль в загрязнении приземного слоя атмосферы г.Иркутска играют выбросы автомобильного транспорта (составляющие около 52 % общегородских годовых валовых выбросов) и выбросы источников теплоэнергетики (составляющие около 46 % общегородских годовых валовых выбросов). Тенденция доминирования вклада передвижных источников выбросов в загрязнение воздушной среды города наблюдается в течение 7 лет.
Автомобильный парк города к 2008 году составляет более 153 000 единиц.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу транспортные средства осуществляют на уровне дыхания человека, поэтому приземные концентрации на магистралях создаются значительные, прежде всего по окиси углерода, углеводородам и двуокиси азота.
Комплекс водных объектов г.Иркутска - это р. Ангара с притоками, включая водохранилище Иркутской ГЭС, представляющее собой зарегулированный дамбой исток Ангары. По территории города проходят русла рек Иркут с притоком Кая и Олха, Ушаковка, Топка, Вересовка и ряд более мелких ручьев.
Система водных объектов г.Иркутска является частью природной среды города, выполняет градообразующие, инженерные и экологические функции, формирует ландшафт города, осуществляет отвод поверхностного и дренажного стоков. Сброс сточных и поверхностных вод города отражается на состоянии водных экосистем и водных ресурсов реки Ангары и ее притоков.
В поверхностные водные объекты ежегодно отводится около 150 млн. м3 сточных вод, в том числе без очистки - 1 млн. м3, недостаточно очищенных - порядка 100 млн. м3. Со сточными водами в водные объекты поступают легкоокисляемые органические вещества, нефтепродукты, взвешенные вещества, сульфаты, хлориды, фосфор общий, азот аммонийный, фенолы, нитраты, синтетические поверхностно-активные вещества, жиры и масла, соли металлов.
Централизованная система водопровода г.Иркутска базируется на поверхностном источнике - Иркутском водохранилище. Городские и промышленные водозаборы находятся в черте города. Питьевое водоснабжение города осуществляется от Ершовского водозабора, построенного в 1974 г. Лишь 2 % городского населения использует воду подземных источников.
Использование свежей воды в городе составляет примерно 160 млн. м3 в год, в том числе на производственные нужды - 70 млн. м3, на хозяйственно-питьевые - 90 млн. м3.
В летнее время берега водохранилища и других водных объектов являются зонами отдыха жителей города. Несмотря на интенсивное использование Иркутского водохранилища для развития спорта, отдыха, туризма, судоходства, размещение в прибрежной зоне садоводческих хозяйств и сельскохозяйственных угодий, индивидуального жилищного строительства, качество воды в нем на протяжении последних 5 лет в целом относительно постоянное. Однако, в последние годы просматривается ухудшение качества воды по некоторым химическим и бактериологическим показателям.
Водоподготовку и подачу воды населению осуществляет МУП ПУ ВКХ г.Иркутска. Подаваемая питьевая вода населению г.Иркутска в период с 2000 года является стандартной по всем показателям, кроме остаточного хлора, являющегося гарантом эффективности обеззараживания. Но вода после водоподготовки остается "физиологически неполноценной", также в питьевой воде распределительной сети появляются в микроколичествах примеси тяжелых металлов.
Кроме того, актуальна необходимость учета особенностей геологической среды г.Иркутска:
1. Преобладающая часть территории города характеризуется 8-балльной сейсмичностью.
2. Поведение геологической среды определяется, в том числе, наличием Иркутского водохранилища, и, как показали прогнозные расчеты и непосредственные наблюдения, за последние 40 лет произошло повышение уровня грунтовых вод в нижнем бьефе за счет обходной фильтрации в правом примыкании плотины (Правобережный округ).
3. Устойчивость геологической среды в условиях сейсмоактивности из-за выраженных процессов подтопления под воздействием техногенных нагрузок (застройка повышенной плотности, утечки из водонесущих систем) характеризуется от наименее устойчивого состояния (район Ершовского залива, микрорайонов Топкинский, Первомайский, Университетский) до достаточно устойчивого (пл. Декабристов, Студгородок, Академгородок, пос. Энергетиков).
Проблема подтопления г.Иркутска является наиболее актуальной, поскольку явилась следствием нарушения водного баланса, которое произошло по двум причинам:
- за счет преобразования фильтрационного поля в областях питания, стока и разгрузки грунтового потока, в отложениях поймы р. Ангары и низкого комплекса террас долины р. Ангары;
- за счет техногенных источников (утечки из водонесущих систем массовой, промышленной и многоэтажной застройки всех районов города).
Реальные экологические последствия, сопутствующие подтоплению: снижение несущей способности грунтов в основаниях сооружений (аварии зданий в микрорайонах Первомайском, Университетском, Топкинском), повышение сейсмического риска в пределах городской территории, усиление процесса электрокоррозии металла, ухудшение экологической обстановки. Это служит обоснованием необходимости проведение мониторинга в пределах городской геологической среды для предотвращения техногенных аварий и нарушения геоэкологического баланса.
В течение ряда лет Иркутск находился в списке территорий с депопуляцией населения. Средняя продолжительность жизни составляет 61,5 года, разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин возрос до 13 лет (соответственно 56 и 69).
Состояние здоровья населения г.Иркутска - результат многокомпонентного воздействия факторов городской среды на жителей города. Эти факторы традиционно подразделяют на природные и техногенные.
Среди природных факторов специалисты выделяют дефицит йода, фтора и низкую минерализацию питьевой воды. У значительной части иркутян поражена щитовидная железа, отмечается отставание детей в развитии, связанное с дефицитом йода. В результате гипофтороза широко распространен кариес, с дефицитом фтора связан гиповитаминоз "Д" детей грудного и раннего дошкольного возраста, вызывающий серьезные последствия в более зрелом возрасте. Низкая минерализация воды приводит к повышению уровня сердечно-сосудистой патологии, заболеваний опорно-двигательного аппарата и других болезней человека.
Из техногенных факторов самое значительное влияние оказывает загрязнение воздушной среды, что ведет к распространению болезней органов дыхания. Наиболее опасны для здоровья диоксины и диоксиноподобные вещества, источниками которых являются предприятия машиностроения, теплоэнергетики и другие виды деятельности, связанные со сжиганием различных материалов и мусора в пределах города. Реальную опасность для здоровья представляют и другие компоненты сжигания топлива (окислы азота, серы, углерода, бенз(а)пирен, формальдегид, соли тяжелых металлов и др.)
В Иркутске имеются мощные стационарные и многочисленные локальные источники электромагнитных излучений, вызывающие в организме адаптивные изменения, постепенно переходящие в патологию (линии электропередач, трамвайно-троллейбусные сети, электромоторы высокой мощности и т.д.).
Острой проблемой для Иркутска является защита населения от воздействия шума. Высокий уровень шума определяется наличием в черте города двух аэропортов, а также прохождением через центр города Иркутска транзитных автомобильных и железнодорожных потоков и трамвайных линий. В зоне акустического дискомфорта сегодня проживает более 1/3 населения города. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетенности, вегетативного невроза, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой системы, изменения ритма и частоты сердечных сокращений, артериальной гипертонии. Постоянное действие интенсивного шума может явиться причиной гастрита и язвенной болезни, так как нарушает секреторную и моторную функцию желудка. Городской шум г.Иркутска определяется в основном транспортным шумом. Проведенные ИГМУ расчеты уровня транспортного шума на территории города позволили определить уязвимые примагистральные жилые территории, где уровень шума превышает допустимый на 6,5 дБА, а шум в жилых зданиях - на 4-13 дБА. Население, проживающее в примагистральных районах, отмечает ухудшение самочувствия, головные боли, нарушение сна, функций сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.
Исследования по содержанию радона в жилых домах города свидетельствуют о повышенных его уровнях. Радон и его дочерние продукты распада являются этиологическим фактором в развитии таких видов патологии, как рак легкого, врожденные аномалии, осложнения течения беременности и родов, другие генетические изменения.
Анализ данных заболеваемости детей и подростков по данным обращаемости за медицинской помощью за последние пять лет показал, что уровень заболеваемости среди детей составил 2012,9 в 2004 году, а среди подростков - 1280,4 случаев на 1000 лиц соответствующего возраста.
Наиболее часто дети обращались по поводу заболеваний органов дыхания, кожи и подкожной клетчатки, эндокринной системы и нарушений обмена веществ, мочеполовой системы и органов пищеварения, костно-мышечной системы и травм. Кроме того, за последние годы отмечается заболеваемость среди детей инфекционными болезнями, рост этого показателя - от 13505,7 случаев в 1999 году до 14567,8 в 2003 году на 100000 тыс. детского населения.
Обращают на себя внимание повышенная онкологическая заболеваемость среди детей.
Заболеваемость взрослого населения стабильно высокая - от 161583,7 до 180474,3 случаев на 100000 населения за последние пять лет и не имеет тенденции роста. Доминирующими являются болезни органов дыхания, системы кровообращения, пищеварения, костно-мышечной, мочеполовой, нервной системы, высокий уровень травматизма и отравлений. Отмечается некоторый рост новообразований - от 3569,4 случаев в 1999 году до 4220,9 в 2004 году, нарушения репродуктивной функции женщин, рост числа невынашиваемости беременности, врожденных аномалий.
По-прежнему высокими остаются инфекционная заболеваемость, особенно острыми кишечными и вирусными инфекциями, туберкулезом.
В целях сохранения городских лесов г.Иркутска в 2007 г. филиалом ФГУП "Рослесинфорг" проведены лесоустроительные работы по заказу администрации г.Иркутска. Выполнен комплекс работ по организации городских лесов, таксации леса (описание), учету и изучению лесов, разработан проект ведения лесного хозяйства (лесохозяйственный регламент) на перспективный срок - 10 лет, определены основные положения, комплекс мероприятий по организации охраны, защиты, использования и воспроизводства городских лесов на территории г.Иркутска.
Решение названных выше проблем целесообразно в комплексе с повышением уровня благоустройства и содержания территории города и приоритетно для обеспечения экологической безопасности населения г.Иркутска.
3. Цели и задачи Программы
Цель Программы - повышение уровня внешнего благоустройства, санитарного содержания и экологической обстановки на территории г.Иркутска.
Задачи Программы:
- сохранение существующих и создание новых озелененных территорий;
- обустройство территории города детскими и спортивными площадками;
- содержание фонтанов;
- улучшение санитарно-эпидемиологической ситуации и совершенствование системы управления отходами на территории г.Иркутска;
- улучшение качества жизни населения г.Иркутска;
- оздоровление экологической обстановки в г.Иркутске.
Задачи подпрограммы "Озеленение и благоустройство территории г.Иркутска":
- увеличение количества детских и спортивных площадок, с обустройством прилегающей территории;
- содержание фонтанов на территории города;
- улучшение качественного состояния существующих зеленых насаждений г.Иркутска и доведение уровня обеспеченности зелеными насаждениями до нормативного показателя;
- развитие и модернизация муниципальных парков г.Иркутска.
Задачи подпрограммы "Реализация комплексной схемы санитарной очистки территории г.Иркутска":
- создание нормативной правовой и технологической базы для реализации в городе Иркутске единой государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- улучшение санитарного состояния территории города Иркутска и рекреационных зон;
- просветительская работа в области обращения с отходами.
Задачи подпрограммы "Обеспечение экологической безопасности населения г.Иркутска":
- создание комфортных условий для проживания за счет улучшения качества городской среды;
- оздоровление экологической обстановки в г.Иркутске;
- содействие стабилизации на уровне 2007 года и снижению уровня заболеваемости населения г.Иркутска путем снижения негативных факторов загрязнения окружающей среды;
- повышение экологической культуры населения г.Иркутска.
- сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций городских лесов.
Разработка и реализация Программы позволит улучшить внешний облик города, повысить уровень благоустройства, озеленения и санитарного состояния городских территорий, комфортного проживания жителей города.
Ведомственная целевая программа благоустройства территории г.Иркутска на 2009 - 2012 годы разработана в соответствии с Генеральным планом и Программой комплексного социально-экономического развития г.Иркутска на 2008 - 2020 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 28.09.07 N 004-20-410627/7.
Постановлением администрации г.Иркутска от 10 июля 2012 г. N 031-06-1498/12 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Перечень программных мероприятий
4.1. Мероприятия подпрограммы
"Озеленение и благоустройство территории г.Иркутска"
Таблица 2
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения, год |
Объем финансирования, тыс. рублей |
Ответственный исполнитель |
||||
всего |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
|||
1. |
Создание новых парков, скверов, бульваров и садов в целях повышения уровня обеспеченности зелеными насаждениями общего пользования до 10 кв.м на человека |
2009 - 2012 |
2828 |
|
|
|
2828 |
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска (далее - КЖКХ) |
2. |
Содержание, ремонт и реконструкция озелененных территорий общего пользования, проведение паспортизации и составление реестра зеленых насаждений для улучшения качественного состояния существующих зеленых насаждений |
2009 - 2012 |
581624,7 |
106718,4 |
143524 |
181823,3 <*> |
149559 |
КЖКХ |
3. |
Реконструкция муниципальных парков |
2009 - 2012 |
106608,2 |
7878,3 |
78653 |
20076,9 |
- |
КЖКХ |
4. |
Строительство, благоустройство, текущий ремонт детских и спортивных площадок |
2009 - 2012 |
166293 |
37000 |
52000 |
54793 <**> |
22500 |
КЖКХ |
5. |
Содержание и ремонт фонтанов |
2009 - 2012 |
104589,6 |
53401,6 |
16207 |
15159 |
19822 |
КЖКХ |
6. |
Осуществление иных мероприятий по организации благоустройства и озеленения территории города Иркутска |
2009 - 2012 |
8336,3 |
|
|
6586,3 |
1750 |
КЖКХ |
|
Всего из бюджета города Иркутска |
2009 - 2012 |
970279,8 |
204998,3 |
290384 |
278438,5 |
196459 |
|
* - в том числе 1133 тыс. рублей - безвозмездные поступления от Генерального Консульства Монголии в городе Иркутске на создание благоустроенной зоны с установкой памятного знака по ул. Улан-Баторская в честь побратимских отношений с Монголией.
** - в том числе 1000 тыс. рублей - безвозмездные поступления от ЗАО "Иркутскнефтепродукт" на приобретение и установку оборудования для детских и спортивных площадок, полученные и не использованные в 2010 году.
4.2. Мероприятия подпрограммы
"Реализация комплексной схемы
санитарной очистки территории г.Иркутска"
Таблица 3
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения, год |
Объем финансирования, тыс. рублей |
Ответственный исполнитель |
||||
Всего |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||||
1. |
Организация системы сбора отходов, в том числе на территории индивидуальной жилой застройки |
2009 - 2012 |
61930 |
13180 |
31850 |
6900 |
10000 |
КЖКХ |
2. |
Содержание территории города, в том числе территории индивидуальной жилой застройки |
2009 - 2012 |
35711,4 |
4000 |
4000 |
5929,4 |
21782 |
КЖКХ |
3. |
Осуществление просветительской работы в области обращения с отходами |
2009 - 2012 |
250 |
150 |
- |
100 |
|
КЖКХ |
4. |
Организация транспортировки отходов |
2009 - 2012 |
6500 |
- |
- |
- |
6500 |
КЖКХ |
5. |
Организация переработки и утилизации твердых бытовых отходов, производственных отходов и отходов лечебно- профилактических учреждений |
2009 - 2012 |
- |
- |
- |
- |
- |
КЖКХ |
|
Всего из бюджета города Иркутска |
2009 - 2012 |
104391,4 |
17330 |
35850 |
12929,4 |
38282 |
|
4.3. Мероприятия подпрограммы
"Обеспечение экологической безопасности населения г.Иркутска"
Таблица 4
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения, год |
Объем финансирования, тыс. рублей |
Ответственный исполнитель |
||||
Всего |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
|||
1. |
Оздоровление окружающей среды |
2009 - 2012 гг. |
13879,3 |
2468 |
1475 |
6001,3 |
3935 |
КЖКХ |
2. |
Обеспечение экологической безопасности населения |
2009 - 2012 гг. |
15037,5 |
2460 |
6590 |
1926,5 |
4061 |
КЖКХ |
3. |
Экологическое образование и просвещение |
2009 - 2012 гг. |
15288,8 |
2632 |
3013 |
4743,8 |
4900 |
КЖКХ |
4. |
Организация использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов |
2009 - 2012 гг. |
13684,2 |
3590 |
2400 |
5094,2 |
2600 |
КЖКХ |
5. |
Иные мероприятия в рамках обеспечения экологической безопасности населения г.Иркутска |
2009 - 2012 гг. |
3222 |
1000 |
672 |
550 |
1000 |
КЖКХ |
|
Всего из бюджета города Иркутска |
2009 - 2012 гг. |
61111,8 |
12150 |
14150 |
18315,8 |
16496 |
|
5. Механизм реализации программы
Исполнитель Программы: Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г.Иркутска.
Реализация Программы включает в себя:
- ежегодное принятие Планов по реализации мероприятий Программы на очередной финансовый год с уточнением объектов, сроков и объемов финансирования (не позднее 1 октября текущего года);
- определение исполнителей (подрядчиков) мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- заключение муниципальных контрактов на выполнение мероприятий Программы;
- заключение договоров с муниципальными унитарными предприятиями на предоставление им субсидий в соответствии со статьей 78 Бюджетного Кодекса;
- осуществление контроля за качеством выполняемых работ;
- подготовку и представление мэру г.Иркутска отчета о реализации Программы за отчетный год (ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным).
Ответственным за реализацию мероприятий Программы и осуществление текущего контроля является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г.Иркутска.
Постановлением администрации г.Иркутска от 8 ноября 2011 г. N 031-06-2529/11 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Оценка социально-экономической эффективности программы
Целевые показатели, которые планируется достигнуть в результате реализации Программы:
6.1. Реализация мероприятий подпрограммы "Озеленение и благоустройство территории г.Иркутска" позволит улучшить качество зеленых насаждений путем выполнения работ по капитальному ремонту и содержанию зеленых насаждений. Улучшение микроклимата и снижение загрязненности атмосферного воздуха от газообразных примесей и пыли удовлетворит потребность населения в регулярном отдыхе на природе, способствующем укреплению здоровья, росту трудовой активности и духовному развитию. Путем реализации мероприятий по внешнему благоустройству подпрограмма позволит сохранить памятные места города, увеличить количество детских и спортивных площадок, скверов и фонтанов.
Таблица 5
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Ед.изм. |
Значение целевого показателя |
||||
В результате реализации Программы |
В том числе по годам |
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||
1. |
Строительство детских и спортивных площадок |
шт. |
317 |
76 |
80 |
126 |
35 |
2. |
Доведение уровня обеспеченности зелеными насаждениями общего пользования до 6,4 кв.м. на человека |
кв.м |
6,4 |
6,2 |
6,4 |
6,4 |
6,4 |
3. |
Увеличение площади озелененных территорий города Иркутска |
га |
58,9 |
58,9 |
- |
- |
- |
4. |
Увеличение площади цветников |
кв.м |
1047,89 |
- |
1047,89 |
- |
- |
6.2. Основной экономический эффект от выполнения Подпрограммы "Реализация комплексной схемы санитарной очистки территории г.Иркутска" связан с осуществлением мероприятий по вовлечению в хозяйственный оборот образующихся в городе Иркутске отходов в качестве вторичного сырья для развития производства товаров широкого назначения. Социальный эффект от реализации мероприятий связан с улучшением среды проживания населения.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит улучшить санитарное состояние районов города, создать эффективные технологии по переработке и обезвреживанию отходов, создать нормативную и технологическую базу для реализации единой политики в сфере благоустройства территории города Иркутска и обращения с отходами производства и потребления.
Уменьшение объема и массы отходов, вывозимых на полигон для захоронения, позволит увеличит# срок службы полигона, сократить потери сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов, создать новые рабочие места при заготовке и переработке вторичных материальных ресурсов.
Таблица 6
N |
Наименование целевого показателя |
Ед.изм |
Значение целевого показателя |
||||
в результате реализации Программы |
в том числе по годам |
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||
1. |
Уменьшение объемов отходов, вывозимых на полигон ТБО |
% |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2. |
Улучшение санитарного состояния территории города Иркутска и рекреационных зон |
балл |
2,9 |
2,8 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
6.3. Реализация Подпрограммы "Обеспечение экологической безопасности населения г.Иркутска" позволит сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уменьшить токсичность выбросов, снизить уровень загрязнения атмосферы, сохранить и укрепить систему традиционных экологических акций и мероприятий, повысить эффективность работы центров по экологическому просвещению горожан, обеспечить регулярное информирование жителей города об экологической обстановке, сохранить и благоустроить 12 лесных массивов в городской черте.
Таблица 7
N |
Наименование целевого показателя |
Ед. измерения |
Значение целевого показателя |
||||
В результате реализации программы |
В том числе по годам: |
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||
1 |
Снижение индекса загрязнения атмосферы |
безразмерный |
17,0 |
18,5 |
18,0 |
17,5 |
17,0 |
2 |
Достижение установленных нормативов предельно-допустимых выбросов (далее - ПДВ)по источникам предприятий |
г/с, т/год |
Норматив ПДВ по источникам предприятия на 2012 год |
Норматив ПДВ по источникам предприятия на 2009 год |
Норматив ПДВ по источникам предприятия на 2010 год |
Норматив ПДВ по источникам предприятия на 2011 год |
Норматив ПДВ по источникам предприятия на 2012 год |
3 |
Сохранение системы традиционных экологических акций и мероприятий |
Единиц |
14 |
12 |
14 |
14 |
14 |
4 |
Увеличение количества участников экологических акций |
Человек |
15000 |
12000 |
13000 |
14000 |
15000 |
Вице-мэр - Председатель Комитета |
Н.С.Хиценко |
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэра города Иркутска от 22 октября 2008 г. N 031-06-2395/8 "Об утверждении ведомственной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.