Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 5 мая 1999 г. N 340-43гД(2) 019-20-340/9
Обоснование принятия программы
7 сентября 1999 г.
Введение
Комплексная программа социальной поддержки населения г. Иркутска на 1999 год разработана с учетом протекающих в настоящее время демографических и экономических процессов, анализа показателей, характеризующих демографическую структуру и уровень жизни населения, а также в соответствии с:
- ФЗ "О ветеранах",
- Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий",
- ФЗ "О погребении и похоронном деле",
- ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ",
- ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы",
- Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Программа определяет категории граждан, имеющих право на адресную социальную поддержку, содержание и формы адресной помощи, виды льгот и услуг по отдельным федеральным законам, предоставляемых в пределах средств, предусмотренных федеральным, областным и городским бюджетами.
I. Оценка социально-демографической ситуации в городе
Общая кризисная ситуация в стране в целом, ухудшение основных социально-экономических показателей, нестабильное финансовое положение, инфляция, безработица, резкое повышение цен, нарушение экологического равновесия отрицательно сказываются на социально-демографической ситуации, уровне жизни населения.
Численность наличного населения в г. Иркутске, по последним данным областного управления статистики, на 01.01.98 составила 594800 чел. Из них детей до 18 лет - 159244 чел.
В результате демографических изменений меняется возрастная структура населения. В настоящее время отмечено значительное старение населения, прогрессирует численность одиноких нетрудоспособных граждан. В последние годы сохраняется тенденция к увеличению количества пенсионеров ежегодно на 2,5-3 тыс. чел. На 01.01.99 в городе получали пенсии 142316 чел., год назад - 139452 чел.
Из 134139 получателей пенсий по линии Министерства соцзащиты:
женщин - 67110 чел. (50%),
получают трудовые пенсии - 90250 чел. (67,3%)
работающих - 25%.
Общая численность пенсионеров по городу на 01.01.99
по линии | на 01.01.99 (чел.) . |
на 01.01.98 (чел.) |
на 01.01.97 (чел.) |
Минобороны | 4358 | 4091 | 3760 |
МВД | 3370 | 3114 | 2568 |
ФСБ | 449 | 296 | 468 |
Минсоцзащиты | 134139 | 131951 | 129462 |
Всего: | 142316 | 139452 | 136258 |
Год | Пенсионеры по линии Минсоцзащиты (чел.) |
Изменение численности в % к 1995 году |
1995 1996 1997 1998 |
126172 129642 131951 134139 |
100,00 102,72 104,55 106,32 |
В настоящее время в городе проживают 39242 инвалида, в т.ч. инвалидов ВОВ 5496 чел. Сравнительные данные, полученные из секторов, начисляющих пенсии по линии Министерства обороны, ФСБ, МВД и Министерства соцзащиты, приведены в таблице.
Общая численность инвалидов по городу на 01.01.99
По линии МО | по линии МВД | ФСБ | Минсоцзащиты | Всего |
I гp. 36 II гр. 406 III гp. 57 Дети-инвалиды до 16лет |
42 511 87 3079 |
2 32 4 3079 |
3608 25039 6339 |
3688 25988 6487 |
Всего 499 | 640 | 38 | 38065 | 39242 |
По информации областной ВТЭК, число впервые признанных инвалидами по г. Иркутску в 1998 г. составило 5346 чел., т.е. на 10 тыс. взрослого населения - 115,2 чел. По сравнению с 1995 г. количество инвалидов в городе возросло почти в 2 раза.
Год | Инвалиды по линии Минсоцзащиты (чел.) |
Изменение численности в % к 1995 году |
1995 1996 1997 1998 |
19190 28806 35072 38065 |
100,00 150,03 182,66 198,25 |
Основными причинами увеличения числа инвалидов являются:
- ухудшение социально-экономического состояния общества;
- недостаточный объем медицинской помощи, ухудшение экологической ситуации;
- отсутствие действенной системы медико-социальной реабилитации инвалидов, предполагающей восстановление способностей человека к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, удовлетворения их специфических потребностей.
Среди взрослого населения города впервые признано:
инвалидами I группы - 649 чел.,
II группы - 3443 чел.,
III группы - 1254 чел.,
впервые признано инвалидами 2648 чел. трудоспособного возраста, из них:
инвалидами I группы - 241 чел., II группы - 1616 чел., Ill группы - 791 чел.
Нарастают отрицательные тенденции в состоянии здоровья детей, растет количество детей-инвалидов, инвалидов с детства, на 01.01.99 г. в г. Иркутске зарегистрировано 3079 детей-инвалидов до 16 лет, 4195 инвалидов с детства.
Пенсионеры и инвалиды являются самой социально незащищенной группой населения. Вопросы, затрагивающие их материальное положение, достигли такой остроты и сложности, что их безотлагательное рассмотрение стало неизбежным. Основной причиной такого положения является резкое несоответствие между доходами этих категорий населения, которые в большинстве случаев состоят из одной пенсии, и стоимостью жизни.
Сравнительные данные по размерам пенсии и количеству получателей по линии Министерства соцзащиты приведены в таблице.
Размер пенсии с учетом надбавок и компенсаций (руб.) |
Количество получателей пенсий по районам(чел.) | |||||
Киров. | Куйб. | Лен. | Октяб. | Сверд. | Всего | |
1. До 283.00р 2. С 283.01р до 371.95р* 3. С 371.96р до 402.91р* 4. С 402.92р до 503.64р* 5. С 503.65р до 546.05р* 6. С 546.06р и более |
863 1057 445 5068 1655 1085 |
2195 2505 942 6795 1646 1162 |
5296 4627 2009 16352 3585 2064 |
3057 3652 1672 16522 4152 2838 |
5266 5917 2353 21177 4544 3638 |
16677 17758 7421 65914 15582 10787 |
Всего: | 10173 | 15245 | 33933 | 31893 | 42895 | 134139 |
- 283,00 руб. - размер социальной пенсии;
- 371,95 руб. - размер минимального прожиточного уровня для пенсионеров на I квартал 1999 года;
- 400,75 руб. - 4 размера минимальной заработной платы;
- 500,94 руб. - 5 размеров минимальной заработной платы;
- 546,05 руб. - минимальная потребительская корзина для пенсионеров.
В то же время резкий рост цен на товары и услуги, по данным областного управления статистики, составил:
1998 г. к 1997 г. | 1997 г. к 1996 г. | |
- на все товары и платные услуги - на продовольственные товары - на непродовольственные товары - на платные услуги |
-174,3% - 190,1% -181,3% -114,0% |
115,21% 109,88% 119,25% 145,84% |
Таким образом, несмотря пенсионного обеспечения остается крайне низким, а стоимость жизни продолжает расти. Прожиточный минимум для пенсионеров на I квартал 1999 г. составил 371,95 руб., т.е. 134% от прожиточного минимума, утвержденного на I квартал 1998 г. (243,64 руб.). Существующая методика определения прожиточного минимума не отражает реальных расходов жителей. На декабрь 1998 г. минимальная потребительская корзина для пенсионеров составила 546,05 руб. На сегодняшний день около 35000 пенсионеров в г. Иркутске получают пенсии ниже прожиточного минимума, около 17000 пенсионеров получает социальную пенсию.
Согласно проведенному анализу количество человек, обратившихся по различным вопросам в органы соцзащиты г. Иркутска в 1998 г., - 3586 человек, из них инвалидов - 1280 человек, за материальной помощью обратились 2210 чел. Фактическая численность жителей города, нуждающихся в материальной помощи, значительно превосходит данную.
Нестабильность экономики, недостаток финансовых средств у предприятий и организаций города способствуют обострению ситуации на рынке труда, росту безработицы. В 1998оду на учете в городском управлении занятости населения стояло 4102 безработных (в 1997 г. - 3688 человек). Численность трудоспособных инвалидов, обратившихся в управление занятости за содействием в трудоустройстве, составила 249 чел. (в 1997г. - 142 чел.).
Причинами национальных бед во многом стали падение жизненного уровня значительной части населения, стремительное нарастание контрастов в материальном положении его различных групп.
Резкое падение производства и высокая инфляция обусловили существенное снижение уровня жизни значительной части населения. Возникла массовая бедность. Сохраняется тенденция ухудшения показателей, характеризующих уровень жизни населения:
- снижение денежных доходов;
- задолженность по оплате труда;
- уровень занятости населения;
- прожиточный минимум.
К категории малообеспеченных относится большая часть граждан, имеющих право на льготы по федеральным законам, в частности, это ветераны и жертвы политических репрессий.
Численность ветеранов г. Иркутска, имеющих право на льготы согласно ФЗ "О ветеранах", на 01.01.99 приведена в таблице.
N статьи ФЗ "О ветеранах" | Категории ветеранов, пользующихся правом на льготы |
Численность (чел.) |
Статья N 11 | бывшие несовершеннолетние узники фашизма, в т.ч. инвалиды |
134 51 |
Статья N 14 | инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий на территориях других государств |
5496 |
Статья N 15 | участники ВОВ | 599 |
Статья N 16 | ветераны боевых действий на территориях других государств |
235 |
Статья N 17 | военнослужащие, проходившие военную службу с 22.06.41 по 03.09.45 гг., не входившие в состав действующей армии, награжденные медалью "За Победу над Германией" или "За Победу над Японией" |
1120 |
Статья N 18 | лица, работавшие в блокадном Ленинграде с 08.09.41 по 27.01.44 и награжденные медалью "За оборону Ленинграда" или знаком "Жителю блокадного Ленинграда" |
117 |
Статья N 19 | лица, работавшие на объектах ПВО, строительстве оборонных сооружений, морских баз, аэродромов и др. военных объектов |
83 |
Статья N 20 | труженики тыла периода с 22.06.41 по 09.05.45, проработавшие в тылу не менее 6 мес. либо награжденные орденами и медалями СССР "За самоотверженный труд в годы ВОВ" |
26593 |
Статья N 21 | члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, ветеранов боевых действий на территориях других государств |
2147 |
Статья N 22 | ветераны труда | 74089 |
Статья N 23 | ветераны военной службы, ОВД, прокуратуры, юстиции и судов |
3503 |
Итого | 114116 |
Численность инвалидов войны увеличилась за счет того, что части участников Великой Отечественной войны была установлена инвалидность по общему заболеванию, и они были приравнены по льготам к инвалидам ВОВ. В связи с принятием 18.11.98 ФЗ "О внесении изменений в ст. 7 ФЗ "О ветеранах" и расширением категории лиц, имеющих право на присвоение звания ветерана труда, со вступлением в силу данного закона с 01.01.99 численность указанной категории ветеранов будет увеличиваться.
В г. Иркутске на 01.01.99 состояло на учете 2719 человек из числа реабилитированных и пострадавших от политических репрессий, из них реабилитированных - 957 чел., пострадавших - 1762 чел. В настоящее время наряду с увеличением общего числа лиц данной категории наметилась тенденция к значительному увеличению категории реабилитированных граждан по сравнению с категорией пострадавших от политических репрессий (в 1997 г. -из общего количества 2491 чел., реабилитированных -777 чел., пострадавших - 1714 чел.). Толчком для существенного увеличения численности реабилитированных граждан послужили ФЗ "О дополнениях и изменениях к Закону РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 04.11.95, согласно которому жертвами политических репрессий признаются дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке на спец поселении, а также тот факт, что Восточная Сибирь всегда являлась традиционным местом ссылок, особенно в годы репрессий.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что в условиях напряженной социально-демографической ситуации в городе возрастает роль адресной социальной поддержки населения, которая должна быть направлена на стабилизацию уровня жизни населения, на сокращение масштабов бедности, на, уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями граждан.
Одно из основных направлений деятельности органов социальной защиты населения по выполнению мероприятий Комплексной программы - адресное, на основе заявительного обращения, предоставление социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения, прежде всего, престарелым одиноким гражданам, инвалидам.
Адресная социальная помощь оказывается гражданам, имеющим право на льготы по федеральным законам, а также малообеспеченным гражданам.
В сложившихся условиях принятые департаментом социальной защиты населения меры позволяют частично компенсировать падение уровня жизни населения, снизить социальную напряженность среди малоимущих слоев населения и придать всей организации социальной защиты более конкретной адресный характер.
II. Основные цели и задачи Программы
Программа адресной социальной помощи населению г. Иркутска на 1999 год имеет основную цель - предоставление социальных гарантий по ряду федеральных законов и обеспечение максимально возможного смягчения негативных по граждан, социально слабых категорий и других групп населения. К ним относятся:
- пенсионеры, инвалиды, получающие пенсии в минимальных размерах;
- семьи, в которых на содержании родителей-инвалидов находятся дети;
- малообеспеченные многодетные семьи, неполные семьи;
- граждане, остро нуждающиеся в социальной помощи.
Достижение этой цели предполагается путем реализации программных мероприятий для обеспечения граждан наиболее незащищенных слоев потребительским минимумом через систему натуральной и денежной помощи и предоставляемых льгот и услуг,
Основная задача реализации Программы - обеспечить эффективность выполнения мероприятий программы адресной помощи, охватить ею отдельные категории граждан и все слабо защищенные слои населения.
III. Основные принципы Программы
В целях стабилизации уровня жизни граждан, организации адресной социальной поддержки разработана Комплексная программа социальной поддержки населения г. Иркутска на 1999 год, которая построена на основе следующих основных принципов:
- адресности предоставления социальной помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных особенностей и иных критериев (возраст, состояние здоровья, размер дохода, состав семьи, право на льготы по ФЗ, факт иждивения, отсутствие родственников, обязанных по закону содержать нетрудоспособных лиц);
- комплексности - предоставление одновременно различных видов социальной помощи (денежной, натуральной, в виде льгот и услуг) в зависимости от социально-экономического положения различных категорий граждан;
- оперативного реагирования - своевременный пересмотр социальной помощи с учетом изменений социальных нормативов, размеров прожиточного минимума, минимальной заработной платы;
- эффективного использования всех средств, в том числе и финансовых, в процессе реализации Программы;
- гарантированности - обязательное оказание социальной помощи лицам, имеющим на нее право;
- приоритетности предоставления социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- развитие сети специализированных социальных учреждений, оказывающих адресную социальную помощь (Центр социального обслуживания, отделение сестринского ухода на базе ЛПО N 5, парикмахерские, оказывающие льготные услуги малообеспеченному населению, столовые, осуществляющие бесплатное благотворительное питание).
<< Назад |
||
Содержание Решение городской Думы города Иркутска от 5 мая 1999 г. N 340-43гД(2) 019-20-340/9 "О комплексной программе социальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.