Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению администрации
Ангарского муниципального образования
Иркутской области
от 18 января 2012 г. N 62-ПА
Долгосрочная целевая программа
"Охрана окружающей среды в
Ангарском муниципальном образовании в 2012 - 2015 гг."
27 августа, 28 ноября, 29 декабря 2012 г.
Настоящая программа направлена на улучшение экологической ситуации, обеспечение соблюдения требований санитарного и природоохранного законодательства, сохранение здоровья населения и природной среды.
Постановлением администрации Ангарского муниципального образования Иркутской области от 29 декабря 2012 г. N 2327-ПА в паспорт настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт программы
1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом
Ангарское муниципальное образование расположено в 50 км от областного центра в юго-западной наиболее освоенной и экономически развитой части Иркутской области.
Ангарское муниципальное образование - один из крупнейших индустриальных центров общероссийского значения с мощными предприятиями по производству нефтепродуктов, химическому производству, а также с предприятиями по производству пищевых продуктов, производству пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов, машин и оборудования, изделий из дерева, распределению электроэнергии и воды.
По социально-экономическому потенциалу Ангарское муниципальное образование занимает одно из ведущих мест в экономике Иркутской области. На его долю приходится 9,7 % промышленной продукции Иркутской области.
Промышленное производство занимает доминирующее положение в экономике Ангарского муниципального образования и во многом определяет уровень жизни его населения, в том числе и состояние окружающей среды.
В Ангарском муниципальном образовании отмечается довольно высокий уровень загрязнения окружающей среды. Город Ангарск наряду с еще 6 промышленными городами Иркутской области входит в число 45 городов России с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Воздушный бассейн Ангарского муниципального образования подвергается техногенному загрязнению, преимущественно, стационарными источниками выбросов вредных веществ, которых на данный момент насчитывается 6600. В составе техногенных выбросов в подавляющем количестве присутствуют общетоксичные компоненты: окислы азота, сернистый ангидрид, пыль неорганическая, сероводород, углеводороды, аммиак, фенол, окись углерода, амины. В настоящее время проблема загрязнения окружающей среды в Ангарском муниципальном образовании сохраняется и требует решений.
Острой остается ситуация с загрязнением сточных вод. Сброс сточных вод от предприятий и объектов Ангарского муниципального образования осуществляется в поверхностные водные объекты: реки Ангару, Китой, Оду, Еловку. Основными источниками загрязнения вод р.Ангары являются сточные воды предприятий: теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-10,9), ООО "Ангара-реактив" и ОАО "АНХК". Река Китой загрязняется сточными водами водно-канализационного хозяйства, сельского хозяйства.
Анализ качества источников водоснабжения Ангарского муниципального образования на протяжении последних лет фиксирует стабильное ухудшение. Водоснабжение города Ангарска осуществляется из поверхностного источника р.Ангара. Вода р.Ангары приходит на территорию Ангарского муниципального образования уже загрязненной хозяйственно-бытовыми и промышленными стоками населенных пунктов, расположенных выше по течению.
Серьезной проблемой в Ангарском муниципальном образовании по-прежнему остается утилизация и захоронение промышленных отходов, вовлечение их в процесс повторного использования, отсутствие программы управления отходами, связывающей в единое целое сбор, сортировку, переработку и утилизацию твердых бытовых отходов.
Долгосрочная целевая программа "Охрана окружающей среды в Ангарском муниципальном образования в 2012 - 2015 гг." (далее - Программа) предусматривает проведение мероприятий по охране атмосферного воздуха, водных объектов, почвы, мероприятий по экологическому просвещению за счет бюджета Российской Федерации, бюджета Иркутской области, бюджета Ангарского муниципального образования. Кроме того, в Программу включены природоохранные мероприятия, запланированные к проведению промышленными предприятиями, осуществляющими деятельность на территории Ангарского муниципального образования за счет собственных средств.
Мероприятия, обозначенные в Программе, представляют собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение тактических задач с учетом прогнозируемых показателей по основным направлениям: охрана атмосферного воздуха, водных объектов, почвы; совершенствование системы управления отходами и образование особо охраняемых природных территорий.
Решение задач по устранению влияния негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, охрана окружающей среды - это целостная система мер, организуемая данной Программой.
Необходимость комплексного решения проблем в сфере охраны окружающей среды программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:
- масштабность, сложность и многообразие проблем обеспечения экологической безопасности, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным задачам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
- необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации проектов;
- потребность в координации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, (в части получения софинансирования из федерального и областного бюджетов), органов местного самоуправления и организаций.
Таким образом, сложность решаемых задач, взаимосвязь экологических, социальных и экономических проблем, сложившихся к настоящему времени на территории Ангарского муниципального образования, обусловливают необходимость применения программно-целевого метода для их разрешения.
1.1. Охрана атмосферного воздуха
В Ангарском муниципальном образовании реально сложившиеся разрывы между промышленными площадками и жилой зоной (санитарно-защитные зоны) не обеспечивают достаточной защиты населения от воздействия вредных веществ, выбрасываемых промышленными предприятиями, осуществляющими деятельность на территории Ангарского муниципального образования.
Согласно проекту "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы предприятий города Ангарска (сводный том нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для предприятий и объектов города Ангарска)", выполненному ООО "Медико-экологическое предприятие "Природа" по муниципальному контракту от 30.11.2005 N 30300105101170000, от источников большинства предприятий, осуществляющих деятельность на территории города Ангарска в атмосферу поступает 197 загрязняющих веществ, образующих 27 групп суммаций и 1 группу потенцирования. Выполненные расчеты показали, что уровень загрязнения атмосферы превышает гигиенические нормативы практически по всей территории города Ангарска.
Проведен расчет уровня загрязнения на границе 2-х километровой санитарно-защитной зоны ОАО "АНХК" и расчет на предполагаемой (для определения возможности) границе санитарно-защитной зоны 1 км. На расстоянии 1 км расчетные концентрации загрязняющих веществ превышают гигиенические нормативы - 12 веществ и 22 группы суммации, на расстоянии 2 км превышают гигиенические нормативы - 8 веществ, 19 групп суммации.
Основу выбросов в атмосферу составляют твердые вещества, окись углерода, окислы азота, углеводороды. По объему выбросов этих загрязняющих веществ город Ангарск находится на первом месте в Иркутской области.
N |
Город |
Выброшено в атмосферу вредных химических веществ, тыс.тонн |
||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
1 |
Ангарск |
227 |
184,6 |
207,1 |
2 |
Братск |
116,4 |
123,6 |
116,2 |
3 |
Усть-Илимск |
36,3 |
32,5 |
34,6 |
4 |
Усоль-Сибирское |
39 |
30 |
26 |
5 |
Шелехов |
31,6 |
29,2 |
33,5 |
6 |
Саянск |
32,2 |
30,6 |
28,7 |
7 |
Иркутск |
18,2 |
58,5 |
65,5 |
В администрацию Ангарского муниципального образования постоянно поступают жалобы от населения на загрязнение атмосферного воздуха (184 - в 2008 году, 173 - в 2009, 118 - в 2010 году).
По данным федерального государственного бюджетного учреждения "Иркутский центр по гидрометеорологиии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями" (далее - Росгидромет) среднегодовые концентрации вредных химических веществ как максимально разовые, так и среднесуточные превышают предельно-допустимые концентрации (далее - ПДК) по двуокиси азота, окиси углерода. Отмечается рост превышений ПДК загрязняющих веществ на территории Ангарского муниципального образования, в 2007 году зафиксировано - 13 превышений ПДК, 2008 году - 21, в 2009 году - 25.
Количество превышений ПДК за 2009 год
Загрязняющие вещества |
Превышение ПДК в долях |
Углерода оксид |
1,2 |
Азота диоксид |
2,4 |
Сероводород |
2,3 |
Фенол |
1,8 |
Аммиак |
1,8 |
Формальдегид |
2,2 |
Бензапирен |
6 |
Государственный мониторинг качества атмосферного воздуха, проводимый Росгидрометом и Территориальным отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в городе Ангарске и Ангарском районе (далее - Роспотребнадзор), не отражает реальной картины загрязнения, поскольку контролируются не все загрязнители атмосферного воздуха, специфичные для выбросов промышленных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Ангарского муниципального образования. Существующая система мониторинга качества атмосферного воздуха предполагает отбор проб на 5-ти стационарных постах, находящихся на территории Ангарского муниципального образования, 4 из которых принадлежат Росгидромету, 1 - Роспотебнадзору.
В этой связи постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 29.07.2011 N 1400-па создана рабочая группа по организации мониторинга качества атмосферного воздуха на территории Ангарского муниципального образования (далее - рабочая группа). В состав вышеназванной рабочей группы вошли глава администрации Ангарского муниципального образования, его заместитель, депутаты Думы Ангарского муниципального образования, специалисты-эксперты Роспотребнадзора, Росгидромета, специалисты НИИ "Медицины труда и экологии человека" и Ангарской государственной технической академии.
Протоколом заседания рабочей группы определен перечень специфичных химических веществ, характерных для выбросов промышленных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Ангарского муниципального образования, которые войдут в программу проведения мониторинга качества атмосферного воздуха - пыль, диоксид азота, углерод оксид, диоксид серы, формальдегид, сероводород, аммиак, сумма углеводородов, ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилол, этилбензол), амины (диметиламин), бензин и утверждены точки отбора проб атмосферного воздуха - Сангородок (пост Росгидромета и Регионального управления N 28 Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России), Опытно-конструкторское бюро автоматики (ОКБА) (пост Регионального управления N 28 ФМБА России), 95 квартал (пост Роспотребнадзора), 8 микрорайон (пост Росгидромета), микрорайон Новый-4 (пост Росгидромета).
Администрацией Ангарского муниципального образования подготовлены и направлены предложения о возможности проведения мониторинга качества атмосферного воздуха в учреждения и иные организации, имеющие в своем составе аккредитованные лаборатории, с целью проведения исследований выше обозначенных химических веществ.
На основании вышеизложенного, приоритетными направлениями деятельности администрации Ангарского муниципального образования и промышленных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Ангарского муниципального образования, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ, в области охраны атмосферного воздуха являются:
1. Снижение объемов выбросов вредных веществ в атмосферу.
2. Обеспечение управления экологической безопасностью путем проведения мониторинга качества атмосферного воздуха администрацией Ангарского муниципального образования совместно с федеральными органами (Роспотребнадзор, Росгидромет) для получения более полной и объективной информации об уровнях его загрязнения и регулярного информирования населения.
Проведение мониторинга качества атмосферного воздуха на территории Ангарского муниципального образования позволит объективно оценивать ситуацию и осуществлять природоохранные мероприятия, направленные на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, в т.ч. профилактические, административные и иные мероприятия, целью которых является улучшение состояния здоровья населения Ангарского муниципального образования.
3. Сбор и анализ информации для разработки проекта единой санитарно-защитной зоны для Ангарского промышленного района (1-ый и 2-й промышленный массив), в т.ч. используя данные проекта "Сводный том предельно-допустимых выбросов промышленных предприятий Ангарского муниципального образования", выполненного в 2007 году.
С этой целью в 2012 году предполагается осуществление сбора и анализа информации о разрабатываемых промышленными предприятиями, осуществляющими деятельность на территории Ангарского муниципального образования проектах санитарно-защитных зон, размещенных в 1-ом и 2-ом промышленных массивах города Ангарска, для формирования единой санитарно-защитной зоны.
Эти мероприятия необходимы для планирования работы по снижению воздействия химических веществ, содержащихся в атмосферном воздухе, на здоровье населения Ангарского муниципального образования.
1.2. Охрана водных объектов
Экологическая ситуация в Ангарском муниципальном образовании остается сложной и в связи с загрязнением водных объектов. Доля загрязненных вод в общем объеме сброшенных сточных вод: в 2007 году - 64%, в 2008 г- 45%, в 2009 году -35%.
Сложившаяся ситуация с водоснабжением населения Мегетского муниципального образования питьевой водой надлежащего качества, соответствующего требованиям санитарных правил и норм, требует решения. В Мегетском муниципальном образовании отсутствует альтернативный источник водоснабжения, что ставит под угрозу здоровье населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на сетях водоснабжения.
В связи с чем, необходимо проведение изыскательских работ по поиску альтернативного источника водоснабжения с мощностью не менее 1000 куб.м/сутки с применением технологии обеззараживания методом ультрафиолетового облучения воды и строительство нового водозабора с присоединением к существующей водопроводной сети.
Кроме того, в связи с износом оборудования существующей канализационной станции необходимо проектирование и строительство канализационной станции не менее 3000 куб.м/сутки с последующей консервацией существующей, находящейся по адресу: п. Мегет, ул. Ленина, стр. 15, год ввода в эксплуатацию - 1976.
В этой связи, Программой предусмотрено строительство водозабора, а также проектирование и строительство канализационной станции для пос. Мегет.
В результате природных воздействий в течение нескольких лет, происходит размывание и разрушение прибрежной полосы реки Китой в микрорайонах Старица, Кирова, Китой и селе Одинск, дамбы реки Малая Еловка.
Деятельность администрации Ангарского муниципального образования и предприятий, осуществляющих деятельность на территории Ангарского муниципального образования - источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, в части охраны водоемов направлена на уменьшение сброса вредных веществ в поверхностные водоемы, модернизацию водозаборных и очистных сооружений промышленных предприятий и укрепление берегов рек от размывания путем строительства дамб.
1.3. Охрана почвы
Увеличение объема образования твердых бытовых и промышленных отходов приводит к серьезному ухудшению экологической ситуации на территории Ангарского муниципального образования.
Ежегодно на территории Ангарского муниципального образования образуется более 900,0 тыс. тонн промышленных и бытовых отходов, из которых от 80-90% составляют золошлаковые отходы предприятий теплоэнергетики (ОАО "Иркутскэнерго"). В целях продления сроков эксплуатации действующих золоотвалов и решения задач по использованию золошлаковых отходов, ОАО "Иркутскэнерго" в 2010 году передало потребителям 58% годового объема всех золошлаковых отходов для использования в качестве строительных материалов, при этом транспортировка и погрузка осуществлялась за счет средств ОАО "Иркутскэнерго".
Количество промышленных отходов,
накопленных на промышленных предприятиях
год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
количество отходов тыс.тонн/год |
703,2 |
980,9 |
724,7 |
936,8 |
Количество отходов по классам токсичности
|
Промышленные отходы тонн/год |
|||||
Всего |
I класс |
II класс |
III класс |
IV класс |
V класс |
|
2009 год |
724 720 |
16,30 |
40,35 |
11 719,40 |
51 907,59 |
661 036,40 |
2010 год |
936 750 |
16,99 |
33,28 |
11 293,43 |
159 519,52 |
765 887,68 |
Большая часть промышленных отходов складируется на собственных полигонах промышленных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Ангарского муниципального образования, отходы IV-V класса (в том числе бытовые) вывозятся для захоронения на полигон бытовых отходов. Проблема переработки отходов ОАО "Иркутскэнерго" требует незамедлительного решения. Это связано с ограниченной емкостью полигонов и накопителей отходов. Существующий полигон промышленных отходов ОАО "АНХК" исчерпал свои площади и не соответствует современным требованиям.
Кроме того, имеется необходимость в проведении мероприятий по разработке проекта рекультивации (2013 г.) и дальнейшей рекультивации (2014 - 2015 гг.) закрытого полигона твердых бытовых отходов города Ангарска, проекта рекультивации (2013 г.) и рекультивации (2014 г.) свалки твердых бытовых отходов на территории Савватеевского муниципального образования. Программой предусматривается строительство на территории Савватеевского, Мегетского и Одинского муниципальных образований мусороперегрузочных станций, для дальнейшей транспортировки твердых бытовых отходов на полигон города Ангарска (2013 г.).
Полигон твердых бытовых отходов города Ангарска (далее - полигон ТБО) соответствует современным требованиям, эксплуатируется с декабря 2006 года, расположен в 20 км от города Ангарска.
Количество бытовых отходов, размещенных на полигоне твердых бытовых отходов
|
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Количество ТБО (тыс.куб.м) |
498,0 |
450,0 |
451,4 |
548,5 |
544,9 |
571,9 |
Количество ТБО (тыс.тонн) |
99,6 |
90,0 |
90,3 |
109,7 |
109,0 |
114,4 |
Значительная часть отходов: пластик, бумага, стекло и металл - могут быть переработаны во вторичное сырье. Сбор, сортировка и переработка их поможет уменьшить количество бытовых отходов, складируемых в мусорных контейнерах и на полигоне ТБО, уменьшить объем затрат на перевозку и захоронение бытовых отходов.
Переработка отходов является предметом предпринимательской деятельности и предусматривает наличие финансовых средств, лицензий и других условий. Настоящей Программой предполагается строительство мусоросортировочного комплекса на территории Ангарского муниципального образования и разработка схем сбора, транспортировки полимерных отходов с целью вовлечения их в хозяйственный оборот и во вторичную переработку.
Важнейшей задачей является внедрение сортировки и переработки твердых бытовых отходов. В настоящее время ТБО захораниваются, а должны утилизироваться. Большие объемы захораниваемых ТБО без сортировки и прессования резко сокращают срок службы полигона. В этой связи в 2012 - 2015 годах обществом с ограниченной ответственностью "Сиб-Транс-Петройл" запланировано проведение мероприятий на сумму 1595000 тыс. руб. Из них строительство на территории полигона мусоросортировочного комплекса - 468000 тыс.руб., строительство мусороперерабатывающего комплекса - 842000 тыс.руб., создание логистической схемы с перегрузочными станциями, в том числе в поселениях - 114 000 тыс.руб.
Значительное количество токсичных отходов I - II класса опасности попадает в бытовые отходы, накапливается на свалках и полигонах, загрязняя почву, водоемы и грунтовые воды тяжелыми металлами. К опасным отходам относится: электронная техника, батарейки, аккумуляторы, утратившие свои потребительские свойства, содержащие такие опасные вещества как свинец и кадмий.
Администрацией Ангарского муниципального образования выполняются мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и предупреждению загрязнения территории Ангарского муниципального образования ртутью. На основании муниципального контракта ежегодно осуществляется утилизация ртутьсодержащих отходов бюджетных учреждений Ангарского муниципального образования.
Порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Ангарского муниципального образования утвержден постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 13.04.11 N 542-па.
Одним из мероприятий, предусмотренных Программой, является приобретение автомобиля санитарного для перевозки медицинских отходов согласно требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарные эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" на базе LADA 4х4 "Нива".
Программой предполагается финансирование мероприятий по благоустройству, санитарной очистке и озеленению территории Ангарского муниципального образования.
Программой предусмотрены мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок на территории Ангарского муниципального образования.
Деятельность администрации Ангарского муниципального образования и промышленных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Ангарского муниципального образования в части охраны почв в период с 2012 по 2015 год направлена на совершенствование системы сортировки, переработки и утилизации промышленных и твердых бытовых отходов.
1.4. Экологическое просвещение
В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов администрация Ангарского муниципального образования содействует экологическому просвещению посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
Правовую основу организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закон Иркутской области от 04.12.2008 N 101-оз "Об организации развития системы экологического образования и формировании экологической культуры на территории Иркутской области", постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 686 "О проведении Дней защиты от экологической опасности" и иные нормативные акты.
Программой предусмотрено финансирование мероприятий по экологическому просвещению. В проведении мероприятий примут участие представители администрации Ангарского муниципального образования, администрации города Ангарска, администраций Мегетского, Одинского, Савватеевского муниципальных образований, Роспотребнадзора, население Ангарского муниципального образования, общественные и иные организации, педагоги и учащиеся муниципальных образовательных учреждений Ангарского муниципального образования, дополнительного образования детей и муниципальные учреждения культуры. Будут проведены выставки, конкурсы, показательные выступления, лекции, тематические уроки, праздники и иные экологические мероприятия.
На базе муниципального образовательного учреждения "Средняя образовательная школа N 7" организована сетевая опорная площадка "ЭКО", в которую входят представители 8 учебных заведений Ангарского муниципального образования. Цель деятельности опорной площадки "ЭКО": проведение поисковой и исследовательской деятельности учащихся в области экологии, подготовка волонтеров для пропаганды экологических знаний, участие в экологических акциях, повышение квалификации педагогов.
Деятельность администрации Ангарского муниципального образования в период с 2012 по 2015 годы будет направлена на сохранение системы традиционных экологических мероприятий, увеличение экологических акций, увеличение количества участников экологических акций, создание системы информирования населения по вопросам охраны окружающей среды. В рамках экологического просвещения предусматривается создание сайта "Экологическое просвещение" в Ангарском муниципальном образовании. Сайт задуман как системообразующая основа виртуальной сети экологического просвещения в школах Ангарского муниципального образования. В перспективе каждый из субъектов-участников (школы, учителя, методисты, ученики) будут иметь свой собственный сайт. А вся совокупность этих сайтов будет объединена в виртуальную сеть на базе центрального экологообразовательного портала, который будет курироваться непосредственно администрацией Ангарского муниципального образования. Таким образом, администрация Ангарского муниципального образования станет координатором разрозненной точечной деятельности по экологическому просвещению, которая существует в настоящее время.
1.5. Особо охраняемые природные территории
Образование особо охраняемых природных территорий местного значения предусмотрено Законом Иркутской области от 19.06.2008 N 27-оз "Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области".
Особо охраняемые природные территории местного значения - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними в пределах границ одного муниципального образования, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые решениями представительного органа муниципального образования изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Ангарское муниципальное образование - одно из наиболее развитых и освоенных в промышленном отношении муниципальных образований на территории Иркутской области. Несмотря на активное хозяйственное освоение на территории Ангарского муниципального образования сохранились участки дикой природы, имеющие важное значение для сохранения численности живых организмов, ценных в научном и эстетическом отношениях, а также редких и исчезающих биологических видов. Организация особо охраняемых природных территорий и проведение мероприятий по их охране играют важную роль в сохранении животного и растительного мира на территории Ангарского муниципального образования.
Решением Думы Ангарского муниципального образования от 29.08.1996 N 16 утвержден перечень особоохраняемых территорий Ангарского муниципального образования.
В 2012 году планируется подготовить схемы расположения земельных участков с указанием границ территорий, которые предполагается объявить особо охраняемой природной территорией местного значения Ангарского муниципального образования, а именно - территории Широкой пади и Сушинского Калтуса. На этих территориях в 2009 году Байкальским центром полевых исследований "Дикая природа Азии" проведены комплексные научно-исследовательские работы по экологическому и социально-экономическому обследованию в рамках бюджета 2009 года - 100 000 руб.
Имеется смета, выполненная Ангарским управлением Восточно-Сибирского филиала ФГУП Госземкадастрсъемка на сумму 186 000. В 2013 году планируется обеспечить подготовку проекта экологической тропы по территории "Сушинского калтуса" для экологического образования учащихся образовательных учреждений Ангарского муниципального образования.
2. Основные цели и задачи Программы
Цели Программы:
1. Обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
2. Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
3. Снижение влияния негативных факторов окружающей среды на состояние здоровья населения.
4. Сохранение животного и растительного мира Ангарского муниципального образования.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- создание благоприятной и безопасной окружающей среды на основе снижения негативного техногенного воздействия;
- рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
- повышение уровня экологической культуры путем экологического просвещения в сфере охраны окружающей среды;
- улучшение состояния здоровья населения Ангарского муниципального образования;
- образование особо охраняемых природных территорий.
Программа рассчитана на 4 года (2012 - 2015 годы), реализация планируется в один этап. Решение проблем в области охраны окружающей среды невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается реализация долгосрочных мероприятий с привлечением софинансирования из средств бюджета Российской Федерации и бюджета Иркутской области.
Для обеспечения экологической безопасности Ангарского муниципального образования необходимо поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников. Комплексное решение проблем охраны окружающей среды возможно только при проведении мероприятий для снижения воздействия на атмосферный воздух, водные объекту и почву.
Предполагаемыми показателями результативности Программы являются:
1. Снижение объемов выбросов вредных веществ в атмосферу (в процентах).
2. Снижение сброса вредных веществ в поверхностные водоемы (в процентах).
3. Защита от разрушения и размывания береговой полосы (тыс. кв. м)
4. Организация переработки отходов, уменьшение объемов, вывозимых на полигон твердых бытовых отходов (в процентах).
5. Восстановление разрушенных земель, вовлечение их в хозяйственный оборот (га).
6. Увеличение количества экологических акций и их участников (чел.).
7. Увеличение площади особо охраняемых природных территорий местного значения (га).
3. Перечень программных мероприятий
Для достижения цели и решения задач Программы предлагается реализовать следующие мероприятия:
1. Мероприятия по охране атмосферного воздуха.
2. Мероприятия по охране водных объектов и поддержание их в экологически благоприятном состоянии.
3. Мероприятия по сортировке, переработке и утилизации отходов производства и потребления.
4. Мероприятия по формированию экологической культуры путем экологического просвещения населения Ангарского муниципального образования.
5. Мероприятия по организации природных заказников местного значения.
Мероприятия Программы проводятся в течение 2012 - 2015 годов с уточнением посредством внесения изменений и дополнений с учетом принимаемых решений администрацией Ангарского муниципального образования.
Перечень программных мероприятий указан в приложении N 1 к настоящей Программе.
При реализации Программы осуществляются меры, направленные на предотвращение возникновения рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов. Риски, связанные с реализацией Программы, могут быть вызваны инфляционными процессами, несоблюдением требований муниципальных контрактов, заключенных с организациями для выполнения работ или услуг, чрезвычайными ситуациями, сопровождающимися землетрясениями, пожарами, наводнениями. Мерами по снижению рисков является контроль при реализации каждого конкретного мероприятия Программы.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование Программы осуществляется из следующих источников:
1. бюджетные средства:
- средства бюджета Российской Федерации;
- средства бюджета Иркутской области;
- средства бюджета Ангарского муниципального образования;
2. внебюджетные средства: собственные средства предприятий, осуществляющих деятельность на территории Ангарского муниципального образования.
Привлечение средств из бюджета Российской Федерации и Иркутской области планируется по долгосрочной целевой программе Иркутской области "Защита окружающей среды в Иркутской области на 2011 - 2015 годы" утвержденной постановлением Правительством Иркутской области от 18.10.2010 N 154-пп.
Средства из бюджета Ангарского муниципального образования будут привлекаться в соответствии с данной долгосрочной целевой программой "Охрана окружающей среды в Ангарском муниципальном образовании в 2012 - 2015 гг.".
Собственные средства предприятий - это собственные вложения предприятий и привлекаемые заемные средства.
Ресурсное обеспечение реализации Программы представлено в приложении N 2 к настоящей Программе.
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы включает в себя:
- ежегодное принятие Плана первоочередных мероприятий Программы на следующий год с уточнением сроков и объемов финансирования;
- выбор исполнителей отдельных мероприятий программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- заключение муниципальных контрактов на выполнение мероприятий Программы;
- осуществление контроля за качеством выполняемых работ, оказанных услуг;
- подготовка и представление ежегодного отчета о реализации Программы за отчетный год.
Ответственным за реализацию Программы и координацию ее исполнения, а также за осуществление текущего контроля за исполнением Программы, является консультант аппарата главы администрации Ангарского муниципального образования по экологическим вопросам.
Финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств по Программе осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Результатами реализации Программы станут улучшение состояния окружающей среды и снижение вредного воздействия на нее хозяйственной деятельности.
Для оценки эффективности реализации Программы используются целевые индикаторы по направлениям, которые отражают выполнение мероприятий Программы.
Социально-экономическая эффективность Программы будет рассчитана исходя из количественной оценки показателей затрат и целевых показателей результативности Программы как соотношение достигнутых и планируемых результатов.
Оценка эффективности Программы осуществляется по годам в течение всего срока реализации Программы. Эффективность Программы в полном объеме следует определять после выполнения всех мероприятий, предусмотренных Программой.
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутого показателя за соответствующий год с его прогнозным значением, утвержденным Программой.
Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевого показателя по формуле:
E = If / In x 100%,
где
E - эффективность реализации Программы (в процентах);
If - фактический показатель, достигнутый в ходе реализации Программы;
In - нормативный показатель, утвержденный Программой.
Критерии оценки эффективности реализации Программы:
1. Программа реализуется эффективно (за отчетный год, за весь период реализации), если ее эффективность составляет 80% и более;
2. Программа нуждается в корректировке и доработке, если эффективность реализации Программы составляет 60 - 80%
3. Программа считается не эффективной, если мероприятия Программы выполнены с эффективностью менее 60%
Корректировка планируемых значений целевых показателей в области охраны окружающей среды проводится ежегодно с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы и изменения социально-экономической ситуации.
Планируемые целевые индикаторы и показатели результативности реализации Программы приведены в таблице 1.
Таблица 1
N |
Наименование целевого показателя |
Ед. изм. |
Значение целевого показателя |
||||
до реализации программы |
в результате реализации программы, в том числе по годам: |
||||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||
1 |
Охрана атмосферного воздуха |
||||||
1.1 |
Снижение объемов выбросов вредных веществ в атмосферу |
% |
0 |
3 |
4 |
4 |
5 |
2 |
Охрана водных объектов |
||||||
2.1 |
Снижение загрязнения сточными водами, сохранение экосистемы водных объектов |
% |
0 |
2 |
4 |
4 |
6 |
2.2 |
Защита от разрушения и размывания берегов рек |
тыс. кв.м |
0 |
2500 |
2500 |
3000 |
3000 |
3 |
Охрана почвы |
||||||
3.1 |
Организация переработки отходов, уменьшение объемов, вывозимых на полигон ТБО |
% |
1 |
3 |
6 |
8 |
10 |
3.2 |
Восстановление разрушенных земель, вовлечение их в хозяйственный оборот |
га |
0 |
12 |
22 |
25 |
27 |
4 |
Экологическое просвещение |
||||||
4.1 |
Увеличение количества участников экологических акций |
человек |
3000 |
8000 |
10000 |
12000 |
14000 |
4.2 |
Сохранение системы традиционных экологических мероприятий, увеличение экологических акций |
единиц |
20 |
40 |
50 |
60 |
70 |
5 |
Создание особо охраняемых территорий |
||||||
5.1 |
Сохранение природного ландшафтного комплекса, имеющего природоохранное, эколого-просветительское и рекреационное значение |
га |
0 |
4850 |
4800 |
1000 |
|
Глава администрации Ангарского |
А.А.Медко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.