Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Согласованные меры по усовершенствованию систем регулирования и контроля в Баренцевом и Норвежском морях
1. Мандат
Со ссылкой на пункт 12.1 Протокола 33-ей сессии СРНК, Постоянному комитету поручено разработать проект "Согласованных мер по усовершенствованию систем регулирования и контроля в Баренцевом и Норвежском морях", содержащий:
- анализ статуса существующих мер регулирования и контроля в области рыболовства;
- обоснованные критерии достижения оптимального режима регулирования и контроля;
- согласованные меры достижения оптимального уровня регулирования и контроля рыболовства;
- анализ факторов, осложняющих достижение подобного уровня, а также предложения по возможным мерам для их устранения.
2. Статус и анализ мер регулирования и контроля в области рыболовства
Постоянный комитет сконцентрировал свою работу, в основном, на мерах по обеспечению контроля.
2.1 Состояние
2.1.1 Нормативная база |
Россия |
Норвегия |
2.1.1.1. Полномочия по контролю |
Управление Россельхознадзора по Мурманской области Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов статьи 16 и 43. Постановление Правительства РФ от 20.05.2005 N 317 пункт 3 Российские суда в международных водах и внутренних водоемах. Береговой контроль юридических и физических лиц, ведущих рыбопромысловую деятельность. Право доступа к документам, сведениям и предметам, относящимся к делу. Россельхознадзор осуществляет квотоконтроль российских судов и предприятий в российских и международных водах, иностранных судов в российских водах. ПУ ФСБ России осуществляет физический контроль в море в ИЭЗ РФ и принимает участие в осуществлении квотоконтроля в ИЭЗ РФ. Инспектора Россельхознадзора могут быть направлены на суда. Выполнение функций государственного контроля в области охраны морских биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ возложено на Пограничную службу ФСБ России. Федеральные законы: - "О Федеральной службе безопасности России (статья 8)"; - "Об исключительной экономической зоне РФ (статья 36)"; - "Об охране окружающей природной среды" (статья 7)"; - "О животном мире (статья 31)"; - "О континентальном шельфе РФ (статья 43)"; - Указ Президента РФ от 29 августа 1997 года N 950; - Постановление правительства РФ от 26 января 1998 года N 90; - другие ведомственные нормативные и правовые акты. |
Директорат по рыболовству Закон о морском рыболовстве § 45 Норвежские суда: в норвежских и международных водах Иностранные суда в норвежских водах Береговой контроль офисов пароходств и всех прочих организаций и лиц, которые в профессиональных целях имеют в распоряжении рыбу, предназначенную для хранения, транспортировки или сбыта, а также тех, кто имеет в распоряжении документы касательно такой рыбы. Свободный доступ к вышеуказанным местам. Право доступа к документам, сведениям и предметам, относящимся к делу. Инспектора могут быть направлены на суда. Береговая охрана Закон о Береговой охране § 29 Норвежские суда: в норвежских и международных водах Иностранные суда: в норвежских водах, с теми ограничениями, которые следуют по международному праву. На берегу при явной необходимости Беспрепятственный доступ к судам. Право доступа к документам, сведениям и предметам, относящимся к делу. Инспектора могут быть направлены на суда. Кооперативы по сбыту рыбы Закон о морском рыболовстве § 45 а. Регистрация и контроль изъятой и выгруженной рыбы (объемы и виды). Весь реализуемый улов должен продаваться через кооперативы по сбыту. Все выгрузки рыбы должны быть взвешены и отмечены в квитанциях, являющихся основанием для вычисления квот. |
2.1.1.2. Спутниковое слежение |
Постановление Правительства РФ от 26.02.1999 N 226 Все российские суда, участвующие в промысловой деятельности, независимо от размеров и местонахождения. Все иностранные суда в российских водах независимо от размеров. |
Закон о морском рыболовстве § 4 s) и § 45, седьмая часть с соответствующими предписаниями Основное правило: Все норвежские суда общей длиной более 24 м, независимо от местонахождения. В международных водах: независимо от размера судна. В водах Норвегии и ЕС: суда длиной более 18 м, (в будущем возможно более 15 м.). Иностранные суда в норвежских водах: суда длиной более 24 м, суда ЕС - длиннее 18 м. |
2.1.1.3. Промысловый журнал/журнал грузовых операций |
Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов статья 16, Федеральный закон об исключительной экономической зоне РФ, статья 12, Правила рыболовства...* Российские суда: Все Иностранные суда: Все |
Закон о морском рыболовстве § 9 с соответствующими предписаниями Норвежские суда длиной более 13 м. Закон о Норвежской экономической зоне. § 4 и § 6 и предписание о промысле и рыболовстве для иностранных граждан в Норвежской экономической зоне. § 9. Иностранные суда: Все |
2.1.1.4. Судовой журнал |
Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов статья 16. Правила рыболовства... Российские суда: Все Предъявляется по требованию |
В норвежском законодательстве о рыболовстве нет требований по ведению судовых журналов. Крупные промысловые суда, однако, обязаны вести судовые журналы, согласно другому законодательству. Согласно Закону о морском рыболовстве § 45, при контроле может быть выдвинуто требование о предъявлении судового журнала. |
2.1.1.5. Схемы грузовых трюмов |
Приказ Госкомрыболовства от 11.09.00 N 247. Все российские суда длиной более 24 м должны иметь схему грузовых трюмов с указанием вместимости (м3) и складируемого объема брутто (м3) |
Закон о морском рыболовстве § 4 g) с предписаниями о ведении промысла в море, § 68 Суда общей длиной более 24 м обязаны иметь на борту утвержденные схемы (брутто) грузовых трюмов. Норвежские суда: везде. Иностранные суда: В норвежской экономической зоне и в зоне Ян-Майена. |
|
|
Предписание о Шпицбергене: Суда общей длиной более 24 м обязаны иметь на борту утвержденные схемы (брутто) грузовых трюмов. |
2.1.1.6. Каргоплан |
Нет соответствующих требований |
В законодательстве о рыболовстве нет требований к каргоплану. |
2.1.1.7. Технологический журнал |
Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов статья 16. Правила рыболовства_ Российские суда: Суда, ведущие переработку рыбы. |
В законодательстве о рыболовстве нет требований к ведению производственного журнала, но по практике все крупные суда ведут такой журнал. |
2.1.1.8. Отчетность/сообщение о заходе судна |
Международные договоры России в области рыболовства (Смешанные комиссии по рыболовству). Федеральный закон об исключительной экономической зоне РФ, статья 12. Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов статья 16. Правила рыболовства_ Для российских судов - отчеты о начале и окончании промысла, отчеты по выгрузкам/ перегрузкам, ежедневные суточные донесения о вылове (ССД). Для российских судовладельцев отчеты по вылову на 1 и 15 число каждого месяца Для иностранных судов: сообщения типа актив и пассив, сообщения о вылове согласно соответствующим международным договорам. Для российских и иностранных судов: о входе и выходе в ИЭЗ РФ, территориальные воды, уведомление о прохождении контрольных точек, сообщения о заходе в порт. |
Предписание о передаче рапортов для норвежских судов Траулеры-заводы, бимтраулеры и суда, перегружающие рыбу на другое судно. Типы рапортов: Рапорт о начале промысла, рапорт об улове, рапорт о перегрузке, сообщение о заходе в порт и рапорт о прекращении промысла. Могут быть отправлены электронным способом или вручную. Предписание о промысле и рыболовстве для иностранных граждан в Норвежской экономической зоне Типы рапортов: Рапорт о начале промысла, рапорт об улове, рапорт о перегрузке, сообщение о заходе в порт, рапорт о прекращении промысла и сообщение о прохождении контрольной точки (сообщение о прохождении контрольной точки и о выгрузке рыбы). Могут быть отправлены электронным способом или вручную. Предписание о промысле в рыболовной зоне Ян-Майен Типы рапортов: Рапорт о начале промысла, рапорт об улове, рапорт о перегрузке, сообщение о заходе в порт, рапорт о прекращении промысла. Могут быть отправлены электронным способом или вручную Предписание о Шпицбергене Норвежские и иностранные суда. Типы рапортов: Рапорт о начале промысла, рапорт об улове, рапорт о перегрузке, сообщение о заходе в порт, рапорт о прекращении промысла. Могут быть отправлены электронным способом или вручную. Предписание о заходах и плавании иностранных, не военных судов в норвежских территориальных водах в мирное время Этот тип рапортов на самом деле относится не к контролю за ресурсами, а к государственной безопасности. |
2.1.1.9. Коносаменты |
Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов статья 16. Правила рыболовства... Российские суда: Все |
В законодательстве о рыболовстве нет требований к коносаментам, и рыболовные суда получают их от транспортных судов при перегрузочных операциях. |
2.1.1.10. Сообщения о выгрузке/заключительная квитанция |
Сообщения о выгрузке/перегрузке - Международные договор России в области рыболовства с Норвегией (Смешанная Российско-Норвежская Комиссия по рыболовству. 33-ая сессия, п. 12.5 Протокола). Федеральный закон об исключительной экономической зоне РФ статья 12. Российские суда: Все Квитанция или накладная на сданную рыбу/ рыбопродукцию - Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов статья 16. Правила рыболовства... |
Закон о морском рыболовстве § 4s), § 9 и § 9 а. ср. предписание об обязательном информировании при выгрузке или сбыте рыбы. При всех выгрузках рыбы в Норвегии должна быть составлена заключительная квитанция. Квитанция должна быть подписана и поставщиком (рыбаком) и получателем рыбы. Норвежские суда, выгружающие рыбу за границей, должны, на односторонней основе, составить официально утвержденную квитанцию. |
2.1.1.11. Разрешение на промысел (Р) |
Международные договоры России в области рыболовства (Смешанные комиссии по рыболовству), Федеральный закон об исключительной экономической зоне РФ, статья 11, Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов статья 34, Правила рыболовства... - Для всех российских и иностранных судов. Оригинал разрешения на промысел должен находиться на борту. Для норвежских судов не обязательно иметь оригинал разрешения на борту при работе в ИЭЗ РФ в соответствии с установленным порядком лицензирования, принятым СРНК. |
|
2.1.1.12. Лицензирование (Н) |
|
Закон о Норвежской экономической зоне, § 4 и § 6, ср. предписание о промысле и рыболовстве для иностранных граждан в Норвежской экономической зоне и предписания о промысле и рыболовстве для иностранных граждан в зоне Ян-Майена Норвежские суда должны быть зарегистрированы в судовом реестре рыболовных судов Директората по рыболовству. Большинство судов, к тому, должны иметь особые разрешения на ведение промысла. Иностранные суда должны иметь разрешения (лицензии) для того, чтобы вести промысел или оказывать услуги рыболовному флоту. Разрешения выдаются без оформления лицензионного документа. |
2.1.2 Информация |
|
|
2.1.2.1. Данные по спутниковому слежению |
Региональный центр мониторинга (МРЦМ*) находится в Мурманске. Данные спутникового мониторинга могут хранится без временных ограничений. |
Центр мониторинга Норвегии расположен в Директорате по рыболовству. Данные могут храниться без временных ограничений. |
2.1.2.2. Отчетность с судна |
МРЦМ находится в Мурманске. Данные с судов (ССД) регистрируются в электронном виде и могут хранится без временных ограничений. |
Центр мониторинга Норвегии расположен в Директорате по рыболовству. Данные регистрируются вручную, но могут передаваться электронным способом. Данные могут храниться без временных ограничений. |
2.1.2.3. Промысловый журнал/журнал грузовых операций |
Хранится на борту судна в течение 1 года с момента окончания. Данные промыслового журнала, соответствующие реквизитам и показателям ССД передаются в МРЦМ на ежедневной основе. Все выданные промысловые журналы/журналы грузовых операций регистрируются в БД Россельхознадзора. |
Промысловый журнал ведется в оригинале с двумя копиями каждой страницы. Все норвежские траулеры, большинство траулеров - креветколовов и суда, ведущие промысел за пределами норвежских вод, направляют одну из копий в Директорат по рыболовству. Другие норвежские суда обязаны направлять подобную информацию по запросам. Содержание промысловых журналов траулеров регистрируется электронно в Директорате. Пока данные промысловых журналов других типов судов регистрируются вручную. Выданные промысловые журналы регистрируются в БД Директората. Данные из промыслового журнала судна, относящегося к любой другой группе судов, обрабатываются вручную. |
2.1.2.4. Коносаменты (квитанции на сданную рыбопродукцию) |
Хранятся на борту любого российского судна в течение двух месяцев со дня их выписки. Копии регистрируются вручную. |
Запрашивается только в связи с инспекциями |
2.1.2.5. Информация по выгрузкам и сбыту |
Данные по выгрузкам собираются с судов при их проверках. |
Данные по выгрузкам и сбыту собираются у кооперативов по сбыту рыбы и направляются электронно в Директорат по рыболовству. |
2.1.2.6. Информация при заходе в порт |
Каждое судно обязано сообщать о заходе в порт не менее чем за 24 часа. Сообщения содержат информацию о типе, времени и месте захода судна. |
Сообщения содержат информацию о типе, времени и месте захода судна. |
2.1.2.7. Результаты инспектирования |
Данные о результатах инспектирования регистрируются вручную в базе данных Россельхознадзора и ПУ ФСБ РФ. Справки о проверках хранятся в Россельхознадзоре и ПУ ФСБ РФ. |
Данные о результате инспекции Береговой охраны регистрируются вручную в базе данных. На сегодняшний день инспекционные документы (справки о проверках) Директората по рыболовству архивируются в ручную. |
2.1.2.8. База данных по учету квот |
База данных содержит информацию о судовладельцах, о разрешениях и о квотах на отдельную компанию/ разрешениях на отдельное судно. БД содержит информацию о выборе квот/ остатках (переловах) на уровне предприятия. |
База данных содержит информацию о форме владения судном, о лицензиях и квотах на отдельное судно. Для каждого судна в базе данных хранится информация об объеме выгруженной рыбы. В течение 2005 года БД также будет способна отражать информацию о вылове/ оставшейся квоте отдельного судна в любой момент времени. |
2.1.2.9. Обмен информацией и сотрудничество с другими ведомствами |
Россельхознадзор имеет соглашение с ПУ ФСБ РФ, УВД, Налоговой инспекцией. ПУ ФСБ имеет соглашение с Россельхознадзором, УВД, Налоговой инспекцией, таможней. Обмен информацией происходит по запросам. |
Директорат по рыболовству имеет договора с Директоратами Таможни и Налогообложения. Обмен информацией происходит по запросам или при совместных проверках. |
2.1.2.10. Информация от судовладельца |
Судовладельцы сообщают сведения о вылове с нарастающим итогом на 1 и 15 число каждого месяца. По требованию судовладелец обязан сообщить любую информацию, касающуюся промысла. |
Директорат по рыболовству осуществляет ежегодные проверки избранных компаний путем контроля их отчетности. |
2.1.2.11. Обмен данными по выгрузкам из третьих стран |
Россия имеет соглашения о контроле с Англией и Уэльсом, Шотландией, Голландией. Готовится подписание соглашения с Данией. В соответствии с решением двусторонних комиссий Россия получает данные по выгрузкам с Исландии и Фарерских островов. Данные по выгрузкам передаются факсом и электронной почтой. По запросам Россия получает информацию с Канады через российского представителя. |
Норвегия составила Меморандум о контроле со следующими странами: Канадой, Данией, Францией, Фарерскими островами, Ирландией, Исландией, Голландией, Россией, Великобританией, Швецией, Германией, Польшей и Гренландией. Данными по выгрузкам мы обмениваемся электронно. |
2.1.2.12. Обмен данными между Россией и Норвегией |
Россельхознадзор обменивается данными по контролю с Директоратом по отдельным судам - по запросам, не реже 2-х раз в год. Также существует обмен информацией по компаниям. ПУ ФСБ РФ обменивается данными по контролю с Норвежской Стороной в соответствии с Меморандумом. |
В течение 10 последних лет Норвегия направляет данные по заключительным квитанциям электронно по адресу Мурманрыбвода один раз в месяц. Директорат по рыболовству направляет по адресу Мурманрыбвода информацию о квотах на уровне отдельного судна. Директорат по рыболовству один раз в месяц направляет по адресу Мурманрыбвода исходные данные по открытию и закрытию районов промысла. Береговая охрана и Директорат по рыболовству регулярно обмениваются информацией об инспекциях с российскими властями. |
2.1.2.13. Другие базы данных |
Россельхознадзор имеет БД по предприятиям и физическим лицам участвующих в промысле, по всем типам судов (с объемами трюмов). |
Директорат по рыболовству ведет список рыбаков (официальный реестр профессиональных рыбаков) |
2.1.3 Контроль |
|
Отбор объектов для контроля как в море, так и на берегу, основывается на оценке степени риска вероятного нарушения. |
2.1.3.1. В море |
На данный момент у Россельхознадзора нет рыбоохранных судов. ПУ ФСБ РФ осуществляет контроль на патрульных судах береговой охраны и инспекционном судне "Скат", а также использует вертолеты и самолеты. |
На данный момент Береговая охрана располагает 14 морскими судами, 7-прибрежными, 6- вертолетами и 4 самолетами. |
Физический контроль: |
|
|
2.1.3.1.1. что/каким образом |
Контроль в море. Установление инспекторской группой соответствий типа судна и орудий лова условиям Разрешения/лицензий. Проверка промыслового, судового и технологического журналов, лицензии, разрешения, рыболовного билета, коносаментов и других документов, относящихся к ведению промысла. Проверка всех помещений судна, орудий лова, грузов и всего добытого в результате лова. |
При присутствии судна в районах, определенных как районы риска, проверяется следующее: - наличие молоди/прилова рыбы меньше минимального размера - прилов - выброс рыбы - орудия лова - оборудование спутникового слежения - промысловый журнал и т.п. При контроле проверяются соответствующие документы на палубе и в трюмах. |
|
Контрольные точки. Осуществление контрольно-проверочных мероприятий, основу которых составляет установление объемов вылова по видам биоресурсов. |
Физический улов и документы сопоставляются с данными, которые переданы и занесены в промжурнал, особое внимание уделяется соответствию объемов и видов рыбы. Помимо контроля в районах промысла осуществляется контроль в назначенных контрольных точках. |
2.1.3.1.2. периодичность |
В зависимости от промысловой обстановки рыболовные суда в ИЭЗ РФ проверяются с периодичностью 2 - 3 раза в год. |
Периодичность в любое время будет зависеть от выбранной приоритетности. В определенных областях приоритет принадлежит периодичности контроля. Морские рыболовные суда подвергаются инспекции 3 - 4 раза в году. |
2.1.3.1.1.3. кто проводит |
Инспектора ПУ ФСБ, находящиеся на инспекторском судне и патрульных кораблях береговой охраны, а также находящиеся на промысловых и транспортных судах в качестве наблюдателей. |
Два или более инспекторов совместно осуществляют инспекции. Количество инспекторов зависит от сложности контроля. |
Контроль документации: |
|
|
2.1.3.1.4 что/каким образом |
Анализ документов, относящихся к промысловой деятельности судна путем сопоставления данных о вылове рыбы по видовому составу за период рейса с отражением в акте проверки следующих позиций: - вид рыбы; - находится на борту, - вылов с начала года; - вылов с начала рейса. |
Проверка следующих документов: - Лицензий/разрешений на промысел - рапортов (в т.ч. по спутниковому слежению) - Промыслового журнала - Производственного журнала - Журнала морозильных камер - Судового журнала - Заключительных квитанций - Других соответствующих документов - Сбор показаний электронного оборудования, например компьютеров и навигационного оборудования - Сопоставление информации из различных источников |
2.1.3.1.5. периодичность |
Морские рыболовные суда проверяются 2 - 3 раза в год. Тщательная проверка документов осуществляется при каждом контроле. |
Морские рыболовные суда проверяются 3 - 4 раза в год. Тщательная проверка документов осуществляется при каждом контроле. |
2.1.3.1.6. кто осуществляет |
ПУ ФСБ РФ |
Два или более инспекторов совместно осуществляют инспекции. Количество инспекторов зависит от объема и сложности контроля. |
2.1.3.2. На берегу |
|
|
Физический контроль: |
|
|
2.1.3.2.1 что/каким образом |
Контроль соответствия груза на борту и данных промысловой документации. Контроль выгрузки рыбопродукции. После выгрузки - контроль корректировки данных в промысловом журнале в соответствии со сдаточными квитанциями. |
Контроль соответствующих документов и сопоставление документов с физическим уловом, в т.ч. контроль корректности взвешивания рыбы. Далее контроль корректности данных, занесенных в заключительные квитанции, подписанные капитаном судна и получателем груза. |
2.1.3.2.2. периодичность |
При каждом заходе в российский порт. |
Около 3% выгрузок подвергаются проверке. |
2.1.3.2.3. кто проводит |
Россельхознадзор и ПУ ФСБ РФ. |
Инспекторами Директората по рыболовству. |
Контроль документации: |
|
|
2.1.3.2.4. что/каким образом |
Путем сопоставления информации из следующих источников: разрешение(я) на промысел, промысловый журнал, судовой журнал, технологический журнал, журнал ССД, коносаменты (для судов, выгружающихся в Норвегии - заключительные квитанции), другие документы. |
Контроль и сопоставление данных из соответствующих документов, как например промыслового журнала, судового журнала и заключительных квитанций |
2.1.3.2.5. периодичность |
При каждом заходе в российский порт. |
Около 3% выгрузок подвергаются проверке. |
2.1.3.2.6. кто осуществляет |
Россельхознадзор и ПУ ФСБ РФ. |
Инспекторами Директората по рыболовству. |
2.1.3.3. Прочее |
|
|
2.1.3.3.1. Телефон для принятия информации о нелегальной деятельности в области рыболовства |
У Россельхознадзора нет подобного телефона. ПУ ФСБ РФ: (8152) 487-582 тлф. (8152) 487-625 факс. |
У Директората по рыболовству нет подобного телефона, но в Береговую охрану временами поступает подобная информация |
2.1.3.3.2. Контроль, выполняемый властями третьих стран по запросам |
На основе международных договоренностей Россельхознадзор может запросить сведения о проверках/выгрузках российских судов. |
На основании Меморандума о контроле с определенной страной Директорат по рыболовству может попросить о том, чтобы норвежские выгрузки были подвергнуты особому контролю, и чтобы информация по контролю была передана Директорату. |
2.1.3.3.3. Контроль выполняемый властями другой Стороны (Норвегия-Россия) |
На основе Меморандума о контроле российская сторона может запросить сведения о проверках российских судов. |
На основании Меморандума о контроле Береговая охрана/Директорат по рыболовству может попросить о том, чтобы норвежские выгрузки были подвергнуты особому контролю, и чтобы информация по контролю была передана Директорату |
2.1.4 Ответственность |
|
|
2.1.4.1. Административная |
Федеральный закон об экономической зоне РФ, статья 13 - приостановка либо лишение разрешения на промысел. Кодекс РФ об административных правонарушениях - штрафы, конфискация орудий лова и транспортных средств за нарушения Правил рыболовства... Федеральный закон о животном мире, статья 56 - возмещение ущерба за незаконный вылов водных биологических ресурсов. Постановление правительства N 704 за грубые нарушения лишение права (доли) на пользование водными биологическими ресурсами на срок до 5 лет. Федеральный закон о рыболовстве и сохранении полных биологических ресурсов, статья 13. Прекращение права пользования водными биоресурсами осуществляется в судебном порядке. |
Закон о морском рыболовстве § 7: Изъятие стоимости улова при переборе квоты. Закон о морском рыболовстве § 11: Изъятие нелегального улова Закон о регистрации сбыта рыбы-сырца по закупочной стоимости § 3: ср. предписание о регистрации сбыта рыбы-сырца по закупочной стоимости § 7; Лишение права на покупку рыбы Закон о праве принятия участия в рыболовстве § 11 и 19 Лишение права на ведение промысла. Предписание о промысле и рыболовство для иностранных граждан и НЭЗ и предписание о промысле и рыболовстве для иностранных граждан в рыболовной зоне Ян-Майен. Лишение лицензии на право промысла Для норвежских судов административные санкции могут быть применены независимо от района совершения нарушения. |
2.1.4.2. Уголовная |
Уголовно-процессуальный кодекс РФ - при передаче дел о нарушениях Правил рыболовства... в следственные органы (ОБЭП, прокуратура) штраф или лишение свободы до 2 лет ПУ ФСБ РФ имеет право возбуждать и вести уголовные дела по статьям уголовного кодекса 253 и 256. Уголовные дела могут быть возбуждены за преступления совершенные в ИЭЗ РФ |
Закон о морском рыболовстве § 53: Санкции: Штрафы и тюремное заключение. Неограниченный размер штрафов. Тюремное заключение сроком до 2-х лет. Для иностранных граждан тюремное заключение не может быть применено согласно условиям международных соглашений. Закон о морском рыболовстве § 54: Изъятие: Судов, принадлежностей, орудий лова или стоимости вышеуказанного. Уголовный кодекс: Различные правила. Санкции. Штрафы и тюремное заключение, а также предпринимательское наказание. Неограниченный размер штрафов. Закон о НЭЗ § 8 Санкции: Штрафы. Неограниченный размер штрафов. Закон о НЭЗ § 9: Изъятие: Судов, принадлежностей, орудий лова или стоимости вышеуказанного. Закон о Береговой охране § 36: Санкции: Штрафы. Неограниченный размер штрафов. Тюремное заключение сроком до 2-х лет. Закон о праве принятия участия в рыболовстве § 31 Санкции: Штрафы и тюремное заключение. Неограниченный размер штрафов. Тюремное заключение сроком до 6 месяцев. Уголовная ответственность для норвежских судов распространяется независимо от района совершения преступления. |
2.1.4.3. Должностная |
При нарушении Правил рыболовства также могут быть применены санкции со стороны работодателя: порицание, лишение части зарплаты, увольнение. |
|
2.2 Меры
2.2.1 Нормативная база |
Россия |
Норвегия |
2.2.1.1. Полномочия по контролю |
Введение правовых мер, способствующих расширению и более эффективному выполнению полномочий по контролю за пределами ИЭЗ РФ. Внесение дополнений в Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, в виде новой главы, в которой будут отражены полномочия по контролю и меры по их осуществлению, особенно за пределами ИЭЗ РФ. |
ОК |
2.2.1.2. Спутниковое слежение |
ОК |
Хотелось бы иметь спутниковое слежение на судах менее 24 м |
2.2.1.3. Промысловый журнал/журнал грузовых операций |
Введение электронного журнала либо журнала, который ведется с двумя копиями каждой страницы. Введение унифицированной формы журнала грузовых операций для транспортных судов. |
Хотелось бы иметь электронный промысловый журнал, основанный на Северо-Атлантическом формате (НЕАФК) и действующий для всех стран. Данные промжурналов всех зон должны храниться на борту не менее 2-х лет. До того как это будет достигнуто желательно увеличить срок хранения, существующего журнала с 1 года до 2-х лет. Зарегистрированные (порядковым номером) пронумерованные промжурналы всех зон СВА должны быть доступны для контрольных властей на борту судна в любое время. |
2.2.1.4. Судовой журнал |
ОК |
ОК |
2.2.1.5. Схемы грузовых трюмов |
ОК |
Хотелось бы иметь нетто схемы грузовых трюмов. |
2.2.1.6. Каргоплан |
Обязать ведение каргоплана на всех судах, ведущих переработку рыбы, по аналогу с требованиями НАФО, НЕАФК |
Хотелось бы внедрить каргоплан согласно правилам НАФО, НЕАФК |
2.2.1.7. Технологический журнал |
Впадение унифицированной формы технологического журнала. |
Хотелось бы внедрить ведение производственного журнала, т.к. это является полезным инструментом контроля. |
2.2.1.8. Отчетность/сообщение о заходе судна |
Ввести в Правила рыболовства... пункт об обязательных сообщениях, о выгрузках/перегрузках в портах/ море и портах по видам в живом весе за 24 часа |
Хотелось бы внедрить обязательную электронную подачу рапортов, основанную на Северо-Атлантическом формате и действующую для всех стран. Данные должны храниться на борту судна не менее 2-х лет. Далее смотреть комментарии к пункту "Промысловый журнал". |
2.2.1.9. Коносаменты |
Увеличить срок хранения коносаментов на борту судна до 1 года |
Существующий порядок коносаментов не удовлетворителен. Сегодня коносаменты изготавливаются во многих различных вариантах. Содержание часто бывает недостаточным и затрудняет процесс отслеживания перегруженной рыбы. Ссылаемся на порядок передачи рапортов для перегрузки рыбы, см. п. 2.1.1, Правила, передача рапортов/сообщения о заходе судна. Для дальнейшего усовершенствования контроля следует разработать документ, содержащий те же данные, которые передаются в рапортах о перегрузке рыбы. Документ должен быть подписан представителем рыболовного судна и судна, принимающего рыбу, и копия документа должна храниться на борту судна в течение 2-х лет. |
2.2.1.10. Заключительная квитанция (Н) |
|
ОК |
2.2.1.11. Сообщения после выгрузки (Р) |
Ввести в Правила рыболовства... пункт об обязательных сообщениях, о выгрузках/перегрузках в портах/ море и портах по видам в живом весе |
|
2.2.1.12. Лицензирование (Н) |
|
Хотелось бы иметь электронный обмен списками лицензированных судов. |
2.2.1.13. Разрешение на промысел (Р) |
ОК |
|
2.2.2 Информация |
Что касается информации, желательно создание интегрированной системы обработки данных для анализа информации, поступающей от судов/судовладельцев в различные контролирующие органы (Россельхознадзор, ПУ ФСБ РФ, УВД, МРЦМ, таможня) |
Что касается информации, желательно создать электронную систему для коммуникации между различными БД для анализа информации. |
2.2.2.1. Данные по спутниковому слежению |
ОК |
Директорату рыболовства хотелось бы иметь более совершенные электронные карты. Создание электронной системы для коммуникации между различными БД для анализа информации. |
2.2.2.2. Отчетность судна |
Создание общей системы обработки данных для анализа информации. |
Создание электронной системы для коммуникации между различными БД для анализа информации. |
2.2.2.3. Промысловый журнал |
Создание общей системы обработки данных для анализа информации. |
Создание электронной системы для коммуникации между различными БД для анализа информации. |
2.2.2.4. Коносаменты |
Желательно разработать стандартную форму электронного коносамента. |
Следовало бы разработать электронную стандартную схему. |
2.2.2.5. Информация по выгрузкам и сбыту |
Создание общей системы обработки данных для анализа информации. |
Создание электронной системы для коммуникации между различными БД для анализа информации. |
2.2.2.6. Информация при заходе в порт |
Создание общей системы обработки данных для анализа информации. |
База данных должна иметь возможность коммуникации в стандартном формате с системой вооруженных сил (COSS) и с системой администрации порта (Safeseanet). |
2.2.2.7. Результаты инспектирования |
Создание общей системы обработки данных для анализа информации. |
Работаем над установлением общей электронной базы инспекционных данных для Береговой охраны и Директората рыболовства. |
2.2.2.8. База данных по учету квот |
ОК |
ОК |
2.2.2.9. Информация из других ведомств/ сотрудничество |
Желательно создание интегрированной системы обработки данных для анализа информации, поступающей от судов/судовладельцев. |
Желательно осуществлять электронный обмен данными между базами данных других ведомств. Желательно расширить сотрудничество между соответствующими ведомствами (налоговой инспекцией, полицией, таможней, прокуратурой), как на национальном уровне, так и на двустороннем уровне между Норвегией и Россией. |
2.2.2.10. Информация от судовладельца |
ОК |
ОК |
2.2.2.11. Обмен данными по выгрузкам из третьих стран |
Желательно получать информацию о выгрузках не только от рыболовных властей, но и от других ведомств, которые участвуют в контроле поставок рыбопродукции (таможня). |
Хотелось бы внедрить международные правила контроля государства порта (НЕАФК). |
2.2.2.12. Обмен данными между Россией и Норвегией |
Российская сторона намерена установить обмен информацией по квотам не только на уровне компаний, но и на уровне отдельных судов. Россельхознадзор намерен создать страницу в Интернете, где будет размешена ежемесячно обновляемая информация по квотам на уровне компании/судна. |
Хотелось бы, чтобы Россия начала передавать информацию о выгрузках норвежских судов в российских портах, согласно "Меморандуму о сотрудничестве в области контроля". Хотелось бы иметь ежемесячную информацию о квотах для каждого российского судна. |
2.2.2.13. Другие базы данных |
Желательно иметь общую базу данных по контролю в рамках системы НЕАФК. |
Хотелось бы иметь общую базу данных в связи с контролем государств порта в рамках системы НЕАФК с полной прозрачностью. |
2.2.3 Контроль |
|
|
2.2.3.1. В море: |
Необходимость получения собственного рыбоохранного судна Россельхознадзора. |
|
Физический контроль: |
|
|
2.2.3.1.1. что/каким образом |
Обеспечить максимальное нахождение патрульных кораблей ПУ ФСБ в море. |
ОК |
2.2.3.1.2. периодичность |
Увеличить количество проверок в контрольных точках. Увеличить количество проверок каждого судна до 4 раз в год. |
Периодичность удовлетворительна, принимая во внимание ресурсы, которыми располагает Береговая охрана на сегодняшний день. Новые суда/вертолеты в 2008 году будут способствовать усовершенствованию контрольных режимов. |
2.2.3.1.3. кто проводит |
Проводить контрольные мероприятия на патрульных кораблях ПУ ФСБ совместно с инспекторами Россельхознадзора. Россельхознадзор хотел бы организовать проверки российских судов за пределами ИЭЗ РФ. |
ОК |
Контроль документации: |
|
|
2.2.3.1.4. что/каким образом |
ОК |
ОК, потребность в более совершенных инструментах контроля описывается в п. 2.2.2 "Данные". |
2.2.3.1.5. периодичность |
ОК |
ОК |
2.2.3.1.6. кто проводит |
ОК |
ОК |
2.2.3.2. На берегу: |
|
|
Физический контроль: |
|
|
2.2.3.2.1. что/каким образом |
ОК, учетом необходимости создания интегрированной базы данных, см. 2.2.2. "Информация". Установить физический контроль выгрузок в третьих странах |
ОК, потребность в более совершенных инструментах контроля описывается в п. 2.2.2 "Данные". |
2.2.3.2.2. периодичность |
ОК |
Удовлетворительная на сегодняшний день, учитывая имеющиеся ресурсы, но требуется увеличение ресурсов для увеличения периодичности, особенно с точки зрения возможности соблюдения международных норм в области контроля. |
2.2.3.2.3. кто проводит |
ОК |
ОК |
Контроль документации: |
|
|
2.2.3.2.4.каким образом |
ОК, с учетом необходимости создания интегрированной базы данных, см. 2.2.2. "Информация" |
ОК, потребность в более совершенных инструментах контроля описывается в п. 2.2.2 "Данные". |
2.2.3.2.5. периодичность |
ОК |
Требуется увеличение ресурсов для систематичного сопоставления данных реестров и анализа. |
2.2.3.2.6. кто проводит |
ОК |
ОК |
2.2.3.3 Прочее |
|
|
2.2.3.3.1. Телефон для принятия информации о нелегальной деятельности в области рыболовства |
В Россельхознадзоре желательно установить подобный телефон. |
В Директорате желательно установить подобный телефон. |
2.2.3.3.2. Контроль, выполняемый властями третьих стран по запросам |
Желательно подписание международных договоров, касающихся обмена информацией со всеми странами ЕС, в портах которых выгружаются российские суда, особенно с Испанией и Португалией. |
Хотелось бы увеличить уровень контроля за выгрузкой рыбы в третьих странах, увеличить количество и основательность проверок в третьих странах. Заключить договора по контролю с Испанией и Португалией. |
2.2.3.3.3. Контроль, выполняемый властями другой Стороны (Россия-Норвегия) |
Желательно проведение совместных проверок российских судов с Береговой охраной в море, с инспекторами Директората на берегу. |
|
2.2.4 Ответственность |
|
|
2.2.4.1. Административная |
Ужесточение штрафных санкций за нарушения совершенные за пределами ИЭЗ РФ. |
Выдвинуто предложение о внедрении сборов и пени за нарушения. |
2.2.4.2. Уголовная |
Ужесточение санкций. Дополнить уголовный кодекс положениями, предусматривающими уголовную ответственность за нарушения, совершенные за пределами ИЭЗ РФ. |
Предложено изменение законодательства по уголовной ответственности по отношению к другим лицам кроме капитана Хотелось бы иметь законодательную базу для конфискации нелегальных доходов должностных лиц береговых приемных пунктов. |
2.2.4.3. Должностная (Р) |
|
|
______________________________
* Правила рыболовства... - Правила промысла живых ресурсов для российских юридических лиц и граждан во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации в Баренцевом море.
* МРЦМ - Мурманский региональный центр мониторинга
* ССД - суточные судовые донесения
3. Согласованные меры для достижения оптимального уровня регулирования и контроля рыболовства
3.1 Резюме предложений Сторон относительно мер, указанных в пункте 2
Нормативная база:
- Россия хотела бы ввести правовые меры, способствующие расширению и более эффективному выполнению полномочий по контролю.
- Россия хотела бы иметь отдельную главу в Федеральном законе о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, в которой будут отражены полномочия по контролю и меры по их осуществлению, особенно за пределами ИЭЗ РФ.
- Норвегия хотела бы иметь спутниковое слежение на судах менее 24 метров.
- Россия и Норвегия хотели бы ввести электронный промысловый журнал.
- Россия хотела бы иметь промысловый журнал с двумя копиями.
- Норвегия хотела бы иметь зарегистрированный (порядковым номером) и пронумерованный промжурнал, действующий по всему району НЕАФК, со сроком хранения на борту не менее 2-х лет.
- Норвегия хотела бы иметь схемы грузовых трюмов (нетто).
- Россия и Норвегия хотели бы внедрить требование о каргоплане по аналогии с правилами НЕАФК и НАФО.
- Норвегия желает внедрить технологический журнал. Россия хотела бы ввести унифицированную форму технологического журнала.
- Норвегия хотела бы внедрить электронную подачу рапортов.
- Россия желает увеличить срок хранения коносамента на борту судна до 1 года.
- Норвегия желает иметь документ, содержащий те же данные, которые передаются в рапортах о перегрузке.
- Россия желает ввести в правила рыболовства пункт о передаче рапортов о выгрузке/перегрузке.
- Норвегия хотела бы иметь электронный обмен списками лицензированных судов.
Информация:
- Россия и Норвегия желают создать электронную систему для передачи данных между базами данных и для анализа информации.
- Норвегия хотела бы иметь более совершенные электронные карты по спутниковому слежению.
- Россия и Норвегия желают иметь базы данных для передачи информации о выгрузках, квотах, лицензиях на промысел и проверках.
- Норвегия хотела бы разработать стандартную электронную форму для замены коносамента.
- Россия желает иметь электронный коносамент.
- Норвегия желает усилить сотрудничество с другими ведомствами (таможней, налоговой инспекцией, полицией и прокуратурой) на национальном уровне, а также на двухстороннем уровне (Норвегия-Россия).
- Россия хотела бы получать информацию о выгрузках в третьих странах, не только от рыболовных властей, но и от других ведомств.
- Норвегия желает внедрить международные правила государственного портового контроля.
- Россия и Норвегия желают получать ежемесячную информацию по квотам на уровне отдельного судна.
- Норвегия и Россия желают создать базу данных в Секретариате НЕАФК в связи с введением государственного портового контроля с полной прозрачностью.
Контроль:
- Российская сторона в лице Россельхознадзора хотела бы получить инспекционное судно.
- Россия хотела бы иметь более интенсивное присутствие в море и увеличить количество проверок, особенно в контрольных точках.
- Россия желает, чтобы инспектора Россельхознадзора и ПУ ФСБ РФ сотрудничали при проверках в море.
- Российская сторона в лице Россельхознадзора хотела бы организовать проверки российских судов, ведущих промысел за пределами ИЭЗ РФ.
- Россия хотела бы установить физический контроль выгрузок в третьих странах.
- Норвегия хотела бы установить телефон для принятия информации о нелегальной деятельности в области рыболовства
- Российская сторона в лице Россельхознадзора хотела бы установить телефон для принятия информации о нелегальной деятельности в области рыболовства.
- Норвегия хотела бы обладать большими ресурсами для систематического сопоставления данных реестров и анализа.
- Россия и Норвегия хотели бы заключить больше договоров по контролю с третьими странами.
- Норвегия хотела бы увеличить количество и основательность проверок в третьих странах.
- Российская сторона в лице Россельхознадзора хотела бы проводить совместные проверки российских судов с Береговой охраной в море за пределами ИЭЗ РФ, с инспекторами Директората рыболовства в норвежских портах и портах иностранных государств.
Санкции:
- Россия желает ужесточить административные санкции за нарушение правил рыболовства за пределами ИЭЗ РФ.
- Россия хотела бы дополнить Уголовный кодекс положениями, предусматривающими уголовную ответственность за нарушения, совершенные за пределами ИЭЗ РФ.
3.2. Более подробное описание главных предложений по мерам
Норвегия и Россия согласились о том, что для обеспечения совершенствования контроля в Баренцевом и Норвежском морях самыми важными из вышеуказанных пунктов Приложения 3 являются следующие:
Осуществление таких мер контроля, которые способны раскрывать самые серьезные нарушения:
А именно, требуется присутствие контрольных органов как в районах промысла, и в том числе, в районах перегрузок, так и в местах выгрузки рыбы. Для обеспечения одинаковых процедур контроля, следует гармонизировать методику контроля. Контроль должен осуществляться с достаточной периодичностью и иметь достаточный предупредительный эффект.
Для достижения эффективного контроля выгрузок желательно создание мобильных групп инспекторов двух стран, которые могли бы при получении информации о возможной выгрузке нелегально добытых биоресурсов быстро прибыть в порт выгрузки для ее контроля и возможного принятия мер. Такая группа должна быть обеспечена финансированием и визовой поддержкой.
Для достижения оптимального эффекта от контрольных мероприятий, необходимо расширение сотрудничества с другими ведомствами (таможней, налоговыми органами, полицией и прокуратурой) как на национальном уровне, так и на международном.
Санкции:
Необходимо, чтобы вскрытые в ходе контроля нарушения не оставались без наказания. В этой связи необходимо наличие правил, предусматривающих применение административных и уголовных санкций за нарушения, которые совершаются за пределами экономических зон государств.
Сотрудничество в области контроля с третьими странами:
Поскольку уловы, добытые в экономических зонах двух стран, в большинстве случаев выгружаются в портах третьих стран, необходимо также устанавливать сотрудничество по осуществлению контроля с этими странами. Это требует заключения двусторонних соглашений о контроле, которые предусматривают выгрузку, обмен инспекторами в качестве наблюдателей и обмен информацией о выгрузках. Необходимо создать региональную систему (НЕАФК/НАФО) для государственного портового контроля и контроля перегрузок, а также общую базу данных информации, связанной с контролем в стране, которая является членом региональной организации по рыболовству. При обмене данными необходима полная прозрачность.
Обмен информацией о контроле:
Стороны должны иметь полный обмен информацией о квотах на уровне отдельного судна, о данных спутникового слежения, перегрузках и прочих рапортов.
База данных:
Сторонам необходимо иметь базы данных, которые способны обеспечить автоматическую и электронную передачу информации, и которые содержат информацию о всех данных, имеющих значение для проведения контроля; как например о разрешениях/лицензиях/правах на участие в промысле, квотах, отчетностях, сообщения о заходе судна в порт, спутниковом слежении, данных промжурнала, заключительных квитанций, информации о результатах инспекций.
Увеличение ресурсов:
Сторонам необходимо иметь достаточные ресурсы для анализа данных, основанных на доступной информации.
Также требуется увеличение ресурсов для повышения уровня контроля как на национальной, так и на международной основе.
4. Обстоятельства, которые осложняют достижение такого уровня, а также предложения по возможным мерам для их устранения
Стороны согласились о том, что следующие моменты в значительной степени осложняют достижение высокого уровня контроля за промыслом в Баренцевом и Норвежском морях:
- Недостаток финансовых, людских и технических ресурсов.
- Недостаток политических решений в области принятия необходимых законов и правил.
- Слишком сложные и длительные процессы принятия решений в отношении контрольных вопросов в области рыболовства.
- Недостаточное внимание и усилия со стороны других ведомств к вопросам, относящихся к организации управления рыболовством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.