Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Законодательного собрания
Иркутской области
от 16 марта 2005 г. N 7/26-ЗС
Областная государственная социальная программа
"Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 гг.
19 апреля 2006 г., 19 сентября, 21 ноября 2007 г., 18 апреля, 17 сентября, 22 ноября, 28 октября 2008 г., 17 ноября 2010 г., 25 мая, 16 ноября 2011 г., 18 апреля 2012 г.
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 22 декабря 2006 г. N 100-ОЗ на сумму 16 765 тыс. рублей
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 28 декабря 2005 г. N 114-ОЗ на сумму 1950 тыс. рублей
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 16 ноября 2011 г. N 37/19-ЗС в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
областной государственной социальной программы
"Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы
N п/п |
Наименование Программы: |
Областная государственная социальная программа "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы (далее - Программа) |
1. |
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке Программы |
Распоряжение губернатора Иркутской области от 29.05.2003 N 204-р "О разработке областной государственной целевой программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2004 - 2013 гг." |
2. |
Наименование, дата и номер нормативного акта об утверждении Программы |
|
3. |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Иркутской области |
4. |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области |
5. |
Основной разработчик Программы |
Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области |
6. |
Основная цель Программы |
Создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы |
7. |
Основные задачи Программы |
Для достижения поставленной цели Программой предполагается решение следующих основных задач: 1. Разработка и внедрение на территории Иркутской области правового, организационного и финансового механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы. 2. Привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения жильем молодых семей. 3. Оказание за счет средств областного бюджета поддержки муниципальным образованиям Иркутской области, привлекающим для решения жилищной проблемы молодых семей финансовые ресурсы на местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования. 4. Формирование условий для повышения заинтересованности молодежи в развитии социально-экономического и производственного потенциала Иркутской области, закрепление молодежи в области. 5. Поддержка и стимулирование инициативы молодых семей по улучшению своих жилищных условий. |
8. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации Программы - 2005 - 2019 годы. На первом этапе (2005 - 2010 годы) будут осуществляться: - формирование механизма оказания государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в Иркутской области; - правовое, методическое, организационное обеспечение государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы; - внедрение предусмотренного Программой механизма поддержки молодых семей на территориях муниципальных образований Иркутской области, принимающих участие в реализации Программы на основании заключенного с министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области соглашения; - оказание содействия органам местного самоуправления Иркутской области в разработке муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; - создание и внедрение системы мониторинга за реализацией Программы. На втором этапе (2011 - 2019 годы) будет осуществляться: - продолжение реализации в Иркутской области предусмотренного Программой механизма поддержки молодых семей. |
9. |
Перечень основных мероприятий |
- Формирование финансового и организационного механизма оказания государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы; - разработка нормативных правовых актов по реализации Программы. |
10. |
Исполнители основных мероприятий |
Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, Органы местного самоуправления Иркутской области, заключившие с министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области соглашения об участии в реализации Программы. |
11. |
Объемы финансирования Программы (с расшифровкой по годам и источникам) |
Источником финансирования Программы является областной бюджет. Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 984,62 млн. рублей. Объем финансирования Программы из областного бюджета по годам составляет: 2005 год - 15 млн. рублей; 2006 год - 30 млн. рублей; 2007 год - 45 млн. рублей; 2008 год - 29,1 млн рублей; 2009 год - 30,09 млн рублей; 2010 год - 165,81 млн рублей; 2011 год - 165,81 млн.. рублей; 2012 год - 165,81 млн рублей; 2013 год - 83 млн. рублей; 2014 год - 83 млн. рублей; 2015 год - 83 млн. рублей; 2016 год - 37 млн. рублей; 2017 год - 27 млн. рублей; 2018 год - 17 млн. рублей; 2019 год - 8 млн. рублей. Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимый для реализации Программы. Объемы финансирования Программы на соответствующий год, предусматриваемые в областном бюджете, не могут быть меньше размера средств, необходимого для исполнения финансовых обязательств по реализации данной Программы, возникших в предыдущие годы. При реализации Программы в установленном порядке могут быть использованы: - переданные Иркутской области средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865) (далее - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы), подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы); - средства местных бюджетов, предусматриваемые на реализацию местных программ обеспечения жильем молодых семей; - внебюджетные средства в размере 3 646 млн. рублей (собственные и заемные средства молодых семей и т.п.). Объемы финансирования ежегодно уточняются с учетом доведенных лимитов финансирования на реализацию Программы на соответствующий финансовый год за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы |
12. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Улучшение жилищных условий более 3 000 молодых семей. 2. Развитие строительной индустрии в муниципальных образованиях Иркутской области, органы местного самоуправления которых приняли участие в реализации Программы. 3. Привлечение значительного количества молодых специалистов в организации области. 4. Привлечение сбережений населения в инвестиционно-строительный процесс. 5. Укрепление института семьи, увеличение рождаемости. |
13. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Организация исполнения Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы - министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области в установленном порядке. Органы местного самоуправления Иркутской области, участвующие в реализации Программы, ежемесячно представляют ответственному исполнителю Программы сведения о ходе реализации Программы. Контроль за исполнением Программы осуществ- ляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области в пределах их компетенции в установленном порядке. |
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программным методом
Областная государственная социальная программа Иркутской области "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы предусматривает создание системы муниципальной и государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях закрепления молодых специалистов в организациях области, повышения общественной активности молодежи, улучшения демографической ситуации и укрепления института семьи в Иркутской области.
Органами власти, учеными, общественными деятелями неоднократно подчеркивались важность учета демографического аспекта государственной политики в развитии экономики страны и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении их жилищных проблем.
Актуальность демографической проблемы в Иркутской области иллюстрируется следующими статистическими данными:
- численность населения Иркутской области только за 2002 год снизилась на 12, 1 тыс. человек;
- численность непроизводительного населения Иркутской области за счет старения постоянно растет (667 человек на 1000 трудоспособных);
- для простого воспроизводства населения необходимо 210-215 рождений на 100 женщин детородного возраста, в области же этот показатель составляет всего 126 рождений;
- увеличивается число разводов, особенно в детородном возрасте супругов (основная причина - из-за бытовых проблем).
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения, путем формирования соответствующей политики государства.
В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания.
В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года Президент Российской Федерации В.В.Путин прямо отметил, что "новое жилье могут позволить себе купить лишь люди с высокими доходами. Отсутствие такой возможности у молодых семей сказывается на их планах по рождению детей... Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, приобрести - за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов".
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
Установлено, что средний состав семей, занимающих отдельную квартиру или дом, численно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
При подготовке Государственного доклада "О положении молодежи в Иркутской области" в ходе проведения социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают рожать детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
По социологическим данным государственного доклада "О положении молодежи в Иркутской области" среди молодежи по области:
48 % - имеют комнату в квартире родителей;
34 % - снимают жилье или живут в общежитии;
14 % - имеют отдельную квартиру;
4 % - имеют свой дом.
В связи с этим, для улучшения демографической ситуации в области необходимо обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде, когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи. В 2002 г. в период рождения первого ребенка вступило поколение 1982 - 1986 гг., т. е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом согласно результатам статистического наблюдения 80 % детей рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
Жилищные проблемы оказывают отрицательное влияние на молодежь. Молодые люди покидают сельскую местность, "малые" города, молодые специалисты переезжают в европейскую часть России, в Москву, Санкт-Петербург.
Так только в 2002 году отток молодежи в возрасте от 16-29 лет из сельской местности в области составил 3,5 тыс. человек, или 72 % всего оттока из села. С отъездом молодежи увеличивается доля пожилых лиц в возрасте 65 лет и старше.
Многие молодые специалисты, после окончания вузов в г.Иркутске не хотят возвращаться к месту их прежнего проживания к родителям в города и районы области, мотивируя свое решение, в том числе и отсутствием возможности приобретения собственного жилья.
Молодые люди не спешат создавать семью или официально оформлять свои отношения, что приводит к снижению авторитета семейных ценностей, к увеличению количества детей рожденных вне брака.
Из-за невозможности реализовать свои потребности в одной из ключевых сфер жизни - в решении собственной жилищной проблемы, среди молодежи растет инфантилизм, социальная апатия, снижается общественная активность.
Несмотря на некоторое увеличение жилищного фонда, область занимает одно из последних мест по России и Сибирскому федеральному округу по строительству жилья. Жилищный фонд области не соответствует потребностям населения не только по своему объему, но и по качественным характеристикам.
В современных условиях ситуация в жилищном секторе определяется растущим спросом граждан, в том числе и молодежи, на доступное жилье и невозможностью его приобретения на приемлемых условиях.
Современное региональное законодательство должно наряду с прежней ориентацией на потребности социально незащищенных групп населения (что имеет место в действующих нормативных правовых актах области), сделать новый акцент на решение жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего определенным стабильным доходом, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
По информации органов местного самоуправления Иркутской области по состоянию на 01.06.2003 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 18703 молодых семей, из них 15703 - молодых семей, имеющих детей.
Число молодых семей, состоящих на учете для получения жилой площади в муниципальных образованиях области, снижается. Недоверие молодых семей к органам исполнительной власти вполне объяснимо. За последние 7-8 лет у молодого поколения нет перспективы получения жилья. Молодые семьи перестают обращаться за помощью в органы государственной власти и органы местного самоуправления, что отражает снижение авторитета власти у населения.
Большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, поэтому требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении (строительстве) жилья именно на областном уровне. Для ее решения требуется участие и взаимодействие органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления Иркутской области, других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 ноября 2010 г. N 26/32-ЗС в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы выполнения Программы.
Основные принципы реализации Программы
Целью настоящей Программы является создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в Иркутской области.
Для достижения поставленной цели Программой предполагается решение следующих основных задач:
1. Разработка и внедрение на территории Иркутской области правового, организационного и финансового механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.
2. Привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения жильем молодых семей.
3. Оказание за счет средств областного бюджета поддержки муниципальным образованиям Иркутской области, привлекающим для решения вышеуказанной проблемы финансовые ресурсы на местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
4. Формирование условий для повышения заинтересованности молодежи в развитии социально-экономического и производственного потенциала Иркутской области, закрепление молодежи в области.
5. Поддержка и стимулирование инициативы молодых семей по улучшению своих жилищных условий.
Программа будет выполняться поэтапно в 2005 - 2019 гг.
На первом этапе (2005 - 2010 годы) будут осуществляться:
- формирование механизма оказания государственной поддержки молодых семей в Иркутской области;
- правовое, методическое, организационное обеспечение государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий;
- внедрение предусмотренного Программой механизма поддержки молодых семей на территориях муниципальных образований Иркутской области, принимающих участие в реализации Программы на основании заключенного с министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области соглашения;
- оказание содействия органам местного самоуправления Иркутской области в разработке муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- создание и внедрение системы мониторинга за реализацией Программы.
На втором этапе (2011 - 2019 годы) будет осуществляться:
- продолжение реализации в Иркутской области предусмотренного Программой механизма поддержки молодых семей.
Основными принципами реализации Программы являются:
добровольность участия в Программе молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 16 ноября 2011 г. N 37/19-ЗС в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Объемы и источники финансовых затрат
Источником финансирования Программы является областной бюджет.
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 984,62 млн. рублей. Объем финансирования Программы из областного бюджета по годам составляет:
2005 год - 15 млн. рублей;
2006 год - 30 млн. рублей;
2007 год - 45 млн. рублей;
2008 год - 29,1 млн рублей;
2009 год - 30,09 млн. рублей;
2010 год - 165,81 млн рублей;
2011 год - 165,81 млн. рублей;
2012 год - 165,81 млн рублей;
2013 год - 83 млн. рублей;
2014 год - 83 млн. рублей;
2015 год - 83 млн. рублей;
2016 год - 37 млн. рублей;
2017 год - 27 млн. рублей;
2018 год - 17 млн. рублей;
2019 год - 8 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации Программы. Объемы финансирования Программы на соответствующий год, предусматриваемые в областном бюджете, не могут быть меньше размера средств, необходимого для исполнения финансовых обязательств по реализации данной Программы, возникших в предыдущие годы.
При реализации Программы в установленном порядке могут быть использованы:
- переданные Иркутской области средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы;
- средства местных бюджетов, предусматриваемые на реализацию местных программ обеспечения жильем молодых семей;
- внебюджетные средства в размере 3 646 млн. рублей (собственные и заемные средства молодой семьи и т.п.).
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 25 мая 2011 г. N 32/11-ЗС раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4. Механизм реализации Программы и система
организации контроля за исполнением
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 18 апреля 2012 г. N 43/41-ЗС в пункт 1 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения
1. Участником Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в планируемом году не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Для целей Программы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
2. Реализация Программы осуществляется министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области. В рамках реализации Программы министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области осуществляет:
а) сбор данных о молодых семьях, участвующих в Программе, представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, обеспечивающими реализацию мероприятий Программы, и формирование единой информационной базы данных об участниках Программы по Иркутской области;
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 18 апреля 2012 г. N 43/41-ЗС в подпункт "б" пункта 2 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения
б) проведение конкурсного отбора муниципальных образований Иркутской области для участия в Программе в части предоставления молодым семьям - участникам Программы социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства;
в) отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства молодым семьям;
г) отбор уполномоченных организаций, осуществляющих оказание услуг для молодых семей - участников Программы по приобретению жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (при необходимости);
д) формирование сводного списка молодых семей для участия в Программе на основании списков молодых семей, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области;
е) формирование и представление заявки на выделение средств федерального бюджета для софинансирования Программы;
ж) проведение мониторинга реализации Программы;
з) обеспечение освещения цели и задач Программы в средствах массовой информации.
3. Реализация Программы осуществляется с участием органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, заключивших соглашение об участии в реализации мероприятий Программы.
4. Программой предусматриваются следующие формы государственной поддержки участвующих в Программе молодых семей:
а) предоставление социальной выплаты на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам);
б) предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - социальная выплата на приобретение жилья);
в) предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства за счет средств областного и местных бюджетов (далее - социальная выплата на приобретение жилья за счет средств областного и местных бюджетов);
г) предоставление дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета (далее - дополнительная социальная выплата) на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства при рождении (усыновлении) ребенка.
5. Социальная выплата, указанная в подпунктах "б" и "в" пункта 4 раздела 4 настоящей Программы, используется молодой семьей на приобретение жилого помещения у любых физических и (или) юридических лиц как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или на создание объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.
Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории муниципального образования Иркутской области, за счет средств бюджета которого предоставляется указанная социальная выплата молодой семье.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера указанной социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, указанной в подпунктах "б" и "в" пункта 4 раздела 4 настоящей Программы, составляет:
для семьи, состоящей из двух человек (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок), - 42 кв. метра;
для семьи, состоящей из трех или более человек, включающей помимо молодых супругов одного или более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух или более детей), - по 18 кв. метров на одного человека.
6. Особенности предоставления отдельных форм государственной поддержки заключаются в следующем:
а) предоставление социальной выплаты на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам).
Социальная выплата на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам) предоставляется молодым семьям, ставшим участниками Программы в 2005 году.
Предполагается следующий механизм предоставления социальной выплаты на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам): 1/3 годовой процентной ставки погашается за счет средств областного бюджета, 1/3 годовой процентной ставки погашается за счет средств местного бюджета (по согласованию с муниципальными образованиями Иркутской области), 1/3 годовой процентной ставки и сумма кредита (займа) - за счет средств молодых семей. При этом размер 1/3 процентной ставки, погашаемой за счет средств областного бюджета, определяется исходя из размера жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи, равной норме жилого помещения, установленной в муниципальном образовании Иркутской области, и стоимости 1 квадратного метра жилья, но не выше средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья, сложившейся в муниципальном образовании Иркутской области. Указанные стоимость и размер жилого помещения определяются в соответствии с условиями соглашения об участии в реализации мероприятий Программы, заключенного в 2005 году комитетом по молодежной политике Иркутской области с органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, определенным по результатам проведенного конкурса в установленном порядке.
Молодым семьям, ставшим участниками Программы в 2005 году, государственная поддержка в виде предоставления социальной выплаты на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам) за счет средств областного бюджета предоставляется в течение 10 лет;
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 16 ноября 2011 г. N 37/19-ЗС в подпункт "б" пункта 6 настоящего приложения внесены изменения
б) предоставление социальной выплаты на приобретение жилья.
Предоставление социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы осуществляется в соответствии с условиями и требованиями указанной подпрограммы и до полного исполнения обязательств по предоставлению указанной социальной выплаты.
С 2011 года предоставление социальной выплаты на приобретение жилья осуществляется в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Условием предоставления социальной выплаты на приобретение жилья является наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты дополнительных средств - собственных средств или средств, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
Право молодой семьи - участника Программы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
Предоставление социальной выплаты на приобретение жилья осуществляется с учетом преимущественного права на получение такой социальной выплаты молодыми семьями, поставленными на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Социальные выплаты на приобретение жилья используются:
для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере в случае, если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.
для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Приобретаемое жилое помещение (созданный объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.
В случае использования средств социальной выплаты на приобретение жилья на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) допускается оформление приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение, представляет (представляют) в орган местного самоуправления муниципального образования Иркутской области нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения.
Средства федерального и областного бюджетов, предусмотренные на реализацию Программы, в установленном порядке перечисляются в виде субсидий в местные бюджеты в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов областного бюджета на основании соглашений между министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, определенными по результатам проводимого в установленном порядке конкурса. Порядок проведения конкурса определяется Правительством Иркутской области.
Размер социальной выплаты на приобретение жилья составляет:
35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы, - для молодых семей, не имеющих детей;
40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы, - для молодых семей, имеющих одного и более детей, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей.
В случае использования социальной выплаты для погашения долга по кредитам ее размер ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
В случае использования социальной выплаты на уплату последнего платежа в счет уплаты паевого взноса ее размер ограничивается суммой остатка задолженности по выплате остатка пая.
В соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы с 2011 года значение уровня софинансирования расходного обязательства Иркутской области на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья за счет субсидии из федерального бюджета рассчитывается по формуле:
У = 0,3 / КБО,
где:
У - уровень софинансирования расходного обязательства Иркутской области;
0,3 - средний уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации;
КБО - показатель уровня бюджетной обеспеченности Иркутской области на соответствующий финансовый год с учетом распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
При этом уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета не может составлять меньше 5 процентов и больше 95 процентов от общего объема расходных обязательств Иркутской области.
Доля средств, направляемых на софинансирование мероприятий Программы из федерального бюджета, составляет соответственно:
ДФБ = 35 х У - для молодых семей, не имеющих детей;
ДФБ = 40 х У - для молодых семей, имеющих одного и более детей, а также для неполных молодых семей,
где:
ДФБ - доля средств, направляемых из федерального бюджета на софинансирование мероприятий Программы.
Доля средств, направляемых на софинансирование мероприятий Программы из местного бюджета, составляет 10 процентов для молодых семей, в том числе неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей.
Доля средств, направляемых на софинансирование мероприятий Программы из областного бюджета, составляет соответственно:
ДОБ = (35% - ДФБ - ДМБ) - для молодых семей, не имеющих детей;
ДОБ = (40% - ДФБ - ДМБ) - для молодых семей, имеющих одного и более детей, а также для неполных молодых семей,
где:
ДОБ - доля средств, направляемых из областного бюджета на софинансирование мероприятий Программы;
ДМБ - доля средств, направляемых из местного бюджета на софинансирование мероприятий Программы.
Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участника Программы и норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию Иркутской области, в котором молодая семья включена в список участников Программы. Норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию Иркутской области для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, но не выше средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Иркутской области, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле:
СтЖ = Нх РЖ,
где:
Н - норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию Иркутской области, определяемый в соответствии с требованиями Программы;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями Программы.
Предоставление социальных выплат на приобретение жилья осуществляется при условии доведения в установленном порядке соответствующих лимитов софинансирования за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Вопросы предоставления социальных выплат на приобретение жилья, не урегулированные Программой, разрешаются в соответствии с нормами подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы;
в) предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств областного и местных бюджетов.
В случае недостаточности или отсутствия средств федерального бюджета социальная выплата на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства предоставляется молодым семьям - участникам Программы за счет средств областного и местных бюджетов.
Размер социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств областного и местных бюджетов составляет:
35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы, указанными в подпункте "б" пункта 6 раздела 4 Программы (25 процентов - софинансирование за счет средств областного бюджета, 10 процентов - за счет средств местного бюджета), - для молодых семей, не имеющих детей;
40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы, указанными в подпункте "б" пункта 6 раздела 4 Программы (30 процентов - софинансирование за счет средств областного бюджета, 10 процентов - за счет средств местного бюджета), - для молодых семей, имеющих одного и более детей, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей.
Социальные выплаты на приобретение жилья за счет средств областного и местных бюджетов используются:
для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере в случае, если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;
на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - погашение основной суммы долга).
Право использовать социальную выплату на приобретение жилья за счет средств областного и местных бюджетов на погашение основной суммы долга предоставляется молодым семьям - участникам Программы:
зарегистрировавшим договор купли-продажи жилого помещения и право собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), до 1 июля 2011 года;
признанным участниками Программы в соответствии с требованиями Программы до 1 июля 2011 года.
Для получения свидетельства в целях погашения основной суммы долга молодая семья - претендент на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств областного и местных бюджетов направляет в орган местного самоуправления муниципального образования Иркутской области по месту своего постоянного жительства следующие документы:
заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме);
копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
договор купли-продажи жилого помещения и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию до 1 июля 2011 года;
кредитный договор (договор займа) на приобретение жилого помещения, заключенный до 1 июля 2011 года, и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);
документ, подтверждающий признание молодой семьи участником Программы до 1 июля 2011 года.
Основаниями для перечисления социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств областного и местных бюджетов в счет погашения основной суммы долга являются:
договор банковского счета;
договор купли-продажи жилого помещения, прошедший в установленном порядке государственную регистрацию до 1 июля 2011 года;
соответствующий кредитный договор (договор займа), заключенный до 1 июля 2011 года;
справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом на приобретение жилья;
свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), зарегистрированное в установленном порядке до 1 июля 2011 года.
При этом размер социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств областного и местных бюджетов, предоставляемой на погашение основной суммы долга, ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
При наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке средств областного бюджета, предоставленных местным бюджетам в виде субсидий на реализацию мероприятий Программы, этот остаток в соответствии с решением министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области может быть использован органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае высвобождения в муниципальном образовании Иркутской области, определенном по результатам проводимого в установленном порядке конкурса, по каким-либо основаниям средств, поступивших из областного бюджета и предназначенных для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств областного и местных бюджетов молодым семьям - претендентам на ее получение в текущем году, на сумму меньше, чем требуемый по расчету размер указанной социальной выплаты, выделение недостающих средств для предоставления социальной выплаты производится за счет средств местного бюджета с согласия органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области. Орган местного самоуправления муниципального образования Иркутской области направляет в министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области письменное согласие о выделении недостающих средств для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств областного и местных бюджетов за подписью мэра или главы администрации и финансового органа муниципального образования Иркутской области.
Вопросы предоставления социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств областного и местных бюджетов, не урегулированные настоящим подпунктом, разрешаются в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 раздела 4 Программы;
г) предоставление дополнительной социальной выплаты на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства при рождении (усыновлении) ребенка.
При рождении (усыновлении) ребенка молодой семье, которой в рамках реализации Программы предоставлена социальная выплата на приобретение жилья или социальная выплата на приобретение жилья за счет средств областного и местных бюджетов, при условии, что на момент рождения (усыновления) ребенка возраст обоих супругов, а в неполной семье - молодого родителя не превышает 35 лет, предоставляется дополнительная социальная выплата в размере не менее 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, используемой при расчете размера социальной выплаты, указанного в свидетельстве, на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
При предоставлении дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка молодой семье, ставшей участником Программы в 2005 году, на цели погашения части кредита или займа на приобретение жилья размер указанной социальной выплаты определяется исходя из 18 квадратных метров на рожденного (усыновленного) ребенка и стоимости 1 квадратного метра жилья не выше средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья, сложившейся в муниципальном образовании Иркутской области и определенной условиями соглашения об участии в реализации мероприятий Программы, заключенного в 2005 году комитетом по молодежной политике Иркутской области с органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, определенным по результатам проведенного в установленном порядке конкурса.
Предоставление дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка производится один раз при рождении (усыновлении) каждого ребенка в порядке, определенном министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области.
Общий размер дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка не может превышать стоимости приобретенного жилья с учетом предоставленной социальной выплаты на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам) (для молодых семей, ставших участниками Программы в 2005 году), или социальной выплаты на приобретение жилья, или социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств областного и местных бюджетов.
7. Установленные в Программе требования к участникам Программы, к определению размера социальных выплат являются обязательными для органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, принимающих участие в реализации Программы.
8. Возможными формами участия организаций в реализации Программы, за исключением организаций, предоставляющих кредиты (займы) на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты, могут являться такие как участие в софинансировании предоставления социальных выплат, предоставление материально-технических ресурсов на строительство жилья для молодых семей - участников Программы, а также иные формы поддержки. Конкретные формы участия этих организаций в реализации Программы определяются в соглашении, заключаемом между организациями и министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.
Специалисты - члены молодых семей, занятые перспективными исследованиями и разработками в области создания наукоемкой и высокотехнологичной продукции для нужд обороны и безопасности государства, могут участвовать в Программе, а также претендовать на дополнительную поддержку организаций-работодателей. Форма дополнительной поддержки определяется указанными организациями.
9. Молодые семьи - участники подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы считаются участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подлежат включению в списки молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (в том же хронологическом порядке, в котором молодой семьей были поданы документы в орган местного самоуправления муниципального образования Иркутской области для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы) без представления дополнительных документов.
10. Организация исполнения Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы - министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области в установленном порядке.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, участвующие в реализации Программы, представляют ежемесячно (в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным) сведения о ходе реализации Программы ответственному исполнителю Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области в пределах их компетенции в установленном порядке.
5. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы предусматривают создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.
Система мероприятий Программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
- нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
- финансовое обеспечение Программы;
- организационное обеспечение реализации Программы.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в Приложении 1.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 25 мая 2011 г. N 32/11-ЗС раздел 6 настоящего приложения изложен в новой редакции
6. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов
реализации Программы
1. Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов будет обеспечена за счет:
а) прозрачности использования бюджетных средств;
б) государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальных выплат;
в) адресного предоставления социальных выплат;
г) привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
2. Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
а) количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов):
с использованием средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов;
с использованием средств областного бюджета и местных бюджетов;
б) доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов), в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках Программы:
с использованием средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов;
с использованием средств областного бюджета и местных бюджетов.
3. Успешное выполнение мероприятий Программы позволит:
а) улучшить жилищные условия более 3 000 молодых семей;
б) привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы на приобретение или строительство жилья, а также собственные средства граждан;
в) развить и закрепить положительные демографические тенденции в Иркутской области;
г) укрепить семейные отношения и снизить уровень социальной напряженности в обществе;
д) развить систему ипотечного жилищного кредитования.
7. Сведения о государственном заказчике
и разработчиках Программы
Государственным заказчиком Программы является Правительство Иркутской области.
Разработчиком Программы является министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области.
Председатель Законодательного собрания |
В.К.Круглов |
<< Назад |
Приложение 1. >> Приложение 1. |
|
Содержание Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 16 марта 2005 г. N 7/26-ЗС "Об областной государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.