Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 29 июня 2011 г. N 34/11-ЗС в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Постановлению Законодательного собрания
Иркутской области
от 30 октября 2003 г. N 31/7-ЗС
Областная целевая программа
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
в Иркутской области на период до 2019 года"
24 октября 2007 г., 17 сентября, 22 ноября 2008 г., 18 марта, 26 июня, 18 ноября, 16 декабря 2009 г., 23 июня, 20 октября 2010 г., 23, 29 июня 2011 г.
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 22 декабря 2006 г. N 100-ОЗ на сумму 279 100 тыс. рублей
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 28 декабря 2005 г. N 114-ОЗ на сумму 140000 тыс. рублей
Паспорт
областной целевой программы "Переселение граждан
из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской
области на период до 2019 года"
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Основной задачей Программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилищном фонде, не отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям.
Одной из главных проблем жилищного фонда - это его старение. В настоящее время складывается непростая ситуация с ветхим и аварийным жилищным фондом.
Муниципальный жилищный фонд в Иркутской области в основном находится в неудовлетворительном техническом состоянии.
Дефицит средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на содержание и ремонт жилищного фонда, приводит к его ускоренному старению и обветшанию.
Постоянный недостаток бюджетных средств на содержание жилищного фонда в 90-е годы резко ухудшил его техническое состояние. Вместе с тем, в 2002 году капитально отремонтировано 545,1 тыс. кв.м общей площади (1,1% жилищного фонда в области). В основном ремонтировалось муниципальное жилье - 516,6 тыс. кв.м. В целом по области на капитальный ремонт жилья было затрачено за год 261,9 млн. рублей, в том числе, на муниципальный жилищный фонд - 215,8 млн. рублей.
По данным Иркутского областного комитета государственной статистики, по состоянию на 1 января 2007 года жилищный фонд, отнесенный к ветхому и аварийному, составил 3 394,1 тыс. кв. м, что составляет 6,8 % всего жилищного фонда в Иркутской области. Сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области по состоянию на 1 января 2007 года приведены в Приложении 1 к настоящей программе.
Процесс ликвидации непригодного жилья протекает медленно. Значительная часть жилищного фонда в области не удовлетворяет потребности населения не только по размерам, но и по своим качественным характеристикам.
Каждая четвертая квартира в населенных пунктах области не оборудована горячим водоснабжением и ваннами, каждая пятая - централизованным водоснабжением, канализацией, центральным отоплением, а на селе - 90% всех жилых помещений не имеют этих видов инженерного обеспечения.
Помимо этого граждане, проживая в ветхом и аварийном жилищном фонде, подвергаются опасности.
Кроме того, ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов Иркутской области, в основном это центральные районы.
Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане в основном не в состоянии самостоятельно обеспечить себя и свои семьи жильем удовлетворительного качества. В этой связи необходима областная целевая программа, позволяющая использовать средства бюджетов всех уровней, а также привлечь средства из внебюджетных источников для решения обозначенной проблемы.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда в области, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из него, в целом необходимо более 25 413,6 млн руб. (в ценах 2008 года).
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания.
Абзац четырнадцатый утратил силу.
Программа должна обеспечить выполнение обязательств по реализации жилищных прав граждан, проживающих в жилищном фонде, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Во исполнение указанных обязательств необходимо обеспечить гражданам предоставление жилых помещений, размеры и качество которых определяются исходя из установленных государственных гарантий перед гражданами. Ключевая проблема в решении задачи ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда - обеспечение как бюджетными, так и внебюджетными финансовыми средствами. На период до 2019 года необходимо обеспечить переселение более 14,75 тыс. семей из аварийного и ветхого жилищного фонда в области.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы выполнения
Целью программы является обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания и ликвидация в Иркутской области до 2019 года включительно существующего ветхого и аварийного жилищного фонда и фонда, признанного таковым до 1 января 2007 года.
В процессе достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
- подготовка условий и разработка правовых и методологических механизмов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- обеспечение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде иным жильем, отвечающим установленным требованиям;
- обеспечение развития территории сосредоточения ветхого жилищного фонда;
- обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции зданий под жилье;
- учет различных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов для решения рассматриваемой проблемы в муниципальных образованиях области;
- привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.
Областная целевая программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Иркутской области предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть проведен до 2019 года.
Предусмотрена поэтапная реализация программы.
На первом этапе (2004 - 2008 годы) предполагается финансовые средства направить на завершение строительства объектов жилищного фонда.
Органы местного самоуправления самостоятельно не могут ликвидировать незавершенное жилищное строительство ввиду отсутствия достаточных средств в местных бюджетах.
На втором этапе (2009 - 2019 годы) предполагается строительство нового жилья либо приобретение жилья на вторичном рынке в случае невозможности строительства при согласовании с министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области и реализация задач по переселению граждан.
3. Объемы и источники финансовых, материальных и иных затрат
Исходя из имеющейся информации о площади ветхого и аварийного жилищного фонда, стоимости 1 кв. м жилья, прогнозируемые расходы на реализацию Программы составят 25 413,6 млн руб. (в ценах 2008 года). В первые два года она будет финансироваться в основном за счет бюджетных средств всех уровней с первоначальным направлением финансовых средств на завершение строительства объектов жилищного фонда.
Объемы ассигнований из областного бюджета подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей областного бюджета на очередной финансовый год.
Использование предполагаемых средств федерального бюджета, предусматриваемых Иркутской области будет осуществляться в порядке межбюджетных отношений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом необходимые расчетные средства областного бюджета на период реализации программы составят 13 704,4 млн руб., из федерального бюджета предполагается получить 5 038,3 млн руб.
Стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, предоставляемого гражданам в рамках реализации программы за счет средств областного бюджета, не должна превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, устанавливаемую для расчетов размеров безвозмездных субсидий и ссуд, которая для Иркутской области ежеквартально устанавливается правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.
Расчет размера выделяемых субсидий из областного бюджета для софинансирования муниципальных программ ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда приведен в приложении 2.
Одним из эффективных мероприятий, способствующих привлечению финансовых средств, направленных, в том числе, на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном законодательством порядке аварийными и подлежащими сносу, является заключение органами местного самоуправления договоров о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и земельным законодательством, содержащих обязательство лиц, заключивших такие договоры с органами местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, а также обязательство уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения и земельные участки, на которых расположены указанные многоквартирные дома.
Следует учитывать, что инвестиционно-строительная деятельность наиболее капиталоемкая, поэтому предпочтение должно быть отдано небольшим и быстроокупаемым проектам.
При этом целесообразно оговаривать условия финансирования с инвестором, выдвигая взаимоприемлемые условия, в противном случае инвестор откажется вкладывать деньги в реконструкцию и развитие данной территории.
Предусмотреть продажу не оборудованных участков с обязательствами застройщика построить данную инфраструктуру.
4. Механизм реализации и система организации контроля
за исполнением программы
На этапе подготовки проекта областной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области на период до 2019 года" было выявлено мнение органов местного самоуправления и на сегодняшний день частично разработаны и представлены проекты муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Конкретная деятельность, связанная с планированием и организацией работ по переселению людей и ликвидации ветхого и аварийного фонда, развитию территорий, где располагается ветхий жилищный фонд, лежит на органах местного самоуправления.
Абзац третий утратил силу.
См. текст абзаца третьего Раздела 4
Программа предусматривает участие всех муниципальных образований, имеющих ветхий и аварийный жилищный фонд, определяет объем необходимых финансовых ресурсов, а также пути и размеры государственной поддержки в ее реализации.
Органы местного самоуправления представляют ответственному исполнителю программы утвержденную муниципальную программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда", которая включает в себя:
- утвержденный порядок предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- решение органа местного самоуправления о сносе или реконструкции жилых домов;
- структуру (по формам собственности), расположение, состояние аварийного и ветхого жилищного фонда на территории муниципального образования;
- численность проживающего населения в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- реестр ветхих и аварийных жилых домов с указанием проживающих лиц и количества семей, вида собственности, основания признания жилья непригодным для постоянного проживания (вид документа, кем принят, номер и дата принятия документа);
- план действий (организационных мероприятий) по реализации Программы;
- механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан;
- финансовое обеспечение реализации муниципальной Программы с учетом всех источников финансирования;
- механизмы привлечения внебюджетных источников.
Органам местного самоуправления области, не имеющим утвержденных муниципальных программ и предусмотренных в местном бюджете средств на софинансирование Программы, выделение средств областного бюджета не предусматривается.
Органы местного самоуправления представляют ответственному исполнителю программы программы следующие документы:
- утвержденный план реализации земельных участков;
- распоряжение об определении заказчика-застройщика по объектам строительства;
- свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624;
- титульные списки строек;
- документы об утверждении проектно-сметной документации;
- сводный сметный расчет стоимости строительства;
- заключение экспертизы.
Органы местного самоуправления указанные документы должны представить не позднее 1 апреля текущего года, в противном случае, ответственный исполнитель программы имеет право произвести перераспределение выделенных средств.
Методика распределения средств областного бюджета устанавливается следующим образом: средства областного бюджета распределяются по муниципальным образованиям пропорционально доле ветхого и аварийного жилищного фонда, находящегося в данном муниципальном образовании, в общем объеме ветхого и аварийного жилищного фонда, находящегося в Иркутской области.
Муниципальным образованиям Иркутской области, которым при применении методики распределения средств областного бюджета предусматривается недостаточный объем средств для обеспечения мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (менее одной семьи), предлагается предусматривать средства областного бюджета из общего объема средств областного бюджета в размере, соответствующем строительству одноквартирного жилого дома по средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья для Иркутской области, утверждаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации.
Оставшиеся средства областного бюджета, предусмотренные Законом Иркутской области, распределять в соответствии с методикой распределения средств областного бюджета без учета средств областного бюджета вышеуказанным муниципальным образованием.
При распределении средств областного бюджета приоритетным является незавершенное строительство объектов жилищного фонда.
В случае изменения условий муниципального контракта на строительство объекта жилищного фонда с последующим изменением первоначальной цены в большую сторону, гашение разницы по цене нового муниципального контракта на завершение строительства объекта жилищного фонда должно производиться за счет муниципального образования. При новом строительстве процент софинансирования из местного бюджета должен составлять не менее 20% от предусмотренных средств областного бюджета.
Между министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области и муниципальным образованием заключается соглашение в установленном законодательством порядке при этом подрядные работы, которые были приняты муниципальным образованием у подрядчика в соответствии с муниципальным контрактом на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по областному бюджету, но не были профинансированы в текущем году согласно соглашению, подлежат оплате в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств, направленных на те же цели по следующему финансовому году без обязательств по софинансированию из местного бюджета.
Отчет органов местного самоуправления об освоении выделенных средств по Программе, представляется ответственному исполнителю программы ежемесячно не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца (справки о стоимости выполненных работ КС-2, КС-3).
Отчетность является обязательным условием для получения средств из областного бюджета в будущем.
По окончании строительства и сдаче объекта в эксплуатацию органы местного самоуправления представляют ответственному исполнителю программы:
- акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта;
- решение органов местного самоуправления о распределении жилья;
- подтверждающие документы об обеспечении граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, жильем, отвечающим установленным требованиям (ордер, договор социального найма, договор купли-продажи в случае приобретения жилья на вторичном рынке) и иные документы.
Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области:
- распределяет объем предоставляемых местным бюджетам предусмотренных законом об областном бюджете средств на реализацию программных мероприятий на текущий год;
- утверждает титульные списки строек;
Контроль за исполнением Программы осуществляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области (государственными органами) в пределах их компетенции в установленном порядке.
Муниципальные образования организуют работу межведомственной комиссии по установлению жилья, непригодного для проживания, участвуют в подготовке предложений по порядку переселения граждан, контролируют соблюдение сроков очередности, проводят работу с переселяемыми гражданами, вносят предложения по решению поставленных задач в Программе.
5. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов
реализации программы
В соответствии с целью областной целевой программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в качестве интегральной оценки эффективности будет рассматриваться количество граждан, переселенных из ветхого и аварийного жилищного фонда.
По окончании программы на конец 2019 года из ветхого и аварийного фонда должно быть переселено около 14,75 тыс. семей, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, признанного таковым до 2007 года.
Реализация программы обеспечит выполнение государственных обязательств перед гражданами, проживающими в условиях непригодных для постоянного проживания.
Успешная реализация программы будет способствовать увеличению объемов ввода жилья в области и ликвидации незавершенного жилищного строительства.
Вторым критерием эффективности реализации программы станет размер привлекаемых внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Результатом привлечения внебюджетных ресурсов станет не только решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, но и улучшение городской среды за счет комплексного освоения территорий ликвидации ветхого фонда.
6. Перечень основных мероприятий
В соответствии с поставленными целями и задачами реализация Программы включает в себя работу по следующим направлениям:
1. Формирование реестра ветхих и аварийных жилых помещений.
При разработке программы предусматривается выделение двух категорий домов и помещений, не пригодных для проживания:
- дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
- дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
Органами местного самоуправления в рамках формирования программы составляется сводный реестр ветхих и аварийных жилых помещений, уточняется объем таких жилых помещений с указанием численности проживающего в них населения.
С целью переселения граждан из ветхого и аварийного жилья определяются объемы финансирования, формируется перечень конкретных жилых домов.
2. Формирование правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства, которое является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Реализация программы включает формирование местной нормативно-методической базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
3. Разработка механизма улучшения жилищных условий переселяемых граждан.
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно предоставление им жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из установленных государственных гарантий перед гражданами.
Муниципальная программа должна определить критерий выбора того или иного жилья. Главным критерием выбора должна стать стоимость жилья, которая должна быть минимальной при соблюдении определенных законом гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья. С этой точки зрения следует отметить, что:
а) экономически наиболее эффективно вторичное использование муниципального жилья (на первом этапе реализации программы);
б) приобретение органами местного самоуправления жилья на вторичном рынке, как правило, экономически более целесообразно, чем новое строительство муниципального социального жилья (на первом этапе реализации программы);
в) при заключении договоров с застройщиками целесообразно оговаривать номенклатуру и размер квартир, предназначенных в дальнейшем для социального использования;
г) в случае принятия решения о строительстве муниципального социального жилья следует использовать специальные проекты (например, мансардное строительство).
4. Исключен.
См. текст пункта 4 раздела 6
5. Координация деятельности по строительству нового жилья.
Необходимые объемы
финансирования мероприятий программы по годам и источникам
N |
Наименование мероприятия, объекта, проекта |
Сроки выполнения |
Всего (млн. руб.) |
В том числе по источникам финансирования (млн. руб.) |
|||
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Местные бюджеты |
Внебюджетные источники |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых помещений |
2004 год |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
Формирование правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда |
2004 год |
|
|
|
|
- |
3 |
Разработка механизма улучшения условий переселяемых граждан |
2004 - 2005 годы |
|
|
|
|
|
4 |
Завершение строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности, разработка проектно-сметной документации на новое строительство, приобретение жилья на вторичном рынке |
2004 - 2008 годы |
1 805,1 |
302,5 |
678,0 |
754,1 |
70,5 |
2004 год |
12,6 |
7,6 |
5,0 |
- |
- |
||
2005 год |
346,1 |
87,0 |
150,0 |
67,3 |
41,8 |
||
2006 год |
152,1 |
10,0 |
50,0 |
63,4 |
28,7 |
||
2007 год |
703,2 |
197,9 |
141,6 |
363,7 |
0 |
||
2008 год |
591,1 |
0 |
331,4 |
259,7 |
0 |
||
5 |
Строительство (приобретение) жилья |
2009 - 2019 годы |
25 325,0 |
4 933,5 |
13 798,4 |
4 577,3 |
2 015,8 |
2009 год |
57,6 |
0 |
51,6 |
6,0 |
0 |
||
2010 год |
340,8 |
0 |
138,4 |
202,4 |
0 |
||
2011 год |
390,0 |
0 |
218,7 |
171,3 |
0 |
||
2012 год |
469,1 |
107,9 |
124,7 |
236,5 |
0 |
||
2013 год |
466,6 |
105,4 |
124,7 |
236,5 |
0 |
||
2014 год |
2 696,1 |
539,2 |
1 501,1 |
425,5 |
230,3 |
||
2015 год |
3 100,5 |
620,1 |
1 726,3 |
489,3 |
264,8 |
||
2016 год |
3 565,5 |
713,1 |
1 985,2 |
562,7 |
304,5 |
||
2017 год |
4 100,4 |
820,1 |
2 283,0 |
647,1 |
350,2 |
||
2018 год |
4 715,5 |
943,1 |
2 625,4 |
744,2 |
402,8 |
||
2019 год |
5 422,9 |
1 084,6 |
3 019,3 |
855,8 |
463,2 |
||
|
Итого: |
|
27 130,1 |
5 236,0 |
14 476,4 |
5 331,4 |
2 086,3 |
Мероприятия будут конкретизированы пообъектно при составлении заявок на получение средств в соответствии с разработанными требованиями, а также по представлению муниципальных программ.
7. Сведения о государственном заказчике и разработчиках
Государственный заказчик программы - Правительство Иркутской области.
Основной разработчик программы - Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
8. Сведения о распределении объемов и источников
финансирования программы по годам
Прогнозируемые объемы и источники финансирования
Наименование |
всего |
2004 - 2008 годы |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
Общая площадь ликвидируемого ветхого и аварийного жилищного фонда (тыс. кв.м.) |
1 069,6 |
84,1 |
1,2 |
8,2 |
9,3 |
13,8 |
13,7 |
107,3 |
123,4 |
141,9 |
163,2 |
187,7 |
215,8 |
|
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (тыс. семей) |
14,75 |
1,51 |
0,02 |
0,18 |
0,2 |
0,31 |
0,3 |
1,4 |
1,61 |
1,85 |
2,12 |
2,44 |
2,81 |
|
Объемы и источники финансирования (млн. руб.) |
27 130,1 |
1 805,1 |
57,6 |
340,8 |
390 |
469,1 |
466,6 |
2 696,1 |
3 100,5 |
3 565,5 |
4 100,4 |
4 715,5 |
5 422,9 |
|
в том числе |
5 236,0 |
302,5 |
0 |
0 |
0 |
107,9 |
105,4 |
539,2 |
620,1 |
713,1 |
820,1 |
943,1 |
1 084,6 |
|
14 476,4 |
678 |
51,6 |
138,4 |
218,7 |
124,7 |
124,7 |
1 501,1 |
1 726,3 |
1 985,2 |
2 283 |
2 625,4 |
3 019,3 |
||
5 331,4 |
754,1 |
6,0 |
202,4 |
171,3 |
236,5 |
236,5 |
425,5 |
489,3 |
562,7 |
647,1 |
744,2 |
855,8 |
||
2 086,3 |
70,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
230,3 |
264,8 |
304,5 |
350,2 |
402,8 |
463,2 |
ФБ - предполагаемые средства федерального бюджета;
ОБ - средства областного бюджета;
MБ - предполагаемые средства местных бюджетов;
Вн. ист. - предполагаемые средства внебюджетных источников.
Мероприятия программы, их финансирование, сроки выполнения могут корректироваться в порядке, установленном законодательством с учетом объемов бюджетного финансирования.
И.о. председателя |
Г.В.Истомин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.