В целях формирования единых подходов и координации действий в здравоохранении области по противодействию дальнейшему распространению генерализованной эпидемии ВИЧ-инфекции в Иркутской области, в соответствии с пунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, руководствуясь ст. 38(1) Устава области, постановляю:
1. Одобрить концепцию здравоохранения Иркутской области по противодействию распространения ВИЧ-инфекции (прилагается).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований области использовать положения концепции в работе по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции.
И.о. главы администрации области |
Н.В.Мельник |
Концепция
здравоохранения Иркутской области
по противодействию распространения ВИЧ-инфекции
(Одобрена Постановлением главы администрации Иркутской области
от 17 июля 2001 г. N 138-ПГ)
I. Характеристика ситуации по ВИЧ-инфекции в Иркутской области
Ситуация с распространением ВИЧ-инфекции в Иркутской области продолжает оставаться очень сложной и напряженной.
За 2000 год в Иркутской области было выявлено 4685 новых случаев ВИЧ-инфекции.
В целом по Иркутской области показатель заболеваемости достиг 290,0 на 100 тысяч населения при показателе заболеваемости по Сибирскому региону - 61,44, по России - 54,32. Удельный вес заболевших в Иркутской области в кумулятивном числе ВИЧ-инфицированных по Сибирскому округу - 62%, по России - 10%. Наибольший показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией отмечен в г. Иркутске - 484,6, Иркутском районе - 230,6, в г. Саянске - 283,9.
Наибольшее число инфицированных выявляется среди лиц, потребляющих наркотические вещества.
Основными факторами передачи ВИЧ-инфекции являются использование общих емкостей для наркотических растворов, общих шприцев и игл.
В 2000 г. несколько снизился удельный вес ВИЧ-инфицированных наркоманов, в тоже время отмечен рост заболеваемости среди больных заболеваниями, передающимися половым путем с 4,2% в 1999 г. до 5,4% в 2000 г.; доноров - с 1,1% до 1,3%; в группе лиц, обследованных по клиническим показаниям - с 11% до 11,3%.
Несмотря на некоторое увеличение выявленных ВИЧ-инфицированных среди доноров, случаев переливаний крови и ее компонентов от ВИЧ-инфицированных не зарегистрировано.
При распределении по возрасту подавляющее число ВИЧ-инфицированных относятся к возрастным группам от 20 до 24 лет (38,6%), 15-19 лет (30,6%), 25-29 лет (17,4%). Ранговые места в возрастной структуре заболеваемости за последние годы не изменились, но в 2000 году на 6% по сравнению с 1999 годом снизился удельный вес возрастной группы 15-19 лет.
Среди ВИЧ-инфицированных, выявленных в 2000 году, 77,2% составили мужчины и 22,8% женщины. Соотношение инфицированных мужчин и женщин 3,4:1.
При анализе заболеваемости установлено, что основным путем передачи ВИЧ является парентеральный при внутривенном немедицинском употреблении наркотических средств - 86% в 2000 г. против 60,3% в 1999 году. Половой путь передачи установлен в 2000 году 9,9% против 2,8% в 1999 году.
Других путей передачи не отмечено. Процент не установленных путей передачи составил 4,6.
Среди ВИЧ-инфицированных лица, указавшие в анамнезе о перенесенных парентеральных гепатитах, составили 52,6%, инфекциях передающихся половым путем - 11,06%, были донорами - 0,8%.
Среди ВИЧ-инфицированных в Иркутской области 99,8% граждан России. За 2000 год в Иркутскую область прибыло 12 ВИЧ-инфицированных, выбыло на другую территорию 15, родилось от ВИЧ-инфицированных матерей - 77.
Умерло за период 2000 года 87 больных. Основными причинами смерти являлись передозировка наркотических средств, инфекционные осложнения, самоубийства.
Таким образом, в Иркутской области имеет место дальнейшее распространение ВИЧ-инфекции среди населения. Настоящая Концепция является основой для разработки комплексных мероприятий в здравоохранении области по противодействию распространения ВИЧ-инфекции.
II. Цель и задачи Концепции
В соответствии со статьей 7 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, целью настоящей Концепции является предотвращение распространения ВИЧ-инфекции в Иркутской области путем реализации первоочередных мер медицинского характера, направленных на формирование, совершенствование и развитие единых подходов в деятельности всех структур здравоохранения и медицинской науки, ориентированных на минимизацию факторов, негативно влияющих на распространение ВИЧ-инфекции.
Основными задачами по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции в Иркутской области являются:
- совершенствование и усиление профилактической работы среди населения, повышение его санитарной грамотности, активизация деятельности по гигиеническому воспитанию населения;
- совершенствование деятельности органов управления здравоохранением по взаимодействию с центрами по профилактике и борьбе со СПИД в работе по выявлению, наблюдению и предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;
- реализация федеральной, областных программ Анти-ВИЧ/СПИД, а также программ, направленных на профилактику внутрибольничных инфекций.
Для реализации указанных задач первоочередными мерами являются:
- обеспечение единых внутриведомственных и межведомственных подходов по выявлению, наблюдению и предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, а также лечению больных СПИДом;
- создание постоянно действующей информационно пропагандистской системы, направленной на профилактику наркомании и предупреждение распространения ВИЧ-инфекции;
- укрепление наркологической службы;
- обеспечение мероприятий по профилактике внутрибольничного инфицирования.
III. Основные направления деятельности органов
управления здравоохранением
по противодействию распространения ВИЧ-инфекции
Деятельность органов управления здравоохранением по противодействию распространения ВИЧ-инфекции осуществляется в рамках реализации единой государственной политики в сфере здравоохранения.
Главными задачами органов управления здравоохранением на территории Иркутской области по проблеме ВИЧ-инфекции должны быть:
- обеспечение внутриведомственной координации между службами здравоохранения (наркологической, дерматовенерологической, инфекционной, фтизиатрической, центрами СПИД и СПИД лабораториями, общей лечебной сетью);
- обеспечение межведомственной координации с системой исполнения наказаний, органами внутренних дел, учреждениями образования, культуры, физической культуры и спорта, а также с молодежными и общественными организациями;
- развитие и укрепление наркологической службы, реализация мероприятий, направленных на увеличение объемов наркологической помощи;
- усиление организационно-методической роли областного и муниципальных центров СПИД;
- развитие и укрепление дерматовенерологической службы;
- разработка и реализация областных программ Анти-ВИЧ/СПИД, предусматривающих прежде всего мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции и гигиеническому воспитанию населения, а также включающих меры по лечению ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом;
- социальная защита медицинских работников;
- обеспечение профилактики внутрибольничного инфицирования ВИЧ-инфекцией в лечебно-профилактических учреждениях всех организационно-правовых форм;
- обеспечение прав ВИЧ-инфицированных при обращении за медицинской помощью.
Для решения указанных задач необходимо:
- оказать содействие муниципальным образованиям Иркутской области в организации координационных межведомственных советов по борьбе с ВИЧ-инфекцией;
- при реализации Программы государственных гарантий по обеспечению населения Иркутской области медицинской помощью считать приоритетными мероприятия, направленные на предупреждение распространения наркомании, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем, туберкулеза;
- в установленном порядке совершенствовать правовое регулирование по проблемам социально-значимых заболеваний;
- внедрять новые формы информационно-пропагандистской работы, прежде всего в молодежной среде, направленной на предотвращение распространения ВИЧ-инфекции, наркомании, заболеваний передающихся половым путем;
- оказать содействие органам местного самоуправления в создании в крупных городах области муниципальных центров по профилактике и борьбе со СПИД;
- разрабатывать и обеспечивать в установленном порядке реализацию областных целевых медицинских программ по социально-значимым заболеваниям (наркомании, заболеваниям передающимся половым путем, туберкулезу) с учетом сопряженности решаемых проблем с вопросами противодействия распространению ВИЧ-инфекции;
- обеспечить государственный контроль через лицензирование медицинской деятельности и аккредитацию медицинских учреждений за готовностью всех лечебно-профилактических учреждений, независимо от форм собственности, выявлять, наблюдать и предупреждать распространение ВИЧ-инфекции.
IV. Взаимодействие с центрами госсанэпидзора
по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории области, взаимодействие органов управления здравоохранением с органами госсанэпиднадзора по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции осуществлять по следующим направлениям деятельности:
- участие в разработке и реализации проектов снижения вреда от употребления наркотиков среди потребителей наркотиков и в проектах по работе с группами повышенного риска заражения, в том числе в пенитенциарной системе;
- обучение населения методам и средствам защиты от ВИЧ-инфекции;
- участие в осуществлении контроля за внедрением дотестового и послетестового консультирования с добровольным обследованием на ВИЧ-инфекцию в учреждениях здравоохранения;
- эпидемиологическое обследование очагов ВИЧ-инфекции, в том числе в лечебно-профилактических учреждениях, с целью установления причин распространения ВИЧ-инфекции;
- осуществление контроля за инфекционной безопасностью донорской крови и медицинских вмешательств для пресечения нозокомиального пути передачи ВИЧ-инфекции;
- разработка методических указаний, рекомендаций, санитарных правил по противоэпидемическому режиму в ЛПУ различного профиля;
- осуществление эпидемиологического надзора за медицинскими освидетельствованиями определенных контингентов, соблюдением противоэпидемиологического режима в диагностических лабораториях СПИД, качеством и полнотой диспансерного наблюдения;
- оказание консультативно-методической помощи учреждениям здравоохранения по вопросам развертывания диагностических лабораторий СПИД;
- осуществление государственного статистического учета, эпидемиологического мониторинга за ВИЧ-инфекцией и СПИД-ассоцированными заболеваниями, с включением центров ГСЭН в единую компьютерно-аналитическую систему;
- организация иммунопрофилактики инфекционных заболеваний среди ВИЧ-инфицированных детей и детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей;
- осуществление контроля за организацией и проведением химиопрофилактики перинатального заражения ВИЧ-инфекцией;
- взаимодействие с органами внутренних дел, управлением исполнения наказаний по организации эффективных форм профилактической работы;
- осуществление подготовки специалистов госсанэпидслужбы и других ведомств по организации профилактических и противоэпидемических мероприятий по ВИЧ-инфекции;
- проведение социологических исследований по изучению информированности различных групп населения по вопросам ВИЧ-инфекции;
- выделение в службе врачей эпидемиологов ответственных за организацию эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией;
- создание в центрах специальных подразделений для организации работы по гигиеническому обучению и образованию населения.
V. Основные задачи центров по профилактике и борьбе со СПИД
Основные задачи центров по профилактике и борьбе со СПИД в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.08.2000 г. N 312 "О совершенствовании организационной структуры и деятельности учреждений по профилактике и борьбе со СПИД":
- организационно-методическая работа центров СПИД по вопросам выявления, наблюдения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;
- организация и проведение мероприятий по информированию населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;
- участие в сборе оперативной и статистической информации, анализе и оценке эпидемической ситуации за ВИЧ-инфекцией;
- разработка и реализация совместно с другими медицинскими службами мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции;
- участие в подготовке краткосрочных и долгосрочных прогнозов эпидемической ситуации за ВИЧ-инфекцией;
- участие во внутри и межведомственном взаимодействии в решении конкретных медицинских задач по проблеме ВИЧ-инфекции;
- подготовка и издание информационных и аналитических материалов по вопросам эпидемиологии, диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции;
- организация и оказание консультативной и медицинской помощи ВИЧ-инфицированным;
- проведение экспертных и арбитражных лабораторных исследований с целью верификации ВИЧ-инфекции;
- участие в организации и проведении внешнего контроля качества лабораторий по серодиагностике ВИЧ-инфекции, участие в их аккредитации и лицензировании их деятельности в установленном порядке;
- участие в организации и проведении мероприятий по подготовке специалистов учреждений здравоохранения по вопросам эпидемиологии, диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции;
- проведение научных исследований по вопросам ВИЧ-инфекции;
- участие в разработке, корректировке и реализации областных программ по предупреждению ВИЧ-инфекции, оценке хода их выполнения и эффективности;
- участие в разработке проектов правовых актов и инструктивно-методических материалов по ВИЧ-инфекции;
- проведение совещаний, семинаров, научно-практических конференций по вопросам ВИЧ-инфекции.
VI. Механизм реализации Концепции
Наиболее важным условием реализации Концепции является совершенствование информационной системы в сфере охраны здоровья населения.
Информацию о состоянии здоровья населения необходимо использовать с целью просвещения и санитарной пропаганды, повышения мотивации к здоровому образу жизни и негативного восприятия таких явлений как наркомания, алкоголизм, коммерческий секс.
При разработке и реализации целевых медицинских программ по ВИЧ-инфекции и другим социально значимым заболеваниям первостепенное внимание необходимо уделять информационно-пропагандистской работе, направленной на профилактику указанных заболеваний.
Учитывая, что деятельность органов и учреждений здравоохранения по профилактике ВИЧ-инфекции осуществляется прежде всего в молодежной среде, эта работа должна быть организована в тесном взаимодействии с органами и учреждениями образования, культуры, молодежными и общественными организациями.
Особую роль в мероприятиях по противодействию распространения ВИЧ-инфекции играет внедрение программ снижения вреда среди потребителей наркотиков. В реализации этих проектов непосредственное участие должны принимать центры по профилактике и борьбе со СПИД, центры госсанэпиднадзора, наркологическая и дерматовенерологическая службы.
Активизация работы по выявлению, наблюдению и предупреждению распространения ВИЧ-инфекции требует постоянного повышения профессиональной грамотности всех без исключения медицинских работников. Вопросы готовности лечебных учреждений и медицинских кадров по противодействию ВИЧ-инфекции постоянно должны быть в поле зрения лицензионно-аккредитационных и аттестационных комиссий.
Учитывая, что развитие эпидемии ВИЧ-инфекции в Сибири в основном поддерживается за счет резко обострившейся проблемы наркомании, необходимо укреплять и совершенствовать работу всех звеньев наркологической службы. Не допускать сокращения или закрытия государственных и муниципальных наркологических учреждений, а наоборот укреплять их материально-техническую и кадровую базу.
Шире вводить в практику врачей психиатров-наркологов элементы аутричработы - подготовку и поддержку инструкторов волонтеров по программам "Равный помогает равному".
Развивать сотрудничество наркологических учреждений с группами анонимных наркоманов, организовать инициативные группы взаимопомощи среди наркоманов с обучением их методам первой помощи при передозировках.
Считать приоритетным направлением в работе по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи пропаганду здорового образа жизни, организацию мероприятий по культурному досугу молодежи, среди наркоманов создание в установленном порядке государственных и муниципальных реабилитационных наркологических центров.
Необходимо учитывать, что начиная с 1999 года идет активизация полового пути заражения ВИЧ-инфекцией, чему способствуют множественные сексуальные связи, ставшие нормой поведения молодежи. Это в свою очередь требует активизации деятельности дерматовенерологической службы, имеющей достаточный опыт внутри и межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики венерических заболеваний. Необходимо расширить и укрепить сеть лабораторий по диагностике инфекций, передаваемых половым путем. Обеспечить взаимодействие дерматовенерологической службы с органами внутренних дел по выявлению и привлечению к ответственности содержателей притонов, сутенеров, лиц, вовлекающих в коммерческий секс несовершеннолетних.
Особую актуальность имеют вопросы связанные с профилактикой внутрибольничного распространения ВИЧ-инфекции. Для решения этой проблемы целесообразно в каждом муниципальном образовании области разработать и обеспечить реализацию целевых программ по профилактике внутрибольничных инфекций, а также мероприятий по обеспечению безопасности донорской крови.
Приоритетным должно быть проведение научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции, СПИД-ассоциированных и СПИД-индикаторных заболеваний.
Развитие эпидемии ВИЧ-инфекции требует новых подходов и организации фтизиатрической службы. Распространение ВИЧ-инфекции препятствует стабилизации эпидемиологических показателей туберкулеза, так как туберкулез это одна из самых распространенных оппортунистических инфекций осложняющих течение ВИЧ-инфекции. Все это должно быть учтено при разработке мер, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции и туберкулеза.
Источниками финансирования мероприятий по противодействию распространения ВИЧ-инфекции являются средства бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования и иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Зам. главы администрации |
Т.И.Рютина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Иркутской области от 17 июля 2001 г. N 138-ПГ "О концепции здравоохранения Иркутской области по противодействию распространению ВИЧ-инфекции"
Текст Постановления официально опубликован не был