Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 3 октября 2001 г. N А19-7129/00-43-30-Ф02-2287/2001-С1
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 апреля 2001 г. N А19-7129/00-43-Ф02-667/01-С1
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому округу города Иркутска (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Бердникова Роберта Борисовича налога с продаж и пеней в общей сумме 45 885 рублей за счет имущества налогоплательщика.
Решением от 27 июня 2001 г. по делу N А19-7129/00-43-30 в иске отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 27 июня 2001 г., налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.
Так, по мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд при принятии решения не учел, что в соответствии со статьей 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Как считает налоговая инспекция, поскольку предприниматель Бердников Р.Б. не перевозит все виды категорий пассажиров, включая "льготных", он не вправе пользоваться льготой по налогу с продаж.
Представитель налоговой инспекции в заседании кассационной инстанции подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Предприниматель Бердников Р.Б., не согласился с доводами кассационной жалобы, ссылаясь на то, что в выданной ему лицензии указано, что он осуществляет перевозку транспортом общего пользования, поэтому он правомерно применяет льготу, предусмотренную пунктом 2 статьи 2 Закона Иркутской области "О налоге с продаж".
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что решение от 27 июня 2001 г. подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговая инспекция при проведении камеральной проверки представленных Бердниковым Р.Б., зарегистрированным 18.05.98 в качестве предпринимателя согласно свидетельству о регистрации серия ИРП 1 N 3-00514, деклараций по налогу с продаж за 4 квартал 1998 г. и январь-июнь 1999 г. выявила факты неуплаты налога с продаж.
По результатам проверки налоговой инспекцией было направлено налогоплательщику требование N 008-05 об уплате в добровольном порядке налога с продаж в сумме 31 665 рублей и пеней в сумме 14 220 рублей в срок до 20.03.2000.
Неуплата налога и пеней в установленный срок повлекла обращение налоговой инспекции в суд с иском о взыскании их за счет имущества налогоплательщика.
Вывод арбитражного суда об отказе в иске недостаточно обоснован. В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 1 Закона Иркутской области от 19.10.98 N 44оз плательщиками налога с продаж являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Закона установлено, что объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость услуг по пассажирским перевозкам, реализуемым в розницу или оптом за наличный расчет.
Согласно пункту 2 названной нормы не являются объектом налогообложения по налогу с продаж услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования (за исключением такси).
Статьей 789 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
В пункте 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Из анализа названных норм Гражданского кодекса следует, что одним из отличительных признаков транспорта общего пользования является его публичность (общедоступность). С целью соблюдения принципа доступности услуг городского транспорта общего пользования, в том числе и малообеспеченным слоям населения, осуществляется регулирование тарифов на городские и пригородные пассажирские перевозки. При этом, учитывая дотационный характер оказываемых услуг, и именно для поддержания доступных цен на проезд законодатель освободил городской транспорт общего пользования от уплаты налогов с продаж и на добавленную стоимость, на сумму которого подлежит обязательному увеличению тариф на проезд.
Из лицензии N АСГ-38-531758 от 10.06.98, разрешающей Бердникову Р.Б. перевозку пассажиров автобусом на коммерческой основе, следует, что он обязан осуществлять перевозки транспортом общего пользования.
Пунктом 7 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров, в том числе по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Однако суд не проверил соблюдение предпринимателем Бердниковым Р.Б. условия лицензии о перевозке пассажиров транспортом общего пользования с учетом вышеназванного законодательства.
При таких обстоятельствах решение от 27 июня 2001 г. подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
При новом судебном разбирательстве арбитражному суду следует также разрешить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 27 июня 2001 г. Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7129/00-43-30 отменить и дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из анализа названных норм Гражданского кодекса следует, что одним из отличительных признаков транспорта общего пользования является его публичность (общедоступность). С целью соблюдения принципа доступности услуг городского транспорта общего пользования, в том числе и малообеспеченным слоям населения, осуществляется регулирование тарифов на городские и пригородные пассажирские перевозки. При этом, учитывая дотационный характер оказываемых услуг, и именно для поддержания доступных цен на проезд законодатель освободил городской транспорт общего пользования от уплаты налогов с продаж и на добавленную стоимость, на сумму которого подлежит обязательному увеличению тариф на проезд.
...
Пунктом 7 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров, в том числе по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 октября 2001 г. N А19-7129/00-43-30-Ф02-2287/2001-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании