Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 5 ноября 2001 г. N А33-4352/00-С3а-Ф02-2590/2001-С1
(извлечение)
Закрытое акционерное общество золотодобывающая компания "Северная", г. Красноярск (далее - компания "Северная") обратилось с иском к Государственной налоговой инспекции по Свердловскому району города Красноярска, преобразованной в дальнейшем в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому району города Красноярска (далее - налоговая инспекция), о признании частично недействительным постановления от 18.04.2000 N 16-04/1773.
Налоговая инспекция обратилась со встречным иском о взыскании с компании "Северная" 260 723 рублей 20 копеек налоговых санкций. Встречный иск принят арбитражным судом и рассмотрен с первоначальным иском.
Решением от 22 июня 2000 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14 августа 2000 г., первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23 октября 2000 г. решение от 22 июня 2000 г. и постановление апелляционной инстанции от 14 августа 2000 г. отменены с направлением дела на новое рассмотрение.
Решением от 8 декабря 2000 г. первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22 января 2001 г. решение от 8 декабря 2000 г. оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 29 марта 2001 г. решение от 8 декабря 2000 г. и постановление апелляционной инстанции от 22 января 2001 г. отменены с направлением дела на новое рассмотрение.
Решением от 31 мая 2001 г. первоначальный иск удовлетворен частично. Признано недействительным постановление налоговой инспекции от 18.04.2000 N 16-04/1773 в части:
привлечения к налоговой ответственности за не полную уплату налога на приобретение автотранспортных средств в сумме 1 031 рубль 45 копеек (по пункту 3.1.2);
предложения об уплате налога на приобретение автотранспортных средств в сумме 5 157 рублей 15 копеек (по пункту 4.1.в) и уплате пени по налогу на приобретение автотранспортных средств в сумме 9 855 рублей 30 копеек (по пункту 4.1.ж);
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Встречный иск удовлетворен частично. Взыскано с компании "Северная" в доход бюджета 259 691 рубль 75 копеек налоговых санкций, а также в доход федерального бюджета 7 622 рубля 74 копейки государственной пошлины по первоначальному и встречному иску.
Постановлением апелляционной инстанции от 25 мая 2001 г. решение суда от 31 мая 2001 г. оставлено без изменения, а жалоба компании "Северная" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ЗАО ЗК "Северная" просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований компании "Северная" и в части удовлетворения исковых требований налоговой инспекции, а также постановление апелляционной инстанции от 25 июля 2001 г. по делу N А33-4352/00-С3а отменить. Исковые требования компании "Северная" о признании постановления налоговой инспекции N 16-04/1773 от 18.04.2000 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого на основании акта проверки соблюдения налогового законодательства от 16.03.2000 в части, касающейся уплаты доначисленных платежей с владельца транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств, а также штрафа и пени по ним - пункты 3.1.1, 3.1.2, подпункты а, б, в, с, ж и пункт 4.1 удовлетворить, а в удовлетворении встречного заявления налоговой инспекции отказать.
Компания "Северная" считает, что обязанность по уплате оспариваемых налоговых сумм у нее не возникла, так как самоходные машины БелАЗ-7540В имеют особый режим и обязанность по уплате налога с владельцев транспортных средств на них не распространяется, так же как и нет обязанности уплаты налога на приобретение автотранспортных средств за самоходные машины БелАЗ-7540В самоходные машины (транспортное оборудование) БелАЗ-7540В (карьерная техника) не является транспортным средством (автомобилем), соответственно не является объектом обложения налогом на приобретение автотранспортных средств.
Дело рассматривается по правилам главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще (уведомления N 89515 от 15.10.2001, N 89516 от 15.10.2001).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения компанией "Северная" налогового законодательства за период с 01.10.97 по 01.01.2000. Налоговой инспекцией были выявлены факты неполной уплаты налога с владельцев транспортных средств за 1999 год, налога на приобретение автотранспортных средств за 1998 год, а также несвоевременной уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога на пользователей автомобильных дрог, сборов на уборку территории и на нужды образования.
По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 16.03.2000 N 17 и вынесено постановление от 18.04.2000 N 16-04/1773 о привлечении компании "Северная" к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств в виде штрафа в размере, соответственно, 3 628 рублей 80 копеек и 257 094 рублей 40 копеек.
Кроме того, компании "Северная" предложено уплатить по налогу с владельцев транспортных средств 18 144 рубля недоимки и 8 685 рублей 40 копеек пеней, по налогу на приобретение автотранспортных средств 1 285 471 рубль 90 копеек недоимки и 1 100 350 рублей 50 копеек пеней, а также пеней за несвоевременную уплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога на пользователей автомобильных дорог, сбора на уборку территории, сбора на нужды образования.
Налоговой инспекцией было вручено компании "Северная" требование от 18.04.2000 N 8 об уплате указанных сумм налогов, сборов, пеней и штрафа в срок до 28.04.2000.
Не согласившись с постановлением налоговой инспекции от 18.04.2000 N 16-04/1773 в части взыскания недоимки, пеней и штрафов по налогам с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств, компания "Северная" обратилась в суд с иском о признании данного постановления в указанной части недействительным.
Налоговая инспекция обратилась со встречным иском о взыскании с компании "Северная" налоговых санкций в связи с их неуплатой.
После вторичной отмены судебных актов арбитражный суд установил: Компанией "Северная" согласно счету-фактуре N 40 от 15.04.98 и акту приема-передачи от 22.05.98 (т. 1, л.д. 32-33) были приобретены десять автомобилей БалАЗ-7540В, которые были зарегистрированы в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и иных видов техники с выдачей паспорта самоходной машины и других видов техники и свидетельства о регистрации машины.
Суд, установив ошибку при определении стоимости приобретенных автотранспортных средств налоговым органом, и в связи с этим излишне доначисленного налога, пеней, штрафа, частично признал недействительным постановление налогового органа. По существу же обязанности налогоплательщика по уплате налога с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств признал ее основанной на законе и в удовлетворении исковых требований компании "Северная" отказал.
Кассационная инстанция находит решение суда от 31 мая 2001 г. и постановление апелляционной инстанции от 25 июля 2001 г. законными и оснований для их отмены не усматривается.
Суд правильно применил нормы материального права и пришел к выводу, что компанией "Северная" дано неверное толкование этих норм.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений"), налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают предприятия, учреждения, организации, приобретающие путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставной фонд автотранспортные средства, к которым относятся грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы и другие специальные автомобили.
Инструкциями Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.95 N 30, N 59 от 04.04.2000 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с учетом изменений и дополнений) предусмотрено, что данным налогом облагаются транспортные средства, которые подлежат регистрации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94. Согласно данным инструкциям, объектом налогообложения являются все автотранспортные средства, подлежащие регистрации в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения, военной автомобильной инспекции и органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
Кроме того, названным постановлением определены компетенции органов государственного управления в области регистрации транспортных средств, объект обложения налогом на приобретение автотранспортных средств данным нормативно-правовым актом не регулируется.
Исходя из данных норм закона обязанность по уплате налога возникает при наличии следующих юридических фактов:
Факт приобретения АО "Северная" транспортных средств, что подтверждается:
актом приема-передачи от 22.05.2001 автомобилей БелАЗ-7540В в количестве 10 штук (в акте БелАЗы указаны в качестве автомобилей);
БелАЗы-7540В зачислены в состав основных средств, поставлены на баланс (Дт. 01 счета - основные средства).
Отнесение указанных транспортных средств - БелАЗ-7540В к классу грузовых автомобилей.
Обоснованность и правомерность отнесения БелАЗ-7540В к автотранспортным средствам, а именно грузовым автомобилям, подтверждается следующими нормативными документами:
Классификация автотранспортных средств, принятая в правилах Европейской экономической конвенции;
Отраслевая нормаль ОН 025 270-66 Минавтопрома СССР, введенная в действие в 1996 году, где приводится классификация автомобилей и, в соответствии с которой БелАЗ-7540В относится к грузовым автомобилям - самосвал с полной массой свыше 40 тонн;
Закона Российской Федерации "О стандартизации" N 5154-1 от 10.08.93 "к нормативным документам по стандартизации отнесены государственные стандарты";
ГОСТ 25478-91, ГОСТ 23465-79 - по техническим характеристикам подпадают под квалификацию "грузовой автомобиль";
Приказ МВД РФ от 25.95.98 N 314 "Об утверждении норм расхода топлива на автомобильном транспорте, на работу специального оборудования, установлено на автомобилях, и нормативов по расходу смазочных материалов" и приложения N 1 к приказу, а именно пункта 16 БелАЗ-7540В относится к автомобилям-самосвалам;
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Первым заместителем министра Министерства транспорта Российской Федерации, пунктом 1. - БелАЗы являются автомобилями-самосвалами;
БелАЗ-75405В является внедорожным крупногабаритным автотранспортным средством (Краткий автомобильный справочник, НИИАТ, г. Москва, 1994 год), так как габаритная ширина превышает 2,5 м.
Автомобильный подвижной состав подразделяется также на дорожный, предназначенный для работ по дорогам общей сети, и на внедорожный - для использования вне дорог общей сети.
БелАЗ-7540В в соответствии с техническими характеристиками по справочнику НИИАТ включен в раздел 13.2 "Внедорожные автомобили" и является автомобилем-самосвалом.
Учитывая, что БелАЗ-7540В является грузовым автомобилем повышенной грузоподъемности, подлежащим государственной регистрации в органах Гостехнадзора, данный автомобиль является объектом обложения налогом на приобретение автотранспортных средств, также является объектом для налогообложения налога с владельцев автотранспортных средств по категории "Грузовые автомобили".
Довод кассационной жалобы о том, что компания "Северная" подлежит освобождению от налоговой ответственности, в случае руководства им официальными разъяснениями по вопросам применения налогового законодательства, данного налоговым органом или его должностным лицом правомерно не приняты Арбитражным судом Красноярского края, который указал, что разъяснения, содержащиеся в письме Госналогслужбы Российской Федерации от 14.09.98 N ШС-6-07/611, а также от 19.09.98 N 07-2-06/3/971 по смыслу и содержанию не является разъяснениями по вопросу применения законодательства о налогах и сборах к рассматриваемой ситуации, которая урегулирована правовыми актами, принятыми в установленном порядке и обязательными для исполнения.
Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 31 мая 2001 г. и постановление апелляционной инстанции от 25 июля 2001 г. Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-4352/00-С3а оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Инструкциями Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.95 N 30, N 59 от 04.04.2000 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с учетом изменений и дополнений) предусмотрено, что данным налогом облагаются транспортные средства, которые подлежат регистрации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94. Согласно данным инструкциям, объектом налогообложения являются все автотранспортные средства, подлежащие регистрации в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения, военной автомобильной инспекции и органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
...
Закона Российской Федерации "О стандартизации" N 5154-1 от 10.08.93 "к нормативным документам по стандартизации отнесены государственные стандарты";
ГОСТ 25478-91, ГОСТ 23465-79 - по техническим характеристикам подпадают под квалификацию "грузовой автомобиль";
Приказ МВД РФ от 25.95.98 N 314 "Об утверждении норм расхода топлива на автомобильном транспорте, на работу специального оборудования, установлено на автомобилях, и нормативов по расходу смазочных материалов" и приложения N 1 к приказу, а именно пункта 16 БелАЗ-7540В относится к автомобилям-самосвалам;"
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 ноября 2001 г. N А33-4352/00-С3а-Ф02-2590/2001-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании