Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению городской Думы г.Иркутска
от 16 января 2002 г. N 162-14гД(3), 019-20-162/2
Администрация города Иркутска
Концепция
развития муниципальной системы
общего и дополнительного
образования г.Иркутска
на 2002-2006 годы
(утв. Решением городской Думы от 16 января 2002 г.
N 162-14гД(3), 019-20-162/2)
1. Введение
Концепция - комплекс ключевых позиций, дающих целостное представление о развитии и обновлении муниципальной системы образования.
Муниципальная система образования - это территориально обособленная и относительно самостоятельная совокупность связанных между собой образовательных, инновационных, управленческих процессов и процессов, обеспечивающих условия образования, реализуемых муниципальными образовательными учреждениями, администрацией г.Иркутска и иными институтами, расположенными на территории муниципального образования.
Концепция развития муниципальной системы общего и дополнительного образования (далее МСОиДО) г.Иркутска является организационной основой политики местных органов власти в области образования, которая определяет стратегию совершенствования системы образования в соответствии с государственной и региональной политикой и обеспечивает потребности населения и социально-экономической сферы города в получении качественного образования.
Концепция развития МСОиДО разработана в соответствии с Федеральной программой развития образования, Законом РФ "Об образовании", "Типовым положением об общеобразовательном учреждении" и учитывает социально-экономические, экологические, культурные, демографические и др. особенности г.Иркутска.
2. Информационная справка
В течение последних 5 лет произошло значительное изменение сети образовательных учреждений, о чем свидетельствуют данные таблицы N 1.
Наименование показателей |
1997-98 | 1998-99 | 1999-00 | 2000-01 | 2001-02 | Результаты сравнивания с 1997-98 уч.г. |
Всего МОУ в системе обра- зования, в т.ч.: |
271 | 271 | 272 | 276 | 276 | + 5 |
общеобразовательные уч- реждения, из них лицеи и гимназии |
80 7 |
80 7 |
81 8 |
82 10 |
82 11 |
+ 2 (гимназия NN 2, 3) + 4 |
специальные (коррекцион- ные учреждения) |
12 | 12 | 13 | 13 | 13 | + 1 (СКШ N 14) |
дошкольные учреждения | 117 | 117 | 114 | 115 | 115 | - 2 |
учреждения дополнительно- го образования |
53 | 53 | 54 | 56 | 56 | + 3 (ДДТ N 2, д/к "Илья Муромец", "Восход") |
учебный комбинат | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
ЦИМПО | 1 | 1 | 1 | + 1 | ||
ЦБ | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 |
детские дома | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 |
В настоящее время в городе функционируют 276 муниципальных образовательных учреждений, что на 5 учреждений больше, чем в 1997 году, в т.ч.:
- 11 лицеев и гимназий, где обучается 9130 человек, что составляет 11,4% от общего числа учащихся (в 1997-98 уч.г. - 3461 чел. или 4,5%);
- 7 школ с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме этого, большое количество школ города открывают классы с углубленным изучением каких-либо предметов. В прошедшем учебном году 5396 учащихся было охвачено углубленным изучением предметов, что составляет 6,8% от общего контингента учащихся. Таким образом, повышенный уровень образовательной подготовки имеют 14526 учащихся или 18,2% учащихся;
- 60 общеобразовательных школ, в т.ч.: 1-начальная, 6 основных;
- 2 вечерних (сменных) школы и 2 Центра образования, где получают основное и среднее общее образование по различным формам 1176 чел., в т.ч. 49 человек в форме экстерната, необходимо отметить снижение числа учащихся данного вида учреждений:
1998-99 уч.г. - 1699 чел.,
1999-00 уч.г. - 1560 чел.;
2000-01 уч.г. - 1176 чел.;
- 13 специальных (коррекционных) школ всех 8-ми видов, которые обозначены в государственном перечне. В данных учреждениях получают образование 1817 детей, что на 125 чел. больше, чем в 1997-98 уч.г.;
115 учреждений обеспечивают охват дошкольным образованием 18386 несовершеннолетних, что на 425 чел. больше, чем в 2000 г.
3 детских дома содержат и воспитывают 449 детей, в т.ч. 115 дошкольного возраста.
56 учреждений дополнительного образования, где получают дополнительное образование 19951 несовершеннолетний, в т.ч.:
- 9 ДЮСШ (5490 чел.);
- 6 ДДТ, ДДиЮТ, ЦДТ (9960 чел.);
- 1 ЦТТУМ (741 чел.);
- 1 СЮН (964 чел.);
- 39 подростковых клубов (8796 чел.), в т.ч.:
Свердловский округ - 18
Октябрьский округ - 11
Правобережный округ - 5,
Ленинский округ - 5.
Кроме того, с 1999 г. постановлением мэра г.Иркутска в штатное расписание каждой школы введены должности педагогов дополнительного образования (от 2 до 6 чел. в зависимости от количества классов-комплектов), что позволило в целом обеспечить внеурочной занятостью 72214 чел (93,5%), что на 12748 чел. больше, чем в 1997-98 уч.г.;
- 1 учебно-производственный комбинат;
- 1 ЦИМПО, в структуре которого имеется информационная, методическая и психологическая службы.
Кроме указанных образовательных учреждений в городе функционируют 6 немуниципальных, в т.ч.: 2 ведомственных (лицей N 42, начальная школа N 70), 4 негосударственных (средняя школа Леонова, Вальдорфская начальная школа, Православная женская гимназия, церковно-приходская начальная школа). В данных учреждениях обучается 1823 ученика.
Проектная мощность всех имеющихся школьных зданий составляет 65149 мест. Таким образом, обеспеченность местами составила 79,8% на каждые 100 чел., что на 6,1% больше, чем в 1997-98 уч.г. Это достаточно высокий показатель в деятельности местных органов власти по созданию условий обучения и воспитания детей и подростков г.Иркутска.
В настоящее время в образовательных учреждениях города работает более 10000 педагогов. Обеспеченность педагогическими кадрами в последние годы остается стабильной и составляет 97,3% от потребности. Увеличилось число педагогов с высшим образованием с 80,9% в 1998-99 уч.г. до 84,5% в 2000-01 уч.г. (областной показатель 66%).
Растет качественный показатель уровня квалификации педагогических и руководящих кадров, о чем свидетельствуют результаты аттестации:
в 1997-98 уч.г. - 1250 чел., в т.ч. на высшую - 188,
в 1998-99 уч.г. - 1840 чел., в т.ч. на высшую - 344,
в 1999-00 уч.г. - 1930, в т.ч. на высшую - 470,
в 2000-01 уч.г. - 984, в т.ч. на высшую - 362.
Таким образом, по состоянию на 01.09.01 г. аттестовано на квалификационные категории 7396 человек, что составляет 78% от общего числа педагогических работников МОУ (областной показатель 53,8%).
В течение 3 последних лет 72 семьи педагогов МОУ получили квартиры по программе "30 + 70".
3. Проблемно-ориентированный анализ состояния
муниципальной системы образования
3.1. Создание системы управления муниципальными образовательными учреждениями.
Постановлением мэра г.Иркутска от 21.10.97 N 031-06-1632/7 "О создании муниципальных образовательных учреждений (МОУ) администрации г.Иркутска" в г.Иркутске была создана сеть муниципальных образовательных учреждений, включающая в себя все типы и виды учреждений общего и дополнительного образования.
В целях обеспечения наиболее эффективного управления и контроля качества образования в течение отчетного периода в соответствии с постановлением мэра г.Иркутска от 15.05.98 N 031-06-482/8 "О внесении изменений в постановление мэра "О структуре департамента образования администрации г.Иркутска и реорганизации отделов образования Комитетов по управлению округами" осуществлена реструктуризация органов управления образованием, проведенная путем создания единого органа управления - департамента образования и присоединения к нему районных отделов образования. Кроме того, постановлением мэра г.Иркутска от 12.07.99 N 031-06-986/9 "О создании муниципального учреждения "Центр информационно-методического и психологического обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений департамента образования Комитета по делам горожан администрации г.Иркутска" создано муниципальное учреждение Центр информационно-методического и психологического обеспечения деятельности учреждений образования. При департаменте образования сформированы 10 постоянно действующих органов общественного управления:
- Совет директоров,
- Экспертный совет,
- кадровая комиссия,
- комиссия по аттестации МОУ,
- комиссия по аттестации руководящих и педагогических кадров,
- конкурсная комиссия по замещению вакантной должности руководителя МОУ,
- конкурсная комиссия по организации школьного питания, по доставке продуктов питания в ДОУ и интернаты,
- жилищная комиссия,
- медико-педагогическая комиссия,
- городской родительский актив.
Постановлением мэра от 08.06.01 N 031-06-758/1 "О создании муниципальных учреждений Централизованной бухгалтерии N 1, Централизованной бухгалтерии N 2, Централизованной бухгалтерии N 3, Централизованной бухгалтерии N 4, Централизованной бухгалтерии N 5 по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений (МОУ) г.Иркутска" созданы муниципальные учреждения централизованных бухгалтерий NN 1, 2, 3, 4, 5 по обслуживанию МОУ.
Вместе с тем, существует необходимость расширить сеть учреждений образования для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создать единую эффективно действующую систему социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса.
3.2. Удовлетворение социального заказа и спроса на образовательные услуги.
По состоянию на 01.09.01 г. муниципальная система образования г.Иркутска в полной мере удовлетворяет социальный заказ и спрос на образовательные услуги несовершеннолетних граждан города прежде всего потому, что она включает в себя все типы и виды учреждений общего и дополнительного образования, о чем свидетельствуют данные таблицы раздела 2.
Для того, чтобы существующая система слаженно работала и удовлетворение социального заказа и спроса на образовательные услуги было максимальным, необходимо чтобы эта система строилась на взаимных обязательствах всех уровней власти, на распределение прав и полномочий как по вертикали, так и по горизонтали.
Деятельность департамента образования, педагогических коллективов МОУ в течение последних лет была направлена, прежде всего, на защиту конституционных прав граждан в области образования, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования в г.Иркутске, объективного контроля качества подготовки учащихся в рамках государственных образовательных стандартов, обеспечение социальной защиты несовершеннолетних.
Источником реализации указанных направлений деятельности департамента образования и МОУ явилось, прежде всего, наличие необходимой правовой базы всех уровней власти. Определяющую роль в этом сыграли законы и постановления органов регионального и местного самоуправления, которыми руководствовались в своей деятельности руководители органов управления образованием и руководители образовательных учреждений.
Так, введены в действие жизненно важные постановления мэра г.Иркутска, касающиеся непосредственно системы образования, в т.ч.:
- N 031-06-1004/9 от 13.07.99 "Об утверждении типовых штатных расписаний МОУ", в рамках которого введено в штаты школ, гимназий и лицеев 12 наименований должностей, отсутствующих в типовых штатах, утвержденных МО РФ, в т.ч. педагог психолог (от 1 до 4 ед. в зависимости от количества классов-комплектов), педагог дополнительного образования (от 2 до 6 ед.), социальный педагог (от 0,5 до 3,5 ед.), руководитель структурного подразделения (от 3 до 5,5 ед.), инструктор по физической культуре (от 0,5 до 3 ед.) и др.;
- N 031-06-444/0-1 от 14.04.00 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджета города";
- N 031-06-627/0 от 23.05.00 "Об упорядочении оплаты труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы". Исполнение данного постановления позволило сохранить уровень оплаты труда работникам, имеющим 1-7 разряды, с учетом "ножиковских" доплат;
- N 031-06-383/0-1 от 03.04.00 "Об упорядочении оплаты труда работников централизованных бухгалтерий департамента образования Комитета по делам горожан администрации г.Иркутска";
- N 031-06-827/0 от 26.06.00 "О программе оснащения муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры г.Иркутска контрольно-измерительной аппаратурой тепло- и водоснабжения на 2000-2002 гг.";
- N 031-06-865/0 от 03.07.00 "О порядке и условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)";
- N 031-06-1066/0 от 11.08.00 "Об увеличении компенсационных выплат на питание учащихся МОУ г.Иркутска";
- N 031-06-1432/0 от 09.11.00 "Об утверждении Типового штатного расписания муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста и о введении в Типовые штаты муниципальных дошкольных образовательных учреждений дополнительных штатных должностей".
Большое количество нормативных документов по социальной защите несовершеннолетних, в т.ч.:
- N 031-06-5/1-4 от 03.01.01 "Об установлении размера пособия на детей, находящихся под опекой и попечительством в 2001 г.". В Результате исполнения данного постановления пособие опекаемым увеличено в 2 раза по сравнению с 2000 г. и составило 1272 руб.
- N 031-02-155/1 от 13.02.01 "Об освобождении от родительской платы" и др.
Важным в завершении цепочки развития нормативно-правой базы в сфере образования является уровень компетенции самого образовательного учреждения.
За истекший период данный вопрос решен в полном объеме. Сегодня каждая общеобразовательная школа, лицей, гимназия имеет законное право на образовательную деятельность, на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, т.е. каждое образовательное учреждение пролицензировано и аккредитовано.
В будущем учебном году завершается аттестация и государственная аккредитация специальных (коррекционных) школ.
Пролицензированы все учреждения дополнительного образования.
Таким образом, муниципальная система образования в настоящий период имеет развитую и усовершенствованную правовую базу, что является, прежде всего, гарантом качественного образования.
3.3. Обеспечение условий развития муниципальной системы образования.
В течение периода с 1997-01 гг. проведена большая работа по обеспечению условий обучения и воспитания несовершеннолетних.
Так, ежегодно увеличивается уровень бюджетного финансирования образовательных учреждений, в т.ч. на хозяйственные расходы, приобретение мебели, медикаментов, мягкого инвентаря и оборудования, на продукты питания в дошкольные учреждения, детские дома, школы-интернаты. Увеличились расходы на школьное питание детей из малообеспеченных семей.
Так, в 1997-98 уч.г. дотацию на питание получали 10230 учащихся (18,5%),
в 1998-99 уч.г. - 25585 учащихся (31,2%),
в 1999-00 уч.г. - 34436 учащихся (43%),
в 2000-01 уч.г. - 33863 учащихся (43%).
Проведен полный и выборочный капитальный ремонт в 129 учреждениях образования, в т.ч. в 72 школах, в 11 школах интернатного типа, в 3 детских домах, в 28 дошкольных учреждениях, в 15 учреждениях дополнительного образования. На проведение текущего ремонта данных учреждений освоено 29533,4 тыс.руб., в т.ч.:
в 1997 г. - 633,4 руб.,
в 1998 г. - 3287 тыс.руб.,
в 1999 г. - 6503 тыс.руб.,
в 2000 г. - 10704 тыс.руб.,
в 2001 г. - 8406 тыс.руб.
Приобретены школьные учебники на 3200 тыс. рублей.
Построены 4 новые школы проектной мощностью на 2982 места (СШ N 3, 80, гимназии NN 2, 3).
Значительно улучшена материально-техническая база учреждений интернатного типа. В достаточном количестве приобретено мягкого инвентаря, одежды, обуви, станочного оборудования, хозтоваров, лекарственных препаратов и медикаментов. Так, в специальных (коррекционных) школах NN 2,14 приобретены современные швейные машины, в специальную (коррекционную) школу N 15 - музыкальные и духовые инструменты, детские дома NN 1, 2, 5 - телевизоры, компьютеры, оргтехника. Во все специальные (коррекционные) учреждения приобретено необходимое спортивное оборудование, наглядные пособия. На эти цели освоено 4237 тыс.руб. Специальные (коррекционные) школы-интернаты NN 3, 9, 20 обеспечены дополнительными автотранспортными средствами.
Разработана и реализована целевая программа "Информатизация образования", в рамках которой 23 школы обеспечены компьютерной техникой из 198 рабочих мест .
Вместе с тем, 15 школ города не имеют компьютерных классов, в 18 школах данная техника устаревших образцов типа УКНЦ, Электроника, КУВТ и т.д..
Требует обновления материально-техническая база кабинетов трудового обучения.
В целях эффективного и компетентного управления образовательным учреждением и в соответствии с распоряжениями мэра г.Иркутска от 05.03.99 N 031-10-199/9 "Об утверждении Примерного контракта с руководителем муниципального унитарного предприятия, учреждения в новой редакции" и от 26.06.00 N 031-10-674/0 "О внесении дополнений в распоряжение мэра г.Иркутска от 05.03.99 N 031-10-199/9" проведено 20 конкурсов по замещению вакантных должностей руководителей МОУ.
Необходимо продолжить работу постоянно действующего семинара по обучению резерва руководящих кадров с целью повышения уровня их профессиональной компетенции.
3.4. Содержание общего и дополнительного образования.
В истекший период обеспечен переход разрозненных инновационных процессов в последовательное комплексное развитие инновационной деятельности. В соответствии с приказом МО РФ N 579 от 18.10.99 "Об утверждении положения о федеральной экспериментальной площадке МО РФ" и приказом ГУОПО N 119 от 24.02.96 "О региональном положении об экспериментальной педагогической площадке систем дошкольного, общего и дополнительного образования Иркутской области" на 01.03.01 г. в 9 образовательных учреждениях открыты экспериментальные площадки, в т.ч. в 4 (СШ N 47, лицей N 3, детский дом N 5, ДДиЮТ) - Федерального уровня, в 5 (СШ NN 9,24,17, гимназии N 2, детском саду N 158) - городского уровня.
В 5 учреждениях (СШ N 24,30,32,62, детском саду N 54) программы эксперимента выполнены в 2000 г. в полном объеме.
Обновлению содержания образования способствует и разработка педагогами МОУ авторских и адаптированных программ. В настоящее время в банке данных зарегистрировано 233 авторских и 165 адаптированных программ.
В результате проводимых мероприятий, повышения ответственности руководящих и педагогических кадров, качества управления улучшились основные показатели деятельности МОУ.
Так, повысился уровень успеваемости учащихся школ города:
в 1997-98 учебном году он составил 99,3%,
в 1999-2000 учебном году - 99,6% (областной показатель 98,7%).
100% успеваемость учащихся в 2000-2001 уч.г. отмечена в МОУ СШ NN 30,68,22,21,32,39,1,51,72,55,64, ВСШ N 1, гимназии NN 3,25, лицее N 1, лицее ИГУ, авиационном лицее, детском саде - начальной школе N 54.
За период с 1998 г. существенно укреплены и расширены правовые гарантии подростков на получение среднего (полного) общего образования.
Так, на 26,1% по сравнению с 1997-98 уч.г. увеличилось число учащихся, принятых в 10 класс средней школы:
в 1997-98 уч.г. - 67% выпускников основной школы были зачислены в 10 класс,
в 1999-2000 уч.г. - 70%,
в 2000-2001уч.г. - 77,1% (областной показатель 66,9%).
Возросло количество выпускников 3 ступени обучения, поступивших в ВУЗы:
в 1997-98 учебном году в высшие учебные заведения поступило 64,3% от общего количества окончивших среднюю школу,
в 1998-1999 уч.г. - 66%,
в 1999-2000 уч. г. - 72,2%,
в 2000- 2001 уч.г. - 77,6%.
Увеличилось количество выпускников школ, получивших золотую и серебряную медали:
1997-98 уч.г. - 354 чел.,
1998-99 уч.г. - 412 чел.,
1999-00 уч.г. - 423 чел.,
2000-01 уч.г. - 445 чел., в т.ч. школы:
Ленинского округа - 59,
Свердловского округа - 149,
Правобережного округа - 110,
Октябрьского округа - 126.
Наибольшее число медалей получили:
гимназия N 25 - 27 медалей (15 золотых, 12 серебряных),
СШ N 19 - 26 медалей (9 золотых, 17 серебряных),
лицей N 3 - 21 медаль (2 золотых, 19 серебряных),
СШ N 47 - 20 медалей (8 золотых, 12 серебряных),
лицей ИГУ - 18 медалей (3 золотых, 15 серебряных),
лицей N 1 - 15 медалей (3 золотых, 12 серебряных),
СШ N 27 - 14 медалей (8 золотых, 6 серебряных),
СШ N 14 - 13 медалей (4 золотых, 9 серебряных),
СШ N 1 - 13 медалей (2 золотых, 11 серебряных),
СШ N 65 - 12 медалей (2 золотых, 10 серебряных),
СШ N 21 - 11 медалей (4 золотых, 7 серебряных),
СШ N 11 - 11 медалей (1 золотых, 10 серебряных),
СШ N 31 - 11 медалей (4 золотых, 7 серебряных),
СШ NN 5, 24, 28, 34 по 9 медалей каждая,
лицей N 2, гимназия N 1 по 8 медалей каждая,
СШ NN 549, 7 по 7 медалей каждая,
С 1997 г. получили стипендию мэра 1730 учащихся школ г.Иркутска.
В связи с созданием в городе учреждений образования различных типов и видов, а также внедрения различных форм обучения удалось снизить количество учащихся, выбывших из школы без уважительной причины:
в 1997-98 уч.г. выбыло из школы 201 учащихся,
в 1998-99 уч.г. - 102 учащихся,
в 1999-00 уч.г. - 80 учащихся,
в 2000-01 уч.г. - 72 учащихся.
В 2000-2001 уч.г. не допустили отсев 42 школы (54%).
На 140 человек по сравнению с 1997-98 учебным годом снизилось количество учащихся, оставленных на повторное обучение:
1997-98 уч.г. - 582 чел.,
1998-99 уч.г. - 456 чел.,
1999-00 уч.г. - 442 чел.(0,6%),
2000-01 уч.г. - 294 чел. (0,4%), (областной показатель 1,3%)
С 1999 г. в городе реализуется целевая программа "Развитие одаренных детей в г.Иркутске". В рамках данной программы проведено множество различных конкурсов, смотров, конференций, олимпиад городского, областного и Российского уровней.
За этот период более 9000 учащихся подготовлены и приняли участие в предметных олимпиадах различного уровня. Ежегодно растет число учащихся, ставших призерами и победителями областных предметных олимпиад:
в 1998-99 уч.г. 39% учащихся школ г.Иркутска от общего числа участников областных олимпиад стали победителями и призерами данного мероприятия,
в 1999-00 уч.г. - 42,9%,
в 2000-01 уч.г. - 63,7%.
Наибольшее число победителей и призеров областных олимпиад обучается в инновационных образовательных учреждениях, в т.ч.:
в лицее ИГУ - 20 чел.,
в гимназии N 1 - 18 чел.,
в лицее N 2 - 17 чел.,
в лицее N 3 - 12 чел.,
в гимназии N 25 - 8 чел.
Более 1500 учащихся участвовали в научно-практических конференциях, многие из них стали победителями и призерами данных мероприятий. Группа учащихся 6-7 классов стала победителем XVIII Уральского турнира юных математиков в г. Казани; 12 учащихся МОУ г.Иркутска выиграли Чемпионат Сибири по спортивным танцам в г.Томске; 26 человек стали участниками VI Международного фестиваля "Звучит Москва", 17 человек стали призерами Всероссийского фестиваля циркового искусства; 5 человек участвовали в Международных соревнованиях по художественной гимнастике в г.София, 3 - в г.Шеньяне, 2 - в г.Лос-Анджелесе по спортивной аэробике, футбольная команда (1985 г.р.) ДЮСШ N 8 стали 1-ми на зоне Сибири и 3-ми на первенстве России.
За счет средств, предусмотренных Программой, учреждена премия департамента образования победителю областного конкурса "Студент года - 2000" в номинации "Лучший урок". Первый тур областного конкурса талантов сочинений "Люблю тебя, мой край родной" выявил 20 победителей из 100 участников. Их работы представлены в областной комитет. Значительное число учащихся школ города приняло активное участие в "Параде проектов XXI".
Большой вклад в развитие образования г.Иркутска и обеспечение оптимальных условий организации образовательной деятельности вносит исполнение целевых программ, утвержденных решениями городской Думы, в т.ч.: от 01.02.01 N 48-7гД(3) "О муниципальной целевой программе капитального ремонта объектов социальной сферы на 2001-2005 гг.", от 07.02.01 N 60-7гД(3) "Об утверждении Программы внешкольной занятости детей и подростков г.Иркутска на 2001 г (4 этап)", от 01.02.01 N 50-7гД(3) "Об утверждении Комплексной программы "Развитие одаренных детей в г.Иркутске на 2001 год".
Программа внешкольной занятости детей и подростков г.Иркутска (реализуется 4 года), предполагает улучшение условий для занятий физической культурой и спортом, проведение профилактики правонарушений, предупреждение наркомании и токсикомании.
За четыре года существования данной программы освоено 13441 тыс.руб., в т.ч.:
в 1998 г. - 1684 тыс.руб.
в 1999 г. - 2000 тыс.руб.
в 2000 г. - 5757 тыс.руб.
в 2001 г. - 4000 тыс.руб.
Отремонтировано за этот период 27 спортивных залов.
В результате проводимых мероприятий увеличилось число детей и подростков, занятых во внеурочное время:
1997-98 уч.г. - 59466 чел. (73,14%),
1998-99 уч.г. - 67035 чел. (83,4%),
1999-00 уч.г. - 71145 чел. (86,1%),
2000-01 уч.г. - 72214 чел. (93,5%).
Снизилось количество учащихся, совершивших преступления:
1997 г - 364 чел.,
1998 г. - 323 чел.,
1999 г. - 317 чел.,
2000 г. - 252 чел.,
1 полугодие 2001 г. - 81 чел.
Учитывая положительную динамику развития системы образования, необходимо закрепить и улучшить результаты, достигнутые ДО и МОУ по основным видам деятельности. В целях оздоровления и обеспечения максимальной занятости учащихся внеурочной деятельностью необходимо принять меры по расширению сети учреждений дополнительного образования и созданию загородной спортивной базы круглогодичного функционирования.
Приложения - диаграммы основных результатов деятельности ДО и МОУ.
4. Основные цели - стратегия деятельности
Основной целью деятельности ДО, педколлективов МОУ является защита конституционных прав граждан в области образования, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования в г.Иркутске, объективного контроля качества подготовки учащихся в рамках государственных образовательных стандартов, обеспечение социальной защиты несовершеннолетних, оптимальных условий организации образовательной деятельности и приоритета свободного развития личности.
5. Основные задачи и программные мероприятия
Раздел 1. Инфраструктура образования
Задачи:
1. Сохранить и развить материально-техническую базу МОУ
2. Обеспечить МОУ современными средствами организации образовательного процесса.
3. Улучшить организацию питания учащихся и воспитанников МОУ.
4. Модернизировать библиотечные фонды и оптимизировать доступ к информации.
5. Создать систему по обеспечению учащихся и воспитанников МОУ учебными пособиями и учебно-методической литературой, а образовательные учреждения - информационным банком передового педагогического опыта.
6. Создать единую систему образовательной статистики и мониторинга образования.
N п/п |
Мероприятия | Срок исполнения |
Исполнители |
1 | Формирование банка данных по состоянию зданий и сооружений муниципальной системы образования |
2002 г. | ДО |
2 | Проведение технической экспертизы зда- ний и сооружений муниципальной системы образования. Внесение корректив в дей- ствующие перспективные целевые програм мы |
2002 г. | ДО, УКС |
3 | Разработка и реализация целевой прог- раммы капитального ремонта и реконст- рукции зданий и сооружений муниципаль- ной системы образования |
ежегодно | ДО |
4 | Продолжение реализации целевой програм мы обеспечения МОУ измерительными при- борами учета тепла и воды |
2002-2003гг. | ДО, Комитет по городскому обустройству |
5 | Открытие постоянно действующей выстав- ки новых учебно-методических материа- лов и средств обучения, передового пе- дагогического опыта МОУ всех типов и видов. |
2002 г. | ДО, ЦИМПО |
6 | Разработка и реализация целевой прог- раммы "Обеспечение условий трудового обучения учащихся МОУ" |
2002-2005 гг. |
ДО, ЦИМПО |
7 | Разработка и внедрение "Положения о взаимном сотрудничестве библиотек МОУ в части комплектования фондов, катало- гизации, обслуживания учителей и уча- щихся, внедрения информационных техно- логий" |
1 раз в два года (2002, 2004, 2006 гг.) |
ДО, ЦИМПО |
8 | Проведение научно-практической конфе- ренции "Новые технологии и новые формы сотрудничества библиотек города" |
2002 г. | ЦИМПО |
9 | Формирование и обеспечение хранения электронных комплектов учебных, мето- дических, научных и справочно-информа- ционных изданий |
2003-2004 гг. |
ДО, ЦИМПО |
10 | Создание в МОУ благотворительных и спонсорских фондов на поддержку и раз- витие библиотек |
2002-2003 гг. |
МОУ |
11 | Проведение инвентаризации обеспечен- ности МОУ учебниками и учебно-методи- ческой литературой |
ежегодно | ЦИМПО, МОУ |
12 | Разработка и внедрение модели рынка вторичного использования учебной лите- ратуры |
2002-2003 гг. |
ЦИМПО, МОУ |
13 | Подготовка и принятие необходимой нор- мативно-правовой базы, регулирующей адресное дотирование питания учащихся |
2002 г. | ДО |
14 | Разработка и внедрение механизма орга- низации конкурса исполнителей услуг школьного питания |
2002 г. | ДО |
Раздел 2. Оптимизация сети муниципальной
системы образования
Задачи:
1. Совершенствовать управление и правовое регулирование муниципальной системы образования, обеспечивающей стабильное развитие МОУ.
2. Привести сеть МОУ в соответствие с экономическими потребностями города и образовательным спросом его населения.
3. Оптимизировать взаимодействие муниципальной системы образования с другими общественными институтами.
4. Создать условия для массового перехода к 4-летней начальной школе, апробации эксперимента по переходу на 12-летнее образование и единому государственному экзамену.
5. Повысить эффективность работы с родительской общественностью.
N п/п |
Мероприятия | Срок исполнения |
Исполнители |
1 | Проведение демографического исследова- ния на территории города совместно с с заинтересованными органами |
2002 г. | ДО, отдел статистики, ЗАГС |
2 | Внесение изменений в документы, опре- деляющие территориальные микрорайоны МОУ с учетом проектной мощности зданий численности детского населения и опти- мальных условий подъезда учащихся к образовательным учреждениям |
2002 г. | ДО, Комитет по управлению округами |
3 | Подготовка условий перехода начальной школы на 4-летнее начальное образова- ние и апробация эксперимента по пере- ходу на 12-летнее общее образование в МОУ СШ NN 19, 44. |
2002 г. | ДО, МОУ |
4 | Открытие подготовительных классов для детей беженцев и вынужденных переселен цев |
2002-2003 гг. | ДО, МОУ |
5 | Создание МОУ интернатного типа для детей из малообеспеченных и многодет- ных семей. |
2004-2005 гг. | ДО |
6 | Создание МОУ детского сада-начальной школы |
2003 г. | ДО |
7 | Создание досугового центра для детей в Правобережном округе |
2005-2006 гг. | ДО |
8 | Создание ассоциации образовательных учреждений города, как основы реализа- ции идеи непрерывного образования и его преемственности. |
2003 г. | ДО, ВУЗы, СУЗы |
Раздел 3. Содержание образования
Задачи:
1. Проектировать и научно обосновывать регионально-ориентированную систему педагогической поддержки детей в образовании.
2. Повышать фундаментальность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Гуманитаризировать и гуманизировать образование, межпредметную и межуровневую интеграцию.
3. Совершенствовать систему дошкольного образования в соответствии с потребностями населения города.
4. Совершенствовать в городе адаптивную среду для детей с отклонениями в развитии здоровья.
5. Развивать инновационные образовательные учреждения, программы и технологии.
6. Создавать в муниципальной системе образования информационную сеть, способствующую повышению качества образования, развитию моделей информационного общества.
7. Развивать и внедрять в образовательный процесс современные образовательные технологии.
8. Оптимизировать углубленное и профильное обучение с учетом индивидуальности ребенка и потребностей рынка труда.
9. Создавать целостную, общедоступную адаптивную систему образования, обеспечивающую детям с трудностями в обучении и с проблемами в воспитании оптимальные педагогические условия подготовки к активной жизни.
10. Повышать социальный статус и уровень профессиональной компетенции руководящих и педагогических кадров.
N п/п |
Мероприятия | Срок исполнения |
Исполнители |
1 | Разработка системы требований и методов определения минимального уровня подго- товки учащихся на различных ступенях обучения. |
2002-2004 гг. |
ДО, ЦИМПО |
2 | Разработка механизма контроля за качест вом авторских и адаптированных программ с учетом психологической и гигиеничес- кой экспертизы. |
2002-2006 гг. |
ДО, ЦИМПО, МОУ |
3 | Разработка программы и методики обеспе- чения преемственности дошкольного и на- чального общего образования |
2002-2003 гг. |
ДО, ЦИМПО |
4 | Проведение социологического исследова- ний по изучению социального заказа и образовательного спроса на углубленное, профильное обучение в рамках образова- тельного стандарта и дополнительные об- разовательные и оздоровительные услуги |
ежегодно. | ДО, ЦИМПО, МОУ |
5 | Подготовка нормативно-правовой базы сле дующих форм получения общего образова- ния: - очно-заочной; - заочной; - экстерната; - семейного образования; - индивидуальных учебных планов; - дистанционного образования |
2002-2003 гг. |
ДО |
Проведение городской конференции учите- лей по вопросам совершенствования содер жания и методов преподавания в общеобра зовательной школе |
2002 г. | ЦИМПО | |
6 | Разработка и реализация программы оче- редной аттестации МОУ |
2002-2006 гг. |
ДО |
7 | Совершенствование форм проведения ат- тестации педагогических кадров |
постоянно | ДО, ЦИМПО |
8 | Создание системы диагностики результа- тов и коррекции обучения детей с откло- нениями в развитии |
2002-2003 гг. |
ДО |
9 | Создание условий для надомного обучения детей с отклонениями в развитии здоро- вья |
постоянно | ДО |
10 | Обновление банка авторских, адаптирован ных и инновационных программ и техноло- гий, используемых в МОУ |
постоянно | ДО, ЦИМПО |
11 | Проведение экспертизы внедрения в дея- тельность МОУ авторских, адаптированных и инновационных программ и технологий, осуществление мониторинга результатов |
2002-2006 гг. |
ДО, ЦИМПО |
12 | Разработка и реализация программы "Раз- витие одаренных детей в г.Иркутске" |
2002-2005 гг. |
ДО |
13 | Организация и проведение международной конференции "Развитие одаренных детей" |
2003 и 2005 гг. |
ДО, ИГУ, ИГПУ |
14 | Разработка проекта создания опорной компьютерной телекоммуникационной сети, объединяющей все виды муниципальных учреждений начального, основного общего и среднего (полного)общего образования, ДО, ЦИМПО |
2003-2005 гг. |
ДО, ЦИМПО |
15 | Разработка и реализация программы обес- печения МОУ компьютерной техникой ново- го поколения |
2001-2006 гг. |
ДО, Управление информатизации |
16 | Открытие на базе ЦИМПО городского сервера (электронной библиотеки) |
2003 г. | ДО |
17 | Разработка программы привлечения препо- давателей высшей школы города для рабо- ты в МОУ |
2002-2003 гг. |
ДО |
18 | Проведение олимпиад, научных конферен- ций, конкурсов, смотров и др. по различ ным образовательным областям РБУП |
ежегодно | ДО, ЦИМПО |
19 | Проведение профессиональных конкурсов "Учитель года", "Учитель физкультуры", "Воспитатель года" |
ежегодно | ДО, ЦИМПО |
20 | Проведение специальных конкурсов, нап- равленных на развитие и использование внутреннего потенциала МОУ: - "Образцовое образовательное учрежде- ние"; - "Охрана труда и техники безопасности в МОУ". |
ежегодно | ДО, МОУ |
21 | Организация работы общественных органов самоуправления, в т.ч.: - Совета директоров - кадровой комиссии - городского родительского актива |
5 раз в год 1 раз в год 2 раза в год |
ДО |
22 | Разработка и реализация целевой програм мы "Внешкольная занятость детей и под- ростков в г.Иркутске" |
ежегодно | ДО, МОУ |
23 | Разработка положения о городских конкур сах авторских программ и учебно-методи- ческих пособий для муниципальной систе- мы дополнительного образования детей. |
2002-2003 гг. |
ЦИМПО |
24 | Проведение городского конкурса авторс- ких программ и учебно-методических посо бий для муниципальной системы дополни- тельного образования детей. |
2004 г. | ЦИМПО |
25 | Организация и проведение постоянно дей- ствующего семинара по подготовке резер- ва руководящих кадров |
ежегодно | ДО, ЦИМПО |
Раздел 4. Единое воспитательное пространство
Задачи:
1. Изучать воспитательный потенциал и возможности социума города.
2. Активизировать творческую деятельность учащихся через систему дополнительного образования.
3. Обеспечивать нравственное воспитание на основе историко-культурных особенностей региона, города (диалог культур)
4. Закреплять и развивать систему традиций и праздников как культурологического фундамента развития МОУ.
5. Повышать воспитательные возможности семьи.
N п/п |
Мероприятия | Срок исполнения |
Исполнители |
1 | Создание детских и юношеских обществен- ных организаций в МОУ |
2002-2004 гг. |
ДО, ЦИМПО, МОУ |
2 | Создание в каждом районе города, на базе передовых школ, реабилитационно-психоло- го-педагогических центров для детей, их родителей и учителей |
2005 г. | ДО |
3 | Развитие шефских связей всех поколений | постоянно | ДО, МОУ |
4 | Мониторинг состояния воспитательной ра- боты в МОУ |
2002-2006 гг. |
ДО |
5 | Разработка набора учебно-методических комплексов по направлениям и актуальным проблемам воспитания детей и подростков |
2002-2003 гг. |
ДО |
6 | Проведение городской научно-практической конференции по проблемам воспитательной работы |
2003 г. | ДО, ЦИМПО |
7 | Открытие постоянно действующего семинара руководителей и организаторов воспита- тельной работы в МОУ всех типов и видов |
постоянно | ДО, ЦИМПО |
8 | Создание банка данных о системе воспита- тельной работы в МОУ и социуме |
2002-2003 гг. |
ЦИМПО |
9 | Открытие в городе службы доверия для детей, их родителей и учителей на базе ЦИМПО |
2002 г. | ДО, ЦИМПО |
10 | Проведение городского конкурса на лучшее учреждение дополнительного образования для детей |
ежегодно | ДО, ЦИМПО |
Раздел 5. Образование и здоровье
Задачи:
1. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности учащихся и воспитанников МОУ
2. Сохранять здоровье подрастающего поколения города
3. Формировать у детей и подростков устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению своего здоровья, здоровья природы и социума.
4. Создавать единую эффективно действующую систему социально-психологической помощи учащимся, их родителям, педагогическим работникам МОУ.
/---------------------------------------------------------------------------\
| N | Мероприятия | Срок | Исполнители |
| п/п | | исполнения | |
|-----+---------------------------------------+------------+----------------|
| 1 |Строгое соблюдение гигиенических требо-|2002-2005 |ДО, МОУ |
| |ваний к организации образовательной |гг. | |
| |деятельности в МОУ всех типов и видов | | |
|-----+---------------------------------------+------------+----------------|
| 2 |Повышение квалификации руководящих, пе-|постоянно |ДО, ЦИМПО, МОУ |
| |дагогических и медицинских работников | | |
| |МОУ в вопросах охраны здоровья и физи- | | |
| |ческого развития учащихся | | |
|-----+---------------------------------------+------------+----------------|
| 3 |Осуществление мониторинга и коррекции|постоянно |ДО, ЦИМПО, |
| |психофизических отклонений в состоянии| |МОУ, ДЗ |
| |здоровья учащихся и воспитанников МОУ | | |
|-----+---------------------------------------+------------+----------------|
| 4 |Повышение роли предмета физкультуры и|постоянно |ДО, МОУ |
| |ОБЖ в межпредметной интеграции и макси-| | |
| |мальное использование имеющихся спортив| | |
| |ных баз в М# | | |
|-----+---------------------------------------+------------+----------------|
| 5 |Введение в вариативную часть учебного|2002-2005 |ДО, МОУ |
| |плана каждого МОУ предмета "Основы |гг. | |
| |валеологии", "Здоровый образ жизни"| | |
| |(автор Л.И.Игольницына) | | |
|-----+---------------------------------------+------------+----------------|
| 6 |Подготовка и реализация циклов теле- и|ежегодно |ДО, ЦИМПО, ДЗ |
| |радиопередач по проблемам здорового| | |
| |образа жизни | | |
|-----+---------------------------------------+------------+----------------|
| 7 |Создание городского родительского акти-|2002 г. |ДО |
| |ва по вопросам охраны здоровья детей и | | |
| |подростков и защиты их прав и интересов| | |
|-----+---------------------------------------+------------+----------------|
| 8 |Создание оборудованных специализирован-|2002 - 2006|ДО |
| |ных спортивных площадок при МОУ |гг. | |
|-----+---------------------------------------+------------+----------------|
| 9 |Создание спортивно-оздоровительного ла-|2002-2004 |ДО |
| |геря "Эколог" |гг. | |
|-----+---------------------------------------+------------+----------------|
| 10 |Проведение городского конкурса "Лучший|2002, 2004,|ДО, ЦИМПО, ИГПУ |
| |пакет психо-диагностических методик в|2006 гг. | |
| |системе образования г.Иркутска" | | |
\---------------------------------------------------------------------------/
6.Перспективные целевые программы
В целях устойчивого развития системы образования в г.Иркутске реализуются следующие перспективные целевые программы.
1. Муниципальная целевая программа капитального ремонта объектов социальной сферы на 2001-2006 гг.
2. План капитальных вложений по объектам муниципальных учреждений образования на 2001-2006 гг.
3. Развитие базы трудового обучения и воспитания учащихся МОУ на 2002-2006 гг.
4. Развитие одаренных детей в г.Иркутске на 2002-2006 гг.
5. Внешкольная занятость детей на 2002-2006 гг.
6. Информатизация образования на 2002-2006 гг.
7.Ожидаемые результаты
1. Сохранение и развитие потенциала муниципальной системы образования.
2. Усиление влияния муниципальной системы образования на социально-культурную ситуацию в регионе.
3. Предоставление населению широкого спектра образовательных услуг с учетом экономических, социальных, культурных и национальных особенностей города.
4. Создание условий для реализации конституционных прав граждан на получение качественного и доступного образования.
5. Улучшение материально-технической базы образовательного комплекса города.
6. Создание привлекательного имиджа МОУ г.Иркутска, повышение их престижности на основе востребованности качества образовательных и иных услуг.
7. Совершенствование системы развития одаренных детей в г.Иркутске
8. Создание системы непрерывного и дистанционного образования.
9. Развитие системы социальной реабилитации детей с отклонением в развитии
10. Совершенствование системы обеспечения безопасности и жизнедеятельности детей и подростков в г.Иркутске.
8.Словарь использованных терминов и сокращений
ДО - департамент образования Комитета по делам горожан администрации г.Иркутска
ДЗ - департамент здравоохранения Комитета по делам горожан администрации г.Иркутска
МОУ - муниципальное образовательное учреждение,
СШ - средняя школа
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение
ЦИМПО - центр информационно-методического и психологического обеспечения деятельности МОУ г.Иркутска.
ИГПУ - Иркутский государственный педагогический университет
ИГУ - Иркутский государственный университет
Заместитель мэра г.Иркутска |
Н.А.Алаева |
Начальник департамента образования г.Иркутска |
M.П.Малявкина |
<< Назад |
||
Содержание Решение городской Думы города Иркутска от 16 января 2002 г. N 162-14гД(3), 019-20-162/2 "Об утверждении концепции развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.