Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 22 января 2002 г. N А69-681/01-3-Ф02-3458/01-С1
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель Ынаалай Светлана Кууларовна обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (УМНС) по Республике Тыва о признании недействительным его решения от 04.06.2001 N 17-12-30.
Решением от 10 октября 2001 года по делу N А69-681/01-3 иск удовлетворен, признано недействительным решение УМНС по Республике Тыва от 04.06.2001 N 17-12-30.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
УМНС по Республике Тыва обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять решение об отказе в иске.
Из кассационной жалобы следует, что льгота, предусмотренная абзацем 4 пункта 4 статьи 4 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлена только для организаций и на индивидуальных предпринимателей не распространяется.
Пунктом 3 статьи 7 названного Закона регистрация автотранспортных средств не производится без предъявления регистрирующему органу платежных документов об уплате налога на приобретение автотранспортных средств. Предприниматель Ынаалай С.К. при регистрации приобретенных автотранспортных средств не указала, что является предпринимателем и налог на приобретение автотранспортных средств не уплатила.
Предприниматель Ынаалай С.К. в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, полагая, что приобрела автотранспортные средства для перевозки пассажиров транспортом общего пользования, поэтому от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств освобождена.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Ынаалай Светлана Кууларовна 18.05.99 зарегистрирована Кызыльской городской администрацией в качестве предпринимателя без образования юридического лица.
В 1999 году предпринимателем Ынаалай С.К. была приобретена автомашина марки УАЗ 3962 , в 2000 году - автомашина марки Семар 3234 и автомашина марки ГАЗ 322132.
Тувинской лицензионно-регистрационной палатой Ынаалай С.К. была выдана лицензия регистрационный номер АСГ-17-001428 от 28.05.99 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а также лицензионные карточки на каждый из вышеуказанных автомобилей.
УМНС по Республике Тыва была проведена выездная проверка правильности исчисления и уплаты предпринимателем Ынаалай С.К. налога на приобретение автотранспортных средств за 1999-2000 годы.
По результатам проверки налоговым органом был составлен акт от 15.05.2001, из которого следует, что предпринимателем Ынаалай С.К. в связи с приобретением вышеуказанных автомашин не уплачен налог на приобретение автотранспортных средств на общую сумму 58 299 рублей, не представлены в налоговый орган декларации по этому налогу.
На основании акта проверки руководителем УМНС по Республике Тыва было принято решение от 04.06.2001 N 17-12-30 о привлечении предпринимателя Ынаалай С.К. к ответственности по пункту 1 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также об уплате начисленных сумм налога на приобретение автотранспортных средств и пени за его несвоевременную уплату.
Требование от 04.06.2001 N 17-12-30 об уплате начисленных по результатам проверки сумм налога, пени и штрафов в срок до 14.06.2001 предпринимателем Ынаалай С.К. исполнено не было.
Арбитражный суд, признавая недействительным решение УМНС по Республике Тыва от 04.06.2001 N 17-12-30, исходил из того, что предприниматель Ынаалай С.К. освобождена от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств, а, кроме того, актами законодательства о налогах и сборах не установлен срок уплаты этого налога.
Данный вывод арбитражного суда не основан на законе.
Пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусмотрено, что налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.
Следовательно, предприниматель Ынаалай С.К. является субъектом данного налога, и в связи с приобретением в 1999-2000 году трех автомашин у нее возникли объекты обложения этим налогом.
Из пунктов 1 и 3 статьи 7 названного Закона следует, что налог на приобретение автотранспортных средств подлежит уплате до регистрации или перерегистрации автотранспортного средства и по месту такой регистрации или перерегистрации.
Установление срока уплаты налога до регистрации или перерегистрации автотранспортного средства не противоречит пункту 3 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающему, что срок уплаты налога может быть определен, в том числе и указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от уплаты налога освобождены только предприятия автотранспорта общего пользования по автотранспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси). На предпринимателей данная налоговая льгота не распространяется.
Положения пунктов 36.7, 36.8 и 53.4 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", предусматривающие распространение указанной льготы и на предпринимателей, не подлежат применению в силу пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации как дополняющие и изменяющие законодательство о налогах и сборах.
Данные положения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 названного Кодекса могут быть учтены в качестве обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что решение суда от 10 октября 2001 года подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Для установления даты регистрации приобретенных истцом автотранспортных средств, а также проверки правильности исчисления налоговым органом сумм налога, пени и штрафных санкций дело подлежит передаче на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 10 октября 2001 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-681/01-3 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установление срока уплаты налога до регистрации или перерегистрации автотранспортного средства не противоречит пункту 3 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающему, что срок уплаты налога может быть определен, в том числе и указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от уплаты налога освобождены только предприятия автотранспорта общего пользования по автотранспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси). На предпринимателей данная налоговая льгота не распространяется.
Положения пунктов 36.7, 36.8 и 53.4 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", предусматривающие распространение указанной льготы и на предпринимателей, не подлежат применению в силу пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации как дополняющие и изменяющие законодательство о налогах и сборах.
Данные положения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 названного Кодекса могут быть учтены в качестве обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 января 2002 г. N А69-681/01-3-Ф02-3458/01-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании