Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Организационно-правовой статус дружин
по охране общественного порядка
Статья 7. Порядок создания дружины по охране общественного порядка и приема в ее состав
1. Дружины по охране общественного порядка (далее - дружины) создаются трудовыми коллективами на предприятиях, в учреждениях, организациях, гражданами по месту жительства и учебы, а также участниками органов территориального общественного самоуправления на территории деятельности данных органов.
О создании дружины уведомляется соответствующий орган местного самоуправления.
2. Членами дружины могут быть лица:
1) достигшие 18-летнего возраста;
2) проживающие постоянно на территории области;
3) не состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах;
4) не имеющие заболевания либо физических недостатков, препятствующие их участию в охране общественного порядка;
5) не имеющие судимость за совершение преступления;
6) не отбывающие уголовное наказание;
7) не совершившие повторно в течение года административное правонарушение;
8) не признанные по решению суда недееспособными или ограничено дееспособными.
3. Прием в дружину производится в индивидуальном порядке на заседании штаба дружины на основании личного заявления, составленного в письменной форме.
Статья 8. Органы дружины
1. Высшим органом дружины является общее собрание дружины. Оно проводится не реже двух раз в год. Общее собрание дружины правомочно, если в нем принимает участие не менее 2/3 от общей численности состава дружины.
2. Постоянно действующим органом дружины является штаб дружины, состоящий из командира дружины, его заместителей и членов штаба дружины, избираемых на общем собрании сроком на один год. Численный и персональный состав штаба утверждается общим собранием дружины.
Штаб дружины руководит работой дружины в период между общими собраниями. Заседания штаба дружины проводятся не реже двух раз в месяц.
Штаб дружины:
а) организует деятельность дружины в соответствии с законодательством, обеспечивает постоянную готовность дружины к выполнению поставленных перед ней задач;
б) осуществляет планирование работы дружины, инструктирует дружинников и контролирует их работу;
в) утверждает графики дежурств, ведет табельный учет выхода на дежурство;
г) принимает решения о приеме в дружину и отчислении из ее состава, осуществляет учет численности дружинников;
д) организует и проводит совместно с органами местного самоуправления, органами внутренних дел обучение членов дружины методам работы по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями, их правовую, специальную и физическую подготовку;
е) ходатайствует о поощрении дружинников, отличившихся при исполнении своих обязанностей;
ж) анализирует результаты работы дружинников, вносит в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по вопросам устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также совершенствования работы дружины, улучшения материально-технического и финансового обеспечения;
з) организует взаимодействие дружины с правоохранительными и иными органами государственной власти и органами местного самоуправления и др.
3. Командир дружины осуществляет оперативное руководство деятельностью дружины и обладает полномочиями штаба дружины в перерывах между его заседаниями.
Статья 9. Органы, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию дружин и выдавать им разрешение на участие в охране общественного порядка
1. Дружины создаются в форме общественных организаций в соответствии с Федеральными законами "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях" с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Правоспособность дружины как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Государственная регистрация дружин осуществляется органами юстиции.
2. Выдача разрешений дружинам на участие в охране общественного порядка осуществляется органами внутренних дел области.
Статья 10. Регистрация дружин. Выдача дружинам разрешений на участие в охране общественного порядка и удостоверений членам дружины
1. Государственная регистрация дружин осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об общественных объединениях".
В уставе общественного объединения, которое планирует выполнять функции дружины, помимо сведений, предусмотренных федеральным законодательством, должно содержаться в наименовании словосочетание "дружина по охране общественного порядка", а также указание на цель создания дружины - участие в охране общественного порядка.
2. Органы внутренних дел области выдают дружинам разрешения на участие в охране общественного порядка в течение одного месяца со дня подачи ее представителями соответствующего заявления, устава дружины и сведений о ее членах. В течение указанного срока орган внутренних дел проверяет подлинность сведений о государственной регистрации (при ее наличии) дружины и дружинниках. Если указанные сведения достоверны и дружинники соответствуют требованиям, установленным пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, то орган внутренних дел выдает дружине разрешение на участие в охране общественного порядка, а дружинникам - удостоверения членов дружины. Для получения удостоверения дружиннику необходимо предоставить в орган внутренних дел паспорт и фотографии.
3. В случае установления наличия в представленных документах недостоверной информации, орган внутренних дел отказывает дружине в выдаче разрешения с указанием оснований отказа.
В случае устранения нарушений, послуживших основанием для отказа в выдаче разрешения на участие в охране общественного порядка, представители дружины имеют право на повторную подачу заявления и сведений о дружинниках.
4. Дружинник может участвовать в охране общественного порядка только при наличии выданного ему удостоверения. Удостоверение дружинника недействительно, если сведений о нем нет в списке дружинников, поданном вместе с заявлением на выдачу разрешения дружине. Данные списки дружина обновляет в случае намерения принять нового члена.
5. Срок действия разрешения на участие в охране общественного порядка, выданного дружине, и удостоверений, выданных ее членам, - один год со дня выдачи.
Статья 11. Продление и аннулирование разрешений на участие в охране общественного порядка
1. За месяц до истечения срока действия разрешения на участие в охране общественного порядка уполномоченные представители дружины по решению общего собрания дружины имеют право на подачу заявления о продлении данного разрешения. Вместе с указанным заявлением также должен быть подан список дружинников со сведениями о них. Разрешение продляется на один год, если ранее оно не было аннулировано органом внутренних дел, выдавшим его.
В случае продления разрешения дружине соответственно продлевается действие удостоверений членов дружины при условии внесения их в список дружинников, представленный в орган внутренних дел при обращении за продлением разрешения.
2. Разрешение на участие в охране общественного порядка, выданное дружине, может быть аннулировано органом внутренних дел, выдавшим его, по инициативе органов прокуратуры, выявивших нарушение законодательства в деятельности дружины, либо в случае отмены решения о государственной регистрации дружины органом юстиции (если она была зарегистрирована) или исключения из устава дружины цели участия в охране общественного порядка.
Принятию решения об аннулировании разрешения должно предшествовать предварительное письменное предупреждение (за семь дней) органом внутренних дел его обладателя. Аннулирование разрешения на участие в охране общественного порядка может быть обжаловано в суд.
Статья 12. Удостоверение и знаки отличия дружинника
Дружинник имеет удостоверение установленного образца (приложение), являющееся основным документом, подтверждающим его полномочия.
Дополнительно дружинник может иметь внешние знаки отличия, определяющее его принадлежность к дружине. К знакам отличия относятся нагрудные знаки и (или) нарукавные повязки.
Статья 13. Функции дружин
Дружины выполняют следующие функции:
1) обеспечение непосредственно или совместно с органами внутренних дел охраны общественного порядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в жилых микрорайонах и других общественных местах;
2) содействие органам внутренних дел в борьбе с хулиганством, пьянством, наркоманией, хищениями собственности, вымогательством, нарушениями правил торговли, санитарии и гигиены, порядка управления, безопасности дорожного движения и другими правонарушениями;
3) предупреждение детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) оказание неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии;
5) участие в спасении людей и в обеспечении общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций (стихийное бедствие, чрезвычайное положение, эпидемии и др.);
6) участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды, борьбе с браконьерством, нарушениями правил охраны животного и растительного мира;
7) проведение воспитательной работы с гражданами, склонными к нарушениям общественного порядка и правил общежития.
Статья 14. Обязанности дружинника
Дружинник обязан:
1) соблюдать положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Иркутской области по вопросам обеспечения безопасности жизни, здоровья, прав и свобод граждан, общественной безопасности и охраны общественного порядка;
2) активно участвовать в охране общественного порядка, проявлять инициативу в профилактической работе и борьбе с правонарушениями;
3) быть дисциплинированным, тактичным и вежливым в обращении с гражданами, добросовестно выполнять законные поручения и указания командира дружины, работников правоохранительных органов при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка;
4) использовать и применять предоставленные законом права по пресечению и предупреждению правонарушений, защищая честь и достоинство граждан;
5) повышать правовые знания, хорошо знать обязанности и права дружинника, совершенствовать свою физическую подготовку, овладевать формами и методами борьбы с правонарушениями;
6) оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для жизни;
7) при применении правомерных и обоснованных мер по ограничению прав и свобод граждан разъяснять им причины и основания такого ограничения и возникающие в связи с этим права на обжалование их действий;
8) иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение члена дружины установленного образца.
Статья 15. Права дружинника по охране общественного порядка
Дружинник имеет право:
1) требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушения;
2) составлять в отсутствие работников милиции или иных уполномоченных лиц рапорт о совершенном правонарушении и направлять его органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дела о правонарушениях;
3) доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушения, для установления личности нарушителей и составления протокола;
4) входить в общественные места для преследования скрывающегося нарушителя, пресечения правонарушений, а также с согласия администрации этих мест для выполнения обязанностей по обеспечению охраны общественного порядка;
5) доставлять в медицинские вытрезвители либо дежурные части милиции лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе;
6) использовать транспортные средства юридических и физических лиц для доставления в лечебные учреждения граждан, пострадавших от несчастных случаев или преступлений и нуждающихся в связи с этим в срочной медицинской помощи;
7) по решению уполномоченных органов государственной власти, их должностных лиц либо органов местного самоуправления участвовать в осуществлении оцепления (блокирования) участков местности, пропускного режима при действиях в условиях чрезвычайного положения, пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотий, других чрезвычайных обстоятельств;
8) бесплатно пользоваться для связи с правоохранительными органами телефонами и иными средствами связи организаций независимо от форм собственности (за исключением телефонов и других средств связи представительств иностранных государств в Российской Федерации), в случаях, не терпящих отлагательства;
9) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка пользоваться правом бесплатного проезда на городском транспорте (кроме такси) в случаях, если это предусмотрено нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 16. Применение дружинниками оружия при участии в охране общественного порядка
Дружинники при исполнении обязанностей по охране общественного порядка могут применять имеющееся у них на законных основаниях (приобретенное в порядке, установленном Федеральным законом "Об оружии") газовое оружие (газовые пистолеты, револьверы, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации) в соответствии с федеральным законодательством в целях самообороны, пресечения преступлений и оказываемого сопротивления дружиннику, при защите граждан от противоправных посягательств, угрожающих их жизни и здоровью, для задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление, и доставления их в органы внутренних дел, для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений, при отражении нап
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.