Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 27 февраля 2002 г. N А33-11475/01-С3-Ф02-294/2002-С1
(извлечение)
Государственное унитарное предприятие "Центральная городская аптека N 105" (аптека) обратилось с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Бородино (налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 15 от 31.07.2001 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 6 ноября 2001 года иск удовлетворен, решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Бородино N 15 от 31.07.2001 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, считая, что выводы, к которым пришел суд, не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат нормам материального права.
В силу пункта 1 статьи 23 и статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов и сборов в сроки, установленные законодательством о соответствующих налогах и сборах.
По результатам выездной налоговой проверки выявлена недоимка по налогам от доходов, полученных в результате деятельности по изготовлению лекарственных препаратов и решением N 15 от 31.07.2001, основанным на акте проверки N 15 от 10.07.2001, налогоплательщик правомерно привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель кассационной жалобы считает, что деятельность аптечных учреждений по реализации изготовленных лекарственных средств населению и организациям является одним из способов извлечения доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовых лекарственных средств. В связи с этим аптечные учреждения, в том числе аптеки, в части розничной торговли готовыми лекарственными средствами являются плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а в части реализации изготовленных лекарственных средств должны производить уплату всех видов налогов в общеустановленном порядке. В ГУП "Центральная городская аптека N 105" существует разделение на производственную аптеку и аптеку готовых лекарств. Производственная аптека занимается изготовлением лекарственных средств по рецептам врачей и продает их в аптеку готовых лекарств, применяя торговую надбавку, следовательно, по мнению налоговой инспекции, является плательщиком налогов в общеустановленном порядке.
Дело рассматривается по правилам главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще (уведомления N 35734 от 06.02.2002, NN 35931, 35733 от 11.02.2002), однако на судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела усматривается.
Инспекцией МНС РФ по городу Бородино Красноярского края на основании решения N 11 от 06.04.2001 проведена выездная налоговая проверка ГУП "Центральная городская аптека N 105" по вопросу правильности исчисления и своевременности перечисления налогов и сборов за период с 01.10.98 по 01.01.2001. Результаты проверки оформлены актом N 15 от 10.07.2001, на основании которого принято решение N 15 от 31.07.2001 о привлечении ГУП "Центральная городская аптека N 105" к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Свое решение ИМНС основывала на Законе Красноярского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 29.06.99 N 7-412 с дополнениями и изменениями, внесенными Законами Красноярского края от 19.10.99 N 8-524 и от 26.06.2000 N 11-819. В соответствии со статьей 3 Закона на уплату единого налога на вмененный доход переведены организации и предприниматели, осуществляющие на территории Красноярского края предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарные торговые площади.
Согласно письму Минздрава РФ от 29.07.92 "Основные требования, предъявляемые к аптеке, обслуживающей население" (в редакции от 28.07.99), аптека - учреждение здравоохранения, главной задачей которой является обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений изделиями медицинского назначения.
По характеру производственной деятельности аптеки подразделяются на:
изготовляющие лекарственные средства по рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений и осуществляющие реализацию лекарственных средств (производственная аптека);
осуществляющие реализацию готовых лекарственных средств населению и лечебно-профилактическим учреждениям (аптека готовых лекарств).
Деятельность последней является розничной торговлей и подлежит налогообложению исключительно на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход.
Согласно классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) изготовление лекарств относится к разряду деятельности фармацевтической промышленности. Деятельность по изготовлению лекарственных препаратов по заказам физических лиц не нашла отражения в Законе и подлежит, по мнению ИМНС, налогообложению в общеустановленном порядке.
Поскольку ГУП "Центральная городская аптека N 105" осуществляет два вида деятельности:
изготовляет лекарственные средства по рецептам врачей:
реализует готовые лекарственные формы медицинских препаратов населению,
по второму виду деятельности оно должно облагаться налогами и сборами в общеустановленном порядке.
Решением ИМНС N 15 от 31.07.2001 ГУП "Центральная городская аптека N 105" привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку в ходе проверки выявлены факты неуплаты налогов в сумме 104 325 рублей 53 копейки.
Не согласившись с данным решением, аптека обратилась с иском о признании недействительным данного решения.
Вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленного иска кассационная инстанция считает соответствующим закону.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно указал, что аптека занимается одним видом деятельности - фармацевтическим.
К данному выводу суд пришел, проанализировав документы, свидетельствующие об этом, а также материально-правовую базу.
Из представленной лицензии КФ N 0001323 и сертификата следует, что аптеке предоставлено право осуществлять фармацевтическую деятельность по изготовлению всех видов лекарственных форм по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения и реализации населению и учреждениям здравоохранения лекарственных средств как изготовленных в аптеке, так и готовых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, разрешенных к применению в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации N 86-ФЗ от 22.06.98 "О лекарственных средствах" фармацевтической деятельностью является деятельность, осуществляемая предприятием оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств.
С учетом вышеназванного Закона суд правильно сделал вывод о том, что:
аптечное учреждение - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств (статья 4);
фармацевтическая деятельность, осуществляемая предприятиями торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств (статья 7);
изготовление лекарственных средств в аптечном учреждении осуществляется по рецептам врачей на основе лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации.
Статьей 17 Закона предусмотрено, что изготовление лекарственных средств осуществляется в аптечном учреждении, имеющем лицензию на фармацевтическую деятельность, по правилам изготовления лекарственных средств, утвержденным федеральным органом контроля (качества лекарственных средств).
Розничная торговля лекарственными средствами осуществляется в соответствии со статьей 32 Закона аптечными учреждениями.
Согласно письму Минздрава Российской Федерации от 29.07.92 "Основные требования, предъявляемые к аптеке обслуживания населения" (в редакции от 28.07.99) аптека-учреждение здравоохранения, главной задачей которого является обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Суд пришел к правильному выводу, основанному на Федеральном законе "О лекарственных средствах", о том, что аптечное учреждение, несмотря на изготовление лекарственных средств по рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений и осуществляющие реализацию этих средств, не относится к учреждениям, занимающимся их производством.
Производство лекарственных средств (в соответствии со статьей 13 Закона) предполагает серийное получение лекарственных средств в соответствии с правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств, утвержденными федеральным органом контроля качества лекарственных средств.
Производство лекарственных средств осуществляется предприятиями-производителями лекарственных средств, имеющими лицензию на занятие производством.
Суд пришел к законному выводу, что аптека осуществляла деятельность, связанную с изготовлением (а не производством) и последующей реализацией через розничную торговлю лекарственных средств, и в соответствии с Законом Красноярского края "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" правомерно считала себя плательщиком единого налога, как организация, осуществляющая на территории Красноярского края предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли.
Согласно статье 3 указанного Закона Красноярского края плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе розничную торговлю.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает правомерным вывод суда об ошибочности требований раздельного учета доходов по видам лицензионной деятельности аптечного учреждения и уплаты налога с объема изготовленной и реализованной продукции и на законных основаниях признал решение налогового органа недействительным. Оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы кассационная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 6 ноября 2001 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-11475/01-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд пришел к правильному выводу, основанному на Федеральном законе "О лекарственных средствах", о том, что аптечное учреждение, несмотря на изготовление лекарственных средств по рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений и осуществляющие реализацию этих средств, не относится к учреждениям, занимающимся их производством.
Производство лекарственных средств (в соответствии со статьей 13 Закона) предполагает серийное получение лекарственных средств в соответствии с правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств, утвержденными федеральным органом контроля качества лекарственных средств.
...
Суд пришел к законному выводу, что аптека осуществляла деятельность, связанную с изготовлением (а не производством) и последующей реализацией через розничную торговлю лекарственных средств, и в соответствии с Законом Красноярского края "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" правомерно считала себя плательщиком единого налога, как организация, осуществляющая на территории Красноярского края предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли.
Согласно статье 3 указанного Закона Красноярского края плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе розничную торговлю."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 февраля 2002 г. N А33-11475/01-С3-Ф02-294/2002-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании