Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению городской Думы г. Иркутска
от 23 мая 2000 г. N 501-49гД(2), 019-20-501/0
Концепция
поддержки инвестиционной
деятельности в г.Иркутске
30 ноября 2001 г.
Содержание
Введение
Концепция поддержки инвестиционной деятельности в г. Иркутске (далее - Концепция) разработана в соответствии с "Основными направлениями социально-экономического развития г. Иркутска на 1999-2001 гг.", утвержденными решением городской Думы г. Иркутска от 10.11.98 г. N 255-27гД(2).
Концепция представляет собой систему основных целей и приоритетов политики органов городского самоуправления г. Иркутска в решении задачи преодоления спада инвестиционной активности в экономике города, создания предпосылок усиления притока инвестиций и их освоения в наиболее перспективных и значимых направлениях и отраслях производства и в социальной сфере.
Цель Концепции определить роль и основные инструменты воздействия органов городского самоуправления г. Иркутска на стимулирование инвестиционной активности в городе.
1. Анализ состояния инвестиционной сферы
В настоящее время г. Иркутск входит в число крупнейших городов России. Исторически Иркутск формировался прежде всего как административный, торговый и культурно-образовательный центр. В городе сосредоточен 21% населения области, но менее 10% ее промышленного производства. По состоянию на 01.01.2000 г. в городе функционирует 74 крупных и средних предприятия. Ведущие предприятия города: АОЭиЭ "Иркутскэнерго", ГУП "ВСЖД", ОАО "ИАПО", ОАО "Иркутский релейный завод", ОАО "Иркутский завод дорожных машин", ОАО "Иркутский завод тяжелого машиностроения", ОАО "Иркутский авиаремонтный завод N 403", ОАО "Иркутский масложиркомбинат", ОАО Мясокомбинат "Иркутский", ЗАО "Иркутскпищепром", ОАО "Кедр", ГП "Облкоммунэнерго", МУП "Иркутсктеплоэнерго" и др.
По предварительным расчетам, постоянное население г. Иркутска составляет 591 тыс. человек (данные на 01.01.2000 г.), общая численность занятых в экономике города - 247,5 тыс. человек, в том числе более 25 тыс. частных предпринимателей 58,8% занятых на крупных и средних предприятиях города заняты в сфере материального производства (в том числе в промышленности - 38%, транспорте и связи - 23%, строительстве - 17%, торговле и общественном питании - 13%). В непроизводственной сфере занято 41,2 % общего числа занятых по крупным и средним предприятиям (в том числе, наука и образование - 42%, здравоохранение, физическая культура, спорт и социальное обеспечение - 25%, аппарат органов управления - 12,4%, ЖКХ - 9,4%). Официальный уровень безработицы - 0,7% трудоспособного населения (2,6 тыс. человек).
Проблемой г. Иркутска, как и большинства городов России, является ситуация непроработанного и нефункционирующего маркетинга рабочей силы. Существующий квалифицированный состав, а также подготовка и обучение новых кадров ведется, как правило, без учета потребностей экономики города. Задачей органов городского самоуправления г. Иркутска является разработка комплексной программы развития города, в состав которой будет входить программа занятости и обучения трудовых ресурсов.
Важнейшей составляющей инвестиционного потенциала города является достаточно развитая транспортная инфраструктура. Город находится на Транссибирской магистрали, соединяющей западную и восточную часть Российской Федерации. Автомобильные и железнодорожные пути, расположенный в городе аэропорт ежегодно обеспечивают оборачиваемость грузо- и пассажиропотоков. Речное судоходство связывает юг Восточной Сибири с северными территориями России. В дальнейшем вероятно возрастание роли транспортной функции Иркутска, что связано со строительством аэропорта "Иркутск-Новый".
Город обеспечен всеми видами связи: развивается и совершенствуется телефонная связь, внедряются проекты мобильной сотовой связи, открываются новые каналы радио- и телевещания, обеспечивающие население областного центра необходимой информацией.
Необходимо отметить, что на инвестиционную привлекательность города отрицательно влияет неблагоприятная экологическая ситуация. Высокий уровень загрязнения окружающей среды, с одной стороны, с концентрацией промышленных предприятий в черте города, с другой стороны, с географическими особенностями расположения города и неблагоприятными климатическими параметрами циркуляции атмосферы. Хотелось бы надеяться, что улучшению экологической обстановки в городе будет способствовать реализация ряда разработанных программ.
Расположение города Иркутска вблизи уникального озера Байкал делает привлекательной для инвесторов организацию развития инфраструктуры экологического туризма. Особую важность при этом приобретают вопросы проведения природоохранных мероприятий и предотвращение неблагоприятных факторов, ухудшающих экологическую обстановку. Для обоснованного сочетания экологических и экономических интересов городского сообщества инвестиционная политика органом городского самоуправления г. Иркутска должна быть, в первую очередь направлена на поддержку инвестиционных проектов, связанных с улучшением экологической обстановки.
В 1998 г. агентство Standard & Poor's оценило Иркутскую область по уровню инвестиционной привлекательности как регион с высоким экономическим потенциалом и умеренным кредитным риском. События августа 1998 г. снизили рейтинг России, а вместе с тем и Иркутской области, но начиная с 1999 г. он повышается. Однако состояние инвестиционной сферы не отвечает потребностям города, инвестиционный спрос в г. Иркутске огромный - как на восстановление изношенных основных фондов и техническое перевооружение предприятий, так и на создание новых производств.
Таким образом, основные конкурентные преимущества г. Иркутска, которые могут способствовать привлечению инвестиций и повышению уровня социально-экономического развития при условии проведения продуманной и целенаправленной политики, связаны со следующими факторами:
- выгодное геополитическое положение города;
- достаточно высокий научный потенциал и образовательный уровень населения, развитая система подготовки кадров;
- многоотраслевая структура экономики, высокая конкурентоспособность отдельных отраслей (авиастроение, наука и научное обслуживание, переподготовка кадров);
- емкий потребительский рынок;
- относительно развитая инфраструктура (система связи и телекоммуникаций, хорошая обеспеченность электроэнергией, разнообразие видов транспорта);
- высокий потенциал развития туризма (уникальное историко-культурное, историко-архитектурное наследие, близость озера Байкал) и др.
1.1. Анализ общего состояния инвестиционной активности
Инвестиции по крупным и средним предприятиям г. Иркутска.
С 1991 г. по 1997 г. органами государственной статистики учитывались только инвестиции в основной капитал. Их динамика по г. Иркутску, как и в целом по России, характеризуется значительными темпами спада: в 1992 г. объемы инвестиций в основной капитал по г. Иркутску сократились сразу на 69% по отношению к 1991 г. В последующие годы темпы падения инвестиций к предшествующим периодам заметно снизились, однако в 1998 г. уменьшение объемов инвестиций в основной капитал по отношению к 1991 г. составило 89,7%. Темпы снижения инвестиций опережали темпы сокращения объемов производства. При этом происходит старение основных фондов, что тормозит рост производства, уменьшая его эффективность. Износ основных фондов достиг критического уровня (до 30-40%).
Инвестиции в основной капитал в разрезе отраслей и сфер городского хозяйства характеризовались сокращением доли инвестиций на строительство объектов производственного назначения, их удельный вес по сравнению с 1991 г. уменьшился почти на 30 %. В промышленном производстве сохраняется большое количество незагруженного и обесцененного кризисом основного капитала, постоянно требующего значительных затрат на текущее обслуживание, содержание на балансе или консервации.
В структуре источников инвестиций в основной капитал в городе наибольший удельный вес приходится на собственные средства предприятий различных форм собственности. В 1998 г. наблюдался рост доли централизованного финансирования (на 13,7%) в связи со строительством и реконструкцией таких крупных объектов в городе как Центральный рынок, Диагностический центр, Драматический театр.
С 1998 г. введена новая форма государственного статистического наблюдения "Сведения об инвестициях", в соответствии с которой инвестиции подразделяются на финансовые вложения и инвестиции в нефинансовые активы.
Финансовые вложения представляют собой вложение денежных средств, материальных и иных ценностей в ценные бумаги других юридических лиц, процентные облигации государственных и местных займов, уставные капиталы других юридических лиц, а также займы, предоставленные другим юридическим лицам.
К инвестициям в нефинансовые активы относятся инвестиции в основной капитал, нематериальные активы, ценности, объекты природопользования, землю, затраты на капитальный ремонт зданий, оборудования.
Таблица 1
Инвестиции по крупным и средним предприятиям г. Иркутска в 1998-1999 г.г.
N | Вид инвестиций | 1998 г. | 1999 г. | 1999 г. в сравнении с 1998 г.(в действу- ющих ценах соответ- ствующего года) |
||
Сумма | Доля в общем объеме инвестиций |
Сумма | Доля в общем объеме инвестиций |
|||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | % | ||
Всего | 2 718 812 | 4 378 885 | 161 | |||
1 | Финансовые вложения | 615 865 | 22,7 | 1 402 496 | 32,0 | 228 |
в том числе: | ||||||
- долгосрочные | 351 540 | 12,9 | 587 248 | 13,4 | 167 | |
- краткосрочные | 264 325 | 9,7 | 815 248 | 18,6 | 308 | |
2 | Инвестиции в нефинансовые активы | 2 102 947 | 77,3 | 2 976 389 | 68,0 | 142 |
в том числе: | ||||||
- инвестиции в основной капитал | 1 030 482 | 37,9 | 1 982 539 | 45,3 | 192 | |
- капитальный ремонт основных фондов (средств) |
1 059 236 | 39,0 | 973 080 | 22,2 | 92 | |
- инвестиции в нематериальные и другие нефинансовые активы |
13 229 | 0,5 | 20 770 | 0,5 | 157 |
Как видно из таблицы 1, в 1999 г. произошло изменение структуры инвестиций в сторону увеличения доли финансовых вложений (краткосрочных). В структуре инвестиций в нефинансовые активы увеличился удельный вес инвестиций в основной капитал и сократилась доля затрат на капитальный ремонт.
В 1999 г. 37% инвестиций в основной капитал приходилось на производственные отрасли экономики, инвестиции в непроизводственные отрасли составили 63%.
95% долгосрочных финансовых вложений приходится на инвестиции в другие организации - приобретение акций, вклады в уставные капиталы юридических лиц; практически весь объем краткосрочных финансовых вложений приходится на иные финансовые вложения - приобретение ценных бумаг (облигаций, векселей), займы другим юридическим лицам и др.
Таблица 2
Источники финансирования инвестиций по крупным и средним
предприятиям г. Иркутска в 1998-1999 гг.
/---------------------------------------------------------------------\
| N | Источники | 1998 г. | 1999 г. |
| | |--------------------+--------------------|
| | |тыс. руб.| Доля в |тыс. руб. | Доля в |
| | | | общем | | общем |
| | | |объеме, % | |объеме, %|
|------+--------------------+---------+----------+----------+---------|
| |Всего |2 718 812| |4 378 885 | |
|------+--------------------+---------+----------+----------+---------|
| 1 |Собственные |2 082 840|77 |3 137 814 |72 |
|------+--------------------+---------+----------+----------+---------|
| 2 |Привлеченные |635 972 |23 |1 241 071 |28 |
|------+--------------------+---------+----------+----------+---------|
| |в том числе | | | | |
|------+--------------------+---------+----------+----------+---------|
| |- бюджетные средства|416 953 |15 |671 450 |15 |
\---------------------------------------------------------------------/
Если проанализировать структуру источников инвестиций в 1998 - 1999 гг. (таблица 2), можно сделать следующие выводы: более 70% инвестиций финансируется за счет собственных средств предприятий; доля бюджетных средств не изменилась (15%); кредиты банков на сегодняшний момент не играют существенной роли в финансировании инвестиций.
В структуре источников инвестиций в основной капитал более 40% приходится на собственные средства предприятий, около 60% - на привлеченные средства, причем в составе привлеченных средств значительна доля бюджетного финансирования.
Инвестиции в нематериальные и другие нефинансовые активы, затраты на капитальный ремонт, финансовые вложения практически в полном объеме финансируются за счет собственных средств.
Таким образом, в 90-е годы произошло значительное сокращение объемов инвестиций. Сложившаяся ситуация вызвала необходимость разработки конкретных мероприятий, направленных на поддержку реального сектора экономики и стимулирование инвестиционной активности.
Иностранные инвестиции.
Сегодняшнее сокращение притока иностранного капитала в российскую экономику, прежде всего, связано со следующими причинами:
1. Сокращение платежеспособного инвестиционного спроса.
2. Сужение возможностей обеспечения привлекаемых прямых иностранных инвестиций активами предприятий и банковской системы (в валютном эквиваленте). В новых условиях российские учредители должны либо соответственно увеличить вклад в виде материальных активов, либо согласиться с сокращением иностранных инвестиций.
3. Значительный рост после девальвации сроков окупаемости инвестиционного капитала и его возврата (в 3-4 раза).
По состоянию на 01.01.99 г. общий объем накопленных инвестиций из-за рубежа в г. Иркутске составляет 254 млн. долл. США и 331 млн. руб. Инвестиции в иностранной валюте в основном поступают в виде кредитов (93% общего объема), реципиенты таких инвестиций связь (8%), отрасли промышленности (машиностроение и металлообработка - 61%, электроэнергетика - 27%).
Рублевые инвестиции распределяются следующим образом: 75% общего объема накопленных инвестиций приходится на прямые инвестиции, 23% - портфельные инвестиции, 2% - прочие инвестиции. Среди отраслей промышленности максимальная доля иностранных инвестиций приходится на деревообрабатывающую и топливную промышленность (по 44% общего объема инвестиций), 11% инвестиций на предприятия связи.
Иностранные инвестиции могут сыграть определенную роль в развитии экономики города не только в качестве источника финансовых ресурсов для осуществления структурной перестройки, преодоления кризиса, но и в распространении новых принципов организации производства, менеджмента, обновлении уровня технологического оснащения предприятий.
1.2. Потенциальные источники инвестиций
В настоящее время в г. Иркутске действует 24 банковских организации, в том числе 6 местных банков, 2 филиала банков городов Иркутской области (Братск, Усолье-Сибирское), остальные - филиалы банков из других регионов (Новосибирск - 1, Омск - 1, Санкт - Петербург - 1, Москва - 12 филиалов кредитных организаций). Местные банки по состоянию на начало 2000 г. располагали активами в объеме 1367,3 млн. руб., но лишь незначительная часть этих средств размещена в кредитах предприятиям. Большинство банков вообще не занимается долгосрочным кредитованием, в текущей структуре кредитного портфеля преобладают краткосрочные кредиты. Возможность долгосрочного кредитования рассматривают банки, находящиеся в собственности у крупных предприятий-монополистов (железная дорога, энергетика). Совокупные активы филиалов банков из других регионов составляют 11017,4 млн. руб., в кредитных вложениях размещено 1484 млн. руб., из которых 81% - кредиты, предоставленные Иркутским банком Сбербанка РФ. В основном филиалы выполняют операции по расчетному обслуживанию клиентов, а также привлечению средств вкладов и депозитов для своих головных организаций, осуществляют краткосрочное кредитование, которое для них связано с повышенными расходами по сравнению с региональными банками.
Основным препятствием для увеличения объемов кредитования предприятий банками является угроза утраты ликвидности, связанная с высоким риском невозврата средств. К тому же повышение реальных процентных ставок не создает предпосылки притока финансовых ресурсов в производство для осуществления инвестиций и пополнения оборотного капитала. При высокой стоимости кредитных ресурсов сложно подобрать окупаемые инвестиционные проекты. Рентабельность в реальном секторе экономики не позволяет с учетом инфляции обеспечить возврат средне- и долгосрочных кредитов на выгодных для коммерческих банков условиях. Поэтому доля инвестиций, осуществляемых за счет кредитов коммерческих банков, на протяжении последних лет остается незначительной. Кроме того, кризис, поразивший банковскую систему в августе-сентябре 1998 г., в настоящее время не дает возможности отечественным банкам выступать в качестве крупных потенциальных инвесторов.
Инвестиционные фонды, мобилизующие ресурсы (в первую очередь мелких частных инвесторов) для инвестиций, также слабы и немногочисленны. В значительной мере их развитие сдерживается низким уровнем соответствующего законодательства и недостатком профессиональных управляющих.
В Иркутске постоянно функционируют от 12 до 15 страховых компаний, среди которых 10 региональных, и 1 негосударственный пенсионный фонд "Благоденствие". Их роль в инвестиционном процессе незначительна. Причина заключается в краткосрочности предоставляемых услуг из-за повышенных рисков, а также из-за недостатка привлеченных ресурсов.
Рынок корпоративных ценных бумаг также на сегодняшний день недостаточно развит. В структуре капитала по-прежнему преобладают пакеты акций мелких акционеров и государства. На долю внешних стратегических инвесторов приходится только незначительная доля голосующих акций, что является сдерживающим фактором для вложения инвестиционных средств в производство. Количество предприятий г. Иркутска, акции которых котируются в Российской торговой системе (РТС), немногочисленны: АОЭиЭ "Иркутскэнерго", ОАО "Электросвязь", ОАО "Русиа Петролеум". Участников регионального фондового рынка немного больше (10-12 предприятий): ОАО "Востсибуголь", ОАО "ИАПО", АО "Иркутскпечать", ОАО "Электросвязь", АОЭиЭ "Иркутскэнерго", ОАО "Кедр", ОАО Мясокомбинат "Иркутский" и др. Недостаточно широкое использование предприятиями возможности привлечения средств с помощью эмиссии ценных бумаг объясняется следующими причинами:
- процедура эмиссии ценных бумаг и выпуска облигационного займа требует значительных затрат;
- эмиссия ценных бумаг связана с определенными рисками в силу низкой инвестиционной привлекательности предприятий-эмитентов;
- на предприятиях не уделяется должного внимания разработке стратегических планов;
- неразвитость фондового рынка в городе;
- недостаток квалифицированных специалистов.
Определенную роль для активизации инвестиционной деятельности могут сыграть центры занятости, которые реализуют государственную политику сохранения и увеличения рабочих мест через предоставление предприятиям и частным предпринимателям ссуд на эти цели. В городе Иркутске такого рода поддержку оказывает на конкурсной основе Центр занятости г. Иркутска, средства из которого могут быть выделены и на безвозвратной основе. При этом работодатель должен взять на себя обязательства гарантированного трудоустройства на срок не менее года таких категорий граждан, как инвалиды, молодежь до 18 лет и т.д. Таким образом, заемщик при реализации проектов, в результате которых увеличивается число рабочих мест, и проектов, направленных на сохранение рабочих мест, в качестве одного из источников средств для финансирования, может рассматривать Фонд занятости.
Значительный потенциал для инвестиционного финансирования в городе представляют собой сбережения населения. Структура денежных доходов населения выглядит следующим образом:
- оплата труда - 31,2 %;
- пенсии, пособия и стипендии - 8,4%;
- доходы от предпринимательской деятельности, финансовых вложений и прочие доходы - 60,1%.
В структуре расходов основную долю занимает текущее потребление (покупка товаров и оплата услуг) - 91,8%. Текущее потребление, которое также может рассматриваться в качестве косвенных инвестиций (т.к. у предприятий, реализующих продукцию, образуется доход, который направляется на развитие их деятельности), характеризуется низкой платежеспособностью большей части населения. Среди форм сбережений предпочтение отдается приобретению валюты (5% расходов без учета оборота валюты на неорганизованном рынке), которая остается на руках у населения и представляет собой омертвевший капитал. Доля средств населения в общем объеме инвестиций остается незначительной (около 1 %), и эти вложения ориентированы почти исключительно на индивидуальное жилищное строительство, хотя вклады населения в банках города составляют около 900 млн. руб без учета средств на руках жителей города. То есть, в городе не сложился механизм привлечения имеющихся резервов на инвестиционные цели. Таким образом, при сегодняшнем уровне жизни не существует благоприятных условий для использования ресурсов частного сектора в качестве средства накопления инвестиционного потенциала.
Притоку в экономику города средств из других регионов, иностранных инвестиций, а также инвестиций российских финансово-промышленных групп будет способствовать политика администрации Иркутской области и г. Иркутска по формированию благоприятного инвестиционного имиджа области и города. Развитие и включение в инвестиционный процесс всех источников инвестирования, представляющих собой ресурсный потенциал, позволит оживить инвестиционную активность в городе.
1.3. Нормативные правовые акты, регулирующие
инвестиционную деятельность
Основу законодательной базы регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляют: Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (N 1488-1 от 26.06.91 г.), Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (N 39-ФЗ от 25.02.99 г.), Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (N 160-ФЗ от 09.07.99 г.).
Регулирование инвестиционной деятельности на территории Иркутской области осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством. Основным документом в указанной сфере является закон Иркутской области "Об областной государственной инвестиционной политике" от 02.04.97 г. N 13-ОЗ . Законом установлена система стимулирования и государственной поддержки юридических и физических лиц, участвующих в реализации инвестиционной политики. При губернаторе области создан совет по инвестициям, на который возложены задачи выработки инвестиционной политики, подготовки рекомендаций по ее реализации. Для развития инвестиционной деятельности в Иркутской области нормативными правовыми актами предусмотрены некоторые налоговые льготы для инвесторов. В частности, льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество получают организации, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов по переоснащению и модернизации своего производства в рамках утвержденной областной инвестиционной программы.
Понимание необходимости поддержки реального сектора экономики в городе побудило органы городского самоуправления г. Иркутска начать работу по созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности в городе. В частности, в решении городской Думы г. Иркутска от 07.06.99 г. N 355-34гД(2) "О поддержке инвестиционной деятельности в г. Иркутске" определены приоритетные направления и формы поддержки инвестиционной деятельности. Администрацией г. Иркутска разработан механизм проведения конкурса инвестиционных программ и проектов, предоставления бюджетных кредитов, муниципальных гарантий, инвестиционных налоговых кредитов, порядок размещения муниципального заказа. В 2000 г. в составе капитальных расходов бюджета г. Иркутска сформирован фонд развития г. Иркутска как источник ресурсов для предоставления поддержки инвесторам в реализации высокоэффективных инвестиционных программ и проектов в городе.
Важным фактором, влияющим на инвестиционный климат города, является льготное налогообложение при осуществлении инвестиционной деятельности. Разумная политика налогового стимулирования инвесторов и другие меры поддержки инвестиционной деятельности на территории области и города, а также наличие необходимой инфраструктуры могли бы привлечь существенные финансовые средства в производственную сферу. Опыт ряда городов показывает, что создание льготного режима осуществления инвестиционной деятельности не только стимулирует приток инвестиций в экономику, но и увеличивает налоговые поступления в бюджет.
На сегодняшний день практически единственным инструментом налогового стимулирования инвестиционной деятельности в г. Иркутске является инвестиционный налоговый кредит. К сожалению, эта форма привлечения инвесторов не нашла должного применения по ряду причин:
- инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по определенным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ и Порядком предоставления налогоплатильщикам# налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, утвержденным решением городской Думы г. Иркутска от 06.05.1999 N 351-34гД(2);
- необходимость обеспечения налогоплательщиком исполнения своих обязательств по договору о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
То есть, в разработанной на сегодняшний день нормативной базе существуют определенные недостатки. В частности, для предусмотренных нормативными правовыми актами инструментов стимулирования инвестиционной деятельности не разработан четкий механизм применения, многие из них неэффективны в сложившихся экономических условиях.
1.4. Выводы
Таким образом, развитию инвестиционной деятельности в г. Иркутске препятствует экономическая нестабильность; несовершенное законодательство; недостаточно развитая инфраструктура; низкий платежеспособный спрос; дорогие кредитные ресурсы; неразвитый фондовый рынок; низкая инвестиционная привлекательность предприятий из-за огромных долгов перед бюджетами всех уровней; криминогенная ситуация и др.
Кроме того, важным фактором, сдерживающим развитие инвестиционной активности, является отсутствие в городе, да и в области, сформировавшегося рынка инвестиционных проектов: недостаток как предложения качественно разработанных проектов, готовых к реализации, так и спроса на инвестиционные ресурсы. Необходимо отметить недостаточную изученность данной сферы - нет четкого представления об инвестиционном потенциале города, который определяется потенциалом ведущих предприятий.
Сложность экономической ситуации, низкий уровень подготовленности кадров к условиям рыночной среды не позволяет большинству предприятий осуществить выбор целей и приоритетов в своем развитии, разработать план деятельности на перспективу, сформировать пакет качественных инвестиционных проектов, способных заинтересовать потенциального инвестора. Кроме того, на инвестиционной привлекательности предприятий, несомненно, сказывается непрозрачность бухгалтерской отчетности, отсутствие реального залогового обеспечения. Представляется, что деятельность органов городского самоуправления г. Иркутска должна быть направлена на создание условий для формирования такого рынка, обеспечение прозрачности инвестиционного процесса.
Таким образом, анализ указанных причин позволит определить основные стратегические и тактические задачи, стоящие перед органами городского самоуправления г. Иркутска, в сфере повышения инвестиционной привлекательности города.
2. Цели и задачи инвестиционной политики
Цель инвестиционной политики, проводимой органами городского самоуправления г. Иркутска, - обеспечение стабильного социально-экономического развития города.
При формировании инвестиционной политики органам городского самоуправления г. Иркутска необходимо поставить перед собой конкретные задачи:
- развитие инфраструктуры инвестиционного рынка;
- участие в расширении платежеспособного спроса, в том числе на продукцию предприятий города;
- создание условий, обеспечивающих использование внутренних ресурсов предприятий (амортизации и прибыли) на инвестиции;
- поддержка предприятий города в расширении рынков сбыта производимой ими продукции;
- интеграция городского инвестиционного рынка в областной и международный рынок капитала;
- создание благоприятных условий для привлечения иностранных и российских инвестиций в экономику города;
- участие в формировании условий для накопления капитала;
- разработка и включение в практику механизма поддержки инвестиционной деятельности на городском уровне;
- создание механизма привлечения сбережений населения в высокоэффективные инвестиции на основе расширения рынка ценных бумаг и развития систем коллективного инвестирования.
3. Приоритеты инвестиционной политики органов городского
самоуправления г. Иркутска
Анализ доходной базы бюджета города за 9 месяцев 1999 г. по 4-м основным налогам (налог на прибыль, на имущество, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, НДС) показывает, что все предприятия-налогоплательщики можно разделить на 4 группы в зависимости от доли поступающих от них налогов в общем объеме доходов бюджета. Каждая группа делится еще на 2 подгруппы - стабильные плательщики и нестабильные.
Первая группа предприятий - начисление по налогам в бюджет города составляет более 400 тыс. руб. в месяц (около 20 предприятий). Доля предприятий первой группы в общем налоговом доходе бюджета города - 40,5%. К данной группе относятся АОЭиЭ "Иркутскэнерго", ВСЖД, ОАО "Масложиркомбинат", ОАО "ИАПО", ОАО "Кедр", Иркутский банк Сбербанка России, ОАО "Мясокомбинат "Иркутский", АООТ "Иркутскнефтепродукт", МУП ПУВКХ, ДСТ ВСЖД, МП "ИТЭ", ЗАО "Иркутскпромстрой", ГП "Иркутскаэроконтроль", ОАО "Востсибтранспроект", ЗАО "Иркутский хлебозавод", ЗАО "Иркутскпищепром" и др. Таким образом, существует достаточно сильная зависимость бюджета города от стабильной работы этих предприятий.
Вторая группа предприятий начисление по налогам в бюджет города составляет более 100 тыс. руб., но менее 400 тыс. руб. в месяц (66 предприятий). Доля предприятий второй группы в общем налоговом доходе бюджета города - 6,9%.
Инвестиционная политика в отношении предприятий первой и второй группы должна быть направлена на их развитие и расширение налогооблагаемой базы.
Третья группа предприятий - начисление по налогам в бюджет города составляет более 45 тыс. руб., но менее 100 тыс. руб. в месяц (около 100 предприятий). Доля предприятий третьей группы в общем налоговом доходе бюджета города - 4,2%. Предприятиям данной группы необходимо оказывать поддержку с целью перехода в более высокую группу.
Взвешенного подхода требуют предприятия, которые исполняют обязательства по уплате налогов не в полном объеме и находятся в подгруппе нестабильных плательщиков каждой из 3-х групп (75 предприятий). Таким предприятиям необходимо оказывать поддержку только после тщательного изучения их финансового состояния, проведения реструктуризации задолженности, реформирования их деятельности с целью недопущения фактов невозврата бюджетных средств.
Четвертая группа - малые предприятия и частные предприниматели (более 15 тыс.), приносящие в бюджет города 14 % дохода, также требуют продуманной политики при предоставлении поддержки, которая может осуществляться в рамках программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства в г. Иркутске на 1998-2000 гг.", утвержденной решением городской Думы г. Иркутска от 30.11.98 г. N 261-27гД(2).
Таким образом, целесообразно предоставление следующих форм поддержки отдельным категориям предприятий г. Иркутска:
1. Муниципальные гарантии для получения кредита на инвестиционные цели - для предприятий, стабильно уплачивающих налоги в бюджет города. Как правило, сумма обязательств по гарантии в целях снижения риска, соответствует сумме платежей предприятий по налогам.
2. Инвестиционный налоговый кредит - для проектов, в результате которых происходит расширение налоговой базы налогоплательщика. Эта форма поддержки в основном может предназначаться для предприятий 2-й и 3-й группы, предоставление инвестиционного налогового кредита крупным предприятиям нецелесообразно без определения способа компенсации выпавшего дохода.
3. Бюджетные кредиты могут предоставляться только тем предприятиям, которые постоянно и в полном объеме исполняют свои обязательства по налоговым платежам.
Практика предоставления налоговых льгот широкому кругу хозяйствующих субъектов не должна иметь место. Предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита возможно только в случае, если предприятия реализуют проекты, направленные на создание нового производства либо использование остановленных ранее производственных мощностей.
Инвестиционная политика органов городского самоуправления г. Иркутска должна основываться на принципе разработки и реализации комплексных целевых программ по различным направлениям, включаемых в бюджет города.
В целях стабильного социально-экономического развития города целесообразно осуществлять поддержку инвестиционных проектов с учетом следующих приоритетов:
1. Развитие объектов городской инфраструктуры (транспорт, связь, теплоснабжение, водоснабжение и др.) как важнейшей составляющей благоприятного инвестиционного климата.
2. Производство продуктов питания и товаров народного потребления (с использованием местного сырья и народных промыслов) - основа стабильной социально-экономической ситуации.
3. Реализация социально ориентированных инвестиционных проектов (создание рабочих мест и др.) - поддержка социально незащищенных слоев населения, стимулирование платежеспособного спроса.
4. Строительство и производство строительных материалов.
5. Реконструкция исторических зданий обусловлена необходимостью сохранения исторического облика города.
6. Поддержка производителей, выпускающих конкурентоспособную продукцию, в том числе экспортоориентированную и импортозамещающую.
7. Проекты, в результате которых достигается увеличение заработной платы работников предприятия один из способов стимулирования платежеспособного спроса.
4. Основные направления совершенствования
инвестиционной политики
4.1. Совершенствование нормативной базы
Для создания благоприятного инвестиционного климата в городе, привлечения в экономику отечественных и зарубежных инвестиций, способствующих экономическому росту и повышению уровня жизни населения, необходимо совершенствование нормативной базы, определяющей условия осуществления инвестиционной деятельности.
В частности, представляется целесообразным определить порядок формирования муниципальной инвестиционной программы, которая должна разрабатываться на каждый финансовый год и служить основой для определения размера фонда развития г. Иркутска, закладываемого в бюджет города. Кроме того, по результатам постоянно действующего конкурса инвестиционных программ и проектов должен быть создан муниципальный реестр инвестиционных проектов, прошедших экспертизу и готовых к реализации.
С учетом положительного опыта других городов (Санкт-Петербурга, Омска, Новгорода, Костромы, Ярославля, Калуги и др.) целесообразно изучить возможность расширения перечня налоговых льгот, распространяющихся на инвестиционные проекты, получившие поддержку органов городского самоуправления г. Иркутска. В частности, сформировать механизм предоставления налоговых льгот следующим категориям предприятий:
- предприятиям, расширяющим свое производство или создающим новое производство;
- предприятиям, вводящим в хозяйственный оборот законсервированные объекты основных производственных мощностей, имущество, приобретенное у предприятий, признанных банкротами;
- кредитным организациям, финансирующим приоритетные для города инвестиционные проекты.
Кроме вышеперечисленных мер привлечению инвестиционных ресурсов будет способствовать предоставление хозяйствующим субъектам льгот по аренде недвижимого муниципального имущества в целях осуществления инвестиционной деятельности.
4.2. Поддержка предприятий и подготовка к привлечению капитала
Для определения перспектив развития экономики города особое внимание необходимо уделить работе с предприятиями. В частности, целесообразно оценить все действующие предприятия по уровню технологии, организации производства, экономическому состоянию, конкурентоспособности выпускаемой продукции и разделить их на три группы:
1. Предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию, экономически устойчивые и обладающие высокими технологиями. Политика органов городского самоуправления г. Иркутска в отношении таких предприятий должна быть направлена на поддержку их деятельности, привлечение к исполнению муниципального заказа.
2. Предприятия, имеющие перспективы стабилизации и развития, составляют и защищают собственные программы выхода из кризиса и дальнейшего развития. Органы городского самоуправления г. Иркутска могут оказать содействие в реализации таких программ путем предоставления гарантий, налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов и др.
3. Предприятия, потенциально неконкурентоспособные, - могут быть подвергнуты процедуре банкротства, закрытию, консервации, либо приватизации. В каждом конкретном случае администрация города может дать предложения соответствующим структурам по реализации мероприятий.
Кроме поддержки действующих предприятий органы городского самоуправления г. Иркутска должны способствовать созданию на территории города новых приоритетных производств. Поддержка может предоставляться в форме предоставления налоговых льгот, размещения муниципального заказа, проведения организационных мероприятий, кроме того, путем участия органов городского самоуправления г. Иркутска в установлении внутрирегиональных связей между предприятиями города и сельхозпроизводителями. Особое внимание следует уделять инновационным проектам, содействовать внедрению наукоемких разработок, новейших технологий. Для реализации этого направления необходимо совместно с Иркутским научным центром СО РАН, Академией медицинских наук, Иркутской экономической академией, Иркутским Техническим университетом и другими организациями проработать основные направления научно-технического развития и инновационной деятельности г. Иркутска.
Особую роль администрация г. Иркутска может сыграть в создании эффективного механизма управления муниципальными предприятиями, а также пакетами акций (долями, паями), закрепленными в муниципальной собственности. В условиях недостаточности контроля собственника за деятельностью управляющих целесообразно принять меры по повышению ответственности руководителей предприятий за принимаемые управленческие решения, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
Важно также разработать систему экономических нормативов, основанных на среднеотраслевых показателях, лимитирующих уровень кредиторской задолженности предприятий относительно собственного капитала, валовой и налогооблагаемой прибыли, размер выплачиваемых дивидендов относительно валовой и чистой прибыли, фонда оплаты труда и фонда потребления, размеры и структуру дебиторской задолженности и др. Эти нормативы возможно использовать как инвестору для анализа рисков при вложении средств, так и эффективному собственнику в управлении предприятием.
Кроме того, повышению инвестиционной активности предприятий будет способствовать продолжение работы по передаче объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность.
4.3. Развитие инвестиционной инфраструктуры
Успех инвестиционной деятельности определяется уровнем развития инфраструктуры. Создание эффективной рыночной инфраструктуры один из главных городских приоритетов. В Иркутске существуют многие элементы инвестиционной инфраструктуры: около 10 инвестиционных компаний; свыше 20 аудиторских, консалтинговых и оценочных организаций; 24 кредитных учреждения (банка); около 15 страховых компаний. Также в городе существуют следующие организации, обеспечивающие деятельность предпринимателей: Байкал-Бизнес центр, ОАО ИМВК "Сибэкспоцентр", Иркутский Центр стандартизации и метрологии и др.
Проблема нехватки финансовых средств для функционирования и развития бизнеса может быть решена двумя способами - привлечением средств из внешних источников (акционеры, инвесторы, кредиторы) или поиском внутренних резервов, т.е. путем реструктуризации предприятия. Услуги по реструктуризации предоставляют аудиторские и консалтинговые организации. Профессиональный консалтинг является неотъемлемым элементом инфраструктуры бизнеса и необходим как для крупных, так и для малых предприятий. В данный момент в деятельности аудиторских организаций преобладает проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, правильности налоговых расчетов, невостребованным остается анализ показателей финансового состояния и реального положения дел на предприятии с точки зрения возможности вложения в него инвестиций. Также недостаточно развит управленческий консалтинг и практически отсутствуют услуги по маркетингу.
Одним из приоритетных направлений поддержки является развитие финансового лизинга, который также является важным элементом системы, ориентированной на работу с инвестициями в проекты. Лизинговые организации в целом ряде случаев представляют собой оптимальную организационную форму для продвижения инвестиционных средств, в том числе и кредитов зарубежных банков, направляемых на поддержку российского бизнеса, а также части государственных инвестиций (гарантий) в конкретные инвестиционные проекты. Проблема нехватки у предприятий высокотехнологичных основных фондов может быть решена именно на основе финансовой аренды (лизинга) оборудования. Преимущество лизинга по сравнению с другими способами инвестирования состоит в том, что предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, а средства производства. Заинтересованность в лизинге проявляют представители бизнеса, которые, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут в этом случае использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии. Для развития лизинга в Иркутске необходимо исследование потребности в том или ином производственном оборудовании, а также содействие органов городского самоуправления г. Иркутска в накоплении инвестиционного потенциала организациями, предоставляющими услуги по финансовому лизингу. В дальнейшем для повышения эффективности использования муниципального имущества возможно создать муниципальную лизинговую компанию.
Основную роль в привлечении частных инвестиций и сбережений населения могут сыграть паевые инвестиционные фонды, общие фонды банковского управления, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании. К настоящему времени определены правовые рамки деятельности паевых инвестиционных фондов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.07.95 г. N 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации" подготовлена "Программа развития паевых фондов" (утверждена постановлением ФКЦБФР при Правительстве РФ от 01.09.95 г. N 9), разработан комплекс нормативных документов. Для развития данной сферы необходимо изучение реальных доходов населения и его готовности к сбережениям. Данная сфера инвестиционной деятельности полностью зависит от последовательного улучшения инвестиционного климата в регионе и стране в целом.
В будущем распространение получат ипотечные кредиты, предоставляемые под залог имеющейся у населения собственности (приватизированные квартиры, дачи, земельные участки, приобретаемое или сооружаемое жилье). Необходима разработка предложений по формированию рынка ипотечных кредитов для привлечения инвестиций в сферу жилищного кредитования.
Причина неразвитости перечисленных сфер инвестиционной инфраструктуры кроется в неразрешенности ряда макроэкономических проблем, многие из которых находятся вне компетенции органов городского самоуправления г. Иркутска.
По отношению к институтам инвестиционной инфраструктуры усилия органов городского самоуправления г. Иркутска будут направлены на:
- консолидацию инвестиционного потенциала в целях реализации инвестиционных программ;
- привлечение банков, страховых, аудиторских компаний, консалтинговых фирм к разработке нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие инвестиционной деятельности на территории г. Иркутска, оказание услуг предприятиям по подготовке инвестиционных проектов, поиску инвесторов;
- содействие в формировании местного страхового рынка, небанковских инвестиционных институтов, лизинговых компаний и создание условий для накопления ими инвестиционного потенциала.
В городе целесообразно создать базу данных по инвестиционным проектам и потенциальным инвесторам. Предоставление проектов потенциальному инвестору для финансирования предполагает разработку бизнес-планов, отвечающих требованиям международной практики, а также адаптированных к местным экономическим условиям.
Важную роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста призваны сыграть банки, которые могут стать аккумулятором инвестиционных ресурсов и их эффективным оператором.
В целях развития местного страхового рынка будут изучаться проблемы страхового рынка в городе, разрабатываться программы развития, направленные на обеспечение, с одной стороны, страховой защиты инвесторов и объектов инвестиционной деятельности, а с другой - на обеспечение притока инвестиционных ресурсов от страховых компаний.
4.4. Использование потенциала рынка ценных бумаг
для активизации инвестиционной деятельности
В Иркутске имеются практически все условия для развития фондового рынка торговли ценными бумагами региональных эмитентов и выхода на центральные фондовые рынки. Организован удаленный доступ к Московской Фондовой Бирже, создан дилинговый центр и депозитарий. Для координации деятельности на рынке ценных бумаг и защиты прав инвесторов в городе располагается Иркутское региональное отделение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) РФ, отделения саморегулируемых организаций - Национальной ассоциации участников фондовых рынков (НАУФОР) и Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).
Банкам, работающим на территории города, необходимо совместно с администрацией г. Иркутска разработать программу привлечения сбережений населения в экономику города. Для привлечения инвестиций за счет сбережений населения целесообразно осуществить меры по становлению рынка корпоративных ценных бумаг, портфельных инвестиций, развитию инвестиционной деятельности банковской системы и других институциональных инвесторов.
В плане реализации программы развития рынка ценных бумаг целесообразной представляется совместная с региональным отделением ФКЦБ, инспекцией МНС РФ и другими организациями работа по следующим направлениям:
- участие в разработке механизма контроля за соблюдением эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации, с целью снижения риска инвестиций и повышения доверия инвесторов к эмитентам г. Иркутска;
- участие в разработке мероприятий по созданию эффективного рынка ценных бумаг г. Иркутска;
- подготовка программ по проведению эмиссии муниципального инвестиционного облигационного займа как эффективного источника инвестиционных проектов;
- участие в разработке мероприятий по созданию условий для развития коллективных форм инвестирования в ценные бумаги;
- развитие сотрудничества с профессиональными участниками фондового рынка;
- разработка механизма предоставления на конкурсной основе гарантий в обеспечение исполнения обязательств юридических лиц по выпуску облигаций для развития производства конкурентоспособной продукции;
- разработка порядка осуществления инвестиций в форме приобретения акций акционерных обществ в соответствии с действующим законодательством.
4.5. Формирование привлекательного инвестиционного имиджа
г. Иркутска и привлечение иностранных инвестиций
Формирование привлекательного инвестиционного имиджа г. Иркутска является условием активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности за счет расширения возможностей распространения достоверной и систематизированной информации, необходимой как соискателям инвестиций, так и потенциальным инвесторам.
Основными стадиями информационного процесса являются сбор, обработка и распространение информации среди потенциальных инвесторов. Целесообразной представляется создание информационной базы по следующим направлениям:
- федеральное и областное законодательство, нормативные правовые акты органов городского самоуправления г. Иркутска по инвестиционной деятельности;
- состояние рынка, перспективы развития экономики города и отдельных отраслей;
- инвестиционный потенциал города и инвестиционные потребности;
- планы предприятий, заинтересованных в привлечении инвестиций;
- проекты предприятий, заинтересованных в привлечении инвестиций;
- ход приватизации;
- продажа акций;
- российские и зарубежные потенциальные деловые партнеры и др.
На первом этапе в целях обеспечения инвестиционной открытости города необходимо подготовить к распространению следующие материалы:
- реестр инвестиционных проектов г. Иркутска;
- каталог инвестиционных проектов с резюме проекта для привлечения внешних инвесторов;
- информационно-аналитический сборник "Областной центр - г. Иркутск";
- статистический сборник "Иркутск в цифрах 2000 г."
Для создания доступной системы информационного обеспечения необходимо использовать следующие каналы распространения информации:
- областные и городские средства массовой информации;
- сеть "Интернет";
- радио и телевидение;
- проведение пресс-конференций;
- организация семинаров и др.
Основная цель данного направления инвестиционной политики привлечь внимание потенциальных инвесторов к г. Иркутску, показать привлекательные характеристики предприятий и условия осуществления инвестиционной деятельности.
Одно из главных направлений деятельности по привлечению иностранных инвесторов - обеспечение доступа к информации, характеризующей состояние инвестиционной деятельности в городе. В частности, следует использовать на постоянной и регулярной основе возможность публикации информационных материалов о муниципальных инвестиционных проектах в международных изданиях, японских изданиях ДЖЕТРО, использовать связи Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири.
Существенную помощь предприятиям в привлечении иностранных инвестиций может оказать организация инвестиционных конференций, семинаров, курсов с привлечением представителей зарубежных университетов, международных финансово-кредитных институтов и инвестиционных фондов.
Решением городской Думы г.Иркутска от 30 ноября 2001 г. N 140-13ГД(3), 019-20-140/1 в Раздел "Заключение" настоящей Концепции внесены изменения
Заключение
Успешное выполнение мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией (перечень мероприятий приведен в приложении N 1 к настоящей Концепции), значительно повысит привлекательность города для инвесторов, подтвердит надежность его экономического состояния, усилит стабильность социально-экономической обстановки, послужит залогом увеличения дополнительных средств для инвестиционной деятельности в г. Иркутске. Активизация инвестиционной деятельности в городе позволит укрепить экономическое состояние предприятий, создать новые рабочие места. Стабильность выплаты заработной платы и ее некоторый рост скажется на повышении объемов товарооборота, и, следовательно, на увеличении налоговых поступлений во все уровни бюджета и государственные внебюджетные фонды.
Первый заместитель мэра председатель
Комитета по экономике и финансам |
Г.Д.Зюбр |
Заместитель председателя Комитета
по экономике и финансам - начальник
экономического управления |
В.В.Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.