Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 10 апреля 2002 г. N А33-14640/01-С3-Ф02-779/2002-С1
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Ялтонского Михаила Афанасиевича налога на приобретение автотранспортных средств на сумму 50 600 рублей, пени по налогу в сумме 11 655 рублей 82 копейки, штрафных санкций в сумме 10 120 рублей, всего 72 375 рублей 82 копейки.
Решением суда от 3 января 2002 года в иске отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Красноярска просит решение суда от 3 января 2002 года отменить, иск удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Законом Российской Федерации "О дорожных фондах" не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров, от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия в порядке, предусмотренном статьей 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Красноярска была проведена выездная налоговая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Ялтонским Михаилом Афанасьевичем законодательства о налогах и сборах.
В ходе проверки было выявлено, что при приобретении автобуса ПАЗ - 32050R индивидуальным предпринимателем не был уплачен налог на приобретение автотранспортных средств в размере 50 600 рублей.
По материалам проверки налоговой инспекцией было вынесено решение N630 от 21.06.01 о привлечении индивидуального предпринимателя Ялтонского Михаила Афанасьевича к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 10 120 рублей.
Налогоплательщику было направлено требование об уплате 72 375 рублей 82 копейки: недоимки по налогу на приобретение автотранспортных средств в сумме 50 600 рублей, пени в сумме 11 655 рублей 82 копейки, штрафных санкций в сумме 10 120 рублей.
В связи с неисполнением данного требования в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, необоснованно пришел к выводу, что льгота, предусмотренная статьей 7 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N1759 - 1 "О дорожных фондах", распространяется на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров.
Данный вывод арбитражного суда не основан на законе.
Пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусмотрено, что налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.
Следовательно, предприниматель Ялтонский М.А. является субъектом данного налога, и в связи с приобретением в 2000 году автомашины у него возник объект обложения этим налогом.
Из пунктов 1 и 3 статьи 7 названного Закона следует, что налог на приобретение автотранспортных средств подлежит уплате до регистрации или перерегистрации автотранспортного средства и по месту такой регистрации или перерегистрации.
Установление срока уплаты налога до регистрации или перерегистрации автотранспортного средства не противоречит пункту 3 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающему, что срок уплаты налога может быть определен, в том числе и указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от уплаты налога освобождены только предприятия автотранспорта общего пользования по автотранспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси). На предпринимателей данная налоговая льгота не распространяется.
Положения пунктов 36.7, 36.8 и 53.4 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", предусматривающие распространение указанной льготы и на предпринимателей, не подлежат применению в силу пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации как дополняющие и изменяющие законодательство о налогах и сборах.
Данные положения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 названного Кодекса могут быть учтены в качестве обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что решение суда от 3 января 2002 года подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Для установления даты регистрации приобретенного истцом автотранспортного средства, а также проверки правильности исчисления налоговым органом сумм налога, пени и штрафных санкций дело подлежит передаче на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 3 января 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14640/01-С3 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от уплаты налога освобождены только предприятия автотранспорта общего пользования по автотранспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси). На предпринимателей данная налоговая льгота не распространяется.
Положения пунктов 36.7, 36.8 и 53.4 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", предусматривающие распространение указанной льготы и на предпринимателей, не подлежат применению в силу пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации как дополняющие и изменяющие законодательство о налогах и сборах.
Данные положения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 названного Кодекса могут быть учтены в качестве обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 апреля 2002 г. N А33-14640/01-С3-Ф02-779/2002-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании