Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 29 марта 2001 г. N А33-4352/00-С3а-Ф02-617/01-С1
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 ноября 2001 г. N А33-4352/00-С3а-Ф02-2590/2001-С1
Закрытое акционерное общество "Золотодобывающая компания "Северная" (далее - ЗАО "ЗК "Северная") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском о признании частично недействительным постановления от 18.04.00 N 16-04/1773 Государственной налоговой инспекции по Свердловскому району города Красноярска (в настоящее время - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому району города Красноярска, далее - налоговая инспекция).
Налоговая инспекция обратилась с встречным иском о взыскании с ЗАО "ЗК "Северная" 260 723 рублей 20 копеек налоговых санкций. Встречный иск принят арбитражным судом и рассмотрен в одном производстве с первоначальным иском.
Решением от 22 июня 2000 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14 августа 2000 года, первоначальный иск удовлетворен, во встречном иске отказано.
Постановлением от 23 октября 2000 года Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа решение от 22 июня 2000 года и постановление от 14 августа 2000 года отменены с направлением дела на новое рассмотрение.
Решением от 8 декабря 2000 года первоначальный иск удовлетворен, во встречном иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22 января 2001 года решение от 8 декабря 2000 года оставлено без изменения.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 8 декабря 2000 года и постановление от 22 января 2001 года отменить и удовлетворить встречный иск.
В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает, что в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.10.93 N 1090, Классификацией автотранспортных средств, принятой Европейской экономической конвенцией, отраслевой нормалью ОН 025 270-66 Минавтопрома, введеной в действие в 1966 году, ГОСТ 25478-91 и ГОСТ 23465-79, приказом МВД Российской Федерации от 25.05.98 N 314 "Об утверждении норм расхода топлива на автомобильном транспорте, на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, и нормативов по расходу смазочных материалов" БелАЗ относится к грузовым автомобилям повышенной грузоподъемности.
Приобретенные ЗАО "ЗК "Северная" автомобили БелАЗ согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники" были зарегистрированы в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (гостехнадзора).
Поэтому заявитель кассационной жалобы считает, что в соответствии со статьями 6 и 7 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" указанные автомобили подлежат обложению налогами с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств как грузовые автомобили.
Также налоговая инспекция считает, что регистрация органами гостехнадзора данных автомобилей как самоходных машин не может свидетельствовать о том, что БелАЗы не относятся к автотранспортным средствам.
ЗАО "ЗК "Северная" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, указывая, что принадлежащие ему БелАЗы зарегистрированы в органах гостехнадзора как самоходные машины с выдачей соответствующих паспорта и свидетельства о регистрации. В связи с этим ЗАО "ЗК "Северная" считает правильным вывод арбитражного суда о том, что БелАЗы не подлежат обложению налогом на приобретение автотранспортных средств, а налогом с владельцев транспортных средств облагаются как самоходные машины.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 8 декабря 2000 года и постановление от 22 января 2001 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, при проведении выездной проверки соблюдения ЗАО "ЗК "Северная" налогового законодательства за период с 1.10.97 по 1.01.00 налоговой инспекцией были выявлены факты неполной уплаты налога с владельцев транспортных средств за 1999 год, налога на приобретение автотранспортных средств за 1998 год, а также несвоевременной уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога на пользователей автомобильных дорог, сборов на уборку территории и на нужды образования.
По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 16.03.00 N 17 и вынесено постановление от 18.04.00 N 16-04/1773 о привлечении ЗАО "ЗК "Северная" к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налогов с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств в виде штрафов в размере, соответственно, 3 628 рублей 80 копеек и 257 094 рублей 40 копеек.
Кроме того, ответчику предложено уплатить по налогу с владельцев транспортных средств 18 144 рублей недоимки и 8 685 рублей 40 копеек пеней, по налогу на приобретение автотранспортных средств 1 285 471 рубль 90 копеек недоимки и 1 100 350 рублей 50 копеек пеней, а также пеней за несвоевременную уплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога на пользователей автомобильных дорог, сбора на уборку территории, сбора на нужды образования.
Налоговой инспекцией было вручено ЗАО "ЗК "Северная" требование от 18.04.00 N 8 об уплате указанных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов в срок до 28.04.00.
Не согласившись с постановлением налоговой инспекции от 18.04.00 N 16-04/1773 в части взыскания недоимки, пеней и штрафов по налогам с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств, ЗАО "ЗК "Северная" обратилось с иском о признании данного постановления в указанной части недействительным.
Налоговая инспекция обратилась с встречным иском о взыскании с ЗАО "ЗК "Северная" налоговых санкций в связи с их неуплатой.
Арбитражный суд, принимая решение об удовлетворении первоначального иска и отказе во встречном иске, исходил из того, что приобретенные ЗАО "ЗК "Северная" БелАЗы являются самоходными машинами, не относятся к автотранспортным средствам, поэтому не подлежат обложению налогом на приобретение автотранспортных средств, а налогом с владельцев транспортных средств облагаются как самоходные машины.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод арбитражного суда не соответствующим законодательству и материалам дела.
ЗАО "ЗК "Северная" согласно счету-фактуре N 40 от 15.04.98 и акту приема-передачи от 22.05.98 (т.1, л.д.32, 33) были приобретены десять автомобилей БелАЗ-75405, которые были зарегистрированы в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и иных видов техники с выдачей паспорта самоходной машины и других видов техники и свидетельства о регистрации машины.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают юридические лица, приобретающие путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд автотранспортные средства, к которым относятся грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили, прицепы и полуприцепы.
Пунктом 49 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" предусмотрено, что налогом на приобретение автотранспортных средств облагаются автотранспортные средства, подлежащие регистрации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Названным постановлением определены компетенция органов государственного управления в области регистрации транспортных средств, а также виды транспортных средств, которые подлежат регистрации. Объект обложения налогом на приобретение автотранспортных средств данным нормативно-правовым актом не устанавливается.
Следовательно, регистрация транспортного средства в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и иных видов техники в Российской Федерации не может свидетельствовать об отсутствии объекта обложения налогом на приобретение автотранспортных средств.
При определении объекта обложения данным налогом следует исходить из конструктивных особенностей и назначения транспортного средства.
Как следует из руководства по эксплуатации автомобилей БелАЗ (т.1, л.д. 139-144) завод-изготовитель определяет указанный автомобиль как карьерный автомобиль-самосвал, предназначенный для перевозки вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, а также грунта на строительстве.
В соответствии с классификацией и системой обозначения автотранспортных средств, определяемой отраслевой нормалью ОН 025 270-66 Минавтопрома СССР, введенной в действие в 1966 году, а также приложением N 2 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного транспорта" к Нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным Первым заместителем министра транспорта Российской Федерации 27.04.97, автомобили БелАЗ-75405 относятся к грузовым автомобилям с повышенной грузоподъемностью.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеются в виду Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные первым заместителем министра транспорта РФ 18.02.97
Ограничения передвижения данных автомобилей по дорогам общего пользования, а также особенности допуска к управлению данным транспортным средством не связаны с регулированием налоговых правоотношений, поэтому не имеют значения для определения автомобилей БелАЗ-75405 в качестве грузовых.
При таких обстоятельствах приобретенные ЗАО "ЗК "Северная" транспортные средства БелАЗ-75405 по своим техническим характеристикам являются автомобилями, предназначенными для перевозки грузов, то есть грузовыми автомобилями. Данный вывод также подтверждается письмом Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края от 11.09.00 N 138-10-6 (т.2, л.д.26).
Указанные автомобили зарегистрированы в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938, поэтому ЗАО "ЗК "Северная" в связи с приобретением этих грузовых автомобилей обязано было уплатить налог на приобретение автотранспортных средств.
Статьей 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусмотрено, что налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают юридические лица и граждане, имеющие транспортные средства. Размер налога зависит от вида транспортного средства и мощности его двигателя.
С учетом установленных выше обстоятельств, принадлежащие ЗАО "ЗК "Северная" транспортные средства БелАЗ-75405 подлежат обложению налогом с владельцев транспортных средств как грузовые автомобили, имеющие мощность двигателя свыше 250 лошадиных сил.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права подлежат отмене.
В связи с необходимостью проверки правильности расчета налоговой инспекцией сумм недоимки, пеней и штрафов по налогам с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств дело следует направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрение дела следует учесть, что согласно пункту 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на приобретение автотранспортных средств устанавливается в процентах от продажной цены (без налога на добавленную стоимость и акцизов). В материалах дела имеются счет-фактура N 40 от 15.04.98 и акт приема-передачи от 22.05.98 (т.1, л.д.32, 33), содержащие противоречивые данные о продажной стоимости приобретенных ЗАО "ЗК "Северная" автомобилей БелАЗ-75405.
Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 8 декабря 2000 года и постановление апелляционной инстанции от 22 января 2001 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-4352/00-С3а отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ограничения передвижения данных автомобилей по дорогам общего пользования, а также особенности допуска к управлению данным транспортным средством не связаны с регулированием налоговых правоотношений, поэтому не имеют значения для определения автомобилей БелАЗ-75405 в качестве грузовых.
При таких обстоятельствах приобретенные ЗАО "ЗК "Северная" транспортные средства БелАЗ-75405 по своим техническим характеристикам являются автомобилями, предназначенными для перевозки грузов, то есть грузовыми автомобилями. Данный вывод также подтверждается письмом Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края от 11.09.00 N 138-10-6 (т.2, л.д.26).
Указанные автомобили зарегистрированы в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938, поэтому ЗАО "ЗК "Северная" в связи с приобретением этих грузовых автомобилей обязано было уплатить налог на приобретение автотранспортных средств.
Статьей 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусмотрено, что налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают юридические лица и граждане, имеющие транспортные средства. Размер налога зависит от вида транспортного средства и мощности его двигателя.
...
При новом рассмотрение дела следует учесть, что согласно пункту 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на приобретение автотранспортных средств устанавливается в процентах от продажной цены (без налога на добавленную стоимость и акцизов). В материалах дела имеются счет-фактура N 40 от 15.04.98 и акт приема-передачи от 22.05.98 (т.1, л.д.32, 33), содержащие противоречивые данные о продажной стоимости приобретенных ЗАО "ЗК "Северная" автомобилей БелАЗ-75405."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 марта 2001 г. N А33-4352/00-С3а-Ф02-617/01-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании