Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Законодательного собрания Иркутской области
от 19 сентября 2001 г. N 10/24-ЗС
Программа
улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001-2003 гг.
(утв. Постановлением Законодательного собрания Иркутской области
от 19 сентября 2001 г. N 10/24-ЗС)
Паспорт
Программы улучшения условий и охраны труда
в Иркутской области на 2001-2003 г.г.
Наименование программы Программа улучшения условий и охраны
труда в Иркутской области на 2001-2003
г.г.
Основание для разработки Федеральные законы: "Об основах охраны
программы труда в Российской Федерации", "Об
обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний",
постановление Правительства Российской
Федерации от 07.07.00 N 507 "О порядке
распределения средств от штрафов,
взыскиваемых за нарушение
законодательства Российской Федерации о
труде и об охране труда", распоряжение
губернатора Иркутской области от
23.03.2000 N 203-р "О разработке
Программы улучшения условий и охраны
труда в Иркутской области на 2001-2003
г.г.", распоряжение заместителя главы
администрации - руководителя аппарата
губернатора области от 05.06.2001 N 65-у
"О доработке Программы улучшения условий
и охраны труда в Иркутской области на
2001-2003 г.г."
Государственный заказчик Администрация Иркутской области
Основные разработчики Комитет по труду администрации области,
программы комитет по экономике администрации
области, комитет по промышленной
политике администрации области,
департамент лесной промышленности и
лесного хозяйства администрации области,
главное управление сельского хозяйства
администрации области, Центр
госсанэпиднадзора в Иркутской области,
госинспекция труда в Иркутской области,
Иркутский облсовпроф, некоммерческое
партнерство товаропроизводителей и
предпринимателей Иркутской области.
Цели программы - Обеспечение безопасности жизни и
здоровья работников в организациях
Иркутской области в процессе трудовой
деятельности;
- снижение производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости в
Иркутской области;
- обеспечение приоритета безопасности и
гигиены труда при формировании областной
экономической политики.
Задачи программы - реализация государственной политики в
области охраны труда работников на
производстве;
- формирование правовой, экономической,
организационно технической и научной
основы для функционирования
государственной системы управления
охраной труда в Иркутской области.
Сроки реализации 2001-2003 годы
программы
Перечень основных - Нормативно-правовое обеспечение охраны
мероприятий программы труда;
- Совершенствование системы управления
охраной труда;
- Организационное обеспечение охраны труда;
- Профессиональное образование,пропаганда,
информационно-аналитическое обеспечение
охраны труда;
- Социальная и профессиональная
реабилитация лиц, пострадавших на
производстве;
- Совершенствование социального партнерства
в области охраны труда субъектов
социально-трудовых отношений;
Ответственный Комитет по труду администрации области
исполнитель программы
Исполнители основных Госинспекция труда в Иркутской области,
мероприятий программы Центр госсанэпиднадзора в Иркутской
области, Иркутский облсовпроф,
некоммерческое партнерство
товаропроизводителей и предпринимателей
Иркутской области, Иркутское
региональное отделение Фонда социального
страхования Российской Федерации,
организации области
Объемы и источники Общий объем финансирования: 2927,0 тыс.
финансирования руб., в том числе по источникам
финансирования:
- областной бюджет - 2927 тыс.руб., с
учетом использования средств от штрафов
взыскиваемых за нарушение
законодательства о труде и об охране
труда, в том числе по годам:
2001 год - 609 тыс. руб.,
2002 год - 996 тыс. руб.,
2003 год - 1322 тыс. руб.;
- средства Фонда социального страхования
Российской Федерации;
- средства организаций.
Ожидаемые конечные Снижение производственного травматизма,
результаты реализации профессиональной заболеваемости,
Программы улучшение социальной защищенности и
сохранение здоровья работников в
процессе трудовой деятельности.
Система организации Контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляется Главным финансовым
управлением и комитетом по экономике
администрации области в установленном
порядке.
Основные положения
Программы улучшения условий и охраны труда
в Иркутской области на 2001-2003 г.г.
Введение
Программа улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001-2003 годы (далее именуемая - Программа) разработана рабочей группой, созданной распоряжением губернатора области от 23.03.2000 N 203-р "О разработке Программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001-2003 г.г.", доработана рабочей группой, созданной распоряжением заместителя главы администрации - руководителя аппарата губернатора области от 05.06.2001 N 65-у "О доработке Программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001-2003 г.г.", в целях реализации Федеральных законов "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.00 N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда".
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
На протяжении длительного периода в Иркутской области с ее развитой промышленной инфраструктурой состояние условий и охраны труда остается напряженным. Только в основных отраслях экономики (промышленность, строительство, транспорт и связь) каждый пятый работник, а в промышленности - каждый четвертый работник заняты в условиях, не соответствующих действующим санитарно-гигиеническим нормативам.
Удельный вес работающих в неблагоприятных условиях труда на предприятиях промышленности, к общей численности занятых в отраслях промышленности Иркутской области в отчетном году имел тенденцию к снижению и в целом сократился с 26,3% - в 1998 году до 25,6% - в 1999 году. Однако, в таких отраслях экономики, как черная металлургия, удельный вес работающих в условиях, не соответствующих санитарно - гигиеническим нормам, в 1999 году увеличился по сравнению с 1998 годом с 5,8% до 17,0%, в лесозаготовительной отрасли соответственно возрос - с 14,2% до 17,1%, в легкой промышленности - с 6,1% до 14,8%.
В промышленности, строительстве, на транспорте и связи физические перегрузки испытывали в 1999 году - 4,7% работников, из них каждый седьмой работник - женщина.
В промышленности тяжелым физическим трудом было занято в 1998 году - 4,2%, а в 1999 году - 4,7% работников.
На промышленных предприятиях региона 37,2% занятых на такого рода работах - женщины, в т.ч. в строительных организациях - 25,0%, на предприятиях транспорта - 31,7%, в организациях связи - 72,0%.
Неблагоприятные условия труда характеризуют уровень профессиональной заболеваемости в регионе:
Наименование | 1998 год | 1999 год | 99/98, % | ||
Случаев | на 1000 работающих |
случаев | на 1000 работающих |
на 1000 работающих |
|
Профпораженные, в том числе: |
217 | 4,3 | 157 | 3,02 | 70,2 |
Профотравления | 57 | 1,14 | 42 | 0,8 | 70,1 |
Профзаболевания, из них по основным отраслям: |
167 | 3,3 | 128 | 2,21 | 66,9 |
- угольная | 8 | 5,9 | 5 | 4,2 | 71,1 |
- электроэнергетика | 8 | 2,3 | 8 | 2,2 | 95,6 |
- химическая | 35 | 22,1 | 37 | 21,3 | 96,3 |
- черная металлургия | 3 | 4,1 | 4 | 5,1 | 124,3 |
- авиационная | 41 | 29,3 | 69 | 49,3 | 168,2 |
- цветная металлургия | 14 | 5,3 | 41 | 16,6 | 313,2 |
Общее количество профпораженных работников по данным областного центра госсанэпиднадзора в целом по области сократилось в 1999 году по отношению к 1998 году на 60 случаев (72,3%). В том числе, количество случаев профессиональных заболеваний сократилось соответственно на 39 случаев (76,6%), а профессиональных отравлений на 15 случаев (73,6%). В то же время в некоторых отраслях промышленности (в черной и цветной металлургии, авиационной промышленности) отмечен рост количества работников, у которых первично выявлены профессиональные заболевания.
Количество случаев производственного травматизма со смертельным исходом в Иркутской области в 1999 году составило 133 случая и, по сравнению с 1998 г., уменьшилось на 4. Коэффициент смертности (число пострадавших со смертельным исходом на 1000 работающих) сократился с 0,126 в 1998 г. до 0,121 в 1999 г. (4,3%). Анализ производственного травматизма со смертельным исходом в разрезе городов и районов области показал его значительное снижение в районах: Усть-Илимском с 12 случаев в 1998 г. до 3 случаев в 1999 г. и Зиминском с 8 до 4 случаев соответственно. Вырос травматизм в г.г. Ангарске (с 6 до 14), Братске (с 7 до 16), в районах Братском (с 3 до 6) и Тулунском (с 4 до 7). Самыми неблагополучными остаются г. Бодайбо - Ксм = 0,57, Балаганский и МамскоЧуйский районы (Ксм равен 0,49 и 0,4 соответственно).
В разрезе отраслей количество случаев возросло в цветной металлургии (с 7 до 15), в строительстве (с 9 до 13), в деревообработке (с 2 до 11), снизилось в лесозаготовительной отрасли (с 27 до 17), химической и нефтехимической (с 10 до 4), электроэнергетике (с 11 до 3). Самый высокий уровень зафиксирован в традиционно травмоопасных отраслях: сельском хозяйстве Ксм = 0,29, отраслях промышленности Ксм = 0,25 и строительстве Ксм = 0,18.
Основными причинами смертельного травмирования на производстве продолжают оставаться:
- низкий уровень трудовой и технологической дисциплины;
- высокий износ оборудования;
- неудовлетворительная подготовка и инструктаж безопасным приемам труда;
- отсутствие контроля за осуществлением производственного процесса со стороны руководителей;
- неприменение средств индивидуальной защиты.
Наряду с перечисленными причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материально-технических затрат, решение многих проблем по охране труда может быть решено с помощью отлаженной работы всех уровней системы управления охраной труда в области.
В связи с этим, необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда предопределяется:
- социальной остротой проблемы, которая приобрела областное значение;
- невозможностью комплексного решения данной проблемы в условиях рыночной экономики без государственного регулирования;
- необходимостью эффективного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов в процессе разработки и реализации комплекса мероприятий по решению данной проблемы.
Развитие различных форм собственности и их законодательное закрепление предполагают принципиально новый подход к регулированию трудовых отношений, в том числе в области условий и охраны труда. Переход к использованию рыночных регуляторов, изменение функций органов исполнительной власти и профсоюзов, новые отношения с органами местного самоуправления при отсутствии завершенной системы управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям, предопределяют необходимость государственного управления решением неотложных задач по улучшению условий и охраны труда.
Основные цели и задачи, сроки и этапы выполнения
Основными целями Программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2001-2003 г.г. (далее - Программа) являются:
- обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в организациях Иркутской области в процессе трудовой деятельности;
- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Иркутской области;
- обеспечение приоритета безопасности и гигиены труда при формировании областной экономической политики.
- Программа предусматривает решение следующих приоритетных задач:
- реализацию государственной политики в области охраны труда работников на производстве;
- формирование правовой, экономической, организационнотехнической основы для функционирования государственной системы управления охраной труда в Иркутской области.
Срок реализации Программы - 2001-2003 годы.
Этапы выполнения предусмотрены в рамках реализации мероприятий Программы индивидуально.
Перечень основных мероприятий
Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния условий и охраны труда работников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Иркутской области.
Система основных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
- нормативно-правовое обеспечение охраны труда;
- совершенствование работы системы государственного управления охраной труда;
- организационное обеспечение охраны труда;
- профессиональное образование, пропаганда, информационноаналитическое обеспечение охраны труда;
- социальная и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве;
- совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений.
Нормативно-правовое обеспечение охраны труда
Основной целью мероприятий этого раздела является совершенствование нормативной правовой базы в соответствии с действующим законодательством об охране труда.
Предусмотрены меры, обеспечивающие заинтересованность и ответственность работодателей в улучшении условий труда, государственные гарантии права на охрану труда и необходимый уровень социальной защиты работников, участвующих в трудовом процессе, в том числе, это документы, направленные на организацию смотра-конкурса на лучшую организацию работ по охране труда, установление режимов работы в холодное время года, модельные документы для муниципальных образований. Предусматривается разработка программы улучшения условий и охраны труда на следующие годы с привлечением научно-исследовательских учреждений.
Реализация данного направления укрепит нормативную правовую базу, приведет ее в соответствие с новыми социально-экономическими отношениями, усилит защиту работников, повысит ответственность работодателей за состояние охраны труда.
Совершенствование работы системы государственного
управления охраной труда
В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Поэтому совершенствование работы системы государственного управления охраной труда является одним из наиболее приоритетных направлений дальнейшей работы. В связи с этим Программой предусматривается разработка адресно-телефонного справочника системы управления охраной труда, организация проведения всех видов государственной экспертизы условий труда и ее обеспечение независимой лабораторией по исследованию вредных производственных факторов.
Кроме этого, предусмотрены организационные мероприятия по выводу женщин из тяжелых условий труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, подготовка ежегодных докладов по охране труда. Планируется проработать вопросы о возможности организации центров охраны труда, выставки средств индивидуальной защиты, центра сертификации работ по охране труда и т.д.
Организационное обеспечение охраны труда
В области организационного обеспечения охраны труда Программа предусматривает следующие направления работы:
1. Проведение областных мероприятий, таких как:
- выставка-ярмарка "Средства индивидуальной защиты", направленная на пропаганду передовых изделий защиты от вредных факторов производственной среды и поддержку региональных товаропроизводителей;
- проведение смотра-конкурса на лучшую организацию работ по охране труда в организациях области, который позволит создать благоприятные условия для конкурирования организаций в вопросах улучшения условий и охраны труда;
2. Внедрение информационных систем для обеспечения работы системы управления охраной труда.
3. Оказание методической и практической помощи организациям в вопросах охраны труда, дальнейшее отслеживание хода работы и выработка рекомендаций по устранению выявляемых недостатков в организации охраны труда на уровне областной и территориальных межведомственных комиссий по охране труда, профсоюзных комитетов и объединений работодателей.
Профессиональное образование, пропаганда,
информационно-аналитическое обеспечение охраны труда
Основной целью этого направления является правовая подготовка работодателей, повышение уровня знаний по охране труда у всех участников производства и на этой основе снижение травм и аварий.
Предусматривается обеспечение процесса непрерывного повышения знаний в области охраны труда, совершенствование деятельности учебных центров охраны труда, дальнейшее развитие системы подготовки и переподготовки работодателей и специалистов по вопросам охраны труда в высших учебных заведениях Иркутской области на основании заключаемых государственных контрактов. Это обусловлено прежде всего и тем, что нормативные правовые документы по организации служб охраны труда организаций предопределяют работу в них именно специалистов со специальным образованием в области охраны труда. До сих пор такого образования в Иркутской области не давал ни один ВУЗ.
Предусмотрена подготовка квалифицированных специалистов по охране труда, распространение передового опыта по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве, снижению производственного травматизма и профзаболеваемости, информационное обеспечение организаций документацией по охране труда, участие в работе Российской информационной системы охраны труда (РИСОТ) и т.д.
Социальная и профессиональная реабилитация лиц,
пострадавших на производстве
Основная задача этого направления - разработка и реализация мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний от воздействия производственных вибраций, как занимающих наибольший удельный вес в структуре профзаболеваний, обеспечение социальной защиты пострадавших на производстве, восстановление работоспособности лиц, получивших профзаболевание или травму, совершенствование системы профилактических осмотров и т.п.
Совершенствование социального партнерства в области
охраны труда субъектов социально-трудовых отношений
Система социального партнерства, сформированная в Иркутской области, должна стать неотъемлемой частью реально действующего механизма по улучшению условий и охраны труда в организациях области. Программой предусмотрено активное задействование коллективно-договорного регулирования именно в части раздела "охрана и условия труда" - это и выделение установленных законодательством средств на охрану труда, организация обучения уполномоченных по охране труда, обеспечение средствами индивидуальной защиты, модернизация и ремонт устаревшего оборудования и т.д.
Распределение объемов и источников финансирования
Общие объемы финансирования по Программе составляют 2927 тыс. руб., с учетом использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение требований законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда по мероприятиям программы 2.1, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.8, 4.4, 4.5, 4.6, 4,7;
- средств фонда социального страхования - в объемах, определяемых Минтрудом России и Фондом социального страхования Российской Федерации для Иркутской области - ежегодно;
- средств организаций в соответствии с индивидуальными потребностями этих организаций и по предварительным расчетам составят не менее 0,1% (данная норма заложена в ФЗ "Об основах охраны труда в РФ") суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). По итогам 2000 года промышленностью произведено продукции (товаров и услуг) на сумму более 90 млрд. руб., соответственно расходы на охрану труда составят не менее 90 млн. руб. в целом по промышленности ежегодно.
Государственный заказчик, разработчики
Государственным заказчиком Программы является Администрация области.
Основными разработчиками Программы являются Комитет по труду администрации области, комитет по экономике администрации области, комитет по промышленной политике администрации области, департамент лесной промышленности и лесного хозяйства администрации области, главное управление сельского хозяйства администрации области, Центр госсанэпиднадзора в Иркутской области, госинспекция труда в Иркутской области, Иркутский облсовпроф, некоммерческое партнерство товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области.
Механизм реализации и система организации контроля за исполнением
Ответственным исполнителем Программы (исполнительские функции) является комитет по труду администрации области.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с законом области об областном бюджете на очередной финансовый год, исходя из необходимости продолжения ранее начатых работ.
Финансирование конкретных работ в рамках Программы осуществляется на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых комитетом по труду администрации области с организациями-исполнителями в соответствии с установленным законодательством порядком.
Комитет по труду администрации области в установленном порядке, представляет доклады о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств.
Отчеты о ходе выполнения мероприятий программы ежегодно заслушиваются на заседании межведомственной комиссии по охране труда.
Прогноз социально-экономических результатов реализации Программы
Программа сформирована и реализуется как единый комплекс организационных, методических, исследовательских, конструкторских, производственных, санитарно-гигиенических, учебно-пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Основное внимание при разработке Программы уделено оптимизации затрат на ее реализацию при одновременной ориентации на достижение социального эффекта при осуществлении программных мероприятий.
Организации, осуществляющие соответствующие меры по улучшению условий и охраны труда, получают экономический эффект за счет сокращения штрафов за нарушение требований действующего законодательства. Их реальная выгода может быть достоверно определена только по фактическим результатам.
Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда проявляется в увеличении доходов организаций, а также налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных выплат, выплат по возмещению вреда пострадавшим на производстве, выплат по возмещению вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, уменьшения расходов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части сокращения размера страхового тарифа, повышении производительности труда и т.д.
По предварительным расчетам, снижение травматизма на производстве (в т.ч. со смертельным исходом) только на 5% и снижение первично выявленных случаев профессиональных заболеваний на 15% от реализации мероприятий Программы, позволит сэкономить более 14 млн. руб. (см. приложение). Указанная экономия не полностью отражает весь объем экономического эффекта, вызванного сокращением производственного травматизма, т.к. не учтена экономия от косвенных убытков, к которым можно отнести:
- стоимость амбулаторного или клинического лечения;
- снижение производительности труда, а также условные материальные потери в результате недоотдачи продукции за время болезни;
- потери вследствие простоев оборудования;
- расходы, связанные с расследованием несчастных случаев и др.
Приблизительная оценка показывает, что при полном осуществлении мероприятий Программы затраты на ее проведение окупятся ранее чем за год.
Социальный эффект от выполнения Программы проявиться в сокращении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в повышении безопасности труда и социальной защищенности работников. Осуществление Программы создаст благоприятные предпосылки для роста рождаемости и снижения уровня смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 19 сентября 2001 г. N 10/24-ЗС "О программе улучшения условий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.