Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Законодательного собрания Иркутской области
от 29 марта 2001 г. N 6/9-ЗС
Областная государственная социальная программа
"Развитие кардиохирургической службы в Иркутской области на 2001-2003 годы"
(утв. Постановлением Законодательного собрания Иркутской области
от 29 марта 2001 г. N 6/9-ЗС)
Принятые сокращения и условные обозначения
ОКБ - областная клиническая больница
ИМКХЦ - Иркутский межобластной кардиохирургический центр в составе областной клинической больницы
ИГИУВ - Иркутский государственный институт усовершенствования врачей
НЦ ВСФ СО РАМН - научный центр Восточно-Сибирского филиала Сибирского отделения Российской академии медицинских наук
ВПС - врожденный порок сердца
ЭКС - электрокардиостимулятор
Паспорт
областной Программы
"Развитие кардиохирургической службы в Иркутской области"
на 2001-2003 годы
Наименование программы: Областная программа "Развитие
кардиохирургической службы в Иркутской
области" на 2001-2003 годы.
Основание для разработки Утвержденный МЗ РФ план мероприятий по
программы: развитию кардиохирургической помощи
населению Российской Федерации на
1999-2000 гг. от 05.04.99г.
Постановление Государственной Думы "О
неотложных мерах по улучшению здоровья
женщин и детей в Российской Федерации"
от 22.10.99г. N 4442-11гД
Государственный заказчик Комитет здравоохранения администрации
программы: Иркутской области
Исполнители основных Комитет здравоохранения администрации
мероприятий программы: Иркутской области, Институт хирургии НЦ
ВСФ СО РАМН, ИГИУВ
Основные разработчики: Комитет здравоохранения администрации
Иркутской области, ИГИУВ, Институт
хирургии НЦ ВСФ СО РАМН
Цели и задачи программы: Цель: - снижение смертности
трудоспособного населения от сердечно-
сосудистых заболеваний и увеличение
средней продолжительности жизни в
результате обеспечения населения области
современными видами кардиохирургической
помощи Задачи:
- Внедрение современных технологий
профилактики, диагностики и лечения
заболеваний сердечно-сосудистой системы
в соответствии с уровнями оказания
медицинской помощи населению;
- Развитие материально-технической базы
кардиохирургического отделения ОКБ за
счет технического перерооружения и
реконструкции, с учетом оказания
медицинской помощи детям раннего
возраста;
- Создание единого областного регистра
больных,нуждающихся в кардиохирургической
помощи;
- Разработка и внедрение стандартизованных
поуровневых алгоритмов диагностики и
лечения сердечно-сосудистых заболеваний
Объемы и источники Всего за 2001-2003 годы - 22 905,0 тыс.руб.
финансированния программы: из средств областного бюджета, в том числе:
в 2001 году - 8 035,0 тыс. рублей,
в 2002 году - 7 480,0 тыс. рублей,
в 2003 году - 7 390,0 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - Снижение младенческой, детской и общей
результаты реализации смертности;
программы: - Уменьшение числа инвалидов, в том числе
инвалидов детства;
- Увеличение средней продолжительности
жизни;
- Продление продолжительности
работоспособного периода взрослого
населения.
Система организации Комитет здравоохранения администрации
контроля за исполнением области.
программы:
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения
1.1. Содержание проблемы
Болезни сердца и сосудов - ведущая причина первичной инвалидности и смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте. В Иркутской области, как и в целом в России, наблюдается непрерывный рост сердечно-сосудистых заболеваний: только за последний год у взрослого населения на 7,2%, у подростков на 20,2%, у детей на 36,5%. Установлено, что снижение инвалидности и смертности от этих болезней прямо зависит от обеспеченности своевременной и адекватной кардиохирургической помощью, что наиболее эффективно при выполнении не менее 1 тыс. операций на открытом сердце и столько же ангиопластик коронарных артерий на 1 млн. населения в год, и 400 имплантаций электрокардиостимуляторов. Дети с врожденными сердечными пороками после своевременной операции не страдают остаточными двигательными и интеллектуальными дефектами и снимаются с инвалидности. При ишемической болезни сердца коронарная хирургия является сверхакгуальной и возвращает к нормальному качеству жизни и активной деятельности больных наиболее трудоспособного возраста (37-45 лет).
В мире лучший показатель обеспеченности кардиохирургической помощью достигнут в США - 1620 операций в год на 1 млн. населения, среднеевропейский показатель 484, в России - 40-43, а в Иркутской области за 1998 год - 22,5 операций на открытом сердце в год на 1 млн. населения при потенциальной мощности областного кардиохирургического центра 92,6 на 1 млн. населения в год.
ИМКХЦ на базе областной клинической больницы открыт в 1972 г. (согласно приказу Минздрава России N 994) для Иркутской и Читинской области, Бурятии, Тувы и Саха-Якутии. За эти годы выполнено свыше 7 тысяч операций на сердце, из них более 1,5 тысяч с искусственным кровообращением (первая в 1975 г.). Центр тесно сотрудничает с кафедрой госпитальной хирургии медицинского университета, институтом хирургии научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук и институтом усовершенствования врачей. В центре работают высококвалифицированные врачи с большим кардиохирургическим опытом: 4 с вычшей, один с первой квалификационной категорией по сердечно-сосудистой хирургии, шесть кандидатов и пять докторов медицинских наук.
В кардиохирургическом центре, кроме взрослых, предусмотрено 25 детских коек и выполняются операции при врожденных пороках сердца (в том числе с искусственным кровообращением) детям первого года жизни и старше. Рядом работает Перинатальный центр, оснащенный современной аппаратурой для реанимации и предназначенный для беременных женщин и новорожденных высокого риска, особенно с врожденными пороками развития, в том числе и пороками сердца, где с 01.01.99 г. создан регистр врожденных пороков сердца детей первого года жизни с регулярным наблюдением кардиохирургом.
Обеспеченность кардиохирургическими койками в Иркутской области 0,18 на 1 млн. населения; для сравнения - в Алтайском крае 0,31, Кемеров ской области - 0,19, Красноярском крае - 0,17, Омской области - 0,18. На совещании ассоциации "Здравоохранение Сибири" (Омск, май 1999 г.) отмечено, что сохранить прежнее число кардиохирургических операций и даже увеличить их смогли клиники Новосибирска, Томска, Омска, Тюмени. Эти же клиники сумели полностью обновить лечебно-диагностическую аппаратуру для кардиохирургии, которая в Иркутске не обновлялась 27 лет.
За последние 2 года создана фундаментальная основа дальнейшего развития центра: из средств областного бюджета приобретен новый мощный ангиокардиограф фирмы Siemens, что позволит значительно улучшить диагностику и внедрить современные технологии "закрытых" кардиохирургических операций (коронарные ангиопластика и стентирование, баллонная дилатация при врожденных и приобретенных пороках сердца и др.).
Направление пациентов в федеральные центры экономически нецеле сообразно для восточных территорий РФ, в том числе Иркутской области, так как требует расходов из областного бюджета на транспортировку и лечение в среднем 80 тыс. руб на 1 больного. Федеральная квота на бесплатные кардиохирургические операции в Москве и Новосибирске выделяется только детям и составляет 1,0% от потребности детского населения: в 1999 г. - 12 мест, из них 3 - в Москву, 9 - в Новосибирск. В то же время задолженность по детским кардиохирургическим операциям - свыше 2 000, из которых не менее 1 000 - на открытом сердце. В целом от числа детей с врожденными пороками сердца только 3,5% получают эту помощь, а большинство погибают, не дождавшись своей очереди ввиду необратимых изменений, связанных с пороком.
Поэтому оправдано стремление территорий решать проблему самостоятельно, развивая собственную службу. Учитывая большой научно-практический опыт работы и аналогичные центральным клиникам результаты операций, ассоциация "Здравоохранение Сибири" рекомендовала Иркутскому кардиохирургическому центру оказывать все виды данной помощи не только населению области, но и другим регионам Сибири при обеспечении целевой 100% оплатой пролеченного больного направившей территорией, где нет такой службы.
Потенциальная мощность ИМКХЦ составляет 250-300 операций на открытом сердце в год, а фактически выполнялось в последние годы 60-70,в том числе 12-14 для детей. По сравнению с 1990 г. число операций с искусственным кровообращением сократилось вдвое из-за отсутствия оксигенаторов и других расходных материалов, стоимость которых в целом для 1 больного составляет около 30,0 тыс руб. В 1998 году выполнено 149 операций имплантации электрокардиостимуляторов, из которых 80 (53,7%) куплено больными. Больные, не имеющие средств приобрести ЭКС. длительно находятся в очереди на бюджетное финансирование.
В настоящее время задолженность в области составляет по операциям на "открытом" сердце:
- при врожденных пороках сердца - 2 000;
- при приобретенных пороках сердца у детей и взрослых - 800;
- при ишемической болезни сердца- не менее 2 500 операций аортокоронарного шунтирования (стоимость которых в федеральных центрах составляет 100,0-250,0 тыс.руб);
по операциям на "закрытом" сердце:
- при ишемической болезни сердца - не менее 3 000 операций ангиопластики и стентирования коронарных артерий
- при аритмиях свыше 1500 операций имплантации электрокардиостимулятора и 500 радиочастотных аблаций.
Таким образом, областной кардиохирургический центр сегодня находится в критическом состоянии по оснащению, но располагает высококвалифицированными врачами и выполняет в крайне малом (неадекватном потребности) количестве практически весь спектр существующих операций на сердце - при врожденных и приобретенных пороках, при ишемической болезни сердца и аритмиях с результатами, идентичными таковым при этих операциях в федеральных центрах (Москва, Новосибирск). Этим обоснована необходимость его технического переоснащения для своевременной кардиохирургической помощи взрослым, подросткам и детям раннего возраста, особенно с учетом того, что от Иркутска до Владивостока больше нет медицинских учреждений, где выполняются операции с искусственным кровообращением.
1.2. Научное обоснование программы
В области потребность в операциях на сердце ежегодно возрастает в связи с тем, что не более 0,8% всех нуждающихся больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями получают своевременную кардиохирургическую помощь, относящуюся к дорогостоящим видам лечения.
Для радикального снижения первичной инвалидности и общей смертности, увеличения средней продолжительности жизни необходимо, согласно европейским стандартам (484 операции на открытом сердце в год на 1 млн. населения), выполнять ежегодно не менее 1300 операций на открытом сердце, что возможно только при долговременном поэтапном развитии кардиохирургической службы.
Комплексное научное обеспечение программы предусматривает следующие разделы:
- разработка проблемы внедрения новых технологий оперативных вмешательств наивысшей (7-й) категории сложности на открытом сердце при врожденных пороках сердца у детей;
- внедрение и сравнительная оценка эффективности различных технологий мини-инвазивиых ангиографических операций при врожденных пороках сердца у детей, особенно раннего возраста;
- сравнительное исследование эффективности новых видов мини-инвазивных ангиографических "закрытых" операций при ишемической болезни сердца;
- продолжение разработки проблемы оптимизации технологий аортокоронарного шунтирования;
- плановое широкое использование методик тромболизиса при остром инфаркте миокарда и тромбоэмболии легочной артерии;
- разработка методов ангиографической диагностики и хирургического лечения ишемической болезни сердца в детском и молодом возрасте вследствие коронаритов.
2. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы выполнения
2.1. Основная цель - обеспечение населения области своевременной и адекватной кардиохирургической помощью с созданием устойчивой тенденции постепенного приближения к средне-европейским стандартам для снижения уровня инвалидности и смертности от главной причины - сердечно-сосудистых заболеваний, и радикальное решение проблемы кардиохирургической помощи детям с врожденными пороками сердца.
2.2. Задачи:
- разработка унифицированных современных поуровневых алгоритмов диагностики и лечения болезней сердца, требующих кардиохирургической коррекции;
- создание единого областного регистра больных, нуждающихся в кардиохирургической помощи;
- с использованием нового уникального ангиокардиографа в кардиохирургическом центре ОКБ внедрение новых современных ангиографических методов миниинвазивной хирургии, в первую очередь у детей раннего возраста и взрослых с ишемической болезнью сердца;
- внедрение новых кардиохирургических технологий наивысшей (7-й категории) сложности на открытом сердце у детей и взрослых с врожденными и приобретенными пороками сердца;
- переход к плановым операциям на открытом сердце у детей первого года жизни;
- расширение объема операций аортокоронарного шунтирования при ишемической болезни сердца;
- с использованием нового ангиокардиографа возобновление широкого планового применения тромболизиса при остром инфаркте миокарда и тромбоэмболиях легочной артерии;
- внедрение радиочастотной аблаций и увеличение объема хирургического лечения жизнеугрожающих аритмий.
2.3. Сроки и этапы выполнения программы:
Для радикального решения проблемы обеспечения населения области современной кардиохирургической помощью и создания условий внедрения новых технологий необходимо поэтапное и параллельное выполнение программы. В соответствии с вышеуказанными расчетами потребности населения области в данном виде помощи, предполагается 3 этапа развития кардиохирургического центра (с.10, Перечень мероприятий по реализации Программы), в результате чего планируется резко повысить число оперативных вмешательств пациентам всех возрастных групп.
2.3.1. Первый этап - 2001 г.
Основная задача первого этапа - расширение объема кардиохирургической помощи детям раннего возраста и внедрение современных ангиографических технологий в кардиохирургии врожденных (в том числе у детей первого года жизни) и приобретенных сердечных пороков и ишемической болезни сердца, для чего планируется техническое дооснащение кардиохирургического и кардиореанимационного отделений (с.11, Приложение 1). Будут внедрены:
- ангиографические миниинвазивные операции (баллонная ангиопластика) у детей раннего возраста с врожденными сердечными пороками вместо операций на "открытом сердце", что сократит стоимость операции, койкодень, послеоперационные осложнения и летальность;
- ангиографические миниинвазивные операции у пациентов с ишемической болезнью сердца (чрезкожная ангиопластика и стентирование) вместо операций с рассечением грудной клетки, что снизит летальность от ишемической болезни сердца, нагрузку на аппарат искусственного кровообращения;
- ангиографический тромболизис при остром инфаркте миокарда и тромбоэмболиях легочной артерии, что позволит снизить досуточную летальность от сердечно-сосудистых заболеваний, снизить ннвалидизацию и увеличить продолжительность жизни трудоспособного населения.
2.3.2. Второй этап - 2002 г.
Основная задача втором этапа: внедрение новых видов кардиохирургических операций наиболее высокой категории сложности, в первую очередь для детей, с целью снижения потребности населения в данной помощи в центральных клиниках РФ. С этой целью планируются повышение квалификации кардиохирургов и анестезиологов-реаниматологов в области кардиохирургической коррекции сложных врожденных пороков сердца у детей раннего возраста, и дальнейшее техническое переоснащение кардиохирургического (включая операционный блок) и кардиореанимационного отделений (с. 12, Приложение 2).
2.3.3. Третий этап - 2003 г.
Основная задача третьего этапа: значительное расширение объема кардиохирургической помощи пациентам всех возрастов, в том числе детям раннего возраста, и создание регионального информационно-методического центра по кардиохирургии и неотложной кардиологии для внедрения алгоритмов поуровневой диагностики сердечных заболеваний и организации образовательных программ по вопросам ранней симптоматики, прогноза, принципов современного лечения болезней сердца, образу жизни, рациональных рекомендаций по профилактике для населения. Будет сформирован единый регистр больных области, нуждающихся в кардиохирургической помощи. Продолжится техническое переоснащение кардиохирургического (включая операционный блок) и кардиореанимационного отделений (с. 13, Приложение 3).
2.4. Обучение кадров: 2001-2003 гг.
Обучение 3-х бригад врачей в центральных кардиохирургических клиниках (4 кардиохирурга, 4 анестезиолога-реаниматолога, 3 специалиста по ангиокардиографии и 1 специалист по эхокардиографии).
3. Объемы и источники финансовых и иных
затрат для обеспечения программы
Программа реализуется за счет средств областного бюджета, использование которых предусматривается для технологического переоснащения, развития и реорганизации областного кардиохирургического центра. Предполагаемые затраты из областного бюджета составят 22 905 тыс.руб.
Значительная часть мероприятий программы, определяющая ее стратегию, а именно - создание единой, эффективной системы лечения сердечно-сосудистых заболеваний на основе самых современных мини-инвазивных и традиционных кардиохирургических технологий (поуровневых алгоритмов и единой сквозной системы наблюдения, разработка образовательных программ для населения по ранней диагностике, современным принципам лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний; создание единого регистра больных с ВПС, аритмиями, тяжелой ишемической болезнью сердца, требующих кардиохирургической помощи) - будет осуществлена на безвозмездной инициативной основе сотрудниками ИМКХЦ, Института хирургии НЦ ВСФ СО РАМН и ИГИУВ.
4. Механизм реализации и система контроля за исполнением
Государственным заказчиком является комитет здравоохранения администрации области, который совместно с основными разработчиками программы осуществляет контроль за ходом ее выполнения. Исполнители по разделам (с. 10, Перечень мероприятий по реализации Программы) - организационно-методическая работа выполняется главными специалистами комитета здравоохранения. Институтом хирургии НЦ ВСФ СО РАМН и ИГИУВ с ежеквартальной отчетностью председателю комитета здравоохранения; техническое переоснащение кардиохирургического центра выполняется комитетом здравоохранения с ежегодной отчетностью финансовому комитету областной администрации, за обучение кадров ответственными являются руководитель отдела общей медицинской помощи комитета здравоохранения и руководитель ИМКХЦ с ежегодной отчетностью председателю комитета здравоохранения.
Механизм реализации Программы предусматривает использование различных рычагов областной экономической политики. Для наиболее эффективного расходования бюджетных средств государственный заказчик организует проведение открытых конкурсов для выбора исполнителей и заключает государственные контракты с выбранными исполнителями.
5. Ожидаемые результаты и оценка экономической эффективности
Реализация программы позволит:
- снизить младенческую, детскую и общую смертность
- повысить уровень здоровья взрослого и детского населения
- уменьшить число инвалидов детства и взрослых
- снизить степень инвалидизации взрослого трудоспособного населения
- увеличить среднюю продолжительность жизни в области
- продлить продолжительность работоспособного периода жизни населения.
<< Назад |
Приложение 1. >> Расходы на оборудование на 2001 г. |
|
Содержание Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 29 марта 2001 г. N 6/9-ЗС "Об областной государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.