Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 сентября 2004 г. N 40/16-ЗС в Приложение настоящего постановления внесены изменения
Приложение
к Постановлению Законодательного собрания
Иркутской области
от 24 ноября 1999 г. N 34/22-ЗС
Областная государственная социальная программа
"Регулирование миграции экономически избыточной
части населения районов севера Иркутской области"
на 1999-2005 годы
22 сентября 2004 г.
Принятые сокращения
"Районы Севера", "Север" - районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
ФЦП - федеральная целевая программа;
ГФУ - главное финансовое управление администрации области;
ГУ УКС - Государственное учреждение "Управление капитального строительства администрации области";
ФСЗН - Федеральная государственная служба занятости населения;
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство
Паспорт
областной государственной программы
Наименование "Регулирование миграции экономически избыточной
программы части населения районов Севера Иркутской области"
на 1999-2005 годы
Основания для Постановление губернатора Иркутской области от 15
принятия июля 1999 г. N 443-п "Об итогах работы комитета по
программы развитию Севера администрации области в 1998 году
и задачах на 1999 год";
законодательство Российской Федерации и Иркутской
области в части предоставления государственных
гарантий и компенсаций, выделения жилищных
субсидий и строительства жилья при переселении
граждан из районов Севера
Государственный Комитет по развитию Севера администрации
заказчик Иркутской области
Главная цель Снять социально-демографическую напряженность в
программы районах Севера области путем упорядочения процесса
миграции их жителей и обеспечения государственных
гарантий но переезду и строительству жилья для
переселенцев с Севера
Задачи 1. Строительство жилья с использованием бюджетных
программы инвестиционных средств для переселяющихся из
северных в южные районы категорий граждан,
установленных законодательством.
2. Рационализация внутри- и межрайонных
переселений при закрытии (ликвидации) отдельных
населенных пунктов.
3. Финансовое обеспечение строительства и
приобретения жилья для северных переселенцев,
компенсаций за сдаваемое по месту выезда жилье,
за проезд и провоз багажа в места вселения.
4. Государственная поддержка социальной адаптации
переселенцев из районов Севера, способствование
трудоустройству безработных.
5. Комплексный учет, анализ и прогнозирование
эмиграции из районов Севера области.
6. Принятие решений и мер по управлению процессом
миграции.
Сроки и этапы 1-й этап: 1999-2001 гг.
реализации 2-й этап: 2002-2005 гг.
программы
Основные 1. Учет и организация переселения, включая
направления внутрирайонное
реализации 2. Строительство и покупка жилья для переселенцев
программы 3. Выделение компенсаций и жилищных субсидий
4. Трудоустройство и социальная адаптация
переселенцев.
Исполнители и Администрация губернатора Иркутской области,
соисполнители комитеты по экономике, по труду, ГУ УКС, ГФУ;
органы местного самоуправления; Департамент ФСЗН,
территориальный орган Госкомсевера России
Источники и Федеральный бюджет-1009,45 млн руб.
объемы Областной бюджет - 96 млн руб.
финансирования Средства северных предприятий производственной
сферы - 30-50% капвложений в строительство жилья
для своих переселенцев при реализации ФЦП
"Строительство на территории Российской Федерации
жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей".
Собственные и заемные средства переселенцев - до
20% от стоимости предоставляемого жилья по
жилищным субсидиям и до 25% от капитальных
вложений, инвестируемых из федерального бюджета
по вышеназванной федеральной целевой программе.
Государственный фонд занятости населения - 1,9
млн руб., в т.ч. в 1999-2000 гг. - 0,63 млн руб.
Ожидаемые Снятие социально-демографической напряженности в
результаты экономически депрессивных районах Севера области;
реализации Перераспределение в них бюджетных расходов на
программы реструктуризацию экономики, социальную сферу, ЖКХ,
систему жизнеобеспечения, в том числе за счет
снижения расходов на завоз товаров на 20-35%;
предоставление 6,3 тыс. семей государственной
поддержки в строительстве и приобретении жилья по
жилищным субсидиям при переезде из районов Севера;
переселение жителей закрываемых на Севере
поселков в другие населенные пункты и в южные
районы области с предоставлением жилья;
компенсация затрат переселенцам в соответствии с
законодательством; упорядочение миграции жителей
Севера области.
Организация Контроль за исполнением Программы осуществляется
контроля областными государственными органами в пределах
исполнения компетенции и в установленном порядке.
программы
Регулирование миграции экономически избыточной части населения
районов Севера Иркутской области
Введение
Предметом программы является система действий администрации Иркутской области (далее - область) по управлению процессом смены места жительства тех граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - районы Севера), на которых распространяется действие федерального и областного законодательства в части выделения жилищных субсидий и строительства жилья, а также предоставления иных государственных гарантий и компенсаций при переселении в другие регионы.
Территориально действие программы охватывает:
- Катангский, Мамско-Чуйский, Киренский, Казачинско-Ленский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Братский районы, города Бодайбо и Усть-Кут с территориями соответствующих районов, г.Братск, г.Усть-Илимск, т.е. одиннадцать муниципальных образований по состоянию на 01.07.1999 г., - как места внутренней миграции по районам Севера области и как территории выезда граждан в несеверные регионы;
- южные районы и города области - как места въезда переселенцев из районов Севера области и других северных регионов азиатской части России;
- другие климатически благоприятные регионы Российской Федерации, в том числе Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, - как места въезда переселенцев из районов Севера области.
Правовыми основаниями программы является законодательство Российской Федерации и области по вопросам государственного регулирования социально-экономического развития районов Севера России, государственных гарантий и компенсаций для жителей Севера России, государственной поддержки районов Севера, выделения и распределения жилищных субсидий для выезжающих из районов Севера граждан, строительства и приобретения для них жилья (приложение 1).
Программа разработана в развитие комплекса мероприятий, проводимых администрацией области с 1994 года по вопросам обеспечения переезжающих северян государственными гарантиями и компенсациями, в связи с федеральными программами строительства жилья и предоставления жилищных субсидий для определенных категорий граждан, выезжающих из районов Севера, а также в соответствии с п.2.2 постановления губернатора области от 15 июля 1999 г. N 443-п "Об итогах работы комитета по развитию Севера администрации области в 1998 году и задачах на 1999 год".
1. Характеристика проблемы
Экономический кризис России последнего десятилетия вызвал в районах Севера глубокий спад активности хозяйственного освоения природных ресурсов и производства в целом. Прекращение централизованного финансирования отраслей, нарушение прежних производственных связей и отношений, спад спроса на ранее производимую продукцию, высокие транспортные тарифы, требования рыночных изменений и производства конкурентоспособной продукции - все это привело к ряду известных социально-экономических последствий для большинства районов Севера области. В их числе, с одной стороны, - резкое возрастание бюджетных расходов на осуществление оставшихся видов деятельности, на содержание ЖКХ, системы жизнеобеспечения населения и социальной сферы в целом. С другой стороны - затянувшаяся реструктуризация, сокращение или ликвидация производств, возникновение и рост безработицы, нарастание социальной напряженности.
На росте социальной напряженности сказалась и потеря денежных сбережений северян, в том числе собиравшихся рано или поздно переехать с Севера в места прежнего жительства или в климатически более благоприятные регионы. Стремление выехать с Севера, особенно многих из числа пришлого населения последних двух-трех поколений и из числа слабозащищенных, оказавшихся экономически излишними в условиях становления рыночных отношений и системного кризиса, увеличилось и в силу хронического недостатка средств в районах для развития экономики и социальной сферы. Наряду с эмиграционной тенденцией социальная обстановка усугубилась и демографической напряженностью.
Сокращение рождаемости и возрастание смертности, т.е. депопуляция населения районов Севера области, а также превышение количества выезжающих над количеством приезжающих в этих районах, особенно экономически депрессивных, все годы отмечалось официальной статистикой и администрацией области. По годам условным рубежом явного сокращения числа прибывших в районы Севера и увеличения числа выезжающих из них является начало 90-х годов. К 1992 году 9 из 11 вышеназванных административно-территориальных образований имели механический отток населения. Ежегодно в первой половине 90-х годов выезжало на 3,5-10,5 тыс.чел. больше, чем приезжало сюда на жительство. Во второй половине этих годов тенденция преобладания выезда из районов Севера не ослабла. Количество граждан, при выезде имеющих право на получение жилищной субсидии и ожидающих ее или компенсацию за сданное на Севере жилье, ежегодно достигает 7-8 тыс.чел., а вместе с членами семей - более 20 тыс.чел.
Изменение численности населения в 1926-1999 годах, сальдо миграции населения в 90-х годах, уровень безработицы, бюджетная обеспеченность муниципальных образований и в расчете на одного жителя, значительное выбытие работников бюджетных организаций показаны в приложениях 2-6, отражающих социальную сторону миграционной ситуации. На начало 1999 г. обеспеченность бюджетных расходов собственными доходами в депрессивных районах снизилась до 28% в Мамско-Чуйском и 25% в Катангском, что в пересчете на одного жителя составило соответственно 0,93 тыс.руб. и 1,16 тыс.руб. Вместе с тем величина прожиточного минимума на 3-й квартал 1999 г. определена в сумме 1167,5 руб./мес. для Катангcкого района (статус района Крайнего Севера), 1001,5 руб./мес. для других районов Севера области (приравненных к Крайнему Северу десяти муниципальных образований), 851,6 руб./мес. для несеверных районов области и 867,6 руб./мес. в среднем по области.
Анализ социальной структуры мигрантов показывает, что среди них преобладает трудоспособное население. Образовательный уровень мигрантов достаточно высок, подавляющее большинство их имеет профессии. Ключевое положение проблемы: ухудшение экономического состояния районов Севера определяет длительный и значительный отток из них населения, а выезд экономически активной части населения способствует накоплению негативных и даже необратимых последствий для развития экономики этих районов.
С одной стороны, необходимость государственного регулирования выезда значительной части населения из районов Севера области связана с закрытием ряда населенных пунктов, где ликвидированы или подлежат ликвидации основные в прошлом предприятия, с целесообразностью переселения трудоспособных, желающих остаться на Севере, в другие поселки данного или соседнего района, с острой потребностью снижения бюджетных расходов по содержанию социальной сферы и ЖКХ, по завозу товарных ресурсов в отдаленные районы и населенные пункты с ограниченной транспортной доступностью. С другой стороны, необходимость регулирования процесса миграции органами государственной власти и местного самоуправления связана с государственными гарантиями и компенсациями гражданам, прожившим и проработавшим на Севере регламентировано установленный срок: с выделением средств федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования строительства жилья для выезжающих, предоставления жилищных субсидий или компенсаций за сданное в месте выезда жилье, оплаты проезда и провоза багажа до нового места жительства.
Комплекс стоящих вопросов и указанных обстоятельств составляет основу рассматриваемой проблемы и является совокупностью факторов разработки и реализации данной программы. Ключевые блоки программы связаны: с ведением учета и соблюдением порядка переселения желающих выехать из районов Севера и одновременно имеющих право на государственное финансирование всех или части расходов по переселению и приобретению жилья в местах вселения; со строительством жилья в несеверных районах для переселенцев и выделением, начиная с первоочередных социальных групп, жилищных субсидий и положенных компенсационных выплат; с переселением населения из закрывающихся (ликвидируемых) поселков, а также другой части населения, оказавшейся экономически избыточной на данном историческом этапе страны. Другие вопросы программы следует считать также важными, но больше сопутствующими, чем ключевыми.
Основополагающим принципом переселения является его добровольный характер с одновременным признанием, что переселение экономически избыточной части населения северных территорий является вынужденной мерой, требующей регулирования на государственном и муниципальном уровнях управления.
Другой путь решения проблемы миграции экономически избыточной части населения северных районов области - достижение высокого уровня их социально-экономического развития и качества жизни населения. Этот путь тоже требует многих лет реформирования экономики и привлечения значительных инвестиций. Движение по такому пути - самостоятельный и более общий предмет государственной региональной политики, реализация которого должна идти одновременно с решением рассматриваемой проблемы. Вместе с тем следует признать, что в условиях продолжающегося системного кризиса государства достижение такого уровня самодостаточного развития всех районов Севера области в обозримые годы не является более реальным, чем действенные государственные меры регулирования миграции населения северных территорий.
2. Цели и задачи программы
Цели программы:
- снять социально-демографическую напряженность в северных районах области, связанную с образованием экономически избыточной части их населения (в том числе напряженность на рынке труда вследствие затянувшейся реструктуризации, сокращения и ликвидации производств, роста безработицы в районах выезда);
- оптимизировать бюджетные расходы северных территорий в результате переселения этой части населения;
- обеспечить выполнение федерального законодательства по жилищным и связанным с переселением гарантиям для северян;
- упорядочить процесс миграции жителей районов Севера области, оказывая государственную поддержку соответствующим социальным группам мигрантов.
Основные задачи программы:
1. Строительство жилья с использованием бюджетных инвестиционных средств для переселяющихся из северных в южные районы области категорий граждан, установленных законодательством.
2. Рационализация внутри- и межрайонных переселений при закрытии (ликвидации) отдельных населенных пунктов.
3. Финансовое обеспечение строительства и приобретения жилья для северных переселенцев, компенсаций за сдаваемое по месту выезда жилье, за проезд и провоз багажа в места вселения.
4. Государственная поддержка социальной адаптации переселенцев из районов Севера, способствование трудоустройству безработных.
5. Комплексный учет, анализ и прогнозирование эмиграции из районов Севера области.
6. Принятие решений и мер по управлению процессом миграции.
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа среднесрочная. На ее первом этапе в 1999-2001 годах требуется реализация первоочередных мер по поставленным задачам, в том числе по максимальному обеспечению государственных гарантий и компенсаций для переезжающих северян в соответствии с возможностями федерального и областного бюджетов и установленным порядком выделения жилищных субсидий и строительства (приобретения) жилья. На втором этапе в 2002-2005 годах потребуется корректировка отдельных положений программы, в том числе с учетом фактора инфляции, и продолжение реализации задач для достижения поставленных целей.
4. Основные направления программы
4.1. Учет и организация переселения
По состоянию на 1 июля 1999 г. в органах местного самоуправления и в администрации области стоит на учете для получения жилищных субсидий 6266 граждан (с семьями). Кроме того, 130 семей, выехавших из районов Севера в другие регионы с 1992 года, стоят на учете в местах въезда и в Госкомсевере России. Часть граждан из общего количества наметила переезд в несеверные районы других субъектов Российской Федерации. Необходимый для этого стаж работы или проживания в районах Севера, условия, размеры и порядок предоставления субсидий и компенсаций, в том числе по трем социальным группам очередности, определены федеральным законодательством и постановлениями главы администрации области (приложение 1).
При сохранении существующих в 1998-1999 гг. объемов выделения соответствующих средств федерального и областного бюджетов на весь семилетний срок действия программы их будет достаточно для обеспечения жилищными субсидиями и компенсациями более чем 1700 имеющихся первоочередников и около 1900 граждан следующих групп очередности (приложение 7). Это составляет лишь несколько более половины от всех граждан, стоящих на учете, представивших необходимые документы как по месту выезда, так и уже переехавших в южные районы области и в другие несеверные регионы России (приложение 8) и ожидающих реализации своих прав по процессу переселения.
В числе вопросов учета и организации переселения - постоянный мониторинг процесса и принятие решений по регулированию миграции, оценка условий потенциальных мест вселения, управление и контроль строительства жилья (в том числе взамен ветхого в зоне БАМа), другие вопросы, вытекающие из задач программы. Основные исполнители учета и организации переселения и строительства жилья - администрация губернатора Иркутской области, главы муниципальных образований выезда и въезда переселяющихся граждан. Соисполнителями выполняемых мероприятий и программы являются - комитеты по экономике и по труду, ГУ УКС, ГФУ, а также Департамент ФСЗН по Иркутской области и территориальный орган Госкомсевера России в Иркутской области.
4.2. Строительство жилья для переселенцев
Выбор районов строительства жилья для выезжающих граждан определяется интересами всех сторон, участвующих в реализации программы, а объемы строительства преимущественно зависят от размеров государственных инвестиций в жилищные субсидии и выделяемых лимитов капитальных вложений. При подборе мест и объектов строительства и приобретении жилья по возможности учитываются желание переселяющихся граждан, их принадлежность к той или иной социальной группе переселенцев (пенсионеры, инвалиды, социально слабо защищенные, безработные, трудоспособные лица и т.д.). В заселении мигрантами из районов Севера предусматривается рост значения сельской местности по южным районам области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Приоритет отводится благоустроенному жилью, близкому по стоимости к нормам жилищных субсидий.
На выбор объектов строительства жилья влияет степень развития социальной инфраструктуры мест вселения, так как удельный вес затрат на ее изначальное создание или существенное развитие значительно удорожает рассматриваемое строительство. Для решения поставленных задач требуется регулярно проводить мониторинг незавершенного строительства и оценку условий по населенным пунктам со свободной демографической емкостью в южных районах области. Так, по состоянию на начало 1999 года только в сфере ведения ГУ УКС взято на учет 384 объекта незавершенного строительства с 513 квартирами для переселяющихся северян (приложение 9). Завершение строительства этих объектов - 2-я половина 1999 г. - начало 2000 г. Анализ ситуации и выполнение мероприятий администрации области в последние три года показывают, что наибольшим потенциалом в этом отношении обладают города Ангарск, Саянск, Усолье-Сибирское, Слюдянка, Черемхово. В Иркутске высокая стоимость жилья даже на вторичном рынке значительно ограничивает круг реальных переселенцев в силу недостаточности нормы выделяемых субсидий и невозможности доплаты гражданами по их финансовому положению до внедрения ипотеки и предоставления целевых ссуд. Предварительная оценка условно свободной демографической емкости по несеверным сельским районам показывает, что эта емкость позволяет заселить не менее 5 тыс. человек (приложение 10).
Расчет объектов и структуры строительства жилья в городах и сельской местности, а также распределение объектов строительства по годам осуществляются в процессе реализации программы. Это проводится в соответствии с действующими нормами и правилами, требованиями Федеральной целевой программы "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и жилищного законодательства, в том числе по жилищным субсидиям.
При реализации программы устанавливается приоритетность использования объектов незавершенного жилищного строительства с высокой степенью готовности, решается вопрос о возможности создания кондоминимумов на основе объектов незавершенного строительства, используется вторичный рынок жилья. С 2000 года намечено решение вопросов ипотечного жилищного кредитования и предоставления долгосрочных бюджетных ссуд переселяющимся гражданам, у которых размер жилищной субсидии или компенсации за сданное на Севере жилье является недостаточным для получения положенной нормы жилья ввиду его высокой стоимости или роста цен.
4.3. Переселение из закрывающихся поселков
Важное направление программы - закрытие поселков, где ликвидируются основные (районообразующие) предприятия, и переселение их жителей. При решении задачи используется следующий подход: переселение на добровольной основе пенсионеров, инвалидов, безработных, а также членов их семей в южные районы области с выделением жилищных субсидий; переселение семей квалифицированных специалистов и иных трудоспособных граждан - в другие, не закрываемые населенные пункты этих же или соседних районов Севера области, где их труд должен быть востребован, а самим им должно быть предоставлено освобожденное иными переселенцами жилье.
На начало 1999 года определен количественный и социальный состав внутрирайонных переселенцев, места их вселения. Всего по решениям органов местного самоуправления в шести районах намечено к закрытию 19 населенных пунктов с потребностью переселения 3384 семей, или около 9,9 тыс.чел. Внутри- и межрайонные перемещения населения в этих районах - Мамско-Чуйском, Бодайбинском, Катангском, Киренском, Казачинско-Ленском и Усть-Кутском - должны не только удовлетворить интересы переселенцев, но и значительно снизить бюджетные расходы районов и области на содержание объектов социальной сферы и ЖКХ. Количественные и расчетные показатели внутрирайонных переселений приводятся в приложениях 11, 12, 14.
Данное направление программы корреспондирует с аналогичными мероприятиями содействия занятости населения на 1998-2000 годы Департамента ФСЗН по области в части переезда безработных и членов их семей из районов Севера. В соответствии с законодательством жилищные субсидии гражданам, проживающим в поселках, закрывающихся на основании решений органов государственной власти, предоставляются в первую очередь в случае отсутствия целевого финансирования из федерального бюджета.
4.4. Выделение компенсаций и жилищных субсидий
В соответствии с федеральным законодательством при выезде из районов Севера на жительство в южные районы области и в другие несеверные (экономически и климатически более благоприятные) регионы России гражданам выплачивается денежная компенсация за проезд всех выезжающих членов семьи и провоз багажа до 5 т на семью до нового места жительства в пределах Российской Федерации (по фактическим затратам). Расчетная сумма затрат по данной компенсации составляет: при переселении части жителей закрываемых на Севере области поселков - 8,78 млн руб. (приложение 14); при выплате уже выехавшим в другие регионы России 130 семьям - 0,96 млн руб. (приложение 13); на переселение из северных в южные районы области других граждан, стоящих на учете, - 26,43 млн руб. (приложение 15). Общая сумма данных компенсаций оценивается в 36,17 млн руб.
Компенсация за сданное по месту выезда жилье предоставляется органами местного самоуправления гражданам, не стоящим на учете для получения жилищной субсидии (в соответствии с законодательством переселенцы могут воспользоваться лишь одной из двух указанных льгот). По состоянию на середину 1999 года среди выехавших из районов Севера области в другие регионы России практически уже не осталось граждан, ожидающих компенсации за сданное жилье, - все 130 семей стоят на учете для получения жилищных субсидий. Вместе с тем, на последующий срок действия программы количество граждан, которые решат выехать за пределы области в несеверные регионы России и воспользоваться компенсацией за сдаваемое жилье, достигнет, по оценке, 60 человек (с семьями), а сумма необходимой компенсации - 0,8 млн руб.
Жители закрываемых поселков, если их переселение с предоставлением жилья не обеспечивается целевым финансированием, относятся к категории первоочередников на получение жилищных субсидий. Поэтому следует считать маловероятным, что кто-либо из переселяющихся в южные районы области предпочтет компенсацию за оставляемое жилье. Из числа же остальных переселенцев с Севера области в ее южные районы желающих получить компенсацию за сдаваемое жилье насчитывается по районам выезда лишь несколько единиц процентов (от 0 до 8%), а расчетная сумма компенсационных выплат за счет средств местных бюджетов и ведомственных предприятий не превышает 6,1 млн руб.
Расчетный объем жилищных субсидий выезжающих граждан составляет 1009,45 млн руб., в т.ч.: 16,71 млн руб. для 130 семей, уже выехавших в другие регионы России; 249,78 млн. руб. - для 1652 семей из числа населения намеченных к закрытию (ликвидации) населенных пунктов Севера области; 742,96 млн руб. - для 6266 семей, стоящих на учете по переселению в южные районы области (приложения 13-15).
Порядок и условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств областного бюджета в 2005 году участникам Великой Отечественной войны, гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, страдающим тяжелыми формами некоторых заболеваний в соответствии с перечнем, утвержденным администрацией Иркутской области, а также семьям, имеющим двух и более несовершеннолетних, являющихся инвалидами с детства, устанавливается администрацией Иркутской области.
4.5. Трудоустройство и социальная адаптация переселенцев
Для обеспечения занятости трудоспособной части переселенцев и их социальной адаптации по новому месту жительства предусматривается ряд соответствующих мер, принимаемых органами местного самоуправления, комитетом по труду администрации области, Департаментом ФСЗН по Иркутской области. Первые из мер - организационные: определяется полово-возрастная, профессиональная и квалификационная структура переселяемых граждан; определяется потребность и перечень необходимых специальностей и профессий в районах вселения; проводится дифференциация трудоспособных лиц и отбор нуждающихся в переподготовке или повышении квалификации.
Оценка количественного распределения трудоспособных и нуждающихся в переподготовке переселенцев по южным районам области на 1 января 1999 г.: из 1225 трудоспособных нуждается в переподготовке около 860 человек, в том числе из 735 женщин - более 550 чел. (приложение 16).
Конкретные вопросы обеспечения занятости трудоспособной части переселенцев из районов Севера включены в областную программу содействия занятости населения Иркутской области на 1998 - 2000 годы, утвержденную постановлением губернатора от 16 декабря 1997 г. N 398-п. Согласно указанной программе службой занятости оказывается содействие в трудоустройстве безработным переселяющимся гражданам и компенсируются их затраты, связанные с переездом. В бюджете Фонда занятости ежегодно предусматриваются затраты на переезд 300 безработных граждан. Порядок возмещения этих затрат утвержден постановлением губернатора области от 6 октября 1997 г. N 262-п.
В указанной областной программе содействия занятости населения особое внимание уделяется переселению семей безработных граждан в сельскую местность. Территории вселения определены. Переселенцам, заключившим соответствующие договоры с ФСЗН, из федерального бюджета выплачивается единовременное денежное пособие на каждого члена семьи в размере 5 минимальных оплат труда и компенсируются затраты на провоз багажа до 5 тонн на семью. Обязательное условие при оформлении такого переселения - наличие жилой площади и устройство на работу трудоспособных членов семьи.
На переезд с целью трудоустройства 610 безработных граждан в 1999-2000 годах намечено затратить 628 тыс.руб. Фонда занятости, а из федерального бюджета - 230 тыс.руб. на переселение 82-х семей в сельскую местность. В 2001-2005 годах таких затрат потребуется, возможно, несколько больше.
Для обеспечения социальной адаптации и занятости граждан, переселившихся из районов Севера самостоятельно и признанных безработными, служба занятости оказывает им содействие в трудоустройстве, организует обучение специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, направляет на общественные и временные работы, помогает в организации предпринимательской деятельности.
5. Объемы и источники финансирования
5.1. Консолидированный бюджет Российской Федерации - по расходам, связанным с выездом из районов Севера области: работникам бюджетных учреждений и организаций; пенсионерам; инвалидам; лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных в этих районах; лицам, работавшим на государственных предприятиях и высвободившимся в связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта) по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, - в соответствии со ст.4, ст.35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 (приложение 1).
5.2. Федеральный бюджет - капитальные вложения (инвестиции) в жилищное строительство; безвозмездные жилищные субсидии на строительство или приобретение жилья; целевые средства государственной финансовой поддержки мероприятий по закрытию (ликвидации) населенных пунктов.
Капитальные вложения выделяются области для выполнения конкретных объемов строительства на основе заключаемых договоров с Госкомсевером России. Объем средств определяется ассигнованиями на эти цели, предусмотренными в федеральном бюджете на соответствующий год - пропорционально количеству выезжаю
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.