Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 29 июля 2002 г. N А33-12681/01-С3(а)-Ф02-2072/2002-С1
(извлечение)
Постановлением Президиума ВАС РФ от 18 марта 2003 г. N 8156/02 настоящее Постановление отменено
Открытое акционерное общество (ОАО) "Красноярскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, измененным в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Красноярскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными действий налогового органа по начислению и включению в состав задолженности по лицевому счету ОАО "Красноярскэнерго" пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части территориального дорожного фонда в размере 82 232 814 рублей 17 копеек по состоянию на 01.09.01 и обязании налоговой инспекции исключить из состава задолженности по лицевому счету ОАО "Красноярскэнерго" пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в указанной части, а также о признании незаконными действий налогового органа по начислению пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части территориального дорожного фонда в размере 193 803 000 рублей, реструктуризированной на основании решения Правления Красноярского краевого дорожного фонда от 20.06.01 N 15/12.
Решением суда от 7 февраля 2002 года иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 14 мая 2002 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Из кассационной жалобы следует, что сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, в том числе и в территориальный дорожный фонд, установлены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1. Такой же срок уплаты налога установлен решением малого Совета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 06.08.92 N 170-м. Поэтому пени в связи с несвоевременной уплатой налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд были начислены ОАО "Красноярскэнерго" правомерно.
Также заявитель жалобы указывает, что установленная обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог подлежит исполнению вне зависимости от приостановления Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" действия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1.
ОАО "Красноярскэнерго" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, указывая, что Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, а также законами Красноярского края либо решениями Совета народных депутатов Красноярского края срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд не установлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, дополнив, что Порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда Красноярского края, утвержденный решением Малого Совета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 06.08.92 N 170-м не признан утратившим в силу и в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" подлежит применению в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель ОАО "Красноярскэнерго" в судебном заседании не согласился с данным доводом налоговой инспекции, указывая, что названное решение Малого Совета Красноярского краевого Совета народных депутатов не было официально опубликовано и поэтому не подлежит применению.
Проверив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как установлено арбитражным судом, истец 04.09.2001 обратился в налоговую инспекцию с запросом о выдаче справки о суммах задолженности ОАО "Красноярскэнерго" по состоянию на 01.09.2001 в бюджет по видам налогов и уровням бюджетов с выделением сумм пеней и штрафов.
Письмом от 10.09.2001 N 04-23-01/2444 налоговая инспекция подтвердила наличие задолженности ОАО "Красноярскэнерго" по налогам и сборам по состоянию на 01.09.01, в том числе по пене за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части уплаты налога в территориальный дорожный фонд в сумме 82 233 000 рублей и в части задолженности по пене, реструктуризированной на основании решения Правления Красноярского краевого дорожного фонда от 20.06.01 N 15/12, в сумме 193 803 000 рублей. Эта же задолженность отражена налоговой инспекцией в лицевом счете истца.
Не согласившись с начислением пени за просрочку уплаты указанного налога и считая неправомерными действия налоговой инспекции по начислению пени за несвоевременную уплату налога, ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском.
Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что законами Красноярского края срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд не установлен, а решение Малого Совета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 06.08.92 N 170-М не может быть применено, так как не было опубликовано. Пункт 10 Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, также не может быть применен, поскольку устанавливает срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд. Указанный нормативный акт не может служить основанием для начисления пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, подлежащему уплате в территориальный дорожный фонд, поскольку его действие с 01.01.01 по 31.12.01 было приостановлено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год".
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что данные выводы суда не основаны на нормах материального права.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как федеральный налог, зачисляемый в соответствующие дорожные фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" в пункте 1 статьи 5 установил, что налог на пользователей автомобильных дорог перечисляется каждым налогоплательщиком раздельно на счета федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов.
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог установлен пунктом 10 Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, согласно которого плательщики перечисляют налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" источником образования территориального дорожного фонда является федеральный налог на пользователей автомобильных дорог по ставке, установленной законодательными органами субъекта Российской Федерации. Поэтому установленный срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог распространяется как на федеральный дорожный фонд, так и на территориальный дорожный фонд.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 было приостановлено. Однако это не устраняет обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог и не изменяет сроки уплаты этого налога, так как Закон Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" в части установления обязанности уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являлся действующим.
Такой же срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд определен и Порядком образования и использования средств территориального дорожного фонда Красноярского края, утвержденным решением малого Совета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 06.08.92 N 170-М. На момент принятия указанного нормативного акта законодательством Российской Федерации не было установлено требование об обязательном официальном опубликовании нормативных актов, которые не затрагивают права, свободы и обязанности граждан.
Требование об установлении в законодательном порядке всех существенных элементов налогообложения, сформулированное в статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации, обязательно для тех налогов, которые устанавливаются и вводятся в действие после 1 января 1999 года.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для налога на пользователей автомобильных дорог, предусмотренного Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", действует прежний порядок его уплаты.
Нарушение срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации влечет за собой начисление пеней. ОАО "Красноярскэнерго" не оспаривает правильность расчета пеней, произведенного налоговой инспекцией.
Поэтому у Арбитражного суда Красноярского края отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований ОАО "Красноярскэнерго", в связи с чем, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
В силу статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины следует возложить на истца в размере 4 000 рублей за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 7 февраля 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 14 мая 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-12681/01-С3(а) отменить.
Принять новое решение. В иске отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" государственную пошлину в сумме 4 000 рублей в доход федерального бюджета.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требование об установлении в законодательном порядке всех существенных элементов налогообложения, сформулированное в статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации, обязательно для тех налогов, которые устанавливаются и вводятся в действие после 1 января 1999 года.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для налога на пользователей автомобильных дорог, предусмотренного Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", действует прежний порядок его уплаты.
Нарушение срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации влечет за собой начисление пеней. ОАО "Красноярскэнерго" не оспаривает правильность расчета пеней, произведенного налоговой инспекцией."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июля 2002 г. N А33-12681/01-С3(а)-Ф02-2072/2002-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Президиума ВАС РФ от 18 марта 2003 г. N 8156/02 настоящее Постановление отменено