Справка об исполнении Закона Иркутской области от 7 мая 2001 г. N 25-ОЗ
"О наделении органов местного самоуправления областными государственными
полномочиями по государственному управлению охраной труда"
16 мая 2001 года вступил в силу Закон Иркутской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда" от 7 мая 2001 года N 25-оз.
Закон области принят в соответствии и в развитие Федерального Закона "Об основах охраны труда" от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ.
Закон определяет передачу следующих полномочий:
1) координация и методическое руководство работой служб охраны труда в организациях, независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории муниципального образования;
2) организация работы комиссии по проверке знаний требований охраны труда лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;
3) анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости на территории муниципального образования;
4) ведение учета потребности в средствах индивидуальной защиты (СИЗ) на территории муниципального образования;
5) обследование фактического состояния условий и охраны труда соискателя лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.
Финансирование государственных полномочий начато в 2002 году и составляет на текущий год 4932 тыс.рублей. Распределение денежных средств по территориям области приведено в приложении N 14 к Закону области "Об областном бюджете на 2002 год" от 4 марта 2002 г. (прилагается).
В связи с отсутствием финансирования государственных полномочий в 2001 году, активная работа по реализации органами местного самоуправления государственных полномочий по государственному управлению охраной труда начата лишь в 2002 году.
Для организации методического обеспечения выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий, в "Вестник комитета по труду" регулярно включаются нормативные документы, иная информация по данному направлению работы. Кроме этого, в марте 2002 года подготовлен и направлен муниципальным образованиям специальный выпуск "Вестника", содержащий более подробную и расширенную информацию по вопросам охраны и улучшения условий труда.
В целях контроля за исполнением органами местного самоуправления полномочий, Комитетом по труду были разработаны и направлены органам местного самоуправления формы отчетности.
Отчетные материалы представили 34 муниципальных образования (из 37). Информация не поступила из администраций города Зимы и Усть-Илимского района.
С нарушением сроков, отчеты по исполнению государственных полномочий за I квартал 2002 года представили муниципальные образования г.г. Бодайбо, Нижнеудинска, р-нов Балаганского, Мамско-Чуйского, Ольхонского, Черемховского, Усольского, Усть-Кутского, Усть-Удинского.
Не по установленной форме отчитались администрации Катангского и Чунского районов.
На основании отчетных данных, направленных органами местного самоуправления по итогам I квартала 2002 года, непосредственные функции по реализации указанных полномочий года осуществляли 40 специалистов по охране труда (из 49 - по расчетной численности) в 34 муниципальных образованиях области.
Во многих муниципальных образованиях области работа по государственному управлению охраной труда выполняется главными (33% от их общей численности) и ведущими (50%) специалистами.
В муниципальных образованиях г.г. Ангарска, Нижнеудинска, Черемхово, р-на Казачинско-Ленского созданы отделы (службы, секторы) по управлению охраной труда.
В 12 территориях области (г. Тулун, р-ны Балаганский, Братский, Иркутский, Казачинско-Ленский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеудинский, Тулунский, Усть-Илимский, Чунский) функции по госуправлению охраной труда совмещаются с другими должностными обязанностями.
В I квартале 2002 г. исполнение Закона области, в разрезе отдельных государственных полномочий, производилось в следующем объеме:
1) Координация и методическое руководство работой служб охраны труда в организациях, независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории муниципального образования.
- Консультационная работа со службами (представителями) охраны труда организаций.
В целом за отчетный период, специалистами по управлению охраной труда муниципальных образований области было рассмотрено 530 обращений от представителей служб охраны труда организаций.
Некоторые муниципальные образования не ведут учет обращений, в других число обращений настолько мало, что указывает на недостаточно активную организацию работы непосредственно с организациями.
- Количество выступлений, публикаций в СМИ, проведение совещаний, семинаров, круглых столов со службами охраны труда.
28 выступлений и публикаций по телевидению, радио и в печати. Кроме этого, муниципальными образованиями области проведено 34 совещания, семинара со службами охраны труда организаций.
- Проведение работы по участию в ежегодном конкурсе на лучшую организацию работы в сфере охраны труда.
В текущем году 16 муниципальных образований области приняли решение о проведении работы по участию в ежегодном конкурсе на лучшую организацию работы в сфере охраны труда и приступили к сбору соответствующих документов (для сравнения, в прошлом году лишь 6 муниципальных образований приняли участие в конкурсе).
2) Организация работы комиссии по проверке знаний требований охраны труда лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда.
- Наличие в муниципальном образовании комиссии по проверке знаний по охране труда
На сегодняшний день 3 муниципальных образования области (г.г. Саянска, Нижнеудинска и Усолье-Сибирское) имеют разрешение комитета по труду на право организации комиссии по проверке знаний требований охраны труда лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда. Документы для получения разрешения муниципального образования Нижнеудинского района находится на рассмотрении в комитете по труду. Муниципальное образование Тулунского района приступило к подготовке соответствующих документов.
В некоторых территориях области (г.г. Иркутске, Ангарске, Братске, Усть-Илимске, Черемхово) обучение и проверка знаний требований охраны труда осуществляется через учебные центры, имеющие разрешение на данный вид деятельности, оформленное комитетом по труду.
Отсутствуют данные комиссии в муниципальных образованиях следующих территорий: р-нов Усть-Кутского, Бодайбинского, Балаганского, Жигаловского, Качугского, Катангского, Киренского, Ольхонского, Нижнеилимского, Тайшетского. Это усложняет процесс своевременного обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов в организациях этих территорий и требует незамедлительного принятия решений по данному вопросу.
3) Анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости на территории муниципального образования
В настоящее время, в большинстве территорий эта работа проводится на уровне сбора оперативных данных, получаемых от организаций, органов статистики и государственных инспекторов по охране труда.
Наилучшими результатами проведенной аналитической работы в г.г. Усть-Илимске, Черемхово, Шелехово, районах Ольхонском и Слюдянском является утверждение на местном уровне Программ улучшения условий и охраны труда, а также успешное выполнение запланированных в них мероприятий.
4) Ведение учета потребности в средствах индивидуальной защиты (СИЗ) на территории муниципального образования.
Специалисты по управлению охраной труда являются "информационными посредниками" между организациями, выпускающими и (или) реализующими средства индивидуальной защиты, и организациями - потребителями данной продукции, что позволяет обеим сторонам решать вопросы по реализации (обеспечению) средствами индивидуальной защиты на более качественном уровне.
В 10 территориях области были проведены совместные информационно-рекламные мероприятия о средствах индивидуальной защиты.
Одновременно комитет по труду администрации области получает от муниципальных образований области ежеквартальную информацию об изменениях в организациях, выпускающих (реализующих) СИЗ, для обновления ежегодного каталога.
5) Обследование фактического состояния условий и охраны труда соискателя лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.
За отчетный период, специалисты муниципальных образований области приняли участие в 87 обследованиях фактического состояния условий и охраны труда соискателей лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.
К основным видам деятельности, по которым проводилось обследование, относятся:
- закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
- оптовая торговля табачными изделиями;
- заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов;
- деятельность ломбардов;
- деятельность по производству хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий;
- образовательная деятельность;
- деятельность в области пожарной безопасности;
- производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ.
На основании вышеизложенной информации, можно констатировать, в целом, положительную динамику исполнения названного Закона области. Но, вместе с тем, для повышения качества проводимой работы, муниципальным образованиям области необходимо обратить внимание на следующие мероприятия в реализации основных направлений государственной политики в рамках, имеющихся и делегированных областных полномочий:
1. Обеспечить системное комплексное планирование государственных полномочий (разработка планов, основных направлений работы органа (специалиста) по управлению охраной труда, программ улучшения условий и охраны труда).
2. В целях обеспечения контроля за соблюдением Федерального закона об охране труда, координации деятельности по вопросам охраны труда, выработки приоритетных направлений работы, рассмотреть вопрос о создании постоянно действующих межведомственных комиссий по охране труда муниципальным образованиям, их не имеющим.
3. Активизировать работу по участию организаций в конкурсе на лучшую организацию работы в сфере охраны труда.
4. Муниципальным образованиям Иркутского и Киренского районов обратить особое внимание на необходимость формирования органа (специалиста) по управлению охраной труда.
5. Муниципальным образованиям города Зимы и Усть-Илимского района обратить внимание на необходимость исполнения статьи 6 Закона области от 7 мая 2001 года N 25-оз, в части направления отчетной информации.
Член коллегии при председателе
комитета по труду администрации
области, главный государственный
эксперт по условиям труда
Иркутской области | С.П.Какаулин |
"Вестник комитета по труду", N 6, 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вестник комитета по труду"
Учредитель: Комитет по труду администрации Иркутской области
Адрес редакции: 666030, г. Иркутск, ул. Киевская, 1
Телефон редакции: (395-2) 34-35-42
E-mail: work@irk.ru