Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 23 августа 2002 г. N А19-13981/01-24-Ф02-2382/02-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Иркутскэнерго" (далее - ОАО "Иркутскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 15 по Иркутской области (далее - МРИ МНС РФ N 15 по Иркутской области) о признании недействительным решения N 115 от 25.09.01 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением от 14 мая 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13981/01-24 исковые требования ОАО "Иркутскэнерго" удовлетворены частично. Признано недействительным решение N 115 от 25.09.01 МРИ МНС РФ N 15 по Иркутской области в части:
пункта 1.1 штраф за неполную уплату налога на имущество в сумме 67 300 рублей;
подпункта "б" пункта 2.1 - неуплаченных налогов на имущество в сумме 336500 рублей;
подпункта "в" пункта 2.1 - пени за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме 71 333 рубля.
В остальной части иска отказано.
Встречные исковые требования МРИ МНС РФ N 15 по Иркутской области удовлетворены частично: с ОАО "Иркутскэнерго" взысканы налоговые санкции в размере 10 352 рубля с зачислением в соответствующие бюджеты.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МРИ МНС РФ N 15 по Иркутской области просит отменить решение суда от 14 мая 2002 года в части, касающейся налога на имущество, пени и штрафа за неполную уплату этого налога.
Как указывает заявитель, суд неправильно применил пункт "г" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", пункт 4 раздела 2 Инструкции Госналогслужбы России от 08.05.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество".
Представитель ОАО "Иркутскэнерго" просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, так как налогооблагаемая база по налогу на имущество правомерно была уменьшена на стоимость железнодорожных подъездных путей, принадлежащих ОАО "Иркутскэнерго". Обоснование данной позиции содержится в отзыве на кассационную жалобу.
МРИ МНС РФ N 15 по Иркутской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (почтовое уведомление N 95298 от 01.08.02), однако своего представителя на судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в его отсутствие.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании акта выездной налоговой проверки от 21.08.01 МРИ МНС РФ N 15 по Иркутской области было вынесено решение от 25.09.01 N 115 о привлечении ОАО "Иркутскэнерго" к налоговой ответственности.
ОАО "Иркутскэнерго, в частности, следовало уплатить налог на имущество за 1999 - 2000 годы 336 500 рублей, пени за несвоевременную уплату налога 71 333 рубля, а также штраф 67 300 рублей на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Неуплата налога на имущество была вызвана, как указано в решении налогового органа, исключением из налогооблагаемой базы стоимости железнодорожных подъездных путей, принадлежащих ОАО "Иркутскэнерго".
Признавая по иску ОАО "Иркутскэнерго" недействительным решение налогового органа от 25.09.01 N 115 в рассматриваемой части, арбитражный суд исходил из того, что ОАО "Иркутскэнерго" правомерно использовало налоговую льготу, установленную статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 N 2030-1.
Проверив в полном объеме правильность применения норм материального права и норм процессуального права, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя ОАО "Иркутскэнерго", Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о законности судебного акта.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия, облагаются налогом на имущество. В силу пункта "г" статьи 5 приведенного закона стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость железнодорожных путей сообщения.
ОАО "Иркутскэнерго" в 1999-2000 годах уменьшило налогооблагаемую базу по налогу на имущество на стоимость железнодорожных подъездных путей, принадлежащих ему, используя тем самым льготу, установленную пунктом "г" статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий".
Налоговый орган согласился с правильностью использования льготы по налогу в части стоимости железнодорожных путей, находящихся на балансе истца, но используемых в соответствии с технико-распорядительным актом от 19.09.94 по станции Тепловая ВСЖД в качестве путей общего пользования.
В кассационной жалобе МРИ МНС РФ N 15 по Иркутской области указывает на то, что в отношении подъездных путей, которые используются ОАО "Иркутскэнерго" только для подачи мазута на Галачинскую котельную, льгота применению не подлежит. Заявитель считает, что поскольку по этим подъездным путям не происходит движение поездов Министерства путей сообщения, они не подпадают под понятие "железнодорожные пути сообщения", то есть не используются как железнодорожные пути общего пользования.
Данная позиция налогового органа, основанная на схеме подъездных путей (приложение N 5 к акту проверки), не может быть признана правильной.
Законодательство не содержит понятие "железнодорожные пути сообщения", в том числе, не раскрывает его по субъектному составу и характеру использования этих основных средств (только собственником либо также и Министерством путей сообщения).
При таких условиях, налоговый орган, принявший обжалуемое по делу решение N 115, не доказал, что ОАО "Иркутскэнерго" не вправе было использовать рассматриваемую льготу.
Следовательно, учет ОАО "Иркутскэнерго" принадлежащих ему железнодорожных подъездных путей как железнодорожных путей сообщения не противоречит пункту "г" статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий".
С введением в действие Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25.08.95 N 153-ФЗ, дающего основные понятия, применяемые в данном законе, изменения в Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 N 2030-1 не вносились. В связи с этим также следует признать, что, поскольку приведенный Федеральный закон не содержит понятие "железнодорожные пути сообщения", названное понятие подлежит толкованию в соответствии с общими принципами налогового законодательства.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 162, 175-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 14 мая 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13981/01-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законодательство не содержит понятие "железнодорожные пути сообщения", в том числе, не раскрывает его по субъектному составу и характеру использования этих основных средств (только собственником либо также и Министерством путей сообщения).
При таких условиях, налоговый орган, принявший обжалуемое по делу решение N 115, не доказал, что ОАО "Иркутскэнерго" не вправе было использовать рассматриваемую льготу.
Следовательно, учет ОАО "Иркутскэнерго" принадлежащих ему железнодорожных подъездных путей как железнодорожных путей сообщения не противоречит пункту "г" статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий".
С введением в действие Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25.08.95 N 153-ФЗ, дающего основные понятия, применяемые в данном законе, изменения в Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 N 2030-1 не вносились. В связи с этим также следует признать, что, поскольку приведенный Федеральный закон не содержит понятие "железнодорожные пути сообщения", названное понятие подлежит толкованию в соответствии с общими принципами налогового законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 августа 2002 г. N А19-13981/01-24-Ф02-2382/02-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника