И.о. главы администрации Иркутской области |
В.К.Яковенко |
Приложение 1
к Постановлению главы администрации
Иркутской области
от 22 марта 1995 г. N 28
Региональная программа
"Дети-сироты" обоснования мероприятий
Правовым обоснованием разработки мероприятий по социальной защите детей-сирот являются Указы Президента РФ от 01.06.92 N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы", N 1696 от 18.08.94 г. "О Президентской программе "Дети России", Решение коллегии Министерства образования РФ N 23/2 от 22.12.93 г. "О первоочередных организационных мерах по реализации федеральной целевой программы "Дети-сироты".
Дети-сироты в новых экономических условиях оказались одними из самых незащищенных. В трудных условиях находятся дети-сироты, находящиеся под опекой (попечительством). Бюджет такой семьи, как правило, складывается из доходов опекунов (попечителей) и денежных выплат на ребенка, которые выплачиваются в большинстве случаев несвоевременно и являются недостаточными для обеспечения нормальных условий жизни и воспитания.
В Иркутской области создано 22 сиротских учреждения. В настоящее время функционируют 21. В 3-х дошкольных детских домах находятся 280 детей. Общая численность детей-сирот, находящихся в сиротских учреждениях по линии управления образования, составляет 3144 человека, что превышает проектную мощность данных учреждений на 208 человек.
В то же время постоянно растет количество детей, родители которых лишаются родительских прав, брошенных родителями или отобранных у них по решению суда. Так, например, в 1990 г. в области было выявлено 1128 детей, оставшихся без попечения родителей, в 1993 г. - 2472 ребенка. В 1990 г. в детские дома были устроены 321 ребенок, в 1993 г. - 773 человека. По предварительным прогнозам на 1995 г. необходимо будет устроить в детские дома и школы-интернаты около 1000 детей, что потребует открытия новых детских домов, школ-интернатов сиротского типа.
В области действует 5 детских домов семейного типа. Общее количество детей-сирот, находящихся на воспитании в приемных семьях, составляет 29 человек. Однако, за период 1994 г. в области не создан ни один детский дом семейного типа. Причинами отказа в создании таких учреждений являются трудности с решением жилищных вопросов, своевременном получении финансовых средств на содержание, питание детей и другие.
Одним из направлений в предупреждении социального сиротства является создание специальной государственной службы, которая бы занималась подбором и поиском кандидатов в усыновлении, устройством детей-сирот в семьи российских граждан. В связи с тенденцией увеличения количества детей-сирот, возникает необходимость в открытии новых домов ребенка и детских домов.
Все это свидетельствует о необходимости принятия программы по комплексному решению проблем сиротства, выполнение которой способствовало бы защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивало бы предупреждение социального сиротства, созданию благоприятных условий для адаптации детей-сирот в обществе.
Вместе с тем, существующий комплекс нерешенных проблем создает определенные трудности в реабилитации и социальной адаптации детей-сирот в нынешних сложных экономических условиях.
Несовершенная система психолого-педагогических служб помощи семьям с детьми. Существуют пробелы в нормативно-правовом обеспечении охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По-прежнему есть проблемы в вопросах профессиональной подготовки и трудоустройства детей-сирот при существующей конкуренции рынка труда.
Недостаточно разработаны научно-методические основы социальной и трудовой адаптации детей-сирот, имеющих умственные или физические недостатки.
Необходимо совершенствование медицинского обеспечения, улучшение материальной базы сиротских учреждений, т.к. большинство зданий нуждаются в реконструкции и ремонте.
Комплексные мероприятия, направленные на предупреждение социального сиротства и поддержка государства могут помочь детям-сиротам найти свое место в жизни и стать полноправными гражданами России. Для этого требуется:
1. Создать необходимые условия для развития семейных форм устройства детей-сирот. Оказывать дифференцированную помощь семьям с детьми, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке.
2. Обеспечить своевременное выявление и учет детей-сирот. Сформировать региональный банк данных о гражданах, желающих усыновить (удочерить детей-сирот (через создание областного центра по усыновлению).
3. Разработать научно-методическую базу социальной защиты детства, определить новые подходы в организации режимов жизнедеятельности в интернатных учреждениях для детей-сирот, новые модели и типы учреждений для этой категории детей.
4. Расширить правовые гарантии защиты имущественных, жилищных и других интересов детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Государственный заказчик
Заказчиком областной целевой программы "Дети-сироты" является Главное управление народного образования администрации области.
Ожидаемые результаты:
Реализация мероприятий, предусмотренных областной целевой программой позволит:
- сформировать основные направления политики областной администрации и органов местного самоуправления в отношении детей-сирот;
- осуществить мероприятия по предупреждению социального сиротства, улучшить физическое и психическое состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создать наиболее благоприятные условия для адаптации детей в обществе и подготовки к самостоятельной жизни.
Сметная стоимость программы на 1995 год
Федеральный бюджет 2 млрд. рублей
Областной бюджет 2761,4 млн. рублей
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполни- тели |
Сроки | Источни- ки финанси- рования |
Финансовые затраты |
Расчеты | ||
1995 | 1996 | 1997 | ||||||
1. Предупреждение социального сиротства | ||||||||
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 |
Создать ус- ловия для продолжения непрерывного образования детей-сирот, выпускников вспомогате- льных школ Создать за счет средств фонда заня- тости учени- ческие рабо- чие места на предприятиях и в учебных заведениях для детей- сирот и де- тей, остав- шихся без попечения родителей Продолжить практику создания уч- реждения (приютов, центров) для временного пребывания детей и под- ростков, оказавшихся в трудных социально- бытовых ус- ловиях Открыть об- ластной це- нтр усынов- ления детей- сирот из до- мов ребенка, детских до- мов, больниц Совместно с администра- цией городов и районов области раз- вивать сеть детских до- мов, финан- сируемых за счет средств местных бюд- жетов Выйти с пре- дложениями в областную администра- цию о созда- нии област- ного попечи- тельского Совета и фонда под- держки си- ротских ин- тернатных учреждений Разработать программу летнего от- дыха и оздо- ровления де- тей-сирот и опекаемых |
ГлавУНО ГлавУНО областн. центр занятос- ти, органы местного самоу- правле- ния Рай(гор) ОНО, местные исполнит органы гос. власти ГлавУНО горОНО г. Ирку- тска ГлавУНО админи- страции городов и райо- нов ГлавУНО ГлавУНО рай(Гор) ОНО |
1995- 1997гг. 1995- 1997гг. 1995г. 1995- 1997гг. 1995г. 1995г. |
фонды занятос- ти местные бюджеты областн. бюджет |
50 раб. мест 69 млн. 400т. руб. |
100 раб. мест |
150 раб. мест |
финанси- рование создания рабочих мест за счет средств област- ного центра занятос- ти по факти- ческим затратам 9 чел.х х300 32 млн. 400 р. 12 млн.- аренда помеще- ния 12 млн.- приобре- тение оргтех- ники |
2. Совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
||||||||
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 |
Сформировать региональный и территори- альные банки данных о де- тях-сиротах и детях, ос- тавшихся без попечения родителей Обеспечить механизм ис- полнения в области пос- тановления Правительст- ва РФ N 409 от 20.06.92 "О неотлож- ных мерах по социальной защите детей -сирот и де- тей, остав- шихся без попечения родителей" Организовать постоянные радиопереда- чи по проб- лемам детей- сирот Организовать выпуск ин- формационно- го сборника действующих нормативных актов по за- щите прав и предоставле- ний льгот детям-сиро- там Развивать семейные формы уст- ройства де- тей-сирот и детей, ос- тавшихся без попечения родителей (усыновление опека, попе- чительство, приемные семьи) Обеспечить детские ин- тернатные учреждения для детей- сирот и де- тей, остав- шихся без попечения родителей, необходимой физиотера- певтической аппаратурой и медицинс- ким оборудо- ванием Организовать в течение года оздо- ровление бо- льных детей- сирот на ба- зе центра долечивания детской го- родской кли- нической больницы N 1 Обеспечить лечение нуж- дающихся де- тей-сирот в санатории "Бригантина" Российского десткого фонда (г. Евпатория) Развивать и совершенст- вовать се- мейные формы устройства детей-сирот из детских домов и школ -интернатов на летний период Ввести в каждое уч- реждение для детей-сирот ставку со- циального педагога Ввести в учебные пла- ны педагоги- ческих вузов и педагоги- ческих учи- лищ изучение вопросов ох- раны прав детей Принять ме- ры по совер- шенствованию системы обе- спечения жильем лиц из числа де- тей-сирот и детей, ос- тавшихся без попечения родителей (закрепление жилья, льго- тные условия приобретения муниципаль- ного жилья, предоставле- ние льготных кредитов и др.) |
ГлавУНО рай(Гор) ОНО ГлавУНО органы местного самоу- правле- ния ГлавУНО Комитет гостеле- радио ГлавУНО юриди- ческая служба ГлавУНО рай(Гор) ОНО органы местного самоу- правле- ния ГлавУНО рай(Гор) ОНО органы местного самоу- правле- ния ГлавУНО Комитет по здра- воохра- нения ГлавУНО ГлавУНО рай(Гор) ОНО ГлавУНО органы местного самоу- правле- ния ГлавУНО ИПКРО, ИГУ, ИГПИ ГлавУНО рай(Гор) ОНО органы местного самоу- правле- ния |
еже- годно посто- янно посто- янно посто- янно 1995- 1997гг. 1995- 1997гг. 1995г. 1995г. 1995г. 1995г. 1995г. 1995- 1997гг. |
федера- льный бюджет областн. бюджет областн. бюджет областн. бюджет областн. местные бюджеты местные бюджеты |
2,0 млрд руб. 60 млн. руб. 7 млн. руб. 25,0 млн. руб. 69,1 млн. руб. |
120 чел. х500000= =60 млн. руб. 13 чел.х х 2 сопр. х х385 т.р + инфл.= =25,0 млн.руб. 50 детей х 500000 =25,0 млн.руб. 38 ед.х х 15 536 руб. х 12 мес |
||
3. Укрепление и развитие материальной базы учреждений для детей-сирот |
||||||||
3.1 3.2 3.3 |
Обеспечить финансирова- ние на окон- чание ремон- та Черемхов- ского детс- кого дома Обеспечить частичное финансирова- ние реконст- рукции Лесо- горской шко- лы-интерната для детей- сирот Обеспечить частичное финансирова- ние реконст- рукции Или- рской шко- лы-интерната для детей- сирот |
ГлавУНО ГлавУНО ГлавУНО |
1995г. 1995г. 1995г. |
областн. бюджет областн. бюджет областн. бюджет |
900 млн. руб. 1 млрд 200 млн. руб. 500 млн. руб. |
|||
4. Информационное обеспечение социально-правовой охраны детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
||||||||
4.1 4.2 |
Организовать ежегодное издание сп- равочно-ин- формационных материалов об организа- ционно-педа- гогических инновациях Организовать освещение хода реали- зации прог- раммы "Дети- сироты" в средствах массовой ин- формации (СМИ) |
ГлавУНО ИПКРО ГлавУНО |
1995- 1997гг. 1995- 1997гг. |
|||||
5. Нормативное обеспечение социально-правовой охраны детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
||||||||
5.1 5.2 5.3 5.4 |
Разработать положение об аттестации детских до- мов и школ- интернатов и апробировать его на одном -двух интер- натных уч- реждениях Подготовить предложения по совершен- ствованию системы обеспечения жильем лиц из числа де- тей-сирот и детей, ос- тавшихся без попечения родителей Разработать положения, рекомендации инструкции, направленные на реализа- цию прав де- тей-сирот и детей, ос- тавшихся без попечения родителей (в рамках действующего законодате- льства) Разработать положение об областном центре усы- новления и размещения в семьи детей- сирот |
ГлавУНО ИПКРО ГлавУНО ГлавУНО ГлавУНО ИПКРО |
1995г. 1995г. 1995- 1997гг. 1995г. |
|||||
6. Кадровое обеспечение системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
||||||||
6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 |
Организовать и проводить обучение со- циальных пе- дагогов, ра- ботников для работы с детьми-сиро- тами на базе ИПКРО, ИГПИ, ИГУ, педучи- лищ Организовать систему обу- чения роди- телей-воспи- тателей при- емных детей по их содер- жанию и раз- витию Вводить кон- курсную сис- тему приема на работу в учреждения для детей- сирот Продолжить обучение и подготовку специалистов по соц. ра- боте практи- ческих пси- хологов, ди- фектологов, воспитателей (для новых типов учреж- дений соци- альной реа- билитации) Организовать проведение семинаров- совещаний с руководите- лями интер- натных уч- реждений по вопросам со- циальной за- щиты |
ГлавУНО ИГПИ, ИПКРО, ИГУ ГлавУНО рай(Гор) ОНО ГлавУНО рай(Гор) ОНО ГлавУНО ИГПИ, ИПКРО, ИГУ педаго- гические училища ГлавУНО ИПКРО |
1995г. посто- янно 1995г. посто- янно 1995г. 1995- 1997гг. 1995- 1997гг. |
|||||
7. Научно-методическое обеспечение | ||||||||
7.1 7.2 7.3 |
Обеспечивать специалистов детских до- мов и школ- интернатов методической литературой и справочно- информацион- ным материа- лом, пакетом нормативно- правовых ак- тов по воп- росам соци- альной защи- ты детей-си- рот Разработать компьютерную информацион- но-аналити- ческую прог- рамму "Дети- сироты" Разработать положения, рекомендации инструкции, направленные на реализа- цию прав де- тей сирот и детей, ос- тавшихся без попечения родителей |
ГлавУНО ИПКРО ИГПИ ГлавУНО ГлавУНО ИПКРО ИГПИ |
посто- янно 1995г. 1995- 1997гг. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Иркутской области от 22 марта 1995 г. N 28 "О региональной программе "Дети-сироты"
Текст Постановления официально опубликован не был