Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 8 октября 2002 г. N А19-1604/02-37-Ф02-2877/02-С1
(извлечение)
Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Октябрьскому округу города Иркутска (налоговая инспекция) обратилась к индивидуальному предпринимателю Салимову Салим Реванбала оглы с иском о взыскании штрафных санкций за нарушение Закона Российской Федерации N 5215-1 от 18.06.93 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"
Решением от 27 февраля 2002 года иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение изменить, уменьшить размер штрафа.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер штрафных санкций за неприменение контрольно-кассовых машин подлежит уменьшению до размера штрафа, установленного статьей 14.5 Кодекса.
Налоговая инспекция извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомления N 15452 от 13.09.2002), однако своих представителей в судебное заседание не направила, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается по правилам, установленным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, кассационная инстанция считает, что решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 14.11.2001 налоговой инспекцией проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Салимовым С.Р. Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в торговом павильоне 17, расположенном по адресу: город Иркутск, ул. Байкальская,11, рынок "Русиновский". По результатам проверки составлен акт N 07-610 от 14.11.2001, согласно которому предприниматель Салимов С.Р. денежные расчеты с населением осуществлял с использованием контрольно-кассовой машины, не имеющей средства визуального контроля "Сервисное обслуживание 2001".
Решением от 10.12.2001 N 014-360 на ответчика наложен штраф в сумме 6 000 рублей за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением. Размер штрафа определен на основании пункта 5 определения Конституционного суда Российской Федерации N 29 от 01.04.99, статей 6, 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", статьи 146-5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Штраф в добровольном порядке не уплачен, поэтому налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд.
Штраф в 60-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда назначен индивидуальному предпринимателю Салимову С.Р. с учетом отягчающего обстоятельства - повторного совершения однородного административного правонарушения в течение года.
Так, 27.09.2001 решением N 014-275 на Салимова С.Р. был наложен штраф в сумме 5 000 рублей за аналогичное правонарушение.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налоговой инспекции, правомерно исходил из положений статьей 1, 2 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", в соответствии с которыми допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин, оснащенных средствами визуального контроля.
В соответствии с пунктом 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, не допускаются к применению контрольно-кассовые машины, на которых отсутствует одно из средств визуального контроля.
Поскольку наличие на контрольно-кассовой машине средств визуального контроля является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению, отсутствие средства визуального контроля влечет ответственность за осуществление расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин.
В связи со вступлением в действие с 01.07.2002 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях кассационная инстанция считает, что размер штрафа, подлежащий взысканию с предпринимателя Салимова С.Р., подлежит уменьшению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.
Статьей 14.5 Кодекса, предусматривающей ответственность за данное правонарушение, административный штраф определен в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда, то есть в меньшем размере, чем это было предусмотрено статьей 146-5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Учитывая, что налоговой инспекцией был применен штраф с учетом того, что предприниматель в течение года уже совершил однородное правонарушение, суд кассационной инстанции считает, что решение следует изменить и взыскать с ответчика штраф в сумме 2 000 рублей.
С учетом уплаты заявителем за рассмотрение кассационной жалобы государственной пошлины в размере 150 рублей Салимову С.Р. следует вернуть государственную пошлину в сумме 100 рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение от 27 февраля 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу А19-1604/02-37 изменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Салимова Салима Реванбала оглы штраф в сумме 2 000 рублей в соответствующие бюджеты.
Возвратить Салимову Салиму Ревенбала оглы из федерального бюджета 100 рублей государственной пошлины.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Меры по приостановлению исполнения решения по определению Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 сентября 2002 года отменить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи со вступлением в действие с 01.07.2002 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях кассационная инстанция считает, что размер штрафа, подлежащий взысканию с предпринимателя Салимова С.Р., подлежит уменьшению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.
Статьей 14.5 Кодекса, предусматривающей ответственность за данное правонарушение, административный штраф определен в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда, то есть в меньшем размере, чем это было предусмотрено статьей 146-5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 октября 2002 г. N А19-1604/02-37-Ф02-2877/02-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника