Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть 2
2.1. Цели, задачи, принципы молодежной политики.
Основные направления молодежной политики г.Иркутска
Молодежная политика является одним из направлений деятельности органов местного самоуправления, нацеленным на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодых людей и развития молодежных объединений, движений и инициатив, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре многонационального Отечества.
Целью молодежной политики в г.Иркутске является обеспечение интересов личности, общества и государства применительно к определенному возрастному контингенту населения. Также интересы сводятся к формированию законопослушных, образованных духовно и физически здоровых граждан, обладающих высокой мотивацией к самореализации во всех сферах активной созидательной деятельности на благо личности, общества и государства.
Основные принципы молодежной политики:
- реализация прав и свобод молодых граждан, гарантированных Конституцией РФ;
- обеспечение единства общегосударственной молодежной политики;
- признание интересов и потребностей молодежи как особой социальной группы и сбалансированности ее законных интересов и прав с интересами и правами других социальных групп общества в целом;
- реализация системного комплексного подхода к решению молодежных проблем, предусматривающего объединение усилий различных социальных институтов;
- координация действий органов местного самоуправления и других участников формирования и осуществления молодежной политики;
- дифференциация молодежных программ и мероприятий в зависимости от возрастных особенностей личности, этапов ее социально-психологического, гражданского, экономического становления;
- укрепление правовых, экономических гарантий, осуществление прав и свобод молодых граждан, неотделимости их от исполнения конституционных обязанностей;
- привлечение молодежи к непосредственному участию в общественно-политической жизни города, формированию молодежной политики, реализации программ социально-экономического развития города;
- преемственность поколений на основе патриотических ценностей народов России;
- содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении негосударственной поддержки молодежи, молодежных и детских общественных объединений.
Основная идея концепции - развитие в молодых гражданах патриотизма по отношению к городу, в котором мы живем.
Идеология патриотизма, развития любви к родному городу является приоритетной в концепции молодежной политики. Реализация основной идеи - воспитания любви к Иркутску - имеет под собой конкретное наполнение понятия патриотизма. Концепция воспитания патриотизма по отношению к городу, в котором живет молодежь, наполняется конкретными направлениями работы. На основании зафиксированных потребностей молодого населения Иркутска выделяется шесть основных позиций развития молодежной политики.
Основные направления молодежной политики г.Иркутска
1. Обеспечение условий для духовного, нравственного, патриотического и физического развития молодежи
2. Создание новых рабочих мест, развитие промышленности, предпринимательства
3. Вовлечение молодежи в процесс обеспечения правопорядка и безопасности в городе
4. Развитие льготной системы обеспечения жильем молодежи
5. Введение комплексной программы помощи молодым семьям
6. Вовлечение молодежи в общественно-полезный труд по благоустройству города
1. Обеспечение условий для духовного, нравственного,
патриотического и физического развития молодежи
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи является ключевой задачей молодежной политики. Необходимо сохранять и развивать у молодых иркутян стремление к общечеловеческим ценностям: семья, законопослушность, активная жизненная позиция. Духовно-нравственное воспитание должно строиться на основе культурного и этического наследия народов России, исторических традиций патриотизма и гуманизма.
Необходима система организации досуга детей и молодежи, предусматривающая развивающее направление наряду с развлекательным, с ориентацией на самоопределение личности, создание условий для ее самореализации. При этом досуговая и развлекательная деятельность не должна включать в себя мероприятия, прямо или косвенно наносящие вред нравственному и физическому здоровью детей и молодежи.
При условии создания благоприятных социальных условий, талантливый молодой человек сможет беспрепятственно развивать и реализовать на благо города свои дарования. Нужно стимулировать деятельность организаций, общественных объединений, отдельных граждан по поддержке молодых талантов; установить дополнительные премии, пособия для талантливой молодежи, оказывать помощь в создании творческих мастерских, школ. Совершенствованию мастерства будет способствовать дальнейшее развитие системы конкурсов, выставок, конференций, фестивалей творчества талантливой молодежи. Существенным образом на ситуацию сможет повлиять создание культурного городского молодежного центра (Дворца молодежи), который объединит различные сферы деятельности молодежи (танцы, прикладное искусство, кино, театр, КВН, спорт, информационный центр).
Особое внимание следует уделить систематической и направленной деятельности органов местного самоуправления, молодежных и детских общественных организаций по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, чувства любви к Родине, к родному городу. В первую очередь, нужно говорить о развитии в молодых иркутянах патриотизма "малой Родины", как прародителе всего отечественного патриотизма. Не пустив корни в родном городе, трудно "болеть" обо всей России. Комплекс продуманных и эффективных мер по созданию оптимальных условий жизни молодых в г.Иркутске позволит изменить ситуацию с миграцией молодежи в лучшую сторону, что скажется, в том числе и на экономическом благополучии нашего города.
Особую роль необходимо отвести созданию новых и развитию существующих военно-патриотических клубов, общественных объединений, поисковых отрядов. Сотрудничество с данными общественными объединениями, а также с ветеранскими организациями, подшефными воинскими частями, военными комиссариатами Иркутского гарнизона должно способствовать повышению престижа военной службы у молодых иркутян.
Пристальное внимание должно уделяться физическому развитию молодежи, пропаганде здорового образа жизни. Нужно обеспечить молодежи доступность пользования спортивными объектами, создать условия для развития системы физической культуры и спорта с целью массового вовлечения детей и молодежи в регулярные физкультурно-спортивные занятия, занятия туризмом, техническими, военно-прикладными, народными и национальными видами спорта. Особое место должна занять деятельность по профилактике злоупотребления молодежью веществами с психоактивным действием.
2. Создание новых рабочих мест, развитие промышленности, предпринимательства
В любом обществе молодежь является основным резервом трудовых ресурсов. В настоящее время социальная нестабильность, недостаточное количество рабочих мест по сравнению с численностью трудовых ресурсов препятствуют реализации права молодежи на свободный выбор рода деятельности, на распоряжение своими способностями к труду. Профессиональная ориентация молодежи не соответствует потребности современного рынка труда, наблюдается несоответствие между свободными рабочими местами и профессионально-квалификационным уровнем подготовки молодежи. Молодежь это чутко улавливает.
В целях поддержки предпринимательской деятельности молодежи необходима разработка соответствующих программ, предусматривающих бюджетную поддержку организаций, имеющих в своем составе не менее 75% молодых людей, работающих на постоянной основе, и индивидуальных предпринимателей в возрасте до 30 лет, а также обучение молодежи основам предпринимательской деятельности. Представляется целесообразным льготное кредитование предпринимательской деятельности молодежи путем создания региональных фондов по обеспечению молодежного предпринимательства с привлечением бюджетных и внебюджетных источников.
Необходимо оказание социальной помощи путем предоставления необходимой информации о возможностях временного и вторичного трудоустройства молодежи.
3. Вовлечение молодежи в процесс обеспечения правопорядка
и безопасности в городе
Как показывает анализ опыта работы общественных молодежных объединений, структуры по типу РОСТО, дружинников, спортивных объединений, организованные на платной основе, будут иметь возможность реализовать три потребности, отмеченные молодежью практически во всех проводимых опросах - обеспечение условий для поддержания правопорядка, организацию борьбы с наркоманией и развитие спорта. Дальнейшего развития и обязательной поддержки органов местного самоуправления требует система ВУЗ-безопасность.
4. Льготная система обеспечения жильем молодежи
В кратчайшие сроки следует разработать систему мер по обеспечению молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, предусмотреть выделение безвозмездных субсидий молодым семьям в зависимости от числа детей в семье. Система МЖК, ипотечные молодежные кредиты под гарантии городского бюджета, муниципальные молодежные агентства по недвижимости могут обеспечить эффективное использование бюджетных средств и обезопасить их от распыления и ежегодной потребности увеличивать сумму затрат без гарантии решения поставленных задач.
5. Комплексная программа помощи молодым семьям
Основная цель направления деятельности - обеспечение условий для преодоления негативных демографических тенденций и улучшения материального положения молодых семей, уменьшения бедности и увеличения помощи малоимущим семьям, предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой. Необходимо разработать механизмы материального стимулирования семей к рождению детей, предусматривающие создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми. Среди них - дальнейшее совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, повышение его адресности и значимости для семьи. Следует рассмотреть вопрос о специальной "иркутской" надбавке к размерам единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередного рождения, размеры ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, детей военнослужащих срочной службы и детей, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов. Установить дополнительные гарантии для детей-сирот и детей-инвалидов. В области стимулирования семьи к рождению детей представляется необходимым подготовить и внести в установленном законодательством порядке в соответствующие федеральные органы предложения об использовании возможности налоговой политики в отношении физических лиц, для чего предусмотреть налоговые вычеты для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей. Для поддержки молодых семей и их ориентации на рождение детей необходимо обеспечить дальнейшее развитие центров и клубов молодой семьи, социальных служб для молодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья.
- ориентация системы общественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики;
- создание условий для жизнедеятельности семьи, способствующих возможности рождения, содержания и воспитания нескольких детей, и направленных на увеличение количества семей имеющих 3-4 ребенка, путем повышения качества и уровня жизни семей, в том числе улучшения жилищных условий молодежи;
- обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
- повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;
- формирование общественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя и более детьми.
6. Вовлечение молодежи в общественно-полезный труд по благоустройству города
Обеспечение рынка ремонтных услуг для городского населения по обслуживанию жилищно-коммунальной сферы за счет развития молодежно-студенческих структур по типу стройотрядов должно наполнить реальным содержанием потребность молодежи в красивом и чистом месте для жизни, в рабочих местах, обеспеченных муниципальным заказом.
Комплексное решение этих вопросов позволит сформировать в молодежной среде высокое гражданское самосознание, патриотическое отношение к Родине, уважение к ее истории, культуре, традициям, укрепит духовное и физическое здоровье молодого поколения, что в свою очередь позволит эффективно решать задачи, стоящие перед обществом и государством.
Говоря о наполнении всех концептуальных позиций конкретным содержанием, необходимо обратить пристальное внимание на следующие разделы:
Научное и информационное обеспечение молодежной политики
Научное обеспечение молодежной политики призвано на основе исследования социального положения молодежи, ее ценностных ориентации и поведения, изучения опыта реализации МП, оценки ее результатов и эффективности обосновать цели и задачи, содержание и направления ее совершенствования. Научные исследования обеспечивают разработку механизмов и технологий, форм и методов работы с молодежью, критериев эффективности политики государства по отношению к молодым гражданам. Таким образом, научные исследования проблем молодежи являются основой формирования МП. Органы государственной власти организуют исследования проблем молодежи и оказывают поддержку гражданам, организациям в исследовании молодежных проблем. Научные исследования проблем молодежи являются частью комплексных целевых программ молодежной политики.
Информационное обеспечение молодежи
Серьезное влияние на воспитание молодежи, формирование ее мировоззрения оказывает информационная среда. На современном этапе наблюдается тенденция разрушения традиционных ценностных ориентиров. Возникший ценностный вакуум провоцирует распространение среди молодых людей иждивенчества, наркомании, алкоголизма, ухода в тоталитарные секты. В этих условиях особую роль приобретает информационная политика, направленная на утверждение в молодежной среде идеалов патриотизма, национального самосознания, высших моральных ценностей, правового сознания. Информационная политика должна формировать в молодежной среде установки на здоровый образ жизни, способствовать социальной адаптации молодежи.
В наши задачи входит информирование молодых граждан об их правах и обязанностях, о возможностях реализации прав на охрану здоровья, образование, социальное обслуживание, профессиональную подготовку и трудоустройство, отдых, социальную реабилитацию, помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций и других. Молодые граждане должны иметь возможность получения полной информации по вопросам молодежной политики. Для более широкого вовлечения молодежи в реализацию МП органы государственной власти и местного самоуправления должны широко информировать молодежь о планируемых и осуществляемых мероприятиях в сфере молодежной политики. Им следует также оказывать поддержку центрам информации для молодежи, другим организациям, осуществляющим информационное обслуживание молодых граждан, содействовать СМИ в освещении молодежных проблем и мероприятий молодежной политики. Необходимо рассмотреть вопрос о создании специального информационного центра, который проводил бы городскую молодежную политику в средствах массовой информации или возрождение молодежной газеты. Необходимо проработать возможность создания на базе МУП "Иркутск" молодежных телевизионных программ, молодежных страниц в газетах и на радио, молодежного Интернет-сайта.
Реализация мероприятий по информационному обеспечению молодежи будет способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. Будет формироваться положительный образ героя нашего времени - патриота, труженика, законопослушного гражданина и честного человека. Необходимо найти такого героя современности.
Молодежь получит доступ к информации по вопросам образования, трудоустройства, организации досуга, деятельности молодежных общественных организаций и другим интересующим ее темам.
<< Часть 1 Часть 1 |
Часть 3 >> Часть 3 |
|
Содержание Решение городской Думы города Иркутска от 22 ноября 2002 г. N 296-22гД(3), 019-20-296/2 "Об утверждении концепции молодежной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.