Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 9 июля 2007 г. N 174
"Об утверждении Порядка организации и осуществления лесопатологического мониторинга"
Приказом Минприроды России от 4 августа 2015 г. N 340 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии со статьей 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга.
Министр |
Ю.П. Трутнев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 июля 2007 г.
Регистрационный N 9880
Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга
(утв. приказом МПР РФ от 9 июля 2007 г. N 174)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278).
2. Лесопатологический мониторинг включает проведение сбора, анализа и использования информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам.
3. Информационной основой организации и осуществления лесопатологического мониторинга являются:
а) данные лесоустройства;
б) результаты лесопатологических обследований;
в) данные государственного лесного реестра;
г) сведения о метеорологической обстановке;
д) картографические материалы.
4. При осуществлении лесопатологического мониторинга обеспечиваются:
а) своевременное выявление неудовлетворительного лесопатологического состояния лесов, определение причин его возникновения;
б) проведение оценки эффективности профилактических, санитарно-оздоровительных мероприятий, авиационных и наземных работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
в) подготовка прогноза развития наблюдаемых в лесах патологических процессов и явлений, а также проведение оценки их возможных последствий;
г) подготовка, обработка и хранение информации о лесопатологическом состоянии лесов;
д) подготовка обзоров санитарного и лесопатологического состояния лесов, рекомендаций по обеспечению санитарной безопасности в лесах;
е) своевременное направление информации о необходимости проведения мероприятий по защите лесов лицам, осуществляющим защиту лесов.
5. В первую очередь лесопатологический мониторинг организуется в отношении лесных насаждений ценных древесных пород, защитных лесов, лесов, расположенных в зонах техногенного загрязнения, пострадавших от стихийных бедствий, пожаров, вредных организмов, иных неблагоприятных факторов. Объектами лесопатологического мониторинга являются также опасные для леса вредные организмы, в том числе отнесенные к категории карантинных, и другие факторы, негативно влияющие на состояние лесов.
6. Способами осуществления лесопатологического мониторинга являются:
а) наземные наблюдения за состоянием объектов лесопатологического мониторинга;
б) дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;
в) лесопатологическая таксация;
г) экспедиционные обследования.
7. Применение способов осуществления лесопатологического мониторинга определяется в соответствии с лесозащитным районированием. В зоне слабой лесопатологической угрозы применяются преимущественно дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и, при необходимости, экспедиционные обследования. В зоне средней лесопатологической угрозы применяются дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов, наземные наблюдения за состоянием объектов лесопатологического мониторинга и лесопатологическая таксация. В зоне сильной лесопатологической угрозы используются все способы лесопатологического мониторинга с преобладанием наземных наблюдений за состоянием объектов лесопатологического мониторинга.
II. Наземные наблюдения за состоянием объектов лесопатологического мониторинга
8. Наземные наблюдения за состоянием объектов лесопатологического мониторинга осуществляются на сети постоянных пунктов наблюдения, размещенных или равномерно по площади лесов, или с учетом выделенных более однородных групп (страт) лесных насаждений, сходных по древесным породам, типам леса, возрастам, лесорастительным условиям.
9. Периодичность осуществления наземных наблюдений за состоянием объектов лесопатологического мониторинга и количество постоянных пунктов наблюдения с учетом заданной точности определяются в зависимости от зоны лесопатологической угрозы.
10. Постоянные пункты наблюдения организуются в лесах различного целевого назначения и фиксируются на местности с помощью лесохозяйственных знаков.
11. При обнаружении на постоянных пунктах наблюдения опасных отклонений в состоянии лесных насаждений или при появлении признаков массового размножения вредных организмов осуществляются регулярные лесопатологические наблюдения за изменением численности вредных организмов в целях своевременного определения степени поражения и размера усыхания лесных насаждений.
III. Дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов
См. Временный регламент работы информационного блока "Дистанционный лесопатологический мониторинг" информационной системы дистанционного мониторинга, утвержденный приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2008 г. N 178
12. Дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов предусматривают использование аэрокосмических средств наблюдения и включают в себя космическую и авиационную съемку, аэровизуальное обследование лесов.
Дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов представляют собой регулярные выборочные наблюдения либо специальные обследования в случае возникновения массовых повреждений лесов.
13. При осуществлении дистанционных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов масштаб (пространственное разрешение) авиационной и (или) космической съемки, вид изображений, спектральное разрешение, время и периодичность съемки, установление порядка получения материалов съемки, необходимых технических и программных средств для их обработки и анализа определяются в зависимости от объекта и задач лесопатологического мониторинга.
14. Информация о состоянии лесов, полученная в результате осуществления дистанционных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов, используется в том числе для решения следующих задач:
а) выбора первоочередных объектов для применения других способов лесопатологического мониторинга;
б) разработки и составления тематических, в том числе оценочно-прогнозных карт;
в) обеспечения наземного наблюдения за состоянием объектов лесопатологического мониторинга.
15. Оценка лесопатологического состояния лесов при осуществлении дистанционных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов осуществляется путем дешифрирования снимков, распознавания изображенных на них признаков повреждения и усыхания лесных насаждений. Работа с данными аэрокосмических средств наблюдения проводится с использованием геоинформационных технологий, с привлечением наземных наблюдений за состоянием объектов лесопатологического мониторинга на тестовых участках, цифровых карт и материалов государственной инвентаризации лесов.
IV. Лесопатологическая таксация
16. Лесопатологическая таксация проводится с целью определения границ площади, занятой лесными насаждениями, подвергшимися негативному воздействию патологических факторов.
17. Лесопатологическая таксация организуется и проводится на основании результатов наземных наблюдений за состоянием объектов лесопатологического мониторинга и дистанционных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов, а также лесопатологического обследования.
18. При лесопатологической таксации осуществляются визуальная оценка состояния лесных насаждений, численности и распространения вредных организмов, а также учет плотности вредных организмов, в том числе с применением инструментальных измерений.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IV. Экспедиционные обследования
19. Экспедиционные обследования используются в случаях поражения лесов неблагоприятными факторами на значительных площадях для определения санитарного и лесопатологического состояния лесов и причин их ослабления.
20. В зависимости от поставленных задач, планируемой точности работ и доступности лесных участков экспедиционные обследования делятся на сплошные и выборочные экспедиционные обследования. Сплошные экспедиционные обследования применяются в защитных и эксплуатационных лесах. Выборочные экспедиционные обследования применяются в резервных лесах, а также в лесах, частично или полностью недоступных для наземного транспорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В связи с введением в действие нового Лесного кодекса РФ утвержден Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга, включающего сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов.
Информационной основой лесопатологического мониторинга являются данные лесоустройства, результаты лесопатологических обследований, данные государственного лесного реестра, сведения о метеорологической обстановке и картографические материалы.
В первую очередь лесопатологический мониторинг организуется в отношении лесных насаждений ценных древесных пород, защитных лесов, лесов, расположенных в зонах техногенного загрязнения, пострадавших от стихийных бедствий, пожаров, вредных организмов, иных неблагоприятных факторов.
Лесопатологический мониторинг осуществляется следующими способами: наземные наблюдения за состоянием объектов мониторинга (использование сети постоянных пунктов наблюдения); дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов (космическая и авиационная съемка, аэровизуальное обследование лесов); лесопатологическая таксация (визуальная оценка состояния лесных насаждений, численности и распространения вредных организмов); экспедиционные обследования (применяется в случаях поражения лесов неблагоприятными факторами на значительных площадях).
Способы осуществления лесопатологического мониторинга определяются в зависимости от расположения лесов в зоне слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы.
Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 9 июля 2007 г. N 174 "Об утверждении Порядка организации и осуществления лесопатологического мониторинга"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 июля 2007 г.
Регистрационный N 9880
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 30 июля 2007 г. N 31
Приказом Минприроды России от 4 августа 2015 г. N 340 настоящий приказ признан утратившим силу