Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Положению о порядке проведения
конкурса инвестиционных проектов
общегородского значения
Перечень
критериев оценки инвестиционных проектов
общегородского значения
(утв. Постановлением мэра г.Иркутска
от 11 февраля 2003 г. N 031-06-115/3)
Раздел "Продукция, услуга"
- Соответствие поставленным целям (задачам) - оценивается соответствие конечного продукта (услуги) инвестиционного проекта (далее проект) потребностям населения, которые входят в приоритетные задачи городского развития (решает поставленные конкурсом проектов задачи)
Оценки распределяются следующим образом:
0 - не удовлетворяет поставленным целям (задачам).
1 - лишь частичное удовлетворение потребностей населения и частичное решение поставленных задач, требует существенной доработки;
2 - удовлетворяет в большей части;
3 - полностью удовлетворяет потребностям населения и соответствует приоритетам городского развития.
- оценка качества - оценивается качество продукта (услуги) проекта, наличие сертификата, лицензии (если это требуется).
Оценки:
0 - качество неудовлетворительное;
1 - удовлетворительное качество;
2 - хорошее качество;
3 - отличное качество.
- оценка продукта (услуги) по цене - оценивается соответствие уровня цен продукции (услуги) уровню доходов конечного потребителя в г.Иркутске и доступность потребителю.
Оценки:
0 - доступно узкому кругу лиц, с высоким уровнем доходов (богатые);
1 - доступно лицам с доходом на много выше среднего (зажиточные);
2 - доступно лицам с доходом выше среднего (состоятельные);
3 - для большинства потребителей со средним и ниже среднего доходом (средний класс).
Раздел "План маркетинга"
- объем охвата рынка - в соответствии с бизнес-планом, определяется емкость рынка, измеряемая в натуральных единицах, которую может охватить проект (учитывая его мощности). Оценивается, на сколько проект может удовлетворить потребность рынка, определенную приоритетными направлениями городского развития.
Оценки:
0 - незначительный объем, до 5%;
1 - до 25%;
2 - до 50%;
3 - до 75% и более.
- качество исследования спроса - оценивается, насколько подтвержден заявленный в бизнес-плане объем охвата рынка.
Оценки:
0 - объем совершенно не обоснован;
1 - объем подтвержден на 25% - 50%;
2 - на 50% - 75%;
3 - более 75%.
- качество исследования конкуренции - оценивается качество изучения конкурентов на рынке сбыта: кто является конкурентом, их сильные и слабые стороны.
Оценки:
0 - плохое качество, анализ конкуренции вообще не приводится;
1 - низкое качество, недооценка конкурентов;
2 - хорошее качество, имеется значительная информация о конкурентах;
3 - отличное качество, полный анализ рынка продукции (услуг) с изложением возможного поведения конкурентов при реализации проекта.
Раздел "План производства"
- организационный план - оценивается наличие в бизнес-плане описания (календарный план, организационно-правовые моменты проекта, затраты на организацию, получение лицензий и прочее) организации процесса производства продукции (услуг).
Оценки:
0 - план организации отсутствует, либо его организационные моменты не возможно реализовать;
1 - требует существенной доработки, либо существуют сложности с организацией, мешающие реализации проекта;
2 - следует доработать по ряду вопросов;
3 - организационный план полный.
- соответствие местной инфраструктуре - оценка соответствия проекта местным инфраструктурным условиям (местоположение, имеющаяся инфраструктура, источники ресурсов, окружающая среда и прочее).
Оценки:
0 - не соответствует полностью, либо реализация проекта без надлежащей инфраструктуры невозможна и создание данной инфраструктуры не планируется;
1 - соответствует лишь частично, но проект не может быть реализован без существенных затрат по созданию необходимой инфраструктуры, что не предусмотрено самим проектом;
2 - затраты на подготовку соответствующей инфраструктуры предусмотрены проектом;
3 - инфраструктура полностью соответствует проекту, дополнительных вложений не требуется.
- оценка технологического уровня - оценивается технология производства (ручная, механизированная, автоматизированная) продукции (услуг), производственные фонды (старые, новые традиционные, либо новые компьютеризированные, инновационные) и система контроля качества.
Оценки:
0 - неудовлетворительно;
1 - удовлетворительно;
2 - хорошо;
3 - отлично.
- оценка персонала - оценивается план по персоналу (управленческому и производственному), способность персонала реализовать заявленный проект. В случае если проект предусматривает набор персонала, исходить из возможности привлечения кадров соответствующей квалификации на территорию города.
Оценки:
0 - неудовлетворительно, план по персоналу отсутствует;
1 - удовлетворительно, план по персоналу существует, но требуется поиск новых кадров для реализации проекта и их обучение;
2 - хорошо, для реализации проекта требуется переобучение и повышение квалификации персонала;
3 - отлично, существует команда опытных специалистов способных реализовать проект.
- оценка обеспеченности производства - оценивается уровень обеспеченности производства необходимыми ресурсами (доступность, качество, бесперебойность поставок, независимость от одного поставщика)
Оценки:
0 - поставщики не определены;
1 - поставщик в единственном числе, что связано с большим риском не поставки ресурсов, либо ресурсы низкого качества;
2 - существует множество поставщиков, качество удовлетворительное, но существуют некоторые проблемы, сказывающиеся на повышении издержек (например, удаленность поставщиков);
3 - отношения с поставщиками и качество ресурсов обеспечивают преимущества перед конкурентами.
Раздел "Финансовый план"
- правильность и адекватность расчетов - оценивается достоверность расчетов, их соответствие экономической среде.
Оценки:
0 - неудовлетворительно, исходные данные не соответствуют реальным экономическим показателям, расчеты имеют грубые арифметические ошибки, нет обоснований полученных данных в разделах бизнес-плана;
1 - удовлетворительно, достоверность данных вызывает сомнение;
2 - хорошо, исходные данные верны, некоторые показатели не обоснованы;
3 - отлично, исходные данные верны, достоверность расчетов не вызывает сомнений.
- доля собственных средств в проекте
Оценки:
0 - собственные средства не вкладывают;
1 - до 25%;
2 - до 50%;
3 - до 75%.
- объем финансирования - оценивается сумма привлекаемых финансовых вложений
Оценки:
0 - до 50 млн рублей и более;
1 - до 25 млн рублей;
2 - до 12 млн рублей;
3 - до 6 млн рублей.
- анализ калькуляции себестоимости - оценивается наличие и детализация калькуляции себестоимости выпуска продукции (оказания услуг, выполнения работ).
Оценки:
0 - анализ отсутствует;
1 - калькуляция себестоимости требует существенной доработки;
2 - калькуляция себестоимости требует доработки только по некоторым вопросам;
3 - приведен полный анализ калькуляции себестоимости, отражает реальные издержки производства.
- наличие и полнота прогнозных данных - оценивается наличие и приближенность к реальности прогнозных расчетов (отчет о прибылях и убытках, движение денежных средств, прогнозный баланс).
Оценки:
0 - прогнозные данные отсутствуют, либо абсолютно недостоверны;
1 - прогнозные данные требуют существенной доработки;
2 - прогнозные данные требуют доработки только по некоторым вопросам;
3 - прогнозные данные приводятся полностью, имеют большую вероятность реализации.
Раздел "Коммерческая эффективность проекта"
- прибыльность проекта - оценивается прибыльность проекта.
Оценки:
0 - проект убыточен;
1 - прибыль по проекту сложно предсказуема, больше вероятность получения убытка;
2 - на период капитальных затрат и выхода на полную мощность проект имеет убыток, далее выход на прибыль;
3 - проект прибыльный на весь период реализации проекта.
- срок окупаемости - оценивается, за какой период будут возвращены инвестиции, вложенные в проект (со стороны Администрации г.Иркутска)
0 - более 5 лет;
1 - до 5 лет;
2 - до 3-х лет;
3 - до 1,5 лет.
Раздел "Риски проекта"
По данному разделу оцениваются степень вероятности наступления всевозможных событий, оказывающих влияние на проект. Риски разделены по однородным признакам своей среды возникновения. Максимальная оценка по данному разделу может составлять 2 балла. Оценки распределяются по следующим категориям:
- допустимый риск (2 балла) - это риск, в пределах зоны которого деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размера ожидаемых результатов реализации проекта;
- критический риск (1 балл) - это риск, при котором существует угроза потери дохода. Зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемые результаты реализации проекта и в крайнем случае могут привести к потере всех средств, вложенных в проект;
- катастрофический риск (0 баллов) - риск, при котором возникает неплатежеспособность участников проекта. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновения экологической катастрофы.
- организационный риск - риски, связанные с внутренней организацией работы предприятия (ошибки менеджмента, сотрудников; проблемы контроля качества; нарушения техники безопасности и прочее).
Оценки:
0 - катастрофический риск;
1 - критический риск;
2 - допустимый риск;
- рыночный риск - риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры (вероятность финансовых потерь из-за изменения цены товара (услуги), либо увеличения издержек производства; риск снижения спроса; риск потери ликвидности).
Оценки:
0 - катастрофический риск;
1 - критический риск;
2 - допустимый риск;
- кредитный риск - это риск не выполнения обязательств участниками проекта (риск не возврата кредита).
Оценки:
0 - катастрофический риск;
1 - критический риск;
2 - допустимый риск;
- юридический риск - это риск потерь, связанных с тем, что действующее законодательство не было учтено при разработке проекта.
Оценки:
0 - катастрофический риск;
1 - критический риск;
2 - допустимый риск;
- технико-производственный риск - риск нанесения ущерба окружающей среде (риск возникновения аварий, пожаров, поломок; строительные риски).
Оценки:
0 - катастрофический риск;
1 - критический риск;
2 - допустимый риск;
Раздел "Внешние эффекты проекта"
Внешние эффекты инвестиций показывают, как отражается на городе осуществление того или иного проекта. Внешние эффекты инвестиций - это экономические и социальные результаты, в наименьшей степени поддающиеся прямому расчету, здесь приходится пользоваться системой косвенных индикаторов (один и тот же внешний эффект может быть или положительным, или отрицательным - его необходимо соотносить с перспективой города).
- влияние на занятость - оценка на перспективу, что выгоднее - решать проблемы с безработицей или с невыплатой заработной платы. Сохранение рабочих мест любой ценой, вне зависимости от того, как и какую люди получают заработную плату, - не самоцель. Целью городской политики может быть - поддержание эффективной занятости.
Оценки:
0 - увеличивается безработица;
1 - образуются новые или сохраняются старые рабочие места, но заработная плата работников ниже среднего уровня дохода сложившегося в экономике города (неэффективная занятость);
2 - сохраняются рабочие места, и увеличивается заработная плата работников (поддержание эффективной занятости);
3 - образуются новые рабочие места со средним и выше среднего доходом (рост эффективной занятости);
- влияние на экологию города - оценивается влияние реализации проекта на окружающую среду города, здоровье населения и т.д.
Оценки:
0 - отравляющее (недопустимое) влияние проекта на городскую среду;
1 - польза от проекта и вред городской среде нейтрализуют друг друга;
2 - отрицательное влияние на состояние городской среды в допустимых пределах или положительный эффект реализации проекта существенно превышает отрицательный;
3 - улучшает состояние окружающей среды города.
- мультипликативный эффект развития - при оценке проекта с точки зрения перспектив города надо стремиться к тому, чтобы город приближался к органичной функциональной структуре, чтобы отдельные проекты взаимодополняли друг друга и были вовлечены в сложившиеся внутригородские хозяйственные и социальные связи (каким образом данный проект дополняет сложившуюся отраслевую ориентацию города; как изменяется в результате доля заказов и подрядов, которые получают предприятия города в ходе выполнения данного проекта).
Оценки:
0 - проект обособлен, не влияет на функциональную модель города;
1 - проект влияет на отдельные не приоритетные сферы экономики города;
2 - проект влияет на отдельные приоритетные сферы экономики города;
3 - проект вписывается в функциональную модель города, стимулирует активизацию городских хозяйствующих субъектов, появляются новые эффективные проекты в различных сферах экономики города.
- влияние на состояние городского бюджета - оценивается, каким образом проект влияет на бюджет города: повышаются (налоговые и неналоговые) доходы городского бюджета или наоборот некоторые косвенные результаты реализации проекта могут повлечь увеличение расходов бюджета, которые превысят прямые доходы от проекта.
Оценки:
0 - проект увеличивает нагрузку на расходную часть бюджета города, доходы от него не покрывают расходы;
1 - не увеличивает расходов бюджета, но приносит незначительный доход в бюджет города;
2 - высокая экономия расходной части бюджета города, либо поступление дохода, покрывающего первоначальные бюджетные расходы, связанные реализацию проекта (например, при компенсации процентной ставки или лизингового платежа);
3 - одновременно проект увеличивает прямые и косвенные доходы бюджета города, снимает большую нагрузку с расходной части бюджета города.
- социальный эффект - оценивается влияние проекта на социальные связи и решение социальных проблем;
Оценки:
0 - проект отвергает местная общественность (отрицательно);
1 - производит демонстративный эффект, но без дополнительных мероприятий не решает социальных проблем (нейтрально);
2 - снимает социальную напряженность в приоритетной для города сфере (положительно);
3 - проект решает множество социальных проблем, способствует повышению уровня образования населения и прочее.
Данные, полученные в результате оценки критериев, вносятся в таблицу N 1.
Таблица N 1
Раздел/ критерий |
Оценка |
Сумма оценок раздела |
Коэффициент весомости |
Балл с учетом коэффициента весомости |
Итоговый балл |
Примечание к таблице N 1:
Балл с учетом коэффициента весомости определяется, как сумма оценок критериев каждого раздела умноженная на коэффициент весомости раздела.
Итоговый балл определяется суммированием баллов всех разделов с учетом коэффициента весомости.
Коэффициент весомости каждого раздела определяется распоряжением мэра г.Иркутска о проведении конкурса, при этом сумма коэффициентов весомости разделов должна равняться 1.
Председатель Комитета
по экономике и финансам |
Г.Д.Зюбр |
Начальник отдела инвестиционной
и кредитной политики |
Г.А.Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.